ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ИНДИКАТОР МНЕМОНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ШАССИ И
ЭЛЕМЕНТОВ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ МАНЕВРЕННЫХ
САМОЛЕТОВ
Технические требования
|
ОСТ 101034-85
Введен впервые
|
Распоряжением Министерства от 11 июня 1985 г. № 298-89 срок действия
установлен с 1 июля 1986 г. до 1 июля 1991 г.
Срок действия продлен до 01.01.2002.
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
1.
Настоящий стандарт распространяется на мнемонический индикатор контроля
положения шасси и элементов взлетно-посадочной механизации (в дальнейшем
изложении - индикатор), предназначенный для установки в кабинах экипажа
маневренных самолетов.
Определения
к терминам, применяемым в настоящем стандарте, приведены в справочном
приложении 1.
2.
Индикатор должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего
стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3.
Индикатор должен индицировать положения:
-
стоек шасси;
-
закрылков;
-
тормозных щитков;
-
носков;
-
консолей крыла;
-
других контролируемых элементов взлетно-посадочной механизации самолета (в
дальнейшем изложении - контролируемых элементов), представленных на лицевой
части индикатора в виде символов мнемосхемы (в дальнейшем изложении -
символов).
Размещение
символов на лицевой части индикатора должно быть подобно пространственному
положению контролируемых элементов на самолете. Количество символов,
индицируемых на лицевой части конкретного индикатора, определяется назначением
и типом самолета. Минимальный угловой размер символа должен быть не менее 6.
4.
Лицевая часть конкретного индикатора должна выполняться в соответствии с
базовой лицевой частью, приведенной на чертеже.
1 - символ самолета; 2 - символ
промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения закрылков; 4 - символ выпущенного положения
стойки шасси
Примеры выполнения лицевой части индикатора с расположением
индицирующих символов в зависимости от положения контролируемых элементов
приведены в справочном приложении 2.
5. Индицирующие символы в зависимости от положения контролируемых
элементов должны иметь цвет свечения, указанный в табл. 1
Таблица 1
Положение
контролируемого элемента
|
Цвет свечения символа
|
Выпущенное
положение стойки шасси
|
Зеленый
|
Промежуточное
положение стойки шасси
|
Красный
|
Взлетное
(посадочное) положение закрылков
|
Зеленый
|
Выпущенное
положение носков
|
Зеленый
|
Сложенное
положение консолей крыла
|
Красный
|
Выпущенное
положение тормозных щитков
|
Желтый
|
Символ
самолета должен быть выполнен белой матовой краской на черном фоне. Значения
коэффициентов отражения символа самолета и фона должны соответствовать
указанным в ОСТ 1 00415-81. Должно быть обеспечено белое (красное) освещение
символа самолета в ночных условиях. Значения яркости светящегося символа должны
быть не менее 0,6 кд/м2 - для белого света и 0,3 кд/м2 -
для красного света.
6.
Качество выдачи информации индикатором должно обеспечивать быстрое и
безошибочное ее восприятие при уровне внешней освещенности 30000 лк. Значение
равномерности яркости и цветность свечения символов (кроме символа самолета)
должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00533-79.
7.
Взаимное влияние свечения индицирующих символов должно быть исключено.
8.
Регулировка яркости свечения индицирующих символов в режиме «день-ночь» должна
осуществляться в соответствии с ОСТ 1 00533-79.
9. Измерения светотехнических параметров индикатора должны
проводиться в соответствии с ОСТ 1 00669-80.
10. Индикатор должен индицировать положение контролируемых
элементов на всех этапах полета в соответствии с алгоритмом его работы.
11. Алгоритм работы индикатора должен быть одинаковым при
использовании любой лицевой части и обеспечивается отдельным блоком управления
и коммутации.
