РЕКОМЕНДАЦИЯ Государственная система обеспечения единства измерений Порядок реализации метрологическими МИ 3292-2010 Москва 2010 г. Предисловие 1. Разработана рабочей группой: Исаев Л.К., Комиссаров С.В., Жданкин С.С., Седова Н.И. (ФГУП «ВНИИМС»), Бугаев В.Ю., Иванов А.В. (ФГУП «ВНИИФТРИ»), Чуновкина А.Г. (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева), Коростин С.В. (ФГУ «Менделеевский ЦСМ»), Белоцерковский В.И. (Госстандарт) 2. Утверждена Госстандартом 11.11.2010 3. Зарегистрирована ФГУП «ВНИИМС» 12.11.2010 4. Введена впервые СОДЕРЖАНИЕ Рекомендация
введена с 01.01.2011 1 Область примененияНастоящая Рекомендация регламентирует порядок реализации метрологическими институтами Госстандарта Соглашения (Договоренности) о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами (далее Соглашения CIPM MRA), которое было подписано под эгидой Международного Комитета Мер и Весов (МКМВ) 14 октября 1999 года. Рекомендация применяется при планировании основных мероприятий Росстандарта по реализации Соглашения CIPM MRA, в процессе организации международных сличений государственных первичных эталонов России и работ по оценке эффективности систем менеджмента качества национальных метрологических институтов, для подготовки данных по калибровочным и измерительным возможностям к опубликованию на сайте Международного Бюро Мер и Весов (МБМВ) и отчетов Росстандарта о реализации Соглашения CIPM MRA, представляемых в международные метрологические организации. 2 Нормативные ссылкиВ настоящей Рекомендации использованы нормативные ссылки на следующие международные документы: Рекомендация КООМЕТ R/GM/12:2007 «Правила ведения Программы сличений КООМЕТ»; Рекомендация КООМЕТ R/GM/7:2006 «Процедура проведения внутренней экспертизы измерительных и калибровочных возможностей национальных метрологических институтов КООМЕТ и межрегиональной экспертизы институтов других региональных метрологических организаций»; Рекомендация КООМЕТ R/GM/11:2010 «Положение о сличениях эталонов национальных метрологических институтов КООМЕТ»; Рекомендация КООМЕТ R/GM/14:2006 «Руководство по оцениванию данных ключевых сличений КООМЕТ»; Рекомендация КООМЕТ R/GM/19:2008 «Руководство по оцениванию данных дополнительных сличений КООМЕТ»; Рекомендация КООМЕТ R/AQ/9:2010 «Рекомендация по оценке систем менеджмента качества национальных метрологических институтов»; Рекомендация КООМЕТ R/AQ/13:2010 «Порядок и процедура оценки систем менеджмента качества национальных метрологических институтов КООМЕТ»; Рекомендация КООМЕТ R/GM/15:2007 «Порядок оформления сертификатов калибровки, выдаваемых национальными метрологическими институтами в рамках CIPM MRA»; Документ КООМЕТ D4/2003 «Публикации КООМЕТ. Классификация, порядок разработки, утверждения и регистрации. Основные положения»; Документ МКМВ CIPM MRA-G-01 «Руководство по применению Соглашения CIPM MRA»; Документ МКМВ CIPM MRA-G-02 «Руководство по мониторингу и отчетности региональных метрологических организаций о функционировании систем качества»; Документ МКМВ CIPM MRA-G-03 «Основные направления пересмотра CMC, наблюдения и отчетности о состоянии систем качества, проводимыми Международными межправительственными организациями, подписавшими Соглашение CIPM MRA»; Документ МКМВ CIPM MRA-D-01 «Правила процедуры JCRB»; Документ МКМВ CIPM MRA-D-02 «Использование логотипа Соглашения CIPM MRA»; Документ МКМВ CIPM MRA-D-04 «Калибровочные и измерительные возможности в контексте Соглашения CIPM MRA»; Документ МКМВ CIPM MRA-D-05 «Сличения в рамках Соглашения CIPM MRA»; Документ МКМВ CIPM/2009-24 «Прослеживаемость в Соглашении CIPM MRA». 