РУКОВОДСТВО МОСКВА
Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению» (АНО «Метеоагентство Росгидромета») 2. РАЗРАБОТЧИКИ: М.В. Петрова (Генеральный директор АНО «Метеоагентство Росгидромета») В.Ф. Лалетина (руководитель темы) Ю.Н. Нарышкина (ответственный исполнитель) Т.М. Безрукова Л.Г. Полянина Э.М. Пахомова Н.Г. Михайлова 3. СОГЛАСОВАН с УГМК Росгидромета 24.12.2007, ГОУ «ИПК Росгидромета» 04.12.2007, ФГУ ГАМЦ 02.12.2007, ГУ «НПО «Тайфун» 11.09.2008 4. УТВЕРЖДЕН исполняющим обязанности Руководителя Росгидромета И.А. Якубовым 12.09.2008 5. ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГУ «НПО «Тайфун» за номером РД 52.21.703 от 11.09.2008 6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии (далее - руководство) разработано в рамках Ведомственной целевой программы (Аналитической программы ведомства) «Совершенствование метеорологического обеспечения гражданской авиации». Руководство разработано в соответствии с рекомендациями о внедрении в практику национальных метеорологических служб публикации ВМО-№ 258 [1], подготовленного под руководством Группы экспертов Исполнительного Совета ВМО по образованию и подготовке кадров, Дополнения 1 к данному изданию [2], а также с учетом положений закона [3], Технического регламента [4], Приложения 1 [5] и Приложения 3 [6] к Конвенции о международной гражданской авиации. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Дата введения - 2009-01-01 1. Область примененияНастоящее руководство предназначено для использования в организациях Росгидромета и других ведомствах, выполняющих работы по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии. Введение в практику настоящего руководства способствует внедрению международных принципов образования и подготовки персонала в области авиационной метеорологии, типовых программ обучения (повышения уровня квалификации), а также единой системы классификации метеорологического персонала для национальных метеорологических служб стран - членов Всемирной метеорологической организации (ВМО). Настоящее руководство устанавливает требования к образованию и обучению (повышению квалификации), получению допуска к работе метеорологического персонала. Руководящему составу авиационных метеорологических подразделений, преподавательскому и руководящему составу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), научно-исследовательских институтов, частных компаний, выполняющих работы в области метеорологического обеспечения гражданской авиации, необходимо скорректировать планирование и организацию учебных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Руководства. 2. Термины, определения и сокращения2.1. В настоящем руководстве применены следующие термины с соответствующими определениями: 2.1.1 авиационная метеорология: Прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия деятельности авиации, влияние их на авиацию, формы метеорологического обеспечения авиации и способы ее защиты от неблагоприятных атмосферных воздействий. 2.1.2 авиационный пользователь: Эксплуатант, члены летного экипажа, органы обслуживания воздушного движения, органы поисково-спасательной службы, администрация аэропортов и другие частные и юридические лица или органы, использующие метеорологическую информацию в авиационных целях. 2.1.3 аспекты человеческого фактора: Принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека. 2.1.4 аэродром: Участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. 2.1.5 безопасность полетов: Состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. 2.1.6 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. 2.1.7 Всемирная метеорологическая организация; ВМО: Метеорологическая организация, которая разрабатывает стандартные формы метеорологической документации, терминологию прогнозов погоды, цифровые, буквенные коды и способы передачи метеорологической информации, сроки производства наблюдений за погодой, требования к точности измерений характеристик погоды, к приборам и аппаратуре, используемой для этих целей. 2.1.8 Всемирная система зональных прогнозов; ВСЗП: Всемирная система, обеспечивающая предоставление в единообразной стандартизированной форме авиационных метеорологических прогнозов по маршруту всемирными центрами зональных прогнозов. 2.1.9 Всемирный центр зональных прогнозов; ВЦЗП: Метеорологический центр, предназначенный для подготовки и рассылки непосредственно государствам прогнозов особых явлений погоды, ветра и температуры на высотах в цифровой форме в мировом масштабе, используя соответствующие возможности авиационной фиксированной службы. 2.1.10 диплом: Документ об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации, а также о присвоении ученой степени и ученого звания. 2.1.11 зональный прогноз; GAMET: Зональный прогноз, составляемый открытым текстом с сокращениями для полетов на малых высотах, применительно к району полетной информации или его субрайону (подрайону) метеорологическим органом и передаваемый метеорологическим органам соседних районов полетной информации. 2.1.12 инструктаж: Устная консультация по фактическим и/или ожидаемым метеорологическим условиям. 2.1.13 информация AIRMET: Выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов на малых высотах. 2.1.14 информация SIGMET: Выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов. 2.1.15 консультация: Обсуждение с метеорологом или другим специалистом фактических и/или ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета; обсуждение включает ответы на вопросы. 2.1.16 корректив к прогнозу: Частичное или полное исправление прогноза погоды, срок действия которого еще не начался или не закончился. 2.1.17 маршрут полета: Установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине. 2.1.18 метеорологическая информация: Метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий. 2.1.19 метеорологическая сводка: Сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящихся к определенному времени и месту. 2.1.20 метеорологический орган: Орган, предназначенный для метеорологического обеспечения авиационных пользователей. 2.1.21 метеорологический спутник: Искусственный спутник Земли (ИСЗ), проводящий метеорологические наблюдения и передающий результаты этих наблюдений на Землю. 2.1.22 метеорология: Наука об атмосфере - о ее строении, свойствах и протекающих в ней физических процессах, одна из геофизических наук (также используется термин «атмосферные науки»). Примечание - Основными дисциплинами метеорологии являются динамическая, физическая, синоптическая метеорология и климатология. Как профессия, метеорология включает анализ и прогноз погоды, мониторинг и предсказание климата. В дополнение к физике, химии и динамике атмосферы, метеорология изучает влияние атмосферы на поверхность Земли, океаны и жизнь в целом. Существует ряд прикладных метеорологических дисциплин, как авиационная метеорология, медицинская метеорология и др., которые объединяются под общим названием прикладной метеорологии. 2.1.23 метеорологическое обеспечение полетов ВС: Метеорологическое обеспечение, которое заключается в своевременном предоставлении метеорологической информации авиационным пользователям, связанным с осуществлением или развитием гражданской авиации и международной аэронавигации, необходимой для выполнения их функций. 2.1.24 метеорологический персонал: Группа сотрудников национальной метеорологической службы, которые имеют официальную метеорологическую квалификацию метеоролога или техника-метеоролога. 2.1.25 наблюдение (метеорологическое): Оценка одного или нескольких метеорологических элементов. 2.1.26 Национальная метеорологическая служба; НМС: Структура, созданная для выполнения метеорологических и связанных с метеорологией функций и осуществляющая свою деятельность в государстве, правительство которого берет на себя ответственность за обеспечение безопасности, защиты и общего благосостояния своих граждан и выполнение международных обязательств в соответствии с Конвенцией ВМО. 2.1.27 область деятельности: Совокупность технически смежных видов работ, формирующих сравнительно независимую рабочую структуру или административную единицу в составе НМС, осуществляющих набор специализированных видов обеспечения для того, чтобы выполнить значительную часть общих задач НМС. 2.1.28 образование: Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3]. 