Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 26 декабря 2007 г. № 907
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке организации и
осуществления надзора
за промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения,
переработки и использования растительного сырья"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2008 года
прилагаемую Инструкцию о порядке организации и осуществления надзора за
промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и
использования растительного сырья (РД-14-04-2007).
Руководитель
|
К.Б.
Пуликовский
|
Руководящие документы
РД-14-04-2007
"Инструкция о порядке организации и осуществления надзора за
промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и
использования растительного сырья"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 26 декабря 2007 г. № 907)
Введена в действие с 15
февраля 2008 г.
1. Общие положения
1. Инструкция о порядке организации и осуществления надзора
за промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения,
переработки и использования растительного сырья (далее - Инструкция)
разработана в соответствии с Федеральным законом "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 № 116-ФЗ
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588); Положением
о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №
401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);
Положением о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора
России (РД-04-354-00), утвержденным приказом Госгортехнадзора России от
26.04.2000 № 50.
2. Инструкция устанавливает основные требования к
организации и порядку осуществления надзорной деятельности за промышленной
безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и
использования растительного сырья (далее - объекты).
3. Требования Инструкции обязательны для всех работников
структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(далее - Служба), на которых возлагаются функции планирования, организации и
осуществления надзорной деятельности за промышленной безопасностью объектов.
4. Используемые в настоящей Инструкции термины и их
определения приведены в приложении.
2. Цель и основные принципы надзорной и контрольной деятельности
2.1. Основной целью надзорной и контрольной деятельности
(далее - надзорная деятельность) Службы и ее территориальных органов в области
промышленной безопасности объектов является выявление и устранение нарушений
требований промышленной безопасности и причин, условий, их порождающих.
2.2. Надзорная деятельность в области промышленной
безопасности объектов организуется и осуществляется Службой и ее
территориальными органами как система мероприятий, проводимых в определенной
циклической последовательности:
- организация надзорной деятельности;
- планирование мероприятий надзорной деятельности;
- осуществление надзорной деятельности;
- анализ результатов, подготовка отчетных данных и
разработка мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности;
- осуществление профилактической работы по предупреждению
аварийности и травматизма.
2.3. Важным условием обеспечения эффективности надзорной
деятельности является накопление, анализ и комплексное использование в
надзорной деятельности Службы и ее территориальных органов информации о
состоянии промышленной безопасности объектов.
Сбор такой информации осуществляется по результатам
обследований объектов, на основании отчетов, уведомлений и иных документов
подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности,
анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве, анализа выполнения
подконтрольными организациями планов мероприятий по доведению объектов до
нормативных требований промышленной безопасности, анализа своевременности и
качества работ по ремонту, обслуживанию и продлению срока эксплуатации
технических устройств, учета инцидентов и анализа их причин и т.д.
3. Организация надзорной деятельности
3.1. Общие положения
3.1.1. Общее методическое обеспечение и организацию
надзорной деятельности на объектах, анализ информации о состоянии промышленной
безопасности объектов и подготовку необходимых решений (в рамках
предоставленных полномочий) по осуществлению и совершенствованию надзорной
деятельности в области обеспечения промышленной безопасности объектов, а также
оказание практической и методической помощи в совершенствовании деятельности осуществляет
Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и
объектами центрального аппарата Службы.
3.1.2. Территориальные органы Службы и их соответствующие
подразделения организуют и непосредственно осуществляют надзорную деятельность,
подготовку отчетных данных, накопление, учет, анализ и комплексное
использование в надзорной деятельности информации о состоянии промышленной
безопасности объектов, участвуют в разработке мероприятий по совершенствованию
надзорной деятельности, а также обеспечивают практическую реализацию принятых
решений по осуществлению надзорной деятельности в области обеспечения
промышленной безопасности объектов.
3.2. Организация надзорной деятельности в территориальных органах
3.2.1. В территориальных органах Службы надзорная
деятельность на объектах может осуществляться:
- инспектором одного из подразделений территориального
органа, за которым закреплены объекты;
- группой инспекторов, входящих в состав одного из
подразделений территориального органа;
- отраслевым отделом территориального органа.
3.2.2. Конкретные формы организации надзорной деятельности
определяются приказами руководителя территориального органа Службы в
соответствии с руководящими документами Службы.
3.2.3. При наличии группы инспекторов руководителем группы,
как правило, назначается заместитель начальника отдела территориального органа
Службы или наиболее квалифицированный специалист (главный государственный
инспектор).
3.2.4. Начальник отдела (руководитель группы)
территориального органа Службы должен организовать работу по надзору на
закрепленных объектах и осуществлять непосредственный контроль за
осуществлением надзорной деятельности инспекторов отдела (группы).
3.2.5. Инспекторский состав формирует графики обследований
подконтрольных организаций, которые доводятся до сведения их руководителей.
Приоритет по срокам обследования определяется состоянием
промышленной безопасности объектов и дается крупным подконтрольным
организациям, расположенным в городах и населенных пунктах, аварии на которых
могут привести к бедствиям и серьезным нарушениям в функционировании систем
жизнеобеспечения населения.
4. Планирование надзорной деятельности
Разработка планов основных мероприятий территориального
органа Службы, его подразделений и работников, за которыми закреплены объекты,
должна осуществляться в соответствии с Положением о планировании в Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004)*(1).
