Настоящая
инструкция (методика) разработана по заказу Министерства транспорта Российской
Федерации и предназначена для расчета выбросов загрязняющих веществ и оценки
загрязнения атмосферы автотранспортными средствами различных экологических
категорий при эксплуатации в городских условиях.
Основные
положения настоящей инструкции (методики) гармонизированы с действующей
международной методикой инвентаризации выбросов загрязняющих веществ EMEP/CORINAIR, с учетом
особенностей структуры и режимов движения автотранспортных средств,
эксплуатируемых в крупнейших городах (с численностью населения свыше 1 млн.
человек).
Методика
предназначена для использования природоохранными и контролирующими организациями,
а также организациями, занимающимися градостроительной, транспортной и
дорожно-строительной деятельностью, при разработке проектов развития и
реконструкции транспортной инфраструктуры, при инвентаризации валовых выбросов
загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух при
движении по улично-дорожной сети города.
Методика
разработана взамен «Методики определения массы выбросов загрязняющих веществ
автотранспортными средствами в атмосферный воздух», утвержденной Минтрансом
России 02.06.1993 г.
Разработчик
методики: Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»).
1.1.
Настоящая методика предназначена для проведения расчетной инвентаризации
выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортными средствами
(АТС) при их движении по улично-дорожной сети крупнейших городов (с населением
более 1 млн. человек). Методика не может быть использована для инвентаризации
выбросов загрязняющих веществ АТС на территории автотранспортных и других
предприятий.
-
грузовые автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг;
- грузовые
автомобили полной массой более 3500 кг;
-
автобусы полной массой более 3500 кг.
Каждый
тип АТС в зависимости от вида используемого топлива разделен на следующие
подтипы:
-
АТС, работающие на бензине;
-
АТС, работающие на дизельном топливе;
-
АТС, работающие на сжиженном нефтяном газе;
-
АТС, работающие на компримированном (сжатом) природном газе.
1.3.
Указанные в п. 1.2 АТС в
соответствии с их экологическими характеристиками подразделяются на четыре экологических
класса:
0 (Евро 0) -
АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного
средства по Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов
А) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов А); Правилам ЕЭК ООН № 49 - поправки серии
01); ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;
1 (Евро 1) -
АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного
средства по Правилам ЭК ООН № 83 (поправки серии В, С) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов В, С); по Правилам ЕЭК ООН № 49 (поправки
серии 02, уровень выбросов А) (ГОСТ
Р 41.49-99, уровень выбросов А);
2 (Евро 2) -
АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного
средства по Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов B, C, D) (ГОСТ
Р 41.83-99, уровень выбросов В, С, Д); Правилам ЕЭК ООН № 49 (поправки
серии 02, уровень выбросов В) (ГОСТ
Р 41.49-99, уровень выбросов В);
3 (Евро 3) -
АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного
средства по Правилам ЕЭК ООН № 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов А) (ГОСТ
Р 41.83-2004, уровень выбросов А); Правилам ЕЭК ООН № 49 (поправки серии
03, 04 - уровень выбросов А).
1.4.
Приведенные в данной методике удельные выбросы загрязняющих веществ АТС
различных экологических классов отражают усредненный выброс загрязняющих
веществ при движении АТС по городским улицам и дорогам регулируемого и
непрерывного движения, а также при пуске и прогреве двигателя АТС после
стоянки.
1.5.
Расчёт выброса загрязняющих веществ АТС в атмосферу может осуществляться по
упрощенной и детализированной расчётной схеме.
При
выполнении расчетов соответствующий расчетный тип АТС определяется типом АТС,
видом используемого топлива и экологическим классом АТС.
1.6.
Упрощенная расчётная схема используется при инвентаризации выброса загрязняющих
веществ АТС в атмосферный воздух при наличии данных о топливопотреблении.
Расчеты
выполняются для следующих загрязняющих веществ:
СО
- оксид углерода;
VOC - углеводороды
в пересчёте на СН1,85;
NOx - оксиды азота
в пересчёте на NO2;
РМ
- твёрдые частицы в пересчёте на углерод;
SO2 - диоксид серы;
CO2 - диоксид
углерода.
