РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР ОБНОВЛЕНИЕ
СУДОВ ВНУТРЕННЕГО Руководство
Москва 2002
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕНастоящее Руководство содержит организационные и технические требования, при выполнении которых судовладелец может претендовать на получение Свидетельства об обновлении элементов судна. Обновление корпуса судна, механизмов, электрического оборудования позволяет продлить срок эксплуатации судна на планируемый судовладельцем срок в спецификационных условиях и снизить затраты на текущий ремонт. Судно, имеющее Свидетельство об обновлении, будет иметь ряд преимуществ по сравнению с необновленным судном того же возраста. К ним можно отнести: - повышение безопасности плавания и снижение риска потери судна со всеми вытекающими последствиями в течение планируемого судовладельцем срока; - повышение экологической безопасности судна; - продление срока службы судна на период, в течение которого возможно накопление денежных средств, необходимых для постройки нового судна; - восстановление периодичности классификационных освидетельствований и снижение объемов дефектации в течение планируемого срока эксплуатации; - восстановление прав на отсрочку периодических освидетельствований; - освобождение от требований расчетного подтверждения общей прочности при очередных освидетельствованиях после 15 лет эксплуатации для судов смешанного плавания и 20 лет эксплуатации для судов внутреннего плавания; - преимущества на фрахтовом и страховом рынках. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1.1 Настоящее Руководство является нормативным документом Российского Речного Регистра (далее Речного Регистра), регламентирующим процедуры прохождения и оформления документов, а также объем работ при обновлении корпусов, механизмов, электрического оборудования в соответствии с выбранным судовладельцем уровнем обновления заявленного судна. 1.1.2 Настоящее Руководство распространяется на следующие объекты: .1 стальные корпуса сухогрузных и наливных судов внутреннего плавания классов «Р», «О» и «М» длиной 50 м и более и смешанного плавания классов «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» длиной 60 м и более; .2 механизмы и оборудование судов (далее - механизмы) внутреннего и смешанного плавания всех типов и классов с суммарной мощностью главных двигателей 300 кВт и более; .3 электрическое оборудование судов внутреннего и смешанного плавания всех типов и классов, на которых предусмотрены, как минимум, электростанция (с одним или несколькими дизельгенераторами и главным распределительным щитом), кабельная сеть и электродвигатели судовых технических средств, обеспечивающих безопасность плавания. 1.1.3 Возможность применения настоящего Руководства для обновления отдельных групп элементов судов других типов, классов и назначений, размерений и мощности, не оговоренных в 1.1.2, является предметом специального рассмотрения Речным Регистром. 1.1.4 Решение об обновлении судна или отдельных групп его элементов принимается судовладельцем. 1.2 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ1.2.1 В настоящем Руководстве помимо общепринятых используются термины, которые следует понимать следующим образом: .1 дефектация и ремонт - приведение технических средств и оборудования к уровню технического состояния или комплектности, соответствующему требованиям НТД, в том числе действующих Правил; .2 корпус - корпус судна, включая надстройки, участвующие в общем изгибе судна; .3 механизмы - судовые технические средства, объединенные при оформлении актов Речного Регистра в отдельную группу. В состав механизмов входят главные и вспомогательные двигатели, редукторы, реверсивно-редукторные передачи, разобщительные и другие муфты, валопроводы, движители, компрессоры, насосы, вентиляторы, сепараторы, палубные механизмы и т.п.; .4 оборудование - различного рода фильтры, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, трубопроводы, арматура, цистерны и другие изделия, служащие для обеспечения функций судовых технических средств, устройств и т.п.; .5 электрическое оборудование - судовые источники электрической энергии, электрораспределительные устройства, кабельная сеть, трансформаторы и преобразователи, электродвигатели, аппаратура управления электрическими цепями, аварийно-предупредительная защита и сигнализация. 