Правительство Москвы РЕКОМЕНДАЦИИ по определению размера вознаграждения MPP-3.2.08.03-11 Москва 2011 «Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений. МРР-3.2.08.03-11» подготовлены специалистами ГУП «НИАЦ» (Дронова И.Л., Игошин Е.А., Минаева А.В.) при участии экспертов Москомэкспертизы (Минин В.Н.). «Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений. МРР-3.2.08.03-11» включают в себя базовые ставки для расчета авторского вознаграждения (гонорара) за создание произведений станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной, мемориальной и станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования, художественно-графических произведений для печати и др. «Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений. МРР-3.2.08.03-11» разработаны с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего авторское право, утверждены и введены в действие приказом Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 14 декабря 2011 года № 55. «Рекомендации» разработаны взамен МРР-3.2.08.02-06. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕНастоящие «Рекомендации» предназначены для определения размера вознаграждения (гонорара) за создание произведений изобразительного искусства: станковой живописи, станковой графики, художественно-графических произведений для печати, произведений монументально-декоративной живописи в различных техниках, произведений декоративно-прикладного искусства, скульптурных произведений, произведений художественного проектирования, конструирования, произведений сценографии (далее «Произведение»). Применение настоящих «Рекомендаций» также возможно при определении стоимости создания размещаемых в проектируемых зданиях скульптур, панно, витражей, барельефов, объемных и пространственных композиций, монументальной живописи и т.д. дополнительно к стоимости основных проектных работ по зданию. Кроме того, настоящие «Рекомендации» применяются при определении стоимости дизайн-проектов интерьеров зданий различного назначения. Настоящие «Рекомендации» могут быть использованы при определении стоимости работ, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы, а также внебюджетных источников. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. «Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений» разработаны в соответствии с действующим в области авторских прав законодательством Российской Федерации. Настоящими «Рекомендациями» определяются размеры авторского вознаграждения за создание Произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование, а также их объединениями и организациями. Создание Произведений начинается с письма-заявки заказчика, направляемого в дирекцию некоммерческой организации «Художественный фонд Союза художников России». В заявке указывается характер произведения, срок его создания, общий замысел композиции и ориентировочная сумма средств, планируемая заказчиком на данные цели. На основе письма-заявки заказчика Художественный фонд оформляет договор на создание Произведения, в котором определяются его параметры, сроки и этапы его создания, договорная цена, рассчитанная на основании сметной документации, составленной с учетом разделов настоящих «Рекомендаций». Художественный фонд согласовывает автора или авторский коллектив, которым поручается создание произведений изобразительного искусства на условиях договора подряда, определяет организацию или специалистов, которые необходимы для исполнения Произведения в материале, и заключает с ней договор подряда. Художественно-экспертный совет назначается из авторитетных деятелей изобразительного и монументального искусства, архитектуры и искусствоведения, членов творческих союзов. 1.3. В зависимости от значимости создаваемого Произведения оценка производится в следующем порядке: - художественное Произведение федерального значения оценивается Экспертно-консультативным советом по монументально-декоративному искусству при Правительстве Российской Федерации или Художественно-экспертным советом по монументальному искусству Министерства культуры Российской Федерации; - художественное Произведение республиканского значения оценивается Министерством (Управлением) культуры республики; - художественное Произведение областного и городского значения оценивается Управлением культуры или художественными советами городских, областных или краевых отделений Союза художников Российской Федерации. 1.5. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) применяются при создании новых произведений и определены в базовом уровне цен по состоянию на 01.01.2000 года. Стоимость Произведения в текущем уровне цен определяется с помощью коэффициента пересчета (инфляционного изменения), принятого в установленном порядке. 1.6. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) применяются как при заключении договоров купли-продажи готовых произведений, так и при создании таковых по заказам организаций и частных лиц. 1.7. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) используются при исполнении автором произведения (индивидуально или в составе творческих коллективов) от форэскиза до создания произведения в конечном материале и включает в себя производственные расходы. 1.8. Размер ставок авторского вознаграждения может увеличиваться в зависимости от конъюнктуры, сжатых сроков выполнения, высокого престижа автора и др. в соответствии с условиями договора. 1.9. При создании Произведения автор (соавторы) вправе привлекать для выполнения различного рода работ специалистов; порядок оплаты выполняемых ими работ определятся в договоре, заключенном с автором (его представителем) или с заказчиком (по согласованию с автором). 1.10. В случае, когда в создании Произведения участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом в рамках настоящих «Рекомендаций». Распределение авторского вознаграждения между авторами производится по их взаимной договоренности и отражается в договоре. 1.11. Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, этюды, модели и другие подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. Автору принадлежат авторские права на данные объекты. 1.12. В случае передачи эталона Произведения для воспроизведения право собственности на него не передается, если иное не предусмотрено договором. В других случаях вознаграждение за тиражирование произведений устанавливается в соответствии с действующими нормативными актами, либо по соглашению сторон. 1.15. Авторская реставрация (воссоздание) ранее созданных произведений оплачивается в пределах настоящих «Рекомендаций». 