3 Термины и определенияВ настоящей Рекомендации применяют следующие термины с соответствующими определениями: степень эквивалентности эталона: Степень, до которой значение эталона измерения соответствует опорному значению ключевого сличения. Она выражается количественно как отклонение от опорного значения ключевого сличения и как неопределенность этого отклонения. Степень эквивалентности между двумя эталонами выражается как разность между их соответствующими отклонениями от опорного значения ключевого сличения и как неопределенность этой разности. ключевое сличение: Одно из ряда сличений, выбранное Консультативным комитетом МКМВ для проверки принципиальных приемов и методов в данной области (отметим, что ключевые сличения могут включать сличения кратных и дольных основных и производных единиц СИ, а также сличения артефактов). ключевое сличение МКМВ: Ключевое сличение, организуемое Консультативным комитетом МКМВ или МБМВ, приводящее к опорному значению ключевого сличения. ключевое сличение РМО: Ключевое сличение, выполняемое региональной метрологической организацией. Примечание - Только ключевые сличения, организуемые Консультативным комитетом МКМВ или МБМВ, дают опорное значение ключевого сличения. Для ключевого сличения, выполняемого региональной метрологической организацией, связь с опорным значением ключевого сличения получают путем ссылки на результаты от тех институтов, которые также принимали участие в ключевом сличении МКМВ. опорное значение ключевого сличения (KCRV): Опорное значение и его неопределенность, получающиеся в результате ключевого сличения, проводимого МКМВ. дополнительные сличения: Сличения, проводимые Консультативными комитетами МКМВ, региональными метрологическими организациями и МБМВ с целью удовлетворения специфических потребностей, не охватываемых ключевыми сличениями, включая сличения с целью поддержки доверия к сертификатам калибровки. пилотные сличения: Сличения, проводимые с целью выявления систематических расхождений результатов измерений в НМИ - участниках сличений и установления фактического уровня воспроизводимости результатов в их группе. Эти сличения обычно проводятся в областях новых видов измерений и/или предшествуют ключевым сличениям. НМИ-пилот: Национальный метрологический институт, ответственный за организацию и проведение сличения и обработку его результатов. координатор сличения: Сотрудник НМИ-пилота, непосредственно координирующий проведение сличения. калибровочные и измерительные возможности (calibration and measurement capabilities - CMC): Оценка точности калибровки и измерений, гарантируемой НМИ потребителям его метрологических услуг, в виде значения расширенной неопределенности результатов измерений, проведенных НМИ, при уровне доверия 0,95. CMC характеризуют качество метрологических услуг, предоставляемых потребителям на постоянной основе. Данные по CMC публикуются в базе данных на сайте МБМВ (Приложение С к Соглашению CIPM MRA). 4 Обозначения и сокращенияМБМВ - Международное Бюро Мер и Весов МКМВ - Международный Комитет Мер и Весов МКЗМ - Международный Комитет Законодательной Метрологии ИСО - Международная организация по стандартизации ИЛАК - Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий ЕВРАМЕТ - Европейское сотрудничество по эталонам КООМЕТ - Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений ОКЭ - Объединенный комитет КООМЕТ по эталонам НМИ - национальный метрологический институт CMC - калибровочные и измерительные возможности СМК - система менеджмента качества JCRB - Объединенный комитет региональных метрологических организаций и МБМВ 5 Общие положения5.1 Согласно Соглашению CIPM MRA на сайте МБМВ публикуются данные о калибровочных и измерительных возможностях (CMC) национальных метрологических институтов (НМИ) - участников этого соглашения, хранителей первичных эталонов своих стран. Достоверность и взаимное признание CMC, включенных в базу данных МБМВ, основывается на результатах: сличений национальных эталонов, организуемых МКМВ, МБМВ и региональными метрологическими организациями; всесторонней национальной, региональной и межрегиональной экспертизе предлагаемых для включения в базу CMC; международных оценок систем менеджмента качества НМИ на соответствие требованиям стандарта ИСО/МЭК 17025. 