ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Положение об Органе по аккредитации (далее - Положение) устанавливает общие требования к Органу по аккредитации (Координирующему органу, Центральному органу). 1.2. Орган по аккредитации выполняет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности всех участников аккредитации между Наблюдательным советом, техническими комиссиями и другими участниками Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия); организует аккредитацию органов по оценке соответствия (далее - ООС); анализирует и обобщает информацию о деятельности ООС, а также состояние нормативно-технической базы Единой системы оценки соответствия; разрабатывает и принимает документы по процедурным, техническим и организационным вопросам аккредитации и вопросам функционирования участников Единой системы оценки соответствия; разрабатывает рекомендации по определению затрат для расчета договорных цен на оказание услуг по проверкам для аккредитации (аттестации) ООС; ведет учет нормативных документов Единой системы оценки соответствия, аккредитованных ООС, аттестованных экспертов и специалистов Единой системы оценки соответствия; является официальным издателем документов, принимаемых Наблюдательным советом; представляет Единую систему оценки соответствия в международных организациях. 1.3. Органом по аккредитации Единой системы оценки соответствия является ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИНастоящее Положение разработано с учетом требований: Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ; нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); международных и национальных стандартов ISO серии 17000, в том числе ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 «Общие требования к органам аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»; документов Европейского сотрудничества по аккредитации, Международного Форума по аккредитации, Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации, Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009, п. 3, и СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве». 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА4.1. Орган по аккредитации: имеет статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации; располагает помещениями и техническими средствами, необходимыми для функционирования в качестве Органа по аккредитации; имеет организационную структуру и систему обеспечения качества, создающие условия для функционирования в качестве Органа по аккредитации в соответствии с областью и объемами выполняемых работ; обеспечивает независимость штатного персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и корпоративную заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которое могло бы повлиять на результаты выполненных им работ; имеет политику и процедуры принятия решений по вопросам аккредитации; имеет возможность привлечения технических специалистов при проведении проверок ООС. 4.2. Для обеспечения своевременного и полного решения вопросов функционирования Органа по аккредитации создается исполнительная дирекция. 5. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ5.1. Орган по аккредитации придерживается принципа отсутствия дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также предоставляет услуги по аккредитации всем заинтересованным организациям независимо от формы собственности, величины, структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за рамки установленных требований. 5.2. Персонал Органа по аккредитации, который может повлиять на процесс аккредитации, действует объективно и свободно от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое может нарушить его беспристрастность. 5.3. Орган по аккредитации не предлагает и не оказывает консультационные услуги ООС, а также услуги по оценке соответствия, которые осуществляют ООС, способные повлиять на его беспристрастность. 6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬОрган по аккредитации располагает эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в процессе деятельности по аккредитации, как при работе с ООС, так и с другими заинтересованными сторонами. Персонал Органа по аккредитации подписывает обязательство о соблюдении конфиденциальности (приложение к СДА-01-2009). 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ7.1. Орган по аккредитации располагает эффективными методами контроля за выполнением аккредитованной организацией установленных требований, возможностями контролировать выполнение организацией решения о приостановке или отмене действия аккредитации, сокращении области аккредитации, принятии решения о повторной аккредитации организации, в случаях если были произведены изменения в составе персонала, организации работ, составе средств и оборудования и других условий, влияющих на компетентность организации в признанной области аккредитации, а также если анализ поступившей информации свидетельствует о том, что аккредитованная организация не соответствует установленным требованиям. 7.2. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации по проведенной оценке Орган по аккредитации предоставляет каждому аккредитованному ООС официальный документ (свидетельство об аккредитации), подтверждающий аккредитацию и подписанный руководителем Органа по аккредитации. 7.3. Орган по аккредитации имеет порядок учета документации, относящейся к процедуре аккредитации, устанавливает правила и сроки хранения документации по аккредитации и круг лиц, имеющих к ней доступ. 7.4. Орган по аккредитации обеспечивает контроль за применением документов по аккредитации и за действиями аккредитованных ООС, которые они осуществляют со ссылкой на свой статус аккредитованных организаций. 8. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА8.1. Орган по аккредитации имеет систему менеджмента качества, которая излагается в Руководстве по качеству и других документах. 8.2. Орган по аккредитации назначает должностное лицо из числа штатных сотрудников, для которых работа в Органе по аккредитации является основной1, ответственное за реализацию требований Руководства по качеству и за его актуализацию, а также за разработку процедур, необходимых для функционирования системы менеджмента качества, и информирование руководства о функционировании системы менеджмента качества. ____________ 1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации 8.3. Руководство по качеству Органа по аккредитации включает: политику и цели организации в области качества; структуру Органа по аккредитации; описание ответственности и обязанностей руководства и персонала Органа по аккредитации; описание СМК, рабочих процессов и их взаимодействия; ссылки на документированные процедуры, определяющие порядок выполнения работ по аккредитации и обеспечению качества, а также порядок оформления результатов деятельности Органа по аккредитации. 