Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 марта 1999 г. № 39
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 утверждено "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее Положение). Согласно Положению Министерство природных ресурсов Российской Федерации организует проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Положение определяет, что орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает: дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления в зависимости от назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности гидротехнического сооружения; форму деклараций безопасности; перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию. Для установления полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, проводится их государственная экспертиза, осуществляемая экспертными центрами, определяемыми органом надзора. В целях проведения декларирования безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России приказываю: 1. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата МПР России, бассейновых водохозяйственных управлений, территориальных органов МПР России принять к руководству и исполнению постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303. 2. Утвердить согласованные с МЧС России: 2.1. "Дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России". 2.2. Перечень объектов, гидротехнические сооружения которых подлежат декларированию безопасности в 1999 - 2000 годах, и сроки представления деклараций безопасности в органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. 2.3. Перечень организаций, создающих экспертные центры для экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений и привлекаемых к экспертизе по специальным вопросам. 3. Установить полномочия надзорных органов МПР России в утверждении деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ГТС): - надзорному органу центрального аппарата МПР России - Департаменту водного хозяйства - утверждение деклараций безопасности по гидротехническим сооружениям водохранилищ объемом более 100 млн. куб. м и гидротехническим сооружениям накопителей стоков объемом более 10 млн. куб. м, а также деклараций безопасности всех объектов федерального значения; - бассейновым водохозяйственным управлениям - гидротехнических сооружений водохранилищ от 50 до 100 млн. куб. м и накопителей стоков от 1 до 10 млн. куб. м, а также гидротехнических сооружений всех объектов этих объемов регионального значения: - территориальным органам (КПР, теркомводы) - гидротехнических сооружений водохранилищ объемом до 50 млн. куб. м и гидротехнических сооружений накопителей стоков объемом накопителя до 1 млн. куб. м. 4. Территориальным органам МПР России: - согласовать в двухнедельный срок с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами ГО и ЧС и органами местного самоуправления конкретные сроки проведения декларирования безопасности гидротехнических сооружений объектов на их территории; - довести до сведения собственников эксплуатируемых ГТС, подлежащих декларированию безопасности (предписанием или в иной форме), требования к декларации безопасности гидротехнического сооружения, перечень экспертных центров региона и сроки представления деклараций безопасности ГТС; - взять под контроль выполнение плана разработки деклараций по всем ГТС на территории субъекта Российской Федерации; - представить в Департамент водного хозяйства МПР России график обследований гидротехнических сооружений, предшествующих составлению деклараций безопасности ГТС. 5. Предоставить право территориальным органам и БВУ МПР России формировать во взаимодействии с территориальными органами ГО и ЧС дополнительный к настоящему приказу перечень декларируемых гидротехнических сооружений по поднадзорным объектам, в пределах их компетенции, установленной п. 5 настоящего приказа, с последующим согласованием его с Департаментом водного хозяйства МПР России. 6. Департаменту водного хозяйства (Казанцев): - обеспечить руководство и контроль за разработкой, проведением экспертизы и утверждением деклараций безопасности гидротехнических сооружений; - в первом полугодии 1999 года разработать во взаимодействии с МЧС России положения об экспертном центре и экспертизе деклараций безопасности, организовать семинар с руководителями экспертных центров по уточнению квалификационных требований к экспертным центрам, обмену опытом работы, организационно-методическим, техническим, правовым вопросам разработки и экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений; - обеспечить методическую и организационную помощь территориальным органам по ведению декларирования безопасности гидротехнических сооружений; - организовать утверждение деклараций безопасности гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов, отнесенных к компетенции надзорного органа центрального аппарата МПР России. 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Михеева Н.Н.
Дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России(утв. приказом МПР РФ от 2 марта 1999 г. № 39) 1. Общие положения1.1. Настоящие дополнительные требования по содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей жидких отходов, поднадзорных МПР России, составлены в соответствии с п.12 "Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6.11.1998 г. № 1303 (далее Положение) и раскрывают отдельные требования Положения. 1.2. Декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности. Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности, декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м, накопителя - более 0,1 млн. куб. м. Детальность проработки вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может быть понижена (п. 3 "Дополнительных требований"). Для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается. По решению органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местными органами власти, могут быть подвергнуты декларированию безопасности гидротехнические сооружения и других параметров, если авария этих сооружений может причинить значительный ущерб, или после их реконструкции капитального ремонта, восстановления либо консервации. 1.3. Решение о декларировании бесхозных гидротехнических сооружений принимается после завершения процедуры определения собственника. 2. Форма декларации (оформление материалов)2.1. Декларация представляется в виде отдельного тома (книги) с приложениями и оформляется титульным листом, аннотацией, содержанием: - титульный лист содержит наименование объекта декларирования, регистрационный номер декларации, гриф утверждения, место и дату составления декларации и срок действия декларации; - аннотация содержит сведения о базовых (исходных) материалах для декларации и о разработчиках (участниках разработки) декларации; - содержание (состав декларации) должно охватывать все материалы, относящиеся к декларации, включая приложения, чертежи, отдельные вспомогательные материалы исследований, изысканий и т.п. 2.2. Приложение общих и основных чертежей к декларации является обязательным требованием для всех категорий декларируемых сооружений. Если чертежи по сооружениям не сохранились, они подлежат восстановлению на основании специальной съемки и обмеров сооружений. 2.3. Каждый из вопросов Декларации (п.п. 8а, б, в, г, д, е Положения или п.п. 3.1. - 3.4. настоящих дополнительных требований) оформляются отдельными разделами декларации. 2.4. Для объектов, в состав которых входит несколько потенциально опасных ГТС, разрабатывается общая декларация, в составе которой каждое сооружение декларируется отдельно, с отдельным заключением по каждому сооружению с объединением их в комплекс при анализе сценариев развития аварии, и с общими выводами по объекту. 2.5. Приложения и другие, сопровождающие декларацию материалы, при их значительном объеме могут оформляться в отдельную от основного тома книгу, папку, альбом и объединяются общим содержанием. 3. Содержание декларации безопасности ГТС I, II и III классов капитальности3.1. Общая информация (раздел 1 декларации): 3.1.1. Краткие сведения о декларанте, включающие: - наименование организации декларанта (полное и сокращенное), его организационно-правовую форму, форму осуществления права владения, распоряжения, пользования ГТС (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления), полный почтовый адрес декларанта; - собственник ГТС (если декларант не является собственником), его полное наименование, адрес; - наименование вышестоящей организации, отраслевого министерства или ведомства. 3.1.2. Общие сведения о ГТС, включающие: - состав сооружений, класс, проектные параметры и техническую характеристику сооружений; - объемы и площади водохранилища (хранилища жидких отходов), режим регулирования и уровенный режим; - наименование организации-генпроектировщика, генподрядных организаций, выполнивших строительство ГТС и монтаж оборудования; - годы пуска сооружения во временную и постоянную эксплуатацию, наличие актов приемки ГТС во временную и постоянную эксплуатацию; - перечень имеющейся на объекте утвержденной проектной и исполнительной документации; - сведения об имевших место реконструкциях, капитальных ремонтах, авариях; - сведения о системе контроля за безопасностью ГТС (организация службы, перечень контрольных показателей, наличие КИА, системы визуальных наблюдений); - меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений; - наличие и численность службы эксплуатации ГТС. 3.1.3. Характеристика природных условий района расположения ГТС, содержащая: - сведения о климатических условиях района, особенностях и параметрах гидрометеорологических воздействий (ветер, оледенение, шуга, наносы, селевые и др. явления), экстремальные значения климатических параметров; - общую характеристику топографии в районе расположения ГТС и в нижнем бьефе в зоне возможного затопления при аварии ГТС; - сведения о гидрологических характеристиках водотока (характере гидрографа, годовом стоке, максимальных расходах, твердом стоке); - описание инженерно-геологических условий, проектные данные о физико-механических характеристиках грунтов основания сооружения, также материалов тела плотины, дамб; - данные о сейсмической активности района. 