При
выполнении расчётов потребление моторного топлива должно быть дифференцировано
по расчётным типам и экологическим классам АТС в соответствии с пп. 1.2 и 1.3.
1.7.
Детализированная расчётная схема используется при инвентаризации выброса
загрязняющих веществ АТС в атмосферный воздух при наличии данных о численности
и интенсивности движения АТС.
Расчёты
выполняются для следующих загрязняющих веществ:
СО - оксид углерода;
VOC - углеводороды
в пересчёте на СН1,85 (включая VOC, содержащиеся в
топливных испарениях);
NOx - оксиды азота
в пересчёте на NO2;
РМ - твёрдые
частицы в пересчёте на углерод;
SO2 - диоксид серы;
Pb - соединения
свинца;
CO2 - диоксид
углерода;
СН4 - метан;
NMVOC - неметановые
углеводороды;
NH3 - аммиак;
N2O - закись азота.
При
выполнении расчётов численность АТС соответствующего экологического класса
определяется на основании исследований структуры парка транспортных средств,
зарегистрированных на территории крупнейших городов.
Интенсивность
движения, состав транспортных потоков и условия движения АТС определяются на
основании результатов мониторинга параметров транспортных потоков, движущихся
по городским улицам и дорогам различных категорий, классифицируемым в
соответствии со СНиП
2.07.01-89.
Интенсивность
движения на конкретном участке улично-дорожной сети определяется количеством
АТС, прошедших данный участок за определённый период времени.
Периоды
года (холодный, тёплый, переходный) определяются по величине среднемесячной
температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже -5 °С, относятся
к холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой выше +5 °С - к
тёплому периоду и с температурой от -5 °С до +5 °С - к переходному.
Длительность расчётных периодов и среднемесячные температуры определяются по
Справочнику по климату.
1.8.
В методике в качестве нетрадиционных рассматриваются следующие загрязняющие
вещества: акролеин, 1,3-бутадиен, толуол, ксилолы, стирол, ацетальдегид,
бензол, формальдегид, бенз(а)пирен.
1.9.
Порядок подготовки исходных данных для проведения расчётов выбросов
загрязняющих веществ приведён в приложениях 1 и 2.
3.1.1.
Выброс i-го
загрязняющего вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного
типа Mipj рассчитывается
по формуле:
Mipj = gipj×Qpj×10-3,
т, (3.1)
где Qpj - потребление
моторного топлива p-го вида автотранспортными средствами j-го расчетного
типа при движении по городским улицам и дорогам за определённый период, т;
gipj - удельный выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами j-го расчетного типа
при использовании p-го вида топлива, г/кг (табл. 3.1 - 3.4).
3.1.2.
Выброс i-го загрязняющего
вещества всеми автотранспортными средствами при использовании моторного топлива
определенного вида Mip рассчитывается
по формуле:
(3.2)
3.1.3.
Выброс i-го загрязняющего
вещества всеми автотранспортными средствами при использовании всех видов
моторного топлива Mi рассчитывается
по формуле:
(3.3)
Таблица 3.1
Удельный выброс
загрязняющих веществ при сгорании 1 кг бензина
3.2.1.
Выброс i-го загрязняющего
вещества (кроме углеводородов) Мi автотранспортными
средствами соответствующего расчётного типа рассчитывается по формуле:
Мi = М1i + М2i, (3.4)
где М1i - выброс i-го загрязняющего
вещества при движении АТС, т;
М2i - выброс i-го загрязняющего
вещества при пуске и прогреве двигателя АТС после стоянки, т;
Массовый
выброс углеводородов МVOC для
автотранспортных средств класса Евро 0 с бензиновыми двигателями рассчитывается
по формуле:
МVOC = М1VOC + М2VOC + М3VOC, (3.5)
где М3VOC - выброс VOC за счет
топливных испарений, т.
3.2.2.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по участку улично-дорожной сети соответствующей категории в течении
суток М1ukl рассчитывается по
формуле:
М1ijkl = m1ijk×lkl×Njkl×10-3,
т/сутки, (3.6)
где m1ijk - пробеговый
выброс i-го загрязняющего
вещества АТС j-го расчётного типа при движении по улицам и
дорогам k-й категории, г/км;
lkl - протяженность l-го участка улиц и
дорог k-й категории, км;
Njkl - интенсивность
движения АТС j-го расчётного типа на l-м участке улиц и
дорог k-й категории в
течении суток, тыс. авт./сутки.
