НБ ЖТ ЦШ 082-2003 НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВОДЫ СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ Нормы безопасности Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАНЫ Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУ ПС) ИСПОЛНИТЕЛИ: Д.В. Гавзов, д-р техн. наук; Л.Ф. Кондратенко, канд. техн. наук; О.А. Наседкин, канд. техн. наук; А.Б. Никитин, канд. техн. наук; Т.А. Белишкина, канд. техн. наук; В.М. Руденко ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России. 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 25 нюня 2003 г. № Р-634у 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Настоящие нормы безопасности разработаны на основе эксплуатационных, технических, технологических, качественных и количественных требований невзрезных стрелочных электромеханических приводов СП-6, СП-12 и ВСП-150 и взрезного стрелочного электромеханического привода СПВ-5, имеющих характеризующее их консольное относительно оси стрелочного перевода расположение, конструктивную общность главных функциональных узлов и близкие по величине прочностные характеристики. Требования, приведенные в нормах безопасности, получены экспериментальным методом в результате проведенных Петербургским государственным университетом путей сообщения в 1975, 1980, 1997 и 1999 г. г. тензометрических измерений в эксплуатационных условиях станций Октябрьской железной дороги сил динамического воздействия на рабочий шибер стрелочного электромеханического привода типа СП-6 (максимальная величина - до 10 кН) при проходе поездов различных категорий, в том числе скоростных, и сил взреза, определяющих несущую способность конструкций стрелочного электромеханического привода (минимальная - от 32 кН). НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВОДЫ СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ Нормы безопасности Дата введения 2003-06-27 1 Область примененияНастоящие нормы безопасности распространяются: - на невзрезной стрелочный электромеханический привод, обеспечивающий при крайнем положении стрелки плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу и подвижного сердечника крестовины к усовику, - на стрелочный электромеханический привод для работы с внешними замыкателями остряков (подвижного сердечника крестовины), и устанавливают обязательные для применения в системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) технические требования для сертификации стрелочных электромеханических приводов. (Новая редакция, Изм. № 1). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы: ОСТ 32.41-95 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики ОСТ 32.146-2000 Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические условия Примечание - При пользовании настоящими нормами целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. (Новая редакция, Изм. № 1). 3 Определения, обозначения и сокращения3.1. Привод стрелочный электромеханический (СЭП): устройство, предназначенное для дистанционного и ручного (курбелем) перевода, запирания и контроля положения железнодорожной стрелки 3.2. Рабочий шибер (РШ): элемент СЭП, предназначенный для перемещения и запирания стрелки. 3.3. Контрольные линейки (КЛ): элементы СЭП, фиксирующие совместно с КМ фактическое положение остряков (подвижного сердечника крестовины) 3.4. Редуктор (Р): силовой узел СЭП, служащий для преобразования движения вращения вала электродвигателя (Д) в поступательное линейное плавное движение РШ 3.5. Запирающий механизм (ЗМ): силовой узел СЭП, исключающий самопроизвольное перемещение РШ в направлении обратного хода (в сторону, обратную предшествующему переводу, т.е. на размыкание) 3.6. Контрольный механизм (КМ): электромеханический узел СЭП, фиксирующий соответствие взаимоположения КЛ и РШ, а так же контролирующий запирание и взрез СЭП 3.7 СЭП с внутренним замыканием: конструкция СЭП, при которой ЗМ размещен в его корпусе 3.8 СЭП с внешним замыканием: конструкция СЭП, который работает совместно с внешними замыкателями 3.9 Фрикционный механизм (ФМ): силовой узел СЭП, ограничивающий механическое усилие, развиваемое РШ при переводе. (Новая редакция, Изм. № 1). 4 Обозначения и сокращенияСЭП - стрелочный электромеханический привод ЗМ - запирающий (замыкающий) механизм КМ - контрольный механизм ВЗ - взрывной механизм (устройство) 5 Нормы безопасности5.1.1 СЭП предназначены для дистанционного перевода остряков (сердечника крестовины) стрелочного перевода нормальной колен и должны обеспечивать: - плотное прилегание остряка к рамному рельсу (сердечника крестовины к усовику), устойчивость их запирания и контроль этого положения; - незамыкание стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом (сердечником крестовины и усовиком), превышающем нормативное значение (см. подраздел 5.4 таблица 1 пункт 6 настоящих норм); - отвод остряка от рамного рельса на расстояние не менее нормативного (см. подраздел 5.4 таблица 1 пункт 7 настоящих норм), его запирание и контроль этого положения. 5.1.2 СЭП должны реализовывать следующие четыре режима работы: 5.1.2.1 Рабочий, при котором СЭП обеспечивает дистанционное перемещение остряков (сердечника крестовины) или перевод остряков вручную (курбелем). 5.1.2.2 Контрольный (статический) режим, когда СЭП обеспечивает механическое запирание остряков в их крайних положениях и электрический контроль прилегания одного остряка к рамному рельсу (сердечника крестовины к усовику) и отведение другого остряка от рамного рельса (усовика); 5.1.2.3 Динамический режим, при котором СЭП воспринимают динамические воздействия подвижного состава, проходящего по стрелочному переводу; 5.1.2.4 Режим взреза стрелки, находящейся в положении, не соответствующем направлению следования подвижного состава, при котором производится принудительное перемещение остряков стрелочного перевода колесными парами. 