2.1.29 обучение без отрыва от производства: Динамичный и непрерывный процесс познавания, включающий в себя гибкое отношение к учебным правилам, методам оценки знаний, учебным программам и методам преподавания, возможность совмещения учебы с работой, продолжающийся в течение периода активной трудовой деятельности. 2.1.30 опасные для авиации явления погоды: Особые явления погоды, достигающие или превышающие установленные критерии для безопасного производства полетов, указанные в Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, которые могут создать угрозу безопасности полетов и/или нанести материальный ущерб авиационной технике. 2.1.31 орган обслуживания воздушного движения: Общий термин, в соответствующих случаях означающий оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства (далее именуются - органы ОВД (управления полетами). 2.1.32 предупреждение: Информация о наличии, ожидаемом возникновении или усилении опасного для авиации явления погоды. 2.1.33 прогноз (погоды): Описание метеорологических условий, ожидаемых в определенный момент или период времени в определенной зоне или части воздушного пространства. 2.1.34 профессиональная компетентность: Обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях. 2.1.35 свидетельство: Документ, официально подтверждающий какой-либо факт, имеющий юридическое значение, либо право лица (об окончании учебного заведения). 2.2. В настоящем руководстве применены следующие сокращения на русском языке:
2.3. В настоящем руководстве применены следующие сокращения на английском языке:
3. Классификация персонала и требования к профессиональной подготовке3.1. Классификация персонала в авиационной метеорологии3.1.1. Цели классификации3.1.1.1. Предлагаемая в настоящем руководстве система классификации персонала рекомендована ВМО, утверждена Исполнительным Советом ВМО на пятидесятой сессии (Женева, 1998 г.) и одобрена к применению с 1 января 2001 года Тринадцатым конгрессом ВМО (Женева, 1999 г.). 3.1.1.2. Цели настоящей системы классификации: а) обеспечение общего понимания основных требований к квалификации персонала для осуществления функций в области метеорологии, прописанных в Конвенции ВМО; б) содействие разработке унифицированных программ для образования и обучения персонала, осуществляющего эти функции; в) содействие в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся персонала, вспомогательных служб по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации, и совершенствовать ее [7]. 3.1.2. Категории персоналаОпределены две категории персонала - профессионалы с высшим образованием и техники. Эти категории определяются следующим образом: а) инженер-метеоролог (синоптик) - лицо, имеющее высшее образование с соответствующим уровнем знаний математики, физики, химии и вычислительной техники, и окончившее курс специальных программ для метеорологов; б) техник-метеоролог - лицо, окончившее курс обязательных программ для техников-метеорологов. 3.1.3. Продвижение по службе3.1.3.1. В каждой категории используются три уровня для продвижения персонала по служебной лестнице: начальный, средний и высший. 3.1.3.2. Любое повышение работника по службе основывается на приобретенном опыте работы и окончании соответствующих учебных мероприятий по повышению квалификации. 3.1.3.3. Отдельные работники каждой категории продвигаются по служебной лестнице от должностей с незначительным уровнем ответственности до должностей с более высоким уровнем ответственности, в том числе до должностей руководителей. 3.1.4. Начальная квалификация инженера-метеоролога3.1.4.1. Все виды профессиональной подготовки инженера-метеоролога проводятся в высших учебных заведениях (университетах) и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих лицензии и государственную аккредитацию. 3.1.4.2. Квалификация инженера-метеоролога присваивается по окончании высшего метеорологического образования. 3.1.4.3. Студенты учебных заведений, успешно завершившие обучение, получают дипломы государственного образца о соответствующем образовании, которые дают право приступить к стажировке. 3.1.5. Порядок проведения стажировки для получения допуска к работе3.1.5.1. После окончания высшего учебного заведения (университета) и на основании приказа руководителя (директора) метеорологического органа, инженер-метеоролог проходит стажировку. Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. За каждым стажером закрепляется инструктор. 3.1.5.2. Продолжительность стажировки составляет от 3 до 9 месяцев. Началом стажировки является день издания приказа. 3.1.5.3. Период времени, используемый для получения специализации в области авиационной метеорологии, определяется в зависимости от предварительной метеорологической подготовки и опыта специалиста. Опытный инженер-метеоролог, имеющий другую специализацию, проходит примерно 60 ч обучения с последующей стажировкой от двух до шести недель под наблюдением инструктора. 3.1.5.4. Проверка теоретических знаний и практических навыков проводится непосредственными или вышестоящими начальниками в соответствии с технологией работы и должностной инструкцией специалиста. 3.1.6. Уровни продвижения по службе для инженеров-метеорологов3.1.6.1. Основные обязанности инженеров-метеорологов включают составление и распространение авиационных прогнозов погоды и предупреждений об опасных для авиации явлениях и условиях погоды. 3.1.6.2. Основные обязанности для продвижения по службе инженеров-метеорологов при: а) начальном уровне - только что приступившие к работе инженеры-метеорологи занимаются текущей работой, выполняемой под руководством старших и в сотрудничестве с другими специалистами. Определенная самостоятельность возможна в пределах установленного круга обязанностей; б) среднем уровне - инженеры-метеорологи занимаются более широким спектром деятельности, чем при начальном уровне, и в более широком спектре ситуаций, которые могут быть сложными и нестандартными. Требуется способность интегрировано применять знания и профессиональные навыки, умение разрешать проблемы. Важны самостоятельность и ответственность. Приветствуется способность применять творческий подход к решению технических и административных проблем; в) высшем уровне - от инженеров-метеорологов требуется компетентность в применении значительного диапазона фундаментальных принципов и сложных технологий в решении широкого круга проблем, часто непредсказуемого разнообразия и сложности. Требуется способность умело применять накопленные знания и профессиональный опыт при решении новых и нестандартных задач, чувство личной ответственности. В отдельных случаях требуется принять на себя ответственность за работу других сотрудников при анализе и планировании, контроле и оценке, обучении и переобучении; координации и руководстве работой отдельных подразделений. 3.1.7. Начальная квалификация техника-метеоролога3.1.7.1. Существуют различные подходы при подготовке техников-метеорологов: от обязательного обучения в техникумах или колледжах с отдельными программами в области метеорологии, до простой профессиональной подготовки на рабочем месте для производства наблюдений и измерений. 3.1.7.2. Продолжительность стажировки дипломированного техника-метеоролога составляет от 2 до 4 месяцев под наблюдением инструктора. 3.1.7.3. Период времени, используемый для получения специализации в области авиационной метеорологии, определяется в зависимости от предварительной метеорологической подготовки и опыта специалиста. Опытный техник-метеоролог, имеющий другую специализацию, проходит примерно 30 ч обучения и обязательную стажировку от двух до четырех недель под наблюдением инструктора. 3.1.8. Уровни продвижения по службе для техников-метеорологов3.1.8.1. Основные обязанности техников-метеорологов включают наблюдения за погодой, климатом и окружающей средой; оказание помощи инженерам-метеорологам в подготовке и распространении анализов, прогнозов, предупреждений и другой продукции. В авиационных метеорологических подразделениях также работают техники других специальностей - специалисты по электронике, обслуживанию приборов, различного оборудования и связи. 