На главную | База 1 | База 2 | База 3

Информационное письмо МЧС РФ от 7 июля 2011 г. № 19-2-4-2623
"О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности"

В настоящее время от различных организаций в Департамент надзорной деятельности МЧС России поступают запросы о порядке применения ст. 6 и 78 Федерального закона от 22.07.08 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).

Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, и пожарный риск не превышает допустимых значений.

В соответствии с п.п. 26, 41 (подпунктом м) "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 87) расчеты пожарного риска включаются в раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации на объекты капитального строительства и разработка специальных технических условий (далее - СТУ) не требуется.

В соответствии с п. 3 ст. 6 при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Согласно п. 2 ст. 78 Технического регламента для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности на основе требований Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

На основании положений ст. 20 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" СТУ подлежат согласованию с МЧС России. Порядок согласования установлен приказом МЧС России от 16 марта 2007 № 141, который действует в настоящее время только в части не противоречащей Техническому регламенту.

Таким образом, СТУ должны разрабатываться при отсутствии в Техническом регламенте и нормативных документах требований пожарной безопасности, при этом проведение расчета пожарного риска не требуется.

Если, при необходимости в СТУ, включаются отдельные отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, то для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в их состав должен входить расчет пожарного риска.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.09 № 272, утвердившему "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

а) наименование использованной методики расчета;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В перечне исходных данных должно быть представлено:

описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;

принятые конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;

сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;

перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;

описание противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);

организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства.

Одновременно сообщается, что по анализу предоставляемых в МЧС России отчетов выявлены организации, не соблюдающие правила проведения расчетов, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации, допускающие подмену исходных данных, некорректность расчетов и подгонку результатов в целях снижения затрат на противопожарную защиту в ущерб безопасности людей при пожаре.

Методики оценки рисков выполнены таким образом, что при объективно проведенных расчетах с наличием в исходных данных отступлений от требований сводов правил и других нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (пути эвакуации, пожарная сигнализация, системы оповещения, дымоудаления, пожаротушения и т.п.), без достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты заведомо будут получены результаты, превышающие допустимый уровень пожарного риска.

МЧС России в консультационном порядке готово дать соответствующие разъяснения и комментарии о достаточности принимаемых организационно- технических противопожарных мероприятий и исходных данных, используемых для проведения расчетов по оценке пожарного риска.

 

Заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - заместитель директора Департамента надзорной деятельности

А.Н. Гилетич