ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ РУКОВОДСТВО
Рекомендовано к изданию научно-техническим советом ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий. Руководство разработано ЦНИИЭП лечебно-оздоровительных и санаторно-курортных зданий (канд. архитектуры Э.А. Тхор - руководитель, архитекторы Б.Л. Аким, Е.М. Либерман) при участии Научно-исследовательской лаборатории экспериментального проектирования Одесского инженерно-строительного института. Руководство содержит рекомендации по проектированию различных типов учреждений для отдыха семейных с детьми. Предназначено для специалистов, работающих в области проектирования и эксплуатации учреждений отдыха. Табл. 15, рис. 6. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Руководство по проектированию домов отдыха (пансионатов) для семейных уточняет главу СНиП по проектированию учреждений отдыха семейных с детьми в вопросах, касающихся специфики проектирования этого типа учреждений, а именно: зонирования и площади территории, состава помещений приемного отделения, удельного веса и оборудования спальных комнат различной вместимости, состава помещений специально детского обслуживания и пр. 1.2. Учреждения отдыха для семейных - дома отдыха и пансионаты - могут быть предназначены: исключительно для отдыха семейных с детьми, куда взрослые без детей не принимаются; только летом для семейных с детьми, а в остальное время года - для взрослых без детей; для одновременного отдыха взрослых без детей и семейных с детьми. 1.3. Учреждения отдыха для семейных с детьми, как правило, должны быть вместимостью 500 мест, поскольку не следует концентрировать слишком большие группы детей. Допускается предусматривать учреждения вместимостью до 1000 мест. Учреждения большей вместимости должны проектироваться в виде курортно-рекреационных комплексов по специальному заданию. Спальные корпуса (или блоки) должны быть вместимостью не более 250 мест. 1.4. Учреждения отдыха для семейных с детьми могут быть круглогодичного или сезонного функционирования. Учреждения круглогодичного функционирования имеют определенные преимущества перед сезонными (в круглогодичных учреждениях, как правило, предусматривается более высокий уровень комфорта, они имеют постоянные кадры, не амортизируются в такой степени, как сезонные). Однако учитывая, что потребность в летнем семейном отдыхе во много раз выше, чем в зимнем, строительство сезонных учреждений отдыха ведется достаточно широко. Возможно предусматривать учреждения круглогодичного функционирования с сезонным расширением за счет строительства корпусов летнего функционирования. 1.5. Общее соотношение числа круглогодичных и сезонных мест в разных районах страны зависит от климатических условий. В районах с благоприятным климатом зимой число круглогодичных мест в учреждениях семейного отдыха может достигать 40 - 60 %; в районах с неблагоприятными зимними климатическими условиями должны строиться целиком сезонные учреждения семейного отдыха или же сезонные учреждения с небольшим круглогодичным ядром (до 20 % вместимости). 1.6. Учреждения отдыха для семейных с детьми, как правило, проектируются в расчете на проживание семьями, когда взрослые и дети размещаются в спальных помещениях вместе. Допускается проектировать учреждения в расчете на то, что часть детей размещается в специальных корпусах отдельно от взрослых. 1.7. В учреждениях для семейных с детьми заезд, как правило, единовременный, чтобы по возможности были исключены лишние контакты между детьми. 1.8. По структуре контингент семейных с детьми летом состоит на 40 % из взрослых и на 60 % из детей; зимой взрослые и дети составляют 50 и 50 %. На перспективу предполагается, что дети составят только 40 - 45 % из общего числа отдыхающих семьями с детьми летом. В учреждениях, принимающих во внеканикулярное время в основном взрослых без детей, зимой семейные с детьми составляют не более 10 %. Таким образом, в этих учреждениях соотношение взрослых и детей составит в зимний и переходные периоды года, исключая время каникул, соответственно 95 и 5 %. Удельный вес контингента семейных с детьми и число детей следует принимать согласно табл. 1. Таблица 1
