Р 50-605-93-94 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики Российской Федерации РАЗРАБОТЧИКИ В.А. Макарова, канд. техн. наук; Л.А. Филиппова; Е.В. Пашков, канд. техн. наук; М.Б. Плущевский 2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 г. № 29 директора ВНИИстандарт 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕНИЕЭнергоемкость национального дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из основных задач проводимой новой энергетической политики России. Особенно повышается роль энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы. Одним из направлений этой политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего оборудования. Троллейбусный транспорт относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать разработка данного документа-, так как установление и внедрение нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и экономному потреблению энергии в городских хозяйствах. Настоящие рекомендации носят рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Энергосбережение ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ Нормативы расхода электрической энергии Energy conservation. Trolley-bus. Дата введения 1995-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие рекомендации распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т×км бр.) 2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКАВ настоящих рекомендациях использована ссылка на СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящих рекомендациях применяют следующие термины. 3.1 Троллейбус - вид городского безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети постоянного тока. 3.2 Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира. 3.3 Эквивалентный уклон - определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же энергии, что и при движении на действительном профиле. 3.4 Эксплуатационная скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний (включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на конечных пунктах маршрута). 4 НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ4.1 Нормативы расхода электрической энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл. 1. Таблица 1
Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов, наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время. 4.2 Нормативы расхода электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных условиях. - эксплуатационная скорость υэо = 16 км/ч; - эквивалентный уклон iэ = 0; - температура окружающего воздуха t = 5 °С. Метод расчета нормативов в других условиях приведен в приложении А . 5 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НОРМАТИВОВПриложение АМЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВгде E'i - удельный расход электрической энергии, кВт×ч/1000 т×км бр.; Коэффициент qυ определяется по формуле где υэ - реальная (планируемая) средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч; υэо - базовая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч (υэо = 16 км/ч). Коэффициент qi определяется по формуле qi = 1 + 0,02iэ, (A.3) где iэ - средний эквивалентный уклон, %. Изменение удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем. Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле. Коэффициент qм определяется по формуле qм = 1 + qτ + qc. (А.4) где qτ - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход электроэнергии; qc - составляющая, учитывающая усложнения условий уличного движения в результате снегопадов. qτ определяется по выражению qτ = -0,005(τ - 5), (А.5) где τ - средняя многолетняя температура для расчетного периода года, °С. qc принимается в зависимости от снежного покрова: при увеличении снежного покрова выше 20 см qc изменяется от нуля до 0,06 (возрастает на 0,01 на каждые 10 см снежного покрова). Снежный покров и среднемноголетняя температура принимаются в соответствии со СНиП II-1-82. Ключевые слова: троллейбус, электрическая энергия, удельный расход, транспортная работа, подвижной состав, нормативная характеристика СОДЕРЖАНИЕ
|