Постановление Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации" (в редакции, актуальной с 19 октября 2017 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно постановлениям Правительства РФ: от 17.12.2009 г. № 1033, от 25.01.2011 г. № 17, от 18.02.2016
г. № 112, Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации. 2. Внести в Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 35, ст. 4321), следующие изменения: пункт 5 изложить в следующей редакции: "5. Взаимодействие органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением и федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации."; в подпункте "а" пункта 8 слова "проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию," исключить; подпункт "д" пункта 11 и подпункт "е" пункта 12 после слов "федеральными авиационными правилами" дополнить словами "поиска и спасания в Российской Федерации". 3. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 65 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в государственной авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 6, ст. 527); пункт 129 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).
Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530) 1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". 2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия: "поисковые и аварийно-спасательные силы и средства" (далее - силы и средства) - воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), наземные поисково-спасательные команды, аварийно-спасательные команды аэропортов; "наземная поисково-спасательная команда" - команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций; "поисково-спасательная операция (работа)" - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания; "поисково-спасательное воздушное судно" - воздушное судно, оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ); "спасательная парашютно-десантная группа" - группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ). 3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы. 4. Поиск и спасание включают в себя: а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море; б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя; в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ); г) управление силами и средствами. 5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение. 6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя: а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами); б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения. 6.1. Места дислокации сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. 7. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". 8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства, при поиске и спасании осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. 9. Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет: а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования; б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море; е) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море; ж) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море; з) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ); и) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств. 10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. 11. Порядок организации поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, порядок организации взаимодействия органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания определяются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, утверждаемой территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с командованием Военно-воздушных сил соответствующего военного округа. Требования к структуре и содержанию указанной инструкции устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта. 12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания могут быть установлены районы поиска и спасания. Территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта назначаются старшие по районам поиска и спасания из числа руководителей находящихся в ведении Агентства организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ). Границы районов поиска и спасания, а также полномочия старших по районам поиска и спасания устанавливаются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания. 13. Авиационные поисково-спасательные службы находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуют и обеспечивают проведение поисково-спасательных операций (работ). Поисково-спасательные операции (работы) и их обеспечение осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. 13.1. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), обязаны содержать в постоянной готовности: поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, - для авиационных предприятий; поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, спасательные парашютно-десантные группы и наземные поисково-спасательные команды - для организаций государственной и экспериментальной авиации. Привлечение к поисково-спасательным операциям (работам) сил и средств осуществляется на основании приказов руководителей соответствующих авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации и планов дежурств сил и средств. 14. План дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ), составляется на сутки авиационным координационным центром поиска и спасания (далее - координационный центр) и утверждается соответствующим территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта. 15. Координационный центр доводит информацию о дежурных силах и средствах в зоне авиационно-космического поиска и спасания до сведения органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ежедневно докладывает в Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (далее - Главный координационный центр). 16. Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасания осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится авиационный персонал. 17. Обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ) определяются инструкциями, утверждаемыми руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ). Требования к структуре и содержанию инструкций определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. 18. Для приема сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие на территории Российской Федерации, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, используются радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. Информация о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, передается в координационный центр в порядке, установленном Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства. 19. Дежурство радиотехнических средств обеспечения полетов и авиационной электросвязи осуществляется: в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов, штатного спуска с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата; после получения сообщения о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, досрочном (срочном) спуске спускаемого аппарата. 20. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, определяются федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, федеральными авиационными правилами по производству полетов различных видов авиации, руководствами по летной эксплуатации (инструкциями экипажу) воздушных судов. 21. Право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности предоставляется: а) Главному координационному центру (федеральному оперативному органу единой системы); б) координационному центру (региональному оперативному органу единой системы); в) Федеральному агентству воздушного транспорта (его территориальному органу); в.1) командованию Военно-воздушных сил соответствующего военного округа с немедленным уведомлением соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта; г) подпункт "г" пункта 21 исключен согласно постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1033; д) руководителям авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, осуществляющих поиск и спасание (на аэродромах базирования сил и средств); е) органам пользователей воздушного пространства - органам обслуживания воздушного движения (управления полетами); ж) командирам кораблей и капитанам судов, имеющих на борту поисково-спасательные вертолеты, а при выполнении полетов с авианесущих кораблей - руководителям полетов. 22. Должностные лица и органы, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 21 настоящих Правил, имеют право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств с последующим немедленным докладом в вышестоящий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационный центр. 23. Решение о подъеме дежурных сил и средств принимается после сбора, обработки и анализа информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, метеорологических условиях и прогнозе погоды в районе поиска и спасания. 24. При проверке готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть предварительно согласован с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта. 25. Во всех случаях подъем дежурных сил и средств производится с уведомлением соответствующих органов Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. 26. Распоряжение о начале поисково-спасательных операций (работ) с применением сил и средств дается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если: а) получен сигнал бедствия с борта воздушного судна; б) получен доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие; в) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от очевидцев бедствия; г) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления; д) воздушное судно не прибыло в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует в течение более 5 минут (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства); е) экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним потеряна; ж) радиосвязь с экипажем воздушного судна потеряна и одновременно пропала отметка воздушного судна на экране аппаратуры отображения радиолокационной информации или потеряна радиосвязь более чем на 5 минут, если радиолокационный контроль не осуществлялся (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства); з) осуществляется спуск с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуск при аварии ракеты-носителя. 27. Поисково-спасательная операция (работа) считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна, доставки спускаемого аппарата и его экипажа на оперативный аэродром. Поисково-спасательная операция (работа) для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с принятием решения о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств. Решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств принимается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если все принятые для поиска людей меры не дали результатов. 28. Руководителем поисково-спасательных операций (работ) в зоне авиационно-космического поиска и спасания является руководитель территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта, а в случаях проведения контртеррористических операций и ведения военных действий - командующий Военно-воздушными силами соответствующего военного округа. 29. Руководитель поисково-спасательных операций (работ) осуществляет оперативное руководство силами и средствами, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных операций (работ). 30. Управление силами и средствами при проведении поисково-спасательных операций (работ) осуществляется через координационные центры (вспомогательные центры поиска и спасания) и органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы пользователей воздушного пространства - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) по общим или специально выделенным каналам связи, а при необходимости - через воздушное судно-ретранслятор. 31. При проведении поисково-спасательных операций (работ) в двух и более зонах авиационно-космического поиска и спасания взаимодействие сил и средств организует Главный координационный центр.
|