Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц (с изменениями от 12 декабря 2008 г.) В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю: Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 г. прилагаемые Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г. Регистрационный № 1786
Правила перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов (утв. приказом МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц) (с изменениями от 12 декабря 2008 г.) I. Общие положения1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом. К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона. 1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении № 1 к настоящим Правилам. 1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки. 1.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный № 4856). 1.6. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке2.1. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 2.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении № 2 к настоящим Правилам. 2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов. III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее - профилактические меры), относятся: предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности; промораживание грузов до их погрузки; равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция; пересыпка груза сухими древесными опилками; оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами. 3.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 3.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 3.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 3.5. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду, подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду. 3.7. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений. IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "обработано хлористым кальцием в колич. ... %", "Обмаслено в колич. ... %)", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся". Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно. 4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер. При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя - без профилактики". 4.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211 4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы. Приложение 1к Правилам перевозок Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам (с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
Приложение 2к Правилам перевозок Периоды применения проведения профилактических мер против смерзания перевозимых насыпью грузов (с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
Приложение 3к Правилам перевозок Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью 1. Грузы черной металлургии1.1. Руда железнаяПри перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат. Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 - 3 %, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 - 4 % массы отгружаемой руды. Поваренная соль добавляется в количестве 0,75 % массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается. Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: "Грохоченая, мартен". При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается. Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся: мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда; обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления; все руды Златоустовского рудоуправления; агломерат сухой охлажденный всех рудников; дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника; дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления. Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки. 1.2. Руда марганцоваяПри перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша. Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды - пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств. Марганцовая руда перевозится: в местном сообщении - без применения профилактических средств; в прямом железнодорожном сообщении - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки; в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу. 1.3. Руда хромитоваяГрохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств. Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2 % или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0 % массы отгружаемой руды. 1.4. Шпат плавиковыйШпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью. 1.5. Шлак гранулированныйПри мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться. При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20 % при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона. 2. Грузы цветной металлургии2.1. Концентраты цветных рудКонцентраты влажностью до 2 % в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств. Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе. Концентраты влажностью от 2 до 8 % грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12 % подвергаются двухъярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70×80 см и массой не более 250 кг. Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки. Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4 %). Баритовые концентраты влажностью до 12 % отгружается в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб. Клинкер цинковый влажностью 12 - 14 % и размером частиц 30 - 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде. Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 - 25 % внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм. 2.2. Руды медные и золотосодержащие.Колчедан серный (рядовой и флотационный) Руды и флюсы влажностью не более 2 % перевозятся без применения профилактических средств. При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены. Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм. В процессе погрузки медной руды через каждые 300 - 400 мм по высоте погрузки производиться разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем. Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя. 2.3. Руда никелеваяРуда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм. При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5 % массы отгружаемой руды. 2.4. БокситыПри перевозке бокситов влажностью 5 % и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам предусмотренным в настоящем пункте. При температуре наружного воздуха минус 15 °С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств. 3. Твердое минеральное топливо3.1. Уголь каменный и бурыйПри перевозке угля каменного влажностью более 7 % и бурых влажностью более 30 % грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры: обмасливание угля; ниогрин; северин; смешивание сухого угля с влажным; предварительное промораживание угля; пересыпка угля древесными опилками. Обмасливание должно производиться по следующим нормам: при температуре наружного воздуха до минус 15 °С масло добавляется в количестве 1 % массы отгружаемого угля. при температуре воздуха от минус 15 °С до минус 20 °С масло добавляется в количестве 1,5 % массы отгружаемого угля; при температуре воздуха ниже минус 20 °С масло добавляется в количестве 2 % массы отгружаемого угля. Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок. При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте. Обработка профилактическими жидкостями - ниогрином или северином производится в следующем порядке: при температуре наружного воздуха до минус 10 °С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 - 25 кг для четырехосного полувагона и 30 - 35 кг для шестиосного полувагона; при температуре воздуха от минус 10 °С до минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве: при влажности угля до 9 % - 0,5 - 0,6 % от массы отгружаемого угля; при влажности угля выше 9% - 0,8 % от массы отгружаемого угля; при температуре воздуха ниже минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве: при влажности угля до 9 % - 0,8 % от массы отгружаемого угля; при влажности угля выше 9 % - 1 % от массы отгружаемого угля. Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1 %. При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия: при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом; профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны; ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева; ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25 °С, северин - при температурах ниже минус 25 °С. Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя - по высоте погрузки. Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 - 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слои толщиной по 20 - 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде. 3.2. Сланцы горючиеСланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью. 4. Инертные строительные материалы4.1. Песок. Гравий. Щебень. БалластПесок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками. Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод. 4.2. Глина. Камень гипсовыйГлина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина. 5. Другие смерзающиеся грузыСмерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.
|