Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору В связи с изменением структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и на основании Распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 ноября 2009 г. № 62-рп приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении энергетического надзора. 2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 марта 2009 г. № 195 "Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении энергетического и строительного надзора". Положение об Управлении энергетического надзора (утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору I. Общие положения1. Управление энергетического надзора (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). 2. Общее руководство деятельностью Управления осуществляет руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Руководитель). Непосредственное руководство деятельностью Управления осуществляет заместитель Руководителя, курирующий Управление. 3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Ростехнадзора, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными правовыми актами, затрагивающими компетенцию Управления, а также настоящим Положением. 4. Управление осуществляет свою деятельность в пределах установленных полномочий непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, а также с его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями. 5. Основными задачами Управления являются: - организация и осуществление контроля и надзора в форме оценки соответствия за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте объектов энергетики, за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей (кроме бытовых установок и сетей); - организация контроля за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций и эксплуатирующими организациями, норм и правил безопасности; - контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; - организация контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; эффективностью реализации (исполнения) инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации и (или) капитального ремонта) объектов энергетики. II. Полномочия6. Управление осуществляет в установленном порядке следующие полномочия: 6.1. проводит анализ практики применения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и представляет предложения по совершенствованию указанных актов; 6.2. участвует в выполнении мероприятий, предусмотренных ежегодными планами законопроектной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; 6.3. участвует в разработке нормативных правовых и правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Ростехнадзора, относящихся к сфере деятельности Управления; 6.4. готовит предложения в части разработки и пересмотра нормативных правовых актов и иных правовых актов Ростехнадзора, разрабатывает относящиеся к сфере деятельности Управления проекты нормативных правовых актов и иных правовых актов, рассматривает и согласовывает в части, относящейся к сфере деятельности Управления, проекты актов, разрабатываемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора; 6.5. организует подготовку предложений по формированию государственных научно-технических и целевых программ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части работ по обеспечению безопасности поднадзорных объектов; 6.6. организует подготовку материалов для включения в предусмотренные решениями Правительства Российской Федерации государственные и национальные доклады, касающиеся состояния защиты населения, территорий, окружающей среды и обеспечения безопасности поднадзорных объектов; 6.7. подготавливает предложения в проекты программ научно-исследовательских работ, с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов; 6.8. выполняет функции заказчика научно-исследовательских работ, проводимых с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов; 6.9. проводит анализ работы территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления; 6.10. осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления, участвует в работе комиссий по проверке выполнения этими органами возложенных на них функций; 6.11. организует и проводит проверки за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности; 6.12. организует работу территориальных органов Ростехнадзора по подготовке, в установленном порядке, заключений о соответствии вновь построенных, реконструированных, отремонтированных зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше; 6.13. разрабатывает предложения по уточнению принципов и критериев идентификации опасных производственных объектов энергетической отрасли, отнесенных к компетенции Управления; 6.14. обеспечивает осуществление контроля и надзора: - за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей (кроме бытовых установок и сетей); - в части государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше; - за выполнением обязательных требований при допуске в эксплуатацию вновь вводимых и реконструируемых энергоустановок; - за организацией оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; - за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства; - за соответствием схем электро- и теплоснабжения потребителей требуемой категории надежности; - за соблюдением требований безопасности, в том числе наличием необходимых разрешительных документов в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах в составе объектов энергетики, своевременностью, полнотой и качеством проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями энергетических испытаний и измерений энергоустановок, оборудования и сетей; - за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений, гидравлических и тепловых электростанций и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности; - за обеспечением надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, систем управления, коммуникаций, обновлением основных производственных фондов, путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования; - за организацией своевременного проведения технического освидетельствования энергооборудования и продления срока его эксплуатации; - за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами - владельцами электроустановок выше 1000 вольт требований правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей; - за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в составе объектов энергетики, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 градусов Цельсия); - за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации оборудования в составе объектов энергетики, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 градусов Цельсия); - за готовностью организаций, эксплуатирующих объекты энергетики, в том числе опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации аварий; - за выполнением поднадзорными организациями установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в составе объектов энергетики в части оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 градусов Цельсия); - за соблюдением законодательства Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов в составе объектов энергетики, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 градусов Цельсия); - за правильностью технического расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов на поднадзорных объектах, достаточностью мер, принимаемых по результатам расследований; - за деятельностью экспертов и экспертных организаций, осуществляющих деятельность в электро- и теплоэнергетике; - за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; - за эффективностью реализации (исполнения) инвестиционных проектов субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии; - за эффективностью работы электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей путем снижения производственных затрат, эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии; 6.15. обеспечивает, контролирует и участвует в подготовке, переподготовке, повышении квалификации, аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность в области энергетики, безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций; 6.16. согласовывает границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства; 6.17. рассматривает и утверждает заключения о соответствии вновь построенных, реконструированных, капитально отремонтированных зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше; 6.18. участвует в выдаче разрешений на взрывозащищенное электрооборудование на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий); 6.19. разрабатывает в