3.1.8.2. Основные обязанности техников-метеорологов для продвижения по службе при: а) начальном уровне - выполнение повседневных и простых работ под наблюдением старших, часто совместно с другими членами коллектива и, как правило, не принимают самостоятельных решений. Обычно они специализируются на выполнении определенных видов работ, например, измерения, обработка данных и т.д.; б) среднем уровне - помимо выполнения стандартных работ, привлечение техников-метеорологов к другим видам деятельности. Работа под руководством старших техников-метеорологов или инженеров-метеорологов; в) высшем уровне - выполнение сложных работ технического и профессионального характера со значительной долей ответственности, включая ответственность за работу других техников-метеорологов. Требуется способность принимать решения по техническим вопросам и решать все технические проблемы в специализированных областях их деятельности. Примечание - Для специалистов по электронике, обслуживанию приборов, различного оборудования и связи, имеющих высшее образование, устанавливаются соответствующие категория и уровни. 3.1.9. Коллективизм и взаимозаменяемость3.1.9.1. Уровень начальной подготовки и последующее повышение квалификации инженеров-метеорологов существенно отличаются от соответствующих уровней техников-метеорологов. На практике некоторые техники-метеорологи высшего уровня могут выполнять работы с кругом обязанностей, аналогичным или даже шире того, которым руководствуются инженеры-метеорологи начального уровня. Однако знания и опыт техников-метеорологов больше ориентированы на оперативную работу, тогда как у инженеров-метеорологов акцент сделан на более глубокие теоретические знания и понимание поставленных задач. 3.1.9.2. Техники-метеорологи могут перейти в разряд инженеров-метеорологов после дополнительного образования и обучения, закончив высшее учебное заведение. 3.1.9.3. В процессе работы обе категории персонала должны повышать свои знания и профессиональный опыт в системе НОО, включая самоподготовку. 3.1.9.4. В авиационных метеорологических подразделениях часто инженеры-метеорологи и техники-метеорологи работают совместно, где они не только дополняют друг друга, но и вынуждены приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и развивать свои способности. Возникает потребность расширять и углублять свои знания и опыт, а также вырабатывать способность адаптации, гибкости и самостоятельности в работе. 3.1.9.5. Приобретение соответствующих знаний и опыта является необходимым условием профессиональной компетентности и для того, чтобы: а) справляться с физическими нагрузками и перегрузками, соблюдая правила охраны труда и личной гигиены; б) эффективно обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом; в) применять нестандартные методы в решении возникающих проблем; г) справляться с одновременным решением нескольких задач; д) учитывать знания и опыт других членов коллектива; е) приобретать новые знания, опыт и понимание вопросов при изменении технологий, рабочих процедур, вида продукции; ж) понимать влияние вклада отдельных сотрудников в выполнение национальных и международных обязательств. 3.1.10. Постоянное обучение авиационных пользователей3.1.10.1. Способность авиационных пользователей четко понимать содержание прогностической продукции и полетной документации является важнейшим условием для безопасности полетов воздушных судов. Специалисты авиационных метеорологических подразделений должны участвовать в проведении курсов переподготовки пользователей по вопросам авиационной метеорологии, изменений в метеорологических кодах, информации SIGMET, прогностической продукции и т.д. Курсы должны проводиться на регулярной основе для всех авиационных пользователей - пилотов, диспетчеров и персонала по планированию полетов. Работники аэропорта, ответственные за расчистку снега и обслуживание пассажиров, также требуют регулярного обновления знаний по вопросам предупреждений и прогнозов, относящихся к сфере их деятельности. 3.1.10.2. Метеорологический персонал, привлекаемый к проведению курсов переподготовки авиационных пользователей, должен обладать способностью, читать лекции доступным языком с использованием наглядной графической информации. Такая наглядная информация может изготавливаться централизованно, но специалисты должны быть способны сделать необходимые добавления и изменения для того, чтобы приспособить стандартные учебные материалы для определенных целей, например, с учетом местных потребностей или для специализированных групп пользователей. Следует поощрять обращение пользователей за специальными консультациями в случаях, когда стандартные брифинги или документация считаются недостаточными (экстремальные или необычные погодные условия, технические проблемы со стороны пользователей). 3.2. Обязанности и требования к компетентности персонала, работающего в разных направлениях авиационной метеорологии3.2.1. Общие положения3.2.1.1. Уровень обучения в большей степени определяется по результатам «выхода» учебного процесса (что может сделать обучаемый), чем по «входу» (чему учат обучаемого). Данный подход ведет к понятию компетентности - способности выполнять действия в профессиональной области на требуемом уровне. Таким образом «выходом» учебного процесса должно быть лицо, которое продемонстрировало требуемую компетентность по определенным элементам, определяющим качество работы. 3.2.1.2. Элементы, определяющие качество работы, включают: а) круг обязанностей (обязанности формулируются в виде постановки специфических задач), закрепленных должностной инструкцией; б) требуемые знания, понимание задачи; в) профессиональное мастерство и опыт работы. 3.2.1.3. Оперативные обязанности и требования к компетентности персонала авиационных метеорологических подразделений предполагают дипломированного инженера-метеоролога и дипломированного техника-метеоролога, имеющих соответствующее подтверждение. 3.2.1.4. Работа в технических направлениях деятельности, связанных с приборами, наблюдениями и измерениями, обработкой, анализом и передачей данных, все более становится автоматизированной и традиционный количественный состав персонала уменьшается. Как инженеры-метеорологи, так и техники-метеорологи должны быть знакомы с основными методами наблюдений и приборами, а также способны пользоваться компьютерными устройствами, программами обработки и распространения данных. 3.2.1.5. Инженер-метеоролог должен иметь четкие знания: - синоптических процессов, приводящих к возникновению опасных для авиации явлений погоды; - методов и средств для подготовки авиационных прогнозов погоды, предупреждений об опасных для авиации явлениях погоды; - процедур подготовки и форматов, используемых для передачи прогностической продукции; - методов и средств производства метеорологических наблюдений на аэродроме и составления сводок погоды. 3.2.1.6. Инженер-метеоролог отвечает за подготовку прогнозов для обеспечения полетов различных типов воздушных судов. При этом необходимо учитывать влияние, как на земле, так и в воздухе следующих опасных для авиации явлений и условий погоды: - сильного ветра; - ограниченной видимости; - сильных ливневых осадков; - грозы, града, шквала; - смерча; - кучево-дождевой и мощной кучевой облачности; - обледенения; - турбулентности; - сдвига ветра (горизонтального и вертикального); - сильных горных волн; - сильных пыльных бурь; - сильных песчаных бурь; - вулканического пепла. 3.2.1.7. Инженер-метеоролог отвечает за прогнозы всех опасных явлений и условий, перечисленных выше, т.к. главная цель метеорологического обеспечения полетов воздушных судов - содействие безопасности полетов. Для анализа и прогноза опасных явлений в соответствующих районах прогнозирования необходимы знания в области климатологии опасных явлений с учетом географических факторов. 