Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБЛАСТИ Общие требования к построению и содержанию Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета») 2 РАЗРАБОТЧИКИ М.В. Петрова (Генеральный директор ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»), Ф.М. Кутюшев (руководитель разработки), А.Н Яфуняева (ответственный исполнитель). 3 СОГЛАСОВАН с заместителем начальника УГТР Росгидромета 30.09.2011 г., ФГБУ «НПО «Тайфун» 21.09.2011 г. 4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета 04.10.2011 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 18.10.2011 № 548 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГБУ «НПО «Тайфун» за номером РД 52.21.757 от 18.10.2011 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Дата введения - 2012-01-01 1 Область применения1.1 Настоящий руководящий документ устанавливает общие требования к построению и содержанию руководства по качеству, разрабатываемого организацией Росгидромета, осуществляющей метеорологическое обслуживание авиации (далее - организация). 1.2 В настоящем руководящем документе приведены примеры для организации с условным наименованием ФГБУ «Метеорологическое обслуживание гражданской авиации» (ФГБУ «МОГА»), 1.3 Форма и содержание представленных в качестве примеров приложений могут отличаться от вариантов разработчика системы менеджмента качества в области метеорологического обслуживания авиации. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р 54049-2010 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области метеорологического обслуживания авиации ГОСТ 1.5-2001 МСС Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению РД 52.14.642-2003 Инструкция. Текстовые документы. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию 3 Термины и сокращения3.1 В настоящем руководящем документе применены термины, приведенные в ГОСТ Р ИСО 9000. 3.2 В настоящем руководящем документе используются следующие сокращения: МОГА - метеорологическое обслуживание гражданской авиации ПРК - представитель руководства по качеству СМК - система менеджмента качества ФГБУ - федеральное государственное бюджетное учреждение 4 Требования к руководству по качеству4.1 Общие требования4.1.1 Руководство по качеству, в соответствии с ГОСТ Р 54049, является документом, определяющим СМК организации, работающей в области метеорологического обслуживания авиации. 4.1.2 При разработке руководства по качеству следует учитывать положения ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 54049. 4.1.3 Руководство по качеству оформляется в соответствии с ГОСТ 1.5, РД 52.14.642. 4.2 Требования к построению руководства по качеству4.2.1 Построение руководства по качеству должно осуществляться в соответствии с восьмью разделами ГОСТ Р ИСО 9001, что достигается путем привязки разделов руководства по качеству к элементам указанного стандарта. Так же руководство по качеству должно содержать сведения об организации и ее политику в области качества. 4.2.2 В руководство по качеству в общем случае включают следующие элементы: а) содержание; б) сведения об организации; в) политика в области качества1); г) область применения; д) нормативные ссылки; е) термины и определения; ж) основные нормативные положения. Данный элемент включает разделы: - система менеджмента качества; - ответственность руководства; - менеджмент ресурсов; - процессы жизненного цикла продукции; - измерение, анализ и улучшение; з) приложения. ________ 1) Политика в области качества может разрабатываться как самостоятельный документ и может не включаться в руководство по качеству 4.2.3 При разработке руководства по качеству возможно исключение требований, которые нельзя применить из-за специфики деятельности организации. Исключения допускаются только из раздела «7 Процессы жизненного цикла продукции» ГОСТ Р ИСО 9001 и с четким обоснованием причины этих исключений. 4.3 Содержание элементов руководства по качеству4.3.1 Сведения об организации4.3.1.1 В элемент «Сведения об организации» руководства по качеству включают юридический статус и реквизиты организации, внедряющей СМК, полное и сокращенное наименование организации, краткую характеристику ее деятельности. 4.3.1.2 Элемент «Сведения об организации» размещают без нумерации на следующей странице (страницах) после страницы, на которой заканчивается элемент «Содержание». При этом слова «Сведения об организации» записывают в верхней части страницы с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Текст «Сведений об организации» не делят на структурные элементы. Пример оформления данного элемента приведен ниже. Пример - Сведения о ФГБУ «МОГА» Федеральное государственное бюджетное учреждение «Метеорологическое обслуживание гражданской авиации» (ФГБУ «МОГА») является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной в целях предоставления метеорологического обслуживания гражданской авиации, а также иных услуг в соответствии с Уставом ФГБУ «МОГА». ФГБУ «МОГА» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации. Успех ФГБУ «МОГА» обеспечивается планированием перспективных направлений деятельности, привлечением в коллектив высококвалифицированных специалистов, постоянным мониторингом интересов потребителей метеоинформации.
