Правительство
Москвы МЕТОДИКА МРР-3.2.24.02-09 СИСТЕМА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 2010 «Методика определения стоимости разработки проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, осуществляемой с привлечением средств бюджета города Москвы. МРР-3.2.24.02-09» разработана специалистами ГУП «НИАЦ» Москомархитектуры (Дронова И.Л., Курман Б.А.), ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» (Лебедева Е.В., Соломина О.И., Львовская Е.И.), ООО «НИиПИ экологии города» (Савин Д.С.), АСК КПО «Жилтрансстрой» (Синер В.В.). «Методика определения стоимости разработки проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, осуществляемой с привлечением средств бюджета города Москвы. МРР-3.2.24.02-09» утверждена и введена в действие распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.04.2010 № 18-Р в соответствии с решением, принятым на заседании Межведомственного совета по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы от 22.04.2010 № MBC-4-10. «Методика» введена в действие взамен МРР-3.2.24-07. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ«Методика определения стоимости разработки проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, осуществляемой с привлечением средств бюджета города Москвы» (далее «Методика») предназначена для определения стоимости работ, выполняемых в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также с учетом реализации постановления Правительства Москвы от 16.01.2001 № 929-ПП «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий и групп предприятий». Разработанные в «Методике» базовые цены на проекты организации СЗЗ, учитывают установленный «Положением о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве» состав работ, перечень сдаваемых и утверждаемых материалов, а также основные параметры, характеризующие уровень негативного воздействия предприятия на окружающую среду. При разработке настоящей темы использовалась следующая нормативно-методическая документация: - Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ; - Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004 г., принятый ГД ФС РФ 22.12.2004 г.; - «Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве» (постановление Правительства города Москвы от 16.10.2001 г. № 929-ПП); - «Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий» (утверждены приказом председателя Москомархитектуры от 18.08.1998 г. № 104); - «Инструкция о порядке разработки и составе раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной документации г. Москвы» (утверждена распоряжением мэра Москвы от 02.08.95 г. № 376-РМ); - «Порядок подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий в городе Москве» (утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.11.2003 г. № 991-ПП). - «Методика определения стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг), осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы (на основании нормируемых трудозатрат). МРР-3.2.67-09». 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Основной целью разработки «Методики» является создание методической основы для определения базовых цен на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны предприятий, расположенных в городе Москве, осуществляемого с привлечением средств бюджета города Москвы. 1.2. Необходимость разработки проектов организации санитарно-защитных зон объектов установлена Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ), Градостроительным (№ 190-ФЗ) и Земельным (№ 136-ФЗ) кодексами Российской Федерации. 1.3. Требования к размерам санитарно-защитных зон предприятий изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Регламентация порядка разработки, согласования и утверждения проектов санитарно-защитных зон в городе Москве осуществляется на основании «Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в г. Москве», утвержденном ППМ № 929-ПП от 16 октября 2001 г. и в соответствии с «Порядком подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», утвержденным ППМ № 991-ПП 25 ноября 2003 г. 1.4. Состав проекта организации санитарно-защитной зоны установлен Постановлением Правительства Москвы № 929-ПП от 16.10.2001 г. (ред. от 14.01.2006 г.). Методической базой для разработки проекта организации санитарно-защитной зоны служат «Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий» (утв. Приказом МКА № 104 от 18.08.98 г., согласовано МГЦ Госсанэпиднадзора России № 23-12/1294 от 26.08.98 г.). 1.5. Проект организации санитарно-защитной зоны разрабатывается на основе анализа природоохранной документации предприятий. При отсутствии полного комплекта природоохранной документации, необходимой для разработки проекта организации СЗЗ предприятия (группы предприятий), недостающие документы разрабатываются отдельно, и их цена в стоимость разработки проекта СЗЗ не включается. 1.6. В «Методике» учитывается, что базовая цена определяется исходя из: - трудоемкости обоснования предлагаемых к установлению границ СЗЗ; - определения достаточности ранее разработанных и, в случае необходимости, разработки новых мероприятий по охране атмосферного воздуха, снижению уровня шума, благоустройству территории СЗЗ; - разработки предложений по планировочной организации территории, обеспечивающей снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов. 1.7. «Методика» учитывает, что базовая стоимость на разработку раздела определяется исходя из: - соответствия объекта существующему и перспективному градостроительному зонированию территории; - площади проектирования в границах нормативной СЗЗ (за исключением площади предприятия); - наличия усложняющих (упрощающих) факторов, влияющих на стоимость разработки проекта организации СЗЗ, находящих свое отражение в данной работе в виде поправочных коэффициентов. 