ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Нефтепродукты жидкие СРЕДНИЕ ДИСТИЛЛЯТНЫЕ ТОПЛИВА Метод определения задержки воспламенения EN 15195:2007
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июля 2011 г. № 181-ст 4 Настоящий стандарт идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 15195:2007 «Нефтепродукты жидкие. Определение задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) средних дистиллятных топлив путем сжигания в камере постоянного объема» (EN 15195:2007 «Liquid petroleum products - Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber»). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5). При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание ГОСТ Р ЕН 15195-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нефтепродукты жидкие СРЕДНИЕ ДИСТИЛЛЯТНЫЕ ТОПЛИВА Метод определения задержки воспламенения и
получаемого цетанового числа (DCN) Liquid petroleum products. Middle
distillate fuels. Method for determination of ignition delay and derived cetane
number Дата введения - 2012-07-01 1 Область применения1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения задержки воспламенения средних дистиллятных топлив для двигателей с воспламенением от сжатия с использованием камеры сгорания постоянного объема, предназначенной для воспламенения от сжатия при вводе топлива в сжатый воздух при заданных значениях давления и температуры. По результатам измерения задержки воспламенения проводят расчет получаемого цетанового числа (DCN). 1.2 Настоящий стандарт применим к дизельным топливам, включая топлива, содержащие метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Метод также применим к дизельным топливам ненефтяного происхождения. Пользователь настоящего стандарта при применении настоящего метода к нестандартным дизельным топливам должен учитывать, что соотношение между получаемым цетановым числом и задержкой воспламенения в реальном двигателе еще не изучено до конца. Стандарт применим к задержке воспламенения в диапазоне от 3,3 до 6,4 мс (от 61 до 34 DCN). Анализатор воспламенения может определять более короткие и более длинные задержки воспламенения, но точность метода при этом может ухудшиться. Примечание - Выражение «% об./об.» используется для обозначения процентов по объему, а «% масс./масс.» - процентов по массе. 1.3 Применение настоящего стандарта может быть связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности и охраны труда, а также за определение пригодности законодательных ограничений до применения настоящего стандарта. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ЕН ИСО 3170:2004 Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб (ИСО 3170:2004) [EN ISO 3170:2004, Petroleum liquids - Manual sampling (ISO 3170:2004)] EH ИСО 3171:1988 Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор из трубопровода (ИСО 3171:1988) [EH ISO 3171:1988, Petroleum liquids - Automatic pipeline sampling (ISO 3171:1988)] EH ИСО 3696:1987 Вода для применения в аналитической лаборатории. Технические условия и методы испытания (ИСО 3696:1987) [EN ISO 3696:1987, Water for analytical laboratory use - Specification and test methods (ISO 3696:1987)] EH ИСО 5165:1998 Нефтепродукты жидкие. Определение качества воспламенения дизельных топлив. Моторный метод определения цетанового числа (ИСО 5165:1998) [EN ISO 5165:1998, Petroleum products - Determination of ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method (ISO 5165:1998)] ИСО 1998-2:1998 Нефтяная промышленность. Терминология. Часть 2. Свойства и методы испытаний (ISO 1998-2:1998, Petroleum industry - Terminology - Part 2: Properties and tests) ИСО 4010 Двигатели дизельные. Калибровочная форсунка с задержкой штифтового типа (ISO 4010, Diesel engines - Calibrating nozzie, delay pintie type) 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 цетановое число [cetane number (CN)]: Мера характеристики воспламенения топлива в стандартизованном моторном испытании по шкале, определяемой эталонными топливами. Примечание 1 - CN определяется как объемный процент гексадекана (цетана) в эталонной смеси, имеющей туже самую задержку воспламенения, что и анализируемое топливо. Более высокое значение CN соответствует более короткой задержке воспламенения. Примечание 2 - ИСО 1998-2 определяет CN как число по стандартной шкале, отмечая качество воспламенения дизельного топлива в стандартизованных условиях, но для настоящего стандарта это определение дается как альтернативное. 