4.3.2 Политика в области качества4.3.2.1 В элементе «Политика в области качества» руководства по качеству приводят Политику в области качества организации. 4.3.2.2 Политика в области качества по ГОСТ Р ИСО 9000 должна содержать намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. 4.3.2.3 Элемент «Политика в области качества» размещают без нумерации на следующей странице (страницах) после страницы, на которой заканчивается элемент «Сведения об организации». При этом слова «Политика в области качества» записывают в верхней части страницы с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Текст «Политики в области качества» не делят на структурные элементы. Пример Политики в области качества 11 приведен ниже. Пример - Политика в области качества Основной целью в области качества ФГБУ «МОГА» является профессиональное, своевременное и качественное предоставление метеорологического обслуживания, как составляющей компоненты безопасности, эффективности и регулярности полетов гражданской авиации, в соответствии с установленными и действующими правилами и стандартами. Реализация основной цели в области качества достигается за счет: - выполнения законодательных и нормативных требований в отношении метеорологического обслуживания полетов воздушных судов гражданской авиации; - принятия управленческих решений на основе своевременной, полной и достоверной информации; - долговременных, взаимовыгодных отношений с потребителями, поставщиками; - повышения технического и технологического уровня ФГБУ «МОГА»; - постоянного повышения результативности СМК; - постоянного стимулирования работников с использованием различных форм вознаграждения и поощрения. 4.3.3 Область применения4.3.3.1 Элемент «Область применения» оформляется в виде раздела 1 и должен содержать два подраздела: «Общие положения» и «Применение». 4.3.3.2 В подразделе «Общие положения» указывают назначение руководства по качеству, цели его разработки. 4.3.3.3 В подразделе «Применение» определяют область распространения руководства по качеству. Пример - Применение Положения руководства по качеству предназначены для применения всеми отделами (подразделениями) ФГБУ «МОГА». 4.3.4 Нормативные ссылкиЭлемент «Нормативные ссылки» приводят, если в тексте руководства по качеству даны нормативные ссылки (ссылка) на другие документы, и оформляют в виде раздела 2. Данный раздел оформляют в соответствии с РД 52.14.642 (пункт 3.6.1). 4.3.5 Термины и определения4.3.5.1 Элемент «Термины и определения» оформляют в виде раздела 3. В разделе приводят термины и определения, используемые в тексте руководства по качеству, если введены определения отдельных терминов и понятий. 4.3.5.2 Если в руководстве по качеству необходимо использовать обозначения и/или сокращения, то их приводят так же в данном разделе. В этом случае раздел именуется «Термины, определения, обозначения и сокращения» («Термины, определения и обозначения», «Термины, определения и сокращения»), 4.3.5.3 Данный раздел оформляют в соответствии с РД 52.14.642 (пункт 3.6.2). 4.3.6 Система менеджмента качества4.3.6.1 Раздел «4 Система менеджмента качества» должен содержать два подраздела: «Общие требования», «Требования к документации». 4.3.6.2 В подразделе «Общие требования» указывают мотивы внедрения СМК в области метеорологического обслуживания авиации, ожидаемые результаты от ее внедрения, приводят структурную схему организации и схему СМК, либо дают ссылку на соответствующие приложения, в которых приводятся эти схемы. Кроме того, данный подраздел должен содержать перечень процессов СМК и показателей результативности этих процессов. Примеры структурной схемы ФГБУ «МОГА» и схемы СМК ФГБУ «МОГА» приведены в приложениях А и Б. Пример процессов СМК и показателей их результативности приведен в приложении В. 4.3.6.3 Подраздел «Требования к документации» должен содержать следующие пункты: а) общие положения. В данном пункте перечисляют документы необходимые для поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества; б) руководство по качеству. В данном пункте определяют требования к содержанию руководства по качеству, определяют лицо, ответственное за актуализацию руководства по качеству; в) управление документацией. В данном пункте определяют виды документов СМК, цели и задачи управления документацией. Так же здесь приводят ссылку на документированную процедуру по управление документацией, которая разработана организацией. Пример - Управление документацией Документы СМК подразделяются на два вида: - документы внешнего происхождения; - внутренние документы (документы, разрабатываемые отделами (подразделениями) ФГБУ «МОГА»). К документам внешнего происхождения относятся: - законодательные и нормативные акты; - общетехнические стандарты; - письма. К внутренним документам относятся: - руководство по качеству; - СТО, методики и инструкции; - положения об отделах (подразделениях), должностные инструкции, инструкция по охране труда; - записи. Деятельность ФГБУ «МОГА» по управлению документацией определена требованиями СТО СМК 02/4.2-2010 «Управление документацией». Целью управления документацией является поддержание документации СМК в состоянии, обеспечивающем надлежащее функционирование СМК; г) управление записями. В данном пункте определяют цели и задачи управления записями, перечисляют основные виды записей, которые ведутся в организации. Так же здесь приводят ссылку на документированную процедуру по управлению записями, которая разработана организацией. Пример - Управление записями Цель процедуры - предоставление объективных данных для демонстрации результативного функционирования СМК. С целью предоставления объективных данных о результативности в ФГБУ «МОГА» разработаны формы ведения записей: журналы регистрации, протоколы проведенных мероприятий и другие первичные носители систематизированных данных (аналитические отчеты, акты о проверках, справки и др.). Деятельность ФГБУ «МОГА» по управлению записями определена требованиями СТО СМК 03/4.2-2010 «Управление записями». 