МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО Москва 2012 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ»), 2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. 3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.09.2011 № 752-р. 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. СОДЕРЖАНИЕ ОДМ 218.3.003-2010 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
1 Область применения1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - рекомендации) предназначен для организации и ведения работ по содержанию тоннелей на дорогах федерального значения, а также рекомендуется к использованию на автомобильных дорогах регионального или муниципального и местного значения. 1.2 Рекомендации предназначены для использования владельцами автомобильных дорог и организациями, выполняющими работы по содержанию тоннелей, включая надзор за их состоянием. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Приказ Минтранса России от 1 ноября 2007 г. № 157 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» Приказ Минтранса России от 12 ноября 2007 г. № 160 об утверждении «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные (СП 122.13330.2012 - в стадии актуализации) СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы НПБ 240-97 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний ОДМ 218.4.001-2009 Методика оценки транспортно-эксплуатационного состояния горных автодорожных тоннельных переходов ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей 3 Термины и определенияВ методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 тоннель автодорожный (далее - тоннель): Подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием. В общем случае тоннель включает строительные конструкции (обделку, порталы, сервисные штольни и др.) и обеспечивающие инженерные системы (освещение, вентиляцию, электроснабжение, водоотвод, пожарную безопасность, автоматику, связь, сигнализацию и др.). 3.2 транспортно-эксплуатационное состояние: Комплекс фактических значений параметров свойств и ряда показателей, характеризующих его технический уровень и эксплуатационные возможности в текущий момент времени. Основные свойства сооружения: габариты проезда, ровность покрытия, грузоподъемность, инженерное обеспечение освещения, вентиляции, водоотвода и др. Показатели сооружения: пропускная способность, безопасная скорость движения, состав движения по общей массе и осевой нагрузке транспортных средств. 3.3 содержание тоннеля: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; комплекс работ включает: надзор, уход, профилактику и техническое обслуживание инженерных систем. 3.4 надзор: Система текущих (постоянных) и периодических осмотров, специальных осмотров - диагностики, обследований конструкций тоннеля и инженерных обустройств - с целью оценки их технического состояния на текущий момент времени, своевременного выявления неисправностей, повреждений, дефектов и их устранения. 3.5 уход: Комплекс мероприятий по поддержанию исправного состояния конструкции, инженерных обустройств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, за счет своевременного выполнения работ по очистке конструкций, устранению мелких повреждений, обеспечению безопасного движения транспортных средств. 3.6 профилактика: Комплекс мер по предотвращению развития повреждений и дефектов путем проведения работ по устранению или замедлению их развития, не требующий разработки проектной документации. 3.7 планово-предупредительные работы (ППР): Комплекс мер по восстановлению конструкций путем выполнения работ по устранению дефектов, влияющие на долговечность (срок службы) сооружений, по замене отдельных элементов, влияющих на безопасность движения, по замене и восстановлению оборудования инженерных систем. Для специфичных видов работ разрабатывают проектную документацию. 3.8 заказчик: Федеральный орган исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и (или) подведомственные им государственные учреждения, на которые возложены указанные функции. 4 Общие положения4.1 Настоящие рекомендации охватывают ведение надзора, включающего текущие (постоянные) и периодические осмотры, специальные осмотры (диагностику и обследования) и выполнение производственных работ по уходу, профилактике и планово-предупредительных работ, обеспечивающих сохранность конструкций, поддержание проектных (нормативных) показателей транспортно-эксплуатационного состояния и функционирования инженерных систем. 4.2 Текущий (постоянный) осмотр сооружений осуществляет подрядная организация, выполняющая работы по уходу за конструкциями. Периодические осмотры осуществляют комиссии, назначаемые заказчиком не реже двух раз в год (весной и осенью). Для проведения специальных осмотров заказчик привлекает организации по обследованию тоннелей в установленном порядке. 4.3 Работы по уходу за конструкциями тоннеля выполняют на основе результатов постоянного осмотра, профилактические работы планируют и выполняют по результатам периодических осмотров, ППР - по заключениям периодических осмотров и(или) специальных осмотров (диагностики, обследования). 4.4 При содержании тоннеля осуществляют техническое обслуживание инженерных систем обеспечения сохранности конструкций тоннеля и безопасности движения транспортных средств и работающих людей - освещения, вентиляции, пожарной безопасности, противодымной защиты, водоотвода, связи, оповещения, сигнализации, видеонаблюдения, электроснабжения и др. 4.5 Заказчик организует и контролирует проведение работ по содержанию, выполняемых специализированными подрядными организациями. По вопросам обеспечения безопасности движения транспортных средств по тоннелю заказчик организует работу дежурно-диспетчерской службы и взаимодействие с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. 5 Система организации содержания тоннелей5.1 Необходимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния тоннелей обеспечивают службы эксплуатации тоннелей. Структуры служб рекомендуется предусматривать на двух уровнях управления: - структурное подразделение (отдел, группа) в штате заказчика, количественный состав которого определяют в зависимости от объема работ; - производственное подразделение (подрядчика, имеющее право на ведение работ по содержанию тоннелей и привлекаемое заказчиком на конкурсной основе по контракту (договору). Рекомендуемый срок действия контракта (договора) не менее 3 лет. 5.2 Основными задачами службы эксплуатации тоннелей являются: - обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными скоростями, габаритными и весовыми параметрами, а также прохода пешеходов; - поддержание надлежащего технического состояния тоннелей, обеспечение их сохранности, оценка состояния конструкций тоннеля при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов; - поддержание в надлежащем состоянии инженерных систем обеспечения безопасности движения транспортных средств, пользователей транспортными средствами, пешеходов и работающих людей. 