МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА Часть 139 СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ TOM I Дата вступления в силу 1 января 1994 года Настоящие Авиационные правила (часть 139 «Сертификация аэродромов») одобрены Советом по авиации и использованию воздушного пространства (Постановление 3-й /1993 г./ сессии Совета от 29.10.93) для введения авиационными администрациями Договаривающихся государств с 1 января 1994 г. С введением в действие настоящих Авиационных правил (часть 139 «Сертификация аэродромов») утрачивают силу «Правила сертификации гражданских аэродромов, предназначенных для эксплуатации при минимумах I, II, III категорий ИКАО» от 1991 г. ВВЕДЕНИЕ Настоящие Авиационные правила (часть 139 «Сертификация аэродромов»)* разработаны в соответствии с «Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». Правила определяют порядок сертификации аэродромов, расположенных на территории Договаривающихся государств и эксплуатируемых в целях приема и выпуска воздушных судов, выполняющих перевозки пассажиров**. _____________ * В дальнейшем именуются - Правила. ** В дальнейшем именуются - аэродромы. Порядок допуска к эксплуатации аэродромов в целях, отличных от указанных выше, разрабатывается компетентными органами Договаривающихся государств. Цель настоящих правил состоит в обеспечении эксплуатантов аэродромов и сертификационных органов руководящим материалом по правилам выдачи сертификационных документов на аэродромы, а также по порядку контроля в процессе эксплуатации. Правила включают в себя сертификационные требования к аэродромам, которые направлены на обеспечение безопасности полетов и выполнение которых необходимо для получения сертификационных документов на аэродромы и поддержания аэродромов на уровне, обеспечивающем безопасность полетов в процессе дальнейшей эксплуатации. Кроме того, Правила включают в себя Приложения - инструктивный и информационный материал, который поясняет, при необходимости, имеющиеся в Правилах требования и содержит приемлемые для сертификационного органа методы выполнения указанных требований, а также формы необходимых документов. Порядок разработки и совершенствования настоящих Правил устанавливается Советом по авиации и использованию воздушного пространства. том IПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ АЭРОДРОМОВ1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Международный аэродром - для целей настоящих Правил под международным аэродромом понимается аэродром, с которого осуществляются полеты воздушных судов в государства, не являющиеся участниками Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Сертификация - установление соответствия аэродрома сертификационным требованиям*. _____________ * Для целей настоящих Правил сертификационными требованиями считается «Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР)», изд. 3-е, а также требования других нормативных документов гражданской авиации, признаваемые сертификационным органом как необходимые для сертификации. Сертификационный документ аэродрома - документ, выдаваемый сертификационным органом (сертификат, свидетельство, лицензия и др.), который удостоверяет соответствие аэродрома сертификационным требованиям и дает право владельцу на эксплуатацию аэродрома с установленными для него ограничениями. Сертификационный орган - для целей настоящих Правил под сертификационным органом понимается Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета, а также любой другой государственный орган Договаривающихся государств, которому государством поручены функции по выдаче сертификационных документов на аэродромы. Владелец сертификационного документа аэродрома - организация, предприятие или любое другое юридическое лицо, получившее сертификационный документ аэродрома в соответствии с настоящими Правилами. 1.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.2.1. Ни одно лицо не может эксплуатировать аэродром в целях приема и выпуска воздушных судов, выполняющих перевозки пассажиров, без сертификационного документа аэродрома**, выданного в соответствии с настоящими Правилами. Примечание. Ранее выданные сертификаты годности к эксплуатации и свидетельства о государственной регистрации и Годности к эксплуатации аэродромов считается действительными до указанного в них срока действия и подлежат замене на сертификационные документы в установленном настоящими Правилами порядке. _____________ ** В дальнейшем именуется - сертификационный документ. 1.2.2. Сертификационные документы*** выдают сертификационные органы Договаривающихся государств. _____________ *** Название и формы сертификационных документов, выдаваемых сертификационными органами Договаривающийся государств, устанавливаются этими органами. 