4.3.7 Ответственность руководства4.3.7.1 Раздел «5 Ответственность руководства» должен содержать шесть подразделов: «Обязательства руководства», «Ориентация на потребителя», «Политика в области качества», «Планирование», «Ответственность, полномочия и обмен информацией», «Анализ со стороны руководства». 4.3.7.2 Подраздел «Обязательства руководства» должен содержать перечень должностных лиц организации, относящихся к высшему руководству, основные задачи высшего руководства. В подразделе определяют ответственность работников организации за конкретные процессы СМК. Ответственность за конкретные процессы СМК может быть представлена в виде матрицы распределения ответственности и полномочий. Пример такой матрицы приведен в приложении Г. 4.3.7.3 В подразделе «Ориентация на потребителя» указывают задачи высшего руководства при определении и выполнение требований потребителей, приводят перечень мер для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей. Пример - Ориентация на потребителя Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей осуществляются за счет: - взаимодействия с потребителем в процессе предоставления продукции (услуг); - выполнения требований законодательных и нормативных документов; - совершенствования методов работы с потребителями; - анализа претензий потребителей; - своевременного проведения корректирующих и предупреждающих действий. 4.3.7.4 В подразделе «Политика в области качества» указывают задачи и функции высшего руководства при разработке и актуализации Политики в области качества организации. Пример - Политика в области качества Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы Политика в области качества: - соответствовала целям ФГБУ «МОГА»; - включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность СМК; - создавала основу для постановки и анализа целей в области качества. Высшее руководство доводит Политику в области качества до работников ФГБУ «МОГА» посредством распространения её учтенных копий на рабочих местах, участках и кабинетах. Проводя периодический анализ СМК, высшее руководство уточняет содержание Политики в области качества с целью подтверждения ее актуальности. 4.3.7.5 Подраздел «Планирование» должен содержать следующие пункты: а) цели в области качества. В данном пункте определяют задачи руководства при разработке целей в области качества. Пример - Цели в области качества Высшее руководство ФГБУ «МОГА» обеспечивает во всех отделах (подразделениях) постановку четких, измеримых и согласуемых с Политикой в области качества целей. Цели в области качества должны соответствовать стратегическим целям ФГБУ «МОГА» и отвечать интересам потребителей. Цели должны содержать временные рамки и ежегодно корректироваться; б) планирование создания, поддержания и улучшения СМК. В данном пункте указывают источники информации и ответственных лиц при планировании создания, поддержания и улучшения СМК. Пример - Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества Проект Плана разработки, поддержания и улучшения СМК разрабатывается ПРК на основании предложений начальников отделов (подразделений) ФГБУ «МОГА». Контроль исполнения планов осуществляет ПРК. Планирование мероприятий по разработке и улучшению СМК осуществляется с учетом: - поступающих предложений от работников по поддержанию и улучшению СМК; - решений Совета по качеству; - результатов анализа деятельности СМК со стороны высшего руководства. 4.3.7.6 Подраздел «Ответственность, полномочия и обмен информацией» должен содержать следующие пункты: а) ответственность и полномочия. В данном пункте приводят перечень документов, в которых определены полномочия и ответственность работников организации, указывают задачи высшего руководства при определении ответственности и полномочий персонала организации и определяют общие обязанности в области СМК для всех работников организации; б) представитель руководства. В данном пункте определяют ответственность и полномочия представителя руководства по качеству; в) внутренний обмен информацией. В данном пункте указывают средства и способы обмена информацией в организации, перечисляют требования к организации внутреннего обмена информацией. Пример - Внутренний обмен информацией Доведение информации в ФГБУ «МОГА», включая информацию, относящуюся к результативности СМК, осуществляется через Интернет-ресурсы ФГБУ «МОГА», организационные мероприятия и информационные письма. Обмен информацией между различными категориями работников ФГБУ «МОГА» и на всех уровнях управления осуществляется через телефон, факс, компьютер (Интернет-ресурсы ФГБУ «МОГА», электронную почту, ресурсы локально-вычислительной сети ФГБУ «МОГА»). Организация внутреннего обмена информацией позволяет: - информировать об успехах ФГБУ «МОГА»; - организовать контроль исполнения указаний и решений Генерального директора ФГБУ «МОГА». 4.3.7.7 Подраздел «Анализ со стороны руководства» должен содержать следующие пункты: а) общие положения. В данном пункте определяют цели и периодичность анализа СМК организации со стороны высшего руководства. Пример - Общие положения Анализ СМК ФГБУ «МОГА» со стороны высшего руководства осуществляется с целью обеспечения её постоянной пригодности, достаточности и результативности, а также для определения возможности улучшений и потребностей в изменениях СМК, в т.