На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства регионального развития РФ
от 27 декабря 2011 г. № 35898-ЮО/18

В целях создания связанной системы документов планирования, обеспечивающей согласование приоритетов развития моногородов в долгосрочной перспективе, включения их в единую систему документов планирования социально-экономического и территориального планирования муниципального, регионального и федерального уровней Вам направляются рекомендации по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований, разработанные Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, во исполнение пункта 2 Комплекса мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований, на 2011 и 2012 годы, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, Председателем Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И.И. Шуваловым от 25 апреля 2011 г. № 1859п-П16.

Приложение: упомянутое на 7 л. в 1 экз.

 

Ю.B. Осинцев

 

Приложение

к письму Министерства
регионального развития РФ
от 27 декабря 2011 г. № 35898-ЮО/18

Рекомендации по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 Комплекса мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований, на 2011 и 2012 годы, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 апреля 2011 г. № 1859п-П16.

Целью настоящих рекомендаций является обеспечение унификации и единообразия подходов при формировании системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований (далее - моногород).

Настоящие рекомендации не носят нормативно-правового характера и не являются обязательными для исполнения, разработаны в целях дополнительного методологического содействия, упрощения процедуры формировании системы документов стратегического планирования развития моногородов и имеют разъяснительный характер.

I. Обеспечение связи и взаимного учета документов планирования на уровне муниципального образования

Система документов стратегического планирования развития моногородов в качестве основного элемента должна включать документ долгосрочного планирования социально-экономического развития (стратегию, стратегический план), разрабатываемый на срок 10 - 15 - 20 лет.

При этом для моногородов принципиально важной является увязка стратегии долгосрочного развития с утвержденным или разрабатываемым комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода (далее - КИП). Эта взаимосвязь обусловлена тем, что КИП фактически является механизмом реализации стратегии развития и служит планом мероприятий на среднесрочную перспективу по достижению стратегических приоритетов, обеспечивает реализацию приоритетных отраслевых направлений развития и инвестиционных проектов. Таким образом, должна быть сформирована система документов "стратегия моногорода - КИП".

Следует учитывать, что в период действия одного документа стратегического планирования моногорода для взаимоувязки с ним могут быть последовательно разработаны несколько КИПов, рассчитанных на более короткие сроки действия.

Таким образом, должна быть обеспечена связность планирования развития моногорода на долгосрочную перспективу между документами одного уровня.

II. Обеспечение связи и взаимного учета документов планирования муниципального образования и субъекта Российской Федерации

Система документов "стратегия моногорода - КИП" в свою очередь должна быть связана с документом долгосрочного планирования (стратегией) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации развития.

Учет положений стратегии развития субъекта Российской Федерации предполагает согласованность с долгосрочными приоритетами развития региона. Это означает, в частности, взаимосвязь приоритетных сценариев развития, стратегических целей, задач и целевых значений показателей результата стратегии развития субъекта Российской Федерации и системы документов "стратегия моногорода - КИП". В этой связи, система документов "стратегия моногорода - КИП" должна вносить вклад в реализацию приоритетов развития, обозначенных в стратегии региона применительно к данной территории/моногороду.

Стратегия субъекта Российской Федерации, в свою очередь, должна учитывать наличие на территории региона монопрофильных муниципальных образований. Это означает, что она должна содержать территориальный разрез целей и задач развития на долгосрочную перспективу, то есть определять приоритеты пространственного развития региона.

Вместе с тем, в стратегии региона необходим учет ситуации и сценариев развития моногородов при определении вектора развития отраслей и отдельных сфер экономики на территории региона.

III. Обеспечение связи и взаимного учета документов планирования муниципального образования и Российской Федерации

Принципиально важным является обеспечение взаимного учета документов стратегического планирования моногородов и приоритетов отраслевого развития Российской Федерации. Наиболее эффективным инструментом такого увязывания являются стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов).

Стратегии федеральных округов призваны сыграть роль механизма координации реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных отраслевыми стратегиями развития, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, инвестиционными программами естественных монополий.

В этой связи документы планирования развития моногородов по основным параметрам должны быть скоординированными со стратегиями развития федеральных округов.

При этом следует подчеркнуть, что стратегии федеральных округов должны стать обязательным ориентиром для формирования реализуемых на конкретных территориях государственных программ отраслевой направленности, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также критерием для оценки указанных программ с точки зрения комплексного территориального развития. Это станет механизмом обратной связи, через который, в том числе, представляется эффективным взаимоувязывать стратегическое развития моногородов с приоритетами отраслевого развития, сформулированными для территории конкретного федерального округа.

IV. Обеспечение связи с документами территориального планирования и планирование мер, направленных на обеспечение устойчивого развития территорий монопрофильных городов в документах территориального планирования

В соответствии с частью 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) схемы территориального планирования Российской Федерации (далее - Схема Российской Федерации), схемы субъектов Российской Федерации (далее - Схема субъекта), схемы территориального планирования муниципальных районов (далее - схема муниципального района), генеральные планы поселений и городских округов (далее - генеральные планы) подготавливаются на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, предложений заинтересованных лиц, сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

КИП, указанные выше, должны будут разрабатываться с учетом положений утвержденных документов территориального планирования.

