межгосударственный совет по стандартизации,
метрологии и сертификации INTERSTATE COUNCIL FOR
STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
КОМПРЕССОРЫ
И АГРЕГАТЫ Общие технические условия
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации 3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 35 от 11 июня 2009 г.) За принятие проголосовали:
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2009 г. № 425-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10393-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 10393-99 Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ 10393-2009 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения - 2010-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на поршневые и винтовые маслозаполненные компрессоры (далее - компрессоры) и компрессорные агрегаты, предназначенные для снабжения сжатым воздухом пневмосистем подвижного состава железных дорог: локомотивов (кроме паровозов), моторвагонного и специального самоходного подвижного состава. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 12.1.023-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 3956-76 Силикагель технический. Технические условия ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 20073-81 Компрессоры воздушные поршневые стационарные общего назначения. Правила приемки и методы испытаний ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования ГОСТ 28567-90 Компрессоры. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращения3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 компрессорный агрегат: Специфицированное изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава качественным сжатым воздухом и включающее в себя компрессор, приводной электродвигатель, устройство передачи энергии к компрессору, системы охлаждения и подогрева, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты, контроля и диагностики. 3.1.2 регулирование компрессора: Периодическое автоматическое воздействие на компрессор или его привод для временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью поддерживания в главных резервуарах подвижного состава установленного диапазона рабочего давления и обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха. 3.1.3 блок очистки и осушки сжатого воздуха: Устройство, способное осушать и очищать воздух от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также от воды в парообразном состоянии. 3.1.4 компрессорный модуль: Составная часть компрессорного агрегата (сборочная единица), имеющая законченное конструктивное решение и выполняющая одну или несколько функций компрессорного агрегата; при монтаже с другими компрессорными модулями образует компрессорный агрегат. 3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения: ПС - подвижной состав, включающий в себя локомотивы, а также моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав; АК - компрессорный агрегат; БОСВ - блок очистки и осушки сжатого воздуха; ПВ - продолжительность включения компрессора. 4 Основные параметры компрессорных агрегатов4.1 Основные параметры составных частей АК в зависимости от его исполнения приведены в таблице 1. Таблица 1
- А - для компрессорного агрегата; - К - для компрессора; - П - для поршневого компрессора; - В - для винтового компрессора; - цифровое обозначение в виде дроби, числитель которой соответствует производительности компрессора в метрах кубических в минуту, а знаменатель - конечному избыточному давлению в мегапаскалях; - направление вращения вала компрессора, если смотреть со стороны привода: Л - против часовой стрелки, П - почасовой стрелке; - обозначение климатического исполнения и категории размещения компрессора - по ГОСТ 15150. Примечание - Для компрессоров, серийное производство которых началось до 2005 г., допускается указывать условное обозначение предприятия-изготовителя. КП 3,5/1 Л У2 для винтового: KB 3,5/1 Л У2 4.4 Условное обозначение АК включает в себя обозначение компрессора с добавлением перед ним буквы «А», например, АК с компрессорами по 4.3 имеют следующие условные обозначения: АКП 3,5/1 Л У2; АКВ 3,5/1 Л У2 4.5 Условное обозначение составных частей АК - по технической документации изготовителя. 