ч. в Политике и целях в области качества. ПРК на основании предложений начальников отделов (подразделений), результатов внутреннего и внешнего аудитов составляет Отчет о функционировании СМК с предложениями о возможности ее улучшения. Анализ СМК осуществляется не реже одного раза в год Генеральным директором (высшим руководством) с учетом Отчета ПРК о функционировании СМК. Внеплановый анализ СМК организации проводится в случаях изменения стратегических целей качества, ситуации на рынке, существенных изменений в организационной структуре и др.; б) входные данные для анализа. В данном пункте указывают виды входных данных для анализа СМК и лиц, ответственных за подготовку входных данных. Пример - Входные данные для анализа Входными данными для проведения анализа СМК служат: - результаты совещаний, которые проводит высшее руководство ФГБУ «МОГА» с начальниками отделов (подразделений); - месячные планы; - информация о выполнении планов отделов (подразделений) ФГБУ «МОГА»; - результаты всех видов проверок (внутренних и внешних), осуществлённых за анализируемый период времени (внутренних аудитов, сертификационных аудитов, инспекционных проверок, ресертификационных аудитов и др.); - информация о корректирующих и/или предупреждающих действиях за анализируемый период и их результативности; - обратная связь от потребителей; - информация о выявленных несоответствиях и их причинах; - информация о маркетинговых исследованиях. Данные для анализа готовят: - ПРК; - начальники отделов (подразделений); - аудиторы по внутренним проверкам; - все желающие работники ФГБУ «МОГА»; в) выходные данные анализа. В данном пункте указывают виды выходных данных анализа со стороны высшего руководства, решения и согласованные меры, принимаемые по результатам анализа. Пример - Выходные данные анализа Выходные данные анализа со стороны высшего руководства включают: - решения по повышению результативности СМК (приказы, планы, решения об изменении Политики в области качества и др.); - решения и действия по улучшению предоставляемой продукции (услуг) (приказы, изменения в технические задания и др.); - решения и действия по определению потребности в ресурсах и их распределению. Выходные данные анализа выдаются имеющим отношение к ним отделам (подразделениям) и конкретным работникам ФГБУ «МОГА». По результатам анализа могут быть разработаны корректирующие и/или предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий в действующих процессах, процедурах и документах СМК и улучшению качества продукции (услуг), а также уточняются потребности в ресурсах. 4.3.8 Менеджмент ресурсов4.3.8.1 Раздел «6 Менеджмент ресурсов» должен содержать четыре подраздела: «Обеспечение ресурсами», «Человеческие ресурсы», «Инфраструктура», «Производственная среда». 4.3.8.2 Подраздел «Обеспечение ресурсами» должен содержать общий перечень ресурсов, необходимых для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и повышения ее результативности. Пример - Обеспечение ресурсами Для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и повышения ее результативности в ФГБУ «МОГА» имеются: - организационная структура, в соответствие с которой осуществляется распределение ответственности и полномочий; - документация, устанавливающая функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие, а также порядок, правила и процедуры выполнения работ; - экономические возможности для обеспечения деятельности; - работники, специально подготовленные для проведения внутренних аудитов СМК; - человеческие ресурсы (штатные работники ФГБУ «МОГА» и привлекаемые работники, подобранные в соответствии с требуемой квалификацией); - инфраструктура (рабочие помещения, рабочее пространство и связанные с ним средства труда, оргтехника, программные средства, средства связи); - производственная среда (условия, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы). Результативное использование ресурсов в ФГБУ «МОГА» достигается выбором целей в области качества. На основе поставленных целей осуществляется планирование процессов и распределение ресурсов по приоритетным направлениям. 4.3.8.3 Подраздел «Человеческие ресурсы» должен содержать следующие пункты: а) общие положения. В данном пункте указывают требования к образованию, квалификации, уровню подготовки и опыту работников организации. Пример - Общие положения Организационная структура ФГБУ «МОГА» сформирована на основе привлечения работников, обладающих подготовкой и квалификацией в соответствии с их должностными обязанностями, с необходимым опытом работы, обладающих организаторскими способностями и навыками управления, коммуникабельных и способных к восприятию нововведений. Привлечение сторонних работников осуществляется на договорной основе, при наличии у них свидетельств и удостоверений, подтверждающих требуемую квалификацию и опыт работы; б) компетентность, подготовка и осведомленность. В данном пункте приводят сведения об обучении и переподготовке работников организации: - периодичность прохождения курсов повышения квалификации; - должностные лица, ответственные за обучение (квалификацию и компетентность) работников; - программы, по которым проводится обучение; - самообучение, методы его проведения; - подготовка работников по СМК и др. 4.3.8.4 В подразделе «Инфраструктура» описывают инфраструктуру организации (наличие собственных зданий, помещений, транспортных средств, оборудования, средств измерений, предметов интерьера, средства связи и т.