1.17. При создании автором произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи производственные расходы - 40 % авторского вознаграждения (гонорара) не подлежат налогообложению за исключением раздела 8 «Произведения сценографии». При создании автором художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна производственные расходы - 30 % авторского вознаграждения (гонорара) не подлежат налогообложению, за исключением раздела 8 «Произведения сценографии». Если производственные расходы превышают 40 % и 30 %, то они должны быть подтверждены финансовыми документами (Налоговый кодекс РФ, часть 2, статья 221). 1.18. При определении сметной стоимости художественных произведений накладные расходы определяются в размере не менее 28,8 % от авторского вознаграждения (гонорара). 1.19. Государственные налоги, сборы, отчисления, а также транспортные услуги до места установки художественного произведения, установка на месте, таможенные расходы не учтены ставками авторского вознаграждения (гонорара) и учитываются дополнительно в сметной стоимости работ по созданию художественного произведения. 1.20. При создании произведений по договорам художественного заказа с использованием Автором производственных мощностей организаций, созданных профессиональными художниками, их объединениями и организациями, в сметную стоимость раздельно закладываются: - авторский гонорар по настоящим «Рекомендациям» за минусом произведенных затрат; - государственные налоги, сборы и отчисления, таможенные пошлины по действующему законодательству РФ; - производственные затраты по расчетам и нормам, в т.ч. местным нормам, с пересчетом по факту при сдаче исполнительских смет и (или) актов 100 % сдачи работ; - монтаж, установка на месте, транспортные расходы; - накладные расходы предприятия-изготовителя в размере не менее 85 % от основной заработной платы; - плановые накопления в размере не менее 8 % к сумме производственных затрат и накладных расходов; - непредвиденные расходы в размере 2 % к себестоимости произведения по смете (без учета НДС). 2. СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ТЕХНИКАХ: ХОЛСТ, ДОСКА, МАСЛО, ТЕМПЕРА, ЛЕВКАСЫ. СТАНКОВАЯ ГРАФИКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ2.1. Станковая живопись в техниках: холст, доска, масло, темпера, левкасы. Настоящая глава определяет размеры вознаграждения за создание произведений станковой живописи. Таблица 2.1.1
Таблица 2.1.2
Таблица 2.1.3
2.2. Станковая графика (в том числе: гуашь, акварель, темпера; гравюры на линолеуме, дереве, металле, камне и т.п.; произведения для печати, реклама, фирменный стиль и т.д.). Настоящая глава определяет размеры вознаграждения за создание произведений станковой графики. Таблица 2.2.1
Таблица 2.2.2
Таблица 2.2.3
Примечание: Вознаграждение за графические произведения, исполненные в технике гравюры на дереве, на металле, на линолеуме, на камне и т.п. повышается против предусмотренного в таблицах 2.2.2 и 2.2.3 от 40 % до 50 %. 2.3. Художественно-графические произведения для печати. 2.3.1. Настоящая глава определяет величину авторского вознаграждения за дизайнерское проектирование графической продукции. Принято во внимание появление новых видов произведений прикладной графики, новые технические возможности для осуществления авторского замысла и тенденции развития этого вида творческой деятельности. 2.3.2. Вознаграждение автору за использование произведения (тиражирование) определяется дополнительно согласно пункту 1.14 «Общих положений». 2.3.3. Вознаграждение за авторские варианты оригинала или эскиза определяется согласно пункту 1.13 «Общих положений». 2.3.4. Вознаграждение за эскизы, заказанные художнику, без последующего выполнения оригинала может определяться в размере от 25 % до 75 % ставки за оригинал. 2.3.5. При разработке макетов и оригиналов изданий на иностранных языках вознаграждение может повышаться до 50 % против вознаграждения за оригинал. 2.3.6. В том случае, если оригинал иллюстрации, заставки, инициала, этикетки, плаката, почтовой марки и прочего выполнен в технике литографии, офорта, ксилографии и других, авторское вознаграждение может определяться: - либо по рекомендации за создание произведений станковой графики и плаката; - либо по настоящим рекомендациям с повышением вознаграждения на 40 - 50 % против вознаграждения за оригиналы по соответствующей таблице. 2.3.7. Эскизный проект осуществляется в соответствии с техническим заданием, которое разрабатывается заказчиком и согласовывается с исполнителем. В случае разработки технического задания исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком в размере до 10 % от общей величины гонорара за дизайн-проект. Эскизный проект графической продукции имеет следующие этапы: I этап - концептуальное решение (форэскиз), которое дает ясное представление о принципах графического формирования объекта проектирования. 1 этап оплачивается в размере 55 % от суммы гонорара. В этот этап входит: - ознакомление с заданием; - изучение особенностей объекта; - получение и сбор необходимых материалов и документов; - разработка цветографических вариантов дизайн-предложения; - выбор основного варианта. II этап - выполнение оригинала, т.е. окончательная проработка цветографического решения в масштабе для воспроизводства в печати, на теле- и киноэкране. II этап оплачивается в размере 45 % от суммы гонорара. Графическая продукция подразделяется на следующие группы: - книжное оформление, иллюстрация, дизайн книги (макет); - основные элементы фирменного стиля: товарный знак, эмблема, логотип, фирменный блок (товарный знак, логотип, реквизиты), фирменный шрифт, фирменная цветовая гамма; - деловая документация: бланк, письмо, приказ, протокол, распоряжение, пресс-релиз, конверт почтовый, визитная карточка, папка, удостоверение, печать и т.п.; - рекламная продукция: обложка или полоса каталога, проспекта, листовка, плакат, полоса настенного или настольного календаря, диплом, свидетельство, наружные рекламные щиты, газосветная реклама, концепция начального и финального кадра видео- или слайд-фильма, конверт для пластинки или компакт-диска и т.п.; - сопроводительная документация: паспорт, инструкция, товарный ярлык, этикетка упаковочная, бумага упаковочная, лента самоклеющаяся и т.п.; - элементы визуальной коммуникации: наружные щиты, указатели (наружные, поэтапные, дверные), пиктограммы и т.п. - транспортная реклама: цветографическое оформление транспортных средств, реклама фирм на общественном транспорте, реклама на спортивных объектах, воздушных шарах и т.п. 2.3.8. Особым видом графической продукции является упаковка для продовольственных и промышленных товаров. Эскизный проект упаковки осуществляется в соответствии с техническим заданием. Упаковка может разрабатываться как для новых, проектируемых изделий, так и для уже выпускаемых. Эскизный проект упаковки осуществляется в два этапа. I этап - эскизный проект: - изучение объекта упаковки, условия хранения, транспортировки; - разработка вариантов объемных и цветографических предложений; - определение декоративно-конструкционных материалов и покрытий; - выбор основного цветографического и объемного решения. II этап - технический дизайн-проект: - разработка общего вида упаковки; - разработка конструкций; - составление карты цветофактурного решения; - разработка оригиналов графических элементов упаковки. 2.3.9. Авторский надзор за подготовкой графической продукции к серийному воспроизводству (тиражированию), поиск предприятия-изготовителя оплачивается заказчиком до 20 % от суммы гонорара за эскизный проект. Таблица 2.3.1
2.4. Книжное оформление, иллюстрация, дизайн книги (макет) Таблица 2.4.1
2.4.1. Если работа для книги выполнена в технике эстампа (гравюра, офорт, литография), вознаграждение повышается на 40 - 50 %. 2.4.2. При создании высокохудожественного, подарочного, эксклюзивного издания вознаграждение повышается на 100 %. 2.4.3. При создании сложного макета (более 16 элементов на печатный лист) вознаграждение увеличивается на 40 %. 2.4.4. Вознаграждение за создание технической, энциклопедической, учебной, справочной литературы, фотоальбомов, монографий, каталогов и пр. составляет 70 % от размера вознаграждения за художественную литературу. 2.4.5. Вознаграждение за воспроизведение (тиражирование) устанавливается в размере 3 - 5 % от отпускной цены издательства. 2.4.6. Вознаграждение за книжное оформление, иллюстрации, дизайн книги (макет) выплачивается поэтапно (если иное не предусмотрено договором): - 25 % - при подписании договора; - 50 % - при сдаче работы в производство; - 25 % - при выходе сигнального экземпляра издания. 2.4.7. Выплаты за тиражирование производятся по мере реализации тиража издания. При переиздании выплачивается гонорар: - за первое переиздание - 60 % от первого издания; - за второе переиздание - 50 % от первого издания; - за третье и последующие переиздания - 40 % от первого издания за каждое переиздание. 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗЛИЧНОЙ ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ (МОЗАИКА - РИМСКАЯ И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ, ИНТАРСИЯ И МАРКЕТРИ, РОСПИСЬ, ВИТРАЖ)1. В настоящем разделе определяются размеры вознаграждения за создание произведений монументально-декоративной живописи, связанных с архитектурно-пространственной средой в техниках: мозаика (римская и флорентийская), витраж, роспись (в различных техниках исполнения), маркетри и интарсия и другие. Размер вознаграждения автору (соавторам) за Произведение определяется как сумма вознаграждений за отдельные стадии создания Произведения. 2. Поэтапные выплаты вознаграждения: - форэскиз, эскиз; - картон, масштабный картон и калька-шаблон; - рабочая модель, схема монтажа; - подбор палитры в материале; - создание произведения в материале; - сборка произведения; - установка (монтаж) на объекте. 3. В случае необходимости, по согласованию с заказчиком, могут быть выполнены фрагменты будущего произведения в материале. Оплата за исполнение в материале фрагмента может производиться в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в пункте 3.5 настоящего раздела. 4. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, трапеция, ромб). 5. Авторский надзор за техническими и вспомогательными работами - пункт 1.16 «Общих положений». 3.1. Форэскиз, эскиз. 3.1.1. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения монументально-декоративного искусства и заключается в разработке принципиального пластического и тематического предложения. Форэскиз выполняется автором (соавторами) в графическом или объемном виде. 3.1.2. Вознаграждение на стадии форэскиза устанавливается в размере от 9000 рублей в базовых ценах на 01.01.2000 года и выше. 3.1.3. Эскиз может быть представлен как в графическом (живописном) виде, так и в объеме (макет). Вознаграждение за создание макета устанавливается дополнительно. 3.1.4. За варианты эскиза, выполненные по письменной просьбе заказчика, вознаграждение устанавливается в пределах 60 % по настоящим «Рекомендациям», но не менее 25 % от вознаграждения за эскиз. 3.1.5. В случае необходимости, кроме эскиза общего композиционного решения, автором могут быть разработаны эскизы фрагментов композиции, имеющих самостоятельное значение. Вознаграждение за разработку эскиза фрагмента устанавливается дополнительно в размере 25 % от вознаграждения за эскиз общего композиционного решения. Таблица 3.1.1
3.2. Картон, масштабный картон, калька-шаблон. 3.2.1. Картон представляет собой черно-белое или цветное изображение будущего произведения в натуральную величину. 3.2.2. Автор может совместить стадию картона со стадией выполнения произведения в материале. При этом вознаграждение за создание произведения определяется с учетом размера вознаграждения за стадию картона по таблице 3.2.1. 3.2.3. Если картон выполняется непосредственно на архитектурной поверхности, при определении вознаграждения применяются коэффициенты таблицы 3.5.1. 3.2.4. Кроме картона в натуральную величину по договоренности с заказчиком может быть выполнен масштабный картон с дополнительной оплатой в размере 25 % от вознаграждения за картон. 3.2.5. При разработке картонов для выполнения произведений на сферических и других криволинейных поверхностях вознаграждение определяется с применением коэффициента 1,1. 3.2.6. Вознаграждение за разработку кальки-шаблона (по необходимости) определяется дополнительно в размере 20 % от суммы вознаграждения за картон. Таблица 3.2.1
3.3. Рабочая модель. 3.3.1. В соответствии с характером произведения вместо картона, кальки-шаблона автор может выполнять рабочую модель в масштабе не менее 1:5 и графическую схему расположения деталей при исполнении. 3.3.2. Рабочая модель может быть выполнена в материале будущего произведения, в этом случае применяется коэффициент 1,3 к таблице 3.3.1. 3.3.3. Вознаграждение за схему исполнения определяется в размере 25 % от стоимости рабочей модели. Таблица 3.3.1
Примечание: особо сложные рабочие модели с включением многих техник, применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оценивается с применением коэффициента 1,5. 3.4. Подбор палитры в материале. 3.4.1. На стадии выполнения подбора палитры автор осуществляет цветовую и тональную выкладку произведения в материале, готовит колера путем экспериментальных проб для росписи в различных техниках и т.п. 3.4.2. Вознаграждение за стадию «Подбор палитры» определяется в размере 15 % от суммы вознаграждения за стадии эскиз, картон и рабочая модель. 3.5.1. Для оценки стоимости исполнения произведения в материале к расценкам применяются повышающие коэффициенты, учитывающие высоту (до 3,5 м и свыше 3,5 м) и сложность поверхности, на которой производятся работы (вертикальная и горизонтальная, ровная и криволинейная, в т.ч. сферическая и рельефная). Таблица 3.5.1
3.5.2. При выполнении флорентийской и римской мозаики, витража, маркетри, интарсии и эмалей применяются следующие коэффициенты: Таблица 3.5.2
Примечание: обработка поверхности (полировка, лакировка и др.) готового произведения оплачивается дополнительно. Таблица 3.5.3 Измеритель - 1 кв.м
Примечания: 1. При исполнении резьбы по дереву применяется повышающий коэффициент 1,5 к графе маркетри, интарсия. 2. При исполнении росписи на керамическом основании применяется коэффициент 2,0; при этом керамическое основание отдельно не оплачивается. Таблица 3.5.4
Примечание: при оригинальном решении и использовании дорогостоящих материалов применяется коэффициент 1,6. Таблица 3.5.5
Таблица 3.5.6
Примечания: 1. Коэффициенты на высоту, вид поверхности, модуль - см. пункт 3.5, таблицы 3.5.1; 3.5.2 настоящего раздела. 2. Студийное стекло, стекло с применением трипликсования оценивается по договоренности. Таблица 3.5.7
3.6. Произведение типа панно (вставок). 3.6.1. Вознаграждение за создание произведения типа панно (вставок) относительно небольшого размера (до 5 кв.м включительно) может определяться в размере 271465 рублей и выше в базовых ценах на 01.01.2000 г. за произведение в целом. 3.6.2. Рекомендуемая поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу): - эскиз - 25 %; - картон, подбор палитры - 25 %; - исполнение в материале - 50 %. 3.7. Объемно-пространственные композиции из различных материалов К объемно-пространственным композициям относятся декоративные архитектурно-объемные композиции из различных элементов: для входов в здания, фонтанов и арок, декоративные композиции для фасадов зданий и сооружений, самостоятельные композиции, обусловленные градостроительной ситуацией; композиции для игровых площадок, парков, мостов, въездов и прочее. Таблица 3.7.1
Таблица 3.7.2
Примечание: при оригинальном решении и использовании дорогостоящих материалов применяется коэффициент 3,0. 4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА1. Базовыми ставками определяются размеры вознаграждения за создание произведений (предметов) декоративно-прикладного искусства, созданных из различных материалов (стекла, керамики, металла, шерсти, дерева, камня, кости, кожи и других материалов) в различных техниках исполнения. 2. Если автору заказывается (или приобретается) произведение в качестве эталона (образца) тиражирования, то вознаграждение за создание определяется по настоящим «Рекомендациям». 3. Авторский надзор за изготовлением эталона для тиражирования и внедрением его в производство оплачивается из расчета 10 % от суммы вознаграждения за создание произведений. 4.1. Произведения (предметы) различного функционального назначения. Таблица 4.1.1
Примечания: 1. Рекомендуемая поэтапная выплата вознаграждения: - эскизно-проектная часть до 60 % (включая форэскиз), без форэскизов - до 40 %; - выполнение в материале - остальная сумма. 2. В композиции из нескольких предметов оценивается каждый самостоятельный предмет. 4.2. Дизайн-свет в различных техниках и из различных материалов. Стадии выполнения: - эскизный проект (разработка идея, форпроект, макет, пробы в материале); - разработка детально - дизайн, металл, элементы стекла и т.д.; - расчет инженерной части сооружения; - рабочий проект по металлу и стеклу; - создание произведения в материале. Таблица 4.2.1
4.3. Техника ручного ткачества, занавесы в различных техниках (аппликация, роспись, батик и т.п.). Таблица 4.3.1 Создание гобелена, ковра, шпалеры и др. Измеритель: 1 кв.м
Примечания: 1. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб). 2. Вознаграждение за произведения в технике ручного ткачества до 5 кв.м (включительно) может определяться по таблице 4.1.1, пункт 4.1. 3. В случае выполнения гобелена, ковра, шпалеры в материале (на предприятиях госпромышленности и др.) авторское вознаграждение за эскизно-проектную часть и надзор за исполнением может составлять от 40 % до 60 % основной ставки. 4. При применении различных фактур применяется коэффициент 1,5. Таблица 4.3.2 Создание занавеса ткацкого сценического
Примечание: При применении различных фактур применяется коэффициент 1,5. Таблица 4.3.3 Создание расписных занавесов, выполненных на шелке, хлопке и тканой основе в различных техниках Измеритель: 1 кв.м
Таблица 4.3.4 Создание текстильных панно, выполненных в технике росписи, относительно небольшого размера, состоящих из одной или нескольких частей (диптихи, триптихи и т.п.) Измеритель: 1 кв.м
4.4. Авторская одежда. Таблица 4.4.1 Создание легкой верхней одежды. Костюм
Таблица 4.4.2 Коллекционный и выставочный костюм
____________ * Сложная техника - ручная вышивка, использование бисера, камней, тесьмы, вышивки «Ришелье», мережки, аппликации, лоскутной техники, плетения из тесьмы и др. 4.5. Художественная керамика. Таблица 4.5.1 Создание эталонов утилитарно-декоративной и сувенирной керамики
Примечание: эталоны изделий утилитарно-декоративного характера, включающие скульптуру, оцениваются по сумме их ставок Таблица 4.5.2 Создание росписи на монументально-декоративной керамике
Примечания: 1. Вознаграждения за создание произведения - панно (вставки) относительно небольшого размера (до 4 - 5 кв.м включительно) может определяться по разделу 3 «Монументально-декоративная живопись» и разделу 5 «Скульптурные произведения». 2. Вознаграждения за создание керамических рельефов, скульптуры малых форм и объемно-пространственных композиций из керамики - раздел 5 «Скульптурные произведения». 4.6. Художественное дерево. Таблица 4.6.1 Создание в материале произведений декоративно-прикладного искусства из дерева
Примечание: В определении вознаграждения при выполнении в материале учитываются твердость породы дерева, а так же характер резьбы и ее глубина. Площадь резьбы или интарсии оцениваются отдельно. 4.7. Ювелирное искусство. Таблица 4.7.1 Создание ювелирных изделий
Примечания: 1. Стоимость изготовления гарнитура ювелирных украшений рассчитывается из совокупной стоимости изготовления отдельных предметов. 2. Расчет стоимости авторского ювелирного изделия включает: - авторский гонорар за создание произведения ювелирного искусства; - стоимость материала; - стоимость апробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (по квитанции СБ РФ); - акцизный сбор (на драгоценные металлы и драгоценные камни). 4.8. Лаковая миниатюрная живопись. Таблица 4.8.1 Создание произведений лаковой миниатюрной живописи (панно, шкатулок, ларцов и т.п.)