4.1. Планирование надзорной деятельности в отделе (группе) территориального
органа
4.1.1. Планы основных мероприятий отдела (группы)
территориального органа Службы должны предусматривать:
- мероприятия, предусмотренные планом работы
территориального органа Службы, касающиеся надзорной деятельности отдела на
объектах;
- задачи, стоящие перед отделом (группой) территориального
органа Службы на планируемый период, учитывающие фактическое состояние
безопасности объектов;
- анализ состояния промышленной безопасности объектов,
травматизма и аварийности объектов;
- анализ планов мероприятий подконтрольных организаций по
доведению объектов до нормативных требований промышленной безопасности и их
выполнения;
- анализ готовности объектов к локализации аварий и
ликвидации их последствий;
- анализ состояния охраны, физической защиты и
антитеррористической устойчивости объектов:
- анализ эффективности надзорной деятельности инспекторского
состава;
- анализ выполнения постановлений, приказов и других решений
Службы и ее территориальных органов;
- заслушивание сообщений руководителей подконтрольных
организаций о состоянии промышленной безопасности объектов;
- техническую учебу инспекторов отдела (группы);
- мероприятия по участию в обследованиях и инспекциях,
проводимых совместно с другими органами государственного контроля и надзора, местными
органами исполнительной власти;
- проведение контрольных учебных тревог на объектах в
соответствии с планами ликвидации аварии и защиты персонала.
4.1.2. Планами работы отдела (группы) должны
предусматриваться резерв рабочего времени на проведение инспекторами отдела
(группы, инспектором) внеплановых работ, участие в работе комиссий по
расследованию аварий и несчастных случаев на производстве, составление справок
и отчетов, работа по специализации и т.д.
4.2. Планирование работы инспекторов отдела (группы)
4.2.1. Планы основных мероприятий инспекторов отдела
(группы) территориального органа Службы (далее - инспекторский состав)
составляются на основе планов работы территориального органа Службы и его
соответствующего подразделения (отдела), а также должны включать мероприятия,
выполнение которых поручено инспекторскому составу начальником отдела на
соответствующий период.
4.2.2. Основное внимание при планировании обследований
необходимо уделять объектам подконтрольных организаций, имеющим высокий уровень
травматизма и аварийности.
4.2.3. Основной составляющей частью месячного плана работы
инспектора должны быть как проводимые самостоятельно оперативные, некоторые
целевые обследования, так и комплексные и целевые обследования, проводимые в
составе группы, создаваемой для этой цели территориальным органом Службы.
Кроме того, в месячный план должны включаться анализ
выполнения подконтрольными организациями планов мероприятий по доведению
объектов до нормативных требований промышленной безопасности, составление
отчетов, справок, рассмотрение заключений экспертизы промышленной безопасности
и другой документации, подготовку материалов для регистрации, лицензирования и
т.д.
4.2.4. При планировании следует учитывать требования
нормативных (в том числе организационно-распорядительных) документов Службы, а
также результаты анализа состояния промышленной безопасности в подконтрольных
организациях.
Результаты такого анализа являются основанием для
определения целей и задач обследования объектов, периодичности (частоты)
обследований и должны быть учтены при определении планируемой нагрузки на
инспекторский состав.
5. Осуществление надзорной деятельности
5.1. Виды обследований
5.1.1. В практике надзорной деятельности применяются три
вида обследований: оперативное, целевое и комплексное.
5.1.2. Оперативное обследование - форма контроля,
включающая в себя проведение плановой или внеплановой проверки состояния
промышленной безопасности одним инспектором на объекте.
5.1.3. Целевое обследование - форма контроля,
включающая в себя плановую или внеплановую проверку состояния промышленной
безопасности, проводимую одним инспектором или группой инспекторов, в одной или
нескольких подконтрольных организациях, по одному или нескольким планируемым
вопросам, а также по поручению руководства Службы, судебных или
правоохранительных органов, по жалобам юридических и физических лиц и т.д.
5.1.4. Комплексное обследование - форма контроля,
включающая в себя плановую или внеплановую проверку деятельности подконтрольной
организации, проводимую группой (комиссией) инспекторов по комплексу вопросов
обеспечения промышленной безопасности всех или некоторых объектов.
5.1.5. В организациях, эксплуатирующих объекты, где
произошел несчастный случай со смертельным исходом или авария, последствия
которой могли вызвать (вызвали) гибель людей, проводится внеочередное
комплексное или целевое обследование состояния промышленной безопасности с
учетом результатов проведенного технического расследования и установленных при
этом причин происшедших несчастного случая или аварии.
5.2. Подготовка к обследованию
5.2.1. Перед любым обследованием инспекторский состав
территориального органа Службы должен проанализировать имеющуюся информацию о
данной организации, изучить организационно - распорядительные документы Службы
(территориального органа), изданные по вопросам инспекционной деятельности, а
также правила и иные документы, устанавливающие требования к осуществлению
деятельности (являющейся предметом предстоящего обследования) и к обеспечению
безопасности объектов, находящихся в эксплуатации обследуемой организации.
5.2.2. Основой для информации о состоянии промышленной
безопасности объектов служат:
- планы мероприятий по доведению объектов до нормативных
требований промышленной безопасности;
- результаты ранее проведенных обследований;
- извещения об устранении выявленных нарушений;
- лицензии органов Службы;
- разрешения на применение технических устройств на
объектах;
- заключения экспертизы промышленной безопасности;
- отчеты, уведомления и иные документы, связанные с
эксплуатацией объектов подконтрольных организаций;
- анализ причин аварий и несчастных случаев на производстве
и пр.
5.2.3. При подготовке к любому обследованию инспекторский
состав определяет цели и задачи обследования, составляет маршрут проведения
обследования с указанием планируемых вопросов и перечня законодательных и
нормативных актов, соблюдение требований которых намечено к обследованию.
