СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2003 СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И КРЕСЛО МАШИНИСТА МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС России (ФГУП ВНИИЖГ МПС России), ОАО Научно-производственное предприятие «Звезда» и ГУП Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России) ИСПОЛНИТЕЛИ: от ВНИИЖГ: Т.Г. Береснева; А.Г. Лексин; Н.Г. Лосавио, к.т.н.; Н.И. Минеева; Б.И. Школьников, к.м.н. от ОАО НПП «Звезда»: А.С. Барер, д.м.н.; В.К. Костин; В.А. Наумов, к.т.н.; А.А. Шейкин, к.м.н. от ВНИТИ: Ефименко О.Э.; Пузанов В.А., к.т.н.; Рогозин В.Н.; Рыбалов А.А., к.т.н.; Сидун И.Н.; Соколов Ю.Н., к.т.н. ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от «25» июня 2003 г. № P-634у 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ЛОКОМОТИВЫ,
МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ КРЕСЛО МАШИНИСТА МЕТОДИКА
ИСПЫТАНИЙ Дата введения 2003-06-27 1 Область примененияМетодика испытаний по проверке показателя «Коэффициенты вибропередачи кресла машиниста» распространяется на испытания кресла машинистов локомотивов (ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также кресла машинистов управления движением (транспортный режим) специального самоходного подвижного состава железнодорожного транспорта (ССПС). Настоящая методика используется при сертификационных испытаниях. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.4.012-83 ССБТ. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования ГОСТ 24347-80 Обозначения и единицы величин 3 Объект испытаний3.1 Объектом испытаний является унифицированное (модифицированное) кресло машиниста ТПС, МВПС и ССПС. 3.2 Испытаниям подвергается объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям. 3.3 Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами и технологией, принят ОТК предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на предприятии). 3.4 Отбор объекта на испытания производят в соответствии с установленным в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории). 3.5 Предприятие-изготовитель должно представлять на испытания технические характеристики для подрессоренных кресел, включающие: характеристики вертикальной упругости подвески кресла; рабочие диаграммы гидравлических демпферов подвески кресла. 4 Проверяемые сертификационные показателиКоэффициенты вибропередачи кресла машиниста, Ki. 5 Условия проведения испытаний5.1 Средние квадратические значения виброускорений задают на основании кресла в соответствии с параметрами, приведенными в таблице 1, [1]. 5.2 Помещение, в котором проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе иметь освещенность не менее 200 лк и температуру окружающего воздуха (22 ± 2) °С. 5.3 Испытания кресел машиниста проводят на стенде, воспроизводящем виброускорения по вертикальной и горизонтальной осям ортогональной системы координат в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 1 до 80 Гц. 5.4 Испытания проводят методом плавно изменяющейся частоты со скоростью изменения частоты 0,5 октавы в минуту. 5.5 В промежутках между заданными частотами виброускорение изменяется линейно при логарифмическом масштабе по частоте и ускорению. Таблица 1 - Средние квадратические значения виброускорений на полу кабин
______________ 1 Испытания проводят после внедрения двухкомпонентного вибростенда. 6 Средства и погрешность измерений6.1 Для проведения измерений применяют измерительную аппаратуру, включающая комплект датчиков-акселерометров, а также комплекс усилителей и преобразователей. 6.2 Допускается использование промежуточной записи сигналов виброускорений (в аналоговой или цифровой форме) с последующей обработкой. 6.3 Применяемая виброизмерительная аппаратура должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.012. Суммарная расчетная погрешность измерительного тракта не должна превышать ±5 %. 6.4 Промежуточный диск для крепления датчиков на сиденье кресла должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012. 6.5 Основные характеристики стенда Ход вибростенда - ±12,5 мм. Максимальное усилие на столе - 20 кН. Потребляемая мощность - 104 кВт. Частотный диапазон - 1 ÷ 2000 Гц. Погрешность воспроизведения заданного сигнала - не более 5 %. 7 Измеряемые показателиСредние квадратические значения виброускорений (а), мс-2 по вертикальной и горизонтальной осям ортогональной системы координат в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами: 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63 и 80 Гц. 8 Порядок проведения испытаний и измерений8.1 Кресло устанавливают и жестко крепят на установочной площадке стенда. 8.2 Датчики, предназначенные для измерения виброускорений, жестко крепят (магнит, шпилька, мастика) на площадке стенда с установочным резонансом не ниже 200 Гц и к промежуточному диску по ГОСТ 12.1.012. Датчики должны быть ориентированы по направлениям действия вибрации с допустимыми отклонениями ±5°. 8.3 Промежуточный диск с прикрепленным датчиком устанавливают на сиденье кресла. Диск к креслу прижимается оператором с массой тела 70 - 80 кг. Поза сидящего оператора должна быть свободной без опирания на подлокотники и спинку кресла машиниста 8.4 На установочной площадке стенда задают средние квадратические значения виброускорений в соответствии с 5.1. 8.5 Измерение виброускорений осуществляют одновременно на сиденье кресла и на установочной площадке стенда. 9 Обработка результатов измеренийКоэффициенты вибропередачи определяют как отношение средних квадратических значений виброускорений на сидении кресла к средним квадратическим значениям виброускорений на установочной площадке стенда в диапазонах частот от 1 до 4 Гц, от 4 до 8 Гц, от 8 до 80 Гц. 10 Оценка полученных результатов10.1 Коэффициенты вибропередачи кресла оценивают, как неудовлетворительные, если один из них превышает допустимое значение. 10.2 Объект по сертификационному показателю оценивают неудовлетворительно, если коэффициенты вибропередачи кресла оценены неудовлетворительно. 11 Оформление результатов испытанийРезультаты испытаний оформляют в виде протокола с таблицами, графиками или спектрограммами (Приложение А). 12 Требования безопасности12.1 За безопасность участников испытаний несет ответственность руководитель испытаний. 12.2 Участники испытаний до их начала проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок и виды обучения, организацию инструктажа участвующих в работах по подготовке и проведению испытаний проводит в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 13 Требования к квалификации оператораК проведению измерений допускается оператор со средним и высшим техническим образованием и стажем работы в данной области не менее одного года. Приложение А(обязательное) Образец
Библиография[1] Временные требования по вибросостоянию пола кабин локомотивов и МВПС, ВНИТИ, Коломна, 1999 г.
|