Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование 5.1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО- Система оценки деятельности
органов и Методические рекомендации Москва 2008 1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Н.В. Шестопалов, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин), Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области (И.А. Кузнецова, Е.В. Голубятникова); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (Б.В. Лимин); Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С. Сбоев); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (В.В. Дылдин); Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области (В.Н. Михеев); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» (Л.К. Иванова); Управлением Роспотребнадзора по Омской области (Ю.В. Ерофеев); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (С.В. Никитин); Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (С.И. Савельев); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» (В.А. Бондарев); Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области (М.И. Чубирко); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (Ю.И. Степкин). 2. Утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.10.2008 № 35. 3. Введены в действие с 3 октября 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ
5.1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО- Система оценки деятельности органов и Методические рекомендации 1. Область применения1.1. Методические рекомендации определяют систему оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью создания условий для эффективного управления в рамках бюджетирования, ориентированного на результат. 1.2. Методические рекомендации предназначены для использования органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при подведении итогов работы и оценки эффективности деятельности структурных подразделений и специалистов. 1.3. Методические рекомендации могут быть использованы в определении приоритетных для региона и муниципальных образований проблем и задач по охране здоровья населения, стабилизации и улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации. 1.4. Методические рекомендации позволяют упорядочить и обеспечить единообразие системы учета деятельности и планирования работы, обеспечить рациональное расходование бюджетных средств на реализацию мероприятий государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей. 2. Нормативные ссылки:- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; - постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»; - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2007 г. № 62 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства»; - Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 28.03.2008); - Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р; - Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и на период до 2010 года, утвержденная Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко 12 января 2007 г. 3. Общие положенияПредложенная система оценки учитывает специфику деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в рамках бюджетирования, ориентированного на достижение конечного, общественно-значимого результата при реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, предупреждения и снижения уровня заболеваемости неинфекционными и инфекционными болезнями, устранения влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека, обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, снижения рисков для здоровья населения, формирования здорового образа жизни граждан России. В основу оценки деятельности положено определение показателей и их анализ. Требования, предъявляемые к показателям оценки деятельности: - объективность; - адекватность (соответствие показателя реальным задачам деятельности); - измеряемость (возможность получения качественной или количественной оценки для проведения сравнительного анализа); - ориентированность на конечные результаты деятельности; - чувствительность к происходящим в системе переменам; - устойчивость к малым изменениям исходных данных; - синтетичность (отражение в совокупности всех существенно важных направлений деятельности системы). Система показателей призвана стать инструментом дальнейшего совершенствования деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора при решении следующих задач: - проведение комплексных профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания; - проведение мероприятий по снижению заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, наиболее массовыми и управляемыми инфекциями, ликвидация кори и поддержанию статуса Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита; - обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства; - санитарная охрана территории Российской Федерации от заноса и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, в т.ч. обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; - осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей; - осуществление контроля за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; - проведение медико-санитарных мероприятий, направленных на спасение жизни, сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях; - гигиеническое воспитание и обучение граждан, включая профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Повышение мотивации населения к ответственному отношению к своему здоровью, здоровью своих детей; - лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также в области использования источников ионизирующего излучения; - регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека, а также отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, и отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации. В соответствии с основными принципами бюджетирования и с учетом особенностей осуществления контрольно-надзорных функций, показатели деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора разделены на две группы: - показатели непосредственного результата (оперативные показатели и показатели достижения конечного результата); - показатели конечного результата. Под показателями непосредственного результата понимаются показатели, отражающие выполнение государственных функций, объем и качество предоставления населению государственных услуг (эта категория показателей характеризует работу учреждения в целом по реализации бюджета, ориентированного на конечный результат, также позволяет провести оценку деятельности его структурных подразделений и оценить эффективность работы отдельных специалистов). Показатели конечного результата - это эффект от предоставленных населению государственных услуг и выполненных государственных функций (характеризуют уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей). Структура показателей непосредственного результата складывается из показателей деятельности Управлений Роспотребнадзора и показателей деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», обеспечивающих деятельность Управлений Роспотребнадзора. Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» при оценке деятельности своих структурных подразделений также могут применять и иные показатели непосредственного результата, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей региона. Для вычисления представленных показателей используются данные государственной и ведомственной статистической отчетности и иные отчетные данные. Система оценки используется для анализа результатов деятельности по итогам работы за квартал, полугодие и год. Для каждого показателя приведены описание и формула расчета его количественного выражения. В методических рекомендациях содержатся подходы к итоговой оценке деятельности через формирование рейтинговой таблицы. Показатели, установленные в методических рекомендациях, являются в основном относительными показателями (удельный вес). Часть показателей являются абсолютными, и оценка их может быть осуществлена как в штрафных баллах, так и баллах поощрения. 4. Показатели оценки деятельности4.1. Показатели непосредственного результата
деятельности
|
Удельный
вес |
= |
Количество
госслужащих, |
⋅100 |
Количество
госслужащих, |
Выполнение государственной функции информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения может быть выражено через показатель удельного веса обращений, заявлений, запросов, рассмотренных в соответствии с установленными законодательством сроками, а также через показатель удельного веса информации, поступающей в органы государственной власти, местного самоуправления и населению, представленной в соответствии с регламентом.
