ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОФИСНЫХ Часть 2 Требования к производственному заданию ISO 9241-2:1992 Ergonomic requirements for office work
with visual display (IDT)
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. № 579-ст 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-2:1992 «Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 2. Руководящие указания по разработке требований к производственному заданию» (ИСО 9241-2:1992 «Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 2: Guidance on task requirements» При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ Введение Внедрение систем обработки информации, основанных на применении видеодисплейных терминалов, влияет на условия работы, функции подразделений и структуру организации. В результате могут изменяться корпоративные модели взаимодействий внутри организации, индивидуальные, организационные и технические взаимосвязи, производственные задания и содержание работы. Эти изменения оказывают влияние на производительность труда, удобство работы и здоровье сотрудников. Применение эргономических принципов к системам обработки информации, включающих видеодисплейные терминалы (VDT1), главным образом, сводится к интеграции решаемых задач с программным и аппаратным обеспечением и рабочими условиями. Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТК 159 «Эргономика». ___________ 1 VDT - Visual Display Terminals. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2010-12-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает руководящие указания для пользователей систем обработки информации с применением видеодисплейных терминалов по постановке производственных заданий. Эти руководящие указания определяют требования к структуре системы и персоналу, использующему системное оборудование. Руководящие указания должны быть применены в соответствии с местными, региональными и национальными законодательными и обязательными требованиями. Целью настоящего стандарта является повышение эффективности и удобства работы отдельных пользователей путем внедрения эргономических принципов в практическую работу, в частности, при разработке производственных заданий. Соответствующие эргономические принципы установлены в ИСО 6385. Характеристики видеодисплеев, а также требования к организации рабочего места и производственным условиям определены в других стандартах серии ИСО 9241. Настоящий стандарт не затрагивает проблем программного обеспечения и построения диалога. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ИСО 6385:1981 Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем (ISO 6385:1981 Ergonomic principles of the design of work systems)1) __________ 1) Стандарт заменен на ИСО 6385:2004 Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем (ISO 6385:2004 Ergonomic principles in the design of work systems). Для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженных в датированных ссылках, рекомендуется использовать только данный ссылочный стандарт. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ИСО 6385. 4 Разработка производственных заданийПри разработке производственных заданий в системах обработки информации с использованием видеодисплейных терминалов на основе эргономических принципов постановка целей должна обеспечивать оптимальные рабочие условия в отношении удобства работы, безопасности и здоровья сотрудников, при этом также должны приниматься во внимание технологическая результативность и экономическая эффективность2). __________ 2) В соответствии с принятыми нормами и правилами на территории РФ в производственных заданиях необходимо предусматривать возможность соблюдения рационального режима труда и отдыха посредством ограничения времени непрерывно выполняемой операции (на нее должно затрачиваться не более 1 часа). (Прим. пер.). Разработанные производственные задания должны: - быть выполнимыми; - обеспечивать пользователю защиту здоровья и безопасность; - быть удобными для выполнения; - давать возможность для развития профессиональных навыков и способностей. В производственных заданиях необходимо избегать: - слишком высокой или неполной нагрузки, которая приводит к излишнему напряжению, переутомлению или ошибкам; - чрезмерной повторяемости, которая может вызывать ощущение монотонности, пресыщения, чувства скуки и неудовлетворенности; - недостаточного времени для выполнения работы; - работы в одиночку без возможности контактов с другими специалистами. 4.2 Характеристики хорошо разработанных производственных заданий Наряду с вышеперечисленными требованиями эффективная разработка офисного производственного задания как части главной цели системы обработки информации с использованием видеодисплейных терминалов должна обеспечивать: - учет опыта и возможностей групп пользователей; - применение практического опыта, способностей и производственной активности пользователей; - восприятие задания как целостного элемента работы, а не как ее фрагмента; - осознание пользователем его вклада в выполнение общей функции системы; - предоставление пользователю соответствующей степени самостоятельности в отношении расстановки приоритетов, темпа выполнения и используемых процедур; - предоставление достаточной обратной связи с использованием терминов, понятных пользователю; - возможность развития работником имеющихся и приобретения новых навыков в рамках поставленной задачи. 