ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением Министерства от 29 декабря 1984 г. № 298-65 срок введения установлен с 1 января 1986 г. Стандарт устанавливает общие требования к системе нагружения, предназначенной для статических и повторно-статических испытаний авиационных конструкций в лабораторных условиях. 1. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ СИСТЕМЫ НАГРУЖЕНИЯ1.1. Система нагружения предназначена для проведения статических и повторно-статических испытаний авиационных конструкций путем воспроизведения нагрузок, действующих на них при эксплуатации. Испытания проводятся с целью: - исследования напряженно-деформированного состояния силовых элементов конструкции; - определения характеристик жесткости конструкции; - определения фактической прочности (несущей способности); - сертификации конструкции планера самолета по условиям усталости. 1.2. Система нагружения включает: - маслонасосную станцию, являющуюся источником энергетического снабжения нагружающих устройств (силовых гидравлических цилиндров); - блоки управления работой силовых гидравлических цилиндров - электрогидравлические устройства, предназначенные для регулирования подачи рабочего тела от маслонасосной станции к силовым гидравлическим цилиндрам; - силовые гидравлические цилиндры - преобразователи энергии давления рабочей жидкости в механическую работу деформирования испытываемого изделия; - рычажные системы, воспринимающие нагрузку от силовых цилиндров и передающие её к изделию через лямки, ложементы, охватывающие контур испытываемого агрегата, рым-болты и другие узлы и приспособления, которые могут работать как на растяжение, так и на сжатие; - программозадающую и управляющую аппаратуру и средства контроля нагрузок. 1.3. Надежность системы нагружения должна обеспечивать ее работу не менее 30 суток на один отказ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ2.1. Маслонасосная станция 2.1.1. Маслонасосная станция должна обеспечивать давление рабочей жидкости, питающей силовые гидравлические цилиндры: - при проверке функционирования и при настройке устройств нагружения - от 5 до 10 МПа (от 50 до 100 кгс/см2); - в рабочем режиме - от 21 до 32 МПа (от 210 до 320 кгс/см2). 2.1.2. Маслонасосная станция должна быть оборудована системами автоматической стабилизации температуры и давления рабочей жидкости. 2.1.3. Отклонение установившейся температуры рабочей жидкости не должно превышать ± 2,5 °С от заданного значения. 2.1.4. Отклонение давления от установленных значений не должно превышать 5 %. 2.1.5. В качестве рабочей жидкости рекомендуется применять минеральные масла высокой селективной очистки, имеющие вязкость от 2 · 10-5 до 3 · 10-5 м2/с (от 20 до 30 сСт) при рабочей температуре 50 °С, с присадками (антипенной, противокоррозионной и др.). 2.1.6. Маслонасосная станция должна быть оснащена заправочным оборудованием, располагающим устройствами очистки масла с тонкостью фильтрации не менее 5 мкм. 2.1.7. Тонкость фильтрации масла на входе в насос высокого давления - от 10 до 25 мкм. На выходе из маслонасосной станции должно быть предусмотрено не менее двух ступеней фильтрации масла: - 1 ступень - с тонкостью фильтрации 10 - 25 мкм; - 2 ступень - с тонкостью фильтрации 5 мкм (на выходе из маслонасосной станции или на входе в каждый блок управления). Маслонасосная станция должна быть обеспечена магнитным фильтром. 2.1.8. В процессе работы должна быть предусмотрена защита станции при: - превышении допустимой температуры рабочей жидкости; - при утечке рабочей жидкости; - снижении минимально допустимого давления жидкости на входе в насос высокого давления; - превышении максимально допустимого давления рабочей жидкости на выходе из маслонасосной станции; - превышении максимально допустимой силы тока электрических двигателей; - превышении допустимого перепада давления на блоках фильтрации. 2.1.9. Герметичность гидравлической системы должна соответствовать ОСТ 1 00128-74 (для неподвижных уплотнений - группа 1 - 7; для подвижных - группа 1 - 9). 2.1.10. Перед началом эксплуатации и в процессе неё: - снижение максимального значения подачи не должно превышать 5 %; - отклонение силы тока, потребляемого электродвигателем от номинального значения не должно превышать 10 %; - максимальная температура масла не должна превышать 60 °С. 2.1.11. Контрольно-измерительные приборы станции должны быть поверены согласно ГОСТ 8.002-71. 2.2. Блок управления работой силовых гидравлических цилиндров 2.2.1. Блок управления предназначен: - для регулирования скорости нагружения управляемого им канала; - выполнения аварийных остановов нагружения или аварийных разгрузок конструкции при отклонениях от заданной программы нагружения; - ограничения максимальной величины воспроизводимых усилий; - фиксации поршня гидроцилиндра в заданном положении. 2.2.2. Конструкция блока управления должна обеспечивать возможность установки его как непосредственно на силовом цилиндре, так и на расстоянии от него 2.2.3. Пропускная способность блока управления и его частотные характеристики должны обеспечивать максимально заданную частоту и амплитуду колебания поршня силового гидравлического цилиндра. 2.2.4. В состав блока управления должны входить: - электрогидравлический преобразователь, предназначенный для регулирования перепада давления жидкости в полостях цилиндра; - электроуправляемый запорный кран, предназначенный для отсечки подачи масла в блок управления; - гидравлические замки, предназначенные для фиксирования заданной нагрузки на испытываемой конструкции; - регулируемые гидравлические клапаны ограничения усилий, воспроизводимых силовым гидравлическим цилиндром; - устройство аварийной разгрузки конструкции; - устройство плавного включения цилиндра. Допускаются изменения состава блока управления в соответствии с решаемой задачей. 2.2.5. Перед началом эксплуатации на специальном стенде с блоков управления должны сниматься амплитудно-частотные характеристики, а также производиться регулировка, во время которой: - относительная погрешность на частотах до 1 Гц не должна превышать 1 % от максимального значения заданной нагружающей силы на текущем режиме; - нагружающая сила при отключенном источнике питания не должна уменьшаться в течение 1 ч более чем на 10 % от установленной; - нагружающая сила при включении цилиндра не должна превышать 1 % от максимально заданного значения; - нагружающая сила при аварийной разгрузке с жестко закрепленного штока цилиндра должна быть полностью снята за время не более 1 с, при этом должна быть обеспечена возможность регулирования длительности разгрузки. 2.3. Силовые гидравлические цилиндры 2.3.1. Силовые гидравлические цилиндры (в дальнейшем изложении - цилиндры) предназначены для преобразования давления жидкости, создаваемого маслонасосной станцией, в механическую работу деформирования испытываемой конструкции, которая связана с перемещающимся поршнем цилиндра. 2.3.2. В системах нагружения конструкции летательного аппарата (ЛА) должны применяться низкочастотные силовые цилиндры со скоростью перемещения поршня не более 2 м/с. 2.3.3. Значение сил трения в уплотнениях не должно превышать 1,5 % от номинального усилия, развиваемого цилиндром; при этом усилие должно передаваться строго вдоль оси цилиндра. 2.3.4. В цилиндре наличие перетечек устанавливается по падению нагрузки при перекрытой рабочей полости цилиндра, наличие утечек по штоку и в соединениях устанавливается визуально (допускается отпотевание штока). 2.4. Рычажные системы 2.4.1. Рычажные системы включают: - рычаги с регулируемой длиной плеч; - специальные рычаги для определенных изделий; - силовые тяги (пластины, тендеры, троссы); - устройства связи с испытываемой конструкцией (лямки, рым-болты, ложементы и др.). 2.4.2. Элементы рычажной системы должны отвечать следующим требованиям: - соотношение длин плеч рычагов не должно быть более 3:1; - запас прочности и поперечной устойчивости рычагов для статических испытаний не должен быть менее трех. Для повышения запаса поперечной устойчивости в рычагах длиной 0,5 м и более должны дополнительно устанавливаться жесткие прокладки в двух или четырех сечениях по длине рычага. 2.4.3. Срок службы универсальных рычагов устанавливается 5 лет, после чего производится их подетальный осмотр, и рычаги, имеющие дефекты, бракуются. Рычаги, используемые при проведении ресурсных испытаний конструкции, после завершения испытаний бракуются полностью. 2.4.4. Рычаги в процессе эксплуатации не должны перегружаться более чем на 25 % от установленной нагрузки. 2.4.5. На все элементы силового механического оборудования (рычаги, соединительные пластины и тяги, якоря, тендеры, динамометры, гидроцилиндры и др.) должен устанавливаться безопасный ресурс при повторно-статических испытаниях. Безопасный ресурс устанавливается либо на основании испытаний с коэффициентом надежности не менее 5 к среднему ресурсу, либо по расчету с коэффициентом надежности не менее 10 к среднему ресурсу. 2.4.6. Перед монтажом на стенде при испытаниях конструкции на усталость все элементы рычажной системы на изолированной установке должны нагружаться силой, в 1,25 раза превышающей максимальную заданную программой нагрузку, а гидравлическое оборудование и элементы гидравлических трасс должны опрессовываться давлением, в 1,25 раза превышающим рабочее давление. 2.5. Программозадающая и управляющая аппаратура и средства контроля нагрузок 2.5.1. Программозадающая и управляющая аппаратура (в дальнейшем изложении - аппаратура) и средства контроля нагрузок предназначены для формирования и контроля исполнения программы нагружения, реализации программы нагружения при совместной работе с блоками управления силовыми цилиндрами. Для выполнения простых программных циклов при проведении ресурсных испытаний агрегатов и систем ЛА допускается применение позиционных систем нагружения. 2.5.2. В состав аппаратуры входят: - аппаратура формирования и контроля программы испытаний, состоящая из управляющей ЭВМ с периферийными устройствами (телетайп, печатающее устройство, дисплей, цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи); - пульт управления; - следящая система (электрический регулятор, нормирующие преобразователи, устройство защиты, датчики нагрузок и перемещений, устройство стабилизации). 2.5.3. Аппаратура должна обеспечивать: - выполнение программы нагружения с частотой до 1 Гц; - контроль нагрузки в течение всего эксперимента с помощью регистрирующих приборов или ЭВМ с дискретностью не более 10 мс; - относительную погрешность воспроизведения нагрузки от заданного значения при ее циклическом изменении не более 1 % в экстремальных точках и не более 10 % в промежуточных точках цикла. 2.5.4. В процессе эксплуатации работа управляющей аппаратуры поверяется выполнением тестовых программ.
СОДЕРЖАНИЕ
|