ОТРАСЛЕВОЙ
СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Требования к
составлению летных и технико-экономических характеристик гражданского
самолета (вертолета) при переговорах с иностранными покупателями
|
ОСТ 1 00111-82
Взамен ОСТ 1 00111-74
|
Распоряжением
Министерства от 18 июня 1982 г. № 087-16/3 срок введения установлен с 1 июля
1983 г.
1.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составлению летных и
технико-экономических характеристик гражданского самолета (вертолета),
необходимые представителям внешнеторговых организаций при ведении переговоров с
иностранными покупателями о продаже авиационной техники (в дальнейшем - под
словом самолет подразумевается также и вертолет).
2.
Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета
составляются разработчиком самолета, издаются форматом 60×90/8 по ГОСТ
5773-76 типографским способом или на ротапринте и передаются во
Внешнеторговое Объединение (В/О) «Авиаэкспорт» через Объединение
«Авиазагранпоставка» на русском языке в течение 6 мес после окончания
предварительных испытаний. Летные и технико-экономические характеристики
(уточненные) передаются на русском языке в течение 6 мес, на английском - в
течение 1 г. после завершения государственных испытаний и принятия решения об
экспорте самолета.
3.
Терминология и параметры, применяемые в летных и технико-экономических
характеристиках гражданского самолета, должны соответствовать требованиям норм
летной годности гражданских самолетов (вертолетов) СССР.
4.
Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета должны
иметь следующие разделы:
-
«Общие сведения о самолете»;
-
«Расчетные массы»;
-
«Геометрические данные»;
-
«Летные данные»;
-
«Характеристики силовой установки»;
-
Характеристики бортового оборудования»;
-
«Эксплуатационные данные»;
-
«Экономические характеристики».
Для
вертолетов содержание разделов корректируется в соответствии с их спецификой.
5.
В разделе «Общие сведения о самолете» должны быть сведения о типе самолета, его
модификации (индекс), краткая характеристика самолета и его целевое назначение.
5.1.
В текстовой части раздела излагаются сведения об особенностях, определяющих
экономичность эксплуатации, возможности производства полетов над водной
поверхностью, об обеспечении безопасности полетов в соответствии с принятыми в
СССР нормами летной годности самолетов.
Далее
указываются:
-
варианты возможного использования и применения самолета (указывается компоновка
и варианты компоновок);
-
возможность переоборудования самолета из одного варианта в другой силами
эксплуатирующей организации;
-
состав и профессия членов экипажа;
-
возможность уменьшения численности экипажа.
5.2.
Раздел иллюстрируется фотографией (или рисунком) самолета в полете, схемой
расположения кресел и оборудования пассажирских кабин в различных вариантах
компоновки, схемой плавучести самолета; приводятся мероприятия по спасению
пассажиров при возникновении аварийной обстановки, а также характеристики шума
при взлете и посадке.
6.
В разделе «Расчетные массы» излагаются характеристики масс, приведенные в табл.
1.
Таблица
1
Характеристика
масс
|
Значение масс для модификаций,
кг
|
|
|
Максимальная рулежная масса....................................................
|
|
|
Максимальная взлетная масса......................................................
|
|
|
Максимальная масса без топлива.................................................
|
|
|
Максимальная платная
(коммерческая) нагрузка:
|
|
|
пассажиры, чел......................................................................
|
|
|
багаж....................................................................................
|
|
|
грузы, почта...........................................................................
|
|
|
Масса снаряженного самолета:
|
|
|
экипаж, чел............................................................................
|
|
|
бортпроводники,
чел...............................................................
|
|
|
снаряжение
пассажирской (грузовой) кабины............................
|
|
|
снаряжение
подсобных помещений..........................................
|
|
|
служебное
оборудование........................................................
|
|
|
аварийно-спасательное
оборудование......................................
|
|
|
оборудование
грузового помещения.........................................
|
|
|
невырабатываемое
топливо.....................................................
|
|
|
масло....................................................................................
