ENERGY CONSERVATION. Trolley-bus. Specifications of electric energy cosumption 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

Р 50-605-93-94

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ

НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

 

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики Российской Федерации

РАЗРАБОТЧИКИ

В.А. Макарова, канд. техн. наук; Л.А. Филиппова; Е.В. Пашков, канд. техн. наук; М.Б. Плущевский

2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 г. № 29 директора ВНИИстандарт

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ

Энергоемкость национального дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из основных задач проводимой новой энергетической политики России.

Особенно повышается роль энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы.

Одним из направлений этой политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего оборудования.

Троллейбусный транспорт относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать разработка данного документа-, так как установление и внедрение нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и экономному потреблению энергии в городских хозяйствах.

Настоящие рекомендации носят рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Энергосбережение

ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ

Нормативы расхода электрической энергии

Energy conservation. Trolley-bus.
Specifications of electric energy consumption

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие рекомендации распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т×км бр.)

2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА

В настоящих рекомендациях использована ссылка на СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих рекомендациях применяют следующие термины.

3.1 Троллейбус - вид городского безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети постоянного тока.

3.2 Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира.

3.3 Эквивалентный уклон - определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же энергии, что и при движении на действительном профиле.

3.4 Эксплуатационная скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний (включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на конечных пунктах маршрута).

4 НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

4.1 Нормативы расхода электрической энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл. 1.

Таблица 1

Тип подвижного состава троллейбусов

Удельный расход электрической энергии Ei, кВт · ч/1000 т×км бр., не более

ЗИУ-5

155

ЗИУ-682

150

ЗИУ-682 В

168

Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов, наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время.

4.2 Нормативы расхода электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных условиях.

4.3 Нормативы расхода электрической энергии на электротягу троллейбусов установлены при следующих условиях:

- эксплуатационная скорость υэо = 16 км/ч;

- эквивалентный уклон iэ = 0;

- температура окружающего воздуха t = 5 °С.

Метод расчета нормативов в других условиях приведен в приложении А

.

4.4 Определение значений удельного расхода энергии с целью проверки соблюдения нормативов должно проводиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации троллейбусов».

4.5 В нормативы расхода электрической энергии на производство транспортной работы подвижным составом троллейбусов не включаются затраты на вспомогательные нужды (отопление, вентиляция, освещение и т.д.), обеспечивающие устойчивую работу подвижного состава и заданные комфортные условия.

5 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НОРМАТИВОВ

Учет и контроль расхода электрической энергии подвижным составом осуществляют при помощи счетчиков электроэнергии постоянного тока.

Приложение А

МЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ

А.1 Рекомендации на допустимые значения удельных расходов электрической энергии на производство транспортной работы разработаны на основании нормативных характеристик подвижного состава троллейбусов и анализа результатов испытаний подвижного состава в условиях эксплуатации.

А.2 Для троллейбусов, работающих в условиях эксплуатации, отличных от приведенных в п. 4.3 настоящих рекомендаций, при определении нормативов расхода электрической энергии применяются соответствующие нормативные коэффициенты, учитывающие реальные условия эксплуатации.

В этих случаях норматив расхода электрической энергии для соответствующего i-типа подвижного состава троллейбусов определяется по выражению

E'i = Eiqυqiqм,                                                                 (A.1)

где E'i - удельный расход электрической энергии, кВт×ч/1000 т×км бр.;

qυ, qi, qм - нормативные коэффициенты, учитывающие изменение расхода электроэнергии в зависимости от реальных скоростей, уклонов и климатических условий.

Коэффициент qυ определяется по формуле

                                                                 (А.2)

где υэ - реальная (планируемая) средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч;

υэо - базовая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч эо = 16 км/ч).

Коэффициент qi определяется по формуле

qi = 1 + 0,02iэ,                                                                      (A.3)

где iэ - средний эквивалентный уклон, %.

Изменение удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем.

Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле.

Коэффициент qм определяется по формуле

qм = 1 + qτ + qc.                                                         (А.4)

где qτ - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход электроэнергии;

qc - составляющая, учитывающая усложнения условий уличного движения в результате снегопадов.

qτ определяется по выражению

qτ = -0,005(τ - 5),                                                         (А.5)

где τ - средняя многолетняя температура для расчетного периода года, °С.

qc принимается в зависимости от снежного покрова: при увеличении снежного покрова выше 20 см qc изменяется от нуля до 0,06 (возрастает на 0,01 на каждые 10 см снежного покрова).

Снежный покров и среднемноголетняя температура принимаются в соответствии со СНиП II-1-82.

Ключевые слова: троллейбус, электрическая энергия, удельный расход, транспортная работа, подвижной состав, нормативная характеристика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

1 Область применения. 2

2 Нормативная ссылка. 2

3 Определения. 2

4 Нормативы расхода электроэнергии. 2

5 Учет и контроль нормативов. 3

Приложение А. Метод расчета нормативов. 3