НБ ЖТ ЦШ 075-2001
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
АППАРАТУРА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ САУТ-ЦМ
Нормы
безопасности
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНЫ ГУП Уральским отделением Всероссийского
научно-исследовательского института железнодорожного транспорта МПС России (ГУП
УО ВНИИЖТ
МПС России).
ИСПОЛНИТЕЛИ: В.И. Головин, В.А. Гасилов, Б.И. Ветлугин, С.А. Максимов, А.И. Галеев, А.Г. Разин.
2 ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации
на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики
МПС России; Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России.
3 ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием
МПС России от 15.02.2002 № М-153у.
4 ИЗДАНИЕ (июль
2005 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ, утвержденными
указаниями МПС России от 25 июня 2003г. № Р-634у, распоряжением МПС России от 27 мая 2003 № 522р и
4 ВВЕДЕНЫ
ВПЕРВЫЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
АППАРАТУРА
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ САУТ-ЦМ
Нормы
безопасности
Настоящие Нормы
распространяются на аппаратуру системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ и её
модификации и применяются при проведении сертификации в системе сертификации,
созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта.
Нормы безопасности
распространяются на аппаратуру САУТ-ЦМ в составе следующих блоков или их
модификаций: блока электроники и коммутации БЭК-САУТ-ЦМ, блока коммутации БК-САУТ-ЦМ, блоков связи
БС-ДПС, БС-ЦКР, БС-КЛУБ или БС-АЛС, пульта машиниста ПМ-САУТ-ЦМ/485, пульта управления ПУ-САУТ-ЦМ/485, антенны АН-САУТ-УМ,
датчиков ДПС-У,
унифицированного путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ и станционных устройств
САУТ-ЦМ/НСП в составе следующих блоков и их
модификаций: блока контроля и питания БКП, устройства ввода сигналов УВС, блока
поездных маршрутов БПМ и унифицированного путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ-НМ (ШМ)».
(Новая редакция, Изм. № 1).
В настоящих Нормах
использованы следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ
Р 50656-2001 Технические средства железнодорожной автоматики и
телемеханики. Требования и методы испытаний
ГОСТ
Р 51317.4.2-99 Совместимость технических средств электромагнитная.
Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ
Р 51317.4.4-2007 Совместимость технических средств злектромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы
испытаний
ГОСТ
Р 51317.4.5-99 Совместимость технических средств электромагнитная.
Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниями изменениям напряжения
электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 513174.11-2007 Совместимость
технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям
напряжения питания. Требования и методы испытаний
ОСТ 32.18-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики.
Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности
ОСТ 32.41-95
Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства
безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики
ОСТ 32.146-2000
Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические
условия
ЦРБ-756
от 26.05.2000 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации
ЦТ/902 от 17 мая 2002 г.
Инструкция по техническому обслуживанию локомотивной аппаратуры системы
автоматического управления торможением поездов
РД 32 ЦШ 1115842.01-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики.
Методы испытаний на безопасность
(Новая редакция, Изм. № 1).
В настоящих Нормах применяют
следующие термины:
3.1. Автоматическое
торможение - автоматическое снижение скорости поезда до требуемой величины
с использованием его тормозных средств.
3.2. Автоматическая
остановка - автоматическое торможение
до полной остановки поезда.
3.3. Точка прицельной
остановки - расчетная точка пути, в которой должна производиться
автоматическая остановка поезда
3.4. Локомотивные
устройства САУТ-ЦМ - размещенный на локомотиве комплекс аппаратуры,
предназначенный для управления автоматическим торможением в соответствии с
заложенными в эту аппаратуру алгоритмами.
3.5. Программная скорость
- допустимая скорость, вычисленная локомотивным устройством САУТ-ЦМ/485 для данной точки пути.
3.6. Путевой шлейф САУТ-ЦМ
- размещенный на пути индуктивный передающий контур с размерами, определяемыми
конкретным проектом оборудования.
3.7. Станционные
устройства САУТ-ЦМ/НСП - комплекс аппаратуры с расширенными возможностями
передачи номера маршрута следования поезда, состоящий из путевых устройств
САУТ-ЦМ и постовых устройств САУТ-ЦМ/НСП.
3.8. Путевое устройство
САУТ-ЦМ - путевой шлейф САУТ-ЦМ с подключенным к нему путевым генератором ГПУ-САУТ-ЦМ или ГПУ-САУТ-ЦМ-НМ (ШМ), предназначенный для передачи на
локомотив информации о местоположении и
маршруте следования поезда.
3.9. Постовое устройство
САУТ-ЦМ/НСП - аппаратура, расположенная на посту электрической
централизации, в составе следующих блоков и их модификаций: блока контроля и
питания, устройства входных сигналов, блока поездных маршрутов.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Перед предъявлением на
сертификационные испытания измерительные каналы локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ
должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений: канал измерения
давления, канал измерения пути и скорости, размещенные в блоках БЭК-САУТ-ЦМ,
ПУ-САУТ-ЦМ и БС-ЦКР, а также первичный преобразователь угла поворота колесной
пары - датчик ДПС-У.
