ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2011 РАЗРАБОТАНЫ саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга». УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481. ВНЕСЕНЫ в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета под регистрационным номером от 14.10.2011 № 153. МДС 81-02-12-2011 МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ 1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС). 2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций. 3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя: 3.1.1 затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений; 3.1.2 затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами; 3.1.3 затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты. 4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС не включают в себя: 4.1.1 работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД). 4.1.2 дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям. 5. При применении НЦС рекомендуется учитывать регионально- экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства. 6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности: - сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту; - выбор соответствующих НЦС; - подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях № 1, 2, 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений; - расчет стоимости планируемого к строительству объекта. 7. сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать: - определение функционального назначения объекта; - мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.); - дата начала и окончания работ на объекте; - регион строительства. 8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик. 9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:
где: НЦС, - используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года; N - общее количество используемых показателей государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года; М - мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.); Ипр - прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических рекомендациям на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально- экономического развития Российской Федерации; Ктр- коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минрегиона России; Крег - коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям); Кс - коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям); Кзон - коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение № 2 к настоящим Методическим рекомендациям); Зр - дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД); НДС - налог на добавленную стоимость. 10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:
Ин.стр. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах; Ипл.п. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах. 11. Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС. 12. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям. 13. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности (количества мест, площади и другие) которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией. 14. Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих НЦС, суммируются. После чего к полученной сумме прибавляется величина налога на добавленную стоимость. 15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов. 16. Сметный расчет стоимости строительства объекта с использованием НЦС рекомендуется оформлять согласно примеру, приведенному в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 17. При составлении сметных расчетов, выполненных на основе НЦС, рекомендуется учитывать, что: 17.1. НЦС не распространяются на объекты капитального строительства, по которым уже приняты или согласованы нормативные правовые акты, устанавливающие размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых (планируемых к представлению) на их строительство; 17.2. при определении стоимости строительства жилых домов с использованием НЦС «Жилые здания» расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость строительства, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд». Приложение № 1Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства
(Измененная редакция. Изм. от 27.12.2011 г.) Приложение № 2Рекомендуемые зональные коэффициенты изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации
* Примечание: Наименование и границы зон, а также зональные коэффициенты изменения стоимости строительства, отсутствующие в приложении № 2 к Методическим рекомендациям рекомендуется принимать в соответствии с территориальными сметными нормативами, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приложение № 3Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие сейсмичность
Примечание. Сейсмическое районирование территории Российской Федерации принимается в соответствии с действующими документами в данной области. Приложение № 4Рекомендуемые коэффициенты к срокам продолжительности строительства в районах Российской Федерации 1. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации рекомендуется применять следующие коэффициенты: 1,6 - побережье и острова Северного Ледовитого океана; все районы Магаданской области; Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы Архангельской области; все районы Ненецкого автономного округа; все районы Камчатского края; Таймырский и Эвенкийский районы Красноярского края; все районы Чукотского автономного округа; все районы Сахалинской области; все районы севернее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Ямало-Ненецкого автономного округа; Охотский район Хабаровского края; все районы севернее 60-й параллели Республики Саха (Якутия); 1,4 - все районы Мурманской области, за исключением городов Мурманска, Дудинка, Игарка, Норильск; Туруханский район Красноярского края; все районы южнее 60-й параллели Республика Саха (Якутия); 1,2 - все районы Амурской области; все районы Архангельской области, за исключением городов Архангельска и Северодвинска; все районы Республики Бурятия, за исключением города Улан-Удэ; все районы Республики Карелия, за исключением города Петрозаводска; все