5 Технические требования к компрессорным агрегатам и их составным частям5.1 Условия и режимы эксплуатации5.1.1 АК и его составные части должны быть работоспособными при температуре окружающей среды от минус 50 °С до плюс 65 °С включительно - при расположении компрессорного агрегата в кузове ПС и от минус 50 °С до плюс 45 °С включительно - при расположении вне кузова и выдерживать воздействие внешних механических факторов по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М25. 5.1.3 Компрессор и другие составные части АК должны оставаться работоспособными при кратковременном (до 5 мин в 1 ч) превышении конечного давления компрессора до 10 % и номинальной частоты вращения до 15%. 5.1.4 Среднее число циклов регулирования компрессора, в том числе пусков электродвигателя, - не более 30 в 1 ч. 5.1.5 Конструкция АК должна обеспечивать пусковые процессы, при которых значение и продолжительность воздействия пусковых токов не превышают допустимых значений во всем диапазоне температур окружающей среды по 5.1.1, в том числе после длительного отстоя ПС при предельно допустимой отрицательной температуре. Значения допустимых токов и продолжительность их воздействия определяют по технической документации на примененные в составе АК электродвигатели и статические преобразователи частоты тока. 5.1.6 Электротехническое и электронное оборудование систем управления АК должно оставаться работоспособным при напряжении питания или и выдерживать переходные неповторяющиеся импульсы напряжения относительно нулевого напряжения источника по [1]. 5.2 Основные показатели и характеристики5.2.1 Привод компрессора на ПС должен быть реализован от электродвигателя переменного или постоянного тока или от силовой установки через упругую муфту, зубчатую или гидромеханическую передачу. Для компрессоров исполнений 1 и 2 (таблица 1) допускается использование ременной передачи. 5.2.2 Требования к электродвигателям привода компрессора и вентилятора системы охлаждения АК - по ГОСТ 2582. 5.2.3 Регулирование компрессора на ПС необходимо проводить одним из следующих способов: остановкой компрессора вместе с электродвигателем, переводом на холостой ход без остановок, остановками только компрессора. 5.2.5 При работе АК с подачей воздуха уровни звуковой мощности в октавных полосах частот и корректированные уровни звуковой мощности в контрольных точках по ГОСТ 12.1.023 не должны превышать значений, указанных в таблице 2. Таблица 2
- для поршневых компрессоров исполнений 1,2 - 5,0; - для поршневых компрессоров исполнений 3-6 - 10,0; - для винтовых компрессоров всех исполнений - 2,0. Средние квадратические ускорения в диапазоне частот от 5 до 100 Гц на лапах компрессора должны быть, м/с2, не более: - для поршневых компрессоров исполнений 1,2 - 3,0; - для поршневых компрессоров исполнений 3,4, 5, 6 - 5,0; - для винтовых компрессоров всех исполнений - 1,5. 5.2.7 Удельная масса компрессоров должна быть, кг × мин/м3, не более: - для поршневых компрессоров: исполнений 1,2 - 100; исполнений 3-6 - 90; - для винтовых компрессоров: исполнений 1,2 - 90; исполнений 3-6 - 80. 5.2.8 Охлаждение компрессоров и других составных частей АК - воздушное. 5.2.9 Привод вентилятора системы охлаждения - от вала компрессора, приводного или автономного электродвигателя. 5.2.11 При работе компрессора на ПС с переменной частотой вращения его производительность должна изменяться пропорционально частоте вращения. 5.2.12 Блок очистки и осушки сжатого воздуха должен быть одно- или двухкамерным с автоматической безнагревной регенерацией адсорбента. Номинальный расход воздуха через БОСВ - в соответствии с производительностью компрессоров по пункту 1 таблицы 1. 5.2.15 Требования к адсорбенту БОСВ - по ГОСТ 3956. 5.2.16 Общие требования к контролепригодности составных частей АК - по ГОСТ 26656. Перечень средств контроля и диагностирования составных частей АК различного исполнения, характеристики и места их размещения должны быть согласованы с заказчиком. 5.2.17 Применяемые в компрессорах и приводах масла и консистентные смазки должны обеспечивать надежную работу АК в режимах по 5.1.2 при всех температурах по 5.1.1. Допускается применение сезонных масел (смазок) и обогревателей. 5.2.18 Системы регулирования компрессоров должны обеспечивать работу ПС по системе «многих единиц», когда два и более АК управляются одним из регуляторов давления по выбору поездной бригады. 5.3 Показатели надежности5.3.1 Вероятность безотказной работы компрессоров за год эксплуатации в период до ремонта с разборкой - 0,95; агрегатов компрессорных - 0,92. 