Постановление СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. № 389 (с изменениями от 26 февраля 1992 г.) Совет Министров РСФСР постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 6 мая 1970 г. № 280 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970 г., № 14, ст. 83).
Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 20 июля 1981 г. № 389) (с изменениями от 26 февраля 1992 г.) I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и осуществления застройки и благоустройства сельских населенных пунктов РСФСР. 2. Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для индивидуальных застройщиков. 3. При застройке сельских населенных пунктов необходимо исходить из задач преобразования их в благоустроенные поселки с хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими запросам сельского населения, и соответствующими производствами, позволяющими создать условия для высокопроизводительного труда сельского населения и интенсивного развития сельского хозяйства и учитывающими возможность ведения сельскими жителями личных подсобных хозяйств. 4. Все виды строительства и благоустройства в сельских населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах) Совета народных депутатов. 5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры, районные архитекторы в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, выдают архитектурно-планировочные задания, которые являются основой для разработки проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки жилых зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в сельской местности. 6. Отвод земельных участков государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также индивидуальным застройщикам для строительства в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке. 7. Организации, выполняющие инженерные изыскания, сдают на хранение госстроям автономных республик, управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры, районным архитекторам все топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в том числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в порядке, устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом должны быть определены головные организации, отвечающие за обобщение и систематизацию всех топографо-геодезических и инженерно-геологических материалов, создание и ведение картотеки по этим вопросам. Документация по подземным коммуникациям и сооружениям, а также работы по уточнению их положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями. 8. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего) инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора государственного архитектурно-строительного контроля, представителей плановой комиссии, производственного управления сельского хозяйства, отдела (управления) коммунального хозяйства и отдела культуры райисполкома, районной санитарно-эпидемиологической станции, инспекции пожарного надзора и органа по регулированию использования и охране вод. При выборе территории под строительство в состав комиссии включается также представитель проектной организации. 9. Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов. 10. Осуществление любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (землепользователя) разрешения на производство строительных работ. 11. Перенос проекта в натуру выполняется производственной группой районного архитектора. Проверка планового и высотного положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и подземных), исполнительная съемка выполняются подрядными строительными организациями и, в виде исключения, могут быть выполнены производственной группой районного архитектора. 12. Капитальные вложения на строительство в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности, последовательности и комплексности застройки, обеспечивающей население необходимыми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания. 13. Предприятия, учреждения и организации, ведущие строительство в сельских населенных пунктах, принимают в установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве населенных пунктов. 14. Советами Министров автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов обеспечивается систематический контроль за застройкой и благоустройством населенных пунктов. II. Порядок осуществления строительства и благоустройства15. Застройка сельских поселков должна быть проста и выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать сохранению ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений, создавать законченные комплексы в архитектурном отношении. При разработке проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов размещение жилых, производственных зон, формирование общественного центра необходимо предусматривать с учетом особенностей участка и условий местности - характера рельефа, наличия лесных массивов, живописных речных долин, открытых водоемов и других элементов природы. Парковая зона должна органично увязываться с природным окружением. 16. Основным направлением строительства в сельских населенных пунктах является реконструкция существующей застройки и использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов. Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель допускается в установленном порядке при соответствующих расчетах, подтверждающих необходимость и экономическую целесообразность строительства. Строительство сельского населенного пункта на новом месте допускается: в районах освоения новых земель и строительства крупных гидротехнических сооружений; при залегании в границах существующего поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае строительство сельских населенных пунктов на новом месте осуществляется при условии, если не представляется возможным разместить объекты нового строительства в близлежащих населенных пунктах. 17. При застройке сельских населенных пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения. 18. Основными проектно-планировочными документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских населенных пунктах, являются утвержденные в установленном порядке: а) схемы и проекты районной планировки; б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов; в) проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений. 19. При отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта строительство в нем может осуществляться, в виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного строительства. 20. Схема размещения первоочередного строительства составляется в соответствии со строительными нормами и правилами, согласовывается с госстроем автономной республики, управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры, другими заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом. 21. Схема размещения первоочередного строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки и застройки сельского населенного пункта. 