Показатель: «Удельный вес обращений, заявлений, запросов, рассмотренных в соответствии с установленными законодательством сроками»
Удельный
вес обращений, |
= |
Количество
обращений, заявлений, |
⋅100 |
Общее
количество рассмотренных |
Показатель: «Удельный вес информационных материалов, представленных в органы государственной власти, местного самоуправления и населению в соответствии с регламентом»
Удельный
вес |
= |
Количество
информационных |
⋅100 |
Количество
информационных |
Показатель выполнения плана работы по надзору (контролю) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению ими требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей является одним из показателей, позволяющим оценить состояние исполнительской дисциплины в части своевременности проведения мероприятий по надзору.
Показатель: «Выполнение утвержденного плана мероприятий по надзору (контролю)»
Выполнение
|
= |
Количество
проведенных мероприятий |
⋅100 |
Общее
количество запланированных |
В целях оценки деятельности Управления Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению ими требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей выбран показатель - количество проведенных мероприятий по надзору (контролю) в расчете на 1 штатную должность (или физическое лицо).
Показатель: «Количество мероприятий по надзору (контролю) на 1 штатную должность (или физическое лицо)»
Количество
мероприятий |
= |
Всего
мероприятий по надзору (контролю), |
⋅100 |
Всего
штатных должностей |
Обеспечением достижения цели административного наказания и повышения эффективности осуществления надзора является пресечение фактов нарушения юридическими и физическими лицами требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и принятие мер административного воздействия по выявленным нарушениям. В качестве показателя выбран удельный вес вынесенных административных мер к количеству проведенных мероприятий по надзору (контролю).
Показатель: «Удельный вес вынесенных административных мер к количеству проведенных мероприятий по надзору (контролю)»
Удельный
вес |
= |
Количество
вынесенных постановлений |
⋅100 |
Количество
проведенных мероприятий |
Обеспечение исполнения наложенного административного наказания и повышение эффективности административной ответственности за невыполнение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и, соответственно, увеличение поступления в местные, федеральный бюджеты неналоговых поступлений в виде сумм взысканных штрафов находится в прямой зависимости от реализованных мер административного воздействия. В качестве показателя выбран удельный вес взысканных штрафов.
Показатель: «Удельный вес взысканных штрафов»
Удельный
вес |
= |
Количество
уплаченных штрафов (количество |
⋅100 |
Количество
вынесенных постановлений о назначении |
В целях реализации полномочий, предоставленных Роспотребнадзору Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по составлению протоколов об административных правонарушениях за выявленные в ходе мероприятий по надзору нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, выбран показатель - удельный вес применяемых в административной практике составов административных правонарушений.
Показатель: «Удельный вес применяемых в административной практике составов административных правонарушений»
Удельный
вес |
= |
Количество
применяемых составов |
⋅100 |
Количество
составов административных |
Соблюдение норм материального и процессуального права при проведении мероприятий по надзору и привлечении виновных лиц к административной ответственности являются оставленные при обжаловании без изменения постановления о назначении административного наказания. В качестве показателя выбран удельный вес постановлений по делу об административном правонарушении, оставленных при обжаловании без изменений.