1.8. Поправочные коэффициенты учитывают: - соответствие объекта типу градостроительного зонирования прилегающей территории на существующее положение и на перспективу; - наличие усложняющих разработку проекта экологических факторов. 1.9. Базовые цены разработаны для видов работ по проекту организации СЗЗ, приведенных в табл. 3.1. и 3.2. 1.10. Базовые цены на разработку проекта организации СЗЗ, рассчитываются для следующих видов документации: - проект организации СЗЗ предприятия; - проект организации СЗЗ групп предприятий (промзон). 1.11. Разработка проекта организации СЗЗ включает следующие этапы: - составление задания на разработку проекта; - характеристика предприятия и прилегающей территории; - анализ современного воздействия предприятия на состояние окружающей среды и здоровье населения; - разработка предложений по установлению границы СЗЗ предприятия (группы предприятий) с учетом градостроительного развития рассматриваемой территории. 1.12. Базовая стоимость каждого этапа может быть рассчитана отдельно в соответствии с выполняемыми видами работ. 1.13. Задание на разработку проекта выполняемое заказчиком или по поручению заказчика проектной организацией-исполнителем, должно быть согласовано префектом административного округа, ТУ Роспотребнадзора, Москомархитектурой и утверждено Заказчиком. 1.14. Разработанный проект организации СЗЗ согласовывается заказчиком (при необходимости с привлечением организации-исполнителя) с префектом административного округа, Москомархитектурой и ТУ Роспотребнадзора. 1.15. Установленные проектом границы СЗЗ утверждаются ТУ Роспотребнадзора на основе отчета о выполнении предусмотренных проектом мероприятий, отнесенных к ответственности предприятия, и информации о прочих мероприятиях, выполненных за счет других источников финансирования, и результатов санитарно-гигиенического контроля. 1.16. Базовая цена разработки проекта организации СЗЗ определяется по основным видам работ с учетом трудозатрат разработчиков. 1.17. В базовых ценах не учтены и дополнительно оплачиваются заказчиком расходы, связанные с: - сбором по поручению заказчика исходных данных у внешних организаций, в том числе ГУП «Мосгоргеотрест», ГУП «Мосводосток», ГУП «Мосводоканал»; - проектированием вариантов проекта организации СЗЗ (если это предусмотрено техническим заданием к договору между заказчиком и исполнителем); - выполнением функций заказчика; - проведением научно-исследовательских работ; - проведением инженерно-геологических и инженерно-экологических исследований и изысканий; - проведением натурных замеров (уровней шума, уровней загрязнения воздуха, уровней вибрации, уровней электромагнитного излучения и т.п.); - математическим моделированием гидрогеологических условий (для предприятий и объектов, вследствие функционирования которых оказывается воздействие на состояние подземных вод (кладбища и т.п.); - изготовлением по просьбе заказчика дополнительного количества экземпляров документации (сверх обязательного количества); - оплатой услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения дополнительных проектных работ и проведения натурных исследований и замеров, не входящих в стоимость работ по разработке проекта организации СЗЗ, определяемых данной «Методикой»; - оплатой согласующих и проводящих экспертизу организаций по работам, выполняемым в установленном порядке или по поручению заказчика в случае, если данные услуги не входят в перечень документов, выдаваемых заявителям без взимания платы и др. Базовая стоимость дополнительных работ, в случае необходимости их выполнения, определяется в соответствии с московскими региональными рекомендациями (МРР) по определению базовых цен на отдельные виды работ (услуг), федеральными нормативными документами по ценообразованию, или на основе «Методики определения стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг), осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы (на основании нормируемых трудозатрат). МРР-3.2.67-09» и прейскурантов. 1.18. Базовая цена разработки проекта организации СЗЗ определяется по состоянию на 01.01.2000 г. 1.19. Приведение базовой цены к текущему уровню осуществляется с помощью коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости проектных работ, утвержденных в установленном порядке (Кпер). 1.20. В величину базовой цены не включен налог на добавленную стоимость. 2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ2.1. Базовые цены Цб рассчитаны на основе нормативных трудозатрат в соответствии с «Методикой определения стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг), осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы (на основании нормируемых трудозатрат). МРР-3.2.67-09». 2.2. Базовая стоимость разработки проекта организации СЗЗ рассчитывается на основе базовой цены по следующей формуле:
где: Sпр - площадь территории разработки проекта, га; Nгр - количество предприятий в группе; - произведение корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, которое определяется по формуле: где: k1 - корректирующий коэффициент на площадь проектируемой территории; k2 - корректирующий коэффициент на тип прилегающей территории; k3 - корректирующий коэффициент на санитарный класс предприятия; kгр - корректирующий коэффициент на количество предприятий в группе. Тогда базовая стоимость разработки СЗЗ может быть рассчитана по следующей формуле:
Произведение всех коэффициентов ki не должно превышать значения 2,0. 2.3. Текущая стоимость разработки проекта организации СЗЗ определяется по следующей формуле:
где: Кпер - коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен Кпер. 2.4. Корректирующие коэффициенты к базовой цене на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны производственного предприятия и групп предприятий определяются по таблицам 2.1. - 2.3. Поправочные коэффициенты в целом на проект
_______________ * Устанавливается исходя из соотношения площадей участков имеющихся типов функционального назначения территории. При проектировании на территории Центрального административного округа коэффициент на тип прилегающей территории принимается равным 1,3. ** Определяется в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При наличии в группе предприятий различной санитарной классификации общий коэффициент принимается наибольшим (по предприятию с наиболее сложным классом). *** Коэффициент применяется только при определении стоимости разработки проекта организации СЗЗ для групп предприятий. Коэффициенты на площадь проектируемой территории (k1)*
_______________ * Значение коэффициентов между рядами величин площади проектируемого участка определяются с использованием метода интерполяции. Пример. Определить значение коэффициента (k1) для площади проектируемого участка в 12 га. Тогда, Значение корректирующего коэффициента на количество предприятий в группе (kгр)
При количестве предприятий в группе более 20 к величине последующих предприятий применяется коэффициент 0,1. Полученное произведение складывается с числом 6, полученным от произведения 20 × 0,3 = 6. 2.5. Базовая цена на разработку отдельных разделов проекта может корректироваться на основании уточненных данных по основным техническим показателям проекта (разд. 1 п. 1 табл. 3.1. и табл. 3.2). 3. БАЗОВАЯ ЦЕНА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМУЮ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫБазовая цена на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия
_______________ * - по материалам инвентаризаций источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (томов ПДВ); ** - по материалам проекта нормативов предельно-допустимых сбросов (тома ПДС), либо, при отсутствии такового, по материалам ведомственного контроля и договорам на прием сточных вод; *** - по материалам проектов лимитов размещения отходов; **** - при отсутствии проектов лимитов размещения отходов; ***** - по материалам санитарно-гигиенических паспортов на источники излучений; 1 Количество источников (Nиза, Nиз, Nотх, Nшум, Nв/п.с., Nв/кан.) принимается кратным десяти с округлением в большую сторону по результатам предварительного анализа исходных данных на разработку проекта СЗЗ. Базовая цена на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны группы предприятий
_______________ * - по материалам инвентаризаций источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (томов ПДВ); ** - по материалам проекта нормативов предельно-допустимых сбросов (тома ПДС), либо, при отсутствии такового, по материалам ведомственного контроля и договорам на прием сточных вод; *** - по материалам проектов лимитов размещения отходов; **** - при отсутствии проектов лимитов размещения отходов; ***** - по материалам санитарно-гигиенических паспортов на источники излучений. 1 Количество источников (Nиза, Nиз, Nотх, Nшум, Nв/п.с., Nв/кан.) принимается кратным десяти с округлением в большую сторону по результатам предварительного анализа исходных данных на разработку проекта СЗЗ. Относительное распределение стоимости основных проектных работ по разделам проектной документации (в %)
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1Пример расчета стоимости разработки проектов СЗЗ предприятий и групп предприятий А. Пример расчета стоимости разработки проекта организации СЗЗ для одного предприятия. В базовых ценах 2000 г. Исходные данные для расчета сметной стоимости: В целом по проекту:
Расчет стоимости
Сб = Цб × Sпp × × Nгр = 87326 × 10 × 0,432 × 1 = 377248 руб. Итого стоимость разработки проекта организации СЗЗ: Стек = Cб × Кпер = 377248 × 2,607 = 983485 руб. Б. Пример расчета стоимости разработки проекта организации СЗЗ для группы предприятий. В базовых ценах 2000 г. Исходные данные для расчета сметной стоимости: В целом по проекту:
Расчет стоимости
Сб = Цб × Sпp × × Nгр = 105205 × 500 × 0,033 × 3 = 5207647 руб. Итого стоимость разработки проекта организации СЗЗ: Стек = Cб × Кпер = 5207647 × 2,607 = 13576337 руб. Приложение 2Антропогенная нагрузка - нагрузка на природный или культурный ландшафт, связанная с деятельностью человека; Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; Антропогенная среда - среда обитания, преобразованная человеком и человеческой деятельностью; Ареал загрязнения - область распространения различного рода загрязнений (промышленных, бытовых и прочих отходов) в воздушной, водной среде, почве, грунтовых водах и т.