3.2 задержка воспламенения [ignition delay (ID)]: Период времени в миллисекундах между началом ввода топлива и началом воспламенения. Примечание - В соответствии с настоящим стандартом этот период определяют датчиками движения и давления. 3.3 получаемое цетановое число [derived cetane number (DCN)]: Значение, полученное по формуле, устанавливающей зависимость цетановых чисел от результата определения задержки воспламенения в анализаторе сжигания. 3.4 общепринятое опорное значение [accepted reference value (ARV)]: Значение, используемое в качестве согласованной референтной величины. Примечание - Это значение может быть получено на основании результатов научных исследований, установленных аккредитованной организацией, или на основе межлабораторных испытаний под руководством научной или инженерной группы. 3.5 проба для контроля качества результатов испытаний (quality control sample): Стабильный и однородный материал(ы), аналогичный по своей природе материалам, подвергаемым испытаниям, хранящийся надлежащим образом для обеспечения целостности пробы и доступный в достаточном количестве для повторных, долговременных испытаний. 3.6 калибровочная жидкость (calibration reference fluid): Стабильная и однородная жидкость, используемая для калибровки характеристик анализатора воспламенения. 3.7 референтная жидкость для верификации (verification reference fluid): Стабильная и однородная жидкость, используемая для верификации характеристик анализатора воспламенения. 4 Условные обозначенияTi - температура хладагента инжектора; - минимальная температура хладагента инжектора; - максимальная температура хладагента инжектора; - минимальная температура воздуха камеры сгорания; - максимальная температура воздуха камеры сгорания; - минимальная температура датчика давления камеры сгорания; - максимальная температура датчика давления камеры сгорания. 5 Сущность методаПорцию испытуемого топлива вводят в камеру сгорания постоянного объема со сжатым воздухом. Датчики определяют начало впрыска и начало воспламенения в каждом однократном цикле. Полная процедура испытания состоит из 15 предварительных циклов, обеспечивающих установление равновесия аппаратуры, и 32 последующих циклов для получения значения задержки воспламенения. Значение средней задержки воспламенения (ID) этих 32 циклов используют для расчета получаемого цетанового числа (DCN) по [1] - [3]. Значение DCN, полученное настоящим методом, соответствует значению цетанового числа CN, получаемого в результате полноразмерных испытаний моторным методом по ЕН ИСО 5165. 6 Реактивы и материалыПри отсутствии других указаний вода должна отвечать требованиям класса 3 по ЕН ИСО 3696. 6.2 Жидкость системы охлаждения Смесь 50:50 по объему радиаторного антифриза, например этиленгликоля, с водой (6.1). Примечание - Данная смесь должна соответствовать требованиям по температуре кипения. Жидкость обеспечивает определенную защиту системы охлаждения от коррозии, поэтому изменение ее состава может изменить теплопередачу и скорость установления режима. Процедура корректировки качества жидкости на основе этиленгликоля приведена в инструкции производителя антифриза. Используют гептан чистотой не менее 99,5 %, для которого принято значение задержки воспламенения 3,78 мс. Примечание - Если неизвестна начальная чистота гептана, а также после длительного хранения калибровочной жидкости рекомендуется проверить ее чистоту по [4]. 6.4 Референтная жидкость для верификации Метилциклогексан чистотой не менее 99,0 %, используют в качестве референтной жидкости, для которой принято значение задержки воспламенения 10,4 мс. Примечание - Если начальная чистота метилциклогексана неизвестна, а также после длительного хранения референтной жидкости рекомендуется проверить ее чистоту по [4]. 6.5 Проба для контроля качества результатов испытаний. 6.6 Воздух для заполнения камеры сгорания Воздух, содержащий (20,9 ± 1,0) % об. кислорода, менее 0,003 % об. углеводородов и менее 0,025 % об. воды. Примечание - Влияние изменения состава воздуха в настоящее время находится в стадии исследования. Предельные значения установлены на практике. 