ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Указанием Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 29.12.81 № ВМ-002/15673 срок действия установлен с 01.01.73 Стандарт устанавливает единую систему методов измерения и оценки вибраций внутри подвижного состава, требования к подвижному составу, режимам его работы, средствам измерения и состоянию пути. Настоящий стандарт распространяется на проектируемые пассажирские вагоны локомотивной тяги, вагоны электро- и дизель-поездов, автомотрисы магистральных железных дорог колеи 1520 мм, вагоны метрополитена, трамвайные вагоны (в дальнейшем пассажирские вагоны). Стандарт учитывает требования стандарта ИСО 2631-78, СТ СЭВ 1931-79, СТ СЭВ 1932-79 и СН 1209-74 в части методов измерений и оценки вибраций. Термины и обозначения, используемые в стандарте, соответствуют ГОСТ 24346-80, ГОСТ 24347-80 и ГОСТ 16504-74. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Оценка вибраций подвижного состава производится при типовых и исследовательских испытаниях новых и модернизированных пассажирских вагонов и при периодических контрольных испытаниях путем проверки соответствия измеренных вибраций нормам, предусмотренным настоящим стандартом (обязательное приложение 2). 1.3. Результаты измерения и оценки вибрации могут быть использованы также для сравнения различных типов пассажирских вагонов и вариантов конструкции отдельных узлов вагонов. 2. ИЗМЕРЯЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИБРАЦИИ2.1. Для оценки воздействия вибрации измеряются средние квадратические значения виброускорений или виброскоростей в диапазоне частот от 1 до 80 Гц. 2.2. При типовых испытаниях оценка вибрации производится по средним квадратическим значениям, измеренным в отдельных третьоктавных полосах частот и интегрально во всем диапазоне с учетом частотной коррекции. При периодических контрольных испытаниях допускается оценку вибраций производить только интегрально по всему спектру частот. 3. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИЙ3.1. Средства измерения вибрации должны отвечать требованиям ГОСТ 12.4.012-75. 3.2. Средства измерения вибрации подвижного состава должны обеспечивать измерения виброускорений в диапазоне от 0,1 до 10 м/с2 и виброскоростей от 0,3 ∙ 10-2 до 0,3 м/с в диапазоне частот от 0,2 до 90 Гц с основной погрешностью не более ±20 %. 3.3. Средства измерения должны обеспечивать определение приведенного среднего квадратического значения виброускорений или виброскорости в контролируемой точке. 3.4. Измерительная система (рекомендуемое приложение 1) может быть выполнена в 2-х вариантах из следующих элементов: а) виброизмерительного преобразователя, измерительного усилителя, набора третьоктавных фильтров, измерителя средних квадратических значений виброускорений, индикатора, или регистрирующего устройства. При интегральной оценке вибраций вместо набора третьоктавных фильтров может использоваться частотно-взвешивающий фильтр по ускорению; б) виброизмерительного преобразователя, набора третьоктавных фильтров, измерителя средних квадратических значений виброскорости, индикатора или регистрирующего устройства. При интегральной оценке вибраций вместо набора третьоктавных фильтров может использоваться частотно-взвешивающий фильтр по скорости. 