1.9. Летом контингент семейных с детьми состоит на 70 % из семей «один взрослый и один ребенок»; 20 % составляют семьи - «один взрослый и двое детей» или «двое взрослых и один ребенок»; 10 % составляют семьи из 4 - 5 человек. Семьи из 6 и более человек представляют исключение. Зимой контингент семейных с детьми состоит исключительно из пар: «один взрослый и один ребенок». Примечание. Согласно исследованиям, на перспективу ожидается изменение структуры контингента отдыхающих семейных с детьми в сторону увеличения семей из трех и более человек за счет процентного уменьшения семей из двух человек («один взрослый и один ребенок»). 1.10. При расчетах следует учитывать, что в учреждениях отдыха женщины, как правило, составляют 60, а мужчины 40 % общего числа взрослых отдыхающих. Среди детей соотношение количества мальчиков и девочек условно принимается равным. 1.11. В дома отдыха и пансионаты для семейных с детьми принимаются дети в возрасте от 4 до 15 лет включительно. При этом основной контингент (90 %) составляют дети от 4 до 10 лет. Возрастной состав детей в значительной мере зависит от времени года. В летние месяцы в июне в основном преобладают дошкольники и школьники младших классов, в июле и августе - число детей среднего школьного возраста увеличивается. Во внеканикулярное время школьники младших классов составляют всего 10 - 15 % числа детей, школьники среднего возраста представляют собой исключение. 1.12. Этажность учреждений отдыха для семейных при совместном проживании взрослых и детей принимается по главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. Максимальная этажность корпусов для детей, проживающих отдельно от родителей, 2 этажа. 1.13. Учреждения отдыха для семейных с детьми состоят из следующих основных групп помещений: приемно-административных, спальных, питания, культурно-массового обслуживания, медицинских, изолятора, хозяйственных. Спальные помещения должны быть запроектированы таким образом, чтобы можно было выделить в зависимости от потребности изолированные группы помещений для проживания взрослых с детьми различного возраста: дошкольников, школьников младшего и школьников среднего возраста. Помещения питания, культурно-массового и медицинского обслуживания должны быть одинаково удобно доступны для семей с детьми разных возрастных групп. В состав приемно-административных помещений должно обязательно входить приемное отделение.
Необязательные связи Помещения могут быть вынесены в отдельный корпус Рис. 1. Функционально-технологическая структура учреждений отдыха для семейных с детьми 1.14. Спальные помещения, помещения питания и культурно-массового обслуживания при круглогодичной эксплуатации рекомендуется располагать в одном здании или в отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами. Приемно-административные помещения возможно располагать как в едином корпусе с остальными помещениями, так и в отдельном корпусе. При сезонной эксплуатации для всех помещений возможно предусматривать павильонную систему застройки. Изолятор при любой системе застройки рекомендуется располагать в отдельном здании или в отдельном блоке при приемно-административном корпусе. Хозяйственные помещения следует располагать в отдельных, желательно сблокированных корпусах в специальной зоне. Функционально-технологическая структура учреждений отдыха для семейных с детьми приведена на рис. 1. 1.15. Инженерное оборудование зданий следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию учреждений отдыха. 1.16. Противопожарные требования принимать согласно требованиям главы СНиП по проектированию учреждений отдыха; при этом для детских корпусов при раздельном проживании детей и родителей требования принимать как для пионерских лагерей. 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ2.1. Площадь участка, отводимого под строительство (без учета хозяйственной зоны), следует принимать для домов отдыха и пансионатов на 500 мест - 150 м2 на одно место, на 1000 мест - 140 м2 на одно место. Площадь участков учреждений, расположенных на курортах союзного значения, допускается уменьшать, но не более чем на 25 %. 2.2. Требования к проектированию территории, санитарные разрывы между зданиями, а также между зданиями и границами участка следует принимать согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. 2.4. Для зоны хозяйственных помещений и зоны изолятора следует предусмотреть самостоятельный въезд. 2.5. Игровые площадки для пребывания на них детей под присмотром персонала предусматриваются каждая на 25 - 30 детей по 5 м2 на одного ребенка из расчета на одновременное пребывание 20 - 30 % детей. Следует учитывать, что игровые площадки в основном предназначаются для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровые площадки должны иметь травянисто-песчаный покров и должны быть оборудованы соответственно возрасту детей (рис. 2). 