Показатель: «Удельный вес постановлений по делу об административном правонарушении, оставленных при обжаловании без изменений»
Удельный
вес |
= |
Количество
постановлений |
⋅100 |
Количество
обжалованных постановлений |
4.1.1.2. Оперативные показатели оценки деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Одним из важных факторов для эффективного обеспечения деятельности территориальных органов Роспотребнадзора и выполнения государственных функций является наличие высококвалифицированных кадров в центрах гигиены и эпидемиологии. Для создания и поддержания сбалансированного кадрового состава выбран показатель удельного веса специалистов, прошедших профессиональную подготовку не реже одного раза в пять лет.
Показатель: «Удельный вес специалистов, прошедших профессиональную подготовку не реже одного раза в пять лет»
Удельный
вес |
= |
Количество
специалистов, прошедших |
⋅100 |
Общее количество специалистов |
Лабораторные исследования при проведении контрольно-надзорных мероприятий позволяют объективно оценить ситуацию на объекте и принять правильное управленческое решение.
Показатель: «Удельный вес выполненных лабораторных исследований и инструментальных замеров по обеспечению надзорных мероприятий»
Удельный
вес выполненных |
= |
Количество
выполненных |
⋅100 |
Общее
количество лабораторных |
В целях анализа эффективности использования кадровых и материальных ресурсов, производительности учреждения включен показатель по количеству исследованных образцов (проб) на 1 штатную единицу лабораторных подразделений.
4.1.1.3. Оперативные показатели оценки финансово-экономической деятельности Управлений Роспотребнадзора
Оценка финансово-экономических показателей деятельности необходима для осуществления контроля за соблюдением финансовой дисциплины, выявления внутренних резервов и разработки мероприятий по повышению эффективности работы, правильности распределения и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, и в целом, для принятия оптимальных управленческих решений на базе объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Показатель: «Кассовое исполнение утвержденных лимитов бюджетных обязательств»
Кассовое
исполнение |
= |
Всего кассовые расходы за отчетный период |
⋅100 |
Лимиты
бюджетных обязательств |
Показатель: «Эффективность использования средств федерального бюджета»
Эффективность
|
= |
Объем
нецелевого использования |
⋅100 |
Общий объем финансирования |
Показатель: «Эффективность закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд»
Эффективность
|
= |
Стоимость
произведенных закупок |
⋅100 |
Стоимость всех закупок товаров, работ и услуг |
Показатель: «Удельный вес зарегистрированных объектов недвижимости и земельных участков»
Удельный
вес |
= |
Количество
зарегистрированных объектов |
⋅100 |
Общее
количество объектов |
4.1.1.4. Оперативные показатели оценки финансово-экономической деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Показатель: «Кассовое исполнение утвержденных лимитов бюджетных обязательств»
Кассовое
исполнение |
= |
Всего
кассовые расходы |
⋅100 |
Лимиты
бюджетных обязательств |
Показатель: «Эффективность использования средств федерального бюджета»
Эффективность
|
= |
Объем
нецелевого использования средств |
⋅100 |
Общий объем финансирования |
Показатель: «Удельный вес стоимости выполненных услуг по обеспечению госнадзора к утвержденным лимитам бюджетных обязательств»
Удельный
вес |
= |
Стоимость
выполненных услуг по |
⋅100 |
Утвержденные
лимиты бюджетных |
Показатель: «Отношение средств, расходуемых на заработную плату (с учетом начислений), к величине поступивших доходов (без учета НДС)»
Удельный
вес средств, |
= |
Объем
фактически произведенных расходов |
⋅100 |
Объем
средств, поступивших |
Показатель: «Удельный вес зарегистрированных объектов недвижимости и земельных участков»
Удельный
вес |
= |
Количество
зарегистрированных объектов |
⋅100 |
Общее
количество объектов |
4.1.2. Показатели достижения конечного результата
4.1.2.1. Показатели достижения конечного результата Управлениями Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Выполнение показателей достижения конечного результата предусматривается через реализацию ведомственных целевых программ. Данные показатели могут являться базовыми при программно-целевом планировании деятельности.
