СТ ССФЖТ ЦУО 082-2000 СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ТИПОВАЯ МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ Москва Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта ГУП ВНИИЖТ МПС России. ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Управлением военизированной охраны МПС России 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 12 февраля 2001 № М-174у 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Дата введения 2001-03-01 1. Область применения1.1. Настоящая типовая методика (далее ТМ) устанавливает общий порядок проведения испытаний систем обнаружения и тушения пожара на подвижном и специальном подвижном составе железных дорог. 1.2. Настоящая ТМ предназначена для проведения сертификационных испытаний систем обнаружения и тушения пожара на подвижном и специальном подвижном составах по показателям пожарной безопасности в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ). По данной ТМ могут проводиться другие категории испытаний по ГОСТ 16504-81: предварительные, приемочные, периодические, типовые, квалификационные и исследовательские. 1.3. Настоящая ТМ обязательна для применения в испытательных центрах (лабораториях), аккредитованных в ССФЖТ. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: - ГОСТ 8.568-97 ГСИ Аттестация испытательного оборудования. Основные положения; - ГОСТ 1770-74Е Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия; - ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, моновакуумметры, напорометры, тягометры, тягонапорометры. Общие технические условия; - ГОСТ 14004-68 Весы рычажные общего назначения. Пределы взвешиваний. Нормы точности; - ГОСТ 26703-93 Хроматографы аналитические газовые. Общие технические требования и методы испытаний; - ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения; - ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ Изделия электротехнические. Общие требования безопасности; - ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний; - ГОСТ Р 50898-96 Извещатели пожарные. Огневые испытания; - НПБ 52-96 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Пожарные сигнализаторы давления и потока жидкости. Общие технические требования. Номенклатура показателей. Методы испытании; - НПБ 54-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Модули и батареи. Общие технические требования. Методы испытаний; - НПБ 56-96 Установки порошкового пожаротушения, импульсные. Временные нормы и правила проектирования и эксплуатации; - НПБ 57-96 Приборы и аппараты автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации. Помехоустойчивость и помехоэмиссия. Общие технические требования. Методы испытании; - НПБ 60-97 Пожарная техника. Генераторы огнетушащего аэрозоля. Общие технические требования. Методы испытаний; - ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений; - ЦТ-6 от 29.12.95 Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава; - ВНПБ-97 Ведомственные нормы пожарной безопасности; 3. Объекты испытанийНастоящая ТМ используется при испытаниях систем обнаружения и тушения пожара установленных на: - электровозах; - магистральных и маневровых тепловозах; - магистральных и маневровых газотепловозах; - электро- и дизель-поездах; - пассажирских вагонах; - дизельных вагонах рефрижераторных поездов; - специальном подвижном составе. 4. Виды и последовательность испытанийИспытания систем обнаружения и тушения пожара на подвижном составе предусматривают определение: - функциональной пригодности системы; - производительности установки пожаротушения; - эффективности работы установки пожаротушения. 5. Определяемые характеристики5.1. При испытаниях систем на функциональную пригодность определяются следующие показатели: - пороги срабатывания пожарных извещателей [°С; D °С/мин; дБ · м-1];* - инерционность срабатывания пожарных извещателей [с]; - приоритетность сигнала «Пожар» над сигналом «Неисправность»; - сохранение работоспособности в режимах «Норма», «Пожар» и «Неисправность» при воздействии механических ударов, вибрации;** - устойчивость к воздействию электрических помех и помехоэмиссии; *** - устойчивость к колебаниям и «переполюсовке» напряжения питания бортовой сети; *** - напряжение питания пожарных извещателей [В]; - приоритетность сигнала «тревога». Примечание: * величина порогов срабатывания и инерционность извещателей определяются в лабораторных условиях; контроль работоспособности извещателей на объекте - при помощи имитаторов (приборов проверки); ** оценку проводят совместно с динамическими прочностными испытаниями; *** оценку проводят совместно с энергетическими испытаниями. 