5.3 Подразделение заказчика выполняет следующие функции: - осуществляет контроль и анализ технического состояния тоннелей, сбор информации, ведение автоматизированного банка данных о сооружениях; - организует проведение инвентаризации тоннелей и работ по надзору; - анализирует режим и условия движения в тоннелях, осуществляет контроль за пропуском негабаритных и тяжеловесных грузов, согласовывает или выдает разрешения на их проезд по тоннелю; - организует ведение работ по надзору за тоннелями (проведение постоянных и периодических осмотров, специальных осмотров, мониторинга); - обеспечивает хранение технической документации: проектов, исполнительной строительной документации, заключений, отчетов и актов обследований и осмотра тоннелей, документации по проведенным планово-предупредительным работам, ремонтам, технических паспортов на сооружения; - разрабатывает производственную программу содержания и ремонта сооружений, готовит предложения по объему средств, необходимых на ее реализацию; - осуществляет ежегодное и долгосрочное планирование работ по содержанию тоннелей, организует разработку проекта содержания тоннеля; - осуществляет постоянный контроль за качеством содержания сооружений и сроками выполнения работ подрядными организациями, своевременным устранением недоделок и дефектов, проверяет работу инженерных систем обеспечения безопасности движения и людей (освещения, вентиляции, электроснабжения и др.); - участвует в рассмотрении и утверждении проектной документации на планово-предупредительные работы; - участвует в работе комиссий по приемке скрытых работ; - оказывает организационно-техническую помощь в выполнении работ по содержанию, участвует в организации аварийно-восстановительных работ; - организует получение гидрометеорологических и гидрологических данных, выдает технические условия на прокладку сетей связи, линий электропередач и других коммуникаций в зоне сооружений; - осуществляет контроль за ведением тоннельных книг и журналов производства работ; - осуществляет необходимое взаимодействие с дорожными научными организациями. 5.4 Производственные специализированные подразделения подрядчика выполняют комплекс работ по содержанию тоннелей: по постоянному осмотру сооружений, уходу, профилактике, ППР, организации движения, техническому обслуживанию инженерных систем вентиляции, освещения, водоотвода и др. Подрядчик ведет учет всех проводимых работ в журналах производства работ и в тоннельных книгах (приложение А). Для обеспечения безопасности движения в тоннеле подрядчик, при необходимости, устанавливает габаритные ворота перед тоннелем. Разрабатывает и согласовывает с заказчиком порядок (регламент) действий в режиме чрезвычайных ситуаций и взаимодействия с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. 5.5 Границы ведения работ подрядчиком устанавливают условиями контракта (договора) и, как правило, включают примыкающие к тоннелю подходы по 25 м от каждого портала, но не менее длины портальных выемок, на поверхности над тоннелем - не менее 50 м в обе стороны от проекции оси тоннеля. В установленных границах подрядчик содержит подпорные стены, лестничные сходы, водоотводные лотки, ограждения, а также знаки организации движения по тоннелю вне зависимости от места их установки, включая табло индивидуального проектирования (информационные щиты, название тоннеля, проектной и строительной организаций и др.). 5.6 Подразделение подрядчика, выполняющее комплекс работ по содержанию, в общем случае включает: - управленческий аппарат; - группу технического обслуживания инженерных систем (электрооборудования, вентиляции, освещения, автоматики, сигнализации, связи и др.); группу механизации (базу техники с водителями, ремонтные мастерские); - тоннельных мастеров (бригады и звенья) по содержанию строительных конструкций тоннеля. Количество бригад и их состав принимают в зависимости от вида и объемов работ, определяемых проектом содержания тоннеля. В их состав могут входить: дорожный рабочий, бетонщик, штукатур, изолировщик, маляр, слесарь, машинист (моторист), сварщик, электрик, плотник, водитель спецавтомобиля. Рекомендуется, чтобы каждый рабочий владел смежными специальностями. 5.7 Подрядчик организует ведение работ по содержанию при оптимальном расходовании материальных и трудовых ресурсов, эффективном использовании машин, механизмов и оборудования с учетом сезонности ведения работ и своевременного их выполнения. Работы на проезжей части не рекомендуется проводить в «часы пик», их рекомендуется выполнять в ночное время - в период низкой интенсивности движения. Примерный перечень необходимых для содержания тоннелей средств механизации и инструмента приведен в приложении Б. 5.8 Подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать на договорной основе субподрядные организации для выполнения дорожных работ по содержанию проезжей части в тоннелях и на подходах, по использованию специфических материалов и технологий для выполнения профилактических и планово-предупредительных работ. 5.9 При производственном подразделении подрядчика рекомендуется создавать дежурно-диспетчерскую службу, основными задачами которой являются: - круглосуточное наблюдение за состоянием конструкций и инженерных систем, обеспечивающих безопасное непрерывное движение транспортных средств; - обеспечение установленных режимов движения, работы оборудования и инженерно-технических систем; - принятие неотложных мер по ликвидации заторов внутри тоннелей, вызванных остановками по причине неисправного состояния и авариями транспортных средств; - принятие мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством; - обеспечение пожарной безопасности тоннеля; - обеспечение охраны и режима допуска к конструкциям тоннеля; - ежедневный осмотр конструкций, помещений, оборудования и инженерно-технических систем тоннеля, выявление неисправностей и неполадок; - обеспечение безопасности обслуживающего персонала и участников дорожного движения в тоннелях и притоннельных помещениях. 5.10 Рекомендуется следующий примерный состав дежурно-диспетчерской службы: - начальник смены - оперативный дежурный; - сменный мастер - заместитель начальника смены; - водитель тягача-эвакуатора; - электромонтер - помощник начальника смены; - специалист по противопожарной защите и оборудованию; - слесарь по вентиляции; - дорожные рабочие. 5.11 Подрядчик содержит и ведет исполнительную документацию на тоннель: строительную, на ремонт, ППР, тоннельную книгу, ведомости дефектов, технический паспорт, заключения по результатам периодических осмотров, отчеты по обследованию. В тоннельную книгу вносят записи о проводимых осмотрах, диагностике, обследовании, о дефектах и повреждениях, о результатах выполнения производственных работ по уходу, профилактике и ППР. Проведение производственных работ ежедневно фиксируют в журналах производства работ, в которых также записывают результаты текущих осмотров (обнаруженных неисправностей, развития имеющихся повреждений и дефектов). Проведение работ по техническому обслуживанию инженерных систем фиксируют в общем журнале по техническому обслуживанию и в соответствующих журналах на каждую систему. 5.12 Подрядчику рекомендуется иметь на тоннель аварийный запас материалов и инструментов, примерный перечень которых приведен в приложении В. Аварийный запас хранится в отдельном помещении и используется только в соответствующих ситуациях. 6 Состав работ по содержанию тоннелей6.1 В состав работ по содержанию тоннелей включают: - надзор за состоянием конструкций тоннеля - текущие (постоянные) и периодические осмотры, диагностика и обследования, результаты которых определяют виды и объемы производственных работ, выполняемых при содержании тоннелей; - уход, профилактику и ППР; - техническое обслуживание инженерных систем; - контроль (оценку) качества содержания; - планирование работ по содержанию. 6.2 Работы по текущему (постоянному) и периодическому осмотрам, по уходу за конструкциями тоннеля, выполняемые регулярно в течение года, составляют группу нормативных работ, направленных на своевременное выявление неисправностей, поддержание сооружения в чистоте, обеспечение безопасности движения, и являются приоритетными. Их рекомендуемая цикличность приведена в таблице 1. 6.3 Диагностику тоннелей рекомендуется проводить с периодичностью 1 раз в 5 лет централизованно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Проведение приемочной диагностики после ремонта, ППР организует заказчик. Обследования проводят в неплановом порядке при необходимости, определяемой результатами периодических осмотров или диагностики, после техногенных и природных воздействий (землетрясений, наводнений и др.). При планировании ремонта осуществляют предремонтное обследование. 6.4 Работы, отнесенные к профилактике и ППР, выполняют по возникновению неисправностей (повреждений, дефектов) в конструкциях тоннеля. К профилактике относят работы по устранению повреждений для предотвращения возникновения дефектов в конструкциях. Планово-предупредительные работы осуществляют при необходимости устранения дефектов, влияющих на безопасность движения, несущую способность и долговечность (срок службы) конструкций тоннеля. Ожидаемые виды работ по уходу, профилактике и ППР приведены в приложении Г. Таблица 1 - Цикличность работ по уходу за тоннелем
