Vehicles. Chambers of pneumatic brake controls. Technical requirements and test methods 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52849-2007

Автомобильные транспортные средства

КАМЕРЫ ТОРМОЗНЫЕ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ

Технические требования и методы испытаний

Москва

Стандартинформ

2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 491-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ Р 52849-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

КАМЕРЫ ТОРМОЗНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ

Технические требования и методы испытаний

Vehicles. Chambers of pneumatic brake controls.
Technical requirements and test methods

Дата введения - 2009-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на тормозные мембранные (диафрагменные) камеры и мембранные (диафрагменные) камеры с пружинными энергоаккумуляторами, предназначенные для создания усилия в тормозных механизмах автотранспортных средств (далее - АТС) категорий М, N и О по ГОСТ Р 52051 с пневматическим приводом тормозов, и устанавливает технические требования и методы их испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭКООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Основные типы, параметры и размеры

3.1 Тормозные камеры, основные параметры и размеры которых приведены в таблицах 1 - 6, могут быть изготовлены в следующих исполнениях:

- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (рисунок 1);

- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным поршневыми энергоаккумулятором (рисунок 2);

- со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 3);

- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (рисунок 4);

- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с пружинным поршневым энергоаккумулятором (рисунок 5);

- с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 6).

Примечание - Рисунки 1-6 не устанавливают требований к конструкции тормозных камер.

Рисунок 1 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне

Таблица 1 - Основные параметры тормозных камер со штоком и шпильками для крепления на кронштейне

В миллиметрах

Тип тормозной камеры*

D, не более

L, не более

Ход штока Lx, нe менее

l, не менее

А

Е, не более

d1

d2

d3

Усилие на штоке, даН**, не менее

12

146

120

45

25

76 ± 0,6

92

М12

М16×1,5 (М22×1,5; К1/4")

М14×1,5 (М12×1,25; М16×1,5)

400

16

164

138

57

120 ± 0,7 (76 ± 0,6)

103

550

20

175

124

32

120 ± 0,7

109

М16×1,5 (М12×1,5)

650

24

188

115

750

30

208

141

122

1000

36

230

173

76

134

М16×1,5

1300

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).

*** Резьба К1/4" допускается только для тормозных камер, поставляемых в качестве запасных частей.

Рисунок 2 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне и с пружинным поршневым энергоаккумулятором

Таблица 2 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне

В миллиметрах

Тип части камеры*

D, не более

D1, не более

С, не более

Ход штока Lx, не менее

d

l, не менее

Е, не более

L, не более

L1, не более

L2, не более

Усилие на штоке, даН**, не менее

силовой

пружинной

Силовая часть

Пружинная часть

Силовая часть

Пружинная часть

20

20

175

156

90

57

57 (67)

М14×1,5 (М12×1,25; М16×1,5)

32

109

265

166

68

650

650

24

184

115

750

20

24

175

174

102

38

109

254

154

88

650

750

24

184

115

750

30

208

122

268

1000

24

30

184

200

111

76 (67)

67 (57)

115

278

200

73

750

1000

30

208

122

293

1000

36

230

134

325

1300

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).

Рисунок 3 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне и с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором

Таблица 3 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, а также со штоком и шпильками для крепления на кронштейне

В миллиметрах

Тип части камеры*

D, не более

D1, не более

С, не более

Ход штока Lx, не менее

d

l, не менее

Е, не более

L, не более

Усилие на штоке, даН**, не менее

силовой

пружинной

Силовая часть

Пружинная часть

20

20

175

208

100

57

М14×1,5 (М16×1,5)

38

122

335

650

650

24

186

750

20

24

175

650

750

24

186

750

30

208

1000

24

30

186

230

111

134

340

750

1000

30

208

1000

36

230

1300

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).

Рисунок 4 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме

Таблица 4 - Основные параметры тормозных камер с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме

В миллиметрах

Тип тормозной камеры*

D, не более

L, не более

Ход штока Lх, не менее

E, не более

d

d1

Усилие на штоке, даН**, не менее

9

136

110

43

90

1,75-12UNS-2А (М45×2-6g)

М16×1,5

300

12

146

112

92

400

16

160

128

101

550

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

** Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).

Рисунок 5 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
и пружинным поршневым энергоаккумулятором

Таблица 5 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме

В миллиметрах

Тип части камеры*

D, не более

D1, не более

С, не более

Ход штока Lx, не менее

E, не более

d

Усилие на штоке, даН, не менее

силовой

пружинной

Силовая часть

Пружинная часть

9

9

136

160

87

43

90

1,75-12UNS-2А (М45×2-6g)

300

300

12

148

92

400

9

12

136

90

300

400

12

148

92

400

9

20

136

175

90

90

300

650

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

Рисунок 6 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
и с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором

Таблица 6 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме

В миллиметрах

Тип части камеры*

D, не более

D1, не более

С, не более

Ход штока Lx, не менее

E, не более

d

Усилие на штоке, даН, не менее

силовой

пружинной

Силовая часть

Пружинная часть

9

20

136

208

100

43

122

1,75-12UNS-2А (М45×2-6g)

300

650

12

148

50

400

* Тип тормозной камеры определяют по активной площади его силового элемента в квадратных дюймах (1 квадратный дюйм равен 645,1 мм2).