сфере технического регулирования предложения по техническим регламентам в части энергосбережения, пользования топливом и энергией, устройства, эксплуатации и безопасности топливо- и энергопотребляющих установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, учета электрической, тепловой энергии и теплоносителя; 6.20. участвует в мероприятиях, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации: - по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; - по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов в составе объектов энергетики; - по эксплуатации альтернативных источников энергии; 6.21. участвует в выдаче разрешений на: - применение в установленной сфере деятельности конкретных видов (типов) технических устройств; - на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций, объектов энергетики; - допуск в эксплуатацию вновь вводимых и реконструированных энергоустановок; 6.22. регистрирует в установленном Ростехнадзором порядке: - организации, обеспечивающие деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии; - испытательные установки (электролаборатории, тепловизионные лаборатории и др.), выполняющие измерения и испытания электрооборудования, сетей, электроустановок и средств защиты, используемых в электроэнергетике, основных зданий и сооружений в электроэнергетике; 6.23. участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений объектов энергетики; 6.24. рассматривает декларации гидротехнических сооружений в составе объектов энергетики; 6.25. осуществляет контроль за идентификацией опасных производственных объектов в составе объектов энергетики, участвует в формировании реестра опасных производственных объектов в составе объектов энергетики; 6.26. рассматривает проектную документацию по вопросам соответствия обязательным требованиям схем энергоснабжения субъектов электроэнергетики, потребителей электрической и тепловой энергии, качества электрической и тепловой энергии, потребления и генерации реактивной энергии и мощности, учета электрической и тепловой энергии, в том числе по вопросам безопасности; 6.27. осуществляет контроль, надзор (в части наделенных полномочий) за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861; 6.28. организует и участвует в расследованиях несчастных случаев, связанных с эксплуатацией энергоустановок и сетей; 6.29. организует и участвует в расследованиях технологических нарушений на объектах энергетики, гидротехнических сооружениях, тепловых и электроустановках, и сетях потребителей; 6.30. осуществляет согласование схем развития систем энергоснабжения регионов, городов и населенных пунктов, а также проверку соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок, потребителей установленным категориям надежности; 6.31. осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за подготовкой энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и его прохождением, а также накоплением запасов топлива на энергоисточниках, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и социально значимые объекты; 6.32. организует и проводит в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком обязательные энергетические обследования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 6.33. осуществляет контроль за организацией учета расхода электрической и тепловой энергии, участвует в проведении ревизии средств учета электрической и тепловой энергии и маркировании их знаками визуального контроля и контролирует порядок их проведения; 6.34. участвует в подготовке и реализации федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ (работ) в области рационального и эффективного использования электрической и тепловой энергии; 6.35. контролирует составление и ведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями энергетических паспортов; 6.36. содействует развитию международного сотрудничества в области безопасной эксплуатации энергоустановок, рационального и эффективного использования электрической и тепловой энергии; 6.37. организует разработку и издание нормативно-технической, информационно-справочной и методической литературы в пределах компетенции Управления; 6.38. организует, проводит и участвует в выставках, симпозиумах, семинарах и совещаниях в пределах компетенции Управления; 6.39. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 6.40. в пределах компетенции Управления осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; 6.41. обеспечивает профессиональную подготовку работников Управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 6.42. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления; 6.43. участвует во взаимодействии в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 6.44. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. 7. Управление в целях реализации полномочий имеет право: 7.1. запрашивать у территориальных органов Ростехнадзора и поднадзорных организаций информацию, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; 7.2. проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерения, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности; 7.3. требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и тепловых установок при обнаружении нарушений обязательных требований, которые могут привести к аварии, пожару или представлять опасность для человека, животных, окружающей природной среды; 7.4. осуществлять контроль (надзор) за своевременной проверкой знаний электротехнического, электротехнологического и теплотехнического персонала и лиц, осуществляющих контроль, надзор за энергетическими установками, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки; 7.5. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления; 7.6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; 7.7. проводить проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности; 7.8. рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора; 7.9. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; 7.10. давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора; 7.11. участвовать в создании координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) в установленной сфере деятельности. III. Организация деятельности8. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Ростехнадзора. Начальник Управления подчиняется непосредственно заместителю Руководителя, курирующему Управление. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Руководителя Ростехнадзора по представлению начальника Управления. 9. Начальник Управления: 9.1. руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления; 9.2. вносит предложения Руководителю Ростехнадзора о назначении начальников отделов и других работников Управления; 9.3. вносит предложения Руководителю Ростехнадзора о присвоении работникам Управления классных чинов гражданской службы, а также об установлении (изменении) работникам Управления должностных окладов и надбавок к ним; 9.4. представляет Руководителю Ростехнадзора предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия; 9.5. издает распоряжения по Управлению по организационно-техническим вопросам; 9.6. утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления; 9.7. представляет Ростехнадзор во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления; 9.8. участвует в установленном порядке в работе координационных, совещательных и экспертных органов Ростехнадзора; 9.9. организует подготовку и представление в установленном порядке планов, информационных материалов, предложений, отчетов, предусмотренных правовыми актами Ростехнадзора, ведение делопроизводства в Управлении, соблюдение его работниками установленных правил работы с документами и требований по обеспечению сохранения государственной тайны, организует выполнение иных работ, возлагаемых правовыми актами Ростехнадзора на Управление в установленном порядке; 9.10. в установленном порядке вносит предложения о повышении квалификации и переподготовке работников Управления, осуществляет предварительный отбор кандидатов в состав кадрового резерва и работу с указанным резервом; 9.11. ведет прием представителей организаций и граждан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. 10. Структура и штатное расписание Управления утверждаются Руководителем Ростехнадзора в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Ростехнадзора. 11. Управление имеет печать (для документов) и штампы, установленного приказом Руководителя Ростехнадзора образца. 12. Права и обязанности сотрудников Управления определяются должностными регламентами, утвержденными Руководителем Ростехнадзора.
|