Алгоритм работы индикатора должен соответствовать указанному в
табл. 2
Таблица 2
Положение контролируемых элементов (органов управления)
|
Режим работы, цвет
свечения символов
|
Рукоятка переключателя выпуска
и уборки шасси (в дальнейшем изложении - рукоятка переключателя шасси)
находится в положении «Выпущено»; все стойки шасси находятся на замках
выпущенного положения
|
Горят зеленые символы
выпущенного положения всех стоек шасси
|
Рукоятка переключателя шасси
переводится в положение «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или
взлетном положении (взлет)
|
Зеленые символы выпущенного
положения стоек шасси гаснут по мере схода стоек шасси с замков; красный
символ промежуточного положения стоек шасси загорается в момент схода любой
стойки шасси с замков выпущенного положения, горит постоянно в процессе
уборки шасси и гаснет после постановки всех стоек шасси на замки убранного
положения
|
Рукоятка переключателя шасси
переведена в положение «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или
посадочном положении (заход на посадку)
|
Красный символ промежуточного
положения стоек шасси загорается после схода любой из стоек шасси с замка
убранного положения и горит постоянно до тех пор, пока все стойки не станут
на замок выпущенного положения. Зеленые символы выпущенного положения стоек
шасси загораются по мере их установки на замки выпущенного положения
|
Рукоятка переключателя шасси
находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или
посадочном положении; все стойки шасси или хотя бы одна из стоек не сошли с
замков убранного положения
|
Красный символ промежуточного
положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в сигнализатор
речевых сообщений
|
Рукоятка переключателя шасси
находится в положении «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или
посадочном положении; стойки шасси находятся на замках убранного положения;
имеется посадочный признак (определенное положение рукоятки управления
двигателем или определенное значение приборной скорости)
|
Красный символ промежуточного
положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в
сигнализатор речевых сообщений
|
Рукоятка переключателя шасси
находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или
посадочном положении; все стойки шасси сошли с замков убранного положения, но
хотя бы одна стойка не встала на замок выпущенного положения
|
Красный символ промежуточного
положения стоек шасси горит постоянно
|
Закрылки, тормозные щитки,
носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации,
наличие которых определяется назначением и типом самолета, сходят с замков
убранного положения
|
Символы, соответствующие
контролируемым элементам, загораются в момент схода контролируемых элементов
с замков убранного положения и горят постоянно при данном положении
контролируемого элемента
|
Закрылки, тормозные щитки,
носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации,
наличие которых определяется назначением и типом самолета, ставятся на замки
убранного положения
|
Символы, соответствующие
контролируемым элементам, гаснут в момент постановки контролируемых элементов
на замки убранного положения
|
12.
Питание индикатора должно осуществляться от блока управления и коммутации,
номинальное напряжение питания последнего должно быть 27 В; качество
электроэнергии - по ГОСТ
19705-81.
Номинальное
напряжение питания источников света для обеспечения подсвета символа самолета
должно быть 5,5 В и обеспечивается от регуляторов напряжения по ОСТ 1 03537-78.
13.
Сила тока, потребляемая индикатором с блоком управления, не должна превышать
2,0 А.
14.
Масса индикатора с блоком управления и коммутации без монтажных деталей не
должна превышать 1,8 кг.
15.
Габаритные и присоединительные размеры корпуса индикатора должны
соответствовать ГОСТ 20261-84 типа III-1-1-45.
16. Уровни радиопомех, создаваемые индикатором, и восприимчивость индикатора к радиопомехам должны
соответствовать требованиям ОСТ 1 00406-80.
17. Индикатор должен быть прочным (стойким) и устойчивым к внешним
воздействующим факторам, указанным в табл. 3.
Таблица 3
Внешний воздействующий фактор и код
|
Характеристика
внешнего воздействующего фактора
|
Максимальное
значение внешнего воздействующего фактора, степень жесткости
|
Наименование и
обозначение
|
Код
|
Синусоидальная вибрация, 1110
|
Амплитуда ускорения, м · с-2
(g)
|
1111
|
49,0 (5) - V
|
Амплитуда перемещения, мм
|
1112
|
2,5
|
Диапазон частот, Гц
|
1114
|
5 - 2000
|
Акустический шум, 1150
|
Диапазон частот, Гц
|
1151
|
100 - 10000
|
Уровень звукового давления
(относительно 2 ´ 10-5 Па), дБ
|
1153
|
130 - I
|
Механический удар одиночного
действия, 1220
|
Пиковое ударное ускорение, м ·
с2 (g)
|
1211
|
147,0 (15) - I
|
Длительность действия ударного
ускорения, мс
|
1212
|
15,0
|
Механический удар многократного
действия, 1210
|
Пиковое ударное ускорение, м · с2 (g)
|
1211
|
78,5 (8) - II
|
Длительность действия ударного
ускорения, мс
|
1212
|
20,0
|
Линейное ускорение, 1310
|
Значение линейного ускорения, м
· с2 (g)
|
1311
|
98,1 (10) - II
|
147,0 (15) - II
|
для узлов крепления
|
Изменение атмосферного
давления, 2130
|
Диапазон изменения давления,
кПа (мм рт.ст.)
|
2133
|
С 41,0 до Рн
|
(с 307,0 до Рн)
-I
I
|
Повышенная температура среды,
2210
|
Рабочая, °С
|
2211
|
60 - I
|
Рабочая кратковременная, °С
|
-
|
70 - I
|
Предельная, °С
|
2213
|
85 - I
|
Пониженная температура среды,
2220
|
Рабочая, °С
|
2221
|
-60 - I
|
Предельная, °С
|
2223
|
Атмосферное пониженное
давление, 2120
|
Рабочее, кПа (мм рт.ст.)
|
2121
|
0,67 (5) - I
|
Циклическое изменение
температуры среды
|
От предельной повышенной до
предельной пониженной, °С
|
-
|
+85
|
-60
|
Повышенная влажность, 2310
|
Влажность относительная
предельная при температуре 35 °С, %
|
2311
|
100 - I
|
Атмосферные конденсированные
осадки (роса и внутреннее обледенение), 2420
|
Относительная влажность при
температуре 28 °С, %, не менее
|
-
|
95
|
Пониженная температура, °C
|
-
|
-30
|
Пониженное давление, кПа (мм
рт.ст.), не менее
|
-
|
22,67 (170)
|
Соляной (морской) туман, 2430
|
Водность, г · м-3
|
2431
|
2 - 3 - I
|
Температура, °C
|
-
|
35 - I
|
Плесневые грибы, 3110
|
Повышенная влажность, %
|
-
|
95 - 98
|
Температура, °C
|
-
|
29
|
Статическая пыль, 2510
|
Влажность относительная
пониженная, %
|
-
|
50 - I
|
Скорость циркуляции, м · с-1
|
-
|
0,5 - 1,0 - I
|
Массовая концентрация, г · м-3
|
2511
|
3 - I
|
18.
Индикатор должен оставаться работоспособным в условиях g и n-облучений с
уровнями, установленными по действующей в отрасли документации.
19.
Значения сопротивления изоляции электрических цепей индикатора должны
соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Условие измерения
|
Сопротивление
изоляции, МОм, не менее
|
Нормальные климатические условия
|
20
|
Повышенная предельная температура
|
5
|
Повышенная влажность
|
1
|
20.
Изоляция электрических цепей индикатора должна выдерживать без пробоя в течение
1 мин действие испытательного напряжения синусоидальной формы частотой 50 Гц,
значение которого указано в табл. 5.
Таблица 5
Условие
измерения
|
Эффективное значение
испытательного напряжения, В, не менее
|
Нормальные
климатические условия
|
500
|
Повышенная
влажность
|
300
|
21.
Показатели надежности индикатора должны соответствовать значениям, указанным в
табл. 6.
Таблица 6
Наименование
показателя
|
Значение показателя
|
Назначенный
ресурс, ч
|
3000
|
Назначенный
срок службы, год
|
10
|
Назначенный
срок хранения, год
|
6
|
22.
Индикатор должен сохранять работоспособность после транспортирования любым
видом транспорта на любое расстояние.
Справочное
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин
|
Определение
|
Индикатор
мнемонический
|
По ГОСТ
22686-77
|
Мнемосхема
|
По ГОСТ
26387-84
|
Базовая лицевая
часть индикатора
|
Лицевая часть
индикатора, содержащая элементы, расположение и наличие которых является
постоянным для любого типа самолета
|
Справочное
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ ИНДИКАТОРА С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ИНДИЦИРУЮЩИХ
СИМВОЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1 - символ самолета; 2 - символ
промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения
закрылков; 4 - символ выпущенного положения стойки шасси; 5 - символ
выпущенного положения тормозных щитков; 6 - символ выпущенного положения
носков; 7 - символ взлетного положения закрылков; 8 - символ посадочного
положения закрылков; 9 - символ сложенного положения консолей крыла
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изм.
|
Номера страниц
|
Номер «Изв. об изм.»
|
Подпись
|
Дата
|
Срок введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
б
|
1
|
-
|
-
|
-
|
12721
|
|
|
3.11.2000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|