5.2.4. В маршрутах проведения обследований указываются
следующие основные вопросы:
- соблюдение требований законодательства Российской
Федерации, относящегося к установленной сфере деятельности Службы;
- выполнение постановлений Службы и других ее решений, а
также предписаний должностных лиц Службы, относящихся к сфере деятельности
организации;
- состояние проектной и технологической документации
объекта, ее соответствие требованиям правил и норм промышленной безопасности;
- соответствие фактического состояния производства и работ
утвержденным проектным решениям и техническим требованиям;
- эффективность осуществления производственного контроля и
работы системы управления промышленной безопасностью, включая деятельность
отдельных цехов, участков (отделов, служб) и должностных лиц;
- правильность организации учета и расследования аварий и
несчастных случаев на производстве;
- полнота и качество выполнения мероприятий, предложенных
комиссиями по расследованию аварий и несчастных случаев на производстве;
- обеспечение подготовки и аттестации руководителей и специалистов
проверяемой организации, обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной
работе персонала;
- правильность проведенной идентификации объектов и
лицензирования;
- выполнение работ по регистрации объектов в государственном
реестре;
- проведение страхования ответственности организации за
причинение вреда при эксплуатации объекта;
- полнота и качество устранения нарушений, выявленных
предыдущими обследованиями, и причин этих нарушений.
5.3. Проведение оперативных обследований на объектах подконтрольной
организации
5.3.1. Оперативные обследования являются основной формой
контроля соблюдения требований промышленной безопасности на объектах
подконтрольных организаций.
Проведение оперативных обследований планируется на основании
анализов состояния промышленной безопасности объектов, планов мероприятий по
доведению этих объектов до нормативных требований промышленной безопасности и
их выполнения, состояния эксплуатируемых на этом объекте технических устройств
и проводится в течение периода времени, запланированного с учетом удаленности
объектов и сложности обследования.
При оперативном обследовании должны проверяться все вопросы
состояния промышленной безопасности по составленному маршруту, при этом с
руководством подконтрольной организации должен быть решен вопрос об обеспечении
сопровождения при проведении обследования в лице представителя руководства
организации и лиц, отвечающих за соблюдение на объекте требований промышленной
безопасности и необходимых для проверки функционирования отдельных технических
устройств оборудования, аппаратуры и приборов.
5.3.2. Перед обследованием по намеченному маршруту инспектор
должен ознакомиться с технической и иной документацией, связанной с
эксплуатацией объекта и отражающей состояние проверяемых вопросов, уровень и
эффективность организации работ.
5.3.3. При проведении обследования инспектор должен выявлять
все имеющиеся нарушения требований промышленной безопасности с указанием их в
предписании и проверять выполнение ранее выданных предписаний.
5.3.4. В случае выявления нарушений требований промышленной
безопасности, которые создают угрозу для жизни людей и (или) могут привести к
возникновению аварии, инспектор обязан составить протокол о выявленном
правонарушении для передачи его в суд, а также дать указание о выводе людей с
рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.
Если инспектор находит, что выявленное нарушение не
представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья людей и может быть
устранено в процессе ведения работы на объекте, то он должен установить
контрольный срок устранения нарушения и потребовать от руководителей
проверяемой организации принятия дополнительных мер по обеспечению промышленной
безопасности.
5.3.5. Инспектор может выборочно проверять у специалистов и
работников подконтрольной организации знание правил и норм промышленной
безопасности с отражением в предписании результатов проверки.
5.4. Проведение целевых обследований
5.4.1. Целевые обследования проводятся в соответствии с
планами работы Службы или ее территориальных органов для углубленного изучения
состояния отдельных вопросов промышленной безопасности объектов.
По указанию руководства Службы может проводиться
внеочередное целевое обследование отдельной или нескольких подконтрольных
организаций или объектов, где имели место несчастный случай на производстве со
смертельным исходом или авария, которая привела или могла привести к гибели
людей.
Проведение целевого обследования не должно исключать
выявления нарушений требований и по другим вопросам промышленной безопасности.
5.4.2. Целевое обследование проводится инспектором или
группой инспекторов в течение периода времени, запланированного с учетом
сложности обследования и удаленности объекта, но не превышающего 3-х дней.
5.4.3. При подготовке к целевому обследованию следует:
- определить цели и задачи обследования;
- изучить организационно-распорядительные документы Службы,
устанавливающие требования к осуществлению деятельности, являющейся предметом
предстоящего обследования, а также правила и нормы, изданные по вопросам
инспекционной деятельности;
- определить подконтрольные организации, где предполагается
проведение обследования;
- провести анализ результатов предыдущих целевых,
комплексных и оперативных обследований, проведенных территориальным органом
Службы в подконтрольных организациях в течение предыдущих двенадцати месяцев,
выделить среди них проблемы, относящиеся к тематике целевого обследования;
- распределить (при необходимости) маршруты обследования и
перечень проверяемых вопросов между членами группы (комиссии);
- определить необходимые для целевого обследования
технические средства и материалы (транспорт, множительная техника и пр.) и
порядок их предоставления;
- определить время и период проведения обследования.
Результаты подготовки оформляются в виде плана проведения
целевого обследования с перечнем проверяемых вопросов, который утверждается
начальником отдела (руководителем группы) территориального органа Службы.
5.4.4. По окончании целевого обследования выдается акт
обследования, а при выявлении нарушений требований промышленной безопасности,
составляется и предписание об устранении этих нарушений за подписью инспектора
(руководителя группы) с выводами по результатам обследования.