3.5. При использовании частотно-взвешивающего фильтра амплитудно-частотная характеристика сквозного измерительного тракта не должна отличаться от установленной настоящим стандартом более чем на ±6 % (0,5 дБ). 3.6. Все применяемые приборы должны быть проверены в установленные сроки соответствующими метрологическими организациями и иметь свидетельства о Государственной поверке. 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИСПЫТУЕМОМУ ПОДВИЖНОМУ СОСТАВУ4.1. Общие цели и порядок проведения испытаний должны соответствовать ОСТ 24.001.08-76 (раздел 7). 4.2. Вагоны, предназначенные для испытаний, должны отвечать требованиям стандартов и утвержденной нормативно-технической документации, а также действующим Правилам технической эксплуатации. 5. РЕЖИМ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ5.1. При ходовых вибрационных испытаниях подвижного состава режим работы силового и вспомогательного оборудования, которое может служить источником вибраций, устанавливается, исходя из условий и опыта эксплуатации конкретного типа вагона. При отсутствии данных о вероятностных характеристиках работы силового и вспомогательного оборудования в эксплуатации при измерениях вибрации оно должно функционировать в номинальном рабочем режиме. Испытания могут проводиться как одиночного вагона, так и в составе поезда согласно программе испытаний. 5.2. Регистрация измеряемых параметров вибрации должна проводиться на порожних вагонах на стоянке при работающем силовом и вспомогательном оборудовании и во всем диапазоне эксплуатационных скоростей вплоть до максимальной конструкционной через интервалы, равные 10 - 20 км/ч (5 - 10 км/ч - для трамвайных вагонов). Допускается при испытаниях первые два интервала скоростей объединять. 5.3. Допускается отклонение скорости движения подвижного состава при измерениях в интервале ±10 % от среднего значения при рассматриваемом режиме работы. 5.4. Фактическая загрузка вагона (масса измерительной аппаратуры, испытателей и т.п.) и режим работы силового и вспомогательного оборудования, имевший место при испытаниях отмечается в протоколе. 6. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПУТИ6.1. Техническое состояние участков пути должно соответствовать хорошей оценке по методам контроля, принятым на железнодорожном транспорте и обеспечивать движение испытываемых вагонов с конструкционной скоростью. 6.2. Испытания должны проводиться на прямых участках, как правило, бесстыкового пути с железобетонными шпалами и щебеночным балластным слоем. Допускается проводить испытания на звеньевом пути или на пути, уложенном на деревянные шпалы. Испытания вагонов метрополитена должны проводиться на пути, уложенном на деревянные шпалы. Вагоны метрополитена должны испытываться на участках пути, техническое состояние которых соответствует хорошей оценке по методам контроля, принятым для рельсовых путей метро. Вагоны трамвая должны испытываться на прямых участках пути, техническое состояние которых соответствует хорошей оценке по методам контроля, принятым для рельсовых путей трамвая. Сведения о типе и характеристике пути необходимо отразить в протоколе испытаний. 