п.) 4.3.8.5 В подразделе «Производственная среда» определяют меры по обеспечению безопасных условий труда в организации и методы контроля соответствия условий труда установленным требованиям. Пример - Производственная среда Высшее руководство ФГБУ «МОГА» заботится о соответствии производственной среды (условия, в которых выполняется конкретная работа, включая физические (шум, температура, влажность, освещение), экологические, погодные условия и другие факторы) установленным требованиям. Контроль соответствия регулярно проводится путем проведения аттестации рабочих мест. В ФГБУ «МОГА» действует система обеспечения безопасных условий труда: - разработана инструкция по охране труда; - проводятся инструктажи работников по безопасности труда; - вопросы по безопасности труда включены в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Создание производственной среды, необходимой для выполнения требований к продукции (услугам), осуществляется в соответствии с внешними нормативными документами по охране труда, санитарным нормам и т.д. 4.3.9 Процессы жизненного цикла продукции4.3.9.1 Раздел «7 Процессы жизненного цикла продукции» должен содержать шесть подразделов: «Планирование процессов жизненного цикла продукции», «Процессы, связанные с потребителями», «Проектирование и разработка», «Закупки», «Производство и обслуживание», «Управление оборудованием для мониторинга и измерений». 4.3.9.2 В подразделе «Планирование процессов жизненного цикла продукции» перечисляют виды планов, разрабатываемых в организации. Пример - Планирование процессов жизненного цикла продукции В ФГБУ «МОГА» разрабатываются: - перспективные планы (модернизации ФГБУ «МОГА», оказания новых услуг); - планы на год; - план-график поверки средств измерений; - планы профилактического ремонта и технического обслуживания оборудования. 4.3.9.3 Подраздел «Процессы, связанные с потребителями» должен содержать следующие пункты: а) определение требований, относящихся к продукции. В данном пункте определяют требования, относящиеся к продукции. Пример - Определение требований, относящихся к продукции В ФГБУ «МОГА» определены требования к предоставляемой продукции (услугам) на основе: - требований, установленных потребителем; - требований к поставке; - требований, не определенных потребителем, но необходимых для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно; - законодательных и других обязательных требований, применяемых к продукции (услугам); - любых дополнительных требований, рассматриваемых ФГБУ «МОГА» как необходимые; - анализа отзывов потребителей о качестве получаемой продукции (услуг). Требования потребителей уточняются при: - подготовке проекта договора/контракта; - согласовании технического задания; - заключении договора/контракта; - проведении регулярных обзоров удовлетворенности потребителей; - проведении мониторингов качества обслуживания потребителей; б) анализ требований, относящихся к продукции. В данном пункте определяют цели проведения анализа требований, относящихся к продукции, порядок использования результатов анализа. Пример Анализ требований, относящихся к продукции ФГБУ «МОГА» до принятия обязательства на поставку продукции (услуг) проводит анализ требований к продукции с целью: - обеспечения соответствия между требованиями (ожиданиями) потребителя и планируемыми показателями качества продукции (услуг); - обеспечения необходимыми ресурсами для выполнения установленных требований. Зарегистрированные результаты анализа требований потребителей используются при составлении отчетов высшему руководству для анализа результативности СМК и планирования улучшений; в) связь с потребителями. В данном пункте описывают способы связи с потребителями, меры по распространению информации о предоставляемой продукции. 4.3.9.4 Подраздел «Проектирование и разработка» должен содержать следующие пункты: а) планирование проектирования и разработки. В данном пункте определяют объекты проектирования и разработки (приборы, документы, методы и т.п.) и приводят общие сведения о планирование проектирования и разработки. Пример - Планирование проектирования и разработки В ФГБУ «МОГА» проектируются и разрабатываются документы в области метеорологического обслуживания гражданской авиации. Проектирование и разработка документов включается в планы деятельности ФГБУ «МОГА». В планах указываются ответственные работники для каждого этапа проектирования и разработки документов; б) входные данные для проектирования и разработки. В данном пункте определяют источники сбора данных для проектирования и разработки; в) выходные данные проектирования и разработки. В данном пункте устанавливают требования к выходным данным проектирования и разработки; г) анализ проекта и разработки. В данном пункте определяют цели анализа проекта и разработки, а также лиц, ответственных за проведение анализа; д) верификация проекта и разработки. В данном пункте определяют методы верификации проекта и разработки. Пример - Верификация проекта и разработки Верификация проектирования, разработки документов осуществляется следующими методами и видами деятельности, в т.ч.: - сравнение результатов проектирования и разработки по отношению к требованиям на входе проектирования в планах; - сравнением с аналогом, проверенным на практике и т.п.;. е) валидация проекта и разработки. В данном пункте определяется порядок валидации проекта и разработки. Пример - Валидация проекта и разработки Валидацию проекта и разработки подтверждают посредством экспертизы. Это последняя стадия проектирования и разработки, которая включает в себя утверждение документа; ж) управление изменениями проекта и разработки. В данном пункте определяют порядок осуществления изменений проекта и разработки. 