Анализ результатов целевых обследований, при необходимости,
доводится до сведения всех подконтрольных организаций в виде информационных
писем, в которых должны быть указаны все выявленные нарушения с
соответствующими выводами и определены задачи, рекомендуемые для исполнения
этими организациями.
В ходе целевого обследования инспекторы территориального
органа Службы могут самостоятельно выдавать предписания об устранении
выявленных нарушений требований промышленной безопасности, не касающихся
вопросов целевого обследования.
5.4.5. Результаты целевой проверки обсуждаются начальником
отдела (руководителем группы) территориального органа Службы на совещании с
руководителями и специалистами подконтрольной организации, где проводилось
целевое обследование.
5.5. Проведение комплексных обследований
5.5.1. Комплексные обследования, как правило, проводятся в
соответствии с планом работы (графиком) территориального органа Службы для
проверки по комплексу вопросов обеспечения промышленной безопасности всех или
некоторых объектов в подконтрольной организации.
Такое обследование объектов может быть организовано как
система целевых обследований, проводимых одновременно по разным направлениям
промышленной безопасности.
5.5.2. По решению руководства Службы или ее территориального
органа может проводиться внеочередное комплексное обследование отдельной
подконтрольной организации или объекта, где имели место несчастный случай на
производстве со смертельным исходом или авария.
5.5.3. В ходе комплексного обследования объектов особое
внимание инспекторским составом должно уделяться выявлению наиболее сложных
проблем и нерешенных вопросов промышленной безопасности в проверяемых
организациях.
5.5.4. При подготовке к комплексному обследованию объектов
инспекторским составом должны выполняться мероприятия, аналогичные
мероприятиям, выполняемым при подготовке к целевому обследованию.
5.5.5. Во время комплексного обследования может проводиться
целевое обследование выполнения подконтрольными организациями лицензионных
требований и условий эксплуатации.
5.5.6. В ходе комплексного обследования инспекторы
территориального органа Службы могут самостоятельно выдавать предписания об
устранении выявленных нарушений требований по промышленной безопасности.
Обобщенные результаты комплексного обследования и предложения
по устранению выявленных недостатков промышленной безопасности оформляются
актом обследования и доводятся (при необходимости) до руководителей и
специалистов всех подконтрольных объектов.
5.5.7. Участие инспекторов территориального органа Службы в
обследованиях, организуемых и проводимых другими органами государственного
надзора и контроля, не должно исключать проведения запланированных ранее
комплексных обследований этих же организаций.
5.6. Контроль за работой систем управления промышленной безопасностью
организаций
и эффективностью производственного контроля
5.6.1. Контроль за работой систем управления промышленной
безопасностью эксплуатирующих объекты организаций и эффективностью
производственного контроля на этих объектах инспекторским составом территориальных
органов Службы должен осуществляться систематически (в ходе обследования
объектов).
При этом должны учитываться технологические особенности и
специфика работы конкретной организации (ее численности, периодичности работы и
пр.).
5.6.2. Данный контроль, осуществляемый инспекторским
составом территориальных органов Службы, в основном включает в себя:
- оценку организации на объектах системы управления
промышленной безопасностью и ее структуры;
- оценку эффективности основных элементов системы управления
промышленной безопасностью;
- проверку осуществления производственного контроля;
- оценку разработки и проверку реализации мер по
предупреждению нарушений требований промышленной безопасности на основании
результатов осуществления производственного контроля;
- анализ выполнения задач по повышению уровня промышленной
безопасности, определенных по результатам работы системы управления
промышленной безопасностью и эффективности производственного контроля на
объектах.
5.6.3. Выявленные несоответствия и нарушения требований
промышленной безопасности должны отражаться в предписаниях.
5.6.4. Результаты анализа работы системы управления
промышленной безопасностью и эффективности производственного контроля на
объектах, должны доводиться инспекторским составом территориальных органов
Службы до подконтрольных организаций в виде информационных писем с результатами
этого анализа и определением задач по повышению уровня промышленной
безопасности на планируемый период.
5.7. Контроль за выполнением лицензионных требований и условий
5.7.1. Процедура лицензирования должна осуществляться в
соответствии с требованиями Федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ,
организационно - распорядительными документами Службы по организации и
осуществлению лицензионной деятельности.
5.7.2. При проведении обследований подконтрольных
организаций, эксплуатирующих объекты, проверяется наличие у них соответствующих
лицензий, выданных органами Службы.
5.7.3. Контроль выполнения подконтрольными организациями
лицензионных требований и условий действия лицензий, выданных органами Службы,
а также выполнения предписаний по результатам предыдущих обследований, должен
осуществляться инспекторским составом систематически (в том числе, в ходе
проведения целевых либо комплексных обследований объектов), а также при анализе
информации, характеризующей состояние промышленной безопасности объектов.
5.7.4. Проверка условий действия лицензий, устанавливаемых
для конкретных видов производств и объектов, производится в соответствии с
требованиями нормативных актов и организационно-распорядительных документов по
организации и осуществлению лицензионной деятельности в органах Службы.
5.8. Контроль за правильностью идентификации объектов и их регистрацией в
государственном реестре
5.8.1. Инспекторским составом территориальных органов Службы
должна контролироваться правильность идентификации объектов, с учетом их
технологических особенностей, в соответствии с Методическими рекомендациями по
осуществлению идентификации опасных производственных объектов (РД
03-616-03)*(2) и Перечнем
типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в
государственном реестре*(3).