6.5 Техническое обслуживание инженерных систем (вентиляции, освещения, энергоснабжения, пожарной безопасности, противодымной защиты, сигнализации, видеонаблюдения, связи, оповещения, а также приборов, датчиков, оборудования, кабельных линий) осуществляют постоянно, обеспечивая бесперебойность их функционирования. 6.6 Планирование работ по содержанию тоннелей проводят ежегодно на предстоящий год и на последующие 4 года. Периодически может осуществляться планирование работ на более долгосрочный период. 6.7 Контроль качества содержания осуществляется регулярно по мере ведения работ и в процессе текущих и периодических осмотров. Подрядчик ведет строительный контроль работ по профилактике и ППР. Оценку качества содержания тоннелей осуществляет заказчик. 7 Рекомендации по качеству содержания тоннелей7.1 В тоннелях и на подходах проезжую часть и тротуары очищают от грязи, с них убирают посторонние предметы. В зимний период проезжую часть и тротуары очищают от снега и льда для обеспечения безопасного движения транспортных средств и прохода пешеходов. Перила, ограждения безопасности и бордюры содержат чистыми и в исправном состоянии, периодически окрашивая. Окраске подлежат все видимые металлические поверхности. Оцинкованные конструкции не окрашивают. На бордюры наносят вертикальную разметку или устанавливают световозвращающие катафоты. Трещины в покрытии расчищают и проливают битумной мастикой. Неровности покрытия, превышающие 5 мм (просвет под трехметровой рейкой), сколы и выбоины устраняют. Водоотводные трубы, дренажные устройства, лотки, водоприемные колодцы очищают летом от наносов, грязи и промывают, а зимой очищают от снега и льда. Просадки и размывы обочин на подходах в сопряжениях с тоннелем устраняют. 7.2 Обделку тоннеля, порталы и подпорные стены очищают от грязи и растительности. Швы между блоками облицовки обделки и порталов расшивают. Откосы портальных выемок и низины поверхности над тоннелями предохраняют от сползания грунта. Повреждения наружных поверхностей обделки устраняют, а на безобделочные конструкции тоннелей наносят защитное покрытие. Сколы, раковины, трещины рекомендуется заделывать составами на основе полимербетона или полимерраствора, металлические детали окрашивают. 7.3 Дорожные знаки перед тоннелями устанавливают в соответствии со схемой дислокации дорожных знаков. Знаки и стойки знаков, табло индивидуального проектирования, информационные щиты очищают от пыли и грязи, от снега и льда; стойки окрашивают; бермы знаков окашивают и очищают от мусора. 7.4 На местности над тоннелем обеспечивают отвод воды за пределы возможного попадания ее в тоннель. 7.5 Штольни, камеры (ниши) безопасности, помещения (служебные, охранные и размещения оборудования) очищают от грязи, пыли, посторонних предметов, промывают водой. 7.6 Оборудование, приборы, датчики, кабельные линии (их ограждения, крепления) инженерных систем обеспечения безопасности движения и людей (вентиляции, освещения, энергоснабжения, пожарной безопасности, противодымной защиты, сигнализации, связи, оповещения, видеонаблюдения и др.) содержат в исправном состоянии. 7.7 При содержании тоннеля сохраняют и оформляют исполнительную документацию на тоннель, проводят регулярно текущие и периодические осмотры, результаты которых фиксируют в актах и в тоннельной книге. Все проводимые производственные работы по уходу, профилактике, ППР и техническому обслуживанию инженерных систем ежедневно записывают в журналы производства работ, а результаты работ фиксируют в тоннельной книге. 7.8 На участке тоннеля хранят аварийный запас материалов и инструментов (см. подразд. 5.12). 8 Содержание строительных конструкций тоннеля8.1 Надзор за состоянием конструкций8.1.1 Текущий (постоянный) осмотр осуществляет тоннельный мастер с рекомендуемой периодичностью 1 раз в 10 дней. Проводится визуальный осмотр конструкций тоннеля (обделки, штолен, камер, помещений, порталов), покрытия проезжей части, тротуаров, ограждений, перил, элементов обустройства (дорожных знаков разметки и др.), элементов водоотвода (решеток, лотков, труб, водоприемных колодцев), местности над тоннелем, конструкций штолен, камер безопасности, помещений размещения инженерного оборудования, служебных помещений, аварийных выходов и т.п. Результаты осмотра фиксируют в журнале постоянного надзора, итоговую информацию об обнаруженных неисправностях заносят в тоннельную книгу. 8.1.2 В процессе текущих осмотров осуществляют наблюдения за выявленными слабыми участками обделки: местами появления трещин, повреждения материала, выпучиваний и других нарушений геометрического очертания тоннеля, нормируемых безопасных габаритов проезда; протечек, выщелачивания бетона, разрушения материала обделки. Для выявления динамики развития обнаруженных повреждений и дефектов измеряют их геометрические параметры (длину, ширину раскрытия трещин, размеры повреждений бетона, мест протечек), устанавливают маячки. Для измерения раскрытия трещин рекомендуется использовать лупу с делениями, микроскоп МПБ-2, щупы. При фиксировании факта развития повреждений и дефектов устанавливают необходимость проведения внепланового комиссионного периодического осмотра. 8.1.3 При осмотре выявляют состояние системы водоотвода: места застоя воды на проезжей части и тротуарах, участки с уклонами покрытия, не обеспечивающие сток воды и ее прием, засоренные водоприемные колодцы, а также участки водоотводного коллектора, где могло произойти его засорение (в этом случае при очищенных водоприемных колодцах в них стоит вода до уровня траловых решеток). Осуществляют наблюдения за дебитами воды в водоотводных лотках в тоннеле и штольнях, нагорных канавах и подкюветных дренажах. 8.1.4 При осмотре деформационных швов проверяют соответствие их раскрытия температуре конструкций, отсутствие посторонних включений, препятствующих перемещениям в швах, целостность заполнения шва, плавность сопряжения деформационных швов с покрытием проезжей части, отсутствие повреждений покрытия у швов и конструкций (материала) деформационного шва. 8.1.5 При осмотре тротуаров, перил, ограждений обращают внимание на состояние узлов крепления перил и ограждений, выявляют сколы бетона, трещины и другие повреждения. Проверяют вертикальность перил, полноту перильного заполнения, непрерывность поручня. 8.1.6 При осмотре покрытия проезжей части выявляют наличие колейности, выбоин, шелушения, нарушения профиля, сдвигов, раковин и сколов (цементобетонного покрытия), снега и гололеда. 8.1.7 При осмотре конструкций аппаратных, технологических помещений размещения инженерного оборудования (трансформаторных подстанций, насосных станций, вентиляционного оборудования, приточных и вытяжных вентиляционных камер, резервного автономного источника электроснабжения и др.), служебных помещений, аварийных выходов и спусков (лестничных сходов, перил) особое внимание обращают на деформации и нарушения (трещины, сколы) перекрытий, стен, протечки воды, на недопущение попадания посторонних предметов, мусора в воздуховоды и др. 8.1.8 Периодический осмотр проводит комиссия, назначаемая заказчиком. Рекомендуется привлекать к участию в работе комиссии специалистов организаций (лабораторий) по обследованию тоннелей. Комиссия изучает результаты текущих (постоянных) осмотров и осуществляет визуальный осмотр конструкций тоннеля в полном объеме. При этом выявляют причины возникновения повреждений и дефектов, а также принимают решение по их устранению при выполнении работ в рамках профилактики и ППР. В необходимых случаях принимают решение о внеплановом обследовании (техническом диагностировании) тоннеля. По результатам периодического осмотра оформляют акт и информацию заносят в тоннельную книгу. К акту прилагают ведомость повреждений и дефектов. Периодические осмотры проводят не менее 2 раз в год (весна, осень), а также после техногенных и сейсмических воздействий или каких-либо чрезвычайных происшествий. 