6.7 Рабочий воздух Свободный от масла сжатый воздух, содержащий менее 0,1 % об. воды, давлением не менее 1,5МПа. 6.8 Сжатый азот чистотой не менее 99,9 % об. 7 Аппаратура7.1 Анализатор сжигания7.1.1 Общие положения Аппаратура описана более подробно в приложении А. Вопросы монтажа, процедуры настройки, а также подробное описание системы приведены в инструкции по эксплуатации производителя. Стандартная система состоит из: нагреваемой камеры сгорания (7.1.2) с охлаждением жидкостью указанных поверхностей; клапанов входа/выхода, расположенных снаружи камеры, и связанных с ними трубопроводов; насоса для дозирования подачи топлива с пневматическим приводом; системы, поддерживающей постоянное давление подачи топлива; системы циркуляции хладагента; соленоидов, датчиков (чувствительных элементов) фитингов для настройки и подсоединения вспомогательных сжатых газов. На рисунке 1 представлена схема анализатора сжигания. Условные обозначения: Р1 - давление камеры сгорания; Р2 - давление воздуха камеры сгорания, также давление воздуха заполнения камеры; Р3 - давление воздуха привода инжектора; Р4 - давление воздуха привода клапана входа/выхода (манометр); Р5 - давление топливного резервуара с пробой (манометр); Т1 - температура внешней поверхности камеры сгорания; Т2 - температура насоса, дозирующего топливо; Т3 - температура датчика давления камеры сгорания (Тps); Т4 - температура воздуха камеры сгорания (Tа), также температура воздуха заполнения камеры; T5 - температура (используется для диагностики); T6 - температура хладагента (форсунки) инжектора (Ti); Т7 - температура возврата хладагента; N1 -датчик движения иглы форсунки инжектора; С1 - цифровой сигнал - привод дозирования топлива; С2 - цифровой сигнал - привод клапана входа; С3 - цифровой сигнал - привод клапана выхода; - воздух заполнения камеры; - воздух привода клапана входа/выхода; - азот вспомогательного топливного резервуара; - воздух двигателя насоса, дозирующего топливо; - система охлаждения; - топливо высокого давления 1 - подача воздуха для заполнения камеры; 2 - изоляция; 3 - клапан входа; 4 - сброс углеводородов; 5 - слив форсунки; 6 - форсунка инжектора; 7 - насос дозирования топлива; 8 - топливный резервуар с пробой; 9 - плунжер; 10 - клапанное соединение; 11 - подача сжатого азота во вспомогательный топливный резервуар; 12 - клапанное соединение; 13 - емкость сброса воздуха пневматического двигателя; 14- элементы нагрева насоса; 15 - сброс углеводородов; 16 - слив насоса; 17- подача сжатого воздуха во вспомогательный привод; 18 - выход в систему вентиляции; 19 - дренаж; 20 - теплообменник жидкость - воздух; 21 - воздушный фильтр; 22 - вентилятор; 23 - емкость с хладагентом; 24 - нагревательные элементы камеры; 25 - клапан выхода; 26 - кожух охлаждения датчика давления камеры сгорания; 27 - камера сгорания; 28 - штырек расширения иглы форсунки инжектора Рисунок 1 - Схема анализатора сжигания Стальная камера сгорания вместимостью (0,213 ± 0,002) дм3 описана более подробно в приложении А. 7.2 Фильтрующая системаФильтр с номинальным размером пор 3 - 5 мкм из стеклянного волокна, политетрафторэтилена (PTFE) или нейлона, размер которого должен соответствовать аппаратуре для фильтрования пробы (8.4). 8 Отбор проб8.1 Если нет других указаний, отбор проб проводят в соответствии с ЕН ИСО 3170 или ЕН ИСО 3171. 8.2 Отбирают и хранят пробы в непрозрачной емкости для сведения к минимуму контакта с ультрафиолетовым (УФ) облучением, которое может вызвать химические реакции, влияющие на значение задержки воспламенения. Если проба не проанализирована в течение 24 ч, ее хранят в темном месте, прохладном/холодном помещении, желательно в атмосфере инертного газа. Примечание 1 -Воздействие на нефтяные топлива УФ-облучения с длиной волны менее 550 нм даже в течение короткого периода времени влияет на задержку воспламенения [5]. Примечание 2 - Образование пероксидов и радикалов, которые влияют на задержку воспламенения, сводят к минимуму хранением пробы в темном месте в атмосфере азота в холодильнике при температуре ниже 10°С. 8.3 Доставленную в лабораторию пробу перед испытанием выдерживают при температуре 18 °С - 32 °С. 8.4 Фильтруют лабораторную пробу через фильтр (7.2) при температуре окружающей среды без использования вакуума. Используют сворачиваемый фильтр или шприц с установленным фильтром. Фильтрованную пробу помещают в непрозрачную емкость. ВНИМАНИЕ! Стеклянный шприц может треснуть или разбиться, если прикладывать чрезмерные усилия к плунжеру или если стекло имеет дефекты. 9 Сборкам монтаж аппаратурыВ приложениях А и В подробно описана сборка и установка аппаратуры. Аппаратуру необходимо располагать на уровне пола для облегчения подключения всех вспомогательных линий, инженерного и технического обеспечения. Потребитель должен обеспечить соответствие всем местным и национальным требованиям. Аппаратура должна работать при температуре окружающей среды 18 °С - 32 °С. Выхлопные газы должны быть отведены в систему отсоса отходящих газов низкого давления. Примечание - Система охлаждения и дозирующий насос удовлетворительно работают при температуре 18 °С - 32 °С. Предупреждение 1 - Аппаратура требует импульсной подачи сжатого воздуха при высоком давлении через короткие промежутки времени. Предупреждение 2 - Уровень шума без системы подавления шума - примерно 86 дБ на расстоянии 1,5 м и примерно 77 дБ - при подавлении шума. Местные меры можно применять при высоком уровне шума, но необходима защита ушей во время работы оборудования. 