СТ ССФЖТ ЦУО 105-2000 СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСЧЕТ
КОНЦЕНТРАЦИИ ТИПОВАЯ МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ Москва 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта ВНИИЖТ МПС России ВНЕСЕН Управлением военизированной охраны МПС России 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 12 февраля 2001 № М-174у 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Дата введения 2001-03-01 1. Область примененияПо данной методике могут проводиться при необходимости приемочные и периодические испытания. Целью испытаний является определение взрывозащищенности аккумуляторных ящиков вследствие образования водорода при работе аккумуляторных батарей. 2. Нормативные ссылкиВ настоящей методике использованы ссылки на следующие нормативные документы: 1. ГОСТ 12.1.044-89 «ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения». 2. ГОСТ Р8. 563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений». 3. ГОСТ 8.027-89 «ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений электродвижущей силы постоянного напряжения». 3. Объект испытанийАккумуляторные ящики подвижного железнодорожного состава. 4. Виды и последовательность испытанийПроводятся: Расчет возможной концентрации водорода в объеме аккумуляторного ящика, образующегося при эксплуатации аккумуляторных батарей. Экспериментальное определение концентрации водорода в объеме аккумуляторного ящика при движении электропоезда с различными скоростями и на стоянке. 5. Определяемые показателиИзмерение концентраций водорода проводится для оценки требований пожарной безопасности, изложенных в ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. Основными показателями являются: 1. Объемная доля водорода внутри аккумуляторного ящика, %; 2. Кратность воздухообмена в объеме аккумуляторного ящика. 6. Методики, условия испытания6.1. Испытания проводят как на вновь построенном подвижном составе, так и на составе, имеющем аккумуляторные ящики новых типоразмеров. Испытания проводятся в два этапа. 6.2. На первом этапе по технической документации изучаются условия вентиляции в аккумуляторных ящиках: размер аккумуляторного ящика, наличие вентиляционных и противовзрывных окон. Уточняется тип аккумуляторов, величина зарядного тока, периоды и продолжительность подзарядки аккумуляторов. Объемная доля водорода внутри аккумуляторного ящика рассчитывается по формуле: (1) где Сн - объемная доля водорода, %; Vн - объем образующегося водорода в аккумуляторном ящике, дм; Vак - свободный объем аккумуляторного ящика, дм3. Объем водорода выделяющегося из аккумуляторной батареи во время ее заряда рассчитывается по формуле: (2) где Vн - объем образующегося водорода, дм3/ч; bт - выход водорода по току, bт = 0,95; J - сила тока, А; n - число аккумуляторов в батарее; Kгр - коэффициент, учитывающий температуру окружающей среды и атмосферное давление. (3) где t - температура окружающего воздуха, °C; Tо - 273,15 К; P - атмосферное давление, Па. 0,418 - объем водорода, образующегося в результате электролиза воды при прохождении через аккумулятор 1 А · ч электричества, дм3/А · ч. (Согласно закону Фарадея объем образующегося водорода в результате электролиза воды при прохождении через аккумулятор 1 А · ч электричества составляет:
где qн - электрохимический эквивалент водорода, г/ (А · ч); ρн - плотность водорода при температуре 0 °C и давлении 101325 Па, г/дм3). Выделение водорода при подзарядке. Ток подзарядки для щелочных аккумуляторных батарей составляет (0,004 - 0,01)Сн. В расчетах принимается большее значение (0,01). Количество выделяемого водорода во время подзарядки равно: (4) где Vп - объем водорода, выделяющегося из аккумуляторной батареи во время подзарядки, дм3/ч; Qб - номинальная емкость батареи, А · ч. Допустимая объемная доля водорода в воздухе аккумуляторных помещений составляет 0,7 %. 6.3. На втором этапе экспериментально определяют концентрацию водорода, в объеме аккумуляторного ящика, образующегося при эксплуатации аккумуляторных батарей. Определение концентрации водорода в аккумуляторном ящике проводят в период движения электропоезда с различными скоростями и в период его стоянки. Собирается система отбора водородо-воздушной смеси из объема аккумуляторного ящика (рис. 1) с использованием вспомогательных устройств. Отбор газовой смеси должен производиться из верхней части газового пространства аккумуляторного ящика. Рис. 1. Принципиальная схема отбора водорода из объема аккумуляторного ящика на анализ. 