3.2.2. Обязанности и требования к компетентности инженера-метеоролога3.2.2.1. Основные задачи деятельности в области авиационной метеорологии состоят в постоянном мониторинге погоды в определенной географической зоне; составлении и распространении авиационных прогнозов погоды, предупреждений по аэродрому, предупреждений о сдвиге ветра, информации SIGMET и AIRMET. 3.2.2.2. Главные обязанности инженера-метеоролога заключаются в следующем: а) составлять и/или получать прогнозы, предупреждения и другую соответствующую информацию для аэродромов, районов полетной информации (районных центров), районов и маршрутов полетов; б) осуществлять постоянный мониторинг за метеорологическими условиями над аэродромами, районами полетной информации (районными центрами), маршрутами полетов; в) комплектовать полетную документацию, проводить инструктаж и/или консультации членов летного экипажа и/или прочего персонала, связанного с производством полетов; г) взаимодействовать в рабочем порядке со службами ОВД. 3.2.2.3. Инженеру-метеорологу необходимо получить как общие, так и специальные навыки анализа и прогнозирования погоды по: а) погодным явлениям, которые включают знание основных процессов, приводящих к возникновению опасных для авиации явлений погоды, умение их анализировать и прогнозировать; понимание влияния метеорологических условий на выполнение полетов воздушных судов на различных этапах; б) мониторингу погоды, который включает анализ и интерпретацию синоптических карт, диаграмм и графиков, проведение комплексного диагноза, а также выполнение мониторинга погоды в режиме реального времени, используя для этого данные МРЛ и ИСЗ, контроль за развитием фактической погоды; в) прогнозированию погоды, которое включает знание и умение применять принципы, методы и приемы прогнозирования погоды, понимание, интерпретацию и применение продукции, основанной на использовании моделей численных прогнозов погоды; г) применению метеорологических кодов, которое включает знание авиационных метеорологических кодов, а также критериев, применяемых при составлении местных специальных сводок и сводок SPECI, коррективов к прогнозам TAF, TREND и GAMET; предупреждений, выполнению стандартных правил их использования; д) интерпретации спутниковых и радиолокационных данных: умение интерпретировать спутниковые и радиолокационные изображения, включая анализ эволюции конвективных систем, фронтальных систем, расположение туманов/слоистых облаков, облачных слоев потенциально возможного обледенения, сдвига ветра и вулканического пепла; е) профессиональному выполнению обязанностей на местах, пониманию и всесторонней оценке оперативных требований пользователей на местах; ж) полетам воздушных судов, которые включают знания систем телесвязи, метеорологических аспектов планирования и производства полетов воздушных судов, процедур метеорологического обеспечения международной аэронавигации, служб воздушного движения, служб аэронавигационной информации; и) взаимодействию с гражданской авиацией, которое включает знание руководящих принципов возмещения издержек гражданской авиации, взаимодействие в рабочем порядке со службами ОВД; к) применению правил международных организаций, которые включают понимание функционирования ВСЗП и умение использовать продукцию ВЦЗП, понимание функционирования Международной службы слежения за вулканами на воздушных трассах (IAVW) и видов обслуживания, предоставляемых Консультативными центрами по вулканическому пеплу (VAAC). 3.2.3. Обязанности и требования к компетентности техника-метеоролога3.2.3.1. Задачей деятельности техника-метеоролога является производство наблюдений за погодой в оперативном режиме (регулярные и специальные наблюдения). 3.2.3.2. Обязанности и требования к компетентности техника-метеоролога включают при: а) приземных наблюдениях - проведение наблюдений за погодой, регистрацию параметров для составления сводок погоды, кодирование результатов наблюдений в стандартном формате, передачу закодированных сообщений; б) наблюдениях за погодой - анализ наблюдений и умение выявлять вероятные значительные изменения погоды над аэродромом, знание и понимание явлений погоды, характерных для данного района, слежение за возможными изменениями погоды в районе аэродрома; в) предупреждениях об опасных явлениях погоды - умение определять опасные для авиации явления погоды и их возможное влияние на производство полетов ВС, разбираться в основных прогнозах погоды и оценивать предполагаемые изменения погоды в районе аэродрома, предупреждать дежурного инженера-метеоролога и пользователей о наблюдаемых изменениях погоды в зоне ответственности; г) распространении продукции - распространение данных наблюдений, рассылка сообщений пользователям, ответы на запросы пользователей. 3.2.4. Обязанности и требования к компетентности прибориста3.2.4.1. Задачей деятельности прибористов является руководство и контроль за работой сети наблюдений; подбор и стандартизация метеорологических приборов и методов наблюдений, калибровка, техническое обслуживание и ремонт метеорологических приборов. 3.2.4.2. Обязанности и требования к компетентности прибориста при техническом обслуживании включают: а) проведение регламентного обслуживания метеорологических приборов и другого оборудования; б) обеспечение работы автоматизированных метеорологических станций; в) выполнение других соответствующих технических работ. 3.2.5. Обязанности и требования к компетентности специалистов по информационным технологиям и обработке данных3.2.5.1. Задача деятельности специалистов, работающих в направлении информационных технологий и обработки данных, состоит в сборе и обработке поступающих данных наблюдений, составлении комплекта данных для анализа погоды и прогнозирования, специальных комплектов данных для архивации, обслуживании соответствующих технических средств и систем. 3.2.5.2. Главные обязанности и требования к компетентности инженера по программному обеспечению включают по: а) оборудованию и программному обеспечению - знание основных видов оборудования, компонентов программного обеспечения и средств коммуникации; б) обработке данных - применение стандартных методов для обработки, контроля качества и анализа ошибок от различных источников входных данных, данных ручных и автоматических наблюдений, данных радиолокаторов и спутников; в) формированию метеорологических данных - знание основных операций, используемых для формирования полей метеорологических переменных, используя усвоение данных от различных датчиков и платформ; г) манипуляции метеорологических данных - манипуляция и обработка метеорологических данных включает сбор, организацию, управление и хранение информации; способность эксплуатировать системы передачи данных; д) использованию международной системы телесвязи - знание назначения международной метеорологической системы телесвязи и требований Технического регламента ВМО при организации такой системы; е) совершенствованию ИТ систем - помощь в работах по модернизации компьютерных и телекоммуникационных систем, используемых для обработки и передачи метеорологической информации. 3.3. Обязанности и требования к компетентности персонала, работающего в направлениях по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов3.3.1. Общие положенияОпределенный уровень знаний в области авиационной метеорологии требуется как от персонала, занятого оперативной авиационной метеорологической деятельностью, руководящего состава, так и персонала, работающего с авиационным пользователем. 3.3.2. Менеджмент и администрирование3.3.2.1. Задача деятельности персонала, работающего в направлении менеджмента и администрирования, состоит в руководстве, контроле и направлении основной деятельности с целью оптимального использования имеющихся людских, технических и финансовых ресурсов. 