5.2. При испытаниях с целью оценки производительности установки пожаротушения определяют: - время работы установки [с]; - интенсивность подачи огнетушащего вещества [кг/м3 · с]; - количество огнетушащего вещества (в газообразном, или аэрозольном состоянии), приходящееся на единицу объема защищаемого объекта, [кг/м3]. 5.3. При испытаниях по оценке эффективности работы установок пожаротушения определяют: - время тушения [с]; - время сохранения огнетушащей концентрации в объеме защищаемого объекта [с]; - снижение среднеобъемной температуры в защищаемом объеме до 60 °С в течение не более 5 минут; - прекращение тления или пламенного горения в защищаемом объеме в течение 10 мин. после окончания подачи огнетушащего вещества. 6. Методы, условия испытаний6.1. В настоящем разделе стандарта изложен порядок подтверждения нормируемых показателей, по которым оценивается система обнаружения и тушения пожара на подвижном составе. 6.2. Методы определения нормируемых показателей приведены в таблице 6.1. Таблица 6.1
2. Установки пожаротушения 2.1. Установка воздушно-пенного пожаротушения (по НПБ 52-96)
2.2. Установка порошкового пожаротушения (по НПБ 56-96)
2.3. Установка газового пожаротушения (по НПБ 54-96)
2.4. Установка аэрозольного пожаротушения (по НПБ 60-97)
Примечание к таблице 6.1: требуемая величина показателен (допуск) для каждого вида подвижного состава (электровоз, тепловоз, пассажирский вагон и т.д.) задается нормативной документацией на этот вид подвижного состава и подтверждается экспериментально в процессе огневых испытаний. 7. Порядок испытаний7.1. Испытания пожарных извещателей 7.1.2. Пожарный извещатель выдерживается во включенном состоянии в течение 15 минут, после чего теплогенератором подается на него горячий воздух. 7.1.3. В момент срабатывания извещателя регистрируется фактическое значение температуры и скорость ее изменения во время опыта. Опыт повторяется пять раз. m = (10/d) · lg(P0/P), (1) где т - удельная оптическая плотность, дБ · м-1; d - оптическая длина пути луча в контролируемой среде, м; P0 - мощность регистрируемого излучения, прошедшего через незадымленную среду; P - мощность регистрируемого излучения, ослабленного средой при ее задымлении. Значение порога срабатывания для радиоактивных датчиков рассчитывается по формуле: Y = (I0/I) - (I/I0), (2) где I0 - ток контрольной ионизационной камеры в чистом воздухе, А; I - ток контрольной ионизационной камеры при наличии в нем аэрозоля, А. Испытания необходимо повторить пять раз. 7.2. Определение времени срабатывания пожарных извещателей 7.2.1. Испытание пожарных извещателей по времени срабатывания производится в последовательности указанной в п.п. 7.1.1 - 7.1.4 по тепловому каналу, и п.п. 7.1.5 - 7.1.6 по дымовому каналу. Различие времени срабатывания испытуемого пожарного извещателя от времени срабатывания эталонного прибора (контрольной ионизационной камеры, термодатчика) допускается в пределах, указанных в таблице 6.1. 7.2.2. Пожарный извещатель считается выдержавшим испытания, если величина задержки при срабатывании не превышает по дымовому каналу - 3 с, а по тепловому каналу - 20 с. 7.3. Испытания на устойчивость к механическому удару 7.3.1. Испытания заключаются в оценке работоспособности пожарных извещателей в результате воздействия механических ударов. 7.3.2. Визуальным осмотром необходимо убедиться в отсутствии механических повреждений на составных частях пожарных извещателей. 7.3.3. Пожарный извещатель необходимо закрепить на панели крепления. 7.3.4. Выдержка пожарного извещателя во включенном состоянии должна быть не менее 15 минут. 7.3.5. Затем извещатель подвергается ударному воздействию от соударения подвижного состава (эти испытания совмещаются с проведением динамико-прочностных испытаний подвижного состава в соответствии с методикой СТ ССФЖТ ЦТ 15-98). 