1.2.3. На международные аэродромы и аэродромы, предназначенные для эксплуатации по I, II, III категории ИКАО, сертификационные документы выдает Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета****. Примечание. По взаимной договоренности между Авиационным регистром и сертификационным органом Договаривающегося государства может быть определен иной перечень аэродромов, на которые сертификационные документы выдает Авиационный регистр. _____________ **** Далее по тексту - Авиационный регистр. Сертификационным документом, выдаваемым Авиационным регистром, является Сертификат (прил. 1). Авиационный регистр информирует о факте выдачи сертификата соответствующий сертификационный орган Договаривающегося государства. 1.2.4. Ответственность за поддержание аэродрома на уровне сертификационных требований и положений сертификационной документации в процессе эксплуатации несет владелец сертификационного документа. 1.2.5. Заявителю или владельцу сертификационного документа рекомендуется консультироваться с сертификационным органом до того, как взять на себя какие-либо обязательства, связанные с проектированием нового, реконструкцией действующего аэродрома, и в других необходимых случаях. 1.3. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИОННОГО ДОКУМЕНТА НА АЭРОДРОМ 1.3.1. Каждый заявитель на сертификационный документ аэродрома* до подачи заявки в сертификационный орган устанавливает соответствие аэродрома сертификационным требованиям и оформляет сертификационную документацию (п. 1.5.1 настоящих Правил) в соответствии с фактическим состоянием аэродрома. Примечание. Заявителем может быть любое юридическое лицо, которое эксплуатирует аэродром и является владельцем аэродрома либо получило согласие владельца на его эксплуатацию. ______________ * В дальнейшем именуется - заявитель. 1.3.2. В соответствии с пп. 1.2.2 и 1.2.3 настоящих Правил, заявитель представляет на рассмотрение соответствующего сертификационного органа заявку (прил. 2). К заявке прилагается сертификационная документация (п. 1.5.1 настоящих Правил). Примечание. Если заявитель не является владельцем аэродрома, то к заявке дополнительно прилагается письменное согласие владельца аэродрома (см. применение к п. 1.3.1 настоящих Правил). 1.3.3. Заявка на получение сертификационного документа рассматривается сертификационным органом, как правило, в течение одного месяца со дня ее получения. В течение этого месяца сертификационный орган информирует заявителя о результатах рассмотрения заявки. В случае отказа в выдаче сертификационного документа сообщаются причины этого отказа. 1.3.4. Заявителю во всех случаях рекомендуется консультироваться с сертификационным органом до подачи заявки. 1.3.5. Заявитель может получить сертификационный документ, если: 1) выполнены требования п. 1.3.2 настоящих Правил; 2) сертификационный орган после рассмотрения заявки и, при необходимости, проверки аэродрома считает, что заявитель: а) правильно установил соответствие аэродрома сертификационным требованиям и способен их выполнять в процессе эксплуатации аэродрома; б) способен выполнить ограничения, которые сертификационный орган считает необходимыми для обеспечения безопасности полетов; 3) сертификационный орган одобряет Инструкцию по производству полетов и Оперативный план по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ**, представляемые в составе сертификационной документации. Примечание. Одобренные ИПП и Оперативный план (один экземпляр) возвращаются владельцу сертификационного документа и ведутся им в качестве контрольных экземпляров: ______________ ** В дальнейшем именуется - ИПП и Оперативный План 4) Авиационный регистр и соответствующий сертификационный орган Договаривающегося государства утверждают совместное решение о допуске аэродрома к эксплуатации по соответствующей категории ИКАО или международным полетам (для категорированных и международных аэродромов). 1.3.6. Сертификационный документ, выданный согласно настоящим Правилам, является, как правило, бессрочным. 1.3.7. Владелец сертификационного документа обязан: эксплуатировать и содержать аэродром в соответствии с сертификационными требованиями и положениями сертификационной документации; 2) обеспечивать, чтобы данные, содержащиеся в изданиях по аэронавигационной информации, соответствовали фактическому состоянию аэродрома; 3) при выявлении на аэродроме несоответствий сертификационным требованиям безотлагательно вводить необходимые ограничения, обеспечивающие безопасность полетов на аэродроме, и информировать сертификационный орган; 4) получать от сертификационного органа одобрение поправок в ИПП и/или Оперативный план; 5) направлять в Авиационный регистр на одобрение материалы, подготовленные для внесения в АИП (для международных аэродромов). Примечание. На аэродроме может эксплуатироваться только сертифицированное или одобренное сертификационным органом для применения оборудование*. ___________ * Под оборудованием понимаются радиотехническое, светосигнальное, метеорологическое и прочее оборудование и технические средства, к которым предъявляются сертификационные требования. 