Пробеговые
выбросы загрязняющих веществ при движении автотранспортных средств по городским
улицам и дорогам представлены в табл. 3.5 - 3.66.
В
табл. 3.5
- 3.66
удельные выбросы загрязняющих веществ определены для следующих категорий
городских улиц и дорог:
I.П -
магистральные дороги регулируемого движения и магистральные улицы
общегородского значения регулируемого движения, магистральные улицы районного
значения, расположенные в пределах Садового кольца, в период пиковой загрузки
(скорость сообщения Vc£ 15 км/ч), а также магистральные улицы
общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги
скоростного движения при Vc£ 30 км/ч;
I.МП - магистральные
дороги регулируемого движения и магистральные улицы общегородского значения
регулируемого движения в межпиковый период при Vc > 15 км/ч;
II - магистральные
улицы районного значения, расположенные в пределах Садового кольца, в
межпиковый период, а также остальные магистральные улицы районного значения при
Vc > 15 км/ч;
III - магистральные
улицы общегородского значения непрерывного движения при Vc > 30 км/ч;
IV - магистральные
дороги скоростного движения при Vc > 30 км/ч.
Для
тех участков городских улиц и дорог, загрузка которых разделяется на пиковый и
межпиковый период, величина М1ijkl рассчитывается
по формуле:
(3.7)
где -
пробеговый выброс в пиковый период, г/км;
- пробеговый
выброс в межпиковый период, г/км;
- интенсивность
движения в пиковый период, тыс. авт/сутки;
- интенсивность
движения в межпиковый период, тыс. авт/сутки.
3.2.3.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по участку улично-дорожной сети за определённый расчетный период
времени рассчитывается
по формуле:
(3.8)
где t - расчетный
период времени, сутки.
3.2.4.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по улицам и дорогам соответствующей категории за определенный
расчетный период времени рассчитывается по формуле:
(3.9)
3.2.5.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по улицам и дорогам всех категорий М1ij рассчитывается
по формуле:
(3.10)
3.2.6.
Выброс i-го загрязняющего
вещества при движении автотранспортных средств всех расчётных типов
рассчитывается по формуле:
(3.11)
3.2.7.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
пуске и прогреве двигателей в течение суток для конкретного периода года M2ijn рассчитывается
по формуле:
(3.12)
где m2ijn - выброс i-го загрязняющего
вещества при пуске и прогреве двигателя АТС j-го расчетного
типа для n-го периода
года, г/мин;
- время прогрева
двигателя, мин;
nj - количество
холодных пусков в день АТС j-го расчетного типа;
aj - коэффициент
выезда АТС j-го расчетного
типа;
Nj - количество АТС j-го расчетного
типа, зарегистрированных на территории города, тыс. авт.
Время
прогрева двигателя определяется в зависимости от среднемесячной
температуры воздуха (табл. 3.67).
Среднее
количество холодных пусков nj и коэффициент
выезда aj АТС различного
типа приведены в табл. 3.68, а удельные выбросы загрязняющих веществ
при пуске и прогреве двигателя m2ijn - в табл. 3.69 -
3.75.
3.2.8.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
пуске и прогреве двигателей за определенный расчетный период времени М2ij рассчитывается
по формуле:
(3.13)
где tn -
продолжительность расчетного периода соответственно в холодный, переходный и
теплый период года, суток.
3.2.9.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами всех расчётных типов при пуске и прогреве
двигателей М2i рассчитывается
по формуле:
(3.14)
3.2.10.
Выброс VOC
автотранспортными средствами с бензиновыми двигателями в результате топливных
испарений M3VOCjn рассчитывается
по формуле:
(3.15)
где - удельные
топливные испарения ATC j-го расчетного типа за счет внутрисуточных
изменений температуры, для n-го периода года г/сутки;
mjn - удельные
топливные испарения во время стоянки ATC j-го расчетного типа
для n-го периода года
(температура охлаждающей жидкости двигателя АТС более 70 °С), г/сутки;
aj - коэффициент
выезда ATC
j-го
расчетного
типа;
nj - количество
стоянок в сутки (количество холодных пусков) ATC j-го расчетного типа
длительностью более 1 часа;
Nj - количество ATC j-го расчетного типа,
тыс. авт;
tn - продолжительность
расчетного периода года (холодного, переходного и теплого), сутки.