3.1.4. Обоснование включения ГТС в перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, содержащие: - документы, подтверждающие включение ГТС в перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности; - сведения о структуре и масштабе водопользования, водопотребления и хозяйственной значимости объекта; - данные о материальных, социальных и экологических последствиях возможных аварий ГТС, имеющиеся на объекте. 3.2. Анализ и оценка безопасности ГТС (разд. 2 декларации) 3.2.1. Исходные материалы и натурные данные к анализу безопасности ГТС: - краткий анализ предшествующего составлению декларации обследования сооружений комиссией: внешние нарушения, наличие трещин, провалов, оползней откосов, анализ имевших место аварий, планировавшиеся и невыполненные мероприятия, направленные на безопасность ГТС (акты обследований приводятся в приложении к декларации); - соответствие конструктивно-компоновочных решений, методов расчета, заложенных в проекте ГТС, действующим нормам и правилам; - фактические на момент разработки декларации физико-механические свойства материалов сооружений, оснований и их сопоставление с проектными (фактические физико-механические показатели определяются специальными изысканиями с периодичностью не более 5 лет); - данные по природным воздействиям, уточненные в результате наблюдений в процессе эксплуатации ГТС; - показания контрольно-измерительной аппаратуры и инструментальных наблюдений (данные мониторинга состояния ГТС): уровни в пьезометрах, работа дренажей, результаты нивелирных измерений (осадки, прогибы, смещения), напряжения в арматуре и другие, сопоставление этих данных с диагностировавшимися в проекте и исследованиях к проекту. 3.2.2. Показатели состояния ГТС (результаты поверочных расчетов): - гидравлические условия безопасности ГТС (пропускная способность, запасы отметок гребня сооружений над максимальными уровнями, вероятность перелива или других опасных для ГТС ситуаций); - вероятность опасных для сооружения размывов в нижнем и верхнем бьефах; - устойчивость и прочность сооружений, конструкций, креплений; - фильтрационная прочность сооружений, оснований, береговых примыканий; - результаты проверки безопасности ГТС при динамических воздействиях, сейсмических воздействиях, если таковые имеются; - соответствие показателей состояния ГТС нормативным показателям (или критериям безопасности). 3.2.3. Анализ факторов, обуславливающих аварии, возможные сценарии развития аварии на ГТС, их анализ и итоговая оценка безопасности ГТС. 3.2.4. Предельные показатели контрольно-измерительных приборов и инструментальных измерений (системы контроля). 3.2.5. Границы зоны возможного затопления для определенных сценариев аварий на ГТС (для накопителей - дополнительно границы зон вредного воздействия на окружающую среду), границы зон действия вторичных поражающих факторов, если таковые могут проявиться, оценку возможного количества населения, подверженного риску, оценку величины возможного ущерба в случае возникновения ЧС; 3.2.6. Технические рекомендации по повышению надежности ГТС (снижению риска возникновения ЧС). 3.3. Сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций (разд. 3 декларации). 3.3.1. Принимаемые на объекте меры обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности ГТС, включающие: - перечень и достаточность контролируемых показателей состояния ГТС; - оценку организации инструментального и визуального контроля состояния ГТС, а также применяемых технических и программных средств контроля; - перечень имеющейся на объекте документации, регламентирующей требования по обеспечению безопасности ГТС, планируемых и выполняемых мероприятий, типовых конструктивно-технологических решений по предотвращению развития опасных повреждений аварийных ситуаций на ГТС, характеристик профессиональной подготовки персонала; - перечень имеющихся на объекте резервов строительных материалов, землеройной техники, автотранспорта, водолазных средств, другого необходимого оборудования для оперативной ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на сооружении; - состояние дорог, мостов и подъездов в районе и на территории ГТС; - сведения о наличии и подготовленности аварийно-спасательной службы с численностью ее персонала и утвержденным порядком действий в случае аварии или чрезвычайной ситуации; - наличие на объекте плана, согласованного с региональными органами исполнительной власти и органами ГО и ЧС, по совместной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий с участием спецподразделений и использованием материально-технических средств, имеющихся в регионе. 