2.1.
Номенклатуру деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю
массы, назначает весовое подразделение (ВП), руководствуясь документацией
разработчика самолета или вертолета, согласовывает ее с разработчиком и
утверждает у главного инженера предприятия.
2.2.
Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю
массы, выпускается в виде извещений, стандартов предприятия, приказов по
предприятию с четким определением объема контроля массы на различных этапах
производства самолетов или вертолетов: при изготовлении установочной серии (до
5 - 10 самолетов или вертолетов); в серийном производстве (изготовление более
10 самолетов или вертолетов).
2.3.
При изготовлении установочной серии контролю массы подлежат:
-
вся номенклатура деталей; количество контролируемых деталей - от трех штук до
всей партии (серии);
-
сборочные единицы, устанавливаемые на самолет с помощью грузоподъемных
устройств.
При
контроле массы покупных изделий операцию взвешивания следует включать в
технологию входного контроля независимо от того, указаны ли массы в паспортах.
2.4.
В установившемся серийном производстве контролю массы подлежат:
-
номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий по перечню,
составленному ВП предприятия;
-
вся вновь вводимая при конструктивных изменениях в серии номенклатура деталей,
сборочных единиц и покупных изделий с указанием количества от серии.
Для
номенклатуры деталей, сборочных единиц и покупных изделий, идущей без
изменения, возможно сокращение объема или снятие контроля массы при условии
обеспечения при этом стабильности массы и центровки самолета.
2.5.
Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий, по которым следует
сократить объем контроля массы:
-
детали из цветных металлов, изготовляемые из листа методом холодного
штампования;
-
трубопроводы систем самолета;
-
покупные изделия - выборочно, в зависимости от стабильности массы конкретных
покупных изделий в серии;
-
сборочные единицы - вся номенклатура или выборочно, в зависимости от применения
герметиков, теплоизоляционных и других материалов.
3.1.
Контроль массы является технологической операцией и входит в технологический
процесс как одна из операций контроля детали.
3.2.
При разработке технологии операции взвешивания указывается тип и марка
измерительного устройства.
3.3.
Перечень деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю
массы, составляется на основании документации ВП в форме журнала контроля массы
в порядке возрастания номеров чертежей и конструктивных групп. Форма второй и
последующих страниц журнала контроля массы приведена в приложении 1.
3.4.
Контроль массы производится с учетом предельных отклонений массы. Предельные
отклонения массы деталей в зависимости от методов их обработки приведены в
приложении 2.
Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых из труб, приведены в
приложении 3.
Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов и сотовых
конструкций, баллонов высокого давления, электрожгутов, панелей и щитков
приборных досок, сборочных единиц и покупных изделий приведены в приложении 4.
3.5.
Если фактическая масса деталей соответствует массе, указанной в чертеже с
учетом предельных отклонений, в журнале контроля массы фиксируется фактическая
масса трех деталей, и детали пропускаются в дальнейшее производство.
3.6. Если масса детали не соответствует массе, указанной в
чертеже, деталь предъявляется в ВП. В ВП производится расчет массы детали по
номинальным размерам чертежа. В случае, если рассчитанная масса не совпадает с
указанной в чертеже, в журнале контроля массы фиксируется решение об уточнении
массы по чертежу.
3.7. Функции, осуществляемые ВП при контроле массы, приведены в
приложении 5.
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг
предельные отклонения массы составляют ± 1,5 % от массы, указанной в чертеже.
6. Предельные отклонения массы деталей из литейных, алюминиевых,
магниевых и титановых сплавов, изготовленных из литья с частичной обработкой,
приведены в табл. 6.