3.3.2.2. Обязанности и требования к компетентности персонала (руководителя и инспектора по работе авиационной метеорологической сети) включают по: а) принципам управления - знание и понимание принципов руководства и администрирования, применяемых для организации оперативной, научной и технической работы; б) работе руководителя - знание организации оперативной деятельности, умение ставить цели и задачи подразделениям, контроль исполнения поставленных задач, предвидение проблемы и разработка планов для их решения, принятие эффективных решений и рассмотрение альтернативных возможностей; в) управлению ресурсами - эффективное управление людскими и финансовыми ресурсами; распределение времени, планирование продвижения по службе и постоянное повышение квалификации персонала; г) коллективизму в работе - активное участие в работе коллектива, понимание требований и разработка принципов сотрудничества с внутренними и внешними потребителями; д) руководству коллективом - обеспечение руководства, эффективное взаимодействие с коллективом, способность к мотивации, умение расположить к себе сотрудников и найти с ними общий язык, положительное отношение к новаторству; е) погоде и климату - знание специфических явлений погоды и климатологии заданного района. 3.3.2.3. Участие руководителя и администраторов в планировании и осуществлении программ постоянного повышения квалификации персонала является необходимым. 3.3.3. Образование и обучение персонала3.3.3.1. Задача деятельности персонала, работающего в направлении образования и обучения, состоит в организации обучения и повышении профессионализма персонала, обучении потребителей в использовании авиационной метеорологической информации. 3.3.3.2. Обязанности и требования к компетенции инструктора, научного работника и профессорско-преподавательского состава включают при: а) определении требований к обучению - разработку требований к организации обучения и повышению квалификации, индивидуальных требований к повышению образования, планирование и разработку стратегии обучения персонала для авиационных метеорологических подразделений; б) планировании обучения составление программы планового обучения и повышения квалификации, планирование обеспечения учебных процессов материальными средствами и оборудованием; в) преподавании - осуществлении программ обучения и повышения квалификации, понимание необходимости использования новых методов преподавания, включая современные технические средства; г) оценке обучения проверку результатов и эффективности учебных процессов, оценку успехов, включая результаты повышения компетенции отдельных лиц; д) наличии метеорологических знаний - постоянное совершенствование научных знаний в области авиационной метеорологии. 3.3.4. Исследования и разработки3.3.4.1. Задача деятельности персонала, работающего в направлении исследований и разработок, состоит в организации прикладных научных исследований и разработок с целью постоянного совершенствования будущих работ, обеспечения и развития новых идей в метеорологической науке и технике. 3.3.4.2. Обязанности и требования к компетенции научных сотрудников в области авиационной метеорологии, исследователей и разработчиков включают при: а) получении профессиональной специализации - всестороннее знание специальности на уровне национального эксперта или консультанта, демонстрирование способности к повышению квалификации в течение всего периода трудовой деятельности, применение в работе научных методов, научных исследований и изобретений, способность находить, идентифицировать и отбирать научную информацию; б) изучении вычислительной техники знание, понимание и использовании программ математического обеспечения, повышение профессиональных знаний в области программирования и вычислительных систем; в) применении исследований и разработок - включение результатов научных исследований в оперативную работу авиационных метеорологических подразделений, разработка новых видов продукций и технологий в соответствии с современными требованиями BMO и ICAO, проведение исследований и содействие решению проблемных вопросов в области авиационного метеорологического прогнозирования; г) применению творческих способностей при решении проблем - применение творческого и независимого мышления, признание и поощрение творческих способностей, рационалистического анализа и новаторского подхода к решению сложных проблем у других членов коллектива, обладание высокой степенью эрудированности при анализе проблем и способностью использовать достижения науки и техники при их решении; д) изучении погоды и климата - знание и понимание погодных и климатических явлений в пределах от местного до глобального масштаба; е) образовании, обучении и преподавании - при необходимости оказание помощи в осуществлении программ непрерывного образования и обучения. 3.3.5. Экономическая метеорология и работа с заказчиком3.3.5.1. Задача деятельности персонала, работающего с заказчиком в направлении экономической метеорологии, состоит в планировании, рекламировании и продаже авиационных метеорологических данных, информации и другой продукции с учетом настоящих и планируемых требований конечных пользователей. Типичные направления работ требуют специалистов в области авиационной метеорологии по вопросам экономики, маркетинга и выполнения требований заказчика. 3.3.5.2. Обязанности и требования к компетентности персонала включают при: а) осуществлении маркетинга - знание и понимание основных методов, техники и процедур маркетинга, других альтернативных методов, способствующих сбыту и продаже продукции, стандартных пакетов программ исследования рынка и используемых баз данных; б) расчетах экономической выгоды - понимание функционирования рынка авиационной метеорологической продукции, работы моделей принятия решения, исследований рынка и возможных технологий оценки для определения экономической выгоды; в) выполнении договорных правил - понимание договорных обязательств и процедур, юридических последствий для авиационных метеорологических организаций в случае не выполнения контракта; г) осуществлении рационализаторства - демонстрирование предпринимательского взгляда и новаторского подхода при анализе проблем и использовании технических методов при их решении, применение принципов маркетинга; д) при управлении ресурсами - разработка и руководство проектами (программами) и ведение учета финансовых и материальных ресурсов; е) демонстрировании коммуникабельности - проявление способности к установлению личных отношений, особенно при обмене информацией и представлении продукции, разрешении жалоб и спорных вопросов; ж) выполнении требований заказчика - знание диапазона потребностей заказчика и возможных ограничений с тем, чтобы правильно реагировать и представлять их требования; и) понимании природных явлений - знание принципов авиационной метеорологии и основных региональных явлений погоды. 4. Непрерывное образование и обучение4.1. Общие положения4.1.1. Прогресс является естественным процессом для всех организаций. Примеры факторов прогресса, влияющих на деятельность авиационных метеорологических подразделений: а) возрастающее использование достижений науки и техники, приводящее к улучшению качественных и количественных показателей результатов наблюдений наземных и космических систем; б) широкое использование автоматизированных рабочих мест, позволяющее отображать и манипулировать метеорологической информацией; в) лучшее понимание процессов, происходящих в атмосфере и океанах, широкое использование численных методов и моделей прогнозирования; г) увеличивающееся применение новых видов данных, моделей, исследований и методов прогнозирования, приводящее к появлению новых видов продукции и обеспечения, приносящих пользу потребителям; д) увеличивающееся давление со стороны правительства в переходе к коммерческой деятельности и/или системе возмещения расходов. 4.1.2. В последние несколько десятилетий скорость, с которой метеорологические подразделения должны перестраиваться, резко возросла в результате быстрого развития информационных технологий, систем телесвязи и глоболизации. 4.1.3. Так как прогресс является естественным процессом и касается как организаций, так и отдельных граждан, желательно его планирование, вместо того, чтобы просто реагировать на изменения, а также активно способствовать претворению их в жизнь. 