5.2 Реализация Соглашения CIPM MRA осуществляется Госстандартом, его метрологическими институтами и их представителями в структурных органах КООМЕТ, МБМВ и МКМВ. Сферы ответственности распределяются следующим образом: 5.2.1 Заместитель Руководителя Росстандарта, вице-Президент КООМЕТ - координация деятельности стран-участниц КООМЕТ в области эталонов и по реализации Соглашения CIPM MRA, взаимодействие с МБМВ и представительство в JCRB - Объединенном комитете региональных метрологических организаций и МБМВ; 5.2.2 Член МКМВ и МКЗМ от России с участием представителей Росстандарта в структурных органах международных метрологических организаций (см. Приложение 1) - проведение технической политики в международных метрологических организациях с учетом интересов нашей страны и стран-партнеров по КООМЕТ в признании на международном уровне их национальных эталонов, а также в сближении организационных, правовых и технических норм, обеспечивающих реализацию Соглашения CIPM MRA; 5.2.3 Управление метрологии Госстандарта - формирование и реализация научно-технической политики в области метрологии с учетом анализа результатов международного сотрудничества в рамках Соглашения CIPM MRA, включая организацию разработки прогнозов, планов и программ в области метрологии, обеспечение разработки, совершенствования, подготовки к утверждению и хранения государственных первичных эталонов и проведения их международных сличений, формирование сведений о состоянии, использовании и развитии эталонной базы страны; 5.2.4 Метрологические институты Госстандарта - разработка, модернизация и хранение государственных первичных эталонов и проведение их международных сличений, подготовка CMC-данных для публикации на сайте МБМВ, выполнение требований стандарта ИСО/МЭК 17025 относительно систем менеджмента качества институтов, обеспечение мероприятий Росстандарта и деятельности своих специалистов по реализации Соглашения CIPM MRA в рамках соответствующих структурных органов международных метрологических организаций и КООМЕТ; 5.2.5 Объединенный комитет КООМЕТ по эталонам (ОКЭ) совместно с ТК 1.1 «Общие вопросы измерений (общая метрология)» - организация разработки рекомендаций и информационных материалов КООМЕТ, обеспечивающих научно-методическое сопровождение процессов взаимного признания национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, проведения региональной экспертизы и участия экспертов КООМЕТ в межрегиональной экспертизе CMC-данных, формирования Программы сличений эталонов КООМЕТ и контроля её выполнения, подготовки представляемых в МБМВ отчетов КООМЕТ о реализации Соглашения CIPM MRA, а также представляемых в Госстандарт отчетов о результатах международного сотрудничества в этой сфере; 5.2.6 Технические комитеты ТК 1.6 - ТК 1.12 Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам, возглавляемые специалистами Росстандарта (см. Приложение 2 к настоящей Рекомендации) - обеспечивают проведение региональной экспертизы CMC-данных в закрепленной за ними области измерений, представляемых КООМЕТ в МБМВ, и участие своих экспертов в межрегиональной экспертизе CMC-данных, представляемых другими региональными метрологическими организациями, участвуют в формировании Программы сличений эталонов КООМЕТ, в организации проведения региональных сличений и в подготовке отчетов по реализации Соглашения CIPM MRA; 5.2.7 Члены технических комитетов КООМЕТ ТК 1.2 - ТК 1.5 от Госстандарта - участие в региональной и межрегиональной экспертизе СМС-данных, в формировании Программы сличений эталонов КООМЕТ, в проведении региональных сличений и в подготовке к регистрации сличений КООМЕТ в Приложении В Соглашения CIPM MRA, а также в подготовке отчетов КООМЕТ по реализации Соглашения CIPM MRA; 5.2.8 Член ТК 2 КООМЕТ «Законодательная метрология» от Госстандарта - проведение технической политики в КООМЕТ по сближению организационных, правовых и технических норм, обеспечивающих распространение в сфере Законодательной метрологии накопленного в процессе реализации Соглашения CIPM MRA опыта оценки и признания измерительных возможностей метрологических центров (лабораторий); 5.2.9 Заместитель Председателя Форума качества КООМЕТ, представляющий в этом органе Госстандарт, - формирование и актуализация списка российских экспертов по оценке систем менеджмента качества (СМК) по рассмотрению документов, представляемых НМИ КООМЕТ для признания их CMC, обеспечение участия представителей Госстандарта в разработке нормативных и методических документов КООМЕТ, регламентирующих вопросы организации и оценки СМК НМИ, и