Нормы
безопасности аппаратуры автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ
Таблица 1
Наименование сертификационного
показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие требования к
сертификационному показателю
|
Нормативное значение сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки
(контроля, испытаний) сертификационного показателя
|
Способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Локомотивные устройства САУТ-ЦМ
|
1. Остановка поезда перед светофором с
запрещающим показанием
|
Настоящие Нормы
|
Автоматическая остановка поезда
|
Аттестованная методика
аккредитованного испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
2. Контроль скорости движения в любой точке
пути
|
Настоящие Нормы
|
Автоматическое торможение при превышении программной
скорости на 2 км/ч
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
3. Точность автоматической остановки поезда
относительно точки прицельной остановки, м
|
Настоящие Нормы
|
(+30) - (-100)
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
4.* Интенсивность опасных отказов
локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ, l/ч, не более
|
Настоящие Нормы
|
5,4×10-8
|
Документ «Система автоматического управления торможением
поездов. Доказательство безопасности»
|
Экспертное заключение
|
5. Электрическая прочность изоляции
локомотивных устройств САУТ-ЦМ, В, не менее
|
Настоящие Нормы
|
500
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
6. Электрическое сопротивление изоляции
локомотивных устройств САУТ-ЦМ, МОм, не
менее
|
Настоящие Нормы
|
100
|
Аттестованная методика
аккредитованного испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
7. Устойчивость функционирования
локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии наносекундных импульсных
помех
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование в соответствии с
установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
7.1. Порт электропитания, защитного
заземления - амплитудой 2 кВ
|
7.2. Порт
ввода/вывода,
данных, управления - амплитудой 1 кВ
|
8. Устойчивость функционирования
локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии микросекундных импульсных помех
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование в соответствии с
установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
8.1. Линия
электропитания по схеме «провод-провод» - амплитудой 1 кВ, по схеме «провод-земля»
- амплитудой 2 кВ
|
8.2. Линия связи, передачи данных по схеме
«провод-земля» - амплитудой 1 кВ
|
9. Устойчивость функционирования
локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии электростатических разрядов
испытательным напряжением
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование в соответствии с
установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
9.1.
Контактный разряд испытательным напряжением
4 кВ
|
9.2. Воздушный разряд испытательным
напряжением 1 кВ
|
Станционные устройства САУТ-ЦМ
|
10. Несущая частота выходного тока путевого
генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, Гц
|
Настоящие Нормы
|
19600 ± 40
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
11. Автоматически поддерживаемый ток в
шлейфе, А
|
Настоящие Нормы
|
0,5 ± 0,1
|
Аттестованная методика
аккредитованного испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
12. Напряжение на контрольных выводах
путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ в режиме
«исправно», В
|
Настоящие Нормы
|
12 ± 3
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
13.* Интенсивность опасных
отказов станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП,
1/ч, не более
|
Настоящие Нормы
|
2×10-11
|
Документ «Доказательство безопасности»
|
Экспертное заключение
|
14. Электрическое сопротивление изоляции
генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, МОм, не менее
|
Настоящие Нормы
|
200
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
15. Электрическая прочность изоляции
генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, В, не менее
|
Настоящие Нормы
|
1880
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного
центра (лаборатории)
|
Испытания
|
16. Устойчивость функционирования
станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии наносекундных импульсных
помех
16.1.
Входные и выходные порты электропитания,
порты заземления - амплитудой 2 кВ
16.2. Порты ввода-вывода сигнала -
амплитудой 1 кВ
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование
в соответствии с установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного
испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
17. Устойчивость функционирования станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии микросекундных импульсных помех
17.1. Входные и выходные порты
электропитания при подаче помехи «провод-провод»
амплитудой 1 кВ
17.2. Входные и выходные порты
электропитания при подаче помехи «провод-земля» амплитудой 2 кВ
17.3 Порты ввода-вывода сигнала при подаче
помехи амплитудой 1 кВ
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование
в соответствии с установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного
испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
18. Устойчивость функционирования
станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии электростатических
разрядов
18.1. Контактный разряд испытательным
напряжением 6 кВ
18.2. Воздушный разряд испытательным
напряжением 8 кВ
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование
в соответствии с установленными требованиями
|
Аттестованная методика аккредитованного
испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
19. Устойчивость функционирования
станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП к
динамическим изменениям напряжения сети электропитания
19.1. Провалы напряжения 70/50 (1000)
19.2. Прерывания напряжения
19.3. Выбросы напряжения 120/50 (1000);
19.4. Прерывания напряжения
0/65 (1300).
Где: % Uн/Длительность изменения напряжения, периоды (мс)
|
Настоящие Нормы
|
Нормальное функционирование
в соответствии с установленными требованиями
(пп. 19.1 - 19.3) Временное снижение качества функционирования
или работоспособности
с самовосстановлением (п. 19.4)
|
Аттестованная методика аккредитованного
испытательного центра (лаборатории)
|
Испытания
|
20. Маркировка
|
ОСТ 32.146-2000
|
Соответствие чертежам
|
ОСТ 32.146-2000
|
Визуальный контроль
|
* определяется
только при первичной сертификации
|
Таблица 1. (Новая
редакция, Изм. № 1).