|
|
|
питание.................................................................................
|
|
|
Посадочная масса:
|
|
|
максимально
допустимая........................................................
|
|
|
нормальная............................................................................
|
|
|
Топливо:
|
|
|
на опробование
двигателей и руление на старт.........................
|
|
|
на полет.................................................................................
|
|
|
аэронавигационный
запас.......................................................
|
|
|
Примечания:
1. В снаряжение пассажирской (грузовой) кабины входят кресла, диваны, столы, ковры,
занавески, литература, пакеты для пассажиров, сетки и полки для багажа,
кислородные маски и переносные баллоны с кислородом, жидкость в увлажнительной
системе, кино-теле-магнитофонные установки.
2. В подсобные
помещения (буфеты, кухни, гардеробы, туалеты) входят контейнеры для пищи,
посуды, подносы, белье, жидкость для технических нужд в буфете, вешалки в
гардеробе, туалетные принадлежности, вода и химикаты в туалетах.
3. В служебное
оборудование включаются трапы, лестницы, чехлы, бортовой инструмент,
контрольно-проверочная аппаратура.
4. В
аварийно-спасательное оборудование входят пиротехника, медаптечка, переносный
огнетушитель, топор, лодки и их оборудование, пояса, жилеты, ракетницы, плоты,
желоба, фонари, аварийные радиомаяки.
5. К бортовому
подъемно-транспортному оборудованию относится оборудование, обеспечивающее
погрузку и выгрузку грузов, почты и багажа, системы десантирования.
6. При отработке
расчетных масс следует учитывать, что самолет с максимальной взлетной массой
имеет две характерные дальности полета:
- дальность с
максимальной коммерческой нагрузкой;
- дальность с
максимальным запасом топлива.
6.1.
Раздел «Расчетные массы» должен иллюстрироваться графиком зависимости величины
коммерческой нагрузки от дальности полета при экономической скорости и высоте
полета. Запас топлива дается на 1 ч полета при штиле.
7.
В разделе «Геометрические данные» кратко излагаются геометрические данные,
приведенные в табл. 2.
Таблица
2
Геометрические
данные
|
Значение геометрических данных
для модификаций
|
|
|
Самолет:
|
|
|
длина..................................................................................
|
|
|
высота на стоянке.................................................................
|
|
|
высота при
установке на подъемники для проверки системы уборки и выпуска шасси
|
|
|
минимальный радиус
круга по наружному концевому обтекателю при рулении
|
|
|
минимальный радиус
разворота по наружному колесу при развороте на 360°
|
|
|
клиренс................................................................................
|
|
|
Фюзеляж:
|
|
|
максимальный
диаметр.........................................................
|
|
|
объем пассажирской
кабины (кабин)......................................
|
|
|
ширина между
рядами пассажирских кресел (проход)..............
|
|
|
шаг кресел............................................................................
|
|
|
габаритные размеры
входных дверей пассажирской кабины, их количество
|
|
|
высота порога
входных дверей от земли..................................
|
|
|
объем грузового
помещения (помещений)................................
|
|
|
габаритные размеры
дверей (створок) грузового помещения....
|
|
|
высота порога
грузового помещения от земли.........................
|
|
|
максимально
возможные габаритные размеры перевозимых грузов
|
|
|
размеры и типы
контейнеров и поддонов для перевозки грузов..
|
|
|
Крыло:
|
|
|
размах.................................................................................
|
|
|
угол
стреловидности по 0,25 хорд..........................................
|
|
|
площадь
(геометрическая).....................................................
|
|
|
расстояние от
нижней кромки заборника воздуха до земли.......
|
|
|
расстояние от
продольной оси двигателя до земли в плоскости заборника
|
|
|
минимальное
расстояние от конца лопасти воздушного винта до земли
|
|
|
Хвостовое оперение:
|
|
|
вертикальное:
|
|
|
высота.................................................................................
|
|
|
стреловидность....................................................................
|
|
|
площадь..............................................................................
|
|
|
горизонтальное:
|
|
|
размах................................................................................
|
|
|
площадь..............................................................................
|
|
|
стреловидность....................................................................
|
|
|
управляемость.....................................................................
|
|
|
Шасси:
|
|
|
колея..................................................................................
|
|
|
база....................................................................................
|
|
|
удельная
нагрузка на
взлетно-посадочную полосу (ВПП) с бетонным (грунтовым) покрытием:
|
|
|
при взлёте...........................................................................
|
|
|
при посадке.........................................................................
|
|
|
7.1.