Ведомственная
целевая программа
«Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний
(Стоп инфекция)»
В основу показателей достижения конечного результата выполнения ведомственной целевой программы «Стоп инфекция» положены охват прививками населения и уровни инфекционной и паразитарной заболеваемости.
Вакцинопрофилактика является наиболее безопасным средством предупреждения инфекционных заболеваний. Эффективность вакцинации против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, по рекомендациям ВОЗ обеспечивается при подержании охвата прививками населения не менее 95 % (дифтерия, коклюш, столбняк, эпидемический паротит, корь, краснуха).
Показатель: «Поддержание охвата прививками населения против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, на регламентированном ВОЗ показателе»
Охват прививками |
= |
Количество привитых лиц |
⋅100 |
Количество лиц, состоящих на учете |
- количество привитых лиц - количество лиц, получивших вакцинацию/ревакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, определяется из отчетной статистической формы 6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний»;
- количество лиц, состоящих на учете, - население административной территории, определяется из отчетной статистической формы 6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний».
Поддержание охвата прививками против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, на уровне, рекомендуемом ВОЗ, находится в прямой зависимости от выполнения ежегодных планов профилактических прививок, следовательно, показатель выполнения данных планов также может служить показателем достижения конечного результата.
Выполнение
плана |
= |
Количество привитых лиц за отчетный период |
⋅100 |
Количество лиц, подлежащих прививкам по плану |
- количество привитых лиц за отчетный период определяется из отчетной статистической формы 5 «Отчет о профилактических прививках» против конкретной инфекции;
- количество лиц, подлежащих прививкам, - определяется планом профилактических прививок на отчетный год, согласованным органом здравоохранения субъекта и Управлением Роспотребнадзора по субъекту.
В группе инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи возбудителя по-прежнему доминирующее значение имеют грипп и острые респираторные инфекции. На их долю в Российской Федерации приходится свыше 90 % всех регистрируемых инфекционных заболеваний. Снижению показателей заболеваемости данной группой инфекций способствует проведение вакцинации против гриппа, оценка которой может служить показателем достижения конечного результата. Оценку можно проводить по уровню охвата населения субъекта иммунизацией.
Показатель: «Снижение показателей заболеваемости гриппом и ОРВИ, групповой заболеваемости в организованных коллективах, повышение охвата иммунизацией против гриппа»
Охват прививками |
= |
Количество привитых лиц |
⋅100 |
Количество лиц, подлежащих вакцинации |
- количество привитых лиц - количество лиц, относящихся к определенной возрастной или социально-профессиональной группе или в целом по территории, получивших вакцинацию против гриппа в пред-эпидемический период, определяется из данных мониторинга за проведением вакцинации против гриппа;
- количество лиц, подлежащих вакцинации, - количество лиц, относящихся к определенной возрастной или социально-профессиональной группе, или население административной территории в целом, определяется из сведений, представляемых учреждениями здравоохранения территории.
Достижение и поддержание высокого уровня охвата профилактическими прививками населения, в том числе детей, в декретированные сроки позволяет добиться значительного снижения заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, такими как дифтерия, корь, коклюш, эпидемический паротит, полиомиелит, краснуха, вирусный гепатит В. Оценка данного показателя осуществляется по уровню заболеваемости в регионе указанными нозологическими формами.
Показатель: «Уровень заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики»
Уровень
|
= |
Количество случаев заболеваний дифтерией |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний дифтерией определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество случаев заболеваний корью |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний корью определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество случаев заболеваний коклюшем |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний коклюшем определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество
случаев заболеваний |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний эпидемическим паротитом определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество
случаев заболеваний |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний полиомиелитом определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество случаев заболеваний краснухой |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний краснухой определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Уровень
|
= |
Количество
случаев заболеваний вирусным |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний вирусным гепатитом В определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Показателем стабилизации заболеваемости может служить отсутствие чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера - групповых заболеваний или подозрений на заболевания среди населения, в образовательных, оздоровительных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях психоневрологического профиля. Возникновение чрезвычайной ситуации определяется по количеству случаев заболеваний в соответствии с приказом Минздравсоцравития России от 31.05.2005 № 376 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера».