7.3.6. Пожарный извещатель считается выдержавшим испытания, если в процессе испытаний отсутствуют сигналы «Неисправность», «Тревога» и отсутствуют механические повреждения, полученные в результате соударений подвижного состава с ускорением до 5g. 7.4. Испытания на устойчивость к синусоидальной вибрации 7.4.1. Испытания заключаются в оценке работоспособности пожарных извещателей в результате воздействия механических ударов. 7.4.2. Визуальным осмотром необходимо убедиться в отсутствии механических повреждений на составных частях пожарных извещателей. 7.4.3. Пожарный извещатель во избежание их перемещений необходимо закрепить на панели крепления. 7.4.4. Выдержка извещателя во включенном состоянии должна быть не менее 15 минут. 7.4.5. Затем извещатель подвергается вибрационному воздействию при проведении динамико-прочностных испытаний подвижного состава (в соответствии с методикой СТ ССФЖТ ЦТ 15-98). 7.4.6. Пожарный извещатель считается выдержавшим испытания, если в процессе испытаний отсутствуют сигналы «Неисправность», «Тревога» и отсутствуют механические повреждения, полученные в результате динамических процессов при вибрации подвижного состава с ускорением до 1g и частотой от 1 до 100 Гц. 7.5. Испытание на помехоустойчивость Испытания на помехоустойчивость проводятся при изменении напряжения (напряженности электромагнитного поля), возникающего при работе энергетических установок подвижного состава в переходных режимах и режимах наибольших энергетических нагрузок. 7.5.1. Приборы контроля устанавливаются в непосредственной близости от пожарной аппаратуры. Пожарная аппаратура должна функционировать в нормальном режиме, установленном требованиями технической документации при различных режимах энергетических установок подвижного состава. 7.5.2. Пожарная аппаратура считается выдержавшей испытания, если в процессе испытаний отсутствуют сигналы «Неисправность» и «Тревога» при значениях напряженности магнитного поля до 10 Вб · м-1. 7.6. Испытания на помехоэмиссию 7.6.1. Цель испытаний - оценить влияние излучаемых пожарной аппаратурой помех на радиотехнические средства и локомотивную сигнализацию (АЛС). 7.6.2. Измерение напряженности излучаемого электромагнитного поля производят с пожарной аппаратурой, устанавливаемой совместно с АЛС и радиоприемными устройствами как электрически связанными, так и электрически не связанными с ними. 7.6.3. Метод измерений и оборудование должны соответствовать ГОСТ Р 50009-92 и ГОСТ 29216-91. 7.6.4. Пожарная аппаратура считается выдержавшей испытания, если в процессе испытаний значения напряженности излучаемого ею электромагнитного поля не превышают 0,5 Вб · м-1 7.7. Испытания на прочность к изменению полярности питающего напряжения (переполюсовки) 7.7.1. Испытания на прочность пожарного оборудования к изменению полярности питающего напряжения проводятся в следующей последовательности. 7.7.2. Подключить испытуемое оборудование в соответствие со схемой, включить и выдержать в рабочем состоянии 15 мин. 7.7.3. Изменить полярность напряжения питания на обратную и выдержать в течение 5 мин. 7.7.4. Восстановить прямую полярность напряжения питания. 7.7.5. Пожарная аппаратура считается выдержавшей испытания, если в процессе испытаний отсутствовали сигналы «Неисправность», «Тревога». 7.8. Испытания пожарного оборудования на устойчивость к колебаниям напряжения питания (DUсети) 7.8.1. Испытание устойчивости пожарного оборудования к изменению напряжения питания проводится в следующей последовательности. 7.8.2. Пожарное оборудование подключают к установленному номинальному значению напряжения питания и выдерживают в течение 15 минут. 7.8.3. Установить напряжение питания пожарного оборудования, соответствующее верхнему пределу, указанному в технической документации и выдержать в течение 5 мин. 7.8.4. Определить чувствительность (порог срабатывания) ПИ в соответствии с п.п. 7.1 и 7.2 при верхнем пределе напряжения. 7.8.5. Установить напряжение питания пожарного оборудования, соответствующее нижнему пределу, указанному в технической документации и выдержать в течение 5 мин. 7.8.6. Определить чувствительность (порог срабатывания) ПИ в соответствии с п.