в проведении аудита СМК НМИ других стран, организация подготовки метрологических институтов Госстандарта к проверкам их СМК международными комиссиями; 5.2.10 Член ТК 4 КООМЕТ от Госстандарта, Председатель ПК 4.2 «Информация и информационные технологии», технический администратор Сайта КООМЕТ - формирование и ведение автоматизированных баз данных по реализации Соглашения CIPM MRA Россией, странами-членами КООМЕТ и другими странами - участниками этого Соглашения, подготовка для Госстандарта аналитических материалов с использованием этих баз данных; 5.2.11 Член ТК 4 КООМЕТ от Госстандарта, Председатель ПК 4.3 «Подготовка и повышение квалификации специалистов» - координация разработки документов КООМЕТ по организации подготовки и повышения квалификации специалистов НМИ сотрудничающих стран по вопросам, связанным с признанием национальных эталонов, проведением калибровки, поверки и испытаний средств измерений, разработкой и аттестацией методик измерений, а также с внедрением, поддержанием и оценкой эффективности систем качества НМИ; 5.2.12 Национальный секретариат России в КООМЕТ - подготовка предложений к Плану международно-технического сотрудничества Госстандарта в части мероприятий по реализации Соглашения CIFM MRA, подготовка с участием Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам аналитических материалов и отчетов для представления в Госстандарт, КООМЕТ и МБМВ. 6 Планирование основных мероприятий по реализацииСоглашения CIPM MRA 6.1 К основным мероприятиям по реализации Соглашения CIPM MRA относят подготовку и проведение заседаний Объединенного Комитета региональных метрологических организаций и МБМВ (JCRB), Комитета КООМЕТ, Совета Президента КООМЕТ, Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам, Форума качества КООМЕТ и технических комитетов КООМЕТ и/или участие в них представителей Росстандарта, проведение международных сличений национальных эталонов стран-участниц КООМЕТ, организуемых МКМВ или КООМЕТ, и проверок систем менеджмента качества НМИ, организуемых Техническим комитетом Форума качества КООМЕТ, а также представление Комитету КООМЕТ и Госстандарту отчетов о результатах проведения перечисленных выше мероприятий. 6.2 Представители Госстандарта в технических комитетах (ТК) Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам (ОКЭ) направляют Председателю ОКЭ согласованные с руководством метрологических институтов, за которыми закреплены соответствующие ТК, предложения к плану мероприятий по п. 6.1. 6.3 Председатель Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам направляет в Национальный секретариат России в КООМЕТ обобщенные предложения представителей Госстандарта в ТК ОКЭ по п. 6.2 с обоснованием необходимости проведения конкретных мероприятий. Соответствующие предложения, направленные на повышение эффективности систем менеджмента качества национальных метрологических институтов КООМЕТ, в Национальный секретариат России представляет заместитель Председателя Форума качества КООМЕТ. 6.4 Национальный секретариат России в КООМЕТ на основе полученных по п. 6.3 материалов подготавливает и представляет в Управление метрологии Госстандарта предложения по включению соответствующих заданий в План международного научно-технического сотрудничества (МНТС). 7 Подготовка и экспертиза данных по калибровочным и измерительным возможностям, подлежащих опубликованию на сайте МБМВ7.1 Метрологический институт Госстандарта при подготовке данных по калибровочным и измерительным возможностям (CMC) для опубликования на сайте МБМВ использует формат Приложения С к Соглашению CIPM MRA. 7.2 CMC-данные по п. 7.1 вместе с анкетой для оценки уровня CMC, оформленной в соответствии с Рекомендацией КООМЕТ R/GM/7:2006 «Процедура проведения внутренней экспертизы измерительных и калибровочных возможностей национальных метрологических институтов КООМЕТ и межрегиональной экспертизы институтов других региональных метрологических организаций», Метрологический институт Росстандарта направляет электронной почтой председателю соответствующего ТК КООМЕТ и в копии Председателю ОКЭ КОМЕТ. 