5.3.2 Показатели надежности электродвигателей привода компрессоров - по ГОСТ 2582. 5.3.3 Назначенный ресурс до текущего ремонта с полной разборкой для поршневых компрессоров при пробеге магистральных локомотивов и моторвагонного подвижного состава не менее 600 × 103 км, для винтовых компрессоров - не менее 1200 × 103 км. Для маневровых локомотивов и специального самоходного подвижного состава - не менее 4 и 12 лет соответственно. Эмпирическая вероятность отработки компрессором назначенного ресурса должна соответствовать значению, установленному для ПС. Критерии отказов (предельных состояний) компрессоров и АК для оценки назначенного ресурса должны быть установлены в технических условиях на компрессоры и АК конкретных исполнений. 5.3.4 Срок службы адсорбента в БОСВ - не менее 2 лет. 5.3.5 Назначенный срок службы до списания поршневых компрессоров - не менее 20 лет, винтовых - не менее 40 лет, с учетом замены деталей при ремонтах. 5.4 Комплектность5.4.1 Исполнение АК с электроприводом должно быть модульным и состоять из: - электродвигателя переменного или постоянного тока; - поршневого или винтового компрессора, оснащенных по 5.4.2 или 5.4.3 соответственно; - устройства передачи вращения от электродвигателя к компрессору; - БОСВ; - систем регулирования, контроля, защиты; - комплекта диагностических устройств; - емкости для сбора загрязнителей из водомаслоотделителя и БОСВ; - рамы для монтажа модулей. По согласованию с заказчиком АК может быть размещен в теплозвукоизолирующем кожухе. БОСВ допускается устанавливать вне габаритов АК. 5.4.2 Поршневой компрессор должен включать в себя: - фильтры для очистки масла (при наличии масляного насоса); - средства контроля давления (при наличии масляного насоса), уровня и температуры масла в масляной системе; - фильтры для очистки всасываемого воздуха; - устройства регулирования производительности компрессора при неотключаемом приводе или для снижения пускового момента при отключаемом приводе и средства диагностики; - предохранительный(ые) клапан(ы) на межступенчатых коммуникациях; - межступенчатый и концевой охладители сжатого воздуха; - систему подогрева; - водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.3 Винтовой компрессор должен включать в себя: - винтовой блок (допускается винтовой блок со встроенной зубчатой передачей); - маслосборнике системой разделения воздуха и масла; - систему охлаждения масла и сжатого воздуха; - воздушный и масляный фильтры; - систему подогрева; - средства регулирования, контроля и диагностики; - предохранительный клапан; - водомаслоотделитель с автоматической продувкой. 5.4.4 Комплект поставки по 5.4.1 - 5.4.3 устанавливают по согласованию с заказчиком. 5.4.5 БОСВ должен быть заправлен адсорбентом и укомплектован фильтрующими элементами, устройством для дозирования расхода воздуха на регенерацию, системой автоматического управления и байпасной магистралью. 5.4.7 В комплект поставки АК должна входить эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601. 5.5 Маркировка5.5.1 На доступных и хорошо видимых местах составных частей АК должны быть таблички по ГОСТ 12969. Маркировки основных составных частей АК: - для электродвигателей - по ГОСТ 2582; - для компрессоров - товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер, дата выпуска, условное обозначение по 4.2 - 4.5, обозначение технических условий, клеймо отдела технического контроля, клеймо заказчика (при приемке оборудования его представителем); - для других составных частей - по документации изготовителей. 5.6 Упаковка5.6.1 Упаковка АК и его составных частей должна предохранять их от повреждений при транспортировании. Воздушные выводы пневмооборудования должны быть заглушены. 5.6.2 АК или его отдельные модули должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014 в соответствии с климатическими условиями транспортирования и хранения по ГОСТ 15150. 6 Требования безопасности6.1 Все вращающиеся и нагревающиеся до температуры 65 °С и более части АК должны иметь ограждения, исключающие случайный контакт с ними обслуживающего персонала. 6.2 АК и его модули должны иметь приспособления для их безопасного подъема и перемещения с помощью крана. 