п. 7.1 и 7.2. при нижнем пределе напряжения. 7.8.7. Пожарное оборудование считается выдержавшим испытания, если значения порогов срабатывания ПИ находятся в пределах допуска указанного в таблице 6.1 и в процессе испытаний отсутствовали сигналы «Неисправность», «Тревога». 7.9. Испытания по проверке приоритетности сигнала «Пожар» 7.9.1. Сигнал «Тревога» имеет приоритет по отношении к другим сигналам. Проверка сигнала проводится при уменьшении напряжения питания до минимально допустимого значения в следующей последовательности. 7.9.2. Подключить пожарное оборудование к регулируемому источнику питания, затем, уменьшая напряжение питания пожарного оборудования со скоростью, не превышающей 0,5 В · мин., добиться звукового (светового) сигнала, свидетельствующего о достижении минимально допустимого напряжения питания. 7.9.3. Зафиксировать значение напряжения, при котором появляется сигнал. 7.9.4. Определить чувствительность (порог срабатывания) пожарного извещателя в соответствии с п.п. 7.1 и 7.2 при нижнем пределе напряжения. 7.9.5. Пожарное оборудование считается выдержавшим испытание, если при достижении порогового значения срабатывания пожарного извещателя выдается звуковой и световой сигнал «Тревога». 7.10. Испытание установок пожаротушения 7.10.1. Испытание установок воздушно-пенного пожаротушения 7.10.1.1. Подвижная единица (локомотив) устанавливается на горизонтальном участке пути на удалении не менее 50 м от зданий и сооружений, вблизи с ровной площадкой размером не менее 30´40 м. Площадка предназначена для размещения вспомогательного оборудования: противней для имитации очагов пожара емкостей для определения кратности пенообразователя и пожарного оборудования по обеспечению пожарной безопасности проводимых испытаний. 7.10.1.2. От пожарного поста из дизельного помещения локомотива прокладывается рукавная линия и устанавливается штатный воздушно-пенный ствол. В противнях, удаленных на расстояние не менее 10 м от локомотива зажигаются очаги пожара классов «А» или «В» по ГОСТ 26331-87. До проведения опытов локомотив должен проработать не менее 10 минут, давление в рабочей сети системы пожаротушения должно соответствовать технической документации. Пена для тушения модельных очагов подается через 60 сек. после их розжига. При этом очаги должны быть потушены, в течение 180 сек. 7.10.1.3. Система считается выдержавшей испытания, если время тушения не превышает расчетное, а соотношение давлений в объеме резервуара к рабочему давлению ствола не снижалось до 20 %. 7.10.1.4. Кратность пенообразования определяется с помощью мерных тарированных емкостей. Отношение объема пены к объему водного раствора пенообразователя, оставшегося после разложения пены в мерной тарированной емкости должно быть не менее 100. 7.10.2. Испытание установок порошкового пожаротушения 7.10.2.1. Подвижная единица (локомотив) устанавливается на ровном участке пути на удалении не менее 50 м от зданий и сооружений, вблизи с ровной площадкой размером не менее 30´40 м. Площадка предназначена для размещения вспомогательного оборудования: 4 противней для имитации очагов пожара (площадью 1,1 м2 каждый), и 5 противней площадью 0,2 м2 каждый для сбора порошка для определения удельного количества (расхода) огнетушащего порошка и пожарного оборудования по обеспечению пожарной безопасности проводимых испытаний. 7.10.2.2. От пожарного поста из дизельного помещения локомотива прокладывается рукавная линия и устанавливается штатный ствол подачи порошка. В противнях, удаленных на расстояние не менее 10 метров от локомотива, поджигают очаги пожара классов «А» и «В» по ГОСТ 26331-87. До проведения опытов локомотив должен проработать не менее 10 минут, давление в рабочей сети системы пожаротушения должно соответствовать технической документации. Порошок для тушения модельных очагов пожара подают через 60 сек. после их розжига. Очаги должны быть потушены в течение 120 сек. 7.10.2.3. Интенсивность подачи огнетушащего порошка определяется путем взвешивания осевшего в малых противнях порошка. 7.10.2.4. Система считается выдержавшей испытания, если время тушения не превышает расчетное, и соотношение давлений в объеме резервуара к давлению в стволе в процессе пожаротушения снижалось до 20 %. 