6.3. Общая длина участков для проведения испытаний вагонов магистральных железных дорог должна быть не менее 20 км. Общая длина участков для проведения испытаний вагонов метрополитена должна быть не менее 10 км. Общая длина участков для проведения испытаний трамвая должна быть не менее 5 км. 6.4. Конструкция магистрального железнодорожного пути с колеей 1520 мм должна удовлетворять следующим требованиям: балласт - щебеночный толщиной под шпалой не менее 25 см; рельсы - не легче типа Р-50, длиной не менее 25 мм; эпюра шпал - не менее 1840 шт. на километр. Конструкция пути метрополитена должна удовлетворять требованиям СНиП II-40-80. Конструкция трамвайных путей должна удовлетворять следующим требованиям: балласт - щебеночный или бетонный; рельсы - не легче типа Р-50, длиной не менее 25 мм; эпюра шпал - не менее 1600 шт. на 1 км. 7. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ7.1. Длительность измерения, необходимая для обеспечения статистической достоверности результата, для каждого режима работы не должна быть менее 200 с. Допускается разбивать суммарное время измерения на отрезки продолжительностью tj, каждому из которых соответствует свое приведенное среднее квадратическое значение виброскорости или виброускорения . Тогда приведенные средние квадратические значения виброскорости и виброускорения определяются формулами: (2) где - приведенное среднее квадратическое значение виброскорости, м ∙ с-1; - приведенное среднее квадратическое значение виброускорения, м ∙ с-2; tj - продолжительность j-го отрезка измерения, с; t - продолжительность суммарного времени измерения, с. 7.2. При испытаниях измеряются средние квадратические значение виброскорости и виброускорения в вертикальном и горизонтальном (продольном и поперечном) направлениях на сидениях вблизи пятников и центре вагона в пассажирском салоне и служебных помещениях пассажирских вагонов, в пассажирском салоне и кабине машиниста вагонов электро- и дизель-поездов, вагонов метрополитена, в пассажирском салоне и кабине водителя трамвайных вагонов, автомотрис магистральных железных дорог. Для определения виброизолирующих свойств сидений необходимо измерять средние квадратические значения вибраций также на полу под сидениями. 7.3. Для измерения вибрации на сидении необходимо поместить между сидением дивана или кресла и телом человека вкладку в виде жесткой металлической плиты, на которой крепится виброизмерительный преобразователь. Размеры плиты - диаметр 300 мм, толщина 4 мм. Масса тела сидящего человека должна быть 70 ± 10 кг. 7.5. При измерении вибраций следует руководствоваться ГОСТ 13731-68 и ГОСТ 17168-71. 7.6. При измерениях вибраций пассажирских вагонов измерительные, регистрирующие и анализирующие приборы и устройства устанавливаются непосредственно в испытуемом вагоне. Допускается размещение приборов и устройств в специально оборудованной вагон-лаборатории; анализирующее устройство допускается устанавливать в стационарных условиях. 8. ОЦЕНКА ВИБРАЦИИ8.1. Оценка вибрации для вертикального и горизонтального направлений действия проводится раздельно. 8.2. Оценка вибрации производится интегрально по всему спектру частот и раздельно по третьоктавным полосам частот в соответствии с методикой, изложенной в обязательном приложении 2. 9. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙРезультаты измерений и оценки вибрации вагонов оформляются отчетом, актом или протоколом и должно содержать следующие сведения: наименование организации - исполнителя испытаний; ссылку на настоящий стандарт и другие материалы, определяющие методику испытаний; вид и задачи испытаний; тип, номер, завод-изготовитель, год выпуска и пробег испытываемой единицы подвижного состава; наименования, типы, характеристики использовавшихся измерительных приборов, а также данные о классе точности приборов; место установки виброизмерительных преобразователей; характеристики участка пути; фактическая загрузка вагона; режимы работы вагона и его оборудования; составность поезда и положение испытываемых вагонов в поезде; данные о состоянии поверхности катания рельсов (влажное, сухое и т.д.); данные об отклонениях условий испытаний от требований настоящего стандарта, если они имели место; заключение о результатах испытаний (оценка, выводы, предложения и т.д.); дату и место проведения испытаний (участок пути, его протяженность). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Конструкционная скорость, км/ч |
Стоянка в рейсе |
Скорость, υк - υк+1, км/ч |
||||||||||||||||
до 20 |
20 - 40 |
40 - 60 |
60 - 80 |
80 - 100 |
100 - 120 |
120 - 140 |
140 - 160 |
160 - 180 |
180 - 200 |
|||||||||
Пассажирские вагоны скоростного движения |
200 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,10 |
0,11 |
0,12 |
0,15 |
0,18 |
0,17 |
0,09 |
0,01 |
||||||
Пассажирские вагоны дальнего сообщения |
160 |
0,10 |
0,02 |
0,03 |
0,14 |
0,21 |
0,25 |
0,17 |
0,06 |
0,02 |
- |
- |
||||||
Пассажирские вагоны пригородного и местного сообщения. Вагоны электро- и дизель-поездов, автомотрисы |
130 |
0,12 |
0,05 |
0,06 |
0,20 |
0,28 |
0,25 |
0,03 |
0,01 |
- |
- |
- |
||||||
Вагоны метрополитена |
100 |
0,16 |
0,07 |
0,10 |
0,40 |
0,25 |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||
Стоянка |
Скорость, υк - υк+1, км/ч |
|||||||||||||||||
до 10 |
10 - 20 |
20 - 30 |
30 - 40 |
40 - 50 |
50 - 60 |
60 - 70 |
||||||||||||
Трамвай |
75 |
0,235 |
0,112 |
0,266 |
0,224 |
0,106 |
0,051 |
0,0058 |
0,0002 |
|||||||||
Таблица 2
Значения функции воздействия в зависимости от уровня действующих виброускорений
|
||
вертикальное направление |
горизонтальное направление |
|
0,05 |
0,119 |
0,167 |
0,10 |
0,240 |
0,352 |
0,15 |
0,377 |
0,570 |
0,20 |
0,530 |
0,821 |
0,25 |
0,700 |
1,11 |
0,30 |
0,887 |
1,43 |
0,35 |
1,09 |
1,78 |
0,40 |
1,31 |
2,18 |
0,45 |
1,55 |
2,62 |
0,50 |
1,81 |
3,10 |
0,55 |
2,09 |
3,66 |
0,60 |
2.38 |
4,29 |
0,65 |
2,71 |
5,02 |
0,70 |
3,05 |
5,88 |
0,80 |
3,84 |
8,14 |
0,90 |
4,81 |
11,5 |
1,00 |
6,01 |
16,6 |
1,10 |
7,56 |
24,0 |
1,20 |
9,60 |
36,2 |
1,30 |
12,3 |
53,7 |
1,40 |
16,0 |
79,3 |
1,50 |
20,9 |
116 |
1,60 |
27,6 |
168 |
1,70 |
36,5 |
239 |
1,80 |
48,3 |
336 |
1,90 |
63,7 |
465 |
2,00 |
83,8 |
635 |
Таблица 3
Значения функции воздействия в зависимости от уровня действующих виброскоростей
|
||
вертикальное направление |
горизонтальное направление |
|
0,20 |
0,0340 |
0,0459 |
0,40 |
0,0625 |
0,0858 |
0,60 |
0,0906 |
0,126 |
0,80 |
0,119 |
0,168 |
1,0 |
0,148 |
0,211 |
1,4 |
0,209 |
0,304 |
2,0 |
0,308 |
0,459 |
2,4 |
0,378 |
0,572 |
3,0 |
0,492 |
0,760 |
3,4 |
0,574 |
0,894 |
4,0 |
0,704 |
1,11 |
4,4 |
0,796 |
1,27 |
5,0 |
0,942 |
1,52 |
6,0 |
1,20 |
1,86 |
7,0 |
1,50 |
2,52 |
8,0 |
1,82 |
3,12 |
9,0 |
2,17 |
3,84 |
10 |
2,56 |
4,88 |
11 |
3,00 |
5,71 |
12 |
3,46 |
6,93 |
13 |
4,00 |
8,60 |
14 |
4,59 |
10,7 |
15 |
5,28 |
13,4 |
16 |
6,08 |
16,9 |
17 |
7,01 |
21,5 |
18 |
8,12 |
27,5 |
19 |
9,44 |
35,2 |
20 |
11,0 |
45,1 |
Амплитудно-частотная характеристика частотно-взвешивающего по ускорению фильтра.
1
- для вибрации, действующей в вертикальном направлении;
