Серия 32
Единая система оценки
соответствия
Выпуск 6
ДОКУМЕНТЫ
Москва НТЦ «Промышленная безопасность» 2008
ПОЛОЖЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПоложение о Территориальном уполномоченном органе по оценке независимых аттестационно-методических центров (далее - Положение) устанавливает общие требования к территориальным уполномоченным органам, на которые в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЕС ОС Ростехнадзора), возложены функции по проверке и оценке независимых аттестационно-методических центров (НАМЦ). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИНастоящий документ разработан с учетом требований: Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и других законодательных и иных нормативных правовых актов; Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007) и других нормативных документов Ростехнадзора; международных стандартов ISO серии 17000; документов Европейского сотрудничества по аккредитации. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе используются термины и определения, установленные в федеральных нормах и правилах, руководящих документах Ростехнадзора, международных стандартах ISO серии 17000, приведенные в СДА 06-2008 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРАТерриториальный уполномоченный орган по оценке заявителей (ТУО): имеет статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации; располагает помещениями и организационно-техническими средствами, необходимыми для функционирования в качестве ТУО; имеет организационную структуру и систему менеджмента качества (СМК) для: создания условий успешного функционирования ТУО в соответствии с областью и объемами выполняемых работ; обеспечения независимости его штатного персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и корпоративную заинтересованность в результатах аккредитации, гарантирующей, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которое могло бы повлиять на результаты выполненных им работ; имеет политику и процедуры принятия решений по вопросам проверки и оценки заявителя; обеспечивает обмен нормативной, методической, справочно-информационной и другой документацией между Органом по аккредитации и ТУО для совершенствования деятельности по аккредитации и обеспечения необходимой степени доверия; имеет возможность привлечения технических специалистов при проведении проверок и оценок заявителя. 5. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ5.1. ТУО осуществляет свою деятельность объективно и свободно от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое может скомпрометировать его беспристрастность. 5.2. ТУО придерживается принципа отсутствия дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также предоставляет услуги по проверке и оценке всем заинтересованным организациям независимо от формы собственности, величины, структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за рамки установленных требований. 5.3. ТУО не предлагает и не оказывает консультационные услуги заявителю, способные повлиять на его беспристрастность. 5.4. Допускается совмещение одной организацией функций ТУО и органа оценки соответствия (ООС), аккредитованного в ЕС ОС Ростехнадзора. В этом случае работы, проводимые ТУО и ООС, должны осуществляться в различных структурных подразделениях. Персонал, осуществляющий работы в ТУО, не должен принимать участия в работах ООС. 5.5. ТУО не предлагает и не оказывает услуг по проверке и оценке заявителей, которые входят в состав той же организации, или организаций, которые также являются ТУО. Проверку и оценку таких заявителей осуществляет Орган по аккредитации. 6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬТУО располагает эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в процессе деятельности по аккредитации, как при работе с заявителем, так и с другими заинтересованными сторонами. 7. ПОЛУЧЕНИЕ, ПРОДЛЕНИЕ, ПРИОСТАНОВКА И ОТМЕНА СТАТУСА ТУО7.1. Организация, претендующая на получение статуса ТУО, представляет в Орган по аккредитации документы, включающие: заявку (приложение 1); рекомендации Ростехнадзора, соответствующие заявляемым областям полномочий (соответствующего территориального органа и отраслевых управлений центрального аппарата Ростехнадзора); Руководство по качеству; сведения об экспертах по аккредитации. 7.2. Орган по аккредитации создает комиссию и проводит проверку ТУО в соответствии с настоящим Положением. 7.3. При положительных результатах проверки Орган по аккредитации выдает ТУО соответствующее удостоверение (приложения 2, 3), в котором определяется область его полномочий. 7.4. Продление статуса ТУО осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 7.1, 7.2, 7.3. 7.5. В случае положительного опыта работы в качестве ТУО за период действия его удостоверения и отсутствия замечаний, жалоб, апелляций, связанных с его деятельностью, процедура продления статуса ТУО может быть упрощена и в качестве рекомендаций Рос-технадзора могут быть представлены только рекомендации территориальных органов Ростехнадзора. 7.6. Статус ТУО может быть приостановлен или отменен в следующих случаях: несоответствие ТУО требованиям, предъявляемым настоящим Положением; создание или участие в создании альтернативных структур по аккредитации органов оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору; самостоятельное решение ТУО; ликвидация ТУО. 8. УЧЕТ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ8.1. ТУО обеспечивает представление документов по аккредитации проверенного им заявителя в соответствии с Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА 01-2008) и Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам (СДА 16-2008) в Орган по аккредитации. В состав документов по аккредитации входят: заявка на аккредитацию и прилагаемые к ней документы; акт оценки заявителя (формы актов оценки приведены в СДА 16-2008); сведения о мерах, принятых для устранения несоответствий, указанных в акте оценки; заключительный отчет об оценке заявителя, требования к которому приведены в приложении 4 настоящего Положения; копия платежного поручения об оплате Территориальным уполномоченным органом Органу по аккредитации информационных услуг, связанных с аккредитацией заявителя с учетом заявленных областей аккредитации. 