4.9. Художественное стекло. Таблица 4.9.1 Создание эталонов из цветного и бесцветного стекла, хрусталя, оптического стекла для заводов, выпускающих сортовую посуду и сувениры
Примечания: При создании комплекса произведений вознаграждение определяется за каждое произведение отдельно. За единое стилевое решение комплекса вознаграждение определяется дополнительно в пределах 30 % от общей суммы вознаграждения за все произведения комплекса. 5. СКУЛЬПТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ1. Настоящими рекомендациями определяются размеры авторского вознаграждения за создание скульптурных произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование. 2. Основным критерием для определения размера авторского вознаграждения является художественное достоинство произведения и его общественная значимость. При этом учитывается оригинальность пластического решения, количество фигур, размер скульптуры. 3. Оценка художественного достоинства и заключение о размере вознаграждения производятся в порядке, установленном в пунктах 1.2, 1.3, 1.4 «Общих положений». 4. Размер вознаграждения за авторское руководство и наблюдение за монтажом скульптурного произведения на месте устанавливается в размере 10 % от вознаграждения за создание этого произведения в твердом материале. 5. При создании многофигурных скульптурных композиций, в которых при общем композиционном решении каждая фигура имеет самостоятельное значение, вознаграждение за каждую отдельную фигуру устанавливается как за отдельное произведение в размере до 100 % гонорара, предусмотренного «Рекомендациями». 6. За объемные аксессуары, имеющие самостоятельное композиционное решение, вознаграждение может быть определено дополнительно по Сборнику за создание геральдических, орнаментальных и других видов композиций рельефа. Если лицо (предприятие, организация), осуществляющее перевод произведения в твердый материал, не обеспечило сохранность авторской модели, то выполненные работы по ее восстановлению производятся автором по специальному дополнительному соглашению с оплатой в пределах 60 %, но не менее 25 % от авторского вознаграждения за ее создание. 7. Создание скульптурного произведения включает в себя следующие этапы: - разработка форэскиза*; ____________ * В отдельных случаях при создании монументальной и монументально-декоративной скульптуры разрабатывается художественная концепция проектируемого произведения. Вознаграждение за ее разработку устанавливается в размере 90475 рублей в базовых ценах 2000 года. - разработка эскизного проекта; - создание рабочей модели в мягком материале в заданном масштабе; - создание модели в мягком материале в величину произведения; - создание произведения в твердом материале. 8. Рекомендуемая поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу): а) стадия модели в мягком материале: - концепция, форэскиз - 25 %; - рабочая модель - 25 %; - мягкая модель в натуре - 45 %; - проработка по гипсу - 5 % б) исполнение в материале - 100 %. 9. Увеличение и черновая прокладка в глине круглой скульптуры при высоте произведения более 3 м (по наибольшему размеру), рельефов фигурного геральдического и орнаментального при высоте свыше 2,6 м или площади свыше 8 кв.м, бюста и головы свыше 1 м настоящими Правилами не предусмотрены. Эти работы оплачиваются дополнительно в пределах 15 % от стоимости модели в мягком материале. 5.1. Форэскиз. 5.1.1. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения, пластического и тематического предложения. Форэскиз выполняется в графическом или объемном решении. 5.1.2. Вознаграждение за разработку форэскиза устанавливается в размере: - 9100 рублей в базовых ценах на 01.01.2000 - фигура, бюст, скульптурная композиция (за каждый вариант); - 5450 рублей в базовых ценах на 01.01.2000 - геральдический, орнаментальный рельеф, архитектурная композиция (за каждый вариант). 5.2. Монументальная, монументально-декоративная и станковая скульптура. Эскизным проектом монументальной и монументально-декоративной скульптуры предусматривается следующее: - эскизная модель в заданном масштабе; фрагмент скульптурной композиции; - архитектурное решение, планы, перспективы. Таблица 5.2.1 Измеритель: 1 эскизный проект
Таблица 5.2.2
Примечания: 1. При увеличении произведения с рабочей модели более, чем в пять раз, необходимость выполнения промежуточной модели определяется по договоренности сторон в пределах до 60 % от модели в величину сооружения. 2. Работы по формовке и отливке в гипсе скульптурной части, архитектурных элементов, а также по изготовлению макетов оплачиваются дополнительно. 3. Особо сложные рабочие модели с включением многих техник, применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оцениваются с применением коэффициента 1,5. Таблица 5.2.3
Примечания: 1. Вознаграждение за создание скульптурных композиций, включающих в себя цветовые, световые, динамические и прочие образно-выразительные элементы определяются по разовой оценке. 2. Вознаграждение за создание горельефов определяется с повышающим коэффициентом 1,5. 3. Вознаграждение за создание смешанных рельефов оплачивается как сумма за каждый вид рельефа, входящего в смешанный рельеф. 4. При выполнении геральдических, орнаментальных и других видов композиций применяются следующие коэффициенты. Таблица 5.2.4
5.3. Миниатюрные скульптуры. Таблица 5.3.1
5.4. Создание скульптурных произведений в твердом материале. 5.4.1. Авторское вознаграждение за создание произведения в твердом материале устанавливается в зависимости от материала в процентах от авторского вознаграждения за созданную скульптуру в мягком материале (включая эскизный проект, рабочую модель и модель в величину сооружения). Таблица 5.4.1
5.4.2. При авторской проработке произведения (шлифовка, полировка, гравировка, чеканка и др.) вознаграждение за эти произведения устанавливается дополнительно от 5 % до 20 % от вознаграждения за создание произведения в твердом материале. 5.4.3. Авторское наблюдение за техническим исполнением скульптурного произведения и авторизация произведения, выполненного в твердом материале исполнителями, оплачивается в процентном отношении от размера авторского вознаграждения за создание произведения в мягком материале в следующих размерах: - в граните, базальте и других равных им по твердости и сложности обработки природных материалах; листовом и кованом металле - 25 %; - в мраморе; в литом металле, стекле - 20 %; - в известняке, дереве, пластмассе, керамике и бетоне (в т.ч. с наполнителями) - 15 %. 5.5. Правила замера скульптурных произведений. 5.5.1. Замер скульптуры производится по наибольшему размеру изображаемой фигуры, композиции. 5.5.2. Замер площади барельефов (горельефов) производится по габаритным очертаниям произведения, вписанным в единую простейшую геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник и т.