Показатель: «Стабилизация показателей инфекционной заболеваемости»
Оценка осуществляется по количеству случаев указанных чрезвычайных ситуаций.
Ведомственная
целевая программа
«Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации
(СПИДу нет)»
Снижение темпа прироста новых случаев ВИЧ-инфекции может служить показателем достижения конечного результата, который является интегрированным оценочным показателем проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в наиболее уязвимых к заражению группах и среди населения в целом. Оценка данного показателя осуществляется по уровню заболеваемости в регионе ВИЧ-инфекцией.
Показатель: «Уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией»
Уровень
|
= |
Количество случаев заболеваний ВИЧ-инфекцией |
⋅100000 |
Население рассматриваемой территории |
- количество случаев заболеваний ВИЧ-инфекцией определяется по данным формы «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (форма 2).
Профилактика вертикального пути передачи ВИЧ от матери к ребенку становится актуальной в связи с ростом выявляемости ВИЧ-инфекции среди женщин детородного возраста. Показателем достижения конечного результата является увеличение процента родивших ВИЧ-инфицированных женщин, получивших полный курс химиопрофилактики, до 95 %.
Показатель: «Повышение эффективности профилактики вертикального пути передачи ВИЧ от матери к ребенку»
Удельный
вес |
= |
Количество
родивших |
⋅100000 |
Количество
родивших |
Ведомственная
целевая программа
«Санитарная охрана территории Российской Федерации (Санохрана)»
Мероприятия ведомственной целевой программы «Санохрана» направлены на предупреждение завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний (ООП) на территории субъекта.
Показателем исполнения данной ведомственной целевой программы «Санохрана» может служить «Отсутствие распространения особо опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, на территории субъекта». Показатель определяется количеством случаев ООП, вторичных от завозных.
Оценка зарегистрированного случая особо опасного инфекционного заболевания как вторичного от завозного, осуществляется на основе эпидемиологического расследования данного случая.
Ведомственная
целевая программа
«Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных
влиянием факторов среды обитания человека
(Гигиена и здоровье)»
К третьей группе относятся объекты, санитарное состояние которых не соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, в них регистрируется превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и инструментальных замеров, регистрируются групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления, профессиональные заболевания. Снижение количества объектов третьей группы свидетельствует о стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.
Показатель: «Удельный вес объектов, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия»
Удельный
вес |
= |
Количество объектов III группы |
⋅100 |
Общее количество объектов |
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков свидетельствует о необходимости развития различных форм оздоровления детей. Наиболее доступной и эффективной массовой формой укрепления здоровья детей и подростков является отдых в летних учреждениях всех типов.
Показатель: «Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и временной занятости»
Удельный
вес детей, |
= |
Количество
детей, охваченных всеми |
⋅100 |
Общее количество детей |
Роль правильно организованного питания для детей является одним из важнейших факторов формирования гармонически развитого здорового подрастающего поколения. Особенно значимо горячее питание для детей школьного возраста, так как в период обучения учащиеся испытывают значительную учебную и психо-эмоциональную нагрузку. Горячее питание способствует профилактике ЖКЗ.
Показатель: «Удельный вес учащихся, охваченных горячим питанием»
Удельный
вес |
= |
Количество
учащихся, охваченных |
⋅100 |
Общее количество учащихся |
Питьевая вода, предназначенная для удовлетворения потребностей населения, должна соответствовать гигиеническим нормативам. При наличии централизованных систем водоснабжения населенных пунктов создаются условия для улучшения кондиционных свойств воды.
Показатель: «Удельный вес населенных пунктов, обеспеченных водой надлежащего качества из централизованных систем водоснабжения»
Удельный
вес населенных |
= |
Количество
населенных пунктов, |
⋅100 |
Количество
населенных пунктов, |
В соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (статья 14) в организациях, использующих источники ионизирующего излучения (генерирующие), должен проводиться контроль и учёт индивидуальных доз облучения персонала категории «А». Увеличение удельного веса персонала категории «А», проходящего индивидуальный дозиметрический контроль (ИДК), обеспечит повышение уровня радиационной безопасности персонала от техногенных источников ионизирующего излучения.