2.6. Состав и число спортивных площадок следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию учреждении отдыха. Часть спортивных площадок, предназначенных для детей, - для настольного тенниса, бадминтона, одна площадка для волейбола - должна быть расположена вблизи детских игровых площадок. Остальные площадки, предназначенные для взрослых, должны быть расположены в специальной зоне (см. п. 2.3). Рис. 2. Примеры решения игровых площадок для детей. а - дошкольного возраста; б - младшего школьного возраста; 1 - дорожка для катания на самокатах; 2 - лиана для лазания; 3 - песочница; 4 - качели; 5 - навес; 6 - площадка для игр; 7 - бассейн; 8 - лабиринт из стриженого кустарника; 9 - газон; 10 - стенка для рисования; 11 - песочница с горкой) 12 - карусели; 13 - бассейн; 14 - гимнастические снаряды; 15 - места для игры в мяч; 16 - ракета 2.7. При наличии водоема каждое учреждение отдыха для семейных с детьми должно иметь изолированный пляж со всеми необходимыми обслуживающими помещениями. Число мест на пляже рассчитывается на одновременное пребывание 70 % отдыхающих при совместном проживании взрослых и детей. При раздельном проживании взрослых и детей число мест на пляже рассчитывается соответственно на 80 % взрослых и 100 % детей. Площадь пляжа принимается из расчета не менее 5 м2 территории на одного взрослого и не менее 4 м2 на одного ребенка. 2.8. На пляже должна быть выделена специальная зона с теневым навесом, где родители смогли бы оставить детей под присмотром персонала. 2.9. На пляжах следует предусматривать санитарные узлы, души, мойки для ног, питьевые фонтанчики, кабины для переодевания из расчета:
Мойки для ног устанавливаются у выхода с пляжа. 3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ3.1. Общие требования к объемно-планировочным решениям учреждений отдыха для семейных с детьми следует принимать согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. 3.2. В учреждениях, где летом принимаются только родители с детьми, а в остальные периоды года контингент отдыхающих может быть смешанным, семейных с детьми следует по возможности изолировать от взрослых, размещая их в отдельных корпусах или блоках. 3.3. Корпуса для детей, проживающих отдельно от родителей, должны включать спальные помещения (табл. 8), помещения питания (табл. 9) и культурно-массового обслуживания (табл. 11). В спальных корпусах для детей ширину коридоров следует принимать в корпусах круглогодичного функционирования - 2,1 м, в корпусах сезонного функционирования - 1,6 м. 3.4. Ориентацию окон спальных комнат следует принимать согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. Ориентацию окон спальных комнат в корпусах для детей, а также окон игровых комнат следует принимать согласно таблице 2. 3.5. Высоту наземных этажей в учреждениях отдыха для семейных следует принимать согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. Таблица 2
3.6. В круглогодичных учреждениях отдыха, принимающих только летом семейных с детьми, дополнительные помещения, рассчитанные на обслуживание детей (игровые комнаты, приемное отделение, детские библиотеки-читальни, пионерские комнаты и т.д.), рекомендуется располагать в неотапливаемых сооружениях сезонного действия. Приемно-административные помещения3.7. В учреждениях отдыха для семейных с детьми приемный вестибюль и приемные помещения должны быть запроектированы таким образом, чтобы прибывшие дети не имели контактов с ранее поступившими детьми. 3.8. В учреждениях, рассчитанных на отдых семейных с детьми круглый год, помещения приема устраиваются в дополнение к помещениям, предусмотренным главой СНиП по проектированию учреждений отдыха, а приемный вестибюль - за счет соответствующего уменьшения площади главного вестибюля при спальных помещениях (поскольку приемный вестибюль в течение всего года принимает на себя функции приема, разгружая тем самым главный вестибюль). Таблица 3