10 Подготовка аппаратуры10.1 Пуск системы и прогрев10.1.1 Подробное описание процедуры приведено в инструкции производителя. 10.1.2 Включают электрическое питание анализатора воспламенения и насоса хладагента. 10.1.3 Прогревают систему. 10.1.4 Значения давления азота и воздуха пневмоприводов приведены в руководстве по эксплуатации от производителя анализатора. 10.1.5 Контролируют температуру хладагента. Следуют процедуре диагностики по инструкции производителя, если нет необходимости установки специальных значений температуры и допускаемых отклонений. 10.2 Стандартные условия работы10.2.1 Устанавливают температуру насоса, дозирующего топливо, (35 ± 3)°С. 10.2.2 Устанавливают давление воздуха для заполнения камеры сгорания (2,137 ± 0,007) МПа. 10.2.3 Проверяют герметичность камеры сгорания путем измерения падения давления во время проверки заполнения в соответствии с инструкцией производителя. Следуют процедуре диагностики, приведенной в инструкции, если падение давления выше указанного значения. Примечание - Высокое значение падения давления свидетельствует о неудовлетворительной герметичности камеры сгорания. 10.3 Стандартные условия испытанияПримечание - Стандартные условия испытания достигаются после 15 (предварительных) циклов сгорания. Рассматривают только условия испытания во время последующих 32 (измерений) циклов сгорания. 10.3.1 Проводят испытание пробы в соответствии с разделом 12. 10.3.2 Обеспечивают разность значений минимальной и максимальной температур, зарегистрированных в течение 32 измерений циклов сжигания для хладагента инжектора, . и в диапазоне, приведенном в таблице 1. Если температура находится вне диапазона в любой момент при проведении измерения, устанавливают температуру в соответствии с инструкцией, представленной производителем, и повторяют испытание пробы по 10.3.1. Примечание - Температуры Тi, , , и печатаются как дополнительные выходные данные. Значение Ti показывается на мониторе компьютера во время проведения испытания. 10.3.3 Обеспечивают разницу между максимальным и минимальным значениями температуры, регистрируемыми во время 32 циклов измерения сгорания для воздуха камеры сгорания, . и в диапазоне, приведенном в таблице 1. Примечание - Температуру воздуха камеры сгорания первоначально устанавливают при заводской калибровке, а затем настраивает при калибровке характеристик аппаратуры потребитель. Типичный диапазон температур камеры сгорания - от 515 °С до 565 °С. 10.3.4 Обеспечивают разницу между максимальным и минимальным значениями температуры, регистрируемыми во время 32 циклов измерения сжигания для датчика давления камеры сгорания, и в диапазоне, приведенном в таблице 1. Примечание - Типичные температуры датчика давления камеры сгорания находятся в диапазоне от 120 °С до 160 °С. Таблица 1 - Типичные условия стандартного испытания
10.4 Окончательный контрольЕсли условия по 10.1 - 10.3 выполнены, то анализатор сжигания готов для проведения измерений и/или калибровки и верификации. Если одно или более условий не выполняются, следуют процедуре диагностики в инструкции производителя, чтобы идентифицировать, а затем устранить неисправность. 11 Калибровка, верификация и контроль качества (QC)11.1 Общие положенияКалибровку и верификацию аппаратуры проводят через регулярные интервалы, не превышающие один месяц, и каждый раз, когда контрольные параметры верификации и контроля качества находятся вне допустимых пределов, приведенных в таблице 2. Примечание - Дополнительные советы по техническому обслуживанию аппаратуры - см. приложение С. Таблица 2 - Допустимые пределы параметров для аппаратуры при калибровке и верификации
