На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Письмо Министерства регионального развития РФ
от 13 октября 2009 г. № 33692-ВШ/06

В соответствии с письмом Администрации Президента Российской Федерации от 18 сентября 2009 г. № А26-04-347229 Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело обращение о проблемах организации местного самоуправления в городском поселении Быково Раменского района Московской области, и в рамках своей компетенции сообщает.

Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает различные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Активная позиция граждан при этом играет одну из ключевых ролей, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такой конституционно-правовой статус системы местного самоуправления предполагает, что наиболее приближенный к населению уровень публичной власти будет находиться под непосредственным наблюдением и контролем самих граждан.

Необходимо отметить, что степень инициативности населения обусловлена, в числе прочего, уровнем информационной открытости органов местного самоуправления.

В целях повышения информационной открытости государственных органов власти и органов местного самоуправления принят Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который вступает в силу с 1 января 2010 г.

Кроме того, установлением фактов нарушения или несоблюдения российского законодательства должностными лицами, в том числе должностными лицами органов местного самоуправления, а также привлечения их к ответственности занимаются специально созданные для этого государственные органы.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет прокуратура Российской Федерации. То есть, вопросы соответствия устава муниципального образования действующему законодательству, а также законности процедуры его принятия также относится к компетенции органов прокуратуры.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" в случае, если в результате проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования указанным выше актам, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Устав же городского поселения Быково зарегистрирован ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Государственном реестре уставов муниципальных образований 18 августа 2006 г. № RU505251042006001.

Относительно строительства многоэтажного жилого дома в городском поселении Быково следует отметить, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

При этом, статьей 78 Федерального закона № 131-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

По вопросам ответственности должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе законодательства о местном самоуправлении также следует отметить, что глава 10 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает формы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроля и надзора за их деятельностью.

Часть 1 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами прокуратуры Российской Федерации и другими уполномоченными федеральным законом органами.

Кроме того, статья 24 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность голосования но отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона № 131-ФЗ голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения.

Факты неудовлетворительной работы прокуратуры и незаконность действий (бездействий) должностных лиц могут быть установлены также соответствующими органами в ведомственном порядке, в вышестоящих органах прокуратуры, в том числе в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, или в судебном порядке.

Таким образом, законодательство содержит необходимые инструменты привлечения должностных лиц к ответственности за совершенные ими действия (бездействие), противоправность которых должна быть установлена соответствующими органами.

 

И.о. директора Департамента развития
федеративных отношений и местного самоуправления

В.А. Живулин