______________ * Площадь вестибюля не учитывается, так как принимается за счет соответственного уменьшения площади главного вестибюля. В учреждениях, рассчитанных на пребывание семейных с детьми только летом, приемные помещения рекомендуется предусматривать в сезонных сооружениях (включая и приемный вестибюль) полностью в дополнение к площадям помещений, предусмотренных главой СНиП по проектированию учреждений отдыха. На зимний период, учитывая незначительный удельный вес контингента (10 %), специально приемное отделение для семейных с детьми предусматривать не следует. 3.9. Состав и площадь помещений приемного отделения в учреждениях отдыха для семейных с детьми рекомендуется принимать согласно табл. 3. 3.10. Состав и площадь остальных приемно-административных помещений - парикмахерской, отделения связи, администрации и др. - следует принимать согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. Спальные помещения3.11. При проектировании спальных помещений следует учитывать изменение контингента отдыхающих в учреждениях отдыха для семейных с детьми в зависимости от времени года. В учреждениях, в которых отдых семейных с детьми предусматривается только летом, зимой, когда отдыхают взрослые без детей, потребность в трехместных спальных комнатах отсутствует, но есть потребность в одноместных комнатах. Летом в этих типах учреждений одноместные комнаты не нужны. В учреждениях, рассчитанных на круглогодичный прием семейных с детьми, зимой, когда отдыхают, как правило, только семьи «один взрослый и один ребенок», нужны исключительно двухместные комнаты. Летом в этих же учреждениях отдыхают семьи из двух, трех, четырех человек и более. Поэтому в учреждениях отдыха для семейных с детьми следует предусматривать возможность универсального использования спальных комнат в зависимости от состава семьи. 3.12. Соотношение спальных комнат различной вместимости принимается с учетом изменения структуры контингента семейных с детьми в зависимости от времени года. При этом учитывается, что в летний период в спальной комнате располагается семья и возможно увеличение вместимости за счет размещения дополнительных мест для детей, путевки для которых приобретаются непосредственно в учреждении. (В настоящее время примерно для одной трети детей путевки приобретают по прибытии непосредственно в учреждении.) 3.13. В одноместной спальной комнате благодаря дополнительному месту возможно размещение двух отдыхающих (одного взрослого и одного ребенка), в двухместной - трех отдыхающих (двух взрослых и одного ребенка или одного взрослого и двух детей, рис. 3). Возможно объединение двух одноместных комнат в расчете на проживание семьи из трех человек (рис. 4). 3.14. Увеличение вместимости спальных комнат следует предусматривать за счет специальных стационарных приспособлений - раздвижных или откидных диванов, устройства трансформирующегося оборудования и т.д. Применение раскладных кроватей («раскладушек») не рекомендуется. Рис. 3. Примеры сезонного расширения двухместной и одноместной спальных ячеек для семейного отдыха (размеры даны в см) а - первый вариант; б - второй вариант; 1 - стол универсальный; 2 - стол журнальный; 3 - стол туалетный; 4 - кровать одинарная; 5 - кровать трансформируемая; 6 - кресло-кровать; 7 - шкаф-кровать-стол; 8 - тумба прикроватная; 9 - тумба для постельного белья; 10 - стул Рис. 4. Примеры планировочного решения объединения двух одноместных спальных комнат для семьи из трех человек (размеры даны в см) а - первый вариант; б - второй вариант; 1 - стол универсальный; 2 - стол туалетный; 3 - кровать одинарная; 4 - кровать трансформируемая; 5 - диван-кровать; 6 - кресло-кровать; 7 - тумба прикроватная; 8 - тумба для постельного белья; 9 - кресло для отдыха; 10 - стул
Рис. 5. Пример оборудования спальной комнаты, проектируемой как трансформируемая гостиная а - общий вид; б - схема планировки Рис. 6. Примеры планировочных решений спальных комнат с альковом (размеры даны в см) а - двухместной; б - трехместной; 1 - стол универсальный; 2 - кровать одинарная; 3 - диван-кровать; 4 - тумба прикроватная; 5 - стул 3.15. Двух - трехместные спальные комнаты для семейных рекомендуется оборудовать как комнаты дневного пребывания - гостиные для одной семьи, которые на ночь трансформируются в спальню, как это принято в жилом строительстве для однокомнатных квартир (рис. 5). Возможно применение спальных комнат с альковом (рис. 6). 3.16. Площадь спальных комнат для взрослых с детьми, а также число спальных комнат различной вместимости с учетом изменения структуры контингента отдыхающих рекомендуется принимать по табл. 4. 3.17. Площадь и число спальных комнат в учреждениях разных типов следует принимать в соответствии с табл. 5. Таблица 4
Таблица 5
3.18. Кроме помещений, указанных в табл. 5, при спальных комнатах, согласно главе СНиП по проектированию учреждений отдыха, следует предусматривать:
Таким образом, на одно место приходится:
3.19. В учреждениях отдыха для семейных с детьми при спальных комнатах следует, как правило, предусматривать санитарный узел площадью до 3,5 м2, оборудованный душем, умывальником; унитазом. Допускается предусматривать для двух спальных комнат общий санитарный узел. В учреждениях и корпусах сезонного функционирования при совместном проживании взрослых и детей в зависимости от местных условий допускается предусматривать санитарные узлы, душевые и умывальные, общие на группу спальных комнат. 3.20. В случае устройства общих на группу спальных комнат санитарных узлов в состав помещений должны входить комната гигиены женщин, а также специальные санитарные узлы для детей, оборудованные напольными унитазами и сливами. Уборные следует располагать в закрытых кабинах. В санитарные узлы для детей следует предусматривать отдельные входы. Состав и площадь этих помещений следует принимать согласно табл. 6. 3.21. Для спальных комнат, расположенных в летних корпусах из облегченных конструкций, санитарные узлы могут быть предусмотрены выносные, в отдельных корпусах или павильонах. Расстояние от спальных помещений до выносных санитарных узлов должно быть не менее 25 и не более 50 м. 3.22. При спальных ячейках, рассчитанных на 3 человека и более, возможно предусматривать дополнительно небольшую кухню площадью до 3 м2, в состав оборудования которой должны входить электрическая плита, мойка, а в некоторых случаях и холодильник, допускается предусматривать кухню-нишу, оборудованную электроплитой и подвесным холодильником. В случае устройства санитарного узла, общего на две спальных комнаты, кухню до 3,5 м2 возможно размещать за счет использования площади второго санитарного узла. 3.23. Если в учреждениях для семейных для части детей предусматриваются специально детские корпуса, число мест в этих корпусах, как правило, должно составлять 10 % вместимости учреждения. 3.24. При раздельном проживании детей и родителей спальные помещения для взрослых принимаются в соответствии с главой СНиП по проектированию учреждений отдыха, а спальные помещения для детей - согласно требованиям Руководства. Таблица 6
3.25. В детских спальных корпусах дети организуются в группы по 25 человек. Помещения двух групп образуют изолированную спальную секцию на 50 мест, в каждой из которых предусматриваются санитарные узлы с умывальными для девочек и для мальчиков, душевая с раздевальной, комната гигиены девочек, игровые комнаты. Вместимость спален для детей старшего возраста принимается 4 - 8, для детей младшего возраста 10 - 14 мест. Норма площади принимается в корпусах круглогодичного функционирования - 4 м2 на одного ребенка (как в школах-интернатах), в корпусах сезонного функционирования - 3,5 м2 на 1 место (как в пионерских лагерях). Спальные секции оборудуются в зависимости от возраста детей. Спальные секции для детей младшего возраста следует располагать на первом этаже. Для лучшей изоляции дошкольников в корпусе на 100 детей спальные помещения рекомендуется делить на группы по 25 детей со своими игровыми комнатами и располагать на первом этаже. 3.26. В состав спальных помещений учреждений отдыха для семейных (при совместном проживании родителей и детей) должны входить игровые комнаты, где взрослые могут оставлять детей под присмотром персонала. Игровые комнаты предусматриваются из расчета одновременного пребывания 20 - 30 % детей при наполняемости группы 25 - 30 человек и норме площади 2 м2 на ребенка. Игровые комнаты рассчитываются на универсальное использование: проведение шумных и тихих игр, показ диапозитивов, просмотр телевизора, занятий кружков. В учреждениях, рассчитанных на отдых семейных с детьми круглый год, в игровых комнатах, кроме того, следует предусматривать возможность для 10 - 15 % детей проведения школьных консультативных занятий. 3.27. В учреждениях, рассчитанных на круглогодичное пребывание семейных с детьми, игровые могут располагаться или поэтажно, или в едином блоке на первом этаже спального корпуса. В сезонных учреждениях, а также в учреждениях, рассчитанных на прием семейных с детьми только летом, игровые комнаты могут размещаться в неотапливаемых павильонах облегченной конструкции. 3.28. В учреждениях круглогодичной эксплуатации, если игровые комнаты расположены поэтажно, при каждой игровой предусматривается раздевальная площадью 12 м2 и санитарный узел на одно очко с умывальником в шлюзе. Если игровые расположены в едином блоке на первом этаже, то раздевальные (гардеробные) и санитарные узлы следует предусматривать общими из расчета: раздевальная по 0,4 м2 на одного ребенка, а санитарные узлы - один унитаз и один писсуар для мальчиков и два унитаза для девочек на каждые 50 - 60 мест в игровых. Таблица 7
