МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА 7-М ОБЩИЕ
И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1985
В настоящий сборник включены руководящие нормативные документы по технологии безопасной и сохранной перевозки наливных грузов (нефти и нефтепродуктов, пищевых и химических грузов, сжиженных газов) с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 июля 1985 г., а также другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота. В дальнейшем все изменения и дополнения, касающиеся вошедших в сборник документов, будут публиковаться в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ИЗОПРОПИЛОВОГО СПИРТА НАЛИВОМ. РД 31.11.81.40-83 Настоящий руководящий документ является основным документом, устанавливающим технологические режимы перевозки изопропилового спирта наливом. Он определяет объект и порядок перевозки данного груза, методику отдельных этапов перевозки. Требования руководящего документа являются обязательными при осуществлении перевозки изопропилового спирта наливом на судах ММФ. Перевозка изопропилового спирта наливом разрешается на танкерах и химовозах, имеющих III степень конструктивной защиты, т.е. все суда должны иметь двухотсечный стандарт деления на отсеки, за исключением МО (машинного отделения). Обеспечение аварийной посадки и остойчивости судов длиной менее 125 м при затоплении МО является предметом специального рассмотрения Регистром СССР. Для МО судов длиной 125 м и более должен быть обеспечен одноотсечный стандарт деления на отсеки. К расположению грузовых емкостей особые требования не предъявляются. 1. Общие сведения
1.1. Наименование: спирт изопропиловый. 1.2. Синонимы: изопропанол, пропанол-2, диметилкарбинол. 1.3. На английском языке: ISOPROPYL ALCOHOL. 1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт. 1.5. Химическая формула: СН3СНОНСН3. 1.6. Химическая группа: спирт (вторичный алифатический). 1.7. Внешний вид: бесцветная жидкость. 1.8. Запах: характерный спиртовой. 1.9. Основная опасность: легковоспламеняющаяся жидкость. 1.10. Дополнительная опасность: токсичность. 2. Физические свойства
3. Химические характеристики3.1 Отношение к воздуху: не взаимодействует. 3.2. Отношение к воде: не взаимодействует. Массовая доля воды в химическом продукте не более 0,15 %. 3.3. Отношение к морской воде: не взаимодействует, но возможно загрязнение хлоридами и порча товарного качества груза. 3.4. Взаимодействие с классами химических веществ: взаимодействует с минеральными и органическими кислотами, щелочными металлами, окислителями. Взаимодействие спирта с неорганическими кислотами (галогеноводородной, серной, фосфорной и др.) приводит к образованию простых эфиров или алкилгалогенидов соответствующих кислот. С органическими кислотами спирт образует сложные эфиры. Окисление изопропилового спирта приводит к образованию ацетона. При действии щелочных металлов образует соответствующий алкоголят. 3.5. Взаимодействие с материалами конструкций: изопропиловый спирт не оказывает коррозионного воздействия на нержавеющую сталь, углеродистые, хромистые и хромоникелевые стали, алюминий, медь, бронзы, монель-металл, цинк, полиизобутилен, полиэтилен, полиформальдегид, фторопласт-3 или фторопласт-4, полиэфирные смолы, пентопласт, резины на основе натурального и бутадиенстирольных каучуков, эпоксидные смолы. 3.6. Совместимость: несовместим с минеральными и органическими кислотами, окислителями, щелочными металлами. 3.7. Устойчивость: устойчив при рекомендуемых технологических режимах перевозки. 4. Технологические режимы перевозки4.1. Перевозка в инертной среде: не требуется. 4.2. Ингибирование: не требуется. 4.3. Температурный режим: температура окружающей среды. 4.4. Давление: атмосферное. 4.5. Погрузка: запрещается производить налив изопропилового спирта свободно падающей струей. Погрузка изопропилового спирта должна производиться только закрытым способом через грузовые трубопроводы при надежных фланцевых соединениях. 4.6. Скорость налива: на первом этапе, пока не закроется днищевый набор, скорость движения груза в трубопроводе не должна превышать 1 м/с. Максимальная скорость движения груза по трубопроводу до 5 м/с. 5. Пожароопасность
5.5. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются оксид и диоксид углерода. 5.6. Средства тушения пожара: 5.6.1. Рекомендуемые огнегасительные средства: тонкораспыленная вода, воздушно-механическая пена средней кратности на основе пенообразователя ПО-1с (МРТУ 15-62-66, МРТУ 6-62-488-68) или на основе пенообразователей ПО-1 средней кратности (около 1:100); газовые огнегасительные составы; огнетушители ОЖ-7 с зарядом 4 - 6 % водного раствора пенообразователя ПО-11. 5.7. Определение взрывоопасной концентрации паров и изопропилового спирта в воздушной среде производить индикатором ИВП-I.VI.I. (ТО 5В2.840.182) или аналогичными приборами зарубежного производства. 6. Токсичность6.1. Общая характеристика: изопропиловый спирт обладает наркотическим действием, пары его вызывают раздражение верхних дыхательных путей и заболевание глаз (конъюнктивит, неврит зрительного нерва).
6.4. Особенности повреждающего действия зависят от пути поступления. 6.4.1. При вдыхании - раздражение слизистой оболочки верхних дыхательных путей: кашель, першение в горле, жжение, остановка дыхания. 6.4.2. При попадании в желудок - тошнота, рвота. 6.4.3. При попадании на кожу, в глаза - раздражение: покраснение кожных покровов, жжение, резь в глазах, слезотечение, покраснение, боль. 6.5. Меры первой помощи: 6.5.1. Удалить пострадавшего из опасной зоны. Снять загрязненную одежду. При остановке дыхания немедленно приступить к искусственному дыханию «рот в рот» или «рот в нос». Обратиться к судовому врачу, а на стоянке, при его отсутствии, в скорую помощь. 6.5.2. При попадании в желудок: промыть желудок (не менее 10 л воды), сделать сифонную клизму. 6.5.3. При воздействии на кожные покровы: немедленно промыть мыльным раствором, а затем чистой водой и осушить марлевыми тампонами. 6.5.4. При воздействии на глаза: немедленно промыть слабой струей воды в течение 10 - 15 мин. 6.6. Средства индивидуальной защиты: При выполнении работ на открытой палубе должен применяться фильтрующий противогазовый респиратор РПГ-67А (кроме районов с тропическим климатом) с фильтрующим патроном марки А (ГОСТ 12.4.004-74), а также фильтрующие противогазы марки А (цвет противогазовой коробки коричневый) или М (цвет противогазовой коробки красный). При выполнении более длительных работ в районах с тропическим климатом использовать изолирующие шланговые дыхательные аппараты марки ПШ-1, ПШ-2-57 (ГОСТ 12.4.034-78). Члены экипажа, участвующие в грузовых работах или других работах на палубе, должны быть снабжены защитной спецодеждой и спецобувью: костюмы группы Он (ГОСТ 12.4.103-80), защищающие от органических соединений, обувь типа Он (ГОСТ 12.4.003-83), обитая неискрящими гвоздями, очками типа ЗН (ГОСТ 12.4.103-83), защищающими от брызг неразъедающих жидкостей, средствами защиты рук группы Он (ГОСТ 12.4.103-83). 6.7. На борту судна, перевозящего химический груз наливом, у каждого члена экипажа должен быть фильтрующий противогаз. Кроме того, должно быть не менее 6 полных комплектов защитного снаряжения. 6.7.1. В полном комплекте защитного снаряжения, обеспечивающего безопасность, должны быть: 1) один изолирующий дыхательный аппарат; 2) защитная одежда, обувь, перчатки; 3) защитная каска; 4) взрывобезопасный фонарь; 5) предохраняющий пояс со страховочным концом. 6.7.2. Рабочая одежда и 4 комплекта защитного снаряжения должны храниться в специальном шкафу в помещении, имеющем непосредственный выход на палубу (желательно по обоим бортам). Два комплекта защитного снаряжения должны храниться в соответствующем шкафу в легкодоступном месте у входа в насосное отделение. 6.7.3. Судно, перевозящее химические грузы наливом, должно иметь на борту средства для дополнительной зарядки дыхательных аппаратов сжатым воздухом. 7. Требования безопасности и аварийные меры7.1. Нефтеналивные суда и суда, предназначенные для перевозки химических грузов наливом, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов наливом и Правилами морской перевозки химических грузов наливом. 7.2. Требования безопасности и охраны труда при перевозке изопропилового спирта включают в себя все требования гл. 9 Правил техники безопасности на судах морского флота. 7.3. Учитывая потенциальную опасность груза, особое внимание должно уделяться профилактическим мерам безопасности (строгое соблюдение правил технической эксплуатации; поддержание всех систем в хорошем техническом состоянии, инструктаж, знание членами экипажа свойств и особенностей перевозимого груза и др.). 7.4. Командный состав должен знать свойства перевозимого груза, его особенности и иметь навык в выполнении аварийных операций в случае утечки, разбрызгивания или воспламенения груза, а также инструктировать членов экипажа по этим вопросам. 7.5. Работы в зоне грузовых танков выполняются с противогазами наготове. 7.6. Если во время работы на палубе присутствие паров изопропилового спирта в воздухе будет обнаружено по запаху, а также в случае аварии (разрывов шланга, выброса груза, его разлива и т.д.) противогазы надеваются немедленно. 7.7. Если концентрация паров изопропилового спирта в воздухе рабочей зоны по каким-либо причинам не установлена, то следует применять изолирующий противогаз. 7.8. Использование фильтрующих противогазов при нахождении в закрытых помещениях (грузовой танк, насосное отделение) запрещено. 