Показатель: «Удельный вес персонала категории «А», проходящего индивидуальный дозиметрический контроль, к общему количеству персонала, подлежащего дозиметрическому контролю»
Удельный
вес персонала категории А, |
= |
Количество
персонала категории А, |
⋅100 |
Общее
количество персонала категории А, |
Ведомственная
целевая программа
«Создание и обеспечение функционирования системы государственного
регулирования деятельности, связанной с использованием возбудителей
инфекционных заболеваний и источников ионизирующего излучения
(Лицензирование для здоровья)»
В соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (статья 10) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) подлежит обязательному лицензированию. Организации, осуществляющие свою деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), должны получать лицензии на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Повышение удельного веса организаций, имеющих лицензии на работу с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), и пресечение нарушений, связанных с данным видом деятельности, обеспечит должный контроль за использованием генерирующих источников ионизирующего излучения.
Показатель: «Удельный вес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения»
Удельный
вес |
= |
Количество
юридических лиц и |
⋅100 |
Общее
количество юридических лиц и |
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 17) на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, требуется наличие лицензии, выдаваемой учреждениями Роспотребнадзора в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Наличие лицензии на указанный вид деятельности обеспечивает безопасность работ с возбудителями инфекционных заболеваний для персонала учреждений, осуществляющих деятельность, пациентов лечебно-профилактических учреждений, населения в целом и окружающей среды. Повышение удельного веса организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, является показателем правильно организованной работы по надзору в данной сфере.
Показатель: «Удельный вес организаций, имеющих лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний»
Удельный
вес |
= |
Количество
организаций, имеющих |
⋅100 |
Общее
количество организаций, |
Ведомственная целевая
программа
«Модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения
вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения
(Регистрация для здоровья)»
Свидетельства о государственной регистрации выдаются в целях:
- предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
- предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Показатель: «Удельный вес организаций, имеющих свидетельства о государственной регистрации продукции»
Удельный
вес |
= |
Количество
организаций, имеющих |
⋅100 |
Общее
количество организаций, которые |
Ведомственная целевая
программа
«Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга
(Соцгигмониторинг)»
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» социально-гигиенический мониторинг проводится в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 определен порядок ведения социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ), в соответствии с которым государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека, реализуемая учреждениями и организациями Роспотребнадзора, необходима для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.
Показатель: «Удельный вес мониторируемых показателей от числа регламентируемых к наблюдению (включенных в ФИФ)»
Удельный вес мониторируемых показателей
Количество показателей регионального информационного фонда данных СГМ Количество показателей регламентируемых к ведению в СГМ
Показатель: «Удельный вес населения, охваченного комплексным контролем по факторам окружающей среды»
Удельный
вес |
= |
Количество
показателей регионального |
⋅100 |
Количество показателей регламентируемых |
|||
Удельный
вес |
= |
Количество населения, охваченного контролем по факторам среды обитания/5 |
⋅100 |
Общее количество населения, проживающего на данной территории |
|||
Количество
населения, охваченного |
= |
Na + Nb + Nn + Np + Nnn, где |
|
Na - количество населения, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию качества атмосферного воздуха;
Nb - количество населения, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию качества питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;
Nn - количество населения, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию санитарно-эпидемиологической безопасности почвы населенных мест;
Np - количество населения, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей;
Nnn - количество населения, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию безопасности пищевых продуктов.
Основой для расчета данных показателей является приказ ФС Роспотребнадзора от 31.12.2005 № 810 «О перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга», а также регламентирующие документы по организации системы наблюдения за факторами окружающей среды в системе СГМ.