4.2. Организация учебного процесса4.2.1. Существует стратегическая выгода для организации, способной быть в гармонии с изменяющимися технологиями. Необходимость для организации перестраиваться в этом направлении приводит к понятию «обучающаяся организация». Некоторые отличительные черты «обучающейся организации»: - работники ищут возможности для обучения; - подготовка кадров в центре внимания; - совершенствование знаний каждого работники является нормой; - поощряется коллективная работа; - отсутствуют бюрократические порядки; - обсуждаются ошибки в целях их исключения. 4.2.2. Для того, чтобы организация стала обучающейся, необходимо полное изменение в культуре отношения к вопросу. Необходимо рассматривать множество факторов. Они касаются таких вопросов, как стратегия и видение будущего, практика администрирования и исполнения, распределение обязанностей и потоков информации. 4.3. Основные понятия4.3.1. Образование - процесс познавания, при котором передача систематизированных знаний, умений, навыков и развитие критического мышления являются основными целями. Процесс образования во все большей степени фокусируется на процессе, посредством которого ученик узнает, понимает и приобретает способность аккумулировать знания и понимание в определенной области. Организованный и систематизированный процесс образования может быть разделен на две части: «формальное образование» и «неформальное образование». 4.3.2. Формальное образование - образование, получаемое на регулярной и хорошо организованной основе. 4.3.3. Неформальное образование - образование, получаемое после завершения формального образования. 4.3.4. Непрерывное образование - процесс познавания после завершения формального образования при поступлении на работу. Непрерывное образование может быть получено различными путями (например, краткосрочные курсы, практические семинары, конференции) и обычно нацелено на удовлетворение специфических требований обучаемого и/или организации, где данный человек работает. Непрерывное образование состоит, в основном, из неформального образования, хотя формальное образование иногда может играть определяющую роль. 4.3.5. Обучение (или подготовка кадров) - планируемый процесс направленного познания в целях достижения определенных профессиональных показателей. Обучение может модифицировать сумму знаний, приобретенный опыт и отношение к работе. Обучение концентрируется на передаче профессиональных навыков и технических способностей (т.е. способность определенным способом решать поставленную задачу). На практике сложно дать четкое различие между непрерывным образованием и обучением, и имеет смысл рассматривать их как две взаимодополняющие стороны одного познавательного процесса, направленного на совершенствование профессиональных знаний. Соответственно, их комбинация называется непрерывным образованием и обучением (НОО). НОО обычно направлено на оказание помощи в совершенствовании профессиональных навыков отдельных работников и нацелено на более качественное выполнение отдельных видов работ, а также в случае изменения уровня ответственности или смены профессии. 4.3.6. Компетентность - это способность выполнять рабочие обязанности в определенной области на требуемом профессиональном уровне. 4.3.7. Развитие - процесс, который содействует росту и потенциалу отдельного работника или стимулирует их. Он включает в себя как профессиональное развитие (изменение уровня знаний и практического опыта), так и развитие личности (изменение отношений и характерных черт). Для организации очень важно, чтобы была признана роль обучения и развития. Без развития отдельных личностей организация не сможет с максимальной эффективностью использовать свой наиболее важный компонент - сотрудников, в ней работающих. 4.3.8. Непрерывное профессиональное развитие (НПР) - планомерное приобретение знаний, опыта, навыков, и совершенствование личных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей в течение периода трудовой деятельности. Важным компонентом НПР часто является тщательно спланированная смена должностей сотрудниками внутри организации для того, чтобы они развивали различные виды знаний на основании практического опыта. Этот процесс может быть введен в организациях разработкой соответствующей кадровой политики. НПР и НОО тесно связаны и разница между ними совершенно незначительна. Можно отметить два аспекта НПР, которые приносят пользу, как отдельным работникам, так и организации: а) сотрудники приобретают современные навыки и знания, помогающие им в повседневной работе; б) сотрудники приобретают навыки, которые ценны для их продвижения по службе и мобильности. 4.3.9. Обучение без отрыва от производства - процесс, в результате которого отдельные работники продолжают участвовать в формальных и неформальных учебных мероприятиях в течение всего периода их трудовой деятельности. Самым главным в этом процессе является то, что он признает необходимость, как всестороннего развития самой личности, так и повышение профессиональной квалификации. Целью является то, чтобы каждый работник стремился к полному раскрытию своего потенциала. 4.3.10. Методы НОО - совокупность приемов практического или теоретического освоения программ НОО. 4.4. Получение максимальной отдачи от НОО4.4.1. Инвестирование в процесс НОО является целесообразным для организации, так как: а) заполняет разрыв в профессиональных знаниях при отсутствии персонала требуемой квалификации; б) увеличивает эффективность производства; в) дает возможность применять новые технологии и приемы работы; г) изменяет общую культуру организации; д) обеспечивает механизм для регулярного обновления знаний и опыта; е) дает возможность внедрить новых сотрудников в методы работы; ж) улучшает моральное состояние сотрудников и удовлетворенность работой; и) дает возможность оценить личный вклад сотрудников в общую деятельность организации. 4.4.2. От организации требуется руководство НОО для того, чтобы: - деятельность в области НОО полностью отвечала потребностям организации в обучении и задачам производства; - оценивать затраты на НОО. 4.4.3. Важность НОО: а) сокращает разрыв между формальным образованием и требованиями к профессиональным знаниям; б) повышает уровень компетентности, организаторские способности, улучшает отношения в коллективе; в) увеличивает личный вклад в производство; г) повышает уровень квалификации и, следовательно, оплаты труда; д) ведет к самосовершенствованию; е) расширяет кругозор за пределами выполняемой работы, позволяет переходить на другие виды работ, улучшает производственные перспективы; ж) обеспечивает профессиональное признание. 4.4.4. Важно, чтобы организация использовала приобретенные посредством НОО знания и профессиональный опыт работников. 4.5. Методы НОО4.5.1. Прежде, чем принять программу НОО, необходимо: а) определить место проведения, которое может отсутствовать в данном районе. Следовательно, затраты становятся решающим фактором при определении способа организации НОО; б) принять решение, каким образом будет проходить контроль отдельного работника во время его участия в НОО. Решение будет зависеть от программы НОО, личных качеств и квалификации отдельных работников; в) выбрать технологию преподавания. Некоторые виды НОО требуют технологий преподавания высокого уровня. Поэтому должно приниматься во внимание наличие дорогостоящих средств преподавания и уровень знаний отдельных работников. 4.5.2. Имеется широкий выбор методов, которые могут быть использованы для организации НОО: а) инструктаж - инструктор дает указания до и после выполнения определенной работы; б) конференция/семинар - участие в работе конференции, регулярно проводимых (не реже 1 раз в месяц) теоретического и/или практического семинара (технической учебы) с целью получения новых знаний, повторения и/или обмена опытом; в) обучение с помощью компьютера - интерактивное использование учебных материалов, имеющихся в компьютере; г) курсы - обучение в группе, проводимое преподавателем (инструктором); д) направленное чтение - индивидуальная программа изучения рекомендованной учебной литературы; е) наблюдение - наблюдения за стажером на рабочем месте; ж) временная работа - плановый перевод на временное выполнение определенной работы; и) самообразование - структурированное обучение с использованием технической литературы и учебников; к) моделирование - проработка гипотетической ситуации, связанной с выполняемой работой; л) обучение с использованием видеотехники - обучение с использованием видеокассет. 4.5.3. Выбор определенного метода зависит от: - желаемого результата обучения; - сильных и слабых сторон метода; - наличия учебных материалов; - метода обучения, предпочитаемого персоналом; - наличия времени для обучения. 4.5.4. В таблице 1 представлено влияние различных методов НОО на приобретение знаний и опыта: Таблица 1 - Приобретение персоналом знаний и опыта при применении различных методов НОО