Обеспечение правильности идентификации объектов является
важнейшим условием обеспечения государственного регулирования промышленной
безопасности и определяет правильность формирования государственного реестра
опасных производственных объектов, страхования ответственности подконтрольных
организаций, эксплуатирующих объекты, экспертизы промышленной безопасности.
5.8.3. Регистрация объектов в государственном реестре
опасных производственных объектов должна осуществляться в соответствии с
требованиями Административного
регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных
производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных
объектов*(4).
5.9. Контроль за выполнением требований в области проведения экспертизы
промышленной безопасности
5.9.1. Контроль за выполнением требований в области
проведения экспертизы промышленной безопасности объектов осуществляется
территориальными органами Службы в соответствии с Положением о порядке
утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности (РД
03-298-99)*(5).
5.9.2. Информация о деятельности организаций, выполняющих
работы по экспертизе промышленной безопасности, должна учитываться и
анализироваться в территориальных органах Службы для выявления организаций, не
соблюдающих лицензионные требования и условия, а также не обеспечивающих
надлежащее качество экспертизы промышленной безопасности.
5.10. Контроль за подготовкой и аттестацией руководителей и специалистов
объектов и их персонала
5.10.1. Подготовка и аттестация руководителей, специалистов
и персонала объектов должны осуществляться инспекторским составом
территориальных органов Службы в соответствии с Положением об организации
работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007)*(6)
и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций,
поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (РД-03-20-2007)*(6).
5.10.2. Контроль за подготовкой и аттестацией руководителей
и специалистов подконтрольных организаций и их персонала в области промышленной
безопасности должен проводиться инспекторским составом при проведении
обследований подконтрольных организаций.
5.10.3. В ходе контроля проверяются:
- обеспечение подготовки и аттестации руководителей и
специалистов в установленные сроки и по соответствующим программам обучения и
экзаменационным билетам, согласованным в установленном порядке;
- порядок допуска аттестованного персонала работе на объекте;
- организация и сроки проведения обучения и инструктажа
работников подконтрольных организаций в соответствии с нормативными
требованиями промышленной безопасности.
В ходе обследования подконтрольных организаций должны
выборочно проверяться фактические знания специалистами и работниками требований
промышленной безопасности.
5.10.4. В случае выявления фактов незнания специалистами или
работниками требований промышленной безопасности инспекторский состав применяет
предоставленные ему права с целью недопущения неподготовленных лиц к работе на
объектах и воздействия на руководителей подконтрольных организаций, не
обеспечивающих их обучение.
О неудовлетворительных результатах проверки знаний
необходимо указывать в выдаваемых предписаниях.
5.10.5. Результаты контроля должны учитываться и
анализироваться в органах Службы в целях выявления учебных организаций, не
обеспечивающих надлежащее качество подготовки специалистов и работников
объектов, а также организаций, эксплуатирующих такие объекты и не
обеспечивающих своевременное проведение обучения и аттестации работников.
5.11. Контроль за ходом страхования ответственности за причинение вреда при
эксплуатации объектов
Контроль наличия у подконтрольных организаций
предусмотренных Федеральным законом "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоров
обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации
объектов обеспечивается территориальными органами Службы в соответствии с
приказом Службы от 19 июля 2006 г. № 697 "О контроле наличия у
поднадзорных организаций договоров обязательного страхования ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов".
5.12. Контроль за соблюдением правил применения технических устройств на
объектах
5.12.1. Инспекторским составом территориальных органов
Службы должен осуществляться контроль за соблюдением при эксплуатации объектов
подконтрольными организациями Правил применения технических устройств на
опасных производственных объектах*(7), действующих нормативно -
технических и организационно-распорядительных документов Службы,
устанавливающих требования промышленной безопасности в этой сфере.
Кроме того, проверке подлежат следующие вопросы:
- наличие разрешений Службы или ее территориальных органов
на применение технических устройств на объектах и сроки их действия;
- соответствие условий применения технических устройств
условиям, определенным соответствующими сертификатами и разрешениями Службы и
ее территориальных органов;
- фактическое соответствие смонтированных технических
устройств (в т.ч. средств контроля и противоаварийной защиты) имеющейся на
объекте технической документации;
- обеспечение определения остаточного ресурса и продления
срока эксплуатации технических устройств;
- обеспечение своевременного и качественного ремонта,
обслуживания и диагностирования технических устройств в целях их безопасного
применения;
- наличие документации по обучению и проверке знаний
обслуживающего персонала;
- наличие технической, эксплуатационной и иной документации
и т.д.;
5.12.2. Выявление фактов нарушений требований действующих в
Российской Федерации норм, правил и руководящих документов по промышленной
безопасности при эксплуатации на объектах технических устройств является
основанием для применения органами Службы соответствующих санкций в пределах
своих полномочий в соответствии с действующим в Российской Федерации
законодательством.
5.13. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных комиссиями по
техническому расследованию
причин аварий и несчастных случаев на производстве
5.13.1. Участие в техническом расследовании причин аварий и
несчастных случаев на производстве является одной из важнейших функций
территориальных органов Службы, реализуемых в рамках системы процедур,
применяемых в целях формирования условий для обеспечения промышленной
безопасности.
Результаты таких расследований являются основанием для
совершенствования работы этой системы, в том числе и надзорной деятельности.
По результатам расследования комиссия разрабатывает
мероприятия по предупреждению аварийности и травматизма. Такие мероприятия
являются обязательными для выполнения подконтрольными организациями.