п.). Барельефы (горельефы), расположенные на сложных кривых поверхностях (своды, арки, ниши), замеряются по развернутой площади этих поверхностей. 5.5.3. Замер площади аксессуаров производится по проекции на плоскость с одной стороны. Изображение вписывается в единую простейшую геометрическую фигуру. Если каждая сторона аксессуара имеет самостоятельное объемное решение, допускается замер каждой стороны отдельно. 6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ1. Настоящими рекомендациями устанавливаются минимальные размеры вознаграждения за создание проектов художественного решения среды с включением различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и уникального дизайна в органическом сочетании со сложившимся историческим, архитектурным и природным сооружением. Раздел «Произведения художественного проектирования» составлен с учетом ранее существовавших нормативных документов по оплате труда в области художественного проектирования. 2. Рекомендации предназначены для профессиональных художников, практикующих как индивидуально, так и в составе творческих коллективов и должны исполняться при заключении договоров с государственными предприятиями и организациями, коммерческими фирмами и частными лицами в качестве Заказчиков. 3. Размер авторского гонорара в настоящих Рекомендациях представлен в виде шкалы. На предельные величины авторского гонорара влияют следующие факторы: - профессиональный уровень художника, наличие специального образования, его успешный опыт работы в области художественного проектирования (рейтинг); - степень оригинальности проекта в сравнении с аналогами; - объем и сроки выполнения проекта. 4. Рекомендации предусматривают возможность определения процесса художественного проектирования, что позволяет заказчику, в зависимости от его задач, заключать договор, как на весь проект, так и на отдельные этапы: - подготовительные работы; - сценарии художественных произведений (мемориалов, выставок, музейной экспозиции, карнавалов, шествий и т.п.); - I этап эскизного проекта (включая художественную концепцию); - II этап эскизного проекта (выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе); - эскизное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды (деталировка); - авторское руководство осуществления объектов в натуре. 5. Рекомендациями устанавливается вознаграждение за разработку проектов: - городская, сельская и промышленная территория; - интерьеры общественных, административных, промышленных зданий и сооружений; - музеи; - выставки; - объекты массового искусства (фестивали, карнавалы, шествия, парады и т.п.). 6. В случае разработки тематического задания для проектирования автором (по письменной просьбе заказчика) вознаграждение определяется в размере 10 % от общей стоимости эскизного проекта. 7. В дополнение к полному составу проекта может быть выполнен экспозиционный макет. Оплата за выполнение экспозиционного макета производится дополнительно по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.). МРР-3.2.40-04». 6.1. Подготовительные работы. 6.1.1. Выполнение подготовительных работ начинается после получения письма-заказа и заключения договора. 6.1.2. Подготовительные работы по художественному проектированию предусматривают: - ознакомление с заданием; - изучение особенностей проектируемого объекта; - получение необходимой документации, фотоработы, обмеры. 6.1.3. Авторское вознаграждение за выполнение подготовительных работ определяется в размере не менее 3500 рублей в базовых ценах на 01.01.2000. 6.1.4. Срок выполнения подготовительных работ при проектировании средовых и выставочных комплексов устанавливается по соглашению автора (соавторов) с заказчиком. 6.1.5. Обмерные работы и фотографирование входят в состав подготовительных работ и отдельно не оплачиваются. 6.2. Художественное проектирование интерьеров. 6.2.1. Глава определяет величины авторского вознаграждения за художественное проектирование интерьеров общественных, административных, производственных, жилых и других объектов. 6.2.2. Эскизный проект осуществляется в соответствии с тематическим, техническим заданием и со сценарием. Тематическое, техническое задание устанавливает основные задачи проектирования, особые условия и требования, определяет этапы работы, ее стоимость и сроки. Техническое задание разрабатывается заказчиком и согласовывается с исполнителем. В случае разработки технического задания исполнителем эта работа оплачивается заказчиком до 10 % от стоимости эскизного проекта. 6.2.3. Эскизный проект предусматривает следующие работы по созданию комфортных (или оптимальных) условий эксплуатации помещений: - разработка цветового и пространственного решения; - расстановка оборудования и мебели; - разработка системы освещения; - разработка общих принципов визуальной коммуникации; - нейтрализация или использование архитектурных особенностей объекта для его эстетической организации. 6.2.4. Эскизный проект интерьера имеет следующие этапы: I этап - концептуальное образное решение, которое дает ясное представление о принципах объемно-пространственной и цветовой организации помещения. В этот этап входят следующие работы: - сбор и анализ исходных данных; - изучение особенностей объекта проектирования; - разработка объемно-пространственных и цветографических вариантов решения; - выбор основного варианта. I этап оплачивается в размере 55 % от стоимости эскизного проекта. II - этап - эскизный проект, который включает следующие работы: - выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе (план, перспектива или развертка стен); - размещение мебели, оборудования, осветительных приборов; - разработка таблиц колеров с выкрасками образцов цвета и рекомендациями по отделочным материалам; - пояснительная записка. II этап оплачивается в размере 45 % от стоимости эскизного проекта. 6.2.5. Проектируемые интерьеры подразделяются на следующие группы: - общественные интерьеры: вестибюли, холлы, залы совещаний, демонстрационные залы, рестораны, кафе, спортивные и лечебно-оздоровительные учреждения, рекреационные залы, зрелищные сооружения, буфеты и т.п. - административные интерьеры: кабинеты руководителей, приемные, залы переговоров. - жилые интерьеры: квартиры, дома, коттеджи и т.п. - производственные интерьеры: цеха предприятий, конструкторские и учебные залы, лаборатории, вычислительные центры, медучреждения и т.п. - производственно-бытовые интерьеры: гардеробные, душевые, умывальные, уборные, комнаты реабилитации, приема пищи, курения и т.п. - вспомогательные интерьеры: коридоры, лестничные клетки, венткамеры, кубовые, подсобно-хозяйственные и т.п. 6.2.6. Величина базовой ставки авторского вознаграждения за разработку проекта интерьера определяется в зависимости от площади проектируемого интерьера по следующей формуле: С(б) = (а + в · Х)´Кф, где: С(б)2000 - базовая ставка авторского вознаграждения за разработку проекта интерьера, в ценах на 01.01.2000 года (руб.); а - постоянная величина, выраженная в руб.; в - постоянная величина, имеющая размерность руб. на единицу натурального показателя; X - величина (мощность) натурального показателя - площадь проектируемого интерьера; Кф - коэффициент, учитывающий функциональное назначение проектируемого интерьера (определяется по таблице 2) Параметры «а» и «в» являются постоянными для определенного интервала изменения натурального показателя. Значения параметров «а», «в» и натурального показателя «X» представлены в таблице. Таблица 6.2.1