8.1.9 Периодический осмотр рекомендуется проводить при участии тоннельного мастера, осуществляющего текущие осмотры. При осмотре также проверяют состояние обделки, стен и перекрытия, правильность сопряжения стен и перекрытия, выявляются места протечек и увлажнения, повреждения бетона и арматуры, а также деформации - провисание и выгибы обделки, перекрытия, наклон стен. Комиссия детально осматривает места фильтрации воды и продуктов выщелачивания бетона, пятна ржавчины, трещины, раковины и сколы бетона, разрушения отдельных участков конструкций, обнажения и коррозии арматуры, закладных деталей, отслоения защитного слоя и наружных покрывных слоев (штукатурки, торкрет-бетона, краски), а также разрушения, вызванные механическими воздействиями. Особое внимание обращают на появление силовых трещин в бетоне, выявляют причины их образования и динамику развития. 8.1.10 Осмотру подлежат конструкции тоннелей и вспомогательных сооружений (сервисные штольни, шахты и т.д.). Проверяют по длине тоннеля его габарит (по ширине и высоте), степень освещенности, величины загазованности и температуры воздуха, исправность оборудования (вентиляции, освещения и т.д.) и источников электроснабжения, а также состояние горного или грунтового массива над тоннелем (устойчивость и водонасыщенность), состояние противопожарной системы (размещение оборудования и его комплектность). Ежегодно после таяния снега над тоннелем производят химический анализ воды, а после выполнения ремонтных работ, а также весной и осенью берут пробу воздуха. Равномерность освещенности проверяют во всех случаях нарушения (сбоя) работы электроснабжения и электрооборудования. 8.1.11 При осмотре порталов, подпорных стен, насыпей, выемок на подходах выявляют места просадок, подмывов, фильтрации воды, разрушений, проверяют обеспечение водоотвода, состояние земляного полотна и покрытия проезжей части, ограждений, подпорных стен, дорожных знаков, разметки. 8.1.12 Диагностику и обследования проводят специализированные организации и лаборатории в соответствии со СНиП 32-04-97, ОДМ 218.4.001-2009, Руководством по техническому диагностированию автодорожных тоннелей. При первичном обследовании (диагностике) рекомендуется устанавливать в конструкциях тоннеля необходимые марки для ведения измерений пространственного положения тоннеля, формы обделки тоннеля или выработки (безобделочного тоннеля) с контролем вертикальных перемещений от постоянных реперов. Указанный контроль осуществляют с рекомендуемой периодичностью диагностики (1 раз в 5 лет) и при внеплановых обследованиях, проводимых после техногенных воздействий, землетрясений, а также в других случаях по решению заказчика. 8.2 Уход за конструкциями тоннельных сооружений8.2.1 Уход за конструкциями тоннельных сооружений осуществляют в соответствии с технологическими регламентами и схемами организации движения при ведении работ (установке дорожных знаков ограничения движения, знаков разметки ограждения мест производства работ и ограничения, при необходимости, скорости движения). Технологические регламенты по видам работ и схемы организации движения разрабатывает подрядчик в соответствии с проектом содержания тоннеля. Виды работ по уходу за тоннелем приведены в таблице 1, где указана рекомендуемая цикличность их проведения, а по элементам конструкций - в приложении Г. Приведенная цикличность работ и их перечень для каждого конкретного тоннельного сооружения могут отличаться, общим являются рекомендации по качеству содержания (см. разд. 7) и условия заключенного с заказчиком договора. Работы по уходу за покрытием проезжей части выполняют в соответствии с ВСН 24-88. 8.2.2 Продукты очистки тоннельных сооружений (мусор, отходы производства, грязь, наносы грунта, посторонние предметы и т.п.) не рекомендуется складировать в тоннеле, камере и нишах. Их удаляют за пределы сооружения в отведенные места (мусоросборники). 8.2.3 Очистку тоннельных лотков, водопропускных труб и водоотводных труб осуществляют вручную с промывкой водой труб и закрытых лотков, предотвращая их засорение. Воду подают насосами под давлением 5 - 8 атм, шланги для промывки заводят с верховой стороны (по стоку воды). При необходимости (в случае образования пробок) промывку осуществляют с двух сторон. При наличии пробок водовод очищают металлическими стержнями (штангами), затем промывают водой. 8.2.4 Очистку водоприемных колодцев с отстойниками и решеток осуществляют вручную. При наличии насосных водоочистных установок, в зумпфы которых попадает вода из дренажной системы, производят очистку зумпфов от иловых отложений (осадка) насосом (илососом). 8.2.5 Очистку нагорных канав и лотков на поверхности над тоннелем осуществляют вручную от наносов грунта, мусора, ила и растительности, препятствующих стоку воды. В портальных выемках вручную очищают водоотводные лотки, укрепления откосов, удаляют растительность (кустарники, деревья), нарушающую укрепления, нависающие камни и др. 8.2.6 Очистку проезжей части ведут механизированным способом, подметально-уборочными и поливомоечными машинами. Для погрузки мусора, грязи, посторонних предметов используют фронтальные погрузчики. В труднодоступных местах применяют вакуумные пылесосы, мусор, сторонние предметы убирают вручную. 8.2.7 Уборку на тротуарах, протирку катафотов, информационных табло, знаков, надписей, пикетажа и т.п., очистку ниш, камер, ограждений и перил выполняют вручную с использованием моечных средств. На подходах очищают дорожные знаки, указатели, реперы. 8.2.8 Промывку обделки тоннеля или горной выработки тоннеля без обделки, облицовки выработки и обделки, порталов, служебных проходов в штольне выполняют с использованием промывочных машин, тоннелемоечных машин, оборудованных щетками, или вручную с использованием насосов высокого давления и гидроподъемников. Промывку тротуаров и бордюров осуществляют вручную. Перед промывочными работами очищают водоотводные лотки и трубы, от пыли и грязи - труднодоступные места обделки (выработки) тоннеля, конструкции кабельных ограждений, кронштейны и другие элементы крепления кабелей. При промывке элементов конструкций тоннеля рекомендуется использовать моюще-очищающие средства, не приводящие к коррозии материала конструкций в соответствии с ВСН 24-88. 8.2.9 В зимний период очищают вручную от снега и льда в припортальных зонах тротуары и проезжую часть на ширине 1 м вдоль тротуаров, от снега и противогололедных материалов - ограждения и перила. Работы по очистке тротуаров от снега выполняют после очистки проезжей части снегоуборочными машинами. Использование противогололедных материалов осуществляют в соответствии с ВСН 24-88. 8.2.10 Заделку трещин и мелких выбоин, сколов в асфальте- и цементобетонном покрытиях выполняют в соответствии с рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог (ВСН 24-88). Для заделки трещин и мелких выбоин в асфальтобетонном покрытии рекомендуется использовать битумополимерные мастики и литой асфальт, для цементобетонных покрытий - полимерные составы для заливки трещин и цементопесчаные быстротвердеющие бетоны прочностью не ниже прочности цементобетонного покрытия и с высокой адгезией к существующему покрытию (не ниже 2,5 МПа). Участки асфальтобетонного покрытия, имеющие избыток вяжущего, рекомендуется присыпать минеральным порошком, крупнозернистым песком. Возможна технология удаления избытка вяжущего путем нанесения органических растворителей (керосина, солярного масла и др.), посыпкой песком и удалением образовавшейся массы металлическими щетками. 8.2.11 Очистку выпусков из заобделочных дренажей, перепусков из дренажных штолен и внутритоннельных водоотводных лотков осуществляют вручную от мусора, заиления, с промывкой водой. 