Правила разработки и внесения изменений I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и внесения изменений в положения о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководства по безопасности), а также правила их изложения и оформления. 2. Положения о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководства по безопасности) (далее - положения) - акты рекомендательного характера, не являющиеся нормативными правовыми актами. 3. Положения содержат рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: • по подготовке документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах; • к методам оценки документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах; • к составу, содержанию и направленности научных работ, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах; • другие рекомендации, направленные на регулирование ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах. 4. Положения предназначены для реализации полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по лицензированию и надзору в области использования атомной энергии. 5. Положения утверждаются приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 6. Требования настоящих Правил являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и находящихся в ее ведении организаций (далее - заинтересованные подразделения и организации). II. Порядок разработки7. Организация разработки и разработка положений осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Службы, к компетенции которого относятся регламентируемые вопросы, с привлечением Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности (далее - разработчик). 8. Предложения о разработке и внесении изменений в действующие положения представляются заинтересованными подразделениями и организациями в адрес разработчика ежегодно в срок до 1 июля и учитываются при составлении программ научно - технической деятельности на следующий год. 9. Основные этапы разработки положений приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам. Решение о необходимости увеличения срока разработки положений принимается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Службы, к компетенции которого относятся регламентируемые вопросы. 10. Разработка положений ведется в соответствии с техническим заданием на разработку вышеуказанных актов, требования по составлению которого приведены в приложении № 2 к настоящим Правилам. Срок разработки технического задания не превышает трех месяцев. Проект технического задания утверждается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Службы, к компетенции которого относятся регламентируемые в документе вопросы. 11. Подготовленная первая редакция проекта положения, а также пояснительная записка к нему, требования к оформлению которой приведены в приложении № 3 к настоящим Правилам, направляются на отзыв в заинтересованные подразделения и организации, согласно указателю рассылки, установленному в техническом задании. Рассылка всех связанных с подготовкой положения документов осуществляется разработчиком. Продолжительность разработки первой редакции проекта положения и направления ее на отзыв в заинтересованные подразделения и организации не превышает шести месяцев. 12. Отзывы по проекту положения представляются в адрес разработчика не позднее, чем через месяц со дня его поступления на рассмотрение, если не установлен иной срок. Все предложения и замечания должны быть обоснованы. В случае неполучения разработчиком в установленный срок отзыва от заинтересованных подразделений и организаций, указанных в техническом задании, редакция проекта положения считается согласованной с ними. 13. После изучения и анализа всех замечаний и предложений, содержащихся в отзывах заинтересованных подразделений и организаций, на первую редакцию проекта положения разработчиком составляется сводка отзывов по форме и согласно требованиям к ее содержанию, приведенным в приложении № 4 к настоящим Правилам. С учетом полученных замечаний и предложений в первую редакцию проекта положения вносятся соответствующие изменения и дополнения. 14. Подготовленная сводка отзывов совместно с доработанной первой редакцией проекта положения и пояснительной запиской к нему направляются в заинтересованные подразделения и организации согласно указателю рассылки, установленному в техническом задании. Срок подготовки и рассылки указанных документов не превышает трех месяцев со дня направления первой редакции проекта положения на отзыв. 15. После рассылки сводки отзывов разработчиком организуется согласительное совещание по ее обсуждению. Форма уведомления о согласительном совещании приведена в приложении № 5 к настоящим Правилам. 16. Решения, принятые на согласительном совещании, оформляются протоколом, требования по оформлению которого приведены в приложении № 6 к настоящим Правилам. Протокол согласительного совещания подписывается председателем и всеми участниками совещания. Особые мнения излагаются на отдельных листах, оформляются в виде приложения к протоколу согласительного совещания и передаются разработчику, который организует, при необходимости, рассмотрение имеющихся разногласий со структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами Службы. Срок организации и проведения согласительного совещания не превышает одного месяца с момента рассылки сводки отзывов. 17. По результатам согласительного совещания подготавливается окончательная редакция проекта положения и составляется пояснительная записка к ней. Срок разработки окончательной редакции проекта положения не превышает одного месяца со дня проведения согласительного совещания. Окончательная редакция проекта положения подлежит обязательному согласованию со структурными подразделениями центрального аппарата Службы, к компетенции которых относятся регламентируемые в документе вопросы, и с Правовым управлением. Результаты согласования оформляются листом согласования, форма которого приведена в приложении № 7 к настоящим Правилам. Срок согласования проекта со структурными подразделениями Службы не превышает одного месяца. III. Утверждение18. Согласованная окончательная редакция проекта положения представляется на утверждение руководителю Службы одновременно с проектом приказа об утверждении и введении в действие, пояснительной запиской и листом согласования. 19. Проект приказа об утверждении и введении в действие положения (далее - проект приказа) вносится начальником Правового управления центрального аппарата Службы. 20. Проект приказа оформляется и согласовывается в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 21. Разработчик организует и осуществляет по представленным заявкам обеспечение положениями структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы. 22. Внесение изменений в положения и их утверждение осуществляется в соответствии с требованиями раздела II настоящих Правил. В случае необходимости сроки разработки изменений могут быть сокращены. Дату введения изменений в действие устанавливает руководитель Службы. IV. Основные правила оформления23. В структуру положения акта входят: титульный лист (приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы); аннотация (приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы); содержание (приводится в акте объемом более 20 страниц и только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы); общие положения; основная часть; приложения (в том числе справочные материалы)*; список литературы (приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы). ____________ * Термины и определения могут приводиться в качестве справочного материала. 