Коэффициент
выезда aj и количество
стоянок nj приведены в таблице
3.68,
удельные топливные испарения и mjn - в табл. 3.76.
Выброс
VOC АТС всех
расчетных типов M3VOC рассчитывается
по формуле:
(3.16)
где Р - количество
расчетных типов АТС по принятой в таблице 3.76 классификации.
Таблица 3.5
Удельные
показатели выброса СО легковыми автомобилями, г/км
Примечание. Для легковых автомобилей,
экологические характеристики которых соответствуют Евро 1 - Евро 3, время прогрева должно умножаться на коэффициент 0,5.
Таблица 3.68
Количество
холодных пусков и коэффициент выезда АТС различного типа
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
2.
Выброс Pb при использовании СНГ не
определяется, выброс SO2 составляет 0,002 г/мин.
Таблица 3.70
Удельные
показатели выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя легковыми
автомобилями экологического класса 1 и выше (Евро 1 и выше)
Рабочий объём, л
Вид топлива
Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин
CO
VOC
NOx
PM
SO2
Pb
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Менее 1,4
Б, СНГ
0,8
1,7
0,06
0,10
0,008
0,016
-
-
0,007
0,008
0,00006
0,00007
дт
0,08
0,13
0,04
0,05
0,036
0,054
0,001
0,002
0,016
0,018
-
-
1,4 - 2,0
Б, СНГ
1,2
2,4
0,11
0,17
0,016
0,024
-
-
0,009
0,010
0,00007
0,00008
дт
0,11
0,17
0,06
0,07
0,048
0,072
0,002
0,003
0,020
0,024
-
-
Более 2,0
Б, СНГ
2,0
4,0
0,14
0,22
0,024
0,032
-
-
0,011
0,013
0,00008
0,00011
дт
0,21
0,32
0,10
0,12
0,078
0,120
0,003
0,005
0,024
0,030
-
-
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на коэффициент 0,9от значений холодного периодагода.
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
2.
Выброс Pb при использовании СНГ не
определяется, выброс SO2 составляет 0,002 г/мин.
Таблица 3.71
Удельные
показатели выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя грузовыми
автомобилями и автобусами полной массой менее 3500 кг
Вид топлива
Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин
CO
VOC
NOx
PM
SO2
Pb
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Экологический класс 0 (Евро 0)
Б
5,0
9,1
0,65
1,00
0,05
0,07
-
-
0,013
0,016
0,00010
0,00012
СНГ
5,0
9,1
0,65
1,00
0,05
0,07
-
-
0,002
0,003
-
-
ДТ
1,5
2,4
0,20
0,50
0,40
0,60
0,01
0,04
0,025
0,031
-
-
Экологический класс 1 и выше (Евро 1 и
выше)
Б
2,0
3,9
0,13
0,14
0,024
0,032
-
-
0,011
0,013
0,00010
0,00012
СНГ
2,0
3,9
0,13
0,14
0,024
0,032
-
-
0,002
0,002
-
-
ДТ
0,35
0,53
0,14
0,17
0,13
0,20
0,005
0,010
0,025
0,031
-
-
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на коэффициент 0,9от значений холодного периодагода.
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
Таблица 3.72
Удельные
показатели выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя грузовыми
автомобилями полной массой более 3500 кг
Полная масса, кг
Вид топлива
Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин
CO
VOC
NOx
PM
SO2
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
менее 7500
Б
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,020
0,025
0,00015
0,00017
СНГ
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,004
0,005
-
-
КПГ
7,6
14,3
0,89
2,20
0,20
0,30
0,004
0,006
-
-
7500 - 16000
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,0017
0,00023
СНГ
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,005
0,007
-
-
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
16000 - 32000
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,0017
0,00023
СНГ
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,005
0,007
-
-
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на коэффициент 0,9от значений холодного периодагода.