5.2 Общие требования 5.2.1 Критериями опасного отказа СЭП являются: - состояние контроля СЭП конечных положений остряков (сердечника крестовины), не соответствующее фактическому (ложный контроль); - отсутствие запирания остряков (сердечника крестовины) в конечных положениях стрелки; - самопроизвольное (несанкционированное) размыкание ЗМ СЭП или внешнего замыкателя в динамическом и статическом режимах; - возникновение превосходящей допустимое по норме безопасности (см. подраздел 5.4 таблица 1 пункт 4 настоящих норм) значение движущей силы при переводе стрелки. 5.2.2 Конструкции СЭП должны обеспечивать: - устойчивость динамико-прочностных параметров конструкций запирания и достоверный контроль положения остряков в течение срока эксплуатации, установленного ТУ; - обнаружение опасных состояний элементов и узлов конструкций запирания и контроля остряков стрелки не позднее очередного перевода стрелки; - немедленную потерю контроля положения стрелки и исключение возможности выполнения рабочего режима без технического осмотра стрелочного перевода, СЭП при взрезе стрелки; - сохранение устойчивости (без схода) подвижного состава и целостности (без изломов) остряков и подвижного сердечника крестовины при взрезе стрелки. 5.3 Качественные требования 5.3.1 Составные части СЭП, обеспечивающие запирание и контроль положения остряков (сердечника крестовины) должны иметь автономные узлы крепления в корпусе привода и к острякам стрелки с тем, чтобы при повреждении СЭП существовала полная независимость их линейного перемещения относительно друг друга. 5.3.2 Составные части СЭП при переводе стрелки должны взаимодействовать в соответствии с требованиями назначения по следующему алгоритму: - холостой ход двигателя (в т.ч. рукояткой) из крайнего положения до размыкания контрольных контактов КМ, обеспечивающий пусковой момент и предотвращение перемещения элементов в условиях воздействия на ЗМ и КМ вибрации при движении поездов по стрелкам; - размыкание контрольных контактов КМ до завершения фазы отпирания остряков стрелки и сердечника крестовины при обеспечении усилия их запирания не менее нормативного значения (см. подраздел 5.4 таблица 1 пункты 1, 2 настоящих норм безопасности; - выведение ЗМ из фазы запирания и перемещение остряков в другое крайнее положение; - введение ЗМ в фазу полного запирания остряков; - замыкание контрольных контактов КМ после завершения фазы запирания остряков в другом крайнем положении; - торможение и удержание в заторможенном состоянии движущихся конструкций для предотвращения потери контроля положения и выведения стрелки из запирания по окончании ее перевода и во время движения по ней поездов. 5.3.3 Должна обеспечиваться механическим или электромеханическим путем блокировочная кинематическая связь «ЗМ - КМ», нарушение которой должно вызывать защитный отказ, исключающий ситуацию сохранения контроля при завершившейся фазе отпирания остряков (сердечника крестовины) или возникновения контроля до завершения фазы их запирания. 5.3.4 Фрикционный механизм не должен заклиниваться и иметь нестабильность работы, в том числе после пробуксовок, сопровождающихся появлением как сверхнормативных (см. п. 5.4.4 настоящих норм), так и недостаточных усилий для перевода остряков. 5.3.5 Для предотвращения перевода стрелки в установленном маршруте стрелочные двигатели СЭП должны быть защищены от разворота под действием внешних ЭДС переменного тока. 5.3.6 Конструкциями контроля положения остряков должен обеспечиваться непрерывный контроль плюсового, минусового и промежуточного положения остряков, их запирание, взрез и возникновение повреждений КМ. 5.3.7 Возникновение рассогласованности положений КМ и ЗМ, вызванное случайными событиями (падение предметов на корпус СЭП или на внешний замыкатель, выведение линеек из КМ и др., должно приводить КМ в состояние отсутствия контроля. 5.3.8 Количество контрольных и рабочих контактов в КМ контактного типа должно обеспечивать полное отключение от линейных проводов приборов контрольной и рабочей цепей и организацию последовательного перевода спаренных приводов. 5.3.9 СЭП по устойчивости и прочности к механическим нагрузкам должен соответствовать требованиям для классификационной группы МС4 согласно ОСТ 32.146 п. А.5, таблица Б.3 при воздействии следующих факторов: - вибрации при применении по назначению; - многократных ударов. 5.3.10 СЭП по устойчивости к климатическим факторам внешней среды должен соответствовать требованиям для классификационной группы К4 исполнения УХЛ согласно ОСТ 32.146 п. А.5, таблица Б.3 при воздействии следующих факторов: - изменения температуры от нижнего до верхнего значения при применении по назначению; - верхнего значения температуры при применении по назначению; - верхнего значения относительной влажности воздуха при применении по назначению; - нижнего значения температуры при применении по назначению; - инея и росы. Нормы безопасности для стрелочных электромеханических приводов Таблица 1
(Новая редакция, Изм. № 1). 5.5 Дополнительные требования 5.5.1 Обязательным требованием для проведения сертификации является наличие документа «Доказательство безопасности», соответствующего требованиям ОСТ 32.41. 5.5.2 СЭП в части требовании к электробезопасности должен соответствовать требованиям ОСТ 32.146, п. 4.5, Приложение Г. 5.5.3 СЭП в части требований к маркировке должен соответствовать требованиям ОСТ 32.146, п. 4.11. 5.6 Испытания по подразделам 5.1, 5.2 и 5.3 проводить по СТ ССФЖТ 108-2003 и аттестованным методикам аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|