22. Новое строительство должно размещаться в развиваемых на перспективу населенных пунктах. В населенных пунктах, сохраняемых на расчетный срок, разрешается капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В этих населенных пунктах по решению райисполкомов при необходимости может быть допущено строительство отдельных домов для работников совхозов и колхозников, других специалистов, работающих в сельской местности, а также переоборудование существующих зданий и сооружений для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного обслуживания. В населенных пунктах, жители которых сселяются в первую очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений, проведение работ по благоустройству и озеленению территорий, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. 23. Планировка и застройка территории сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городах, в пригородных и курортных зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих городов и проектами планировки пригородных и курортных зон. 24. На участках, отведенных под застройку, запрещается строительство временных зданий и сооружений без разрешения соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов. Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные пути, возведенные на период строительства, должны быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство, а занимаемая ими территория приведена в порядок. 25. Одним из важнейших требований к проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и застройке сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды. 26. Размещение новых и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения должны проводиться только при условии исключения влияния вредных для здоровья населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов, почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и соответствовать действующим нормативам в части соблюдения санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми зонами населенных пунктов. 27. Существующие в жилых районах и кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. 28. Работы по застройке сельских населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, осуществляются с соблюдением требований, установленных Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". 29. Строительство памятников, обелисков, монументов и мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных пунктах в установленном порядке. Застройка производственных зон 30. Строительство и реконструкция сельскохозяйственных комплексов должны осуществляться на основе расчетов, подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства данных комплексов. При составлении проекта необходимо руководствоваться схемами и проектами районной планировки по виду, мощности и местоположению сельскохозяйственных комплексов. 31. Размещение и строительство производственных комплексов, сельскохозяйственных предприятий и отдельных производственных построек осуществляются в пределах производственной зоны сельского населенного пункта с учетом технологических, санитарных и противопожарных норм. 32. При размещении отдельных зданий в пределах производственных зон необходимо: рационально использовать существующие постройки, инженерные коммуникации и элементы благоустройства; предусматривать четко выраженные линии застройки для создания архитектурно-планировочной композиции существующих и вновь размещаемых объектов. 33. При размещении зданий и сооружений в производственной зоне предусматривать возможность организации единых общепоселковых сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений и дорог. Застройка жилой зоны 34. Проектирование и строительство сельских населенных пунктов необходимо осуществлять с учетом эстетических требований к их застройке и благоустройству. Архитектурно-планировочная композиция застройки сельского населенного пункта должна представлять собой единый ансамбль, включающий группы жилых домов, общественных и культурно-бытовых зданий. 35. В целях повышения архитектурной выразительности застройки сельских населенных пунктов: при строительстве жилых домов и надворных построек необходимо использовать национальные и местные традиции, опыт народного зодчества. При проектировании и привязке типовых проектов жилых домов, особенно усадебных, следует разрабатывать решения функционально-эстетических элементов сельского дома (скатной кровли, карнизов, цоколя, наличников, фронтонов, крылец и т.п.); строительство культурно-бытовых зданий рекомендуется сосредотачивать в общественном центре. 36. Этажность и типы жилых домов для строительства, осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет государственных капитальных вложений, определяются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом следует предусматривать преимущественное применение одно-двухэтажных одно-двухквартирных жилых домов усадебного типа и многоквартирных блокированных жилых домов с приусадебными земельными участками. В зависимости от местных условий допускается применение секционных жилых домов не выше четырех этажей. 37. Для всех многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для содержания скота и птицы личного подсобного хозяйства граждан рекомендуется размещать на специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки, детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые насаждения общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных требований. 38. В целях дальнейшего улучшения жилищно-бытовых условий граждан в сельских населенных пунктах необходимо развивать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с привлечением средств сельского населения. Для кооперативного строительства необходимо отводить участки, свободные от застройки и обеспеченные инженерными коммуникациями. 39. Застройка и благоустройство участка, отведенного индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом соответствии с генпланом участка, выданным районным архитектором. 40. В сельских населенных пунктах для населения, проживающего в секционных и многоквартирных домах, разрешается строительство блокированных гаражей. В зонах усадебной застройки, при согласовании в установленном порядке, разрешается строительство индивидуальных гаражей на приусадебных участках без нарушения линии застройки. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение 41. Инженерное оборудование, благоустройство и озеленение сельских населенных пунктов производится одновременно со строительством жилых домов, общественных и производственных зданий. Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых домов, общественных зданий, других сооружений должны быть закончены работы по инженерному оборудованию и благоустройству территории. 42. Инженерное оборудование сельских населенных пунктов должно осуществляться поэтапно. Общественный центр и кварталы застройки многоквартирными домами обеспечивать централизованными системами инженерного оборудования. В кварталах усадебной застройки на первом этапе предусматривать местные системы водоснабжения и канализации, а на последующих этапах осуществлять строительство централизованных сетей водопровода и канализации с очистными сооружениями с подключением к ним жилых домов. Теплоснабжение усадебных домов на первом этапе, как правило, осуществлять от местных генераторов тепла. 