1.2.2 В настоящем Руководстве применены следующие обозначения и сокращения: НТД - нормативно-технический документ; ОСТ - отраслевой стандарт; ПСВП - Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания; ПССП - Правила классификации и постройки судов смешанного плавания; ПТНП - Правила технического надзора за постройкой судов, изготовлением материалов и изделий; ПТНЭ - Правила технического надзора за судами в эксплуатации; ТУ - технические условия. 1.3 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ В РУКОВОДСТВЕ1.3.1 В настоящем Руководстве содержатся ссылки на следующие нормативные документы: .1 Российский Речной Регистр. Правила, т. 1, т. 2, т. 3, Москва, 1995 г. .2 Российский Речной Регистр. Бюллетень № 1 дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра, Москва, 1998 г. .3 Российский Речной Регистр. Бюллетень № 2 дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра, Москва, 1999 г. 1.4 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ1.4.1 Под обновлением судна понимается комплекс согласованных с Речным Регистром и производимых судовладельцем мероприятий, после осуществления которых техническое состояние корпуса судна, механизмов и электрического оборудования позволит обеспечить надежную эксплуатацию судна в спецификационных условиях в течение планируемого судовладельцем срока. 1.4.2 Руководством установлены следующие уровни обновления (отдельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию): - уровень 1 (У1), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 15 лет; - уровень 2 (У2), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 10 лет1. ___________ 1 Техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования судна, обновленного на уровень 1 или уровень 2, тем самым признается аналогичным техническому состоянию соответствующих элементов спроектированного на срок службы 20 лет нового судна после 5-летней или 10-летней эксплуатации. При этом считается, что все параметры этого нового судна (главные размерения, грузоподъемность, назначение, класс судна, район плавания и т.д.) практически не отличаются от таковых обновленного судна. 1.4.3 Уровень обновления судна назначается по результатам оценки его технического состояния и планируемого судовладельцем срока эксплуатации судна после обновления. 1.4.4 Комплекс мероприятий по обновлению судна (отдельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию или одновременно по всем элементам судна) включает в себя следующие этапы: .1 направление судовладельцем заявки о намерении обновления элементов судна по форме, приведенной в приложении А к настоящему Руководству, в Главное управление Речного Регистра; .2 рассмотрение Главным управлением Речного Регистра заявки с прилагаемыми к ней документами и подготовка в двухнедельный срок письменного заключения о возможности применения настоящего Руководства для обновления заявленного судна. В заключении также оговаривается распределение работ по техническому наблюдению за обновлением судна между Главным управлением и инспекцией Речного Регистра; .3 проведение с участием представителей Речного Регистра дополнительной дефектации обновляемых объектов, если Главное управление сочтет недостаточно полными материалы дефектации, представленные в приложениях к заявке; .4 разработка и согласование с Речным Регистром проекта обновления судна или его элементов (корпуса, механизмов, электрического оборудования) с учетом указаний, изложенных в разд. 2, 3 и 4; .5 выполнение предписанных проектом обновления работ под техническим наблюдением Речного Регистра; .6 оформление и выдача на судно документов Речного Регистра (см. гл. 1.6). 1.5 ПРОЕКТ ОБНОВЛЕНИЯ СУДНА1.5.1 Проект обновления судна или его элементов должен выполняться проектной организацией, имеющей Свидетельство о признании Российского Речного Регистра. 1.5.2 Проект обновления судна или его элементов необходимо разрабатывать с учетом требований действующих Правил Речного Регистра. Одновременно с этим проект по возможности должен быть ориентирован на совершенствование элементов конструкции корпуса, технических средств, устройств, электрического оборудования, например, конструктивной противопожарной защиты, спасательных средств, рулевого устройства, элементной базы систем автоматизации, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и т.д. в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. 1.5.3 Документация проекта обновления должна быть разработана с учетом требований Правил и администрации флага относительно комплектации судна радионавигационным оборудованием, оборудованием экологической безопасности и спасательными средствами. 