Ведомственная
целевая программа «Организация и обеспечение
деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей»
(ВЦП «Защита прав потребителей»)
Для достижения стратегической цели Ведомственной целевой программы по обеспечению защиты прав потребителей большую роль играет повышение эффективности организации и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей. На эффективность реализации функций по контролю во многом влияет пресечение Управлениями Роспотребнадзора фактов нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, прежде всего - в социально-значимых секторах потребительского рынка, с применением предусмотренных законом мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений недобросовестными продавцами, изготовителями, исполнителями соответствующих обязательных требований. В этой связи эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей повышается с увеличением удельного веса устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных при контрольной (надзорной) деятельности (%).
Показатель «Удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных при контрольной (надзорной) деятельности»
Удельный вес устраненных нарушений прав потребителей |
= |
Количество
устраненных нарушений |
⋅100 |
Количество
выявленных нарушений |
- количество выявленных нарушений прав потребителей - количество нарушений норм законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, выявленных в отчетном периоде в ходе контрольно-надзорной деятельности и зафиксированных в документах, оформляемых по результатам мероприятий по контролю (надзору);
- количество устраненных нарушений прав потребителей - количество нарушений норм законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, устраненных в отчетном периоде по результатам контрольно-надзорной деятельности, при наличии подтверждающих документов (устранение в ходе проверок, по предписаниям, представлениям и т.д.).
В целях проведения оценки эффективности контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг данный показатель аналогично может быть рассчитан также по приоритетным направлениям контроля (надзора): услугам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства жилья, торговли, по медицинским, финансовым, бытовым, образовательным, туристско-экскурсионным услугам, услугам транспорта, связи и др.
Эффективность деятельности Управлений Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей обеспечивается не только проведением мероприятий по пресечению нарушений прав потребителей, но и осуществлением работы по их предупреждению, в том числе применение законных методов досудебной защиты прав потребителей.
Положительные результаты в рамках предупреждения нарушений прав потребителей дают разъяснения потребителям по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Активная разъяснительная работа с населением в рамках проводимых мероприятий позволит повысить уровень правовых знаний в сфере защиты прав потребителей и реализацию системы самозащиты потребителями своих прав. Причем повышение уровня потребительской грамотности населения прямо пропорционально приросту просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Показатель «Прирост просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей»
Прирост
просветительской |
= |
Количество
проведенных просветительских |
|
100 |
- количество проведенных просветительских мероприятий с потребителями - сумма проведенных в базовом периоде с потребителями мероприятий по разъяснению вопросов применения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей (через приемы граждан и «горячие линии», письменные разъяснения законодательства);
- N - процент прироста просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Для эффективной реализации функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и достижения поставленных перед Управлениями Роспотребнадзора задач требуется применение комплексного подхода к выбору форм и методов защиты нарушенных прав граждан на основе сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности при необходимости соблюдения баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие Роспотребнадзора и его территориальных органов в гражданском процессе для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов потребителей по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей. Действующее гражданско-процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: обращение в суд с иском или заявлением в защиту конкретного лица или группы лиц, а также неопределенного круга лиц, участие в судебном деле для дачи заключения по делу. Увеличению количества пресеченных нарушений прав потребителей в порядке гражданского судопроизводства способствуют увеличение удельного веса удовлетворенных (в том числе частично) исковых заявлений потребителей, по делам которых Управление Роспотребнадзора участвовало с заключениями, в общем количестве дел, в которых Управление Роспотребнадзора приняло участие с заключениями (%), и увеличение удельного веса числа удовлетворенных исковых заявлений Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, в общем количестве поданных Управлением Роспотребнадзора в суды указанных исков (%).
Показатель «Удельный вес удовлетворенных (в том числе частично) исковых заявлений потребителей, по делам которых Управление Роспотребнадзора участвовало с заключениями, в общем количестве дел, в которых Управление Роспотребнадзора приняло участие с заключениями»
Удельный
вес |
= |
Количество
удовлетворенных исковых |
⋅100 |
Количество
дел, в которых Управление |
- количество удовлетворенных исковых заявлений потребителей, по делам которых Управление Роспотребнадзора участвовало с заключениями, - количество гражданско-правовых дел, в которых Управление Роспотребнадзора участвовало с заключениями в целях защиты прав потребителей, по которым в отчетном периоде судами приняты решения об удовлетворении исковых требований полностью или частично;
- количество дел, в которых Управление Роспотребнадзора приняло участие с заключениями, - количество гражданско-правовых дел, в которых Управление Роспотребнадзора участвовало с заключениями в целях защиты прав потребителей в отчетном периоде.