Таблица 6.2.2
6.2.7. Авторское руководство по реализации эскизного проекта интерьера в натуре оплачивается заказчиком до 20 % от общей стоимости договора на дизайн-проект. 6.3. Художественное проектирование экспозиций. 6.3.1. Глава 3 определяет величину авторского гонорара за разработку эскизного проекта создания экспозиций музеев, выставок, ярмарок, фестивалей и т.п. 6.3.2. Эскизный проект осуществляется в соответствии со сценарием, тематическим и техническим заданием. Техническое задание устанавливает основные задачи проектирования, особые условия и требования, определяет этапы работ, их стоимость и сроки. 6.3.3. Эскизный проект предусматривает три этапа работы: I этап - образное концептуальное решение, которое должно давать ясное представление об объемно-пространственном и цветофактурном, графическом и стилевом решении целого, а также об основных помещениях, зонах и акцентах проектируемого объекта. В этот этап входят следующие работы: - ознакомление с заданием; - получение и сбор необходимых материалов и документов; - анализ особенностей объекта проектирования; - разработка вариантов объемно-пространственного и цветографического решения; - выбор основного варианта; - выполнение выбранного варианта в цвете, масштабе, объеме (план, перспектива, концептуальный макет). II этап - эскизный проект основных разделов проектируемого объекта: - выполнение в цвете и масштабе отдельных зон и разделов проектируемого объекта (план, развертки стен); - планировка оборудования, мебели, осветительных приборов; - разработка таблиц колеров с выкрасками образцов цвета и рекомендациями по отделочным материалам. III этап - эскизный проект оборудования, мебели, отдельных элементов формирования среды отдельных зон и разделов, куда входит разработка конструктивного и цветофактурного решения стендов, подиумов, боксов, ограждений и другого оборудования для музеев, выставок, ярмарок, интерьеров и т.п. К этому этапу относится и разработка отдельных элементов экспозиции. Таблица 6.3.1
6.3.4. Авторское руководство по реализации проекта в натуре оплачивается заказчиком до 20 % от общей стоимости договора на эскизный проект. 6.3.5. Авторское исполнение по реализации проекта в натуре оплачивается следующим образом: Музей - 1630 рублей за 1 кв.метр экспозиционной площади в базовых ценах на 01.01.2000 года; Выставки - 815 рублей за 1 кв.метр экспозиционной площади в базовых ценах на 01.01.2000 года. 6.4. Художественное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды. 6.4.1. В настоящей главе предусматриваются размеры авторского гонорара за разработку проектов объектов (включая основные конструктивные принципы), отдельных объектов и элементов формирования среды: - отдельные архитектурно-художественные сооружения (отдельно стоящие киоски, лавки, фонтаны и т.п.). - рекламные кронштейны, онинги, билборды и т.п. - тематические, сюжетные торговые витрины. - объекты ландшафтной архитектуры и благоустройства (геопластические формы, фитодизайн, ограждение, мощение и т.п.). - аудиовизуальные, светодинамические и кинетические пространственные системы. - знаково-информационные системы визуальной коммуникации. - элементы городского дизайна (часы, мебель, навесы и т.п.). 6.4.2. Эскизный проект осуществляется в два этапа: I этап - концептуальное образное решение: - анализ особенностей объекта проектирования; - разработка вариантов цветографического решения; - выбор основного варианта. Оплата I этапа осуществляется в размере 55 % от стоимости проекта. II этап - эскизный проект - разработка выбранного варианта в цвете, масштабе и объеме. Оплата II этапа осуществляется в размере 45 % от стоимости работ. Таблица 6.4.1
Примечания: 1. Вознаграждение при авторском исполнении витрин устанавливается в размере 815 руб. за 1 кв.м в базовых ценах на 01.01.2000. 2. Авторское руководство по реализации художественного проектирования отдельных объектов и элементов формирования среды в натуре оплачивается заказчиком до 20 % от общей суммы договора. 3. Изготовление макета в размер вознаграждения не входит и оплачивается дополнительно по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и прочее). МРР-3.2.40-04». 7. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ1. Настоящим разделом определяются размеры вознаграждения (гонорара) за создание произведений художественного конструирования (проекта, модели) для последующей реализации в натуре и серийного выпуска промышленным путем. За использование произведения художественного конструирования (тиражирование) вознаграждение автору определяется согласно порядку, изложенному в пункте 1.14 «Общих положений»). 2. Постадийная выплата вознаграждения: - за эскизную разработку - 30 % (включая форэскиз); - за художественно-конструкторское предложение - 30 %; - по завершении проекта, модели - 40 %. 3. В случае разработки тематического задания автором (по письменной просьбе заказчика) вознаграждение устанавливается в пределах 10 % от ставки таблицы 1. 4. Вознаграждение за авторские варианты - пункт 1.13 «Общих положений». 5. Если автором осуществляется руководство по реализации произведения художественного конструирования на предприятии (организации) заказчика (авторский надзор за разработкой рабочей технической документации, наблюдение за выполнением образца в материале и т.д.), то оплата определяется в пределах от 5 % до 20 % от суммы вознаграждения за создание проекта (модели). 6. В случае необходимости, корректировка отдельных элементов формы и прочие доработки применительно к конкретному производству оплачиваются дополнительно по особому соглашению между автором и заказчиком. 7. В случае создания уникального произведения художественного конструирования (единичное изделие, объект; сложное изделие, объект с минимальным применением промышленной обработки) авторское вознаграждение определяется индивидуально по оценке Художественно-экспертного совета. Таблица 7.1.1
8. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЦЕНОГРАФИИ*)____________ *) Ставки авторского вознаграждения по разделу 8 «Произведения сценографии» составлены без учета стоимости материальных затрат. 1. Настоящим разделом Рекомендаций определяются размеры вознаграждения (гонорара) художникам за создание декорационно-художественного оформления произведений сценографии: - театральных спектаклей; - кинофильмов; - анимационных фильмов; - оформление телефильмов; - телеспектаклей; - концертных программ и номеров; - цирковых представлений; - эстрадных и театрализованных представлений; - праздничного и стационарного оформления сцен; - авторское создание костюмов; - авторское создание кукол; - авторское создание бутафории; - авторское создание произведений станкового характера и сценография или авторское создание световой партитуры постановки. 2. Поэтапная выплата Автору (творческому коллективу): 1). Форэскиз, эскизный проект, эскиз. 2). Авторские разработки уникальных конструкций. 3). Выполнение в натуре, материале. 4) Авторское руководство за осуществлением в натуре, материале. 3. Вознаграждение за использование и публичный показ всех без исключений произведений сценографии, их отдельных элементов или их составляющих определяется в пределах от 3 % до 10 % от сбора. 4. При выполнении в натуре, материале произведения сценографии или ее составляющих и отдельных элементов с помощью мастеров-исполнителей вознаграждение мастерам-исполнителям определяется дополнительным соглашением или договором. 5. Изготовление дополнительного экспозиционного или постановочного макета оплачивается особо, но не менее чем в 50 % от общего вознаграждения (гонорара) за все произведение сценографии в целом. 8.1. Форэскиз, эскизный проект, эскиз. 8.1.1. Форэскиз является первой и необходимой стадией по созданию произведения сценографии и заключается в разработке принципиального пластического решения постановки на основе ознакомления с драматургическим или иными представленным автору заказчиком литературным материалом. 8.1.2. Форэскиз выполняется автором (или авторским коллективом) в графическом или объемном виде и определяется в пределах от 14185 до 20360 рублей в базовых ценах на 01.01.2000. 8.1.3. Эскизный проект и эскиз отдельного элемента произведения сценографии выполняется автором (или авторским коллективом) в графическом или живописном виде или в виде макета на основе утвержденного заказчиком и оплаченного форэскиза. 8.1.4. Вознаграждение за эскизный проект постановки определяется в соответствии с приведенной ниже таблицей 8.1.1. Таблица 8.1.1
Примечание: величина базовой ставки гонорара принимается в зависимости от сложности произведения в соответствии с авторскими договорами в пределах, установленных настоящей таблицей для данного произведения, но не менее минимальной величины ставки. 8.2. Авторские разработки уникальных конструкций, чертежей, шаблонов для изготовления декораций, бутафорий и т.п. 8.2.1. Разработки конструкций, чертежей, габаритных крок должны давать ясное представление о внешнем виде изделия с указаниями их основных размеров. 8.2.2. Шаблоны выполняются в натуральную величину и оплачиваются по площади целого декоративного элемента или повторяющихся деталей. 8.2.3. Вознаграждение за авторские разработки уникальных конструкций, чертежей, шаблонов для изготовления декораций, бутафории и т.п. определяется в соответствии с приведенной ниже таблицей 8.2.1. Таблица 8.2.1
Примечание: величина базовой ставки гонорара принимается в зависимости от сложности произведения в соответствии с авторскими договорами в пределах, установленных настоящей таблицей для данного произведения, но не менее минимальной величины ставки. 8.2.4. Разработка полного пакета конструктивных и строительных чертежей оплачивается дополнительно в соответствии с индивидуальными договорами, но не менее 900 рублей в базовых ценах на 01.01.2000 за 1 лист чертежей размером 60´80 см. 8.3. Выполнение в натуре занавесей, задников, кулис, падуг, дорисовок, домакеток, костюмов, кукол, масок, произведений станкового характера. 8.3.1. Выполненные в натуре занавесы, задники, кулисы, падуги, дорисовки, домакетки, костюмы, куклы, маски, произведения станкового характера, используемые в постановке, определяются в соответствии с индивидуальными авторскими договорами и должны соответствовать общему замыслу эскизного проекта и требованиям заказчика. 8.3.2. Вознаграждение за выполненные в натуре занавесы, задники, кулисы, падуги, дорисовки, домакетки, костюмы, куклы, маски, произведения станкового характера, используемые в постановке, определяются в соответствии с приведенными ниже таблицами 8.3.1; 8.3.2; 8.3.3; 8.3.4: Таблица 8.3.1
Таблица 8.3.2
Таблица 8.3.3
Таблица 8.3.4
Примечания к таблицам 8.3.1; 8.3.2; 8.3.3; 8.3.4: 1. Величина базовой ставки гонорара принимается в зависимости от сложности произведения в соответствии с авторскими договорами в пределах, установленных настоящими таблицами для данного произведения, но не менее минимальной величины ставки. 2. Перечисленные в таблицах 8.3.1; 8.3.2; 8.3.3; 8.3.4 работы могут быть выполнены в различной технике и оплачиваться согласно индивидуальным авторским договорам, но не менее минимальных величин ставок, приведенной в таблицах. 8.4. Авторское руководство (авторский надзор). 8.4.1. Художник-автор осуществляет постоянное руководство за осуществлением декорационного оформления постановки в натуре в соответствии со своим творческим замыслом. Вознаграждение за осуществление авторского руководства оплачивается отдельно, если иное не оговорено в индивидуальном авторском договоре, в размере 25 % от общего вознаграждения за эскизный проект. 8.4.2. Вознаграждение за участие в светомонтировочных репетициях и работах определяется в зависимости от значения и сложности света в создании образно-пластического решения произведения сценографии в размере от 20 % до 40 % от вознаграждения, установленного за эскизную часть постановки. 8.4.3. Вознаграждение за авторское руководство при выполнении бутафории и прочих атрибутов постановки мастерами-исполнителями по эскизам автора определяется в размере от 15 % до 25 % от вознаграждения, установленного за эскизы по данной теме. 8.4.4. Вознаграждение за осуществление надзора за выполнением вспомогательных и технических работ определяется в размере от 10 % до 15 % от вознаграждения за эскизный проект. 8.5. Порядок выплаты вознаграждения за произведение сценографии в целом. 8.5.1. При создании некоторых произведений сценографии автору целесообразно устанавливать свой гонорар без определения вознаграждения за отдельные элементы и этапы творческой работы. В этом случае вознаграждение (гонорар) может определяться в пределах, указанных в таблице 1 за произведение в целом. 8.5.2. Поэтапную выплату вознаграждения за создание сценографии рекомендуется производить в следующем порядке: - при заключении договора - 50 % от общей суммы; - эскизная часть проекта - 25 % от общей суммы; - выполнение в натуре (осуществление проекта) - 25 % от общей суммы. |