1.5.4 Возможные отступления от требований действующих Правил, в том числе в результате применения Правил, по которым было построено судно, оформляются в виде Перечня отступлений от Правил, представляемого в составе проекта обновления на согласование Речному Регистру. 1.5.5 Проект обновления может быть выполнен на группы серийных судов, допускаемых к эксплуатации с одинаковыми эксплуатационными ограничениями и допустимыми случаями загрузки (балластировки). В этом случае для конкретного судна проектная организация выполняет привязку группового проекта обновления к данному судну с учетом его особенностей. 1.6 ДОКУМЕНТЫ РЕЧНОГО РЕГИСТРА1.6.1 После обновления на судно выдаются документы Речного Регистра с соблюдением следующих положений: .1 при обновлении судна с сохранением его назначения составляется акт внеочередного освидетельствования (в объеме первоначального), в Свидетельство о годности к плаванию вносятся необходимые изменения, выдаются Свидетельства об обновлении раздельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию, оформляется новое Классификационное свидетельство; .2 при обновлении судна с изменением его назначения составляется акт первоначального освидетельствования, выдается полный комплект новых судовых документов, судну присваивается новый регистровый номер. Дополнительно на судно выдаются Свидетельства об обновлении согласно п. 1.6.1.1. 1.6.2 Отсчет сроков последующих классификационных освидетельствований корпуса, механизмов и электрического оборудования производится с момента выдачи Свидетельств об обновлении этих элементов судна. 2 УКАЗАНИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ КОРПУСА2.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ2.1.1 Руководством предусматривается восстановление общей прочности корпуса и местной прочности наружной обшивки, настилов и балок набора до уровня, регламентированного требованиями настоящего раздела, в зависимости от заявленного уровня обновления и планируемого срока эксплуатации путем замены или подкрепления связей, а также установки дополнительных связей и конструкций (накладных полос, ребер жесткости и т.п.). 2.1.2 Свидетельства об обновлении корпуса оформляются также в случаях замены изношенной цилиндрической вставки корпуса заранее изготовленной, переоборудования судов с целью изменения их назначения, выполнения модернизационных и/или других видов работ, в результате которых корпус судна будет удовлетворять требованиям настоящего Руководства применительно к уровням обновления У1 или У2. 2.1.3 Материалы проекта обновления корпуса должны включать в себя: .1 определение минимально необходимой толщины элементов корпуса для выбранного уровня обновления (см. 2.3); .2 определение минимально необходимых характеристик балок набора для выбранного уровня обновления (см. 2.4); .3 расчетную проверку общей прочности корпуса обновленного судна (см. 2.5); .4 техническую документацию на подкрепление или замену элементов конструкции корпуса, состояние которых не удовлетворяет требованиям ПТНЭ и настоящего Руководства. 2.2 ДЕФЕКТАЦИЯ КОРПУСА2.2.1 Дефектация корпуса включает в себя выявление, измерение параметров и оценку допустимости дефектов корпуса обновляемого судна с целью определения его технического состояния, обоснования методов и установления объема ремонта. 2.2.2 Дефектация корпуса производится судовладельцем не более чем за 1 год до подачи заявки о намерении обновления корпуса. 2.2.3 Объем дефектации назначается в зависимости от технического состояния корпуса обновляемого судна, но должен быть не менее предписанного в приложении 2 ПТНЭ объема дефектации перед очередным освидетельствованием. При возрасте судна более 25 лет Речной Регистр может потребовать увеличения объема дефектации в соответствии с основными положениями «Инструкции по дефектации корпусов судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания со стальными корпусами», разработанной СПГУВК и согласованной Речным Регистром (1996 г.). 2.2.4 Для судов серийной постройки, подлежащих обновлению, рекомендуется разработка типовых схем дефектации, учитывающих особенности конструкции и характерные износы элементов корпуса судов данной серии. 