2 - для вибрации, действующей в горизонтальном направлении.
Черт. 1
Таблица 4
Значение модуля нормированной амплитудно-частотной характеристики qн(f) по виброускорению фильтра (аппроксимация по данным ИСО)
qн(f) |
||
Вертикальное направление |
Горизонтальное направление |
|
1,00 |
0,500 |
1,000 |
1,25 |
0,561 |
0,952 |
1,60 |
0,627 |
0,871 |
2,00 |
0,692 |
0,777 |
2,50 |
0,766 |
0,673 |
3,15 |
0,853 |
0,566 |
4,00 |
0,942 |
0,465 |
5,00 |
1,000 |
0,381 |
6,30 |
0,983 |
0,308 |
8,00 |
0,886 |
0,245 |
10,00 |
0,754 |
0,198 |
12,50 |
0,620 |
0,159 |
16,00 |
0,489 |
0,124 |
20,00 |
0,392 |
0,099 |
25,00 |
0,313 |
0,080 |
31,50 |
0,249 |
0,063 |
40,00 |
0,196 |
0,050 |
50,00 |
0,156 |
0,040 |
63,00 |
0,124 |
0,031 |
80,00 |
0,0980 |
0,025 |
Амплитудно-частотная характеристика частотно-взвешивающего по скорости фильтра.
1 - для вибрации,
действующей в вертикальном направлении;
2 - для вибрации, действующей в горизонтальном направлении.
Черт. 2
Таблица 5
Значение модуля нормированной амплитудно-частотной характеристики hн(f) по виброскорости фильтра (аппроксимация по данным ИСО)
hн(f) |
||
Вертикальное направление |
Горизонтальное направление |
|
1,00 |
0,064 |
0,497 |
1,25 |
0,089 |
0,595 |
1,60 |
0,128 |
0,697 |
2,00 |
0,176 |
0,777 |
2,50 |
0,244 |
0,842 |
3,15 |
0,343 |
0,892 |
4,00 |
0,481 |
0,930 |
5,00 |
0,636 |
0,954 |
6,30 |
0,790 |
0,970 |
8,00 |
0,905 |
0,982 |
10,00 |
0,962 |
0,988 |
12,50 |
0,988 |
0,993 |
16,00 |
1,000 |
1,000 |
20,00 |
1,000 |
1,000 |
25,00 |
1,000 |
1,000 |
31,50 |
1,000 |
1,000 |
40,00 |
1,000 |
1,000 |
50,00 |
1,000 |
1,000 |
63,00 |
1,000 |
1,000 |
80,00 |
1,000 |
1,000 |
Таблица 6
Допускаемые уровни виброускорений и виброскоростей для вертикального и горизонтального направлений
Виброускорения, м ∙ с-2 |
Виброскорость, м ∙ с-1 ∙ 10-2 |
|||
вертикальное направление |
горизонтальное направление |
вертикальное направление |
горизонтальное направление |
|
1,00 |
0,56 |
0,20 |
9,03 |
3,20 |
1,25 |
0,50 |
0,20 |
6,42 |
2,56 |
1,60 |
0,45 |
0,20 |
4,47 |
2,06 |
2,00 |
0,40 |
0,20 |
3,22 |
1,60 |
2,50 |
0,36 |
0,25 |
2,30 |
1,60 |
3,15 |
0,32 |
0,30 |
1,60 |
1,60 |
4,00 |
0,28 |
0,40 |
1,12 |
1,60 |
5,00 |
0,28 |
0,50 |
0,90 |
1,60 |
6,30 |
0,28 |
0,63 |
0,72 |
1,60 |
8,00 |
0,28 |
0,80 |
0,58 |
1,60 |
10,00 |
0,36 |
1,00 |
0,58 |
1,60 |
12,50 |
0,45 |
1,26 |
0,58 |
1,60 |
16,00 |
0,58 |
1,60 |
0,58 |
1,60 |
20,00 |
0,73 |
2,00 |
0,58 |
1,60 |
25,00 |
0,90 |
2,50 |
0,58 |
1,60 |
31,50 |
1,13 |
3,10 |
0,58 |
1,60 |
40,00 |
1,46 |
4,00 |
0,58 |
1,60 |
50,00 |
1,80 |
5,00 |
0,58 |
1,60 |
63,00 |
2,30 |
6,33 |
0,58 |
1,60 |
80,00 |
2,90 |
8,04 |
0,58 |
1,60 |
Пример 1
интегральной оценки вибрации вагонов (с применением частично взвешивающего
фильтра)
Нормативное условие
Таблица 1
Исходные данные и результаты оценки вибрации на полу и на сидении кабины машиниста электропоезда ЭР9П
υ, км/ч |
Рк (таблица 1) |
Сидение |
пол |
||||||
Вертикальные |
Горизонтальные |
Вертикальные |
Горизонтальные |
||||||
0 ÷ 50 |
0,33 |
0,22 |
0,59 |
0,11 |
0,39 |
0,20 |
0,53 |
0,07 |
0,24 |
50 ÷ 70 |
0,24 |
0,33 |
1,00 |
0,15 |
0,57 |
0,30 |
0,89 |
0,14 |
0,52 |
70 ÷ 90 |
0,26 |
0,33 |
1,00 |
0,19 |
0,77 |
0,41 |
1,35 |
0,19 |
0,77 |
90 ÷ 110 |
0,13 |
0,54 |
2,03 |
0,33 |
1,64 |
0,53 |
1,97 |
0,30 |
1,43 |
|
0,98 |
0,68 |
0,99 |
0,58 |