8.4. Руководство по качеству должно быть доведено до сведения и доступно для использования персоналом Органа по аккредитации. 8.5. Не реже одного раза в год в Органе по аккредитации проводятся внутренние аудиты системы менеджмента качества. 8.6. Система менеджмента качества Органа по аккредитации пересматривается не реже одного раза в год в целях установления адекватности и эффективности выполнения установленных требований. При пересмотре системы менеджмента качества учитываются: результаты проверок и аудитов (как внутренних, так и со стороны других организаций); меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров системы менеджмента качества; апелляции и жалобы, а также другие факторы, влияющие на систему менеджмента качества. В результате пересмотра системы менеджмента качества вырабатываются соответствующие меры, направленные на совершенствование самой системы и входящих в нее процедур. 9. УЧЕТ ДАННЫХ9.1. Орган по аккредитации ведет учет: аккредитованных ООС; экспертов по аккредитации; составов функциональных и технических комиссий; аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации) и специалистов; сведений, характеризующих работу ООС за соответствующий период времени; структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью ООС, а также изменений юридических адресов и платежных реквизитов; жалоб и апелляций. Данные для ведения учета представляются в Орган по аккредитации участниками Единой системы оценки соответствия не реже одного раза в три месяца. 9.2. Орган по аккредитации имеет процедуры для идентификации, сбора, регистрации, хранения, технического обеспечения и уничтожения своих записей. 9.3. Орган по аккредитации обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении проверок и оценок ООС, включая заявки на аккредитацию, отчеты по проверке и оценке ООС, а также отчеты, относящиеся к подтверждению, продлению, приостановлению или отмене аккредитации. 9.4. Орган по аккредитации является официальным издателем документов Единой системы оценки соответствия. 9.5. Орган по аккредитации размещает и периодически актуализирует на своем интернет-сайте перечни: аккредитованных ООС; экспертов по аккредитации; аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации) и специалистов. 10. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ10.1. Орган по аккредитации располагает эффективными процедурами организации рассмотрения жалоб и апелляций, касающихся его деятельности. 10.2. При получении апелляций Орган по аккредитации направляет их в Апелляционную комиссию Единой системы оценки соответствия для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Деятельность Апелляционной комиссии определяется Положением об Апелляционной комиссии (СДА-05-2009). 10.3. Жалобы рассматриваются руководителем Органа по аккредитации с привлечением компетентных специалистов (при необходимости). 10.4. Жалобы, поступившие в Орган по аккредитации, регистрируются в специальном журнале с указанием: даты поступления, информации о лице, направившем жалобу, наименовании аккредитованного органа по оценке соответствия, на деятельность которого поступила жалоба, принятых мерах. 10.5. Решение об обоснованности жалобы принимает руководитель Органа по аккредитации. 10.6. В случае признания жалобы необоснованной в течение десяти рабочих дней лицу, направившему жалобу, готовится ответ, с уведомлением об отказе в рассмотрении жалобы и, по возможности, с обоснованием причин этого отказа. 10.7. В случае поступления жалобы на деятельность аккредитованного ООС и признания жалобы обоснованной, в ООС делается запрос для выяснения того факта, была ли эта жалоба рассмотрена в самом ООС, и запрашиваются материалы о рассмотрении жалобы. Срок предоставления запрашиваемых материалов - 10 рабочих дней. Если жалоба не рассматривалась в аккредитованном ООС, на деятельность которого поступила жалоба, копия жалобы направляется в этот ООС для рассмотрения и подготовки информационных материалов по ней. Срок предоставления запрашиваемых материалов - 10 рабочих дней. 10.8. Все материалы, предоставленные аккредитованным ООС по вопросу жалобы, вместе с жалобой, поступившей в Орган по аккредитации, рассматриваются руководителем Органа по аккредитации. 10.9. О результатах рассмотрения жалобы Орган по аккредитации информирует лицо, направившее жалобу в течение пяти рабочих дней. К письму прилагается утвержденное руководителем Органа по аккредитации решение по жалобе. Копии документов направляются в аккредитованный ООС, на деятельность которого поступила жалоба, для выполнения решения Органа по аккредитации. 10.10. Аккредитованный ООС в обязательном порядке предоставляет в Орган по аккредитации информацию о предпринятых действиях для реализации решения. Результативность предпринятых ООС действий для реализации решения Органа по аккредитации оценивается при проведении очередного инспекционного контроля (раздел 11 СДА-01-2009). 10.11 Орган по аккредитации информирует Наблюдательный совет о результатах рассмотрения поступивших жалоб. 11. ПЕРСОНАЛ И ЭКСПЕРТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ11.1. Орган по аккредитации имеет: руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по аккредитации ООС; персонал для выполнения мероприятий по проведению аккредитации ООС, в том числе экспертов по аккредитации, для которых работа в данной организации является основной2. ____________ 2 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации 11.2. Орган по аккредитации обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением проверок ООС. 11.3. Все сотрудники Органа по аккредитации имеют должностные инструкции, утвержденные руководителем Органа по аккредитации и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. 11.4. Орган по аккредитации имеет: процедуру назначения экспертов по аккредитации и привлечения независимых технических специалистов; процедуру наблюдения за работой экспертов по аккредитации на месте; порядок ведения учета экспертов по аккредитации и выполненных ими работ. 11.5. Орган по аккредитации организует разработку и рассмотрение методической документации по подготовке и оценке квалификации экспертов по аккредитации и аттестации экспертов. 11.6. Орган по аккредитации осуществляет оценку квалификации экспертов по аккредитации. Лист внесения изменений
СОДЕРЖАНИЕ
|