8.2.12 Работы, непосредственно обеспечивающие безопасность движения, выполняют в следующем порядке: - восстановление нарушенных (сбитых) участков ограждений; - установка дорожных знаков изменения режима движения, вызванного повреждениями в тоннеле, влияющими на безопасность движения (отслоение материала, грунта обделки, образование камнепада на подходах и др.), а при необходимости закрытия движения - после принятия такого решения; - своевременное нанесение противогололедных составов и материалов в соответствии с метеопрогнозом для исключения образования гололеда и их удаление. 8.3 ПрофилактикаРаботы в рамках профилактики выполняют в соответствии с разрабатываемыми подрядчиком технологическими регламентами на каждый вид работы, учитывающими инструкции по применению предусмотренных материалов, оборудования, механизмов. 8.3.1 В местах локального нарушения (трещинами, раковинами, сколами, отслоениями) бетона расшивки швов между блоками обделки при отсутствии протечек рекомендуется его восстановление с предварительным удалением слабых слоев, промывкой и очисткой поверхностей для обеспечения адгезии с наносимой бетонной смесью. При наличии локальных протечек необходимо их устранение путем инъектирования тампонирующих составов. В стыках металлических тюбингов рекомендуется подчеканка уплотнителя с заделкой и расшивкой шва безусадочными составами, подтяжка болтов в тюбингах. 8.3.2 Заделку раковин, сколов и подобных локальных поверхностных повреждений глубиной до 2 см бетона обделки, порталов, подпорных стен, ограждений, перил, тротуарных плит и других элементов выполняют (после удаления слабых слоев бетона, промывки и очистки поверхностей струей воды под давлением, сжатым воздухом, щетками) полимерцементными песчаными составами, нанесением вручную штукатурного слоя. Таким же образом осуществляют выравнивание поверхности элементов. Бетонные поверхности обделки, порталов, подпорных стен, ограждений рекомендуется защищать проникающими составами, лакокрасочными покрытиями, наносимыми напылением или кистями, валиками (в локальных местах). Предварительно поверхность бетона очищают от краски, цементного молока, высолов, масла, жира и т.п., используя щетки, скребки, воду под давлением, сжатый воздух. 8.3.3 Восстановление в локальных местах окраски перил, ограждений, их вертикальной разметки, сигнальной окраски ниш и камер, их нумерации, надписей на дорожных знаках и на реперах, пикетажа и километровых указателей рекомендуется выполнять с использованием масляных красок (свинцовый сурик, свинцовые белила, железный сурик и др.) на натуральной олифе. Предварительно поверхности (под окраску, надписи) очищают от грязи, масел, старой краски, ржавчины стальными щетками, скребками, при необходимости с использованием преобразователя ржавчины, сжатого воздуха, промывают и высушивают. Краски применяют в соответствии с инструкциями по их использованию, как правило, с предварительной грунтовкой поверхности. Восстановление окрасочного слоя или окраску порталов (белым цветом, который способствует адаптации водителя) осуществляют также в соответствии с вышеизложенными рекомендациями. 8.3.4 Ямочный ремонт, выравнивание, устранение наплывов, выбоин, трещин асфальто- и цементобетонного покрытий, а также выравнивание покрытия для обеспечения водоотвода на проезжей части и тротуарах в тоннелях и на подходах осуществляют в соответствии с ВСН 24-88. При этом также наносят или восстанавливают разметку на проезжей части, восстанавливают водоотводные лотки и трубы. На подходах устраняют промоины, организуют отвод воды через лотки. 8.3.5 Зачеканку и изоляцию стыков тротуарных плит рекомендуется выполнять с использованием пластичных уплотнителей в сочетании с мастичным заполнением. 8.3.6 Восстановление укрепления лобового откоса портальной выемки осуществляют путем замены и (или) добавления конструктивных элементов укрепления с предварительной планировкой откоса. При укреплении бетонными плитами рекомендуется применение монолитного бетона. Песчаную подушку между лобовым откосом и портальной стенкой восстанавливают крупнозернистым песком. 8.3.7 В соответствии со схемой дислокации дорожных знаков, вносимыми в нее изменениями осуществляют замену щитков знаков и установку новых знаков организации движения, знаков индивидуального проектирования и др. 8.3.8 Восстановление конструкции закрепления реперов производят с устранением по возможности причин нарушения, при необходимости, с усилением заделки репера и устройством дополнительных защитных конструкций, обеспечивающих сохранность материала репера (защитного покрытия бетона, окраски металлических элементов, предотвращения размывов, обеспечения водоотвода и т.п.). 8.3.9 Подтяжку болтов барьерных ограждений выполняют с нанесением смазки резьбовых соединений, удалением налета ржавчины, при необходимости, с заменой шайб и гаек. 8.3.10 Восстановление геометрического очертания (правку) отдельных секций перил, как правило, выполняют на стенде после демонтажа секции. После правки восстанавливают нарушенную окраску элементов. 8.3.11 Для обеспечения водоотвода на поверхности над тоннелем осуществляют, как правило, вручную работы по восстановлению профиля нагорных канав и укрепления нагорных лотков. 8.3.12 При необходимости выполняют замену (восстановление) охранных ограждений (дверей, затворов и т.п.) служебных и аварийных выходов, доступа к помещениям размещения инженерного оборудования (электроснабжения, вентиляции, насосной станции, пожаротушения, освещения, электрооборудования, связи, сигнализации и оповещения). 8.3.13 Устранение наледи, сосулек в вентиляционных сбойках, устьях стволов и штольнях, а также на поверхностях обделки, в камерах и нишах осуществляют механическим способом и обогревом. Если исключить появление наледей, сосулек не удается, устранение дефектов проводят при ремонте, выполняемом на основе рекомендаций, разрабатываемых по результатам обследования и выявления причин возникновения неисправности. 8.4 Планово-предупредительные работыПланово-предупредительные работы осуществляют по технологическим регламентам, разрабатываемым подрядчиком на каждый вид работы и учитывающим инструкции (правила, рекомендации) по применению предусмотренных материалов, оборудования, механизмов, а в случаях разработки проекта на отдельные виды работ технологический регламент разрабатывают в соответствии с требованиями проекта. 8.4.1 Замену части покрытия выполняют большими картами, вырезаемыми фрезами. Укладку нового асфальтобетонного покрытия осуществляют с использованием грунтовки, обеспечивающей сцепление с подложкой (основанием) и сохраняемым покрытием. Для укладки цементобетонного покрытия используют безусадочные составы, обладающие высокой адгезией к сохраняемому покрытию (не менее 2,5 МПа). Работы выполняют в соответствии с ВСН 24-88. 8.4.2 При выполнении работ непосредственно на проезжей части, а также других работ, требующих ограничения и организации особого режима движения транспортных средств, осуществляют установку соответствующих ограждений, дорожных знаков временной разметки в соответствии со схемами дислокации дорожных знаков и разметки, предусматриваемых для случаев ограничения движения. 8.4.3 Замену или восстановление материала заполнения деформационных швов проводят в соответствии с используемыми конструкциями перекрытия деформационных швов. Рекомендуется примыкающие к шву участки асфальтобетонного покрытия выполнять из щебенистого асфальтобетона (для верхнего слоя покрытия) для предотвращения образования колейности, приводящей к нарушению деформационных швов. 8.4.4 Замену водоотводных лотков и труб осуществляют элементами (секциями) в соответствии с их конструкцией. При этом в зонах примыкания дорожной одежды к тротуарам рекомендуется устройство дренажа. На подходах осуществляют устройство, как правило, бетонных лотков для организации отвода воды, исключающего образование вымоин откосов земляного полотна и портальных выемок. Восстанавливают откосы (лобовые и боковые) над порталами и их укрепление. 