районы Республики Коми; город Мурманск; все районы Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской области и все районы Красноярского края севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, за исключением городов, расположенных на этой магистрали, а также городов Братска и Томска; все районы севернее 60-й параллели Пермского края; все районы Приморского края, за исключением городов Владивостока и Находки; все районы Республики Тыва; все районы южнее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Хабаровского края, за исключением городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани и Хабаровска; все районы Забайкальского края, за исключением города Читы. 2. Продолжительность строительства объектов, возводимых в горных местностях с высотой над уровнем моря 1500 м и более, применяется в соответствии с проектом организации строительства и не может превышать продолжительность строительства аналогичных объектов в обычных условиях более чем на 30 %. 3. Продолжительность строительства объектов, возводимых в районах пустынь и полупустынь и характеризуемых средней температурой июля выше 27 С° и количеством осадков менее 300 мм в год, определяется с применением коэффициента 1,1. 4. Продолжительность строительства объектов жилищно-гражданского назначения, возводимых в районах с коэффициентом сейсмичности 7 баллов и выше, определяется с применением коэффициента 1,1. 5. В случаях, когда на территорию строительного объекта распространяется несколько повышающих коэффициентов, в расчет может приниматься только один из них. Приложение№ 5
|
№ п/п |
Наименование объекта строительства |
Обоснование |
Единица измерения |
Кол. |
Стоимость единицы изм. по состоянию на 01.01.2011, тыс. руб.* |
Стоимость в текущем (прогнозном), тыс. руб. |
1. |
Детский сад на 250 мест |
|
|
|
|
|
|
Стоимость 1 места * кол. мест |
|
мест |
250 |
590,67 |
147 667,50 |
|
Коэффициент на сейсмичность |
Приложение 3 |
|
|
1,06 |
|
|
Стоимость детского сада с учетом сейсмичности |
|
|
|
|
156 527,55 |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Наружные инженерные сети |
|
|
|
|
|
2.1. |
Водоснабжение. Водопровод из стальных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. |
км |
0,50 |
3 888,00 |
1 944,00 |
|
2.2. |
Водоотведение (канализация). Канализация из чугунных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. |
км |
0,50 |
2 738,00 |
1 095,20 |
|
2.3. |
Энергоснабжение. Прокладка кабеля медного в траншее. |
км |
0,50 |
2 896,00 |
2 027,20 |
|
2.4. |
Наружные сети связи. Подземная прокладка телефонного кабеля. |
км |
0,40 |
3 120,16 |
1 248,06 |
|
2.5. |
Теплотрасса. Бесканальная прокладка трубопроводов в изоляции ППУ d = 150 мм. |
км |
0,70 |
14 526,24 |
10 168,37 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Малые архитектурные формы. |
|
|
|
|
|
3.1. |
Детские площадки. |
мест |
250 |
19,87 |
4 967,50 |
|
3.2. |
Ограждение. |
100 м |
4,50 |
59,56 |
268,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Элементы озеленения и благоустройства. |
|
|
|
|
|
4.1. |
Озеленение (деревья, живая изгородь, газоны, цветники) |
мест |
250 |
2,66 |
665,00 |
|
4.2. |
Проезды и площадки. |
НЦС 81-02-08-2011 |
100 м2 |
3,10 |
80,59 |
249,83 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства |
|
|
|
|
22 633,18 |
|
Коэффициент на сейсмичность |
Приложение 3 |
|
|
1,05 |
|
|
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства с учетом сейсмичности |
|
|
|
|
23 764,84 |
|
Всего стоимость детского сада с учетом сейсмичности |
|
|
|
|
180 292,39 |
5. |
Поправочные коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
Поправочный коэффициент перехода от базового района Московская область к ТЕР Северная Осетия - Алания (1 зона) |
|
|
|
0,83 |
|
|
Зональный коэффициент для Республики Северная Осетия - Алания (от 1 зоны к 3 зоне) |
Приложение 2 |
|
|
1,08 |
|
|
Регионально-климатический коэффициент |
Приложение 1 |
|
|
0,94 |
|
|
Стоимость строительства с учетом сейсмичности, территориальных и регионально-климатических условий |
|
|
|
|
151 917,25 |
6. |
Плата за землю |
расчет |
|
|
|
1 500,00 |
7. |
Затраты на подключение к инженерным сетям |
расчет |
|
|
|
18 230,07 |
|
Всего по состоянию на 01.01.2011 |
|
|
|
|
171 647,32 |
|
Продолжительность строительства |
|
мес. |
10 |
|
|
|
Начало строительства |
01.01.2012 |
|
|
|
|
|
Окончание строительства |
01.11.2012 |
|
|
|
|
|
Расчет индекса-дефлятор на основании показателей Минэкономразвития России Ии стр. с 01.01.2011 no 01.01.2012=108 % Ипл. п. с 01.01.2012 по 1.10.2012 = 106 % |
Информация Министерства экономического развития Российской Федерации |
|
|
1,11 |
|
|
Всего стоимость строительства с учетом срока строительства |
|
|
|
|
190 528,53 |
|
НДС |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
% |
18 |
|
34 295,13 |
|
Всего с НДС |
|
|
|
|
224 823,66 |
Составил:______________________
Проверил:_______________________
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От «04» октября 2011 г. |
№ 481 |
Об утверждении
Методических рекомендаций по применению
государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены
строительства различных видов объектов капитального строительства
непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169; 2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст; 5488; 2008, № 22, ст. 2582; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669; № 38, ст. 4497; 2010, № 9, ст. 960; № 22, ст. 2776; № 25, ст. 3190; № 26, ст. 3350; № 28, ст. 3702; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 32, ст. 4843), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 353 «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14940, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 42) в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 302 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный № 21376, Российская газета, 2011,№ 162), приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры согласно приложению к настоящему приказу.
В.А. Токарев
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации И.В. Пономарева.
И.о. Министра |
В.А. Токарев |
СОДЕРЖАНИЕ