ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением Министерства от 30 января 1986 г. № 298-06 Настоящий стандарт распространяется на гидромеханические и электрогидравлические приводы, электрогидравлические рулевые машины, а также электрогидравлические усилители мощности (в дальнейшем изложении - приводы), входящие в состав систем автоматического управления и систем управления летательного аппарата (ЛА). Стандарт устанавливает объем проведения работ по установлению и подтверждению гарантийной наработки, ресурса до первого ремонта и назначенного ресурса, а также по установлению сроков службы на стадиях опытного и серийного производства. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Установление гарантийной наработки, ресурса до первого ремонта и назначенного ресурса до значений, заданных в техническом задании (ТЗ) на разработку привода, производится предприятием-разработчиком по результатам стендовых испытаний, проводимых согласно конструкторской документации на привод. При наличии опыта летных испытаний и эксплуатации привода его также следует учитывать при установлении гарантийной наработки и ресурсов. 1.2. Установление гарантийной наработки и ресурсов осуществляется единовременно или поэтапно по плану-графику, согласованному с представителем заказчика. 1.3. До передачи конструкторской документации на привод в серийное производство предприятие-разработчик проводит стендовые испытания с целью отработки гарантийной наработки и ресурсов до значений, заданных в ТЗ. 1.4. При запуске привода в серийное производство предприятие-изготовитель проводит стендовые испытания на подтверждение установленных предприятием-разработчиком гарантийной наработки, ресурса до первого ремонта и назначенного ресурса. 1.5. Качество изготовления приводов в серийном производстве контролируется периодическими испытаниями. 1.6. Приводы проходят следующие испытания для установления гарантийной наработки и ресурсов: на статическую прочность, на внешние воздействующие факторы по ОСТ 1.00860-82, на долговечность. При испытаниях на долговечность воспроизводятся все основные факторы, связанные с функционированием привода (усилия, перемещения скорости, температуры и другие), которые могут влиять на его работоспособность. Испытания на долговечность (усталость) проводятся в объеме подтверждаемого ресурса с учетом всех требуемых коэффициентов надежности, нормируемых Нормами прочности. Нормами летной годности (НЛГС-3) и задаваемых в ТЗ. Если в приводе отсутствуют механические детали, которые при работе могут достигнуть предельного состояния вследствие одновременного действия факторов износа и накопления усталостных повреждений, то в целях ускорения работы при сохранении их информативности испытания на долговечность могут быть заменены испытаниями на ресурс (коэффициент надежности по усталости (h = 1) и на усталость, проводимыми на разных образцах привода. При этом стойкость механических деталей привода к накоплению усталостных повреждений проверяется при испытаниях на усталость. 1.7. Испытания на усталость, а также проверка сопротивления усталости механических элементов привода при испытаниях на долговечность проводятся с учетом задаваемых в ТЗ коэффициентов надежности согласно Нормам прочности, ОСТ 1.00149-82, НЛГС-3. 1.8. Если предельное состояние привода, обуславливающее необходимость капитального ремонта или списания, достигается вследствие износа механических элементов, отказ которых может привести к катастрофической или аварийной ситуации в полете ЛА, то износостойкость указанных элементов проверяется при испытаниях на долговечность или при испытаниях на ресурс с учетом коэффициента надежности по износу, задаваемого в ТЗ. 1.9. Если предельное состояние привода достигается вследствие изнашивания деталей, отказ которых не влияет на безопасность полета ЛА, например, уплотнения внешних подвижных соединений, и имеются удовлетворительные результаты эксплуатации деталей-аналогов, то износостойкость указанных деталей проверяется при испытаниях на долговечность или на ресурс без дополнительных коэффициентов надежности в объеме подтверждаемого ресурса. 1.10. Испытания на статическую прочность проводятся с учетом требуемых коэффициентов безопасности, нормируемых Нормами прочности, НЛГС-3 и задаваемых в ТЗ. 1.11. Техническое состояние привода после испытаний оценивается по результатам: - измерения параметров привода; - внешнего осмотра привода; - дефектации деталей и комплектующих изделий и микроизмерения деталей (если после испытаний привод подвергается разборке). 1.12. Результаты стендовых испытаний привода следует считать удовлетворительными, если: - во время испытаний отсутствовали отказы; - результаты измерений, внешнего осмотра, дефектации и микроизмерения по п. 1.11 соответствуют требованиям, заданным в программе испытаний или технических условиях (ТУ). При этом к параметрам привода после испытаний должны предъявляться следующие требования: - после испытаний на внешние воздействующие факторы и ресурс параметры должны соответствовать требованиям ТУ; - если отклонение параметров от заданных в ТУ не является отказом, который может снизить безопасность полетов, и не указывает на наличие разрушения в приводе, то при испытаниях на долговечность параметры должны удовлетворять требованиям ТУ в пределах наработки с коэффициентом надежности, равным единице; - если отклонение параметров от заданных в ТУ может повлиять на безопасность полетов, то при испытаниях на долговечность эти параметры должны соответствовать требованиям ТУ в пределах подтверждаемого ресурса с заданным коэффициентом надежности. 