8.4.5 Замену отдельных секций перил, усиление или замену узлов крепления стоек перил проводят в соответствии с используемой конструкцией. При замене узлов крепления стоек перил возможно выполнение работ по усилению или замене основания. Рекомендуется устройство крепления стоек на болтах, анкеруемых в бетонном основании. 8.4.6 Замену отдельных секций лестничных сходов в припортальной зоне осуществляют в соответствии с используемой конструкцией лестничных маршей. При применении монолитных железобетонных конструкций отделяют (вырубают) заменяемые участки. При необходимости устраивают новые лестничные сходы. 8.4.7 Окраску всех металлических и бетонных поверхностей элементов и конструкций тоннеля выполняют по рекомендациям, изложенным в п. 8.3.3 для работ по окраске, проводимых в порядке профилактики в локальных местах. При окраске, в необходимых случаях, наносят вертикальную разметку. 8.4.8 В надсводной части тоннеля между лобовым откосом выемки и портальной стенкой при необходимости устраивают песчаную подушку толщиной не менее 50 см, предохраняющую от разрушения парапетное ограждение портала, гидроизоляцию портального участка тоннеля, от падения камней на проезжую часть. 8.4.9 Устранение локальных протечек в обделке тоннеля осуществляют путем нагнетания цементопесчаного раствора за обделку и заделки трещин тампонирующими полимерными составами. Указанные работы могут не привести к исключению протечек при повышенной степени обводнения тоннеля (принятие кардинальных мер, связанное с исследованиями степени обводнения, дебитов воды в лотках и штольнях, осуществляется при ремонте сооружения). 8.4.10 Организация отвода воды, поступающей через протечки, проводится путем устройства лотков. Рекомендуется применять лотки из композиционных материалов, не подвергаемых коррозии, при необходимости устраивать лотки с подогревом. Минимальный уклон лотков - 5 ‰. 8.4.11 В горных выработках безобделочных тоннелей при необходимости (выветривании, поверхностном разрушении породы) рекомендуется наносить защитное бетонное покрытие. Для обеспечения сцепления с грунтом выработки целесообразно применять торкрет-бетон слоем толщиной 20 - 50 мм без армирования, или большей толщины с армированием сеткой, закрепленной (заанкеренной) в породе выработки. 8.4.12 Восстановление поверхностной обделки тоннеля, а также других конструкций тоннеля (штолен, шахтных стволов, проходов, порталов, подпорных стен и т.д.) рекомендуется выполнять торкретированием песчаного бетона, обеспечивающего достаточное сцепление с защищаемой поверхностью. Работы осуществляют с предварительным удалением слабых слоев бетона водой под давлением и (или) сжатым воздухом. Рекомендуемые свойства торкрет-бетона: адгезия - не ниже 2,5 МПа, растяжимость - более, чем растяжимость бетона конструкций, усадка, прочность - не ниже класса В30, морозостойкость - не ниже класса F300, водонепроницаемость - не ниже W10. 8.4.13 Восстановление защитных слоев бетона рекомендуется выполнять с удалением слоев слабого бетона, с удалением бетона для освобождения арматурных стержней, подвергнутых коррозии, с очисткой арматуры от продуктов коррозии металлическими щетками, ветошью, при необходимости, с использованием модификаторов коррозии. Для заделки используют песчаный бетон или бетон с мелким щебнем, фибро-бетон. На арматуру и бетон щетками, кистями наносят грунтовочный, антикоррозионный слой, совместимый с используемым бетоном. Бетонную смесь наносят шпателем с заполнением защитного слоя снизу вверх. Рекомендуется применение жесткой бетонной смеси, с учетом ее использования на вертикальных и потолочных поверхностях. Рекомендуемые свойства ремонтного состава бетона: прочность -не ниже класса В30 и прочности бетона обделки, морозостойкость - не ниже класса F300, водонепроницаемости - не менее W10, адгезия к бетону - не ниже 2,5 МПа. 8.4.14 Трещины в бетоне разделывают (расшивают) на глубину не менее 5 мм и заделывают герметизирующими составами. Поверхность предварительно очищают для обеспечения адгезии с применяемым составом, совместимым с бетоном. Рекомендуется использовать тампонирующие составы, пропитывающие бетон и повышающие его водонепроницаемость. По отношению к силовым трещинам рекомендуемое решение может оказаться временным (кардинальные методы принимают на основе исследований причин образования трещин, выполняемых при обследовании, и осуществляют при ремонте). 8.4.15 Заделку герметизирующими тампонирующими составами трещин в местах сопряжения обделки с портальной стенкой проводят при отсутствии обводнения (если после указанной заделки трещины продолжают развиваться, методы устранения дефекта определяют при обследовании сооружения и реализуют при ремонте). 8.4.16 Осуществляют нанесение защитных антикоррозийных покрытий на бетонную поверхность конструкций тоннеля (обделки, штолен, шахтных стволов, проходов, порталов, подпорных стен, парапетных ограждений и др.). Рекомендуется использовать антикоррозионные составы белого цвета для порталов и обделки тоннеля, исключающие необходимость в окраске. 8.4.17 Восстановление бетона тротуарных блоков выполняют методами, изложенными в п. 8.4.13. Замену отдельных поврежденных тротуарных блоков и тротуарных плит осуществляют в соответствии с используемой конструкцией тротуаров. В сборных конструкциях тротуаров со сборными тротуарными плитами возможна замена отдельных сборных элементов. Рекомендуется при устройстве гидроизоляции использовать рулонные наплавляемые материалы и покрытия из бетона. Рекомендуемый уклон поверхности изоляции и покрытия в сторону проезжей части - 20 ‰. 8.4.18 Замену отдельных секций ограждений выполняют в соответствии с используемыми конструкциями: для парапетных сборных конструкций - замена блоков, монолитных - вырез (отделение) заменяемых участков и бетонирование, для барьерных ограждений - замена отдельных элементов (балок, стоек, амортизаторов и т.п.). 8.4.19 Внешнюю гидроизоляцию портальных стен восстанавливают открытым способом (с удалением грунта выемки). Рекомендуется использовать рулонную наплавляемую гидроизоляцию с устройством в опалубке защитного слоя бетона для предохранения от механического разрушения. Поверхность под изоляцию очищают от старых слоев, не имеющих надежного сцепления, и слабых слоев бетона. При необходимости, наносят выравнивающий слой. 8.4.20 На поверхности над тоннелем проводят работы по устранению застоя воды путем планировки грунта (засыпки ям, впадин), при необходимости, вырубку деревьев, кустарников и осуществляют устройство канав для отвода воды за пределы возможного ее попадания в тоннель. Рекомендуется устранять заболоченные участки местности над тоннелем путем устройства дренажей и отводных канав. Канавы (лотки) рекомендуется укреплять мощением или бетонными плитами. 9 Техническое обслуживание (содержание) инженерно-технических систем9.1 Общие положенияОбслуживание инженерно-технических систем осуществляют в соответствии с регламентами, разрабатываемыми подрядчиком для каждой системы и включающими инструкции по эксплуатации применяемых в системах приборов, оборудования, датчиков и т.п., учитывающие требования по эксплуатации электрооборудования. Особенность обслуживания инженерно-технических систем энергоснабжения, вентиляции, отопления, освещения, автоматики, сигнализации, связи, оповещения, обнаружения и извещения о пожаре, противопожарной защиты и пожаротушения, противодымной защиты, видеонаблюдения, водоотвода, водоснабжения и т.п., обеспечивающих безопасность движения транспортных средств, работающих людей, участников дорожного движения, безопасность конструкции тоннеля, связана с обеспечением надежного и постоянного (непрерывного) их функционирования. В таких обстоятельствах работы по обслуживанию инженерно-технических систем в рамках содержания тоннеля включают: наблюдение за их состоянием; уход и профилактику; при необходимости ремонт или замену приборов, оборудования, датчиков, подводящих и распределительных сетей (кабельных, водопроводных, воздуховодных, тепловых труб и др.). Для обеспечения надежного функционирования инженерно-технических систем рекомендуется иметь резервный (независимый) источник энергоснабжения, дублирующую трансформаторную подстанцию, дежурное (аварийное) освещение. В регламентах по обслуживанию инженерно-технических систем устанавливают периодичность осмотра и ухода за датчиками, приборами, оборудованием, механизмами, устройствами, креплениями, кабельными линиями и проведение работ по их профилактике. Проведение работ, выполняемых с отключением оборудования, влияющего на безопасность движения, предусматривают в ночное время (в условиях пониженной интенсивности движения). В общем виде рекомендуемая периодичность работ по техническому обслуживанию инженерно-технических систем приведена в таблице 2. Таблица 2 - Рекомендуемая периодичность работ по техническому обслуживанию элементов инженерно-технических систем