43. В сельских населенных пунктах следует предусматривать, как правило, водосточную сеть открытого типа. 44. В сельских населенных пунктах, в которых предусматривается устройство централизованной канализации, следует ориентироваться на строительство компактных очистных сооружений, а при соответствующих благоприятных геологических и гидрогеологических условиях - на устройство естественной биологической очистки сточных вод. 45. При домах в два и более этажей необходимо предусматривать для размещения мусоросборников площадки с твердым покрытием и удобными подъездами. Для мусора и жидких нечистот должны предусматриваться (с соблюдением санитарных требований) места свалок, поля запахивания и ассенизации, исключающие вредное воздействие на окружающую среду. 46. Участки жилых домов, общественных зданий и производственных комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и соседних владений оградами в виде живых изгородей из кустарников. При устройстве ограждений, выходящих на улицу, их конструкция и применяемые материалы согласовываются с районным архитектором. 47. На всех застройщиков (в том числе и на индивидуальных) возлагается обязательное проведение работ по озеленению и благоустройству участков, устройству тротуаров в пределах занимаемых ими участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке как самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов. 48. Территория сельских населенных пунктов должна быть озеленена в целях улучшения санитарно-гигиенических условий для жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных ветров, а также шума, пыли и отработанных газов транспортных средств. Зеленые насаждения должны служить также для укрепления берегов водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных территорий. В мероприятиях по озеленению населенного пункта предусматриваются: а) озеленение площадей, улиц и проездов; б) создание общественных парков и садов; в) озеленение участков, занимаемых жилыми, общественными, производственными зданиями и сооружениями, а также территорий специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных, водоохранных, противопожарных). 49. Ветрозащитные, водоохранные, противопожарные и другие территории при благоприятных климатических и почвенных условиях рекомендуется использовать под многолетние фруктовые насаждения. 50. Запрещается строительство на территории скверов, бульваров и парков зданий, не имеющих отношения к организации отдыха населения. 51. При наличии на территории сельского населенного пункта водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны должны использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных сооружений. 52. Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, которым отводятся земельные участки для строительства в сельских населенных пунктах, обязаны обеспечить сохранность существующих на этих участках зеленых насаждений. В случае необходимости вырубки деревьев для освобождения площадки под строительство застройщик должен осуществить новую посадку деревьев в местах и количестве, определяемых исполкомом местного Совета народных депутатов. III. Порядок оформления разрешений на производство строительных работ53. Выдача разрешений на производство строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами-инспекторами государственного архитектурно-строительного контроля или районными архитекторами. 54. Для получения разрешения на производство строительных работ государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить: а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ; б) решение о предоставлении земельного участка под застройку; в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право на земельный участок; г) регистрационную карту объекта; д) титульный список на строительство объекта; е) проектно-сметную документацию на строительство, утвержденную в установленном порядке; ж) стройгенплан (на крупные объекты и комплексы зданий); з) карточку учета работников, осуществляющих руководство строительством; и) договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за строительством объектов; к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ; л) журнал производства работ. 55. Для получения разрешения на производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру-инспектору государственного архитектурностроительного контроля или районному архитектору: а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ; б) решение о предоставлении земельного участка под застройку; в) типовой или рекомендуемый органами по делам строительства и архитектуры проект жилого дома; г) план застройки земельного участка, проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с районным архитектором; д) документ, удостоверяющий право на земельный участок; е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений. Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа, предоставившего земельный участок. 56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах. 57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок. IV. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля за строительством и благоустройством58. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль за качеством строительства в сельских населенных пунктах и несут ответственность за застройку и благоустройство. 59. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля в случаях нарушения проекта планировки и застройки сельского населенного пункта или другой проектной документации вносят предложения в соответствующий исполком Совета народных депутатов о запрещении или приостановлении строительства. Застройщики, допустившие отступления от проектов, обязаны за свой счет устранить допущенные нарушения. Застройщики, допустившие самовольное строительство, привлекаются к ответственности в установленном порядке. 60. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры в целях повышения качества сельского строительства привлекают к проведению этой работы архитектурно-строительную общественность. 61. Органы архитектурно-строительного контроля при строительстве зданий и сооружений, а также производстве работ по благоустройству площадей, улиц и проездов осуществляют контроль за соблюдением установленных проектами красных линий и линий регулирования застройки. Предприятия, учреждения и организации, а также отдельные граждане, допустившие нарушение красных линий или линий регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет устранить указанные нарушения в сроки, установленные исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов. При невыполнении указанных требований устранение нарушений обеспечивается исполкомами районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов за счет предприятий, учреждений и организаций и отдельных граждан, допустивших нарушения. 62. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов в сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.
|