4.3.9.5 Подраздел «Закупки» должен содержать следующие пункты: а) процесс закупок. В данном пункте раскрывают: - порядок осуществления закупок; - выбор предмета закупок; - выбор поставщиков; б) информация по закупкам. В данном пункте определяют требования к закупаемой продукции. Пример - Информация по закупкам Требования к закупаемой продукции устанавливаются в соответствии с процедурами, указанными в федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На закупку оформляется документация (государственный контракт, договор, дополнительные соглашения, спецификации), в которой однозначно описывается продукция, требования к поставке и, при необходимости, к пуско-наладочным работам и обслуживанию; в) верификация закупленной продукции. В данном пункте определяют порядок верификации закупленной продукции. Пример - Верификация закупленной продукции ФГБУ «МОГА» осуществляет контроль и другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Верификация закупленной продукции: - для простой продукции (канцтовары, вспомогательные материалы) входной контроль осуществляется представителем заказывающего отдела (подразделения) по соответствию закупленной продукции сопроводительной и договорной документации, целостности упаковки; - для технически сложной продукции (метеорологическое и специализированное оборудование) после закупки проводится комплекс пуско-наладочных работ и тестирование, в ходе которых выясняется работоспособность оборудования. Приемка такого оборудования в эксплуатацию оформляется актом. 4.3.9.6 Подраздел «Производство и обслуживание» должен содержать следующие пункты: а) управление производством и обслуживанием. В данном пункте определяют цели, методы и средства управления производством и обслуживанием. Пример - Управление производством и обслуживанием Управление производством и обслуживанием осуществляется с целью обеспечения качества продукции (услуг) ФГБУ «МОГА». Управляемые условия обеспечиваются: - наличием информации, описывающей характеристики продукции (услуг), которая предоставляется в соответствии с требованиями НМО ГА-95 и Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации «Метеорологическое обеспечение международной гражданской аэронавигации»; - наличием «Инструкций по метеорологическому обеспечению полетов» для каждого аэродрома, в которой определены требования и порядок взаимодействия применительно к условиям конкретного аэродрома; - наличием должностных инструкций; - применением сертифицированного и имеющего удостоверение годности к эксплуатации оборудования; - наличием и применением контрольного и измерительного оборудования; - проведением мониторинга предоставляемой потребителям продукции (услуг); б) валидация процессов производства и обслуживания. В данном пункте определяют меры валидации процессов производства и обслуживания. Пример - Валидация процессов производства и обслуживания Валидация процессов производства и обслуживания обеспечивается: - оценкой прогнозов (сравнение условий фактической погоды с условиями прогнозируемой погоды); - использованием оборудования, разрешенного к применению и имеющего удостоверение годности к эксплуатации; - поддержанием необходимой квалификации персонала; - соблюдением положений «Инструкций по метеообеспечению полетов» на конкретном аэродроме; - соблюдением требований НМО ГА-95 и Приложения 3 «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации»; соблюдением установленных требований к записям, формам предоставления метеорологической информации; в) идентификация и прослеживаемость. В данном пункте определяют методы и средства обеспечения идентификации и прослеживаемости продукции. Пример - Идентификация и прослеживаемость Работы по идентификации и прослеживаемости осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции (услуг) и проводятся работниками ФГБУ «МОГА». Идентификации и прослеживаемости подлежат все виды предоставляемой метеорологической информации и способы ее предоставления потребителю. Идентификация и прослеживаемость продукции (услуг) обеспечивается формой предоставления продукции (услуг) потребителю. Вся метеоинформация идентифицируется датой и временем отправления, кодом аэродрома (зоны), к которому(-ой) она относится и визируется отправителем. Идентификация и прослеживаемость производится с помощью записей в журналах, протоколах, графиках дежурств или с использованием других средств, обеспечивающих четкость обозначений, необходимую долговечность и соответствие документации, регламентирующей методы идентификации; г) собственность потребителей. В данном пункте определяют порядок использования собственности потребителей (например, аренда); д) сохранение соответствия продукции. В данном пункте определяют меры и способы обеспечения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям. Пример - Сохранение соответствия продукции ФГБУ «МОГА» обеспечивает соответствие предоставляемой продукции (услуг) установленным стандартам и форматам передачи и представления. Сохранение соответствия продукции (услуг) обеспечивается технологическими средствами (программным обеспечением, каналами связи, формами предоставления метеоинформации, резервными каналами связи). 4.3.9.7 Подраздел «Управление оборудованием для мониторинга и измерений» должен содержать общие требования по использованию и обслуживанию средств измерений, порядку их поверки и калибровки. 4.3.10 Измерение, анализ и улучшение4.3.10.1 Раздел «8 Измерение, анализ и улучшение» должен содержать пять подразделов: «Общие положения», «Мониторинг и измерение», «Управление несоответствующей продукцией», «Анализ данных», «Улучшение». 