7.10.3. Испытания установок газового (углекислотного) пожаротушения 7.10.3.1. Подвижная единица устанавливается на ровном участке пути на удалении 50 м от зданий и сооружений. В дизельном (моторном) помещении устанавливают имитаторы пожара, представляющие собой керосиновые лампы с дистанционным поджогом и термодатчиком. Отбор углекислого газа осуществляется через резинотканевые шланги, смонтированные до начала проведения опытов. Перед началом опытов у подвижной единицы выставляют пожарный пост, имеющий на вооружении выездную пожарную технику. 7.10.3.2. Включение установки газового (углекислотного) пожаротушения производят не ранее 30 сек. с момента воспламенения последнего имитатора пожара. 7.10.3.3. Время достижения огнетушащей концентрации определяют путем анализа воздушно-газовой смеси, отбираемой из дизельного (моторного) помещения подвижной единицы. Оно должно соответствовать нормативному времени - не более 45 сек. 7.10.3.4. Система считается выдержавшей испытания, если время тушения не превышало расчетного и в течение этого времени сохранялась огнетушащая концентрация. 7.10.4. Испытание установок аэрозольного пожаротушения 7.10.4.1. Подвижную единицу устанавливают на горизонтальном участке пути на удалении 50 м от зданий и сооружений. В дизельном (моторном) помещении размещают имитаторы пожара, представляющие собой керосиновые лампы с дистанционным воспламенением и термодатчиками. Перед проведением опытов у подвижной единицы выставляют пожарный пост, имеющий на вооружении выездную технику. 7.10.4.2. Включение установки газового (углекислотного) пожаротушения производят не ранее 30 сек. с момента воспламенения последнего имитатора пожара. 7.10.4.3. Время достижения огнетушащей концентрации определяется путем оценки температуры над фитилем имитатора, и оно не должно превышать 90 сек. 7.10.4.4. Система считается выдержавшей испытания, если время тушения и время сохранения огнетушащей концентрации не превышает расчетного значения. Время тушения не более 120 сек., время сохранения огнетушащей концентрации не менее 600 сек. 8. Средства измерений8.1. Для измерения параметров, указанных в разделе 6 настоящей методики, необходимы средства измерения приведенные в таблице 8.1. 8.2. В качестве первичных преобразователей при проведении испытаний по п.п. 5.1.1, 5.2 и 5.3 настоящего стандарта используются термодатчики ТХА. 8.3. Все средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть поверены в соответствии с ПР 50.2.006-94. 8.4. Допускается использовать другие средства измерения, обеспечивающие точность не ниже указанной в данном разделе. Таблица 8.1 Средства измерения
9. Обработка данных и оформление результатов испытаний9.1. Испытания систем обнаружения и тушения пожара 9.1.1. За результат испытания принимается среднее арифметическое значений результатов пяти измерений. Погрешность измерений не должна превышать 10 %. 9.1.2. Отклонение фактического значения измеренного параметра от величины, указанной в нормативном документе, должно быть зафиксировано в протоколе. 9.1.3. По результатам испытаний системы обнаружения и тушения пожара составляют Протокол, оформленный по установленной в ИЦ форме, содержащий полученные результаты (по каждому показателю) и заключение о соответствии результатов испытаний нормативным требованиям. 10. Требования безопасности и охраны окружающей среды10.1. Все работы по подготовке и проведению испытаний проводят под непосредственным руководством и контролем руководителя испытаний. При этом должны соблюдаться требования производственной санитарии, правил и инструкций по охране труда и техники безопасности на железнодорожном транспорте. 10.2. Все участники испытаний перед началом испытаний проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок и объем инструктажа, участвующих в работах по подготовке и проведению испытаний, осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90. 10.3. Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность обслуживания и использования, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 8.568-97. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|