3.3.2. Сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за возможный причиненный вред, в результате аварии ГТС, содержащие: - оценка максимально возможного в результате аварии ущерба; - источники и размер финансового (имущественного) обеспечения ответственности за вред, причиненный в результате аварии, в том числе за счет средств и имущества собственника или эксплуатирующей организации и за счет страховой суммы, определенной договорами страхования риска гражданской ответственности; - страховые данные, в том числе наименование и адрес организации страховщика, вид страхования. Если страхования риска собственником не проводилось, в декларации приводится дефицит финансового обеспечения ответственности собственника. 3.4. Порядок информирования общественности о возможных чрезвычайных ситуациях (разд. 4 декларации): - сведения о принятом на объекте порядке информирования населения, органа государственного надзора и органов местного самоуправления, на территории которого расположены ГТС, о возможных и возникших на сооружениях чрезвычайных ситуациях; - сведения о наличии систем оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, их готовности к действию, оценка достаточности и дополнительные требования, порядок привлечения средств массовой информации на случай чрезвычайной ситуации. 3.5. Заключение Должно быть конкретным, иметь формулировки однозначного толкования и содержать: - оценку уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС объекта; - перечень проводимых мероприятий по обеспечению безопасности; - конкретный вывод о безопасности сооружения и объекта (комплекса сооружений). 3.6. Приложения к декларации безопасности ГТС, включающие: 3.6.1. Акт обследования гидротехнических сооружений. 3.6.2. План размещения ГТС с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта (в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования). 3.6.3. Основные чертежи по сооружениям: - генплан; - характерные продольные и поперечные разрезы по основным ГТС и их основаниям. 3.6.4. Схема размещения контрольно-измерительной аппаратуры и пунктов наблюдения на ГТС. 3.6.5. Результаты гидравлических, прочностных, фильтрационных и других поверочных расчетов к анализу критериев безопасности ГТС. 3.6.6. Материалы согласований, если таковые требовались (обязательны для ГТС, выводимых из эксплуатации и консервируемых). 3.6.7. Заключение территориальных органов ГО и ЧС о готовности объектов к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и достаточности принимаемых мер по защите населения и территории. 3.6.8. Материалы проведенных изысканий, геологической съемки, специальных исследований и т.п., если таковые проводились при разработке декларации безопасности. 4. Требования к декларации безопасности ГТС IV класса капитальности4.1. Состав вопросов и форма декларации безопасности ГТС IV класса капитальности сохраняются теми же, что и для I, II и III класса, и могут отличаться меньшей детальностью проработки вопросов. 4.2. В декларации безопасности ГТС IV класса капитальности допустимо следующее: - данные по инженерно-геологическим условиям и характеристикам грунтов основания и тела земляных сооружений могут определяться на основании аналогов, фондовых геологических материалов и другими упрощенными способами с привлечением специалистов геологов, либо принимаются проектные, их обновление, как это предусматривается для сооружений I, II и III классов, не требуются; - аналогичный подход допускается к характеристикам бетона, металлоконструкциям, другим материалам; - гидрологические характеристики водотока могут определяться расчетными способами, с использованием гидрологических ежегодников, аналогов и другими приближенными способами; - данные о последствии аварии на ГТС при их отсутствии на объекте определяются экспертно (оценочно); - в декларации безопасности сооружений этого класса может быть снижено количество расчетных (анализируемых) поперечников и соответственно упрощены сценарии развития аварий; - в связи с допущением приближенных исходных данных допустимы упрощенные способы поверочных расчетов; - могут не анализироваться вопросы динамики сооружения и сейсмики, если очевидно, что безопасность сооружения ими не определяется; - если на сооружении отсутствует контрольно-измерительная аппаратура, то в декларации приводятся требования к визуальному и инструментальному контролю состояния сооружения.
Перечень объектов, поднадзорных МПР России, подлежащих декларированию безопасности гидротехнических сооружений в 1999 - 2000 гг.(утв. приказом МПР РФ от 2 марта 1999 г. № 39)
Перечень организаций, создающих экспертные центры, и организаций, привлекаемых к экспертизе по специальным вопросам(утв. приказом МПР РФ от 2 марта 1999 г. № 39) А. Организации, создающие экспертные центры
Б. Организации, привлекаемые к экспертизе декларации по специальным вопросам*
___________ * По вопросам готовности эксплуатирующих организаций ГТС к действиям при возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций и выполнению мероприятий по их предупреждению, а также по оценке принятых в регионе мер по защите населения и территорий.
|