24. В названии положения не допускаются сокращения, римские цифры, математические знаки, буквы греческого и латинского алфавитов. 25. Текст положения печатается шрифтом Times New Roman размером № 14 через 1,5 межстрочных интервала. 26. Титульный лист подготавливается по форме, приведенной в приложении № 8 к настоящим Правилам, и приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы акта по реализации требований ФНП. 27. Аннотация оформляется в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 9 к настоящим Правилам, и приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы. 28. Содержание приводится для документа объемом более 20 страниц только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы. 29. Раздел «Общие положения» содержит сведения о назначении и области применения данного положения. В этом разделе указывается, что документ не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер. 30. Структура положения обеспечивает логическое развитие темы. Текст не должен содержать правовых норм (общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение), влекущих юридические последствия; должен быть краток, точен, не допускать различных толкований. 31. Текст положения оформляется в виде пунктов, имеющих сквозную нумерацию арабскими цифрами с точкой, без заголовков. Пункты могут подразделяться на подпункты, имеющие буквенную или цифровую нумерацию. Основная часть значительных по объему актов по реализации требований ФНП может делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. 32. При воспроизведении в тексте положения отдельных положений актов законодательства Российской Федерации, либо ссылки на них, необходимо указывать реквизиты этих актов и официальные источники их опубликования. 33. В случае воспроизведения в тексте положения отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. 34. В случае воспроизведения в тексте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации. 35. Термины по тексту положения должны употребляться полностью, количество сокращений терминов должно быть минимальным. Недопустимо применение сокращения термина, если он не был сокращен в перечне сокращений. 36. Если приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты положения должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения оформляются на отдельных листах в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Приложение № 1
Основные этапы разработки положений
Приложение № 2
Требования по составлению технического задания на разработку положения 1. Техническое задание на разработку положения состоит из располагаемых в указанной последовательности следующих пунктов: • основание для разработки; • разработчик и соисполнители разработки; • срок разработки; • цели и задачи разработки; • назначение и область применения; • разделы и подразделы и их содержание; • источники информации; • этапы работ и сроки их выполнения. 2. В пункте «Основание для разработки» указывают наименование и пункт задания программы (плана), в соответствии с которым разрабатывается положение, или номер и дату решения руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 3. В пункте «Срок разработки» указывают даты начала и окончания разработки. 4. В пункте «Цели и задачи разработки» приводят конечные результаты разработки и задачи, которые будут при этом решены. 5. В пункте «Назначение и область применения» указываются объекты (виды деятельности, отношения), на которые распространяется действие данного положения, дается ссылка на соответствующие пункты федеральных норм и правил, в развитие которых данный акт разрабатывается. 6. В пункте «Разделы и подразделы и их содержание» указывают наименования разделов и подразделов и ключевые моменты их содержания. 7. В пункте «Источники информации» приводят источники информации, подлежащие использованию при разработке: • федеральные законы; • комплексные федеральные и научно-технические программы развития отраслей, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; • положения (руководства по безопасности), их обозначения и наименования; • техническая документация; • отечественные и зарубежные открытия и изобретения, проверенные на практике и опубликованные за последние 10 лет; • отчеты о проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работах; • научно-техническая литература, каталоги, справочники и другие источники информации. 8. В пункте «Этапы работ и сроки их выполнения» указывают этапы проведения всех работ, связанных с разработкой, сроки выполнения каждого этапа, результаты окончания этапов работ, исполнителей каждого этапа (при участии в разработке нескольких соисполнителей). 9. Составляется указатель рассылки проекта положения, куда включаются соответствующие структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Службы. Приложение № 3
Требования к оформлению пояснительной записки к проекту положения 1. Пояснительная записка составляется к каждой редакции проекта положения. 2. В наименовании пояснительной записки приводится полное наименование проекта положения и сведения о стадии разработки. 3. Разделы пояснительной записки имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами с точкой и располагаются в следующей последовательности: • основание для разработки; • цели и задачи разработки; • назначение и область применения; • научно-технический уровень; • сведения о рассылке на отзыв; • сведения о согласовании (только окончательной редакции проекта положения, представляемой на утверждение); • источники информации; • дополнительные сведения. 4. В разделе «Основания для разработки проекта» указываются наименование и пункт задания программы (плана), в соответствии с которым разрабатывается положение, или номер и дату решения руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 5. В разделе «Цели и задачи разработки» приводятся прогнозируемые конечные результаты, достижение которых будет обеспечено применением разрабатываемого положения, и задачи, которые будут решены в процессе разработки. 6. В разделе «Назначение и область применения» указываются объекты (виды деятельности, отношения), на которые будет распространяться действие данного положения, дается ссылка на федеральные нормы и правила, в развитие которых он был разработан. 7. В разделе «Научно-технический уровень» приводится перечень документов международных организаций в области использования атомной энергии (МАГАТЭ, ОЕСР АЯЭ, МКРЗ и др.), использовавшихся при работе над проектом. 8. В разделе «Сведения о рассылке на отзыв» приводятся: • наименования организаций, в которые рассылали редакции проекта положения на отзыв, реквизиты соответствующих писем; • наименования организаций, приславших отзывы; • краткую обобщенную характеристику отзывов; • результаты рассмотрения сводки отзывов. 9. В разделе «Источники информации» приводятся сведения об источниках информации, использованных при разработке. 10. Раздел «Дополнительные сведения» приводится при необходимости. 11. Пояснительная записка подписывается разработчиком. Приложение № 4
(Форма) на________________________________________________________________ (название положения) (далее приводятся исходящие номера и даты получения отзывов, наименования заинтересованных подразделений и организаций, на основании замечаний которых составлена сводка отзывов).