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
Таблица 3.73
Удельные
показателя выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя грузовыми
автомобилями полной массой более 3500 кг
Полная масса, кг
Вид топлива
Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин
CO
VOC
NOx
PM
SO2
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Экологический класс 0 (Евро 0)
менее 7500
д
1,9
3,1
0,30
0,60
0,50
0,70
0,010
0,040
0,034
0,040
7500 - 16000
д
2,8
4,4
0,38
0,80
0,60
0,80
0,020
0,080
0,042
0,052
16000 - 32000
д
3,0
8,2
0,40
1,10
1,00
2,00
0,030
0,120
0,053
0,064
Экологический класс 1 и выше (Евро 1 и
выше)
менее 7500
д
0,6
0,9
0,25
0,30
0,22
0,33
0,008
0,016
0,034
0,040
7500 - 16000
д
0,9
1,3
0,38
0,46
0,32
0,48
0,012
0,024
0,042
0,052
16000 - 32000
д
1,3
2,0
0,59
0,71
0,51
0,77
0,019
0,038
0,053
0,064
более 32000
д
1,7
2,5
0,80
0,96
0,62
0,93
0,023
0,046
0,053
0,064
Таблица 3.74
Удельные
показатели выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя автобусами
полной массой более 3500 кг
Полная масса, кг
Вид топлива
Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин
CO
VOC
NOx
PM
SO2
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Т
X
Малый
Б
15,0
28,1
1,50
3,80
0,20
0,30
0,020
0,025
0,00015
0,00017
КПГ
7,8
14,3
0,89
2,20
0,20
0,30
0,004
0,006
-
-
Средний
Б
18,0
33,2
2,60
6,60
0,20
0,30
0,028
0,036
0,00017
0,00023
КПГ
9,2
16,9
1,53
3,90
0,20
0,30
0,006
0,008
-
-
Большой
Б
22,8
42,0
3,10
7,70
0,20
0,30
0,033
0,043
0,00020
0,00027
КПГ
11,6
21,4
1,83
4,54
0,20
0,30
0,007
0,010
-
-
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года.
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
Таблица 3.75
Удельные
показатели выбросов загрязняющих веществ при прогреве двигателя автобусами
полной массой более 3500 кг
Примечания. 1. B переходный период значения выбросов СО, VOC, PM, SO2 и Pb должны умножаться на
коэффициент 0,9 от значений холодного периода года.
Выбросы NOx принимаются равными выбросам в холодный период.
4.1.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по участку улично-дорожной сети соответствующей категории в течении
суток Мijkl рассчитывается
по формуле:
Мijkl = mijk×lkl×Njkl×10-3,
т/сутки, (4.1)
где mijk - пробеговый
выброс i-го загрязняющего
вещества АТС j-го расчётного типа при движении по улицам и
дорогам k-й категории, г/км;
lkl - протяженность l-го участка улиц и
дорог k-й категории, км;
Njkl - интенсивность
движения АТС j-го расчётного типа на l-м участке улиц и
дорог k-й категории в
течении суток, тыс. авт/сутки.
Пробеговые
выбросы нетрадиционных загрязняющих веществ при движении автотранспортных
средств по городским улицам и дорогам представлены в табл. 4.1 - 4.9.
В
табл. 4.1
- 4.9
удельные выбросы нетрадиционных загрязняющих веществ определены для следующих
категорий городских улиц и дорог:
I.П -
магистральные дороги регулируемого движения и магистральные улицы
общегородского значения регулируемого движения, магистральные улицы районного
значения, расположенные в пределах Садового кольца, в период пиковой загрузки
(скорость сообщения Vc£ 15 км/ч), а также магистральные улицы
общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги
скоростного движения при Vc£ 30 км/ч;
I.МП -
магистральные дороги регулируемого движения и магистральные улицы
общегородского значения регулируемого движения в межпиковый период при Vc > 15 км/ч;
II - магистральные
улицы районного значения, расположенные в пределах Садового кольца, в
межпиковый период, а также остальные магистральные улицы районного значения при
Vc > 15 км/ч;
III - магистральные
улицы общегородского значения непрерывного движения при Vc > 30 км/ч;
IV - магистральные
дороги скоростного движения при Vc > 30 км/ч.
