ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
Безопасность аттракционов ТРЕБОВАНИЯ
К ОБОСНОВАНИЮ Основные положения
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Мир-Дизайн» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 427 «Аттракционы и другие устройства для развлечений» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. № 664-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 53488-2009 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2011-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на механизированные аттракционы, устанавливаемые в парках, торгово-развлекательных центрах, на ярмарках и в других общественных местах. Стандарт устанавливает общие требования к обоснованию безопасности, необходимые для разработки документа «Обоснование безопасности» для аттракционов различных видов. Стандарт не распространяется на немеханизированные аттракционы и аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до даты публикации настоящего стандарта, а также на строительные объекты, фундаменты, постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование, работающее от жетонов, оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки, игровые автоматы с жетонами, оборудование для казино, боулинги и иные аналогичные устройства, бассейны, аквапарки, аквариумы и океанариумы, канатные дороги и подъемники, лифты, тренажеры, картинги, лодки, в том числе моторные, авто- и авиатранспортные средства. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска ГОСТ Р 53130-2008 Безопасность аттракционов. Общие требования ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53130, ГОСТ Р 51344, а также следующий термин с соответствующим определением: 3.1 обоснование безопасности: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из эксплуатационной, конструкторской, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, который сопровождает аттракцион на всех стадиях жизненного цикла и дополняется сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта. 4 Назначение документа «Обоснование безопасности»Документ «Обоснование безопасности» предназначен для целей сертификации или декларирования. Документ разрабатывает проектировщик аттракциона в двух экземплярах: один - для себя, второй - для органа по сертификации. По итогам рассмотрения документа орган по сертификации выдает сертификат соответствия, заверенная копия которого должна прилагаться к формуляру аттракциона. 5 Содержание документа «Обоснование безопасности»В документ «Обоснование безопасности» включают, как минимум, следующие данные: - описание конструкции и принципов работы аттракциона, его критичных компонентов и параметров; - оценку риска для работающего аттракциона; - эскизные чертежи критичных компонентов с указанием размеров, имеющих значение для обеспечения требований безопасности, в удобочитаемых формате и масштабе; - чертежи или спецификации заменяемых критичных компонентов с указанием размеров и материалов; - основные размеры, включая поперечные сечения всех несущих элементов конструкций, с учетом допустимых износов несущих элементов и критичных компонентов, а также оценку их несущей способности; - расчет напряжений, включая анализ усталостного нагружения (все документы с расчетами), с указанием точек максимальных расчетных нагружений для критичных компонентов; - принципиальные схемы для электрического, гидравлического или пневматического оборудования или узлов; - планы с изображением запасных выходов и их размеров с проверкой расчетов для закрытых помещений, предназначенных для 400 посетителей и более, специальные инструкции на случай возникновения пожара. Пример структуры документа «Обоснование безопасности» с перечислением его возможных разделов и подразделов приведен в приложении А. 6 Методы обоснования безопасности6.1 Общие требования Обоснование безопасности проводят на основе построения иерархической структуры составных частей аттракциона в соответствии с уровнями риска аттракциона. Основные подходы к обеспечению безопасности аттракциона приведены в ГОСТ Р 53130, раздел 4. 6.2 Неустранимые риски Аттракцион имеет неустранимые риски, связанные с биомеханическими воздействиями, а именно: подъемом пассажиров на значительные высоты, перемещения пассажиров со значительными скоростями, ускорениями и наклонами кресел, вплоть до полного переворота в положение «вверх ногами». Минимизация рисков от биомеханических воздействий достигается применением допустимых уровней воздействия на соответствующие категории пассажиров и ограничением пользования. 6.3 Устранимые риски Аттракцион имеет составные механические части и устройства, которые в различной мере могут вызывать причинение ущерба здоровью, жизни людей или значительный материальный ущерб. Уменьшение рисков от механических частей и устройств проводят посредством анализа видов, последствий и критичности отказов, в результате которого определяют критичные компоненты и параметры аттракциона при первичном анализе. Уровень критичности компонентов и параметров дифференцируется по значению предполагаемых негативных последствий с учетом рисков для посетителей и конструкции в целом. Анализ видов, последствий и критичности отказов проводят в соответствии с ГОСТ 27.310. Анализ рисков проводят в соответствии с ГОСТ Р 51344. 6.4 Минимизация рисков аттракциона С учетом выявления рисков от критичных компонентов и параметров проводят исследование мер по повышению надежности каждого критичного компонента и параметра последовательно, до тех пор, пока риски от этих компонентов и параметров будут устранены полностью либо минимизированы за счет технических или организационных решений. Дополнительно проводят анализ влияния мероприятий по уменьшению рисков критичных компонентов и параметров на прочие компоненты и параметры аттракциона, которые ранее не были отнесены к критичным. Сочетание методов анализа видов последствий критичности отказов в части выявления критичных параметров и компонентов и исследование рисков от их применения проводят до тех пор, пока повышение надежности критичных компонентов и параметров не станет экономически нецелесообразным ввиду несопоставимости затрат по сравнению со степенью уменьшения рисков аттракциона. Приложение А
|