д.; Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; Благоустройство территории - комплекс проводимых на территории мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий и предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): архитектурно-планировочную организацию территории, озеленение; устройство архитектурного освещения, поливочного водопровода; размещение малых архитектурных форм, объектов городского дизайна, рекламы, визуальной коммуникации и информации, произведений монументально - декоративного искусства; Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которым представлено право пользования водным объектом; Водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения; Воздействие на окружающую среду - сопровождающий хозяйственную и (или) иную деятельность единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привнесения в окружающую среду и (или) изъятие из нее любой материальной субстанции или энергии, приводящий к изменениям ее состояния; Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; Государственный мониторинг окружающей сведи (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; Градостроительная документация - документация, определяющая градостроительное развитие территории, регламенты градостроительной деятельности, социально - экономическое и градостроительное обоснование размещения объектов, их основные технико-экономические показатели и функциональное назначение; Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; Граница санитарно-защитной зоны - линия, ограничивающая территорию или максимальную из плановых проекций пространства, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы; Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; Загрязнение воды - поступление в городские водоемы и водотоки различных загрязняющих веществ в результате хозяйственной деятельности промышленных и коммунальных предприятий, несовершенной системы управления городского мусора и бытовых отходов и т.д.; Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; Загрязнение почвы - поступление в городскую почву различных загрязняющих ее твердых и жидких отходов в результате хозяйственной деятельности промышленных и коммунальных предприятий, несовершенной системы отведения сточных вод, удаления городского мусора и бытовых отходов; Заказчик (застройщик) - юридическое или физическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ, для проведения которых требуется разрешение на строительство; Защитные насаждения - зеленые насаждения, применяемые в целях защиты от неблагоприятных воздействий факторов внешней среды, - например, ветрозащитные насаждения, шумозащитные, газозащитные (на территории СЗЗ) и др.; Зеленые насаждения общего пользования - общедоступная часть системы зеленых насаждений города, имеющая общегородское, районное и местное значение; Зона влияния предприятия - территория, примыкающая к предприятию (промышленной площадке), на которой суммарный вклад всех организованных и неорганизованных источников выбросов в загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха превышает 5 % от предельно допустимой максимальной разовой концентрации; Зона жилая - территории земельных участков в городах, занятые жилой и общественной застройкой, улицами, площадями, зелеными насаждениями, а также локальными промышленными предприятиями, не требующими установления санитарно-защитных зон, и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; Зонирование - система проектных процедур, нацеленных на организацию городского пространства в виде совокупности разного вида зон - функциональных, правовых, транспортных, визуальных и др., а также на выделение зональных центров; Изменение окружающей среды - качественная или количественная перемена (обратимая или необратимая) свойств средообразующих компонентов в результате оказываемых на них воздействий; Инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовка данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования; Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; Использование территории - комплекс мероприятий на территории, позволяющих использовать ее в соответствии с разрешенной функцией без права строительства; Источник загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества; Исходно-разрешительная документация - комплект документов, оформляющий результаты предпроектной подготовки и являющийся основанием для оформления разрешения на осуществление градостроительной деятельности; Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; Компоненты природной среды - составные части экосистем: воздух, поверхностные и подземные воды, недра (включая грунты и горные породы), почвы, растительный и животный мир; Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды; Концентрация фоновая - содержание веществ в воздухе, воде или почве, соответствующее ее природному состоянию; Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; Максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДКмр) - максимальная 20 - 30 минутная концентрация, при воздействии которой у человека не возникают рефлекторные реакции (задержка дыхания, изменение биопотенциалов коры головного мозга, ощущение запаха, раздражение слизистых и т.п.), а при регламентированной частоте повторных воздействий (не менее 99 % проб) не развиваются подострые эффекты неспецифического и специфического характера (увеличение обращаемости за медицинской помощью по поводу обострения заболеваний легких, сердца и т.