Требования к содержанию сводки отзывов 1. Замечания и предложения по проекту положения, содержащиеся в отзывах, излагают в следующей последовательности: • по проекту в целом; • по структурным элементам; • по пояснительной записке. 2. В сводке отзывов указывают наименование каждого заинтересованного подразделения и организации, приславшей отзыв, а также исходящий номер письма и дату отзыва. 3. В сводку отзывов помещают каждое замечание, предложение в соответствии с последовательностью пунктов проекта положения (его основной части). 4. В сводке отзывов излагают заключение разработчика по каждому приведенному замечанию и предложению с соответствующим обоснованием. 5. Сводка отзывов подписывается разработчиком. 6. Заключения разработчика по замечаниям и предложениям приводятся в сводке отзывов в виде формулировок: «Принято», «Принято частично», «Отклонено». В случае отклонения или принятия замечания (предложения) частично в графе «Заключение разработчика» указывается обоснование, с конкретным указанием - какая часть замечания принята, а какая - нет. Допускается ссылка на порядковый номер заключения, сделанного по предыдущему замечанию (предложению). Например: «Отклонено. См. заключение по п. 6 сводки отзывов». Приложение № 5
(Форма) Уведомление о согласительном совещании Сообщаю, что согласительное совещание по обсуждению сводки отзывов на проект (название положения) состоится (адрес, дата). Прошу направить на совещание Ваших полномочных представителей. При невозможности их направления Ваши предложения (в письменном виде, факсом, электронной почтой) прошу направить в наш адрес за неделю до начала совещания для изучения. Телефон для справок_______ Приложение № 6
Требования к оформлению протокола согласительного совещания Текст протокола состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части указываются фамилии и инициалы представителей заинтересованных подразделений и организаций, должности и место работы присутствующих на совещании. Отмечаются заинтересованные подразделения и организации, представители которых на совещание не прибыли, указываются номера и даты документов об их уведомлении. В основной части излагаются обсуждаемые вопросы и решения, принятые при их рассмотрении. В заключительной части протокола приводятся выводы и рекомендации совещания по дальнейшей работе над документом, а именно: доработать редакцию документа с учетом принятых замечаний; направить документ дополнительно на рассмотрение в такую-то инстанцию; рекомендовать проект документа к утверждению. Протокол подписывается председателем совещания и всеми его участниками. В случае возникновения разногласий представители заинтересованных подразделений и организаций подписывают протокол с особым мнением, которое оформляется отдельным документом, приобщаемым к протоколу. Приложение № 7
(Форма) ____________________________________________________________________ (название проекта положения)
В графе «Подпись согласующего лица и дата» допускается указывать исходящий номер и дату письма, удостоверяющего согласование этого документа. Приложение № 8
(Форма) (приводится только при опубликовании документа, утвержденного приказом Службы) МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
___________________________________________________________________________ (название положения) Введен в действие с «__» _________ 20__ г. Москва 20__ Приложение № 9
Рекомендации по оформлению аннотации к положению (приводится только при опубликовании положения, утвержденного приказом Службы) 1. Настоящее положение («Полное название»; далее - сокращенное название документа) носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. 2. Настоящее положение содержит рекомендации (выбрать один из вариантов): • по подготовке документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах; • по оценке документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах; • по составу, содержанию и направленности научных работ, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах. 3. Настоящее Положение распространяется на ... (объект распространения). 4. Настоящее Положение разработано с учетом ... (названия и реквизиты документов международных организаций). 5. *Выпускается ... (впервые, взамен (название заменяемого документа). Сведения об авторах разработки указываются в концевой сноске к пункту 5 аннотации. ___________ * Разработан коллективом авторов в составе. СОДЕРЖАНИЕ
|