Показатель «Удельный вес числа удовлетворенных исковых заявлений Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, в общем количестве поданных Управлением Роспотребнадзора в суды указанных исков»
Удельный
вес |
= |
Количество
удовлетворенных исковых |
⋅100 |
Количество
поданных Управлением |
- количество удовлетворенных исковых заявлений Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей - количество гражданско-правовых дел по искам Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, по которым судами в отчетном периоде приняты решения об удовлетворении исковых требований;
- количество поданных Управлением Роспотребнадзора исковых заявлений в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей - количество гражданско-правовых дел по искам Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, рассмотренных судами в отчетном периоде.
Показатели конечных общественно значимых результатов характеризуют степень, в которой деятельность или процесс в рамках определенной программы способствуют достижению заявленных целей. Они оценивают тот эффект, который общество (отдельные граждане или социальные группы) получают от деятельности организации. Конечные результаты - это, в сущности, совокупность реально достигнутых результатов и их влияние на ситуацию в обществе.
Показателями конечного результата являются региональные и национальные медико-демографические показатели, показатели здоровья населения, а также показатели достижения определенного уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг. Показатели конечного результата, наряду с количественными, могут быть качественными и определяться Концепцией развития государственного органа, а также Основными направлениями деятельности государственного органа на среднесрочную перспективу.
Концепцией развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 гг. и на период до 2010 г. установлено, что основными задачами для создания условий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей являются:
Удельный вес удовлетворенных исковых заявлений Управления Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей
- оптимизация организационного построения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций;
- реализация современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций;
- совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации;
- реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения;
- профилактика инфекционных болезней, обеспечение санитарной охраны территории, надзора на транспорте;
- совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- совершенствование научно-методического обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- совершенствование организации и ведения социально-гигиенического мониторинга.
Результатом расчета показателей деятельности является формирование сводной таблицы по показателям и органам и учреждениям Роспотребнадзора (табл. 1), а также итоговой рейтинговой таблицы по показателям и органам и учреждениям Роспотребнадзора (табл. 2).
Сводная таблица показателей деятельности
органов и учреждений Роспотребнадзора
Субъекты |
Субъект 1 |
Субъект 2 |
Субъект 3 |
|
Субъект М |
Показатели |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая рейтинговая таблица
органов и учреждений Роспотребнадзора
|
Субъект 1 |
Субъект 2 |
Субъект 3 |
|
Субъект М |
Показатель 1 |
рейтинг 11 |
рейтинг 12 |
рейтинг 13 |
|
рейтинг 1М |
Показатель 2 |
рейтинг 21 |
рейтинг 22 |
рейтинг 23 |
|
рейтинг 2М |
|
|
|
|
|
|
Показатель N |
рейтинг N1 |
рейтинг N2 |
рейтинг N3 |
|
рейтинг NM |
ИТОГО |
РАНГ (рейтинг 11 рейтинг 21 + рейтинг N1) |
… |
… |
… |
… |
- показатель 1 … N - показатель деятельности, установленный данными методическими указаниями;
- субъект 1 … М - Управление Роспотребнадзора, центр гигиены и эпидемиологии, их структурные подразделения и филиалы;
- рейтинг 1 - N - место, которое заняли Управление Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», их структурные подразделения, филиалы.
Итоговое место в общем (сводном) рейтинге определяется путем вычисления ранга суммы мест в рейтингах, которые территориальный орган Роспотребнадзора и Центр гигиены и эпидемиологии занимает в каждом из оцениваемых показателей.
Показатели оценки деятельности позволяют сопоставить деятельность Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по реализации ведомственных целевых программ и выявить низкий уровень реализации ведомственных целевых программ.
Показатели деятельности используются в целях активизации и повышения эффективности работы Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», укрепления служебной и исполнительской дисциплины, дальнейшего совершенствования форм материального и морального стимулирования.