Для
тех участков категории городских улиц и дорог, на которых интенсивность
движения автотранспортных средств в течение суток разделяется на интенсивность
движения в пиковый и межпиковый период величина Mijkl рассчитывается
по формуле:
(4.2)
4.2.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по участку улично-дорожной сети за определённый расчетный период
времени рассчитывается
по формуле:
(4.3)
где t - расчетный
период времени, сутки.
4.3.
Выброс i-го загрязняющего
вещества автотранспортными средствами соответствующего расчётного типа при
движении по улицам и дорогам соответствующей категории Mijk рассчитывается
по формуле:
(4.4)
4.4.
Выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами соответствующего
расчётного типа при движении по улицам и дорогам всех категорий Мij рассчитывается
по формуле:
(4.5)
4.5.
Выброс i-го загрязняющего вещества
при движении автотранспортных средств всех расчетных типов рассчитывается по
формуле:
(4.6)
где R - количество
расчетных типов АТС в соответствии с классификацией в табл. 4.1 - 4.9.
1.
Потребление топлива соответствующего вида Qр при движении АТС
по улично-дорожной сети города за определенный расчетный период, т (тыс. м3):
-
бензин (АИ 98, АИ 95, АИ 92, АИ 80);
-
дизельное топливо;
-
сжиженный нефтяной газ;
-
сжатый природный газ
принимается по
данным статистической отчетности.
2.
Потребление топлива соответствующего вида конкретным расчетным типом АТС Qpj рассчитывается
по формуле:
Qpj = Qp×kpj,
где kpj - коэффициент,
учитывающий распределение потребления топлива соответствующего вида по
расчетным типам АТС соответствующего экологического класса (таблица 1).
Таблица 1
Распределение
потребления топлива по расчетным типам АТС
1.
Исходными данными являются картограммы суточной интенсивности Ncj движения
транспортных потоков за расчетный период по типам АТС: легковые автомобили;
грузовые автомобили и автобусы полной массой до 3500 кг; грузовые автомобили
полной массой более 3500 кг; автобусы полной массой более 3500 кг.
Интенсивность
движения транспортных потоков в пиковый и межпиковый период определяется по
формулам:
где Ncj - среднесуточная
интенсивность движения, авт/сутки,
tn - длительность
пикового периода, час.
2.
Среднесуточная интенсивность движения каждого типа АТС, определенная согласно
п. 1, распределяется на интенсивность
движения АТС российского и зарубежного производства с целью определения
структуры парка по экологическим классам на основании результатов выборочных
исследований состава транспортного потока, осуществляемых на магистральных
дорогах регулируемого и нерегулируемого движения.
3.
Среднесуточная интенсивность движения каждого типа АТС, определенная согласно
п. 2, распределяется на интенсивность
движения этих АТС в зависимости от вида используемого ими топлива, рабочего
объема двигателя, полной массы АТС и класса автомобиля на основании данных
ГИБДД по численности различных марок и моделей легковых, грузовых автомобилей и
автобусов, зарегистрированных в крупнейших городах и прошедших государственный
технический осмотр.
4.
Интенсивность движения каждого типа АТС, определенная согласно п. 3,
распределяется на интенсивность движения АТС соответствующего экологического
класса на основании данных, приведенных в таблице 1.
5.
Уточнение картограммы транспортных потоков и структуры парка транспортных
средств по типам АТС и экологическим классам должно осуществляться один раз в 2
года.
Таблица 1
Структура
парка АТС РФ по экологическим классам для крупных городов
Грузовые автомобили и автобусы
полной массой до 3500 кг
Б, СНГ
0 (Евро 0)
0,78
1 (Евро 1)
0,01
2 (Евро 2)
0,20
3 (Евро 3)
0,01
ДТ
0 (Евро 0)
0,60
1 (Евро 1)
0,12
2 (Евро 2)
0,21
3 (Евро 3)
0,07
Грузовые автомобили полной
массой более 3500 кг
Б, СНГ, КПГ
0 (Евро 0)
0,92
1 (Евро 1)
0,02
2 (Евро 2)
0,04
3 (Евро 3)
0,02
ДТ
0 (Евро 0)
0,67
1 (Евро 1)
0,07
2 (Евро 2)
0,20
3 (Евро 3)
0,06
Автобусы полной массой более
3500 кг
Б, СНГ, КПГ
0 (Евро 0)
0,92
1 (Евро 1)
0,02
2 (Евро 2)
0,04
3 (Евро 3)
0,02
ДТ
0 (Евро 0)
0,54
1 (Евро 1)
0,15
2 (Евро 2)
0,25
3 (Евро 3)
0,06
Примечание.Данные о структуре парка АТС по экологическим
классам приведены на 01.01.2007 г. и должны ежегодно корректироваться на
основании результатов специальных исследований.