1.13. Для учета фактических режимов работы привода на ЛА при установлении гарантийной наработки и ресурсов должно предусматриваться следующее: - в ТЗ на разработку привода указывается этап работ, на котором предприятие-разработчик ЛА выдает предприятию-разработчику привода сведения о фактических режимах работы привода на ЛА; - предприятие-разработчик привода проводит анализ указанных сведений и сравнивает фактические режимы работы привода с режимами, заданными в ТЗ или в программе испытаний; - по результатам сравнения производится уточнение значений ресурсов и гарантийной наработки привода, подтвержденных проведенными стендовыми испытаниями. Если фактические режимы работы тяжелее чем режимы, на которых проводились испытания, то привод проходит дополнительные испытания. Значение коэффициента надежности, учитывающего достоверность данных о повторяемости нагрузок, принимается в этих случаях не менее 1,5 для всех разрушающих факторов. 1.14. Подтверждение показателей безотказности привода в соответствии с требованиями ГОСТ 20570-75 и ГОСТ В 20.57.111-79 осуществляется: - аналитическими методами расчета надежности на этапе рабочего проектирования; - отсутствием отказов при проведении стендовых испытаний на статическую прочность, долговечность, внешние воздействующие факторы и на ресурсы, заданные в ТЗ, на этапе предварительных и межведомственных испытаний (или эффективностью мероприятий, разработанных для устранения имевших место отказов); - методом статистической оценки показателей надежности по результатам эксплуатации при наличии информации по наработке. 1.15. При предъявлении к приводу требований по обеспечению технической эксплуатации по состоянию в пределах назначенного ресурса следует провести работы, порядок которых приведен в рекомендуемом приложении. 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙНОЙ НАРАБОТКИ2.1. Установление гарантийной наработки приводу ЛА многоразового применения производится на основании удовлетворительных результатов испытаний двух образцов привода на долговечность (или двух образцов привода на ресурс и одного на усталость вместо испытаний на долговечность), проведенных в объеме не менее устанавливаемой гарантийной наработки с коэффициентами надежности согласно разделу 1, испытаний на статическую прочность и внешние воздействующие факторы. 2.2. Установление гарантийной наработки приводу ЛА одноразового применения производится на основании удовлетворительных результатов испытаний двух образцов привода на долговечность, проведенных в объеме устанавливаемой гарантийной наработки с коэффициентами надежности согласно разделу 1, испытаний на статическую прочность и внешние воздействующие факторы. 2.3. После отработки гарантийной наработки один из образцов привода разбирается, а на втором - без разборки продолжают испытания с целью дальнейшего увеличения гарантийной наработки или установления ресурса до первого ремонта. Результаты испытаний неразбиравшегося образца считаются удовлетворительными, если после испытаний до наработки, превышающей на 10 % (но не более чем на 300 ч) устанавливаемую гарантийную наработку, его параметры соответствовали требованиям ТЗ. 2.4. Гарантийная наработка комплектующих изделий должна быть не менее гарантийной наработки, устанавливаемой приводу. 3. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСУРСА ДО ПЕРВОГО РЕМОНТА И НАЗНАЧЕННОГО РЕСУРСА3.1. Установление ресурса до первого ремонта производится на основании удовлетворительных результатов испытаний одного образца привода на долговечность (или одного образца на ресурс и одного на усталость вместо испытаний на долговечность), проведенных в объеме устанавливаемого ресурса с коэффициентами надежности, согласно разделу 1. 3.2. Ресурс до первого ремонта комплектующих изделий и ресурс до списания неремонтируемых комплектующих изделий должны быть не менее устанавливаемого ресурса до первого ремонта привода. 3.3. Установление назначенного ресурса в опытном производстве производится на основании удовлетворительных результатов проверки сопротивления усталости при испытании одного образца привода на долговечность или на основании удовлетворительных результатов испытаний одного образца привода на усталость. В серийном производстве после разработки руководства по ремонту привода для установления назначенного ресурса должны быть получены удовлетворительные результаты испытаний одного образца привода на долговечность (или одного образца на ресурс и одного на усталость вместо испытаний на долговечность), проведенных в объеме устанавливаемого ресурса с ремонтом после выработки ресурса до первого ремонта с коэффициентами надежности согласно разделу 1. 3.4. Назначенный ресурс ремонтируемых комплектующих изделий должен быть не менее устанавливаемого назначенного ресурса привода. 4. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГАРАНТИЙНОЙ НАРАБОТКИ И РЕСУРСОВ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ4.1. На этапе установочной серии при запуске привода в серийное производство для подтверждения установленных гарантийной наработки и ресурсов следует провести испытания на ресурс и усталость (или на долговечность вместо испытаний на ресурс и на усталость), а также испытания на статическую прочность и на внешние воздействующие факторы в объеме, указанном в ТУ. Испытания на ресурс и долговечность проводятся на одном образце. Если серийные поставки приводов осуществляет предприятие-разработчик, то указанные испытания не проводятся. 4.2. Если гарантийная наработка и ресурсы устанавливались предприятием-разработчиком по результатам испытаний образцов привода, собранных из деталей, изготовленных предприятием-разработчиком, то при запуске привода в серийное производство разрешается по согласованию с представителем заказчика ограничиться проведением только испытаний на ресурс или на долговечность одного образца привода в объеме установленного ресурса до первого ремонта. 4.3. В процессе серийного производства и ремонта следует контролировать качество выпускаемых приводов проведением периодических испытаний, предусмотренных в ТУ и руководстве по ремонту привода. Периодическим испытаниям подвергается один образец привода от полугодовой программы. 4.4. По приводам, гарантийная наработка и ресурсы которым устанавливались на основании результатов испытаний на ресурс и усталость, при периодических испытаниях следует чередовать испытания на ресурс в объеме гарантийной наработки и испытания на усталость в объеме ресурса до первого ремонта. При периодических испытаниях приводов после ремонта разрешается чередовать испытания на ресурс в объеме гарантийной наработки после ремонта и испытания на усталость в объеме остатка до выработки назначенного ресурса. По приводам, гарантийная наработка и ресурсы которым устанавливались на основании результатов испытаний на долговечность, периодические испытания проводятся по единой программе. При этом в одном полугодии испытания проводятся в объеме гарантийной наработки, в другом - в объеме ресурса до первого ремонта. При испытаниях в объеме ресурса до первого ремонта износостойкость и стойкость к старению подтверждаются в пределах гарантийной наработки. При периодических испытаниях приводов после ремонта в одном полугодии проводятся испытания в объеме гарантийной наработки после ремонта, в другом - в объеме остатка до выработки назначенного ресурса. При испытаниях в объеме этого остатка износостойкость и стойкость к старению подтверждаются в пределах гарантийной наработки после ремонта. Периодические испытания проводятся с коэффициентами надежности согласно разделу 1. 4.5. В процессе испытаний на усталость или долговечность допускается разрушение деталей привода после наработки ими зачетного количества циклов нагружений в пределах заданного назначенного ресурса. В этом случае производится замена разрушившихся деталей и продолжение испытаний до наработки максимального зачетного количества циклов нагружений по всем деталям привода. В случае отказа комплектующего изделия разрешается продолжить испытания с заменой отказавшего изделия, если это изделие отработало зачетное количество циклов нагружения в пределах установленного для него ресурса до первого ремонта (ресурса до списания для неремонтируемого изделия). В случае разрушения деталей привода до наработки зачетного количества циклов нагружения в пределах заданного назначенного ресурса определяется причина разрушения и принимаются решения об ограничении ресурса приводов предъявленной партии, о проведении мероприятий по обеспечению прочности конструкции и по порядку дальнейших испытаний. 4.6. При увеличении количества испытанных идентичных образцов привода зачетное количество циклов нагружения может быть уменьшено по согласованию с предприятием-разработчиком и представителем заказчика в соответствии с требуемым коэффициентом надежности по ОСТ 1.00149-82. 5. УСТАНОВЛЕНИЕ СРОКОВ СЛУЖБЫ5.1. Для установления гарантийного срока и срока службы до первого ремонта необходимо: - наличие в нормативно-технической документации на материалы деталей и покрытия разрешения на их эксплуатацию в течение устанавливаемого срока; - наличие у комплектующих изделий привода гарантийного срока, не менее чем на 1 год превышающего устанавливаемый срок; - наличие опыта эксплуатации приводов предыдущих разработок, свидетельствующего о допустимости устанавливаемого гарантийного срока или срока службы до первого ремонта. 5.2. Для установления назначенного срока службы необходимо: - наличие в нормативно-технической документации на материалы деталей, не заменяемых при ремонтах привода, и покрытия, не восстанавливаемые при этих ремонтах, разрешения на их эксплуатацию в течение устанавливаемого срока службы; - наличие у комплектующих изделий, не заменяемых при ремонтах привода, назначенного срока службы, не менее чем на 1 год превышающего устанавливаемый срок службы. 5.3. Задаваемые в опытном производстве сроки службы привода и их значения должны соответствовать указанным в таблице.
5.4. Гарантийный срок приводов, входящих в состав систем, поставляемых другими предприятиями-изготовителями, должен превышать гарантийный срок систем не менее чем на 1 год. 6. УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙНОЙ НАРАБОТКИ, РЕСУРСОВ И
|