1 - аккумуляторный ящик; 2 - аккумуляторы; 3 - свободный объем в аккумуляторном ящике; 4 - металлическая или полимерная трубка диаметром 4 мм для отбора водородо-воздушной смеси на анализ; 5 - окно вагона электропоезда. Если анализ отбираемой газовой смеси предусматривается проводить в лабораторных условиях, то забор газовой смеси необходимо проводить в вакуумированные колбы или в колбы, заполненные раствором поваренной соли. Отбор газовой смеси из объема аккумуляторного ящика проводится: а) при движении подвижного состава со скоростями, км/ч, - 40 ± 5; 60 ± 5; 80 ± 5 б) при стоянке подвижного состава через 5; 10; 20 и 30 минут. При проведении анализа на месте испытания анализируемая смесь из объема аккумуляторного ящика поступает непосредственно в анализируемый прибор. Проводятся 4 анализа для каждого из условий испытания. При проведении испытаний фиксируется температура окружающей среды и атмосферное давление. 7. Средства испытания7.1. Для измерения объемной доли водорода внутри аккумуляторного ящика используются хроматографы и переносные газоанализаторы. Перечень приборов и измеряемые показатели приведены в табл. 1. Таблица 1.
Могут использоваться другие газоанализаторы, обладающие характеристиками, не хуже указанных в таблице 1. 7.2. Все измерительные приборы, применяемые при испытаниях, должны быть поверены в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений», а также иметь поверочное клеймо и свидетельство о поверке. 8. Обработка данных и оформление результатов испытаний8.1. Регистрируемые хроматографом или переносным газоанализатором концентрации водорода в объеме аккумуляторного ящика переносятся в таблицу (табл. 2). Таблица 2
8.2. Численные значения полученных концентраций обрабатываются по правилам математической статистики с определением среднего значения, среднеквадратичного отклонения, максимального вероятного значения, с доверительной вероятностью 0,95. За результат анализа согласно данным таблицы 1 принимается среднеарифметическое значение из 4-х анализов. По результатам анализа оценивается взрывоопасность газовой среды в объеме аккумуляторного ящика. При этом результаты всех анализов сравниваются с концентрационными пределами распространения пламени водорода в воздухе: нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПРП) - 4,12 %; верхний концентрационный предел распространения пламени (ВКПРП) - 75 %. Среднее квадратичное отклонение S(A) результатов измерений оценивается согласно ГОСТ 8.207-76 «прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений» по формуле:
где хi - результат j-го измерения (наблюдения); А - результат измерения (среднее арифметическое результатов измерений); n - число результатов измерений; S(A) - оценка среднего квадратичного отклонения результата измерения. Принимая величину доверительной вероятности 0,95, распределение результатов единичных измерений и средних значений нормальным, определяется погрешность измерения:
где K - коэффициент Стьюдента. При степенях свободы (n - 1) равным 4, К = 2,776; n - число единичных измерений; S(A) - среднее квадратичное отклонение результата измерения; DX - погрешность измерения. Погрешность измерения не должна превышать:
где - среднее арифметическое значение измерений результатов. 8.3. По результатам испытаний оформляется протокол, содержащий оценку по взрывозащищенности аккумуляторного ящика в соответствии с ГОСТ 26964-86. 9. Требование безопасности и охраны окружающей средыИспытания должны проводиться в светлое время суток в «окна» или графику, представленному работниками службы организации движения. В процессе испытаний анализ водородо-воздушной смеси необходимо проводить только после отключения газоанализатора от системы отбора газовой смеси. Все участники испытаний должны быть проинструктированы об опасности водородо-воздушных смесей.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|