Примечание. Если часть детей (10 % вместимости учреждения отдыха) проживает отдельно от родителей в детском корпусе, число игровых комнат для детей, живущих совместно с родителями, возможно уменьшить и принимать: на 500 мест - две, на 1000 мест - четыре. В учреждениях, которые рассчитаны на прием семейных с детьми только летом, при игровых комнатах, расположенных в павильонах облегченной конструкции, раздевальные возможно не предусматривать, а санитарные узлы допускается располагать в отдельно стоящих павильонах или блоках. Таблица 8
3.29. Число и площадь игровых комнат с подсобными помещениями в учреждениях отдыха для семейных с детьми следует принимать по табл. 7. 3.30. В корпусах для детей игровые комнаты включаются в состав спальных помещений детских корпусов из расчета на 100 % детей, проживающих раздельно от родителей, при наполняемости группы 25 чел. и при норме: в корпусах круглогодичного функционирования - 1,5 м2 на ребенка, в корпусах сезонного функционирования - 0,8 м2 на ребенка. При этом раздевальные и санитарные узлы специально при игровых предусматривать не следует. В детских корпусах круглогодичного функционирования игровые проектируются с учетом проведения в них в случае надобности школьных консультативных занятий. 3.31. В составе спальных помещений детских корпусов круглогодичного функционирования следует предусматривать обсервационную палату для временной изоляции заболевших детей. В корпусах летнего функционирования предусматривать такую палату не требуется. 3.22. В учреждениях отдыха для семейных с детьми предусматриваются комнаты дежурных воспитателей из расчета 12 м2 на 250 детей. В учреждениях отдыха сезонного функционирования или в учреждениях, где семейные с детьми отдыхают только летом, комната воспитателей может располагаться в летних корпусах при игровых. 3.33. Спальные помещения детских корпусов не должны быть проходными. В каждую секцию должен быть предусмотрен самостоятельный вход (для изоляции на случай карантина). 3.34. Состав и площадь спальных помещений детских корпусов рекомендуется принимать по табл. 8. 3.35. В детских спальных секциях для дошкольников игровые комнаты допускается совмещать со столовыми и площадь их принимать из расчета 2 м2 на одного ребенка, площадь спальных комнат в этом случае допускается принимать 2 м2 на одно место в соответствии с главой СНиП по проектированию детских яслей-садов. Помещения питания3.36. В учреждениях отдыха для семейных при совместном проживании возможны три варианта организации питания взрослых и детей: совместное для взрослых и детей за общими столами; раздельное для взрослых и детей в разных обеденных залах; раздельное в разных обеденных залах для взрослых без детей и семейных с детьми (в переходные периоды года в учреждениях, предназначенных только летом для отдыха семейных с детьми). 3.37. При организации совместного питания взрослых и детей площадь обеденного зала принимается из расчета 1,4 м2 на одно место. Обеденный зал делится на отсеки по 100 - 150 мест. Предусматривается совместное размещение за столом детей и родителей. Для детей следует устраивать стулья с сиденьями переменной высоты. Не менее 20 % мест следует предусмотреть за шестиместными столами (для семей, состоящих из 3 человек). Обеденные залы для учреждений отдыха и корпусов сезонного функционирования возможно размещать на застекленных неотапливаемых террасах. В учреждениях отдыха для семейных с детьми при обеденных залах рекомендуется предусматривать террасы для размещения посадочных мест, которые могут потребоваться для дополнительного числа отдыхающих, проживающих в спальных комнатах при универсальном их использовании. 3.38. При раздельном питании детей и взрослых обеденные залы для детей принимаются из расчета 1,25 м2 на одно посадочное место. Таблица 9