6.3 На нагнетательной магистрали АК должен быть установлен предохранительный клапан с пропускной способностью не менее 100 % номинальной производительности компрессора. Давление срабатывания предохранительного клапана должно превышать рабочее давление сжатого воздуха в защищаемой магистрали не более чем на 0,1 МПа. 6.4 Детали и сборочные единицы, работающие под давлением, должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям в соответствии с нормативной и технической документацией на них. 6.5 Конструкция токоподводящих элементов электродвигателей, электрических и электропневматических устройств АК должна исключать возможность попадания на них воды и масла. 6.6 На компрессор должна быть нанесена стрелка, указывающая направление вращения вала. 6.7 АК должен быть оснащен световыми индикаторами, сигнализирующими о предаварийном состоянии его сборочных единиц и систем вследствие перегрева, переохлаждения, недостатка масла, критического повышения сопротивления фильтров. Число световых индикаторов и их конструктивное оформление должны быть согласованы между изготовителем и заказчиком. 6.8 Конструкция АК должна обеспечивать возможность передачи информации о состоянии основных частей АК в кабины управления ПС. 6.9 Окраска компрессора и других составных частей АК должна соответствовать требованиям санитарной гигиены на железнодорожном транспорте. 6.10 Требования к безопасности электропривода компрессора и вентилятора - по ГОСТ 2582. 6.11 Использованные в АК масла и консистентные смазки, а также накапливаемые в емкостях по 5.4.1 загрязнители должны утилизироваться в соответствии с нормативной документацией. 7 Правила приемки и методы испытаний7.1 Покупные составные части должны быть подвергнуты входному контролю по ГОСТ 24297. 7.2 Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта компрессор или АК подвергают приемо-сдаточным и периодическим испытаниям по согласованным с заказчиком программам и методикам испытаний. В части правил и методов испытаний необходимо руководствоваться: ГОСТ 20073 - при испытаниях поршневых и винтовых компрессоров; ГОСТ 2582 - при испытаниях электродвигателей привода компрессоров и вентиляторов; ГОСТ 24484 - при испытаниях средств очистки и осушки сжатого воздуха. Номенклатура и наименования проверяемых параметров или характеристик в зависимости от вида испытаний приведены в таблице 3. Таблица 3
7.3 Условия испытаний поршневого и винтового компрессоров или АК по пунктам 1 - 9 таблицы 3, средства измерений, испытательные стенды и методы измерений, обработка и оформление результатов испытаний, требования безопасности для компрессоров с воздушным охлаждением - по ГОСТ 20073. 7.4 Проверку акустических и вибрационных характеристик АК по пунктам 11, 12 таблицы 3 проводят по согласованным с заказчиком методикам испытаний изготовителя. 7.5 Расход масла винтовым компрессором по пункту 13 таблицы 3 определяют по его содержанию в потоке воздуха по ГОСТ 24484. Для поршневого компрессора расход масла допускается определять по уменьшению его массы в картере по методике изготовителя. 7.6 Гидравлическое сопротивление элементов БОСВ по пункту 14 таблицы 3 определяют как разность измеренных давлений до и после этих элементов. 7.7 Проверку загрязнения сжатого воздуха и его влажности по пунктам 15, 16 таблицы 3 проводят по ГОСТ 24484. Количество воды в жидком состоянии определяют весовым способом. 7.8 Расход воздуха на регенерацию по пункту 17 таблицы 3 определяют с помощью газового счетчика, установленного на дренажном устройстве сброса воздуха. 7.9 Неравномерность вращения вала поршневого компрессора по пункту 7 таблицы 3 определяют по методике изготовителя. 7.10 Значения показателей надежности составных частей АК определяют расчетным методом на основании результатов стендовых и эксплуатационных испытаний. 8 Гарантии изготовителя8.1 Изготовитель гарантирует соответствие всех составных частей АК требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий и правил эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа. 8.2 Гарантийный срок эксплуатации АК и его составных частей - 24 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более 30 мес со дня отгрузки. Библиография[1] МЭК 60571:1998 Оборудование электронное, применяемое на железнодорожном транспорте Ключевые слова: подвижной состав, компрессор поршневой, компрессор винтовой, электродвигатель, агрегат компрессорный, сжатый воздух, давление, температура, очистка, осушение
|