ОТКРЫТОЕ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
(ОАО «НИИАТ», www.niiat.ru)
Основные
направления исследований и разработок ОАО «НИИАТ»:
· Методы
государственного регулирования и управления в автотранспортном комплексе
· Экономика,
организация и управление на автомобильном транспорте
· Техническое
регулирование в автотранспортном комплексе
· Организация и
управление автомобильными перевозками грузов (в т.ч. опасных, крупногабаритных,
тяжеловесных, скоропортящихся)
· Организация и
управление автомобильными перевозками пассажиров
· Устойчивое
развитие городских транспортных систем
· Повышение
безопасности дорожного движения
· Экологические
проблемы на транспорте
· Сертификация
подвижного состава автомобильного транспорта, гаражного оборудования, сервисных
услуг
·
Совершенствование технологий и организации технической эксплуатации
автотранспорта
· Испытания и
сертификация топлива, смазочных материалов и спецжидкостей
· Разработка
топливосберегающих технологий.
ОАО
«НИИАТ» оказывает научно-технические, производственные и иные услуги сторонним
организациям, в том числе:
· Разработку и
научное сопровождение реализации транспортных программ субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
· Разработку
региональных (территориальных, городских) программ по снижению воздействия
транспорта на окружающую среду, здоровье населения, проектов территориальных
программ устойчивого развития транспорта
· Разработку
региональных законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечивающих
экологическую безопасность автомобильного транспорта
· Разработку
региональных (территориальных, городских) программ повышения пропускной
способности дорожной инфраструктуры
· Разработку
предложений, концепций, программ в области развития общественного пассажирского
транспорта в регионах (городах), оптимизации маршрутной сети ОПТ, повышение
качества услуг
· Разработку
региональных программ по повышению БДД, в том числе в местах концентрации ДТП
· Проведение
расчетов по прогнозированию дорожно-транспортной аварийности и уровню риска ДТП
в регионах РФ, по видам перевозок и категориям участников дорожного движения
· Консультации по
финансово-экономическим проблемам на автотранспортных предприятиях
· Разработку
предложений по повышению конкурентоспособности организаций автодорожного
комплекса на основе совершенствования системы налогообложения и механизма
управления финансовыми потоками
· Разработку
стратегии повышения финансовой эффективности и обеспечения устойчивого
функционирования автотранспортных организаций
· Организацию и
проведение аудита деятельности предприятий автомобильного транспорта, в т.ч. в
целях подготовки предприятий к сертификации
· Участие в
проведении испытаний опытных и серийных образцов автомобилей, прицепов и
полуприцепов, контейнеров, поддонов, погрузочно-разгрузочных механизмов и
приспособлений, гаражного и ремонтного оборудования, запасных частей и
агрегатов к автомобилям, автомобильных шин
·
Информационно-методическую поддержку автотранспортных предприятий по вопросам организации
технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
· Разработку
методов, технологий и средств технического диагностирования автотранспортных
средств
· Разработку
базовых (линейных) и транспортных (с учетом массы перевозимого груза и числа
пассажиров) норм расхода топлива для всех типов, марок и модификаций
отечественных и зарубежных автотранспортных средств (с учетом типизированных
маршрутов и условий эксплуатации)
· Организацию и
проведение физико-химических и эксплуатационных испытаний топливо-смазочных и
эксплуатационных материалов
· Экспертизу и
проведение испытаний автотранспортных средств
· Разработку
технической документации по организации перевозок опасных грузов автомобильным
транспортом (технические регламенты, правила перевозок, инструкции и т.д.)
· Организацию
конференций, выставок, семинаров и симпозиумов (в т.ч. международных) по
направлениям деятельности предприятия
·
Библиотечно-библиографическое обслуживание юридических и физических лиц