2.3 МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ТОЛЩИНЫ ЛИСТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА ОБНОВЛЕННОГО СУДНА2.3.1 Минимально необходимые толщины наружной обшивки, настилов палубы и второго дна, внутренних бортов, продольных и поперечных переборок, флоров и кильсонов в междудонном пространстве обновленного корпуса определяются по формуле: где - минимально допустимая толщина рассматриваемого конструктивного элемента согласно табл. 3.6.5 ПТНЭ, мм; - рекомендуемая расчетная скорость изнашивания, определяемая по ПСВП (ПССП), мм/год. Использование вместо фактических скоростей изнашивания или среднестатистической скорости изнашивания конкретной серии судов является предметом специального рассмотрения Речным Регистром; V - коэффициент вариации: значение V принимается равным: V = 0,4 - при мм/год; V = 0,3 - при мм/год; - стандарт скорости изнашивания, мм/год; - планируемый после проведения обновления срок службы, принимаемый в зависимости от уровня обновления (для У1 - не менее 15 лет, для У2 - не менее 10 лет). 2.3.2 Независимо от результатов расчета по формуле (2.3.1) толщина может приниматься не больше минимальной толщины , определенной в соответствии с требованиями ПСВП или ПССП. 2.4 МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛОК НАБОРА ОБНОВЛЕННОГО СУДНА2.4.1 Минимально необходимый момент сопротивления балок набора с присоединенным пояском должен быть не менее, см3: (2.4.1) где - нормативный коэффициент износа (см. 2.4.4); - момент сопротивления поперечного сечения балки набора, регламентированный ПСВП и ПССП в зависимости от класса судна, см3. 2.4.2 Минимально необходимая площадь поперечного сечения отдельных балок набора без присоединенного пояска должна быть не менее, см2: (2.4.2) - площадь поперечного сечения балки, регламентированная ПСВП или ПССП в зависимости от класса судна, см2. В случаях, когда площадь поперечного сечения балки Правилами не регламентирована, в качестве принимается проектная площадь поперечного сечения балки. 2.4.3 Минимально необходимая толщина элемента балки набора должна быть не менее, мм: (2.4.3) где - толщина элемента балки набора, мм, принимаемая по схеме, реализованной в 2.4.2 применительно к . 2.4.4 Значения нормативного коэффициента износа в зависимости от уровня обновления (У1 или У2) принимаются: .1 для продольных холостых балок комингса, палубы, днища, настила второго дна, ширстрека и продольных балок рамного набора: в средней части судна = 0,90; = 0,85; в оконечностях судна = 0,85; = 0,80; .2 для поперечных балок набора (холостых и рамных шпангоутов наружного и внутреннего бортов), холостого и рамного набора переборок и др.: на любом участке длины судна = 0,90; = 0,85; .3 для остальных балок набора: на любом участке длины судна = 0,80; = 0,70. В случае обоснованного расчетами подкрепления балок набора значения нормативного коэффициента износа могут быть снижены, но для обоих уровней обновления они не должны быть меньше 0,60 (0,70) для балок, перечисленных в 2.4.4.1, и 0,50 (0,60) для балок, перечисленных в 2.4.4.2 и 2.4.4.3 (в скобках для судов класса М-СП). 2.5 РАСЧЕТНАЯ ПРОВЕРКА ОБЩЕЙ ПРОЧНОСТИ КОРПУСА ОБНОВЛЕННОГО СУДНА2.5.1 Для выбранного уровня обновления (У1 или У2) должна быть выполнена проверка фактической общей прочности обновленного корпуса в расчетных поперечных сечениях. Указанная проверка выполняется в соответствии с указаниями приложения 1 к ПТНЭ. При этом значения нормативных коэффициентов запаса прочности должны быть увеличены по сравнению с регламентируемыми указанной частью Правил на 10 % для уровня обновления У1 и на 5 % для уровня обновления У2. 3 УКАЗАНИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ3.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ3.1.1 Решение о ремонте или замене тех или иных технических средств или оборудования в составе работ по обновлению судна принимает судовладелец. При этом рассматривается техническое состояние всех технических средств и оборудования судна, перечисленных в ПТНЭ, и выделяется группа объектов обновления, надлежащее техническое состояние которых наиболее важно для обновленного судна. При выборе этих объектов помимо указанного учитывается следующее: .1 наработка объекта за все время эксплуатации; .2 ресурс объекта до списания, установленный организацией-изготовителем; .3 возраст судна, косвенно свидетельствующий об износе судовых котлов, воздухохранителей, трубопроводов и т.п.; .4 результаты дефектации объекта. 3.1.2 Объем дефектации технических средств и/или их узлов, подлежащих ремонту, должен быть не менее предписанного ПТНЭ объема дефектации соответствующих технических средств перед очередным освидетельствованием. 