9.2 Техническое обслуживание системы вентиляцииПри периодических осмотрах, а также при необходимости, во внеплановом порядке для оценки работоспособности системы вентиляции определяют химический состав воздуха в тоннеле и помещениях тоннеля, его соответствие по предельно допустимой концентрации (ПДК) оксида углерода (СНиП 32-04-97). Проверяют состояние вентиляционных установок и воздуховодов. Периодические осмотры вентиляционного оборудования рекомендуется выполнять 1 раз в месяц для вытяжной вентиляции, для приточной вентиляции - 1 раз в 2 месяца (при трехсменной работе оборудования) и 1 раз в 3 месяца (при двухсменной работе). Профилактику (очистку, смазку, замену деталей, не требующую значительной разборки установки) проводят с периодичностью: - для вытяжной вентиляции 1 раз в 3 месяца (при двухсменной работе) и 1 раз в 2 месяца (при трехсменной работе); - для приточной вентиляции - соответственно 1 раз в 6 месяцев и 1 раз в 4 месяца. Ежедневно очищают помещения и размещаемое в них оборудование, проверяют комплектность, наличие документации, отсутствие подтеканий в местах соединений трубопроводов рабочих жидкостей и смазки, целостность электроизоляции, соединений, заземляющих проводов. Плановую очистку колес вентиляционного оборудования и воздуховодов рекомендуется выполнять при испытании вентиляционных систем не реже 2 раз в год, а также при необходимости вне плана. При испытании выявляют неисправности в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, неплотности в воздуховодах, равномерность прогрева калорифера, состояние воздуха в тоннеле и в притоннельных помещениях, аэродинамическое сопротивление фильтров, проверяют соответствие фактической производительности, уровень вибрации установок, нагрев электродвигателей вентиляторов. Рекомендуемые отклонения в объемах воздуха, проходящего через воздухораздаточные или воздухоприемные устройства, от паспортных величин составляют ±10 %. В случае их несоответствия осуществляют наладку, регулирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (СП 73.13320.2012). В неплановом порядке проверяют состояние воздуха в тоннеле и помещениях в случаях обнаружения людьми признаков наличия вредных газов (раздражение дыхательных путей, головная боль и т.п.). Рекомендуется применение автоматизированных систем газового анализа по датчикам, устанавливаемым в характерных точках тоннеля. Систему газового анализа совмещают с управлением системой вентиляции, что позволяет выбирать энергосберегающий режим работы вентиляционной системы. 9.3 Система пожарной безопасностиТехническое обслуживание систем пожаротушения, содержащих подсистему автоматической пожарной сигнализации (оповещения) и подсистему управления установками пожаротушения в местном, дистанционном или автоматическом режимах, проводят в плановом порядке с рекомендуемой периодичностью работ, приведенной в таблице 3 в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. В случаях обнаружения отказов аппаратуры, ложного срабатывания автоматических систем, ликвидации последствий каких-либо воздействий выполняют внеплановые работы по профилактике, ремонту или замене отдельных элементов системы. Как правило, в системе используют автоматические установки пенного или водяного пожаротушения (для защиты непосредственно транспортной зоны тоннеля) и установки газового пожаротушения (для защиты помещений транспортной подстанции, кабельных коллекторов, аппаратных и др.). Таблица 3 - Техническое обслуживание систем пожаротушения
________________ * Для системы газового пожаротушения проверки с пуском огнегасящего вещества в защищаемые помещения проводят не реже одного раза в 3 года. 9.4 Противодымная защитаТехническое обслуживание системы противодымной защиты с дистанционным или автоматическим управлением осуществляют в плановом порядке с рекомендуемой периодичностью работ, приведенной в таблице 4. В случаях обнаружения неисправностей проводят внеплановые работы по техническому обслуживанию, профилактике, ремонту или замене отдельных элементов системы. Систему противодымной защиты содержат во включенном состоянии с возможностью осуществления в автоматическом режиме: - передачи сигналов о пожаре и неисправности на пост сигнализации; - открытия клапанов дымоудаления в местах возникновения пожара; - включения вентиляторов дымоудаления и подпора воздуха; - отключения вентиляции объекта. Таблица 4 - Техническое обслуживание системы противодымной защиты
9.5 Связь и оповещениеТехническое обслуживание систем связи и громкоговорящего оповещения, включающих в общем случае телефонную связь и радиосвязь, видеонаблюдение за состоянием тоннеля, движением транспортных средств и т.п., осуществляют в плановом порядке с рекомендуемой периодичностью, приведенной в таблице 5. Системы связи и громкоговорящего оповещения рекомендуется оснащать резервными источниками питания. Таблица 5 - Техническая эксплуатация систем связи и громкоговорящего оповещения
9.6 ОсвещениеТехническое обслуживание системы освещения тоннеля осуществляется путем проведения текущих осмотров (контроля состояния), выполнения работ по уходу и профилактике. Режимы освещения и величину освещенности тоннеля, создаваемую осветительной установкой, принимают в соответствии с рекомендациями СНиП 32-04-97. Рекомендуется управление режимом общего освещения тоннелей осуществлять автоматически (в зависимости от естественной освещенности снаружи тоннеля), а также дистанционно - из помещения дежурного. При текущих осмотрах проверяют исправность осветительных установок, освещенность при разных режимах освещения, выявляют причины выхода из строя ламп, повреждения светильников и электропроводки. В порядке ухода устраняют повреждения, заменяют лампы или светильники. Допускаемая рекомендуемая величина наличия неисправных светильников составляет 3 % от общего числа светильников, их неисправность подлежит устранению. При уходе очищают светильники от пыли, протирают арматуру, устраняют неисправности в креплении патронов и обеспечении контактов, заменяют рефлекторы или отдельные светильники и т.п. В процессе профилактики, при необходимости, усиливают подвески светильников, кронштейнов и другого оборудования, заменяют несущие тросы и растяжки, дроссели, контролируют напряжение в сети. 9.7 Электроснабжение и электрооборудованиеТехническое обслуживание электроснабжения и электрооборудования включает текущие осмотры, уход и профилактику. Ежедневно осматривают и очищают распределительные устройства (шкафы), силовые и осветительные кабели, места заземления, крепления кабелей, разделительные перегородки, защиту кабелей, крепление контактных соединений электрооборудования, изоляцию проводов. Очистку от пыли и грязи осуществляют сжатым воздухом. Копоть и масляные пятна удаляют обтирочным материалом, смоченным растворителем (уайт-спиритом, бензином). Устраняют неисправности в контактных соединениях, заменяют, при необходимости, магнитные пускатели, пакетные переключатели, кнопки управления, изолируют участки проводов. В процессе профилактики выполняют работы по частичной разборке аппаратов, очистке и промывке механических и контактных деталей, замене отдельных элементов. При необходимости заменяют аппарат. Помещения, в которых размещено энергетическое и технологическое оборудование инженерных систем (щитовая, лестничные марши, коридоры, кабельный коллектор, кабельная шахта, аппаратная, кладовая, насосная, аварийный выход и т.