В соответствии с положениями Кодекса генеральные планы могут разрабатываться применительно к территориям монопрофильных городов, входящих в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.

В частности, генеральный план, подготовленный применительно к территории монопрофильного населенного пункта (муниципального образования), должен отражать его оптимальную пространственную организацию (в виде функционального зонирования), обеспечивающую эффективную эксплуатацию существующего жилого фонда, предусматривающую территории для развития необходимых отраслей экономики, диверсификации неэффективных производств, внедрения на территорию новых производств, реновацию существующих объектов (при необходимости), а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и имеющихся и прогнозируемых ограничений их использования (в материалах по обоснованию генеральных планов).

Вместе с тем, генеральные планы не должны ограничиваться только отображением предусмотренных программными, стратегическими и иными указанными документами и КИП объектов местного, регионального, федерального значения.

При разработке проектов генеральных планов в отношении городских округов и поселений, в состав которых входят монопрофильные города, в составе материалов по их обоснованию целесообразно проводить интегральную оценку комплексности градостроительного развития муниципального образования или населенного пункта - часть аналитического этапа разработки проектов. Интегральная оценка может состоять в выборе возможных направлений социально-экономического развития, районирования территории по степени природно-ресурсной благоприятности, социальной и экономической эффективности потенциального развития отраслей экономики с учетом реальных ограничений социальной сферы, прогноза инвестиционного климата и объемов экологически допустимого природопользования. При этом необходимо выявлять максимальные резервы территориальных ресурсов, а также инвестиционно привлекательные площадки и территории из элементов планировочной структуры монопрофильных городов с разработкой эскизных проектов их застройки в целях последующих презентаций и привлечения внимания инвесторов.

Эскизы застройки призваны помочь инвесторам выбрать конкретные инвестиционно привлекательные площадки, имеющие расчетные параметры их освоения, в том числе площадь, вместимость, основные показатели объектов, сроки окупаемости, которые сложно увидеть в документах территориального планирования без определенного уровня знаний в сфере градостроительства, но их освоение позволит в непродолжительные сроки построить объекты капитального строительства (при наличии необходимых условий, в том числе возможности подключения к инженерной инфраструктуре), создать новые рабочие места, увеличить поступление налогов.

При разработке проектов генеральных планов с соблюдением принципа вариативности могут предлагаться новые приоритетные функции развития территорий монопрофильных городов, которые могут обеспечить их ускоренное социально-экономическое развитие, в том числе курортные, промышленные, культурные, развлекательные, туристские, торговые, транспортные и иные функции, возможность внедрения которых определена на основе анализа использования территории и градостроительного прогноза (в том числе прогнозируемых ограничений их использования).

Вместе с тем, в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов территориального планирования (статья 27 Кодекса), подготовка генеральных планов может осуществляться совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими органами местного самоуправления с учетом тенденций развития агломерации городов (в их составе), которые могут оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие монопрофильных городов.

При совместной разработке проектов Схем Российской Федерации, Схем субъектов, Схем муниципальных районов и генеральных планов на основе:

- анализа использования прилегающих к поселениям, городским округам или муниципальным районам, субъектам Российской Федерации (в составе которых находятся монопрофильные города) и приграничных территорий соседних государств, с точки зрения возможного влияния на социально-экономическое развитие монопрофильных городов;

- прогноза геополитической, геостратегической, геоэкономической ситуации (включая внешнеэкономическую деятельность);

- планируемого развития инфраструктуры могут предлагаться варианты проектных решений, предусматривающих внесение изменений в принятые в установленном порядке стратегии, планы и программы, решения органов государственной власти и органов местного самоуправления (финансируемые из средств соответствующих бюджетов) в части планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения таким образом, чтобы обеспечить привлечение трудовых ресурсов из монопрофильных городов, а также притяжение к монопрофильным городам бюджетообразующих функций при условии комплексного учета всех необходимых требований, предъявляемых градостроительным законодательством к документам территориального планирования.

При разработке проектов документов территориального планирования (в том числе при их совместной разработке) необходимо обоснование состава и параметров развития отраслей экономики и социальной сферы с сопоставлением экономических показателей, принципиально отличных вариантов отраслевого использования потенциальных ресурсов развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с учетом комплексной оценки благоприятности территории для развития данных отраслей и оценки влияния каждого варианта на динамику и условия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

В результате сопоставления вариантов отраслевого развития экономики и социальной сферы муниципальных образований в областях, относящихся к компетенции субъекта Российской Федерации, компетенции Российской Федерации, вырабатывается рекомендуемый сценарий развития и формулируются условия его реализации в виде мероприятий планировочного характера, связанных с распределением или перераспределением земельных ресурсов, их функционального назначения, предложениями по развитию мощностей инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры, экологического каркаса территории.

В результате оценки вариантов распределения рекомендуемых объектов и территорий отраслей экономики и социальной сферы федерального, регионального и местного значения по территориям муниципальных образований (монопрофильных городов в их составе) выбирается вариант, отличающийся наибольшей относительной экономической и социальной эффективностью - соотношением единовременных капитальных вложений (инвестиций) и текущих (эксплуатационных) затрат к показателям экономического роста и социального развития (валового регионального продукта, налоговой базы, занятости и доходов населения) достигаемых в пределах прогнозируемого периода.