3.1.3 Проект обновления механизмов должен включать в себя: .1 обоснование необходимости ремонта или замены технических средств или их узлов с учетом результатов дефектации согласно 3.1.2 и прогнозирования остаточного ресурса незаменяемого оборудования, устройств и трубопроводов; .2 техническую документацию на монтаж всего заменяемого оборудования, включая документацию на изготовление и установку новых фундаментов, аппаратуры управления, защиты и сигнализации (при необходимости); .3 технические требования по восстановлению незаменяемых элементов технических средств, оборудования, устройств и систем согласно действующим НТД или специально разработанным ТУ. 3.2 УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ОБНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ3.2.1 В зависимости от выбранного уровня обновления применительно к выбранным для обновления объектам выполняются работы в соответствии с указаниями, приведенными в табл. 3.2.1. 3.2.2 После монтажа или ремонта технических средств, оборудования и систем проводятся их испытания, в том числе гидравлические, в соответствии с требованиями Правил и/или техническими требованиями чертежей проекта обновления. 3.2.3 Ремонт двигателей в корпусе судна допускается только при наличии согласованных с Речным Регистром ТУ. 3.2.4 После окончания монтажных работ инспектору Речного Регистра должны быть предъявлены акты органов технического контроля организации на выполненные работы, сертификаты или иные документы на примененные материалы, сменные детали, комплектующие, а также другие необходимые документы: чертежи, описания, схемы, формуляры или паспорта, инструкции по обслуживанию и т.п. 3.2.5 После завершения всех монтажных, ремонтных и модернизационных работ судно должно быть предъявлено к швартовным и ходовым испытаниям. Испытания проводятся в соответствии с программой и методиками, разработанными в составе проекта обновления и согласованными с Речным Регистром. Результаты испытаний и контрольного выхода (при необходимости) оформляются в виде соответствующих протоколов испытаний. 3.2.6 На завершающем этапе обновления механизмов инспектором Речного Регистра оформляются документы, перечисленные в гл. 1.6 настоящего Руководства. Таблица 3.2.1
4 УКАЗАНИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ4.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ4.1.1 Решение об обновлении тех или иных изделий, входящих в состав электрического оборудования, принимает судовладелец. Выбор объектов обновления осуществляется аналогично 3.1.1. 4.1.2 Дефектацию электрического оборудования следует производить в объеме, указанном в приложении 4 к ПТНЭ. 4.1.3 При дефектации кабельных трасс проводятся: .1 внешний осмотр кабелей на всей их длине; .2 проверка состояния оконцеваний и маркировки; .3 измерение сопротивления изоляции как между каждой жилой и корпусом, так и между самими жилами; .4 проверка состояния изоляции кабелей с применением современных средств диагностики, позволяющих выявить механические повреждения, тепловое старение, увлажнение изоляции, а также сделать заключение о возможности дальнейшей эксплуатации кабелей по косвенным признакам путем определения упруго-деформированных и упруго-эластичных свойств резиновых оболочек и т.п. 4.1.4 Проект обновления электрического оборудования должен содержать: .1 таблицу режимов нагрузки и расчет необходимой мощности электростанции для обеспечения всех режимов работы судна, а также обоснование числа и мощности генераторов; .2 техническую документацию на монтаж всего заменяемого электрического оборудования, включая документацию на установку аппаратуры управления, защиты и сигнализации; .3 технические требования по ремонту незаменяемых элементов электрического оборудования согласно действующим НТД или специально разработанным ТУ. 4.2 УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ОБНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ4.2.1 В зависимости от выбранного уровня обновления на судне выполняются работы в соответствии с указаниями, изложенными в табл. 4.2.1. 4.2.2 Электрические машины, прошедшие ремонт в специализированных цехах согласно ТУ, испытываются на специальном стенде с оформлением актов о выполненных ремонтных работах и испытаниях. 4.2.3 Испытания устройств максимальной и тепловой защиты проводятся в соответствии с требованиями п. 12.4.6.7 ПТНЭ и стандартами (ОСТ 5.6057). Таблица 4.2.1
4.2.4 Контроль за монтажными работами, испытаниями в действии электрического оборудования на судне осуществляется в соответствии с указаниями 3.2.4 - 3.2.5 настоящего Руководства. 4.2.5 На завершающем этапе обновления электрического оборудования инспектором Речного Регистра оформляются документы, перечисленные в гл. 1.6 настоящего Руководства. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) ЗАЯВКА О НАМЕРЕНИИ ОБНОВЛЕНИЯ СУДНА ЗАЯВКА
|