Раздел «Геометрические данные» должен иллюстрироваться схемой общего вида
самолета, изображаемого в трех проекциях: вид спереди, вид сверху и вид слева;
на схему наносятся соответствующие размеры.
8.
В разделе «Летные данные» кратко излагаются данные, приведенные в табл. 3.
Таблица
3
Летные
данные
|
Рейсовый полет
|
Нормальная дальность
|
Максимальная дальность
|
Наивыгоднейшая высота полета на
экономических режимах...........
|
|
|
Крейсерская скорость на
экономических режимах..........................
|
|
|
Техническая дальность с
использованием аэронавигационного запаса (АНЗ) и расходов на земле
|
|
|
Средний расход топлива на 1 ч
полета..........................................
|
|
|
Допустимый диапазон
эксплуатационных центровок (в процентах САХ)
|
|
|
Практический потолок с учетом
выгорания горючего при наборе высоты
|
|
|
Практический потолок при отказе
одного двигателя (на самолете с двумя и тремя двигателями) и двух двигателей
(на самолете с четырьмя двигателями)
|
|
|
Скорость отрыва..........................................................................
|
|
|
Длина разбега по ВПП с бетонным
(травяным) покрытием...............
|
|
|
Длина разбега при:
|
|
|
Н = 0 МСА..............................................................................
|
|
|
Н = 0 МСА + 15 °С...................................................................
|
|
|
Н = 1500 м МСА +
15 °С...........................................................
|
|
|
Дистанция прерванного взлета......................................................
|
|
|
Посадочная скорость...................................................................
|
|
|
Скорость захода на посадку
(минимальная)...................................
|
|
|
Длина пробега по ВПП с бетонным
(грунтовым) покрытием.............
|
|
|
Потребная длина по ВПП на
посадке при:
|
|
|
Н = 0 МСА..............................................................................
|
|
|
Н = 0 МСА + 15 °С...................................................................
|
|
|
Н = 1500 м МСА +
15 °С...........................................................
|
|
|
Время набора высоты при
наивыгоднейшем режиме на:
|
|
|
6000 м....................................................................................
|
|
|
8000 м....................................................................................
|
|
|
10000 м..................................................................................
|
|
|
12000 м..................................................................................
|
|
|
8.1.
Раздел «Летные данные» должен содержать графики, иллюстрирующие:
-
крейсерскую скорость и высоту полета в зависимости от дальности полета;
-
длину разбега и погребную длину ВПП в зависимости от взлетной массы;
-
длину пробега и погребную длину ВПП на посадке в зависимости от посадочной
массы;
-
график ограничения взлетной массы по уклону траектории;
-
график коммерческой нагрузки по дальности полета;
-
график расхода топлива на рейс в зависимости от дальности рейса для типичной
загрузки и скорости.
9.
В разделе «Характеристика силовой установки» кратко излагаются характеристики
силовой установки, приведенной в табл. 4.