Предельное отклонение массы
для классов точности литья
ЛТ4
ЛТ5
ЛТ6
0,010
± 0,002
± 0,003
± 0,004
0,020
± 0,004
± 0,005
± 0,006
0,030
± 0,006
± 0,008
± 0,010
0,040
± 0,007
± 0,010
± 0,012
0,050
± 0,007
± 0,010
± 0,012
0,075
± 0,011
± 0,015
± 0,019
0,100
± 0,014
± 0,020
± 0,025
0,150
± 0,020
± 0,028
± 0,035
0,200
± 0,025
± 0,036
± 0,045
0,250
± 0,031
± 0,044
± 0,055
0,300
± 0,035
± 0,050
± 0,062
0,350
± 0,040
± 0,057
± 0,071
0,400
± 0,044
± 0,063
± 0,078
0,450
± 0,049
± 0,070
± 0,087
0,500
± 0,053
± 0,075
± 0,093
0,550
± 0,056
± 0,080
± 0,099
0,600
± 0,061
± 0,087
± 0,108
0,650
± 0,065
± 0,093
± 0,115
0,700
± 0,069
± 0,098
± 0,122
0,750
± 0,072
± 0,103
± 0,128
0,800
± 0,075
± 0,107
± 0,133
0,850
± 0,078
± 0,112
± 0,139
0,900
± 0,083
± 0,118
± 0,146
0,950
± 0,087
± 0,124
± 0,154
1,000
± 0,090
± 0,128
± 0,159
1,050
± 0,093
± 0,132
± 0,164
1,100
± 0,097
± 0,138
± 0,171
1,150
± 0,100
± 0,143
± 0,177
1,200
± 0,104
± 0,148
± 0,188
1,250
± 0,108
± 0,154
± 0,191
1,300
± 0,112
± 0,160
± 0,199
1,350
± 0,114
± 0,163
± 0,202
1,400
± 0,116
± 0,166
± 0,206
1,450
± 0,119
± 0,170
± 0,211
1,500
± 0,123
± 0,175
± 0,217
2,000
± 0,150
± 0,214
± 0,266
2,500
± 0,172
± 0,246
± 0,305
3,000
± 0,191
± 0,273
± 0,339
3,500
± 0,204
± 0,292
± 0,362
4,000
± 0,218
± 0,319
± 0,387
4,500
± 0,230
± 0,328
± 0,407
5,000
± 0,245
± 0,350
± 0,434
5,500
± 0,251
± 0,358
± 0,444
6,000
± 0,261
± 0,372
± 0,461
6,500
± 0,266
± 0,380
± 0,471
7,000
± 0,273
± 0,390
± 0,484
7,500
± 0,280
± 0,400
± 0,496
8,000
± 0,293
± 0,418
± 0,518
8,500
± 0,303
± 0,433
± 0,537
9,000
± 0,315
± 0,450
± 0,558
9,500
± 0,333
± 0,475
± 0,589
10,000
± 0,350
± 0,500
± 0,620
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг
предельные отклонения массы составляют: для ЛТ4 ± 6 %, ЛТ5 ± 8 %, ЛТ6 ± 10 % от
массы, указанной в чертеже.
7. Предельные отклонения массы деталей из литейных сталей,
изготовленных из отливок с частичной обработкой, приведены в табл. 7.
Примечание. Для
деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для: II группы ± 5 %, III группы ± 6 % от
массы, указанной в чертеже.
8. Предельные отклонения массы деталей из алюминиевых, магниевых и
медных сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой,
приведены в табл. 8.
Предельное отклонение массы
для классов точности штамповки
4
5
6
0,010
± 0,003
± 0,004
± 0,004
0,020
± 0,003
± 0,004
± 0,005
0,030
± 0,003
± 0,004
± 0,006
0,040
± 0,004
± 0,005
± 0,007
0,050
± 0,004
± 0,005
± 0,008
0,075
± 0,005
± 0,007
± 0,010
0,100
± 0,006
± 0,009
± 0,012
0,150
± 0,008
± 0,011
± 0,016
0,200
± 0,009
± 0,015
± 0,020
0,250
± 0,012
± 0,020
± 0,025
0,300
± 0,015
± 0,021
± 0,026
0,350
± 0,017
± 0,026
± 0,032
0,400
± 0,020
± 0,029
± 0,035
0,450
± 0,023
± 0,031
± 0,038
0,500
± 0,025
± 0,034
± 0,041
0,550
± 0,027
± 0,036
± 0,044
0,600
± 0,029
± 0,038
± 0,046
0,650
± 0,031
± 0,040
± 0,048
0,700
± 0,033
± 0,043
± 0,051
0,750
± 0,035
± 0,044
± 0,052
0,800
± 0,037
± 0,045
± 0,054
0,850
± 0,039
± 0,049
± 0,058
0,900
± 0,041
± 0,051
± 0,061
0,950
± 0,043
± 0,053
± 0,063
1,000
± 0,045
± 0,055
± 0,065
1,050
± 0,047
± 0,059
± 0,069
1,100
± 0,049
± 0,060
± 0,070
1,150
± 0,050
± 0,065
± 0,075
1,200
± 0,051
± 0,066
± 0,076
1,250
± 0,053
± 0,068
± 0,078
1,300
± 0,055
± 0,070
± 0,080
1,350
± 0,056
± 0,075
± 0,085
1,400
± 0,058
± 0,077
± 0,087
1,450
± 0,059
± 0,080
± 0,090
1,500
± 0,061
± 0,083
± 0,093
2,000
± 0,072
± 0,106
± 0,116
2,500
± 0,086
± 0,128
± 0,138
3,000
± 0,116
± 0,146
± 0,156
3,500
± 0,116
± 0,165
± 0,175
4,000
± 0,128
± 0,179
± 0,189
4,500
± 0,140
± 0,196
± 0,206
5,000
± 0,152
± 0,208
± 0,218
5,500
± 0,161
± 0,220
± 0,230
6,000
± 0,170
± 0,232
± 0,242
6,500
± 0,182
± 0,242
± 0,252
7,000
± 0,195
± 0,251
± 0,261
7,500
± 0,203
± 0,263
± 0,273
8,000
± 0,214
± 0,272
± 0,282
8,500
± 0,224
± 0,284
± 0,294
9,000
± 0,234
± 0,294
± 0,304
9,500
± 0,240
± 0,306
± 0,316
10,000
± 0,246
± 0,316
± 0,326
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг
предельные отклонения массы составляют: для 4 класса ± 3 %, 5 класса ± 4 %, 6
класса ± 5 % от массы, указанной в чертеже.
9. Предельные отклонения массы деталей из сталей и титановых
сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой, приведены в
табл. 9.
Предельное отклонение массы
для классов точности штамповки
4
5
6
0,010
± 0,003
± 0,004
± 0,005
0,020
± 0,003
± 0,005
± 0,006
0,030
± 0,004
± 0,006
± 0,007
0,040
± 0,005
± 0,007
± 0,008
0,050
± 0,007
± 0,008
± 0,009
0,075
± 0,009
± 0,009
± 0,011
0,100
± 0,010
± 0,010
± 0,014
0,150
± 0,016
± 0,016
± 0,019
0,200
± 0,018
± 0,018
± 0,024
0,250
± 0,022
± 0,024
± 0,030
0,300
± 0,026
± 0,027
± 0,032
0,350
± 0,028
± 0,030
± 0,038
0,400
± 0,031
± 0,034
± 0,042
0,450
± 0,032
± 0,036
± 0,046
0,550
± 0,033
± 0,042
± 0,053
0,600
± 0,037
± 0,045
± 0,055
0,650
± 0,039
± 0,047
± 0,058
0,700
± 0,041
± 0,049
± 0,062
0,750
± 0,042
± 0,052
± 0,062
0,800
± 0,044
± 0,054
± 0,065
0,850
± 0,046
± 0,056
± 0,070
0,900
± 0,048
± 0,058
± 0,073
0,950
± 0,051
± 0,061
± 0,076
1,000
± 0,054
± 0,064
± 0,078
1,050
± 0,055
± 0,065
± 0,082
1,100
± 0,059
± 0,069
± 0,085
1,150
± 0,061
± 0,070
± 0,090
1,200
± 0,063
± 0,073
± 0,091
1,250
± 0,064
± 0,074
± 0,094
1,300
± 0,067
± 0,077
± 0,098
1,350
± 0,068
± 0,078
± 0,102
1,400
± 0,070
± 0,080
± 0,105
1,450
± 0,073
± 0,083
± 0,108
1,500
± 0,076
± 0,086
± 0,111
2,000
± 0,094
± 0,104
± 0,139
2,500
± 0,115
± 0,125
± 0,166
3,000
± 0,131
± 0,141
± 0,187
3,500
± 0,151
± 0,161
± 0,210
4,000
± 0,169
± 0,179
± 0,227
4,500
± 0,182
± 0,192
± 0,248
5,000
± 0,198
± 0,208
± 0,262
5,500
± 0,208
± 0,218
± 0,275
6,000
± 0,224
± 0,234
± 0,291
6,500
± 0,240
± 0,250
± 0,302
7,000
± 0,252
± 0,262
± 0,313
7,500
± 0,263
± 0,273
± 0,328
8,000
± 0,276
± 0,286
± 0,340
8,500
± 0,291
± 0,302
± 0,353
9,000
± 0,300
± 0,312
± 0,365
9,500
± 0,312
± 0,323
± 0,386
10,000
± 0,316
± 0,328
± 0,392
Примечание: Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы
составляют: для 4 класса ± 4 %, 5 класса ± 5 %, 6 класса ± 6 % от массы,
указанной в чертеже.
10.
Предельные отклонения массы деталей из цветных сплавов, изготовляемых методом
размерного травления (химического фрезерования), в зависимости от суммарных
площадей обрабатываемых поверхностей и предельных отклонений толщины размерного
травления, указанных в чертеже, приведены в табл. 10.
Предельное отклонение массы
детали, кг, в зависимости от предельных отклонений, толщины размерного
травления, мм
± 0,05
± 0,10
± 0,13
± 0,15
± 0,20
± 0,25
200
± 0,002
± 0,004
± 0,005
± 0,006
± 0,008
± 0,012
400
± 0,004
± 0,008
± 0,010
± 0,012
± 0,016
± 0,021
600
± 0,006
± 0,012
± 0,015
± 0,018
± 0,024
± 0,030
800
± 0,008
± 0,016
± 0,020
± 0,024
± 0,032
± 0,040
1000
± 0,010
± 0,020
± 0,025
± 0,030
± 0,040
± 0,050
1200
± 0,013
± 0,025
± 0,032
± 0,038
± 0,050
± 0,063
1400
± 0,015
± 0,029
± 0,036
± 0,044
± 0,058
± 0,073
1600
± 0,017
± 0,033
± 0,042
± 0,050
± 0,066
± 0,083
1800
± 0,018
± 0,037
± 0,047
± 0,056
± 0,074
± 0,093
2000
± 0,021
± 0,041
± 0,053
± 0,062
± 0,082
± 0,103
2500
± 0,026
± 0,051
± 0,065
± 0,077
± 0,102
± 0,128
3000
± 0,031
± 0,062
± 0,078
± 0,093
± 0,124
± 0,155
3500
± 0,036
± 0,072
± 0,091
± 0,108
± 0,144
± 1,180
4000
± 0,042
± 0,038
± 0,105
± 0,125
± 0,166
± 0,208
5000
± 0,051
± 0,103
± 0,130
± 0,155
± 0,206
± 0,258
6000
± 0,062
± 0,124
± 0,157
± 0,186
± 0,248
± 0,310
7000
± 0,072
± 0,144
± 0,182
± 0,216
± 0,288
± 0,360
8000
-
± 0,165
± 0,208
± 0,248
± 0,330
± 0,413
10000
-
± 0,206
± 0,260
± 0,309
± 0,412
± 0,515
15000
-
± 0,309
± 0,388
± 0,464
± 0,618
± 0,733
20000
-
± 0,412
± 0518
± 0,618
± 0,824
± 1,030
25000
-
± 0,515
± 0,646
± 0,733
± 1,030
± 1,288
50000
-
± 1,031
± 1,290
± 1,547
± 2,062
± 2,578
75000
-
± 1,546
± 1,935
± 2,319
± 3,092
± 3,919
100000
-
± 2,062
± 2,580
± 3,093
± 4,124
± 5,155
11.
Предельные отклонения массы деталей типа «панель» из цветных сплавов,
изготовляемых методом программного фрезерования, в зависимости от площади
детали приведены в табл. 11.
1.
Для деталей из алюминиевых сплавов и стали, изготовляемых из труб без
последующей обработки, предельные отклонения массы устанавливаются в
зависимости от толщины стенки трубы:
-
для труб из алюминиевых сплавов при толщине стенки от 0,5 до 2,0 мм - ± 10 % от
массы, указанной в чертеже; при толщине стенки от 3,0 до 5,0 мм - ± 8 %;
-
для труб из сталей при толщине стенки не более 1,0 мм - ± 15 % от массы,
указанной в чертеже; при толщине стенки свыше 1,0 мм - ± 12 %.
2.
Для труб, изготовляемых из листовой стали и листов титана и титановых сплавов,
предельные отклонения массы устанавливаются в зависимости от толщины листа:
-
для толщины листа не более 1,0 мм - ± 10 % от массы, указанной в чертеже;
- устанавливает предельные отклонения массы при внедряемых методах
обработки деталей;
-
разрабатывает документацию по номенклатуре деталей, сборочных единиц и покупных
изделий, подлежащих контролю массы;
-
регистрирует изменения массы для предварительной оценки массы и центровки
самолета или вертолета;
-
осуществляет методическое руководство при взвешивании и центровке самолета или
вертолета;
-
представляет разработчику материалы предварительного прогноза изменения массы и
центровки самолета или вертолета от вносимых конструктивных изменений;
-
принимает решения по изменению массы деталей;
-
предъявляет необходимую отчетность в адрес разработчика, представителя
заказчика и т.п.;
-
рассматривает предложения по снижению массы, принимает участие в программе
снижения массы самолета или вертолета;
- принимает участие в разработке мероприятий по внедрению системы
автоматизированного учета массы с передачей данных в
информационно-вычислительный центр;
- принимает участие в разработке и внедрении системы
автоматизированного учета конструктивных изменений для оперативного контроля
массы и центровки самолета или вертолета.