5.13.2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных
комиссиями по техническому расследованию аварий и несчастных случаев на
объектах, осуществляется инспекторским составом территориальных органов Службы.
Контролю подлежат следующие вопросы:
- своевременность выполнения предложенных комиссией мер по
предотвращению аварий и несчастных случаев:
- качество и полнота выполнения таких мероприятий и работ:
- применение необходимых дополнительных мер по
предотвращению аварий и несчастных случаев, аналогичных происшедшим, в период
выполнения мероприятий и работ, предложенных комиссиями по техническому
расследованию.
5.13.3. Работы по осуществлению контроля за выполнением
профилактических мероприятий, предложенных комиссиями по техническому
расследованию аварий и несчастных случаев на объектах, включаются в планы
работы соответствующих подразделений территориальных органов Службы и
инспекторского состава в качестве, как правило, целевых обследований.
5.13.4. На технических советах территориальных органов
Службы руководители организаций отчитываются за выполнение мероприятий,
предложенных комиссией по расследованию аварий и несчастных случаев.
5.13.5. Результаты расследований с выводами и предлагаемыми
мероприятиями по предупреждению подобных случаев аварийности и травматизма в
подконтрольных организациях доводятся до сведения всех подконтрольных
организаций, территориально расположенных на поднадзорной территории, с
определением задач, обязательных для исполнения, в виде письма.
6. Выдача актов обследования, предписаний и контроль за их исполнением
6.1. Результаты обследований, проведенных в подконтрольной
организации, эксплуатирующей объекты, в обязательном порядке оформляются актом
обследования, а в случае выявления в ней нарушений установленных требований
промышленной безопасности, составляются и выдаются соответствующему
руководителю предписания об устранении выявленных нарушений.
6.2. Изложение выявленных нарушений в предписании должно
быть конкретным, кратким, обоснованным пунктом или параграфом действующих в
Российской Федерации норм, правил, руководящих документов по промышленной
безопасности, требования которых нарушены.
6.3. В предлагаемых мерах должны излагаться
организационно-технические мероприятия, выполнение которых позволит устранить
выявленные нарушения и причины, их порождающие, а также исключить в дальнейшем
их повторение.
6.4. Предписание оформляется в двух экземплярах, первый
экземпляр которого выдается руководителю подконтрольной организации под
роспись.
Второй экземпляр предписания остается у государственного
инспектора в отделе (группе) для учета и последующего анализа информации о
состоянии промышленной безопасности в подконтрольных организациях.
На основании прав, предоставленных Службе, требования
предписания являются обязательными для исполнения.
6.5. Сроки устранения выявленных нарушений определяет
инспектор, выдавший предписание.
Устанавливаемые сроки по выполнению мероприятий должны быть
реальные, но напряженные.
В отношении нарушений, требующих для их устранения
значительных материальных, трудовых и финансовых затрат, организацией разрабатываются
мероприятия, которые включаются в план мероприятий по доведению объекта до
нормативных требований промышленной безопасности, который согласовывается с
территориальным органом Службы.
В плане мероприятий должны быть указаны меры, обеспечивающие
безопасность объекта до окончания проведения запланированных работ.
6.6. Сроки выполнения отдельных пунктов предписания могут
устанавливаться по согласованию с руководством подконтрольной организации, но
должны быть соизмеримы с уровнем опасности, возникающей при том или ином
нарушении действующих в Российской Федерации норм, правил, руководящих
документов по промышленной безопасности.
6.7. В подконтрольных организациях необходимо вести учет
предписаний и извещений об устранении выявленных нарушений требований
промышленной безопасности с отметкой в специальном журнале.
6.8. По окончании комплексного обследования составляется акт
обследования, в котором приводятся:
- краткий анализ причин аварийности и производственного
травматизма в данной подконтрольной организации;
- оценка состояния промышленной безопасности на момент
обследования и в сравнении с результатами предыдущего комплексного обследования
по всем основным вопросам безопасности;
- оценка выполнения предписания по результатам предыдущего
комплексного обследования;
- выявленные и наиболее характерные, а также грубые
нарушения (их количество со ссылкой на промежуточные предписания), причины этих
нарушений, недостатки в деятельности подконтрольной организации, ее служб и
участков по вопросам промышленной безопасности;
- оценка работы руководителей подконтрольной организации,
служб и участков, отдельных должностных лиц по вопросам обеспечения
безопасности производства работ;
- конкретные требования по устранению выявленных нарушений с
указанием в необходимых случаях соответствующих сроков.
6.9. Акт обследования должен быть конкретным и кратким.
6.10. Акт о результатах комплексного обследования, как
правило, составляется в четырех экземплярах и подписывается председателем
комиссии по обследованию.
Первый экземпляр акта обследования вручается для исполнения
под роспись первому руководителю проверяемой организации или лицу, его
замещающему, второй и третий - направляются соответственно в территориальный
орган Службы и его отраслевое подразделение.
При необходимости копии акта обследования с соответствующими
сопроводительными письмами могут быть направлены в местные органы власти и
(или) другие заинтересованные организации.
6.11. Систематический контроль за выполнением выданных
предписаний является важнейшей частью работы территориальных органов Службы и
осуществляется по письменной информации подконтрольной организации, а также
путем очередных плановых обследований или специально планируемых обследований
выполнения предписаний подконтрольными организациями.
6.12. В ходе надзорной деятельности инспекторы отделов
(группы) территориальных органов Службы должны обеспечивать проверку
фактического устранения всех нарушений, указанных в ранее выданных
предписаниях.