11.2 Калибровка11.2.1 Очищают чувствительную поверхность и весь кожух датчика давления камеры сгорания в соответствии с инструкцией производителя. 11.2.2 Измеряют задержку воспламенения калибровочной жидкости (6.3) три раза, следуя процедуре, приведенной в разделе 12. 11.2.3 Фиксируют результаты трех единичных результатов испытаний и среднее значение трех результатов и проверяют их на соответствие требованиям, приведенным в таблице 2. При соответствии требованиям аппаратуру считают откалиброванной и пригодной для проведения верификации. 11.2.4 Если значения результатов испытаний по 11.2.3 не соответствуют пределам, приведенным в таблице 2, то аппаратура не готова для использования и требуется настройка температуры воздуха камеры сгорания. Еще раз устанавливают температуру поверхности камеры сгорания, настраивают температуру воздуха, выдерживают время стабилизации не менее 10 мин и повторяют испытание по 11.2.2. Примечание - Задержка воспламенения увеличивается с понижением температуры воздуха и соответственно уменьшается с повышением температуры воздуха камеры сгорания. 11.3 Верификация аппаратуры11.3.1 Измеряют дважды задержку воспламенения жидкости для верификации (6.4) в соответствии с процедурой, приведенной в разделе 12. 11.3.2 Если два единичных результата испытаний и среднее значение двух результатов испытаний находятся в пределах, приведенных в таблице 2, калиброванную аппаратуру считают проверенной, установленные требования выполненными и аппаратуру пригодной к использованию. 11.3.3 Если значения результатов испытаний по 11.3.2 находятся вне пределов, приведенных в таблице 2, то отмечают неисправность системы и аппаратуру не допускают к использованию. Следуют процедурам диагностики по инструкции производителя для идентификации и устранения причин. 11.4 Контроль качества результатов испытаний (QC)11.4.1 Для обеспечения непрерывной удовлетворительной работы анализатора воспламенения необходимо выполнить процедуру контроля качества результатов испытаний. Пробы для контроля качества результатов испытаний необходимо анализировать с определенной периодичностью, результаты контроля необходимо фиксировать и сохранять (см. 6.5). 11.4.2 Проводят измерения с целью контроля качества на одной или нескольких пробах ежедневно после подготовки анализатора сжигания к работе, а также каждый раз после установки или замены расходных материалов, например газов. Примечание 1 - При непрерывной работе рекомендуемый интервал для измерений QC - не менее чем через каждые 10 проб. Примечание 2 - Содержание кислорода в сжатом воздухе камеры сгорания может меняться в каждой партии (баллонах). Значительные изменения будут приводить к изменению задержки воспламенения (более высокое содержание кислорода приводит к уменьшению задержки воспламенения). 11.4.3 Если результаты QC выходят за установленные пределы, проводят корректирующие операции, начиная с повторения процедур калибровки и верификации. 12 Проведение испытаний12.1 Контролируют, чтобы стандартные условия работы по 10.2 были установлены. 12.2 Промывают систему ввода топлива фильтрованной пробой (В.1, приложение В). 12.3 Очищают и заполняют систему дозирования топлива фильтрованной пробой (В.2, приложение В). 12.4 Начинают выполнение процедуры испытания (В.3, приложение В). 12.5 Контролируют, чтобы в течение испытания все условия находились в пределах, приведенных в 10.2 и таблице 1. Если условия соблюдаются, продолжают испытания в соответствии с 12.6. Если одно или более условий не находятся в указанных пределах, необходимо провести диагностику в соответствии с руководством производителя для идентификации и устранения источника отклонений и исключить результат испытания. 12.6 Фиксируют среднее значение задержки воспламенения ID в миллисекундах до ближайшего значения с точностью 0,001 мс. 12.7 Очищают систему дозирования топлива (В.4, приложение В). 13 РасчетРассчитывают получаемое цетановое число DCN по среднему значению задержки воспламенения ID мс (12.6), по следующей формуле
где ID - среднее значение задержки воспламенения, мс. Примечание - Формула зависимости задержки воспламенения и получаемого цетанового числа первоначально была выведена в 1997 г. [6]. В 2005 г. формула была оценена вновь группами EI и АСТМ в результате корреляции данных по цетановому числу от IP и NEG (Национальная группа обмена схем корреляции двигателей с дизельным топливом) и данных задержки воспламенения на одних и тех же пробах от IP и NEG ЮТсхем корреляции, скорректированных в течение ряда лет [7]. В 2006 г. другая оценка АСТМ [8] привела к настоящей формуле, которая оказалась оптимально пригодной для диапазона цетановых чисел, указанных во введении. 14 Представление результатовВ отчете (протоколе испытаний) записывают среднее значение задержки воспламенения (ID) (мс) с точностью 0,01 медля значений менее 10,0 мс и с точностью 0,1 мс - для значений более 10,0 мс. В отчете (протоколе испытаний) записывают значение получаемого цетанового числа (DCN), рассчитанное по формуле (1) с точностью 0,1. 