ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному Содержание
Предисловие1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. 2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза. Статья 1. Область применения1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо. 1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности. 1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах. Статья 2. Определения2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения: автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением; выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю; дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия; изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС; импортер - резидент государства - члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС; мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок; марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс; обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы; опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению; партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом); потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд; присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств; продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС; судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках; топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях; уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством - членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС; цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы; экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива. Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС. 3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о: наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива. По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива. 3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1. Статья 4. Требования безопасности4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС. 4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо). Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено. 4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. 4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС. 4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС. Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования. 4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок. 4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС. 4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС. 4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства. 4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС. 4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета. 4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС. 4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе. 4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении. Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом. 5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза. Статья 6. Подтверждение соответствия6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС. Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза. Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза. 6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется: для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д; для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями - по схеме 4д; для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей. 6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе: - протокол (протоколы) испытаний топлива; - копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии); - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д); - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС. 6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе: - протокол (протоколы) испытаний топлива; - копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии); - документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт); - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии); - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС. 6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе: - протокол (протоколы) испытаний топлива; - документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт); - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии); - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС. 6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты её регистрации. Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок: при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет; при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет; при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет. Статья 7. Защитительная оговорка7.1. Государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС. О принятом решении уведомляются другие государства - члены ТС. 7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС. 7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года. Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории: Республики Армения - по 31 декабря 2016 года; Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года; Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года; Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года; Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории: Республики Армения - по 31 декабря 2016 года; Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года; Российской Федерации - по 1 июля 2016 года. Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен. 7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях: Республики Армения - со 2 января 2016 года; Республики Казахстан - с 1 января 2018 года; Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года; Российской Федерации - с 1 января 2015 года. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории: Республики Армения - по 31 декабря 2015 года; Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года; Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года. Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен. Приложение 1к техническому регламенту
Таможенного союза Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива 1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис. 1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин. 1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом. 1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина. 2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис. 2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо. 2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения. 2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива. 3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя. Приложение 2к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам автомобильного бензина
Приложение 3к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам дизельного топлива
Приложение 4к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам мазута
Приложение 5к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам топлива
Приложение 6к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам авиационного бензина
Приложение 7к техническому регламенту
Таможенного союза Требования к характеристикам судового топлива
Приложение 8к техническому регламенту
Таможенного союза Схемы декларирования соответствия топлива*
Описание схем декларирования соответствия топлива 1. Схема декларирования 2д 1.1. Схема 2д включает следующие процедуры: - формирование и анализ технической документации; - проведение испытаний опытно-промышленной партии; - принятие и регистрация декларации о соответствии. 1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ. 1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре). 1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии. 2. Схема декларирования 3д 2.1. Схема 3д включает следующие процедуры: - формирование и анализ технической документации; - осуществление производственного контроля; - проведение испытаний образцов топлива; - принятие и регистрация декларации о соответствии. 2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ. 2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля. 2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). 2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии. 3. Схема декларирования 4д 3.1. Схема 4д включает следующие процедуры: - формирование и анализ технической документации; - проведение испытаний партии топлива; - принятие и регистрация декларации о соответствии. 3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ. 3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). 3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии. 4. Схема декларирования 6д 4.1. Схема декларирования 6д включает следующие процедуры: - формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента; - формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента; - осуществление производственного контроля; - проведение испытаний образцов топлива; - принятие и регистрация декларации о соответствии; - контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента. 4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС. 4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента. 4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). 4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии. 4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента. При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений: - приостановить действие декларации о соответствии; - отменить действие декларации о соответствии. В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись. 5. Хранение технической документации На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на: - выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута; - партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии. Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
|