3.39. Питание взрослых и детей, проживающих раздельно, принимается исключительно раздельное. При этом обеденные залы для детей с кухней-доготовочной включают в состав детских корпусов. Производственные помещения столовой для взрослых играют роль кухни-заготовочной. 3.40. В обеденных залах учреждений отдыха для семейных с детьми следует, как правило, предусматривать обслуживание официантами. Самообслуживание должно быть обусловлено специальным заданием и может быть применено как исключение только в учреждениях сезонного функционирования при совместном питании детей и взрослых, а также в столовых для взрослых при организации раздельного питания взрослых и детей. 3.41. Состав и площадь производственных помещений кухни следует принимать согласно требованиям главы СНиП по проектированию учреждений отдыха. 3.42. Состав и площадь столовой и кухни-доготовочной в детских корпусах рекомендуется принимать по табл. 9. 3.43. В спальных секциях для дошкольников детских корпусов допускается принимать принцип организации питания, принятый в детских садах, когда пища из раздаточной кухни доставляется непосредственно в столовые-игровые. При этом обеденные залы для дошкольников при кухонных помещениях не предусматриваются. Помещения культурно-массового обслуживания3.44. В учреждениях отдыха для семейных с детьми, кроме помещений культурно-массового обслуживания, приведенных в главе СНиП по проектированию учреждений отдыха для домов отдыха и пансионатов, предусматриваются дополнительно специальные помещения культурно-массового обслуживания детей. 3.45. В учреждениях круглогодичного функционирования, предназначенных только летом для отдыха семейных с детьми, помещения культурно-массового обслуживания детей предусматриваются в сооружениях сезонного функционирования. 3.46. Состав и площадь дополнительных помещений культурно-массового обслуживания детей в учреждениях для отдыха семейных с детьми следует принимать по табл. 10. Таблица 10
3.47. В учреждениях отдыха, где имеются дети, проживающие отдельно от родителей, помещения культурно-массового обслуживания этих детей следует включать в состав детских корпусов. Состав и площадь помещений культурно-массового обслуживания, включаемых в детские корпуса при раздельном проживании, следует принимать по табл. 11. Таблица 11
Медицинские помещения3.48. Состав и площадь медицинских помещений в учреждениях отдыха для семейных с детьми следует принимать по табл. 12. 3.49. В зависимости от местных условий в составе учреждений отдыха семейных с детьми допускается предусматривать ингалятории, залы лечебной физкультуры, кабинеты электросвето- и водолечения. При проектировании этих кабинетов следует руководствоваться главой СНиП по проектированию санаториев. Таблица 12
Изолятор3.50. Число мест в изоляторе следует предусматривать в расчете на летнюю вместимость учреждения: 1 место на 250 взрослых и 1 место на 50 детей. 3.51. Для I, II и III климатических районов изолятор независимо от времени функционирования рекомендуется предусматривать в отапливаемом здании. 3.52. В изоляторе 20 % мест следует предусматривать в мельцеровских боксах. 3.53. При входах в изолятор и мельцеровские боксы должны быть предусмотрены пандусы с уклоном не более 1:8 для провоза каталок с больными. 3.54. Состав и площадь помещений изолятора следует принимать по табл. 13. Таблица 13
Технико-экономические показатели3.55. Рабочая площадь на одно место в учреждениях отдыха с совместным проживанием взрослых и детей должна соответствовать данным, приведенным в табл. 14; в учреждениях, где часть детей проживает отдельно от родителей (корпус для детей), составляет 10 % вместимости учреждения (табл. 15). Таблица 14
______________ * Принимаются по главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. Таблица 15
______________ * Принимаются по главе СНиП по проектированию учреждений отдыха. 4. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ4.1. Объемно-планировочные решения учреждений отдыха для семейных с детьми должны отражать специфику назначения и функциональной организации этих учреждений. Для архитектуры учреждений семейного отдыха характерны: а) расчлененные компоновочные схемы зданий с относительно небольшой этажностью (до 5 этажей), обеспечивающие необходимое зонирование и гибкость использования при заселении спальных помещений семейными с детьми разного возраста, а также изоляцию в случае надобности семейных с детьми от взрослых, отдыхающих без детей в переходные периоды года; б) связь отдельных функциональных частей здания с зонированием территории. Применение внутренних дворов и террас, являющихся функциональным продолжением помещений - столовых, игровых комнат и т.п.; в) применение скульптуры и живописи, рассчитанных на детское восприятие, развивающих в детях вкус, воспитывающих положительные стороны характера; г) широкое использование малых форм, рассчитанных на восприятие и физические возможности детей. СОДЕРЖАНИЕ
|