15 Прецизионность15.1 Общие положенияПрецизионность получена по результатам статистического анализа, выполненного в соответствии со стандартом [9] по результатам межлабораторных испытаний различных по составу топлив, включая нефтяные и нестандартные топлива, топлива с добавками и без добавок, улучшающих воспламенение, в диапазоне задержки воспламенения 3,3 - 6,4 мс. Примечания 1 Результаты межлабораторных испытаний и их статистическая оценка изложены в [10] и дополнены отчетом АСТМ [8]. Прецизионность DCN была пересчитана в [8] по формуле (1). 2 В связи с наблюдаемым специфическим эффектом влияния матрицы пробы топлив настоящий стандарт может давать завышенные значения цетановых чисел для некоторых топлив по сравнению с ЕН ИСО 5165, в то время как для других топлив могут получаться заниженные значения в сравнении с ЕН ИСО 5165. 15.2 ПовторяемостьРасхождение двух результатов испытаний, полученных одним и тем же оператором с использованием одной и той же аппаратуры при постоянных рабочих условиях на идентичном исследуемом материале при нормальном и правильном использовании метода, может превышать значения таблицы 3 только в одном случае из 20. Примеры прецизионности приведены в таблицах 3А и 3В для информации пользователя. 15.3 ВоспроизводимостьРасхождение двух независимых результатов испытаний, полученных разными операторами в разных лабораториях на идентичном исследуемом материале при нормальном и правильном использовании метода, может превышать значения таблицы 3 только в одном случае из 20. Примеры прецизионности приведены в таблицах 3А и 3В для информации пользователя. Таблица 3 - Показатели прецизионности
Таблица 3А- Примеры прецизионности для задержки воспламенения
Таблица 3В - Примеры прецизионности для получаемого цетанового числа
16 Протокол испытанийПротокол испытаний должен содержать: а) ссылку на настоящий стандарт; в) тип и полную идентификацию продукта, подвергаемого испытанию; c) результаты испытаний (раздел 14); d) любое отклонение по согласованию или иное от указанной процедуры испытания; e) дату проведения испытания. Приложение А
|
Обозначение ссылочного стандарта |
Степень |
Обозначение и наименование соответствующего |
ЕН ИСО 3170:2004 |
MOD |
ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» |
ЕН ИСО 3171:1988 |
MOD |
ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» |
ЕН ИСО 3696:1987 |
- |
* |
ЕН ИСО 5165:1998 |
- |
* |
ИСО 1998-2:1998 |
- |
* |
ИСО 4010 |
- |
* |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: MOD - модифицированные стандарты. |
[1] |
IP 498/06, Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of diesel fuel oils by combustion in a constant volume chamber |
[2] |
ASTM D 6890-06, Standard test method for determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of diesel fuel oils by combustion in a constant volume chamber |
IP 498/07, Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of disel fuel oils by combustion in a constant volume chamber |
|
IP 537/06, Determination of the purity of derived cetane number reference materials - Gas chromatography method |
|
ASTM RR: D02-1502, Sunlight and air exposure effects on octane number or cetane number of petroleum product samples, available from ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA |
|
[6] |
ASTM RR: D02-1531, Diesel fuel ignition quality tester (IQT™) - Development of the IQT™ model to calculate the derived cetane number (DCN), available from ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA |
El Research report IP 498/05 and ASTM RR: D02-1576, Review of the ASTM D6890-04 and IP 498/03 DCN equation, June 2005, available from the Energy institute, 61 New Cavendish street, London W1G 7AR, England, also available from ASTM International, 100 Ban Harbor Drive, West Conshohocken. PA 19428-2959. USA |
|
ASTM RR: D02-RR-1602, Revision of the ASTM D6890 equation and DCN precision, 2006, available from ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959. USA |
|
EN ISO 4259, Petroleum products - Determination and application of precision data in relation to methods of test (ISO 4259:2006) |
|
El Research report IP 498/03 and ASTM RR: D 02-1545, Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of diesel fuel oils by combustion in a constant volume chamber - Precision evaluation in ASTM D6890and IP498, March 2003, available from ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA., also available from the Energy institute, 61 New Cavendish street, London W1G 7AR, England |
Ключевые слова: жидкие нефтепродукты, средние дистиллятные топлива, задержка воспламенения, получаемое цетановое число (DCN), сжигание в камере постоянного объема