4.3.10.2 В подразделе «Общие положения» определяют цель измерений, приводят перечень основных видов измерений в области СМК, которые осуществляются в организации. Пример - Общие положения Измерение данных важно для принятия решений, основанных на фактах. В ФГБУ «МОГА»« осуществляются следующие измерения: - оценка продукции (услуг) ФГБУ «МОГА»; - оценка удовлетворённости потребителей. 4.3.10.3 Подраздел «Мониторинг и измерение» должен содержать следующие пункты: а) удовлетворенность потребителей. В данном пункте приводят перечень источников информации об удовлетворенности потребителей, определяют критерии оценки удовлетворенности потребителей; б) внутренние аудиты (проверки). В данном пункте приводят общие сведения о внутреннем аудите, проводимом в организации, определяют цели его проведения и лиц, ответственных за внутренний аудит. Так же здесь приводят ссылку на документированную процедуру по внутренним аудитам (проверкам), которая разработана организацией; в) мониторинг и измерение процессов. В данном пункте определяют порядок мониторинга и измерений процессов СМК. Пример - Мониторинг и измерение процессов Мониторинг процессов СМК осуществляется в ходе внутренних аудитов методом наблюдения и подтверждения выполнения требований, заложенных в документированных процедурах по процессу, а так же при анализе удовлетворённости потребителей и других заинтересованных сторон; г) мониторинг и измерение продукции. В данном пункте определяют порядок и цели мониторинга и измерений продукции. Пример - Мониторинг и измерение продукции Целью данного процесса является: - документальное подтверждение установленных показателей качества продукции (услуг); - своевременное выявление несоответствующей продукции (услуг) для принятия необходимых корректирующих и/или предупреждающих действий. Виды работ по мониторингу и измерению продукции (услуг), последовательность их проведения, контролируемые характеристики продукции (услуг), а также объемы контроля устанавливаются в нормативных документах, СТО, технологических инструкциях и методиках испытаний. 4.3.10.4 В подразделе «Управление несоответствующей продукцией» определяют цель действий по управлению несоответствующей продукцией и приводят ссылку на документированную процедуру по управлению несоответствующей продукцией, которая разработана организацией. Пример - Управление несоответствующей продукцией Целью действий по управлению несоответствующей продукцией (услугами) является предотвращение непреднамеренного использования и поставки несоответствующей продукции (услуг). Работники ФГБУ «МОГА» наделены полномочиями и ответственностью информировать о несоответствиях на любой стадии процесса для обеспечения своевременного обнаружения и устранения несоответствий. Деятельность по управлению несоответствующей продукцией (услугами) определена требованиями СТО СМК 05/8.3-2010 «Управление несоответствующей продукцией». 4.3.10.5 В подразделе «Анализ данных» указывают цели сбора и анализа данных, определяют источники получения и порядок сбора необходимой информации. Пример - Анализ данных Сбор и анализ данных осуществляется с целью осуществления контроля, регулирования процессов СМК, получения необходимой информации для анализа отклонений от установленных требований. Источниками получения необходимой информации являются: - результаты внутренних аудитов; - результаты мониторинга, контроля процессов и измерения качества продукции (услуг); - сведения о выполнении корректирующих и предупреждающих действий и результативности таких действий; - результаты запланированных мероприятий в области качества и совершенствования процессов. Периодический сбор данной информации осуществляется при помощи специально разработанных форм и путем изучения соответствующих зафиксированных данных о качестве. Периодичность сбора данной информации определяется ПРК и не должна быть реже 1 раза в год. 4.3.10.6 Подраздел «Улучшение» должен содержать следующие пункты: а) постоянное улучшение. В данном пункте приводят перечень видов деятельности организации, необходимый для обеспечения непрерывного улучшения. Пример - Постоянное улучшение Для достижения непрерывного улучшения в ФГБУ «МОГА» запланированы и постоянно осуществляются следующие виды деятельности: - внутренние аудиты; - постоянный контроль, измерение процессов; - действия по управлению несоответствующей продукцией (услугами); - сбор и анализ данных о функционировании СМК; - корректирующие и предупреждающие действия. Постоянное улучшение СМК достигается: - корректировкой процедур; - своевременным приобретением, ремонтом или заменой производственного оборудования и прочих элементов инфраструктуры; - обучением, подготовкой работников; б) корректирующие действия. В данном пункте определяют цели корректирующих действий и порядок их проведения, приводят ссылку на документированную процедуру по корректирующим действиям, которая разработана организацией. Пример - Корректирующие действия Корректирующие действия предпринимаются в целях предотвращения случаев повторного возникновения выявленных несоответствий. Корректирующие действия проводятся в рабочем порядке. Решения по назначению корректирующих действий оформляются в форме информационных писем, распоряжений и приказов Генерального директора ФГБУ «МОГА». Корректирующие действия могут назначаться по результатам несоответствий, выявленных при контроле продукции (услуг), по итогам жалоб потребителей, анализа возврата воздушных судов и ухода на «запасной» по метеоусловиям аэродрома назначения. Общая ответственность за организацию анализа несоответствий, определения их причин, разработки, регистрации и координации корректирующих действий возлагается на ПРК В отделах (подразделениях) за проведение корректирующих действий отвечают начальники отделов (подразделений). Корректирующие действия выполняются в соответствии с требованиями СТО СМК 06/8.5-2010 «Корректирующие и предупреждающие действия»; в) предупреждающие действия. В данном пункте определяют цели предупреждающих действий и порядок их проведения, приводят ссылку на документированную процедуру по предупреждающим действиям, которая разработана организацией. Приложение А
|
Наименование процесса |
Показатель результативности |
1 Процессы управления |
|
1.1 Участие в тендере |
Процент заключённых договоров от числа участий в тендерах |
1.2 Внутренние аудиты |
Своевременное выполнение программы внутренних проверок Оформление результатов внутренних проверок согласно требованиям |
1.3 Анализ со стороны руководства |
Выполнение плановых мероприятий по анализу со стороны руководства Поддержание в рабочем состоянии записей по анализу со стороны руководства |
1.4 Анализ удовлетворённости потребителей |
Количество полученных жалоб, претензий, исков, благодарностей потребителей Количество внедренных пожеланий потребителей |
1.5 Составление плана мероприятий по осуществлению деятельности организации |
Выполнение работ в планируемые сроки Равномерность загрузки сотрудников и оборудования |
1.6 Управление документацией и записями |
Соответствие процесса требованиям СТО СМК 02/4.2-2010 «Управление документацией» и СТО СМК 03/4.2-2010 «Управление записями», плановым мероприятиям |
1.7 Распределение ответственности и полномочий |
Эффективное использование персонала согласно имеющимся знаниям и опыту работы |
1.8 Управление обменом информацией |
Наличие исправной системы обмена информацией (телефон, факс, электронная почта; установление и доведение до сведения персонала требований к обмену информацией: номера телефонов, формы служебных записок) |
1.9 Корректирующие и предупреждающие действия |
Соответствие процесса требованиям СТО СМК 06/8.5-2010 «Корректирующие и предупреждающие действия» и плановым мероприятиям |
2 Основные процессы |
|
2.1 Заявки от потребителей |
Количество заявок |
2.2 Заключение договоров |
Соблюдение сроков оформления договоров |
2.3 Предоставление продукции (услуг) |
Отсутствие претензий от потребителя |
3 Вспомогательные процессы |
|
3.1 Поддержание инфраструктуры и производственной среды |
Поддержание в исправности зданий, сооружений Наличие исправных средств труда Наличие должностных инструкций на рабочих местах |
3.2 Управление устройствами для мониторинга и измерений |
Наличие реестра устройств для мониторинга и измерений Наличие графика поверки и/или калибровки устройств для мониторинга и измерений Выполнение графика поверки и/или калибровки устройств для мониторинга и измерений |
3.3 Закупки |
Соблюдение процедуры выбора поставщиков по установленным критериям оценки |
3.4 Управление несоответствующей продукцией |
Чёткая идентификация и отделение несоответствующей продукции |
Таблица Г.1
|
Наименование процесса |
Генеральный директор |
Зам. ген. директора |
Начальник отдела кадров |
Начальник юридического отдела |
Начальник отдела маркетинга |
Начальник ОИТ |
Начальник АМО |
Начальник ЕС ОрВД |
Начальник ФЭО |
Начальник к ПООМА |
Начальник технического отдела |
Бухгалтерия |
Начальник отдела экономики СГМО |
Начальник отдела внут. контроля |
ПРК |
Процессы управления |
||||||||||||||||
1 |
Участие в тендере |
О |
У |
Н |
У |
О* |
О* |
О* |
О* |
У |
О* |
О* |
О* |
У |
Н |
О* |
2 |
Внутренние аудиты |
И |
И |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О |
3 |
Анализ со стороны руководства |
О |
У |
Н |
У |
И |
У |
У |
У |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
У |
4 |
Анализ удовлетворенности потребителей |
О |
У |
Н |
Н |
И |
Н |
У |
У |
Н |
О* |
О* |
Н |
О* |
Н |
У |
5 |
Составление плана мероприятий по осуществлению деятельности организации |
У |
У |
О* |
О* |
О |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
У |
6 |
Управление документацией и записями |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
О |
7 |
Распределение ответственности и полномочий |
О |
У |
У |
У |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
8 |
Управление обменом информацией |
О |
У |
У |
У |
О* |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
9 |
Корректирующие и предупреждающие действия |
У |
У |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О |
Основные процессы |
||||||||||||||||
1 |
Заявки от потребителей |
У |
У |
Н |
Н |
И |
О* |
О |
И |
У |
У |
О* |
О* |
О* |
Н |
О* |
2 |
Заключение договоров |
У |
У |
Н |
О |
О* |
О* |
У |
И |
У |
У |
О* |
У |
У |
О* |
У |
3 |
Предоставление продукции (услуг) |
О |
У |
Н |
Н |
О* |
О* |
У |
У |
О* |
У |
О* |
О* |
О* |
Н |
У |
Вспомогательные процессы |
||||||||||||||||
1 |
Поддержание инфраструктуры и производственной среды |
О |
У |
Н |
Н |
Н |
О* |
Н |
Н |
У |
Н |
Н |
О* |
О* |
О* |
Н |
2 |
Управление устройствами для мониторинга и измерений |
И |
И |
Н |
Н |
Н |
О |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
О* |
Н |
3 |
Закупки |
У |
О |
Н |
У |
Н |
О* |
Н |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
Н |
4 |
Управление несоответствующей продукцией |
У |
У |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
О* |
Условные обозначения: О - отвечает за процесс; У - участвует в процессе; И - получает информацию о процессе; Н - процесс не входит в компетенцию руководителя; О* - отвечает за процесс в пределах своих функциональных обязанностей |
Лист регистрации изменений
Номер изменения |
Номер страницы |
Номер документа (ОРН) |
Подпись |
Дата внесения изменения |
Дата введения изменения |
|||
измененной |
замененной |
новой |
аннулированной |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|