д.), убирают регулярно. Уборку в этих помещениях выполняет специально подготовленный персонал с соблюдением требований безопасности по эксплуатации электроустановок. 10 Планирование и контроль качества работ по содержанию тоннелей10.1 Для ведения и планирования работ по содержанию разрабатывают проект содержания тоннеля, который определяет долгосрочную стратегию эксплуатации тоннеля, на основе данных диагностики (обследований) о его состоянии. В составе проекта содержания тоннелей предусматривают: виды и объемы работ по уходу (нормативных работ), периодичность их исполнения с учетом местных условий, трудоемкость и стоимость работ; виды, ориентировочные объемы, удельные показатели стоимости и годы проведения работ по профилактике на десятилетний период эксплуатации; удельные показатели трудоемкости и стоимости планово-предупредительных работ, годы их проведения в ближайшие десять лет; предложения по структуре, дислокации, численности и оснащенности оборудованием, механизмами эксплуатирующей организации (подрядчика); рекомендации по используемым материалам, технологиям ведения работ по содержанию. 10.2 Планирование работ рекомендуется осуществлять ежегодно на предстоящий год и последующие четыре года эксплуатации, на основе проекта содержания тоннеля. При этом в плане работ на предстоящий год учитывают, кроме данных диагностики (обследований), результаты предшествующих периодических осмотров по оценке состояния конструкций тоннеля. В план включают перечень всех видов работ по уходу (нормативных работ), периодичность их проведения и стоимость, а также, при необходимости, виды и объемы работ по профилактике и планово-предупредительные работы. Если для проведения каких-либо планово-предупредительных работ требуется разработка рабочего проекта (включая сметы), в плане предусматривают затраты на проектные работы. 10.3 При планировании планово-предупредительных работ учитывают, что в этот же период (год) могут выполняться работы по профилактике. При планировании работ по уходу (нормативных работ) на период проведения планово-предупредительных работ и профилактике, учитывают, что профилактика и планово-предупредительные работы могут исключать объемы отдельных видов работ по уходу. 10.4 При планировании работ по содержанию тоннеля рекомендуется учитывать проведение непредвиденных работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения и требующих их выполнения в срочном порядке (см. п. 8.2.12). 10.5 Реализация плана на предстоящий и последующие четыре года по содержанию тоннеля осуществляется подрядчиком в соответствии с контрактом (договором) с учетом настоящих рекомендаций, изложенных в разд. 5, заказчик передает подрядчику на период действия контракта имеющуюся документацию по тоннелю и тоннельную книгу. В контракте (договоре) предусматривают условия расторжения контракта заказчиком при ненадлежащем ведении работ по содержанию тоннеля. Подрядчик не несет ответственность за состояние сооружения, вызванное чрезвычайными обстоятельствами (землетрясениями и другими природными воздействиями, пожарами, взрывами, являющимися последствием дорожно-транспортных происшествий или вандализма). 10.6 План работ, предусмотренный на текущий год, может быть откорректирован на основе результатов весеннего периодического осмотра, выявивших необходимость изменения сроков выполнения работ по профилактике или планово-предупредительных работ, а также в случае обнаружения повреждений, дефектов, требующих неотложных работ по их устранению. 10.7 В результате ведения работ по содержанию состояние тоннеля приводят в соответствие с рекомендациями по качеству, приведенными в разд. 7. К контракту рекомендуется прилагать перечень показателей качества содержания конструктивных элементов тоннеля. 10.8 Работы по содержанию проводят в соответствии с проектом производства работ, разработанным подрядчиком и согласованным с заказчиком. Контроль качества выполнения работ проводится подрядчиком и подразделением заказчика. Подрядчик осуществляет входной контроль используемых материалов и изделий, контролирует соблюдение технологического регламента, проверяет качество выполнения работ. Подрядчик ведет журналы производства работ (ежедневные записи), журналы проведения испытаний и журналы ведения специальных работ (по сварке, монтажу, приготовлению ремонтных составов и т.п.). Результаты работ по устранению неисправностей в рамках ухода, профилактики и планово-предупредительных работ записывают в тоннельной книге. 10.9 Подразделение заказчика осуществляет текущий контроль качества выполнения работ по исполнительной документации и журналам производства работ, а также при необходимости участвует в приемке отдельных видов работ. При этом могут проводиться любые измерения, испытания для контроля качества. 10.10 Проверку качества содержания по состоянию сооружения подразделение заказчика проводит с участием представителей подрядчика с учетом выполненных на текущий момент времени работ. Контроль качества содержания подразделение заказчика проводит регулярно, по результатам которого могут быть выданы предписания об устранении неисправностей. 11 Организация безопасной эксплуатации тоннеля в чрезвычайных ситуацияхПри возникновении чрезвычайных ситуаций эксплуатацию тоннеля осуществляют в режиме предотвращения нарушений (отказов) конструкций тоннеля и возникновения опасных условий пропуска транспортных средств и режиме ликвидации катастрофических последствий. Возникающие в указанном режиме задачи решают службы эксплуатации тоннеля (заказчика и подрядчика, дежурно-диспетчерская служба) во взаимодействии, при необходимости, с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. Возможные случаи чрезвычайных ситуаций: - замедление или остановка движения транспортных средств по техническим причинам (нарушение конструкции тоннеля, отказ в системе инженерного обеспечения безопасности) или в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) при отсутствии пострадавших; - замедление или остановка движения транспортных средств в результате ДТП с пострадавшими; - затопление тоннеля (помещений размещения электрооборудования, проезжей части, тоннельных и притоннельных помещений - мест нахождения людей); - пожар в притоннельных помещениях; - пожар в тоннеле; - разрушение конструкций, пожар (взрыв) в тоннеле; - аварии на внутренних сетях инженерных коммуникаций в тоннеле или в притоннельных сооружениях; - разрушение автомобильной цистерны с утечкой или розливом горючих, или химически опасных веществ. Пример рекомендуемого регламента действий в чрезвычайных ситуациях приведен в приложении Д. Приложение АТаблица А.1 - Тоннельная книга сооружений (примерный образец)
Приложение БТаблица Б.1 - Примерный перечень машин, механизмов, оборудования и инструмента для содержания тоннельных сооружений
Приложение ВТаблица В.1 - Примерный перечень аварийного запаса материалов и инструментов для тоннельных сооружений
Приложение ГТаблица Г.1- Детальный перечень работ по содержанию конструкций и элементов тоннеля
Приложение ДРекомендуемый порядок (регламент) действий в чрезвычайных ситуациях (пример)Таблица Д.1 - Аварии на внутренних сетях инженерных коммуникаций в тоннеле или в притоннельных сооружениях
______________ Ч - момент происшествия
Руководитель организации-разработчика Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский Генеральный директор _____________________ К.В. Могильный
|