8.2. ТУО ведет учет: ООС, оценку которых он проводил; сведений, характеризующих работу проверенных им ООС за соответствующий период времени; структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью проверенных им ООС, а также изменений юридического адреса и платежных реквизитов; рекламаций к деятельности проверенных им ООС. 8.3. ТУО ежеквартально предоставляет учетные данные в Орган по аккредитации для ведения учета и отчетности (приложение 5 настоящего Положения). 8.4. ТУО обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении проверки и оценки ООС, включая заявки на аккредитацию, отчеты по проверке и оценке ООС, а также отчеты, относящиеся к подтверждению, продлению, отклонению, приостановке или отмене аккредитации. Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия аккредитации, если иное не оговорено договорными обязательствами. 9. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА9.1. Описание СМ К представлено в Руководстве по качеству и других документах ТУО. 9.2. ТУО назначает должностное лицо из числа сотрудников, для которых работа в ТУО является основной1, ответственное за реализацию требований Руководства по качеству и за его актуализацию. 9.3. Руководство по качеству ТУО содержит: описание политики в области качества; описание юридического статуса; описание организационной структуры ТУО; требования к соблюдению беспристрастности и конфиденциальности; фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала, как штатного, так и привлекаемого; подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в проведении проверки и оценки заявителя; должностные инструкции персонала, указывающие его обязанности и ответственность; требования к экспертам по аккредитации, техническим специалистам и другим специалистам ТУО; порядок назначения экспертов по аккредитации и технических специалистов для проведения проверки и оценки заявителя; процедуры обеспечения качества на каждом этапе оценки заявителя; порядок составления, учета и хранения отчетов по результатам проведенной оценки; ____________ 1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации. порядок учета, ведения и хранения документов и записей СМК и других документов, касающихся деятельности ТУО; процедуру проведения внутренних аудитов, порядок организации выполнения корректирующих действий, предупреждающих действий, анализ со стороны руководства и пересмотра СМК; процедуру рассмотрения жалоб; процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае расторжения со стороны Органа по аккредитации договора с ТУО. 9.4. Персонал ТУО должно быть ознакомлен с Руководством по качеству и иметь свободный доступ к нему. 9.5. Проведение внутренних аудитов осуществляется персоналом, ознакомленным с требованиями Системы документов по аккредитации и стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия». 9.6. СМК пересматривается руководством ТУО не реже одного раза в год в целях установления адекватности и эффективности выполнения установленных требований. При пересмотре СМК учитываются: результаты аудитов (как внутренних, так и со стороны Органа по аккредитации); меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров СМК; апелляции и жалобы, а также другие факторы, влияющие на СМК. В результате пересмотра СМК вырабатываются соответствующие меры, направленные на совершенствование самой системы и входящих в нее процедур. 10. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ10.1. ТУО располагает эффективными процедурами рассмотрения жалоб, касающихся его деятельности. 10.2. При получении апелляции они направляются ТУО в Апелляционную комиссию ЕС ОС Ростехнадзора для рассмотрения и принятия соответствующего решения. 11. ПЕРСОНАЛ И ЭКСПЕРТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ11.1. ТУО имеет: руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проверке и оценке заявителя перед Органом по аккредитации; персонал для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению проверки и оценки заявителя, в том числе эксперта (экспертов) по аккредитации, для которого работа в данной организации является основной1; процедуру назначения экспертов по аккредитации и привлечения технических специалистов; порядок ведения учета экспертов по аккредитации и выполненных ими работ. 11.2. ТУО обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением проверок и оценок заявителя. Состав специалистов ТУО, участвующих в проверке и оценке заявителя, а также технических специалистов учитывается по форме, приведенной в приложении 6. ____________ 1 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации. На каждого из специалистов, для которых работа в ТУО является основной, а также для специалистов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам, участвующих в проверке и оценке заявителя, должна быть заведена квалификационная карточка (приложение 7). 11.3. Все сотрудники ТУО имеют должностные инструкции, утвержденные руководителем ТУО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. 12. ДОГОВОРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯТУО и Орган по аккредитации заключают договор, устанавливающий взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность (приложение 8).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
|