3.2 Длина штоков тормозных камер должна быть установлена по соглашению между изготовителем и потребителем.

3.3 Давление отключения пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер должно быть 0,51+0,05 МПа (5,1+0,5 кгс/см2).

3.4 Если тормозные камеры оснащены пружинным энергоаккумулятором быстрорастормаживающего устройства* (далее - БРУ), давление его включения должно быть не более 0,65 МПа (6,5 кгс/см2).

* Быстрорастормаживающим устройством является механизм отсоединения жесткой связи между поршнем (диафрагмой) пружинного энергоаккумулятора и штоком камеры.

4 Технические требования

4.1 Тормозные камеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ Р 41.13, ГОСТ 4364 и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке.

4.2 Тормозные камеры должны оставаться герметичными при давлении не менее 0,8 МПа (8,0 кгс/см2).

Утечка воздуха из диафрагменной или пружинной части камеры при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) должна быть не более:

- 4 см3/мин;

- 20 см3/мин после испытаний по 5.6;

- 100 см3/мин в процессе испытаний по 5.7.

4.3 Тормозные камеры должны оставаться работоспособными после испытаний на воздействие циклического нагружения по 5.6.

4.4 При соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС, ресурс тормозных камер должен быть не менее ресурса данного АТС. В течение срока службы до капитального ремонта допускается заменять комплектующие изделия, срок службы которых установлен в ТУ и менее срока службы АТС.

5 Методы испытаний

5.1 Общие требования

5.1.1 Испытания проводят по методикам предприятия-изготовителя.

5.1.2 Тормозные камеры подвергают следующим испытаниям:

- проверке работоспособности;

- проверке герметичности;

- проверке функциональных свойств;

- проверке долговечности в условиях циклического нагружения;

- проверке стойкости к воздействию повышенной и пониженной температур.

5.1.3 Испытания, за исключением проверки долговечности в условиях циклического нагружения, проводят путем циклического нагружения при температуре от 15 °С до 20 °С.

5.1.4 Перед испытаниями проверяют соответствие габаритных и присоединительных размеров тормозных камер, установленным в ТД.

5.2 Испытательное оборудование

5.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.

5.2.2 Схемы испытательного оборудования приведены на рисунках А.1 - А.6 приложения А.

5.2.3 Стендовые установки, используемые для проверки функциональных свойств, должны быть оснащены динамометром, установленным на расстоянии 20 мм от конца штока камеры в расторможенном состоянии.

5.2.4 Стендовые установки для проведения проверки долговечности в условиях циклического нагружения должны:

- обеспечивать циклическое изменение входного давления не менее чем от 0 до 0,8 МПа (8,0 кгс/см2), частотой не менее 20 циклов в минуту;

- быть оснащены противодействующим устройством. Нагрузка на штоке противодействующего устройства должна быть не более 5 % номинальной нагрузки соответствующей части испытуемой камеры.

Нагрузка на штоке противодействующего цилиндра должна быть не менее 60 % номинальной нагрузки на штоке камеры при 2/3 хода штока.

При длине выхода штока камеры более 2/3 полной длины хода шток противодействующего устройства должен дойти до упора. Дальнейшее увеличение нагрузки на штоке камеры должно происходить без перемещения штока противодействующего устройства.

5.2.5 Стендовые установки для проведения проверки стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур должны быть оборудованы термической камерой с диапазоном температур от минус 60 °С до плюс 80 °С.

5.2.6 Погрешность измерения параметров должны быть не более:

- нагрузки - 3 %;

- давления - 3 %;

- температуры - 2,5 %;

- линейных размеров - 5 %;

- частоты - 3 %;

- времени - 5 %.

5.3 Проверка работоспособности

5.3.1 Три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,8 МПа (8,0 кгс/см2) в(из) рабочую(ей) полость(и) камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором предварительно впустить в рабочую полость воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) во вход II. Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока: шток камеры должен без заеданий быстро выдвигаться и возвращаться в исходное положение.

5.3.2 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) в(из) вход(а) II (пружинный энергоаккумулятор). Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока.

5.3.3 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором вывернуть и ввернуть винт растормаживающего устройства, при этом шток не должен переместиться.

5.3.4 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором, оборудованных быстрорастормаживающим устройством, привести данное устройство в действие, впустив воздух под давлением 0,65 МПа (6,5 кгс/см2) во вход II. Затем снизить давление до нулевого значения и убедиться, что включилось БРУ.

5.3.5 Признаки неработоспособности камеры:

- шток камеры не перемещается или медленно или с заеданием выдвигается и возвращается в исходное положение;

- ход штока не соответствует указанному в 3.1;

- не сравнивает или не включается БРУ.

5.4 Проверка герметичности

В процессе проверки штоктормозных камер не должен быть нагружен.

Воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) впускают в рабочую полость камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором воздух последовательно впускают во входы I и II и определяют значения утечки воздуха из каждой части камеры. Значение утечки воздуха допускается определять по падению давления в пневмосистеме, определяемому по показаниям манометра.

Утечка воздуха не должна превышать значения, указанного в 4.2.

5.5 Проверка функциональных свойств

5.5.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором

Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см2) впускают в тормозную камеру. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД.

5.5.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором

5.5.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие.

5.5.2.2 Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см2) впустить во вход I тормозной камеры. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД.

5.5.2.3. Привести в действие пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, ввернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, впустить сжатый воздух во вход II под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), после чего медленно его выпустить.

Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера камеры или в ТД.

5.5.2.4 Давление воздуха на входе II плавно повышают и определяют давление, при котором нагрузка на штоке уменьшается до нуля. Давление должно соответствовать значению, указанному в 3.3.

5.6 Проверка долговечности в условиях циклического нагружения

5.6.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором

5.6.1.1 Проводят 1×106 включений испытуемой камеры частотой не более 16 включений в минуту в любой последовательности следующим образом:

- 6 включений при давлении 0,20 МПа (2,0 кгс/см2);

- 1 включение при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2).

Примечание - Допускается проводить 0,2×106 включений при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2).

5.6.1.2 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.

5.6.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором

5.6.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в камерах, оснащенных растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие.

5.6.2.2 Проверку проводят согласно 5.6.1.1.

5.6.2.3 Проводят 0,25×106 включений путем подачи во вход II воздуха под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), с частотой не более 20 включений в минуту.

5.6.2.4 Не менее 30 раз вывинчивают винт растормаживания. При каждом вывинчивании выпускают воздух из входа II. Винт следует вывинчивать на 2/3 его полной длины после подачи воздуха во вход II.

5.6.2.5 При наличии БРУ производят не менее 30 его включений и выключений.

5.6.2.6 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.

5.7 Проверка стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур

5.7.1 Выдерживают тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от 74 °С до 80 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.

5.7.2 Выдержать тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от минус 40 °С до минус 46 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3.

5.7.3 Выдержать тормозную камеру исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 в течение 2 ч при температуре от минус 54 °С до минус 60 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.4 и 5.3. При этом допускается увеличение времени возвращения штока в первоначальное положение.

Примечание - При проверке тормозных камер на воздействие отрицательных температур сжатый воздух должен быть таким, чтобы исключалась возможность образования и замерзания конденсата в полости камеры.

6 Оформление результатов испытаний

6.1 По результатам испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят результаты испытаний, а также заключение о соответствии объекта испытаний требованиям технических и нормативных документов.

6.2 Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении Б.

Приложение А
(рекомендуемое)

Схемы испытательного оборудования

1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера

Рисунок А.1 - Схема оборудования проверки работоспособности и на герметичность тормозных камер

1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера; 4 - динамометр

Рисунок А.2 - Схема оборудования проверки функциональных свойств тормозных камер

1 - кран точного регулирования; 2 - манометр; 3 - тормозная камера; 4 - нагрузочный цилиндр; 5 - направляющий рычаг

Рисунок А.3 - Схема оборудования проверки долговечности тормозных камер

1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера;
I - вход пружинной полости; II - вход диафрагменной полости

Рисунок А.4 - Схема оборудования проверки работоспособности и на герметичность тормозных камер
с пружинным энергоаккумулятором

1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера; 6 - динамометр;
I - вход пружинной полости; II - вход диафрагменной полости

Рисунок А.5 - Схема оборудования проверки функциональных свойств тормозных камер с пружинным
энергоаккумулятором

1, 2 - краны точного регулирования; 3, 4 - манометры; 5 - тормозная камера; 6 - нагрузочный цилиндр противодавления;
7 - винт растормаживания пружинного энергоаккумулятора; 8 - направляющий рычаг; I - вход пружинной полости;
II - вход диафрагменной полости

Рисунок А.6 - Схема оборудования проверки долговечности тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором

Приложение Б
(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний диафрагменных тормозных камер

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель испытательного подразделения

_____________________

____________________

(подпись)

(Ф.И.О)

____________________________________________

(дата)

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № ________

1 Идентификационные данные испытуемого изделия ___________________________

2 Цель испытаний: определение соответствия тормозных камер требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52849-2007, ГОСТ 4364-81)

3 Метод испытаний: метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52849-2007 «Автомобильные транспортные средства. Камеры тормозные пневматических приводов. Технические требования и методы испытаний»

4 Результаты испытаний

Параметр

Требование

Результат

Соответствие основных геометрических размеров тормозных камер требованиям ТД

Ход штока, не менее

Усилие на штоке

Герметичность

Долговечность при циклическом нагружении

5 Заключение: испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов

 

________________________

________________________

_______________________

 

(должность испытателя)

(подпись)

(Ф.И.О)

 

______________________________

 

(дата)

 

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, камеры тормозные, камеры мембранные, привод пневматический, пружинные энергоаккумуляторы, типы тормозных камер, размеры присоединительные, размеры тормозные