7.3 Председатель ТК обеспечивает проведение внутренней (региональной) экспертизы полученных CMC-данных и, при отсутствии замечаний, размещение их на специализированном сайте МБМВ для экспертизы CMC вместе с анкетой по оценке уровня CMC и отчетом о проведенной КООМЕТ экспертизе. При наличии замечаний председатель ТК направляет заявителю отчет с замечаниями экспертов по форме, рекомендованной КООМЕТ. В случае выявления необходимости дополнительной проверки системы менеджмента качества (СМК) метрологического института в отчет включают соответствующее обоснование. 7.4 Аналогичным образом председатель ТК КООМЕТ организует проведение региональной экспертизы CMC, представленных НМИ из других стран КООМЕТ, и межрегиональной экспертизы CMC НМИ из других региональных метрологических организаций, руководствуясь при этом требованиями документов МКМВ CIPM MRA-D-04 «Калибровочные и измерительные возможности в контексте Соглашения CIPM MRA» и CIPM MRA-G-02 «Руководство по мониторингу и отчетности региональных метрологических организаций о функционировании систем качества», а также Рекомендации КООМЕТ R/GM/7:2006. 7.5 Срок экспертизы, осуществляемой техническим комитетом КООМЕТ, не должен превышать трёх месяцев с момента получения СМС-данных (срок может быть увеличен на месяц, если у заявителя возникают возражения по поводу выдвинутых ТК замечаний, в результате чего требуется организовать обсуждение и согласование заявленных СМС-данных). 8 Оценка систем менеджмента качества национальных метрологических институтов8.1 Оценка систем менеджмента качества (СМК) метрологических институтов Росстандарта проводится на основе критериев, приведенных в рекомендациях КООМЕТ R/AQ/9:2010 «Рекомендация по оценке систем менеджмента качества национальных метрологических институтов» и R/AQ/13:2010 «Порядок и процедура оценки систем менеджмента качества национальных метрологических институтов КООМЕТ». При этом заместитель директора института по качеству обеспечивает подготовку документов, характеризующих организационную структуру и функционирование этой системы и подтверждающих её соответствие требованиям стандарта ИСО/МЭК 17025 и упомянутых выше рекомендаций КООМЕТ, а также результаты проводимого руководством института анализа эффективности СМК. 8.2 Оценка СМК метрологических институтов Росстандарта проводится в соответствии с планом-графиком, утвержденным Техническим комитетом Форума качества КООМЕТ, по окончании срока действия Свидетельства о признании соответствия системы стандарту ИСО/МЭК 17025 за подписью Председателя Форума качества, выданного на основании положительных результатов проверки Техническим комитетом Форума качества её функционирования, а также в случае ревизии опубликованных на сайте МБМВ CMC-данных, включения в базу данных МБМВ новых CMC или при существенных изменениях структуры и правил функционирования СМК. 8.3 Член ТК Форума качества КООМЕТ от России участвует в организации проводимого Форумом ежегодного мониторинга систем менеджмента качества НМИ КООМЕТ, в подготовке метрологических институтов Росстандарта к проверкам их СМК международными комиссиями а также в организации подготовки и аттестации аудиторов и экспертов КООМЕТ из числа специалистов метрологических институтов Госстандарта и их участия во внешних проверках СМК НМИ других регионов. 8.4 Руководители метрологических институтов Росстандарта обеспечивают участие своих заместителей по качеству в заседаниях Форума качества КООМЕТ. 9 Организация сличений национальных эталонов9.1 Предложения о проведении международных или региональных сличений национальных эталонов и об участии в сличениях выдвигают метрологические институты Росстандарта в порядке, предусмотренном Документом МКМВ - CIPM MRA-D-05 «Сличения в рамках Соглашения CIPM МRА «Руководством по проведению ключевых сличений МКМВ, а также правилами и процедурами КООМЕТ. 