7.9. При погрузке и выгрузке изопропилового спирта, при перевозке должна круглосуточно работать судовая система вентиляции жилых и служебных помещений. 7.10. Эффективность работы судовой вентиляции проверяется на стоянке судна береговой санэпидстанцией методом отбора проб воздуха в жилых и служебных помещениях с определением концентрации паров изопропилового спирта по ГОСТ 9805-76. 7.11. Меры при разливе: изолировать источники поджигания, разлитый на палубу груз собрать в ближайший грузовой танк или отстойный танк при помощи аварийного переносного насоса, остатки груза удалить с палубы при помощи песка и ветоши. 8. Опасность для водной среды8.1. Категория загрязнителя для эксплуатационного сброса: согласно Правилу 4 Приложения 11 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. считается, что изопропиловый спирт, будучи сброшен в море в процессе очистки танков или сливе балласта, не наносит никакого вреда здоровью человека, морским ресурсам, не загрязняет морские воды в местах отдыха. 9. Подготовка грузовых емкостей под перевозку изопропилового спирта9.1. Технологические процессы мойки грузовых танков должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-76 в части пожаровзрывобезопасности, удовлетворять общим требованиям безопасности ГОСТ 12.3.002-75 и специальным требованиям безопасности согласно РТМ 21.2006-78, а также Правилам морской перевозки химических грузов наливом. Перечень шифров необходимых зачистных и моечных операций приведен в таблице.
9.2. После перевозки реактивного топлива и дизельного топлива: М-4 - машинная мойка холодной морской водой - 3 ч; М-24 - машинная мойка теплой морской (50 °С) водой с 1 %-ным моющим раствором (моющее средство, синтетическое мыло, эмульгатор) - 2 ч; М-15 - машинная мойка пресной водой - 1 ч; А - пропарка - 0,5 ч; Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом; Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм; К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища; В - осушка вентилированием. 9.3. После перевозки этиленгликоля, толуола, ксилолов: М-7 - машинная мойка пресной или морской водой (50 °С) - 2 ч; А - пропарка - 1 ч; Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом; Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм; К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища; В - сушка вентилированием. 9.4. После перевозки бутанола, циклогексанола, ацетона, метилэтилкетона: М-1 - машинная мойка морской водой - 1 ч; М-18 - машинная мойка теплой (50 °С) пресной водой - 1 ч; А - пропарка - 0,5 ч; Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом; Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм; К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища; В - сушка вентилированием. 9.5. После перевозки додецилбензола: М-2 - машинная мойка холодной водой - 2 ч; М-27 - машинная мойка горячей (70 - 80 °С) водой с 10 %-ным моющим раствором (моющее средство, синтетическое мыло, эмульгатор) - 1,5 ч; М-1 - машинная мойка холодной морской водой - 1 ч; М-17 - машинная мойка горячей водой (70 °С) пресной водой - 0,5 ч; А - пропарка - 0,5 ч; Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом; Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм; К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища; В - сушка вентилированием. 9.6. После перевозки метанола: Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом; Л - вентиляция танков до санитарных норм; К - выборка механических примесей и ржавчины; В - сушка вентилированием. 9.7. Для проведения работ по зачистке грузовых танков (выборка механических примесей и ржавчины) в эксплуатации силами экипажа на наливных судах должна содержаться следующая защитная одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на очистных работах (приказ министра морского флота от 19 декабря 1980 г. № 266):
ПРИЛОЖЕНИЕСправочное ТАБЛИЦА ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЖИДКОГО И
ГАЗООБРАЗНОГО Физические величины, их обозначения и размерности: t - температура, °С; Ps - давление насыщенного пара, Па; ρ' - плотность жидкости на линии насыщения, кг/м3; ρ" - плотность пара на линии насыщения, кг/м3 r - удельная теплота парообразования, кДж/кг; η' - динамическая вязкость жидкости на линии насыщения, Па∙с; λ' - теплопроводность жидкости на линии насыщения, Вт/(м∙К); σ - поверхностное натяжение, Н/м; μ′ - кинематическая вязкость жидкости на линии насыщения, мм2/с.
СОДЕРЖАНИЕ
|