4.6. Тенденция применения НООПри разработке любой программы НОО необходимо принимать во внимание: - потребности и культуру организации; - разницу между настоящим уровнем компетенции сотрудников и тем, который понадобится в будущем; - наличия и пригодности различных методов НОО. 4.7. Учебные планы4.7.1. Учебные программы НОО основываются на анализе требований организации. В результате анализа определяются цели организации, и соответствующие программы включаются в учебные планы, например: - повышение способности инженеров-метеорологов работать в качестве консультантов; - улучшение понимания мезомасштабных процессов; - обеспечение эффективного использования данных спутниковых и/или метеорологических радиолокационных систем; - повышение точности прогнозов. 4.7.2. В учебном плане необходимо отразить стратегию и наметить мероприятия для ее осуществления. Также следует дать оценку требуемых ресурсов. Например, стратегия включает обучение всех прогнозистов использованию новых спутниковых и радиолокационных систем в течение двух последующих лет. Соответствующее мероприятие может включить разработку компьютерной программы для обучения на рабочих местах. Альтернативно, может быть принято решение организовать для прогнозистов соответствующие краткосрочные курсы и провести их централизованно или на рабочем месте. 4.8. Курсы повышения квалификации4.8.1. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современными методами решения профессиональных задач. 4.8.2. Повышение квалификации организуется в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), например, ГОУ ИПК, и образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, которые реализуют программы дополнительного образования (повышения квалификации). 4.8.3. Право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему соответствующей лицензии в соответствии с приказом [8]. Лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии согласно положению [9]. 4.8.4. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации в соответствии с положением [10]. 4.8.5. Лицензирование и аккредитация структурных подразделений осуществляются в составе высших и средних учебных заведений. 4.8.6. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается руководителем (директором) метеорологического органа. 4.8.7. Тенденция организации долгосрочных фундаментальных курсов с использованием больших финансовых затрат сменилась на: а) ограничение фундаментального обучения и переход на методы, дающие необходимые знания и опыт, требуемые сегодня и в недалеком будущем; б) применение программ НОО, позволяющих работникам обновлять и совершенствовать свою компетентность по мере необходимости. 4.8.8. Образовательные программы курсов повышения квалификации инженеров-метеорологов разрабатываются, утверждаются и реализуются государственным образовательным учреждением на основании Типовых программ, утвержденных Росгидрометом. 4.8.9. Образовательное учреждение может использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ) при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ. 4.8.10. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося. 4.8.11. Правила использования ДОТ образовательными учреждениями при реализации образовательных программ профессионального образования установлены Порядком [11]. 4.8.12. Специалисты авиационных метеорологических подразделений курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку проходят по специальной программе. 4.8.13. Специалистам с высоким уровнем подготовки по английскому языку разрешается сдавать экзамен за курс повышения квалификации по английскому языку экстерном. 4.8.14. В целях совершенствования языковой подготовки и обмена опытом авиационные метеорологии могут направляться в зарубежные учебные центры. 4.9. Набор персонала и зачисление на должность4.9.1. Набор соответствующих кадров является основным моментом процесса получения квалифицированной рабочей силы. Помимо учета знаний, интеллекта и соответствия должности, необходимо оценивать индивидуальность и мотивирующие факторы. 4.9.2. В настоящее время важно набирать инженеров-метеорологов, которые имели бы: - высокий уровень компетентности; - умение работать в коллективе; - способность положительно реагировать на изменения. 4.9.3. Правильное зачисление на должность является важным в разработке подхода к профессиональному развитию отдельного работника с самого начала его производственной карьеры. Зачисление на работу должно отражать права и обязанности, связанные с профессиональным развитием и дать ясное представление о том, каким образом использовать имеющиеся возможности НОО. 4.10. Повышение квалификации преподавателей и руководящих кадров4.10.1. Для того, чтобы программы НОО были максимально эффективны, важно, чтобы руководители и преподавательский состав имели соответствующую квалификацию и необходимые знания: - предметов, включенных в программы НОО; - особенностей в подходе к обучению взрослых людей; - систематического подхода к обучению - определение потребностей в обучении, планирование обучения, разработка методов преподавания, оценка результатов. 4.10.2. Руководящие работники все в большей степени играют ключевую роль в ориентировании и обеспечении деятельности в области непрерывного образования и обучения. Поэтому руководящие работники также нуждаются в соответствующем обучении, иначе преимущества НОО не окажут значительного влияния на качественные показатели производственной деятельности. 5. Облет воздушных трасс метеорологами5.1. Цель облета5.1.1. Облет воздушных трасс, маршрутов и районов авиационных работ инженерами-метеорологами осуществляется при наличии договора с авиационной компанией в целях: а) изучения характерных особенностей метеорологических условий на воздушных трассах, маршрутах и в районах авиационных работ; б) обмена опытом с метеорологическими органами других аэродромов, ознакомления с новыми технологиями в целях повышения квалификации; в) оказания организационной и методической помощи метеорологическим органам прикрепленных аэродромов; г) обучения авиационного пользователей производству метеорологических наблюдений и оказания необходимой помощи в организации наблюдений. 5.1.2. Выполнение облета воздушных трасс специалистам авиационных метеорологических подразделений оформляется как служебная командировка. Время облета считается рабочим временем. 5.1.3. В аэропорту прибытия специалист докладывает о цели прибытия начальнику авиационного метеорологического подразделения и выполняет свое задание под его контролем. 5.2. Подготовка к облету, выполнение облетаПри подготовке к облету инженер-метеоролог: - знакомится с географическим и климатическим описанием авиатрассы (маршрута); - прослушивает перед вылетом вместе с экипажем консультацию дежурного инженера-метеоролога; - оценивает при взлете, посадке и во время полета метеорологические условия. 5.3. Итоги облета5.3.1. На основании наблюдений, проведенных в полете, и бортовой погоды, полученной от экипажа, инженер-метеоролог проводит анализ и оценку оправдываемости прогнозов, входящих в полетную документацию. 5.3.2. По окончании командировки по облету воздушной трассы (маршрута) инженер-метеоролог составляет письменный отчет о проделанной работе. 