9.3 Вопрос о включении предлагаемого сличения в Программу сличений КООМЕТ рассматривают на очередном заседании соответствующего ТК, на котором члены ТК сообщают о возможности и степени участия НМИ своих стран в предлагаемом сличении. По результатам обсуждения ТК: - согласовывает тему КООМЕТ о проведении сличения; - принимает решение о постановке сличения; - проводит его классификацию (ключевое, дополнительное или пилотное); - определяет диапазон CMC, обеспечиваемый сличением; - определяет список его предполагаемых участников; - назначает из числа НМИ, участвующих в данных сличениях, НМИ-пилота сличения для составления технического протокола и графика сличения; - назначает координатора сличения (из числа сотрудников НМИ-пилота). 9.4 Председатель ТК информирует о принятых решениях Секретариат КООМЕТ и председателя ОКЭ, 9.5 НМИ-пилот регистрирует сличение в МБМВ в Приложении В Соглашения CIPM MRA и направляет заполненную форму сличения для внесения в Программу сличений КООМЕТ председателю ОКЭ, который обеспечивает формирование Программы путем объединения программ сличений по видам измерений, составленных соответствующими ТК. Программу сличений КООМЕТ утверждает Комитет КООМЕТ. 9.6 Регистрацию этапов проведения сличения в Приложении В Соглашения CIPM MRA и в Программе сличений КООМЕТ обеспечивают координатор сличения и председатель ОКЭ. 10 Отчетность о реализации Соглашения CIPM MRA10.1 Результаты реализации Соглашения CIPM MRA в рамках КООМЕТ обсуждаются на ежегодных заседаниях Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам, Форума качества КООМЕТ, Совета Президента КООМЕТ, Комитета КООМЕТ, а также на проводимых два раза в год заседаниях Объединенного Комитета региональных метрологических организаций и МБМВ (JCRB). В КООМЕТ подготовка отчетов для рассмотрения данного вопроса на этих заседаниях возложена на Росстандарт. 10.2 Исходя из положений, регламентированных Документом МКМВ CIPM MRA-D-01 «Правила и процедуры JCRB», отчет региональной метрологической организации (РМО) должен содержать: 10.2.1 Общую информацию о наиболее значимых мероприятиях, проведенных в рамках РМО за отчетный период (в частности, о результатах проведенных заседаний руководящих и структурных органов РМО); 10.2.2 Сведения для контакта с руководителями структурных органов РМО и об изменениях в составе руководящего состава этих органов (для КООМЕТ: Президента, руководителя Секретариата, вице-президентов и председателей технических комитетов); 10.2.3 Данные о составе (членстве) РМО (о приеме новых членов, изменении их статуса и т.п.); 10.2.5 Результаты деятельности в сфере сличений национальных эталонов (о ходе выполнения и актуализации Программы сличений КООМЕТ и ведении её Интернет версии, а также о результатах участия НМИ КООМЕТ в сличениях, организуемых МКМВ и другими РМО; 10.2.6 Сведения о состоянии подготовки, результатах рассмотрения другими РМО и утверждения вновь представленных CMC и результаты пересмотра уже опубликованных CMC, а также информацию об участии специалистов КООМЕТ в межрегиональной экспертизе CMC; 10.2.7 Информацию по другим, относящимся к реализации Соглашения CIPM MRA, вопросам (о проведении конференций, семинаров и стажировок, о разработке и пересмотре документов КООМЕТ, о количестве выданных НМИ КООМЕТ сертификатов с логотипом «CIPM MRA» и т.п.). 10.3 Подготовку проекта отчета с учетом положений п. 9.2 настоящей Рекомендации обеспечивает руководитель Национального секретариата России в КООМЕТ (по пп. 10.2.5, 10.2.6 и 10.2.7 совместно с председателем Объединенного комитета КООМЕТ по эталонам и по п. 10.2.4 с членом Форума качества КООМЕТ от России). Проект отчета направляется в Управление метрологии Госстандарта на согласования и для представления члену Комитета КООМЕТ от России за 20 дней до запланированного срока проведения соответствующего заседания (из числа перечисленных в п. 10.1). 10.4 По решению Росстандарта результаты заседаний, перечисленных в п. 10.1 данной Рекомендации, выносятся на рассмотрение Научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике (НТК) или Коллегии Росстандарта. В материалах относительно реализации Соглашения CIPM MRA, представляемых к заседаниям НТК и Коллегии Росстандарта, следует отражать вопросы, перечисленные в п. 10.2 настоящей Рекомендации. Приложение 1(справочное) Представители Госстандарта в структурных органах международных метрологических организаций
Приложение 2(справочное) Представители Госстандарта в структурных органах КООМЕТ
|