Таблица
4
Характеристика
силовой установки
|
Значение характеристик силовой
установки для модификаций
|
|
|
Двигатель:
|
|
|
тип и его условное
обозначение...............................................
|
|
|
количество на
самолет............................................................
|
|
|
статическая тяга
(мощность) на Н = 0 и V = 0.............................
|
|
|
взлетный
режим:
|
|
|
обороты................................................................................
|
|
|
тяга.......................................................................................
|
|
|
удельный расход
топлива.......................................................
|
|
|
номинальный
режим:
|
|
|
обороты................................................................................
|
|
|
тяга.......................................................................................
|
|
|
удельный расход
топлива.......................................................
|
|
|
длина....................................................................................
|
|
|
высота (ширина).....................................................................
|
|
|
Воздушный винт:
|
|
|
тип........................................................................................
|
|
|
число лопастей......................................................................
|
|
|
диаметр.................................................................................
|
|
|
возможности
применения реверса............................................
|
|
|
Компрессор:
|
|
|
тип........................................................................................
|
|
|
число ступеней.......................................................................
|
|
|
Турбины:
|
|
|
тип........................................................................................
|
|
|
число ступеней.......................................................................
|
|
|
сопло
(регулируемое или нерегулируемое)................................
|
|
|
Система запуска:
|
|
|
способ запуска.......................................................................
|
|
|
вид (тип)
установки.................................................................
|
|
|
погребная пиковая
мощность...................................................
|
|
|
сорт применяемого
топлива и его заменители............................
|
|
|
сорт применяемого масла и его заменители иностранными
марками
|
|
|
Применение системы впрыска воды или других
компонентов...........
|
|
|
Эмиссия двигателя......................................................................
|
|
|
10. В разделе «Характеристика бортового оборудования»
кратко излагаются комплектация бортового оборудования, установленного на
самолете и его модификациях, и основные технические данные:
-
радиосвязных станций, в том числе внутрисамолетной связи;
-
радиолокационных станций;
-
пилотажно-навигационного оборудования и связи с наземными навигационными
приводами и посадочными системами;
-
кислородной системы;
-
высотного оборудования;
-
электрооборудования;
-
бытового оборудования;
-
противопожарного оборудования;
-
средств спасения пассажиров и экипажа.
10.1.
Краткие технические данные бортового оборудования должны характеризовать
мощность, дальность действия, виды, величины и частоты потребляемых токов,
давление, источники питания бортового оборудования, возможности автоматического
контроля работоспособности бортовых и наземных средств, удобства пользования и
управления самолетом в полете, обслуживания и регулирования на земле, замены в
процессе эксплуатации.
10.2.
В разделе должен быть приведен перечень основных видов специальной
контрольно-проверочной аппаратуры и стендов, применяемых в процессе
эксплуатации самолета.
10.3.
Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости «высоты» в герметической
кабине от высоты полета самолета.
11.
В разделе «Эксплуатационные данные» излагаются:
- назначенный
ресурс самолета;
-
межремонтный ресурс самолета;
-
назначенный ресурс двигателя;
-
межремонтный ресурс двигателя;
-
количество возможных ремонтов двигателя;
-
периодичность форм обслуживания;
-
необходимые средства заправки самолета горючесмазочными материалами, кислородом
и специальными жидкостями;
-
время, потребное для заправки самолета горючесмазочными материалами,
кислородом, гидрожидкостью и специальными жидкостями;
-
возможности установки дополнительных топливных баков;
-
средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
-
объем и виды аэродромного оборудования, необходимого для эксплуатации и
выполнения регламентных работ.
Примечание.
До накопления достаточного опыта данные по назначенному ресурсу самолета и
двигателя и по межремонтному ресурсу самолета и двигателя могут быть
ориентировочными.
11.1.
В разделе приводятся предварительные расчетные данные о трудоемкости всех видов
обслуживания на 1 ч налета самолета, а также должна быть отмечена пригодность
самолета и его систем к эксплуатации по состоянию.
12.
В разделе «Экономические характеристики» излагаются прямые эксплуатационные
расходы (ПЭР) для различных вариантов загрузки и протяженности воздушных линий:
-
стоимость самолето-часа;
-
стоимость самолето-километра;
-
стоимость тонно-километра;
-
стоимость кресло-километра;
-
стоимость эксплуатации самолета при налете в течение года за 1000, 1500, 2000,
2500, 3000 ч.
12.1.
Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости себестоимости перевозки
(копеек на тонно-километр) от дальности полета.