Таким образом, уровень вибрации на сидении и на полу кабины машиниста электропоезда ЭР9П удовлетворяет нормативному условию.
Пример 2
интегральной оценки вибраций вагонов в вертикальном направлении по измерениям в
третьоктавных полосах частот (с применением набора третьоктавных фильтров)
Нормативное условие
Таблица 2
Исходные данные и результаты оценки вибрации трамвайного вагона на тележках с пневматическим подвешиванием
Среднегеометрическая частота fci, Гц |
qн(fci) табл. 4 |
Скорость, υк (км/ч) |
|||||
10 |
20 |
30 |
|||||
измеренное |
|
измеренное |
|
измеренное |
|
||
1,0 |
0,500 |
1,9 |
0,90 |
5,34 |
7,04 |
9,52 |
22,6 |
1,25 |
0,561 |
3,78 |
4,40 |
3,78 |
4,4 |
10,6 |
35,5 |
1,60 |
0,627 |
15,0 |
90,24 |
7,56 |
22,6 |
15,0 |
90,2 |
2,00 |
0,692 |
15,0 |
114,48 |
7,56 |
28,7 |
10,6 |
57,1 |
2,50 |
0,766 |
1,34 |
1,12 |
0,68 |
2,88 |
1,5 |
1,44 |
3,10 |
0,853 |
3,78 |
11,56 |
15,0 |
183,8 |
7,56 |
46,2 |
4,00 |
0942 |
4,76 |
22,64 |
16,9 |
285,6 |
10,6 |
113,6 |
5,00 |
1,000 |
7,86 |
57,12 |
4,76 |
22,6 |
7,56 |
57,1 |
6,30 |
0,983 |
3,78 |
14,23 |
3,78 |
14,28 |
6,74 |
45,4 |
8,00 |
0,686 |
3,38 |
11,4 |
5,34 |
28,5 |
5,34 |
28,5 |
10,00 |
0,754 |
4,76 |
14,48 |
5,34 |
18,24 |
9,52 |
58,0 |
12,50 |
0,620 |
3,73 |
5,64 |
5,34 |
11,32 |
7,56 |
22,7 |
16,00 |
0,489 |
4,76 |
5,68 |
5,34 |
7,12 |
6,74 |
11,32 |
20,00 |
0,392 |
4,76 |
3,60 |
5,34 |
4,56 |
5,34 |
4,56 |
25,00 |
0,313 |
3,38 |
1,12 |
2,68 |
0,72 |
3,38 |
1,12 |
31,50 |
0,249 |
6,74 |
2,84 |
6,74 |
2,84 |
8,48 |
4,48 |
40,00 |
0,196 |
3,78 |
0,56 |
3,78 |
0,56 |
3,78 |
0,56 |
50,00 |
0,156 |
5,34 |
0,72 |
6,00 |
0,92 |
6,00 |
0,92 |
63,00 |
0,124 |
7,56 |
0,88 |
6,74 |
0,72 |
7,46 |
0,88 |
80,00 |
0,098 |
2,68 |
0,072 |
3,00 |
0,088 |
4,24 |
0,18 |
(форм. 9) |
0,19 |
0,254 |
0,246 |
||||
0,50 |
0,714 |
0,69 |
|||||
Рк, (табл. 1) |
0,470 |
0,245 |
0,165 |
Продолжение табл. 2
Среднегеометрическая частота fci, Гц |
qн(fci) табл. 4 |
Скорость, υк (км/ч) |
|||||
40 |
50 |
60 |
|||||
измеренное |
|
измеренное |
|
измеренное |
|
||
1,0 |
0,500 |
30,0 |
225,0 |
30,0 |
225,0 |
23,8 |
141,6 |
1,25 |
0,561 |
30,0 |
282,2 |
33,8 |
358,2 |
42,4 |
563,6 |
1,60 |
0,627 |
15,0 |
90,24 |
37,8 |
567,2 |
60,0 |
1428,8 |
2,00 |
0,692 |
13,4 |
91,0 |
2,12 |
2,26 |
23,8 |
285,6 |
2,50 |
0,766 |
5,34 |
18,12 |
15,0 |
145,4 |
13,4 |
115,3 |
3,15 |
0,853 |
7,56 |
46,24 |
9,52 |
73,4 |
11,96 |
115,7 |
4,00 |
0,942 |
6,74 |
45,4 |
10,6 |
113,6 |
11,96 |
143,0 |
5,00 |
1,000 |
9,52 |
90,6 |
9,52 |
90,6 |
10,6 |
113,6 |
6,30 |
0,983 |
9,52 |
90,6 |
9,52 |
90,6 |
10,6 |
113,6 |
8,00 |
0,886 |
10,6 |
113,6 |
23,8 |
566,4 |
21,2 |
449,4 |
10,00 |
0,754 |
9,52 |
57,7 |
13,4 |
115,3 |
15,0 |
145,4 |
12,50 |
0,620 |
10,6 |
44,8 |
7,56 |
22,68 |
10,6 |
44,88 |
16,00 |
0,489 |
8,48 |
17,9 |
13,4 |
45,12 |
10,6 |
28,3 |
20,00 |
0,392 |
7,56 |
9,12 |
13,4 |
28,8 |
13,4 |
28,7 |
25,00 |
0,313 |
6,00 |
3,52 |
8,48 |
7,12 |
7,56 |
5,64 |
31,50 |
0,249 |
8,48 |
4,48 |
9,52 |
5,64 |
10,6 |
7,04 |
40,00 |
0,196 |
5,34 |
1,12 |
5,34 |
1,12 |
4,76 |
0,88 |
50,00 |
0,156 |
7,56 |
1,44 |
8,48 |
1,84 |
8,48 |
1,80 |
63,00 |
0,124 |
8,48 |
1,12 |
9,52 |
1,39 |
10,6 |
1,77 |
80,00 |
0,098 |
5,34 |
0,28 |
4,76 |
0,22 |
5,34 |
0,28 |
(форм. 9) |
0,34 |
0,50 |
0,60 |
||||
1,05 |
1,80 |
2,38 |
|||||
Рк, (табл. 1) |
0,0785 |
0,028 |
0,003 |
||||
|
0,67 |
Таким образом, уровень вибраций вагона удовлетворяет нормативному условию.