6. Программы обучения (повышения квалификации) персонала авиационных метеорологических подразделений6.1. Требования к курсам повышения квалификации6.1.1. Квалификационные требованияКурсы обучения (повышение квалификации) проводятся для специалистов, освоивших обязательные программы в специальных учебных заведениях, имеющих диплом о профессиональном образовании и опыт работы в метеорологических подразделениях, занятых непосредственно выпуском авиационной продукции и метеорологическим обеспечением полетов ВС. 6.1.2. Требования к знаниям и профессиональным навыкам6.1.2.1. Предполагаемые программы обучения (повышения квалификации) базируются на знаниях, полученных в специальных учебных заведениях. 6.1.2.2. Программы обучения для специалистов в области авиационной метеорологии являются типовыми, в которых объем курса и глубина изучения материала максимально определены в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и компетентности на современном уровне. Программы не являются исчерпывающими и могут дополняться или изменяться в зависимости от предъявляемых требований заинтересованной стороны. 6.2. Условия обучения6.2.1. Содержание программ6.2.1.1. Состав тем и период обучения для каждой отдельной группы авиационных специалистов определен структурой программы. Структуры учебных программ представлены в виде учебно-тематического плана по различным разделам авиационной метеорологии. 6.2.1.2. Программы, используемые на курсах повышения квалификации, должны составляться с учетом современных требований к обучению и обновляться по мере необходимости с появлением новых направлений и технологий в организации метеорологического обеспечения полетов ВС. 6.2.2. Период обучения6.2.2.1. Время, необходимое для повышения квалификации в области авиационной метеорологии, зависит главным образом от предварительной подготовки и опыта отдельного слушателя или группы слушателей. 6.2.2.2. Рекомендуемое количество учебных часов по дисциплинам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам может корректироваться в зависимости от профессиональной подготовки слушателей. Степень владения знаниями и навыками по различным направлениям (предметам) слушателей может определяться путем тестирования в начале курсов. Подготовка к тестированию проводится будущими слушателями самостоятельно. Результаты тестирования рассматриваются как доказательство соответствия требованиям к профессиональным знаниям. 6.2.2.3. Обучение проводится с отрывом от производства при продолжительности учебного дня 6 - 8 ч аудиторных занятий. 6.2.3. Обеспечение учебного процесса6.2.3.1. Процесс обучения состоит из лекций, семинаров и практических занятий. Обучаемые на период обучения обеспечиваются методическими пособиями, учебной литературой, раздаточными информационными материалами и другой необходимой документацией (образцами авиационных метеорологических сводок и прогнозов, копиями соответствующих карт и др.). 6.2.3.2. После прослушивания лекций обучаемым рекомендуется посещение аэродромного метеорологического органа и/или другого объекта (Метеоагентство Росгидромета, ФГУ ГАМЦ, ГУ «Гидрометцентр России», ГУ ГРМЦ) для обмена опытом, ознакомления с новыми направлениями и технологиями. 6.2.3.3. Контроль знаний и навыков осуществляется путем промежуточного тестирования, по окончании обучения - комплексным зачетом и/или тестом/экзаменом. 6.3. Программа обучения инженеров-метеорологов. Объем курса и виды учебной программы для инженеров-метеорологов6.3.1. Инженеры-метеорологи, направляемые на курсы повышения квалификации, должны владеть теоретическими знаниями по следующим направлениям: - физика атмосферы; - общая метеорология; - динамическая метеорология; - синоптическая метеорология; - климатология; - аэрология; - спутниковая метеорология; - радиолокационная метеорология; - нормативные и руководящие документы, регламентирующие метеорологическое обеспечение полетов ВС. 6.3.2. Типовая учебная программа для инженеров-метеорологов, план которой приводится в таблице 2, рассчитана для обучения на курсах повышения квалификации в течение двух недель и составляет 74 ч при режиме занятий 6 - 8 ч в день. 6.3.3. Типовая учебная программа предусматривает изучение вопросов влияния параметров атмосферы на полеты воздушных судов, метеорологических явлений и условий погоды, имеющих особое значение для авиации, их диагноз и прогнозирование. Рассматриваются вопросы использования современной метеорологической информации и технологий, автоматизации и компьютеризации при метеорологическом обеспечении авиационных пользователей. Программа состоит из 17 разделов, в которые входят соответствующие темы согласно таблице 3. По окончании занятий предусматривается контроль знаний специалистов в виде экзамена/тестирования. Таблица 2 - План типовой учебной программы для инженеров-метеорологов
Таблица 3 - Структура учебной программы для инженеров-метеорологов
6.4. Программа обучения техников-метеорологов. Объем курса и виды учебной программы для техников-метеорологов6.4.1. Специалисты, направляемые на курсы повышения квалификации, должны владеть теоретическими знаниями по следующим метеорологическим дисциплинам: - метеорология; - элементы синоптической метеорологии; - климатология; - аэрология; - метеорологические приборы и их эксплуатация; - нормативные и руководящие документы, регламентирующие метеорологическое обеспечение полетов ВС. 6.4.2. Приведенная ниже Типовая учебная программа, план которой приведен в таблице 4, рассчитана на обучения на курсах повышения квалификации в течение 1 недели и составляет 36 ч при режиме занятий 6 - 7 ч в день. 6.4.3. Типовая учебная программа предусматривает изучение метеорологического оборудования и наблюдений, метеорологических явлений погоды, имеющих особое значение для авиации, кодирования, передачи и архивирования метеорологической информации. Типовая учебная программа состоит из 7 разделов, в которые входят соответствующие темы согласно таблице 5. По окончании занятий предусматривается контроль знаний специалистов в виде экзамена/тестирования. Таблица 4 - План типовой учебной программы для техников-метеорологов
Таблица 5 - Структура учебной программы для техников-метеорологов
6.5. Программа обучения прибористов (специалистов по приборам и метеорологическому оборудованию). Объем курса и виды учебной программы для прибористов6.5.1. Специалисты по приборам и метеорологическому оборудованию, направляемые на курсы повышения квалификации, должны знать электротехнику, автоматику и телемеханику, основы вычислительной техники, измерительную технику, установку и эксплуатацию приборов, поверку приборов, основы программного обеспечения. 6.5.2. Основное образование персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием метеорологического оборудования на аэродромах, может быть отличным от образования инженера-прибориста гидрометеорологического профиля и должно быть дополнено специальными курсами переподготовки по дисциплинам: «Метеорологические приборы и установки», «Установка и эксплуатация метеорологических приборов, их поверка и ремонт». 6.5.3. Типовая учебная программа для прибористов, темы которой приведены в таблице 6, рассчитана на обучения на курсах повышения квалификации в течение двух недель и составляет 80 ч при режиме занятий 6 - 8 ч в день. 6.5.4. Типовая учебная программа предусматривает изучение вопросов по организации и проведению метеорологических наблюдений и измерений метеорологических величин, технических и эксплуатационных требований к метеорологическому оборудованию аэродромов гражданской авиации, автоматизированных метеорологических измерительных систем, др. технических средств, их сертификацию и эксплуатацию. Типовая учебная программа состоит из 6 разделов, в которые входят соответствующие темы согласно таблице 7. По окончании занятий предусматривается контроль знаний специалистов в виде экзамена/тестирования. Таблица 6 - План типовой учебной программы для прибористов
Таблица 7 - Структура учебной программы для прибористов
Библиография[3] Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 [4] ВМО-№ 49 Технический регламент, том II, [С. 3.1] [7] Конвенция о международной гражданской авиации, ИКАО, 2000 [9] Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 [12] Положение о метрологической службе Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (введено в действие с 01.01.1998 г. приказом Росгидромета от 24.09.1997 г. № 117)
|