п.); Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ. в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем; Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Состояние окружающей природной среды характеризуется биологическими, химическими, физическими и иными показателями и характеристиками компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также процессами их изменений в результате естественных и антропогенных причин; Охрана атмосферы - система государственных мероприятий по защите атмосферы от загрязняющих веществ; Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду; Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; Охрана окружающей среды города - комплекс законодательно-правовых, проектных, технико-экономических и научных мер применительно к городу, которые призваны содействовать улучшению состояния городской среды и противостоять негативным явлениям в ее развитии, как в целом, так и по всем компонентам (воздух, почва, вода и водоемы, шум, вибрация, излучения и радиация и т.д.); Оценка воздействия на окружающую сведу (ОВОС) - определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствия этого воздействия. Проводится для экологического обоснования хозяйственной деятельности на стадиях разработки предпроектной и проектной документации; Предельно допустимая концентрация (ПДК) - регламентируемая гигиеническими нормами величина допустимого удельного содержания вредных веществ в воздухе, водоемах и почве; Предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКсс) - концентрация загрязнителя в воздухе, не оказывающая на человека прямого или косвенного воздействия при круглосуточном вдыхании; Предельно допустимый выброс (ПДВ) - объем выбросов, установленный для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира; Предельно допустимый сброс (ПДС) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе; Предельно допустимый уровень (ПДУ) - регламентируемая гигиеническими нормами величина наличия физических факторов в окружающей среде - шума, вибрации, электромагнитных полей различных диапазонов, радиоактивного излучения; Прогноз воздействия на окружающую среду - прогноз изменений в окружающей среде в результате воздействия на нее объектов хозяйственной деятельности на этапах проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации сооружений. Различают прогноз качественный и количественный, кратко-, средне-, долгосрочный; Проектная документация - документация, содержащая архитектурно-градостроительные решения, учитывающие социальные, экономические, функциональные, инженерные, технологические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту, в объеме, необходимом для разработки рабочей документации, а также включающая сметную стоимость строительства; Радиоактивное загрязнение - загрязнение окружающей среды радиоактивными отходами; Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - зона, отделяющая территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв - нормируемое расстояние от источников вредных выбросов в атмосферу до границ селитебной территории или другого предприятия; Селитебная территория - территория, предназначенная для: размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в т.ч. НИИ и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства СЗЗ; устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования; Система озеленения - совокупность зеленых насаждений города, представленная как целостная пространственно-функциональная система, охватывающая все уровни организации городского пространства (город-район-квартал-жилой двор) и все функции, выполняемые совокупностью озелененных территорий (культурно-функциональные, санитарно-оздоровительные, эстетические и пр.); Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории; Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции; Требования в области охраны окружающей среды - требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды; Требования экологические - комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды (включая природоохранные мероприятия) в процессе хозяйственной и иной деятельности, регламентированный нормативными правовыми актами; Территория разработки проекта организации СЗЗ - площадь территории нормативной СЗЗ предприятия (группы предприятий) за вычетом площади собственно предприятия (группы предприятий). Физическое загрязнение - загрязнение внешней городской среды физическими компонентами, снижающими показатели чистоты атмосферного воздуха, воды, почвы, увеличивающие уровни шумового фона, радиоактивной обстановки, электромагнитных волн и т.д. Химическое загрязнение - загрязнение окружающей среды отходами химического производства и химических реакций; Чрезвычайная экологическая ситуация (экологический кризис) - устойчивые отрицательные изменения окружающей среды. Угроза здоровью населения. Устойчивые отрицательные изменения состояния естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, нарушение генофонда); Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий на нее; Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения, либо негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе, обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и общества; Экологическое зонирование территории города Москвы (экологическое зонирование) - дифференциация городской территории в соответствии с интегральной оценкой на основе системы экологических, санитарно-эпидемиологических и градостроительных показателей с установлением обязательных требований к состоянию окружающей среды и уровню антропогенных нагрузок для планировочных единиц городской территории. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ Роспотребнадзора) - специализированный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.
|