4.3 Установление требований к производственному заданию Для достижения изложенных в п. 4.1 и п. 4.2 целей и характеристик хорошо разработанного производственного задания необходимо проанализировать установленные цели системы и характеристики пользователей. Необходимо принять во внимание существующие корпоративные взаимосвязи. Не существует единственного наилучшего способа разработки производственного задания, поскольку всегда имеется определенный разброс требований пользователей к удобству работы, защите здоровья, а также к эффективности работы. Организация должна использовать все виды деятельности, способствующие установлению характеристик производственного задания в соответствии с заданными критериями. Характеристики, перечисленные в п. 4.2, должны быть использованы для оценки и сравнения альтернативных разработок производственного задания. При создании новых версий задания следует учитывать и улучшать его положительные стороны. Важной частью процесса установления требований к производственному заданию является получение точных и достоверных данных непосредственно от пользователей. Существует много способов получения подобных данных, например, с помощью: a) исследований результатов наблюдений; b) психометрической оценки с применением стандартизованных шкал; c) анкетирования; d) интервьюирования; e) проведения консультаций. Существуют три фактора производственных заданий, предполагающих использование систем обработки информации, основанных на видеодисплейных терминалах. Эти факторы особенно существенны в отношении критериев качества разработки производственного задания. Такими факторами являются: f) продолжительность использования системы и распределение времени работы в системе; д) свобода выбора, т.е. самостоятельность в выборе возможностей и способов использования системы; h) зависимость производительности выполнения задания от использования системы как рабочего инструмента. Необходимо отметить, что для каждого из указанных трех факторов существуют различные оптимальные области. Особенно существенное влияние на цели и характеристики, установленные в п. 4.1 и п. 4.2, оказывает взаимозависимость этих факторов. При разработке требований к конкретным задачам должны быть точно установлены производственные условия. В том случае, если для принятия решений недостаточно информации, полученной на основе прошлого опыта, необходимо собирать дополнительную информацию о результатах испытаний прототипов, данных моделирования работы системы и исследования пилотных проектов. Для обеспечения эффективности разработки производственного задания необходимые планы и оценки должны быть подготовлены заранее до выбора и установки системы. 4.4 Планирование внедрения системы 4.4.1 Общие положения Для того чтобы спрогнозировать и учесть материальные и психологические изменения в организационной среде до, в процессе и после внедрения новой или модифицированной системы обработки информации с применением видеодисплейных терминалов, должен быть разработан соответствующий план внедрения системы. Эффективность процесса управления изменениями в системе является основой для внедрения, приемки и продуктивного использования системы. 4.4.2 Разработка эффективного плана внедрения Для обеспечения наибольшей эффективности работы системы план внедрения должен быть разработан до ее приобретения и установки с привлечением персонала организации, работа которого в значительной степени связана с новой системой. Участие пользователей в процессе внедрения имеет особое значение для эффективного внедрения и функционирования системы. При внедрении системы обработки информации, основанной на использовании видеотерминалов, необходимо в пределах интегрированной офисной структуры учитывать следующее1): ___________ 1) При внедрении системы обработки информации, основанной на использовании видеотерминалов, следует также учесть требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ». a) организационные аспекты: 1) функциональные операции и взаимодействия (необходимы ли изменения?), 2) организационная структура (требуется ли реструктуризация?), 3) содержание работы и совершенствование навыков (как пользователей, так и лиц, не являющихся пользователями системы); b) рабочее оборудование и условия физической работы: 1) требования к аппаратному и программному обеспечению системы (анализ эксплуатационных характеристик и эргономических особенностей проекта), 2) условия выполнения физических действий (были ли учтены требования эргономики?), 3) требования, обеспечивающие техническую поддержку системы (удовлетворительны ли предусмотренные надежность, готовность и техническое обслуживание системы); c) аспекты управления персоналом: 1) планирование персонала, правила работы, рабочие инструкции (требуются ли изменения?), 2) отбор персонала и критерии размещения (требуются ли изменения?), 3) программы обучения (удовлетворительна ли эффективность их разработки и внедрения?). Необходимо поощрять пользователей за идентификацию существующих и потенциальных проблем, возникающих в процессе разработки производственного задания, его внедрения и эксплуатации. Вовлеченность пользователей обычно приводит к таким улучшениям в системе, каких невозможно достичь каким-либо другим способом. 5 Оценка и техническое обслуживание системыДля оценки установленной системы используют методы в соответствии с 4.3, перечисления а) - е), на основе полученных достоверных результатов измерений и критериев, установленных в требованиях к системе. Если имеются данные и практический опыт работы в сопоставимых ситуациях, то они также могут быть использованы для установления соответствия с настоящим стандартом. Для успешного технического обслуживания систем обработки информации с использованием видеодисплейных терминалов необходим непрерывный мониторинг критериев, установленных в 4.1 и 4.2. Должна поддерживаться эффективная система обмена информацией, способствующая обсуждению пользователями возникающих проблем, своевременному и эффективному доведению до них организационных решений. Особое внимание должно быть обращено на: - эргономические характеристики используемого в системе аппаратного и программного обеспечения, рассматриваемого по отношению к требованиям производственных заданий и к рабочим условиям; - содержание производственных заданий при работе в системе с точки зрения удовлетворенности пользователя работой; - предоставляемые возможности развития рабочих навыков; - программы обучения и повышения квалификации для пользователей системы; - каналы обмена информацией, которые помогают выявлять существующие и возможные области неудовлетворенности пользователей при работе в системе. На стадии эксплуатации системы интересы и возможные проблемы пользователей в основном связаны с характеристиками системы. Приложение ДА(справочное) Таблица ДА.1
|