В случае выявления факта невыполнения предписания (или его
отдельных пунктов) в установленные сроки или представления ложного уведомления
об устранении выявленных нарушений инспекторы (начальники структурного
подразделения, руководство территориального отдела Службы) обязаны потребовать
от руководителя подконтрольной организации письменное объяснение.
Допускается продление срока выполнения предписания по
письменному ходатайству руководителя организации, эксплуатирующей объект, на
устанавливаемый руководством территориального органа Службы период, при условии
представления руководителем подконтрольной организации обоснования продления
срока и разработки организационно - технических мероприятий, обеспечивающих
безопасное ведение работ на объекте до устранения нарушений, указанных в
предписании.
7. Проведение профилактической работы по предупреждению аварийности и
травматизма
7.1. Наряду с проведением обследований подконтрольных
организаций и объектов инспекторский состав проводит профилактическую работу по
вопросам, входящим в компетенцию работников территориальных органов Службы.
Основными направлениями по профилактике травматизма и
аварийности на производстве должны быть:
- оперативный контроль за организацией и проведением
профилактической работы в подконтрольной организации;
- предварительный надзор за строительством, реконструкцией,
расширением и техническим перевооружением производств объектов, задачей
которого является своевременное выявление и устранение отступлений от
требований правил и других нормативов, допущенных в проектах, в ходе
строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения
производств объектов;
- участие в приемочных комиссиях по вводу в эксплуатацию
законченных строительством, реконструкцией производств и объектов;
- участие в работе комиссий по проверке знания работниками
требований норм и правил по промышленной безопасности;
- выборочная проверка знания рабочими основных профессий
требований правил, инструкций по промышленной безопасности;
участие в мероприятиях по вопросам безопасности, проводимых
подконтрольными организациями (семинары, совещания, дни безопасности и др.);
- участие в планировании подконтрольными организациями
мероприятий по улучшению состояния безопасности на перспективу;
- изучение и распространение передового опыта работы
организаций, органов надзора, инспекторов в вопросе профилактической работы по
предупреждению аварийности и травматизма;
- информация трудовых коллективов, руководителей
организаций, глав администраций, органов прокуратуры (при необходимости и в
рамках предоставленных полномочий) по вопросам состояния безопасности
посредством направления писем, выступлений на собраниях, Совете директоров,
использования средств массовой информации (в установленном порядке);
- совместная работа в рамках предоставленных полномочий с
другими контролирующими органами по координации надзорной деятельности на
подконтрольных объектах.
Учет профилактической работы ведется инспекторским составом
в дневниках (журналах).
8. Применение санкций
Применение санкций должностными лицами органов Службы
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в
пределах прав, предоставленных Службе и должностным лицам ее территориальных
органов.
Каждый факт применения санкций должен быть соответствующим
образом документирован и учтен в органах Службы.
9. Анализ результатов надзорной деятельности и их использование
9.1. Инспекторским составом территориальных органов Службы
должен проводиться анализ результатов надзорной деятельности на объектах,
охватывающий все ее направления, в том числе анализ состояния промышленной
безопасности объектов, анализ выполнения подконтрольными организациями планов
мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной
безопасности и т.д.
9.2. Результаты такого анализа являются основанием для
оценки в территориальных органах Службы эффективности осуществления надзорной
деятельности на объектах, ее планирования, и должны использоваться при
разработке мероприятий по ее совершенствованию.
9.3. При необходимости, по результатам анализа надзорной
деятельности, органы Службы могут направлять письма, в которых должна
приводиться обобщенная информация о состоянии промышленной безопасности,
причинах имевших место аварий и несчастных случаев, о выполнении
профилактических мероприятий, выводы об эффективности работы системы управления
промышленной безопасностью и рекомендации по устранению недостатков в работе и
повышению уровня промышленной безопасности.
10. Учет работы и документация
10.1. В подразделениях (отделах) территориального органа
Службы, осуществляющих контрольные функции на объектах, должны быть в наличии
следующие основные документы:
- положение об отделе с отражением в нем функций надзора за
промышленной безопасностью объектов;
- должностные регламенты работников отдела;
- перечень подконтрольных организаций и объектов,
утвержденный руководителем территориального органа;
- приказ (распоряжение) руководителя территориального органа
о закреплении подконтрольных организаций за инспекторским составом;
- планы работы отдела и инспекторского состава;
- графики проведения комплексных, целевых и оперативных
обследований подконтрольных организаций;
- решения (копии решений) вышестоящих органов Службы,
исполнение которых находится на контроле;
- акты обследований, выданные при проведении обследований
подконтрольных организаций;
- предписания об устранении выявленных нарушений
подконтрольными организациями установленных требований по обеспечению
промышленной безопасности;
- сведения о санкциях, примененных инспекторами в отношении
лиц, допустивших нарушение требований промышленной безопасности;
- акты расследования аварий и несчастных случаев на
производстве;
- материалы (справка, акт) о последней проверке работы
отдела (группы), протокол (копия) заседания территориального органа или приказа
территориального органа Службы по этому вопросу;
- справки о проверке работы инспекторов.
10.2. Инспектор ведет следующую основную документацию:
- ежемесячные планы работы графики (планы) обследований
подконтрольных организаций (объектов), утвержденные в установленном порядке;
тематический план самоподготовки, конспекты по результатам
самоподготовки;
- по учету за выданными предписаниями с отметками об
устранении выявленных нарушений;
- по учету за копиями выданных лицензий, свидетельств о
регистрации объектов, страхового полиса;
- копии технических паспортов взрывобезопасности и планов
мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной
безопасности;
- личный дневник (журнал) работы инспектора;
- иные документы, содержащие информацию о состоянии промышленной
безопасности объектов.