1.3.8. Сертификационный орган имеет право: 1) посещать аэродром в целях инспектирования по вопросам, относящимся к его компетенции; 2) устанавливать для аэродрома необходимые ограничения в целях обеспечения безопасности полетов; 3) приостанавливать (аннулировать) выданные им сертификационные документы по любой из следующих причин: а) владелец сертификационного документа не выполняет обязательства, установленные п. 1.3.7 настоящих Правил; б) по заявлению владельца сертификационного документа. Примечание. Порядок восстановления сертификационного документа после его аннулирования или приостановления аналогичен порядку получения нового сертификационного документа; 4) требовать, при необходимости, от заявителя привлечения научно-исследовательских организаций ГА для проведения на аэродроме специальных исследований (в том числе летных), подтверждающих обеспечение безопасности полетов на аэродроме. 1.4. ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СЕРТИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ 1.4.1. В отдельных случаях допускаются отступления от сертификационных требований, если такие отступления компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов. В этих случаях, после консультации с сертификационным органом, заявитель (владелец сертификационного документа) подготавливает предложения по мерам, обеспечивающим эквивалентный уровень безопасности полетов, и вносит их в ИПП и/или Оперативный план, прилагаемые к заявке на получение сертификационного документа (направляет их в сертификационный орган в виде поправки к ИПП и/или Оперативному плану). 1.4.2. Указанные меры вводятся на аэродроме после одобрения сертификационным органом ИПП и Оперативного плана (поправок к ним). 1.4.3. При разработке указанных мер заявителем (владельцем сертификационного документа) могут привлекаться соответствующие научно-исследовательские организации ГА или иные компетентные организации. При необходимости сертификационный орган может потребовать привлечения этих организаций. 1.5. СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1.5.1. Для целей настоящих Правил под сертификационной документацией понимается: 1) лист-обязательство заявителя (прил. 4); 2) ИПП - 2 экземпляра; 3) Оперативный план - 2 экземпляра. Примечание. Если к разработке мероприятий по обеспечение эквивалентного уровня безопасности полетов, а также если по требованию сертификационного органа к проведение специальных исследований привлекались научно-исследовательские организации ГА или иные компетентные организации, то в состав сертификационной документации включаются соответствующие документы этих организаций (заключения, отчеты и т.п.). 1.5.2. Поправки в ИПП и/или Оперативный план могут вноситься только после одобрения сертификационным органом. 1.5.3. При проведении на аэродроме каких-либо изменений, требующих внесения соответствующих поправок в ИПП и/или Оперативный план, владелец сертификационного документа заблаговременно (до предполагаемой даты вступления изменений в силу) представляет в сертификационный орган заявку (прил. 3). К заявке прилагаются тексты поправок, по возможности - в виде листов, заменяющих текст действующих ИПП и/или Оперативного плана. Заявка на внесение поправок в ИПП и/или Оперативный план рассматривается, как правило, в 10-дневный срок с момента ее поступления в сертификационный орган. После рассмотрения заявки сертификационный орган уведомляет владельца сертификационного документа об одобрении поправки или отказе в ее одобрении с указанием причин отказа (уведомление осуществляется в виде официального письма или телеграммы). 1.5.4. Если сертификационный орган считает, что требуются немедленные действия по обеспечению безопасности полетов, то, при необходимости, он может потребовать от владельца сертификационного документа принятия незамедлительных мер с одновременным внесением поправок в ИПП и/или Оперативный план и объявлением даты вступления в силу этих поправок. 1.6. ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ К АИП ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ АЭРОДРОМАМ 1.6.1. Данные по аэродромам, допущенным к международным полетам, а также изменения к ним, до внесения в АИП направляются для одобрения в Авиационный регистр. Для этого владелец сертификата международного аэродрома заблаговременно (до предполагаемой даты вступления в силу данных, включаемых в АИП, или изменений к ним) представляет в Авиационный регистр заявку (см. прил. 3). К заявке прилагаются тексты, включаемые в АИП. 1.6.2. Заявка на одобрение данных, включаемых в АИП или изменений к ним рассматривается, как правило, в 10-дневный срок со дня ее поступления в Авиационный регистр. После рассмотрения заявки Авиационный регистр уведомляет владельца сертификата об одобрении или отказе в одобрении заявки с указанием причин отказа (уведомление осуществляется в виде официального письма или телеграммы). Приложение 1
СЕРТИФИКАТ № Аэродром Местонахождение аэродрома Владелец аэродрома Владелец сертификата Срок действия сертификата Настоящим удостоверяется, что аэродром соответствует сертификационным требованиям, в том числе по: I категории ИКАО с МКпос II категории ИКАО с МКпос III категории ИКАО с МКпос ____________ Должность ____________ Подпись Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
СОДЕРЖАНИЕ
|