Пример 3
оценки вибрации вагонов в вертикальном направлении в третьоктавных полосах
частот
Нормативное условие
Таблица 3
Исходные данные и результаты оценки вибрации трамвайного вагона на тележках с пневматическим подвешиванием
Среднегеометрическая частота fci, Гц |
Допускаемые уровни виброускорений (м ∙ с-2) табл. 6 |
Скорость, υк (км/ч) |
||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
(м ∙ с-2), (ф-ла 17) |
||
Измеренные уровни виброускорений, (м ∙ с-2 ∙ 10-2) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
1,00 |
0,56 |
1,90 |
5,34 |
9,52 |
30,00 |
30,00 |
23,80 |
0,110 |
1,25 |
0,50 |
3,78 |
3,78 |
10,60 |
30,00 |
33,80 |
42,40 |
0,118 |
1,60 |
0,45 |
15,00 |
7,46 |
15,00 |
15,00 |
37,80 |
60,00 |
0,150 |
2,00 |
0,40 |
15,00 |
7,46 |
10,60 |
13,40 |
2,12 |
23,80 |
0,120 |
2,50 |
0,36 |
1,34 |
0,68 |
1,50 |
5,34 |
15,00 |
13,40 |
0,032 |
3,15 |
0,32 |
3,78 |
15,00 |
7,56 |
7,56 |
9,52 |
11,90 |
0,089 |
4,00 |
0,28 |
4,76 |
16,90 |
10,60 |
6,74 |
10,60 |
11,90 |
0,100 |
5,00 |
0,28 |
7,56 |
4,76 |
7,56 |
9,52 |
9,52 |
10,60 |
0,070 |
6,30 |
0,28 |
3,78 |
3,78 |
6,74 |
9,52 |
9,52 |
10,60 |
0,050 |
8,00 |
0,28 |
3,38 |
5,34 |
5,34 |
10,60 |
23,80 |
21,20 |
0,060 |
10,00 |
0,36 |
4,76 |
5,34 |
9,52 |
9,52 |
13,50 |
15,00 |
0,060 |
12,50 |
0,45 |
3,78 |
5,34 |
7,56 |
10,60 |
7,56 |
10,60 |
0,050 |
16,00 |
0,58 |
4,76 |
5,34 |
6,74 |
8,48 |
13,40 |
10,60 |
0,060 |
20,00 |
0,73 |
4,76 |
5,34 |
5,34 |
7,56 |
13,40 |
13,40 |
0,050 |
25,00 |
0,90 |
3,38 |
2,68 |
3,38 |
6,00 |
8,48 |
7,56 |
0,050 |
31,50 |
1,13 |
6,74 |
6,74 |
8,48 |
8,48 |
9,52 |
10,60 |
0,070 |
40,00 |
1,46 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
5,34 |
5,34 |
4,76 |
0,060 |
50,00 |
1,80 |
5,34 |
6,00 |
6,00 |
7,56 |
8,48 |
8,48 |
0,050 |
63,00 |
2,30 |
7,56 |
6,74 |
7,46 |
8,48 |
9,52 |
10,60 |
0,070 |
80,00 |
2,90 |
2,68 |
2,68 |
4,24 |
4,76 |
4,76 |
5,34 |
0,030 |
Рк, табл. 1 |
0,470 |
0,245 |
0,165 |
0,0785 |
0,028 |
0,003 |
Таким образом, нормативное условие выполняется в каждой третьоктавной полосе частот.
Обозначение документа |
Номер пункта стандарта |
Обозначение документа |
Номер пункта стандарта |
Вводная часть |
|||
ГОСТ 13731-68 |
ОСТ 24.001.08-76 |
||
ГОСТ 15050-69 |
СТ СЭВ 1931-79 |
Вводная часть |
|
ГОСТ 17168-71 |
СТ СЭВ 1933-79 |
-"- |
|
ГОСТ 22507-77 |
ИСО 2631-78 |
-"- |
|
Вводная часть |
СН 1209-74 |
СОДЕРЖАНИЕ