В личном дневнике (журнале) должны ежедневно отражаться все
работы, выполненные инспектором, основные из которых:
- обследования организаций; их продолжительность, принятые
меры по результатам обследования (протоколы о выявленном правонарушении для
передачи его в суд, предложения о применении санкций и пр.);
- составление справок;
- выполнение мероприятий по результатам анализа травматизма,
аварийности и состояния промышленной безопасности;
- участие в работе комиссий по расследованию аварий и
несчастных случаев на производстве;
- по приемке объектов в эксплуатацию;
- выступления в средствах массовой информации и на собраниях
и совещаниях подконтрольных организаций;
- уведомления, переданные руководителями подконтрольных
организаций, об устранении выявленных нарушений требований правил безопасности;
- по доведению подконтрольной организации до нормативных
требований промышленной безопасности;
- маршрутный план обследования подконтрольной организации;
- систематизированная информация о подконтрольных
организациях.
11. Проверка работы территориальных органов службы
В целях повышения эффективности надзорной деятельности
проверка работы территориальных органов Службы проводится центральным аппаратом
Службы в соответствии с Инструкцией об организации и проведении в Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору комплексных,
целевых, контрольных и служебных проверок (РД-03-22-2007).
12. Техническая учеба и повышение квалификации
12.1. В целях повышения эффективности надзорной деятельности
в территориальных органах Службы организуется техническая учеба инспекторского
состава.
Техническая учеба организуется и осуществляется по
утвержденному плану. Такая учеба должна проводиться не менее одного раза в
квартал (в полугодие) с учетом занятий, проводимых территориальным органом с
привлечением инспекторского состава. На занятиях должны изучаться
постановления, приказы, методики, требования правил промышленной безопасности и
правил технической эксплуатации, контрольная аппаратура, оборудование и др.,
обсуждаться результаты анализа обследований прошлого квартала (полугодия),
заслушиваться сообщения отдельных инспекторов об организации ими контрольной
работы.
Техническую учебу рекомендуется проводить в форме семинара и
в зависимости от изучаемого вопроса привлекать соответствующего
инспектора-специалиста в качестве докладчика. Для выступления с сообщениями и
докладами могут приглашаться специалисты научно-исследовательских организаций,
экспертных и других организаций.
12.2. Самоподготовка инспекторского состава организуется по
индивидуальным месячным планам, утверждаемым начальником отдела.
В качестве тем для самоподготовки должно предусматриваться
изучение правовых и нормативных документов, связанных с деятельностью
инспектора. При этом следует учитывать специализацию инспектора и необходимость
знания им других правовых и нормативных требований, а также информации о
последних научных и технических разработках по вопросам, контролируемым
органами Службы.
12.3. Инспекторский состав территориальных органов Службы,
осуществляющий надзорную деятельность на объектах, должен принимать участие в
отраслевых семинарах, организуемых и проводимых Управлением по надзору за
специальными и химически опасными производствами и объектами центрального
аппарата Службы.
______________________________
*(1) Утверждено приказом
Службы от 22 ноября 2004 г. № 178
*(2) Утверждены приказом
Госгортехнадзора России от 19 июня 2003 г. № 138
*(3) Утвержден приказом
Службы от 25 апреля 2006 г. № 389
*(4) Утвержден приказом
Службы от 04 сентября 2007 г. № 606
*(5) Утверждено
постановлением Госгортехнадзора России от 14 июля 1999 г. № 51
*(6) Утверждено и введено в
действие приказом Службы от 29 января 2007 г. № 37
*(7) Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 г. № 1540
Приложение
(справочное)
Термины и их определения
Подконтрольная организация - субъект хозяйственной
деятельности, эксплуатирующий объекты или осуществляющий деятельность в области
промышленной безопасности, надзор и контроль за которыми возложены на
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Предписание - документ, выдаваемый должностным лицом
Службы руководителю подконтрольной организации и содержащий перечень выявленных
нарушений требований промышленной безопасности с указанием пунктов действующих
нормативных документов, а также требования по устранению нарушений и сроки.
Акт обследования - документ, выдаваемый должностным
лицом Службы руководителю подконтрольной организации, содержащий констатирующую
часть в части выполнения ранее выданных предписаний и (или) перечень выявленных
отступлений от требований отраслевых правил и иных отраслевых нормативных
документов.
Уведомление - официальное письменное извещение
подконтрольной организацией органов Службы об устранении нарушений требований
промышленной безопасности, указанных в предписании, и о принятых мерах по
устранению причин этих нарушений.
Контрольная проверка - проверка соблюдения требований
промышленной безопасности в подконтрольной организации, проводимая должностным
лицом Службы.
Санкции - формы административного воздействия на
руководителей, должностных лиц и работников подконтрольной организации,
определенные законодательством Российской Федерации и применяемые в целях
пресечения нарушений требований в области промышленной безопасности.
Система управления промышленной безопасностью -
механизм, обеспечивающий непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на
промышленную безопасность и включающий комплекс мер правового,
организационного, технического, экономического, информационного,
образовательного и социального характера, направленных на предупреждение,
предотвращение и ликвидацию аварий на объектах.
Производственный контроль - элемент системы
управления промышленной безопасностью, представляющий собой совокупность
организационно - технических мер, осуществляемых организацией, эксплуатирующей
объекты, по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности.