Приказ Минобороны РФ от 8 июля 1996 г. № 264 (с изменениями от 5 ноября 2004 г.) 1. Утвердить Положение о порядке разработки, экспертизы, утверждения и составе предпроектной и проектной документации на строительство в Министерстве обороны Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу). 2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 24. 3. Внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 417 согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Приложение № 1 Положение о порядке разработки, экспертизы, утверждения и составе
предпроектной 1. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства и нормативных актов Российской Федерации*(1) и направлено на обеспечение непрерывности и упорядочения инвестиционного процесса создания объектов военной инфраструктуры*(2), жилых и общественных зданий, усиление контроля за рациональным расходованием средств на капитальное строительство в Министерстве обороны Российской Федерации. В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства объектов, военных городков, отдельных общевойсковых, жилых, общественных зданий и сооружений*(3) Министерства обороны Российской Федерации включает разработку предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация составляется для определения цели, способа и возможности создания объекта, военного городка, здания, сооружения, его основных характеристик и служит основанием для принятия решения о его проектировании и строительстве. Проектная документация детализирует и уточняет намечаемые решения и служит основанием для открытия финансирования и реализации строительства. Положением устанавливается порядок разработки, экспертизы, утверждения и требования к составу предпроектной и проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение*(4) объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации. _____________ *(1) Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585, постановление Госстроя России от 29 октября 1993 г. № 18-41 (приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. № 417); постановление Госстроя России от 22 декабря 1993 г. № 18-58 "Об утверждении Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации"; постановления Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 "О принятии руководящего документа "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-201-95)"; от 30 июня 1995 г. № 18-63 "О принятии свода правил "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95)"; от 30 июня 1995 г. № 18-64 "О принятии строительных норм и правил "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95)". *(2) Под объектами военной инфраструктуры в тексте настоящего Положения понимаются подлежащие строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению специальные объекты и комплексы, производственные предприятия, здания и сооружения специального и производственного назначения (далее в тексте настоящего Положения для краткости будут именоваться "объекты"), а также военные городки, отдельные общевойсковые здания и сооружения. Под специальными объектами и комплексами в тексте настоящего Положения понимаются военные объекты, специальные технологические комплексы, здания, сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения, хранения, испытания и т.п. вооружения, военной техники, имущества, оборудования и систем, обеспечивающих боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации как в мирное, так и в военное время. *(3) Далее в тексте настоящего Положения отдельные общевойсковые, жилые, общественные здания и сооружения для краткости будут именоваться "здания, сооружения". *(4) Далее в тексте настоящего Положения строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение для краткости будут именоваться "строительство". 2. Предпроектная и проектная документация на строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с Порядком разграничения функций и взаимодействия между органами государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации и территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему Положению), требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 417 и настоящим Положением. По потенциально опасным и технически особо сложным объектам, перечень которых установлен Министерством строительства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и соответствующими органами надзора, а также объектам, признанным особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации, предпроектная и проектная документация подлежит комплексной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации (Главгосэкспертизе России) независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и подчиненности (принадлежности) объектов. 3. Предпроектная документация разрабатывается, как правило, в два этапа: Первый этап - на основании указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам военного строительства в Российской Федерации, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, планов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, программы развития вооружения и военной техники, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, планов оперативного оборудования территории страны в интересах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации с использованием имеющихся материалов исследований и проработок об условиях и средствах реализации поставленной цели, максимально возможной информационной базы других исходных данных - заказчиками строительства Министерства обороны Российской Федерации*(5) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических характеристик создаваемых объектов, военных городков, зданий, сооружений. При необходимости предоставления земельного участка, технических условий на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям, решения других вопросов, связанных с размещением объектов, военных городков, зданий, сооружений, заказчиками строительства представляется в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти ходатайство (декларация) о намерениях. С учетом принятых на данном этапе решений заказчиками строительства составляются соответствующие перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, по которым должны разрабатываться материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства*(6), по форме, указанной в приложении № 2 к настоящему Положению. Порядок подписания и утверждения перечней должностными лицами указан в этом же приложении. Порядок формирования (составления) перечней определяется документами, регламентирующими планирование проектно-изыскательских работ. Второй этап - в соответствии с утвержденными перечнями на основании заданий заказчиков строительства разрабатываются, как правило, проектными организациями обоснования в виде: обоснований инвестиций в строительство объектов (во всех случаях), а также зданий, сооружений, когда это связано с необходимостью выделения новых территорий (земельных участков), проработки вариантов архитектурно-строительных решений, вопросов инженерного обеспечения, использования ресурсов, оценки воздействия на окружающую природную среду и т.п., находящихся в ведении соответствующих органов исполнительной власти; генеральных планов военных городков; при этом, исходя из расчетной численности населения, генеральные планы военных городков, как правило, разрабатываются совмещенными с проектами детальной планировки; проектов детальной планировки отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п. военных городков, а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений; градостроительной или архитектурной концепции, эскизного проекта застройки или эскизного проекта - при размещении объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации в крупных городах и населенных пунктах - по требованию соответствующих органов архитектуры и градостроительства. Состав и содержание разрабатываемых Обоснований в зависимости от их вида определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. _____________ *(5) Под заказчиками строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее в тексте настоящего Положения для краткости будут именоваться "заказчики строительства") понимаются выполняющие функции заказчиков строительства: главные и центральные управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации - заказчики строительства в Центре; округа, группа войск, флоты, армии, флотилии, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - заказчики строительства на местах. *(6) Далее в тексте настоящего Положения материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства объектов, военных городков, зданий, сооружений, для краткости будут именоваться "Обоснования". 4. Обоснования разрабатываются на полное развитие объекта, военного городка, здания, сооружения, как правило, на вариантной основе с учетом всех работ и затрат, необходимых для выполнения инвестиционного замысла и удовлетворения обоснованных условий соответствующих органов исполнительной власти, являются предпроектным документом, на основании которого принимается окончательное решение о проектировании и строительстве. В Обоснованиях определяются назначение, основные характеристики (мощность, емкость, пропускная способность и т.п.), место размещения, возможное влияние на окружающую среду, ориентировочные потребности во всех видах ресурсов, принципиальные технологические и инженерно-строительные решения, обеспечивающие заданные режимы функционирования и экологическую безопасность в ходе строительства и эксплуатации, условия проживания военнослужащих и населения, застройку и благоустройство отведенной территории с сохранением историко-культурного и природного наследия, устанавливаются границы территориального развития, функциональное зонирование, очередность и стоимость строительства. 5. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон в случае привлечения к разработке Обоснований проектных, научно-исследовательских и других организаций, является договор, неотъемлемой частью которого должно быть задание на разработку этих материалов, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели, характеристики и требования заказчика строительства. Привлечение проектных, научно-исследовательских и других организаций должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе с учетом особенностей объекта, военного городка, здания, сооружения. Оплата разработки Обоснований осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных годовыми титульными списками строек и объектов в составе раздела "Проектно-изыскательские работы по объектам строительства будущих лет" с последующим отнесением затрат на стоимость строительства. В годовых титульных списках эти затраты выделяются в отдельную строку. 6. Задания на разработку Обоснований составляются заказчиками строительства с участием, при необходимости, проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций. Состав и содержание задания на разработку Обоснований, прилагаемых исходных данных и материалов определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Задания и прилагаемые исходные данные и материалы в части их полноты, обоснованности и достоверности подлежат экспертизе в порядке, установленном для Обоснований (ст. 7 настоящего Положения), и при положительном заключении соответствующего органа государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации утверждаются в порядке, установленном заказчиками строительства в Центре с учетом их организационной структуры. Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на разработку Обоснований, указан в приложении № 3 к настоящему Положению. 7. Разработанные Обоснования подлежат государственной экспертизе: при стоимости строительства 5,0 млн. рублей и выше*(7), а также подлежащие утверждению Министром обороны Российской Федерации или его первыми заместителями (ст. 8 настоящего Положения, приложение № 5) и по специальным объектам независимо от подчиненности и стоимости их строительства - в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации; по остальным объектам - в отделах государственной экспертизы проектов (округов, флотов). Перечень документации, представляемой для экспертизы Обоснований, указан в приложении № 4 к настоящему Положению. _____________ *(7) Здесь и далее - в ценах и сметных нормах 1991 года. 8. При положительном заключении органа государственной экспертизы по Обоснованиям решение о проектировании и строительстве принимается в соответствии с Порядком принятия решений о проектировании и строительстве объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации, приведенным в приложении № 5 к настоящему Положению, в зависимости от стоимости строительства на полное развитие. Предпроектная документация, рассмотренная территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (в соответствии со ст. 2 настоящего Положения), утверждается в порядке, установленном настоящим Положением. При утверждении предпроектной документации устанавливаются стадийность дальнейшего проектирования и состав разрабатываемой проектно-сметной документации с учетом сложности и природных условий строительства, а также предложений заказчика строительства и рекомендаций органа, проводившего государственную экспертизу. 9. По отдельным несложным объектам, зданиям, сооружениям, строящимся с применением типовых (базовых) и повторно применяемых проектов, при наличии Акта выбора земельного участка исходных данных и необходимых согласований соответствующего органа исполнительной власти, а также при проработке решений, связанных с техническим перевооружением, заменой систем и оборудования в отдельных зданиях, сооружениях, помещениях и т.п., решение о проектировании и строительстве объекта, здания, сооружения, виде разрабатываемой проектной документации может приниматься должностными лицами в порядке, установленном ст. 8 настоящего Положения, без разработки Обоснований, по ходатайству заказчика строительства (с приложением имеющейся исходной и разрешительной документации), при условии его согласования с соответствующим органом государственной экспертизы в порядке, установленном для экспертизы Обоснований (ст. 7 настоящего Положения). Требования к содержанию ходатайства и прилагаемых к нему материалов для представления в органы государственной экспертизы проектов указаны в приложении № 6 к настоящему Положению. 10. На основании решения о проектировании и строительстве объекта, военного городка, здания, сооружения, принятого в порядке, установленном настоящим Положением, заказчиком строительства заключается договор с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными и другими заинтересованными организациями, с их участием составляется задание на проектирование. Проектная документация разрабатывается в две или одну стадию: на строительство объектов, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации: технико-экономическое обоснование (проект)*(8) и рабочая документация; рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) или рабочая документация; на строительство военных городков, их отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п., а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений: проект застройки и рабочая документация; рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация). Состав и содержание заданий на проектирование и разрабатываемой проектной документации в зависимости от ее вида и стадии определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. _____________ *(8) Далее в тексте настоящего Положения ТЭО (проект) - стадия, единая по составу и содержанию, для краткости будет именоваться "проект". 11. Разработка проектной документации в две стадии - проект (проект застройки) и рабочая документация - осуществляется по технически и экологически сложным объектам, военным городкам, зданиям, сооружениям, в которых предусматривается применение новых технологий, вооружения и военной техники, находящихся в стадии разработки и изготовления; при строительстве на площадках с повышенной сейсмичностью, особыми природными условиями, а также по объектам, военным городкам и комплексам, имеющим в своем составе уникальные сооружения, при строительстве которых предусматривается применение новых материалов, конструкций и технических решений. В необходимых случаях для таких строек по решению утверждающей инстанции на основании предложений заказчика строительства, заключения органа государственной экспертизы по рассмотренному проекту (проекту застройки) одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным сооружениям, конструкциям, разделам и вопросам. Разработка проектной документации в одну стадию - рабочий проект, рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация) - осуществляется по технически несложным объектам, зданиям, сооружениям с использованием типовых (базовых) и повторно применяемых проектов. В отдельных случаях (при реконструкции или техническом перевооружении отдельных помещений существующих зданий, сооружений, инженерных сетей, элементов благоустройства и т.п.) рабочая документация может разрабатываться на основе утвержденных Обоснований. 12. Для открытия финансирования проектно-изыскательских работ заказчики строительства представляют в финансирующие органы оформленные в установленном порядке решения о проектировании и строительстве (ст. 8 настоящего Положения), годовые и внутрипостроечные титульные списки, планы финансирования капитального строительства, договоры на выполнение проектно-изыскательских работ с необходимыми приложениями и перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, подлежащих проектированию. Перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, вновь начинаемых строительством, намечаемых к реконструкции, расширению, техническому перевооружению, подлежащих проектированию, ежегодно составляются видами Вооруженных Сил Российской Федерации, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации по форме, указанной в приложении № 7 к настоящему Положению. Порядок подписания и утверждения перечней должностными лицами указан в том же приложении. Порядок формирования (составления) перечней определяется документами, регламентирующими планирование проектно-изыскательских работ. 13. Задания на проектирование, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки подлежат государственной экспертизе: при сметной стоимости строительства на полное развитие 10,0 млн. рублей и выше, а также по специальным объектам, административным зданиям штабов и управлений (от объединения и выше), учебным и лабораторным корпусам военно-учебных заведений, лечебным корпусам госпиталей (от окружного и выше), крупным зданиям и сооружениям общественного, культурного и спортивного назначения, корпусам санаториев, домов отдыха, пансионатов и турбаз, независимо от подчиненности и стоимости их строительства - в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации; по остальным объектам - в отделах государственной экспертизы проектов (округов, флотов). Задания на разработку типовых (базовых) проектов, проектов массового и повторного применения, экспериментального строительства зданий и сооружений (независимо от их стоимости) и разработанные по ним проекты (рабочие проекты) подлежат рассмотрению в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации. Перечни документации, представляемой для экспертизы, указаны в приложениях № 8, 9, 10, 11 к настоящему Положению. 14. Задания на проектирование, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки после получения положительного заключения соответствующего органа государственной экспертизы в зависимости от сметной стоимости строительства на полное развитие утверждаются должностными лицами в соответствии с Порядком утверждения заданий на проектирование, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки на строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации, приведенным в приложении № 12 к настоящему Положению. Для проектов, рабочих проектов многосекционных жилых домов, разрабатываемых по отдельным архитектурно-планировочным заданиям, утверждающая инстанция определяется исходя из наибольшей сметной стоимости строительства отдельной блок-секции. Задания на разработку типовых (базовых) проектов, проектов массового и повторного применения, экспериментального строительства зданий и сооружений и разработанные по ним проекты (рабочие проекты) утверждаются: по объектам, зданиям и сооружениям специального назначения - главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим Военно-космическими силами, заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, начальником Связи Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности объектов) совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником строительства и расквартирования войск; по остальным объектам, зданиям, сооружениям - заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником строительства и расквартирования войск. 15. Предпроектная и проектная документация на строительство, осуществляемое за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных финансовых средств, утверждается заказчиками (инвесторами) строительства после прохождения государственной экспертизы в соответствии со ст. 2, 7, 13 настоящего Положения в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству, рациональности размещения объекта, здания, сооружения, использования природных и трудовых ресурсов, соответствия нормам, правилам и стандартам на проектирование и строительство. 16. Основанием для открытия финансирования строительства служат прошедшие соответствующую экспертизу и утвержденные в установленном порядке проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки, а также Обоснования (при наличии разработанной на их основании рабочей документации в соответствии со ст. 11 настоящего Положения). В отдельных случаях при надлежащем Обосновании по разрешению инстанции, принявшей решение о проектировании и строительстве, на основании утвержденных Обоснований могут производиться и финансироваться работы по освоению площадки строительства, подготовке производственной базы, обустройству строительных частей и организаций до утверждения проекта, проекта застройки, рабочего проекта, рабочего проекта застройки. 17. Обоснования, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки подлежат пересмотру и переутверждению при изменении утвержденных проектных решений и основных показателей строящегося объекта, военного городка, здания, сооружения (мощности, емкости, пропускной способности, номенклатуры выпускаемой продукции, состава и характеристик основных зданий, сооружений, помещений и т.п.) и увеличении сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящим Положением для утверждения предпроектной и проектной документации. Ходатайства о разрешении пересмотра ранее утвержденной предпроектной и проектной документации с изложением причин и обоснованием его необходимости представляются заказчиками строительства в инстанцию, утвердившую документацию; при увеличении сметной стоимости строительства - в инстанцию, которой предоставлено право принятия решения о проектировании и строительстве в соответствии со ст. 8 настоящего Положения. Пересмотр документации производится на основании заданий, составленных, прошедших экспертизу и утвержденных в порядке, установленном настоящим Положением для заданий на проектирование. Внесение в утвержденную предпроектную и проектную документацию изменений, связанных с введением новых норм и правил проектирования, изменением исходных данных и технических условий, заменой материалов, конструкций и оборудования, не вызывающих увеличения сметной стоимости строительства, ухудшения функциональных, эксплуатационных и других основных показателей, производится после согласования измененных проектных решений заказчиками строительства. Предпроектная и проектная документация, по которой не начато проектирование и строительство в течение трех лет после утверждения, в случае ее использования для строительства подлежит пересмотру и при изменении проектных решений, стоимости строительства и других показателей - повторной экспертизе и переутверждению в порядке, установленном для вновь разработанной документации. Перечень документации, представляемой для экспертизы при переутверждении Обоснований, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки, указан в приложении № 13 к настоящему Положению. 18. Органы, осуществляющие государственную экспертизу, вправе получать и знакомиться с материалами и документами, необходимыми для подготовки экспертного заключения, а также привлекать для проведения экспертизы специалистов и организации с оплатой их услуг в соответствии с действующим порядком и законодательством. 19. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации должна осуществляться в сроки, установленные действующими в Российской Федерации нормативными документами о порядке проведения государственной экспертизы указанной документации, как правило, не более: заданий на разработку Обоснований - 20 дней; заданий на проектирование - 30 дней; ходатайств (по несложным объектам), Обоснований, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки - 45 дней. В отдельных случаях для особо крупных и сложных объектов указанные сроки могут быть увеличены по решению руководства экспертного органа. Представление предпроектной и проектной документации на повторную экспертизу после доработки либо сообщение о задержке с указанием причин осуществляется в срок до 4 месяцев со дня выпуска экспертного заключения. 20. Проектирование, финансирование и строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации при несоблюдении требований настоящего Положения не допускается.
Согласовано
Приложение № 1к ст. 2
Положения, утвержденного Порядок разграничения функций и взаимодействия между органами Предпроектная и проектная документация на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации проходит государственную экспертизу: по объектам непосредственно военного и оборонного назначения, а также объектам, имеющим особенности военного назначения и регламентируемым специальными технологическими требованиями при их проектировании, возведении и эксплуатации, включая комплексные военные городки, - в органах государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 264; по объектам жилищно-гражданского назначения и социальной сферы в городах и других населенных пунктах, предназначенным для расквартирования и обслуживания военнослужащих и членов их семей, прочим объектам регионального и местного значения, не имеющим принципиальных отличий от аналогичных народнохозяйственных, в территориальных органах государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации. В целях улучшения практического взаимодействия территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы и органов государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации в округах и на флотах сводные заключения по рассмотренной документации на строительство объектов жилищно-гражданского назначения и социальной сферы подготавливаются и выпускаются органами государственной экспертизы проектов (округов, флотов) с учетом требований, изложенных в заключениях соответствующих территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы в части вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (размещение площадки строительства, градостроительные и архитектурные решения, технические условия на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям, соблюдение нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий от намечаемого строительства). Возникающие в процессе экспертизы разногласия между территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы и государственной экспертизы проектов (округов, флотов) с соответствующими обоснованиями представляются в Главгосэкспертизу России и Государственную экспертизу проектов Министерства обороны Российской Федерации для совместного рассмотрения и решения. Приложение № 2к ст. 3
Положения, утвержденного Форма
Примечание Порядок подписания и утверждения перечней
Приложение № 3к ст. 6
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на разработку Обоснований 1. Задание на разработку Обоснований, составленное и оформленное в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Выписка из утвержденного перечня объектов, военных городков, зданий, сооружений, по которым разрабатываются материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства, касающаяся разрабатываемых Обоснований, с материалами исследований, проработок и оценок согласно ст. 3. Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 264. 3. Прилагаемые к заданию исходные данные и другие материалы в соответствии, с требованиями действующих нормативных и директивных документов в зависимости от вида, назначения и других характеристик подлежащего проектированию объекта, военного городка, здания, сооружения, вида разрабатываемых Обоснований, в том числе, при необходимости, предварительные требования государственных природоохранных органов. Приложение № 4к ст. 7
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы Обоснований 1. Обоснования, выполненные в соответствии с их видом и требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Заключение заказчика строительства по разработанным материалам. 3. Заключение управления, ответственного за состояние и уровень развития военной техники, ее ремонта и эксплуатации, за функциональное назначение объекта, военного городка, здания, сооружения, по технологическим решениям, имеющимся в материалах. 4. Согласования Обоснований в соответствии с действующими нормативными документами, в том числе с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации и Службы пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, а также: назначения, дислокации и основных характеристик объектов военной инфраструктуры - с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации; категорирования объектов по противодействию иностранным техническим разведкам и решений по защите технических средств передачи информации - с соответствующими управлениями (службами) радиоэлектронной борьбы и режима; решений по организации связи, объектам и сооружениям связи и автоматизированных систем управления - с соответствующими управлениями связи. В случае намечаемой после утверждения Обоснований разработки рабочей документации должны быть, кроме того, представлены согласования (заключения): соответствующих органов исполнительной власти в части градостроительных и архитектурных требований, а также других вопросов, находящихся в их компетенции; организаций, выдавших технические условия на инженерное обеспечение (в части, их карающейся); генеральной подрядной строительной организации (по проекту организации строительства, применяемым конструкциям и сметной документации); органов государственного надзора в случаях, особо уговоренных законодательством Российской Федерации. 5. Задание на разработку Обоснований, утвержденное в установленном порядке. 6. Материалы выбора площадки строительства, инвентаризационные данные по существующим фондам, их техническому состоянию и другие исходные данные и требования заказчика строительства. 7. Эскизный (технический) проект по технологической части специального комплекса, утвержденный в установленном порядке (в объеме, необходимом для проведения экспертизы Обоснований). 8. Материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду и заключение соответствующего органа, осуществляющего экологическую экспертизу документации. 9. Данные о природных и инженерных условиях площадки строительства, при сложных природных условиях - материалы инженерных изысканий. Приложение № 5к ст. 8
Положения, утвержденного Порядок принятия решений о проектировании и строительстве
объектов, военных городков,
Приложение № 6к ст. 9
Положения, утвержденного Требования к содержанию ходатайства и прилагаемых к нему
материалов 1. Ходатайство составляется в форме доклада на имя лица, принимающего решение о проектировании и строительстве объекта, здания, сооружения (ст. 8 Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 264), в соответствии с действующим порядком служебной переписки в Министерстве обороны Российской Федерации. В тексте доклада должны содержаться следующие данные: наименование объекта, здания, сооружения и способ его создания - строительство, расширение, реконструкция или техническое перевооружение; основание для инвестирования - постановление, приказ, директива, план развития вооружения (военной техники), план размещения или перспективного строительства, кем и когда изданы или утверждены; основное назначение, показатели, характеристики, место размещения, источники финансирования, ориентировочная стоимость строительства; принципиальные решения соответствующих органов исполнительной власти по отводу территории, вопросам инженерного обеспечения, природоохраны и т.п.; предложения о необходимости и возможности разрешения проектирования и строительства объекта, здания, сооружения без разработки Обоснований, виде разрабатываемой проектной документации - технико-экономическое обоснование (ТЭО), проект, рабочий проект. 2. К ходатайству должны быть приложены: документы (или выписки из них), послужившие основанием для возбуждения ходатайства; результаты проведенных исследований, проработок, материалы выбора участка строительства (включая расчеты ориентировочной стоимости), выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов; принципиальные предварительные решения соответствующих органов исполнительной власти по вопросам, находящимся в их компетенции; материалы по инженерно-геологическим и природным условиям площадки строительства (на основе общей информационной базы данных, объектов-аналогов и т.п.); проект решения о проектировании и строительстве (утверждении ходатайства) по форме, аналогичной решению об утверждении Обоснований. 3. Состав прилагаемых материалов, исходных данных и требований заказчика может уточняться в зависимости от назначения и сложности намечаемого к строительству объекта, здания, сооружения, полноты подготовки исходных данных, требований соответствующих органов исполнительной власти и других местных условий. Приложение № 7к ст. 12
Положения, утвержденного Форма
Примечание Порядок подписания и утверждения перечней
Приложение № 8к ст. 13
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на проектирование 1. Задание на проектирование (на разработку ТЭО (проекта), рабочего проекта, проекта застройки, рабочего проекта застройки), составленное в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Решение о проектировании и строительстве объекта (военного городка, здания, сооружения). Обоснования, утвержденные в установленном порядке, с документами о прохождении экспертизы. 3. Дополнительные требования (согласования, заключения) соответствующих служб и организаций в случаях изменения решений, принятых и согласованных в утвержденных Обоснованиях, и другие исходные данные и материалы, подтверждающие требования задания на проектирование. Номенклатура, порядок и сроки представления исходных материалов могут оговариваться в договоре на выполнение проектных работ. В случае недостаточности имеющихся материалов для согласования задания на проектирование недостающие материалы должны быть представлены на рассмотрение по требованию органа, проводящего экспертизу. Приложение № 9к ст. 13
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы проектов,
проектов застройки, 1. Проект, проект застройки, утверждаемая часть рабочего проекта, рабочего проекта застройки, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Заключение заказчика строительства по разработанной проектной документации. 3. Заключение управления, ответственного за развитие военной техники, ее ремонт и эксплуатацию, за функциональное назначение объекта (военного городка, здания, сооружения), по технологическим решениям проектной документации. 4. Согласования проектной документации в соответствии с действующими нормативными и директивными документами, в том числе: соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации и Службы пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации; соответствующими органами исполнительной власти - в части места размещения площадки (трассы) строительства, градостроительных и архитектурных требований, а также других вопросов, находящихся в их компетенции; организациями, выдавшими технические условия на инженерное обеспечение объекта (в части, их касающейся); генеральной подрядной строительной организацией по проекту организации строительства, применяемым конструкциям и сметной документации; органами государственного надзора в случаях, особо оговоренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, должны быть получены дополнительные согласования соответствующих служб и организаций в случаях изменения решений, принятых и согласованных в утвержденных Обоснованиях, или их отсутствия на предшествующей стадии разработки документации. 5. Задание на проектирование, утвержденное в установленном порядке, со всеми прилагаемыми исходными данными и материалами. 6. Обоснования, утвержденные в установленном порядке, с документами о прохождении экспертизы и утверждении. 7. Заключения территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы (при их наличии в соответствии со ст. 2 Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 264). 8. Заключение соответствующего органа, осуществляющего экологическую экспертизу документации. 9. Материалы инженерных изысканий. Приложение № 10к ст. 13
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на
разработку типовых (базовых) проектов, 1. Задание на разработку типового (базового) проекта (рабочего проекта), проекта (рабочего проекта) массового и повторного применения, проекта (рабочего проекта) экспериментального строительства, составленное в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Согласования задания на проектирование в соответствии с действующими нормативными и директивными документами, в том числе с довольствующим управлением (по принадлежности объекта). 3. Материалы обоснования намечаемых показателей (состав и площади помещений, мощность, вместимость, удельные показатели расхода основных строительных материалов и ресурсов и т.п.) проектируемого здания, сооружения или комплекса; требования по функциональному размещению и увязке помещений или зданий, сооружений в комплексе и т.п. 4. Материалы обоснования необходимости разработки проектной документации (ориентировочное количество зданий, сооружений и комплексов, намечаемых к строительству по разрабатываемой документации; цели экспериментального строительства, порядок и сроки проведения экспериментов, исследований, испытаний; привлекаемые к эксперименту организации, ожидаемые результаты и т.п.). Приложение № 11к ст. 13
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы типовых
(базовых) проектов, 1. Типовой (базовый) проект (рабочий проект), проект (рабочий проект) массового и повторного применения, экспериментального строительства, выполненный в соответствии с требованиями действующих нормативных и директивных документов. 2. Заключение заказчика строительства по проектной документации, в том числе по технологическим решениям. 3. Согласования проектной документации в соответствии с действующими нормативными и директивными документами, в том числе: довольствующим управлением (по принадлежности объекта, здания, сооружения); соответствующими органами Службы пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации; соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации (по принадлежности объекта, здания, сооружения); головной проектной организацией (по направлению проектирования). 4. Заключение соответствующего органа, осуществляющего экологическую экспертизу документации, при необходимости. 5. Задание на разработку проектной документации, утвержденное в установленном порядке, со всеми прилагаемыми материалами и исходными данными. 6. Материалы и необходимые данные по программе экспериментального строительства. Приложение № 12к ст. 14
Положения, утвержденного Порядок утверждения заданий на проектирование, проектов, проектов
застройки, рабочих проектов,
Приложение № 13к ст. 17
Положения, утвержденного Перечень документации, представляемой для экспертизы при
переутверждении Обоснований, 1. Разрешение на пересмотр документации. 2. Задание на пересмотр документации. 3. Пояснительная записка о пересмотре Обоснований, проекта, проекта застройки, рабочего проекта, рабочего проекта застройки, содержащая следующие сведения: а) общие данные о внесенных изменениях в ранее утвержденную документацию, их обоснования, документы, на основании которых внесены изменения; б) характеристика состояния строительства по зданиям и сооружениям (на дату представления документации на рассмотрение); в) данные, подписанные заказчиком строительства и генеральным подрядчиком, о произведенных затратах на дату представления документации на рассмотрение, стоимости объектов, переданных в основные фонды (по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета), проведенном в установленном порядке пересчете (в связи с изменением базисных цен и сметных норм) остатков сметной стоимости и их расходовании; г) анализ изменения (увеличения, уменьшения) сметной стоимости строительства с указанием основных причин: изменения проектных решений в связи с увеличением мощности и пересмотром номенклатуры выпускаемой продукции; введение новых технических условий, норм и правил проектирования; увеличение стоимости оборудования, вызванное изменениями его типов и цен поставщиков; изменения условий строительства, в том числе из-за увеличения его продолжительности, произошедшие по независящим от проектной организации причинам; ошибки проектных и изыскательских организаций; осуществление мероприятий по решениям директивных органов. 4. Сопоставительная ведомость изменений сметной стоимости строительства (по прилагаемой форме) с указанием сумм: по ранее утвержденной документации, пересчета остатков в связи с изменениями базисных цен и сметных норм, осуществленных затрат на дату представления материалов, заявленных для переутверждения, изменения сметной стоимости с раскладкой по основным причинам. 5. Документы о дополнительных согласованиях, необходимость в которых возникла при изменении ранее принятых проектных решений. 6. Ранее утвержденная документация, заключения экспертизы по ней, документы о ее утверждении. 7. Новая, пересмотренная документация в полном составе, в том числе документация по зданиям, сооружениям, инженерным сетям, по которым произошли изменения ранее принятых решений. 8. Заключения территориальных органов, осуществляющих экологическую экспертизу документации, при необходимости. 9. Представляемая на экспертизу документация должна быть откорректирована в соответствии с заключением органа, проводившего экспертизу ранее утвержденной документации, подписана заказчиком строительства, начальником проектной организации и главным инженером проекта.
Форма
_____________ * Указывается дробью: числитель - строительно-монтажные работы, знаменатель - оборудование.
Приложение № 2 Изменения, внесенные в приказ Министра обороны Российской
Федерации Приложение утратило силу согласно приказу Минобороны РФ от 5 ноября 2004 г. № 355.
|