ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Автомобильные транспортные средства КАМЕРЫ
ТОРМОЗНЫЕ Технические требования и методы испытаний
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 491-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 52849-2007 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автомобильные транспортные средства КАМЕРЫ ТОРМОЗНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ Технические требования и методы испытаний Vehicles. Chambers of pneumatic brake controls. Дата введения - 2009-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на тормозные мембранные (диафрагменные) камеры и мембранные (диафрагменные) камеры с пружинными энергоаккумуляторами, предназначенные для создания усилия в тормозных механизмах автотранспортных средств (далее - АТС) категорий М, N и О по ГОСТ Р 52051 с пневматическим приводом тормозов, и устанавливает технические требования и методы их испытаний. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭКООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Основные типы, параметры и размеры3.1 Тормозные камеры, основные параметры и размеры которых приведены в таблицах 1 - 6, могут быть изготовлены в следующих исполнениях: - со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (рисунок 1); - со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным поршневыми энергоаккумулятором (рисунок 2); - со штоком и шпильками для крепления на кронштейне, а также с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 3); - с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (рисунок 4); - с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с пружинным поршневым энергоаккумулятором (рисунок 5); - с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме, а также с диафрагменным энергоаккумулятором (рисунок 6). Примечание - Рисунки 1-6 не устанавливают требований к конструкции тормозных камер. Рисунок 1 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне Таблица 1 - Основные параметры тормозных камер со штоком и шпильками для крепления на кронштейне В миллиметрах
Рисунок 2 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне и с пружинным поршневым энергоаккумулятором Таблица 2 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне В миллиметрах
Рисунок 3 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне и с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором Таблица 3 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, а также со штоком и шпильками для крепления на кронштейне В миллиметрах
Рисунок 4 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме Таблица 4 - Основные параметры тормозных камер с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме В миллиметрах
Рисунок 5 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления
непосредственно на тормозном механизме Таблица 5 - Основные параметры тормозных камер с пружинным поршневым энергоаккумулятором, резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме В миллиметрах
Рисунок 6 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления
непосредственно на тормозном механизме Таблица 6 - Основные параметры тормозных камер с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме В миллиметрах
3.2 Длина штоков тормозных камер должна быть установлена по соглашению между изготовителем и потребителем. 3.3 Давление отключения пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер должно быть 0,51+0,05 МПа (5,1+0,5 кгс/см2). 3.4 Если тормозные камеры оснащены пружинным энергоаккумулятором быстрорастормаживающего устройства* (далее - БРУ), давление его включения должно быть не более 0,65 МПа (6,5 кгс/см2). * Быстрорастормаживающим устройством является механизм отсоединения жесткой связи между поршнем (диафрагмой) пружинного энергоаккумулятора и штоком камеры. 4 Технические требования4.1 Тормозные камеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ Р 41.13, ГОСТ 4364 и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке. 4.2 Тормозные камеры должны оставаться герметичными при давлении не менее 0,8 МПа (8,0 кгс/см2). Утечка воздуха из диафрагменной или пружинной части камеры при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) должна быть не более: - 4 см3/мин; - 20 см3/мин после испытаний по 5.6; - 100 см3/мин в процессе испытаний по 5.7. 4.3 Тормозные камеры должны оставаться работоспособными после испытаний на воздействие циклического нагружения по 5.6. 4.4 При соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС, ресурс тормозных камер должен быть не менее ресурса данного АТС. В течение срока службы до капитального ремонта допускается заменять комплектующие изделия, срок службы которых установлен в ТУ и менее срока службы АТС. 5 Методы испытаний5.1 Общие требования 5.1.1 Испытания проводят по методикам предприятия-изготовителя. 5.1.2 Тормозные камеры подвергают следующим испытаниям: - проверке работоспособности; - проверке герметичности; - проверке функциональных свойств; - проверке долговечности в условиях циклического нагружения; - проверке стойкости к воздействию повышенной и пониженной температур. 5.1.3 Испытания, за исключением проверки долговечности в условиях циклического нагружения, проводят путем циклического нагружения при температуре от 15 °С до 20 °С. 5.1.4 Перед испытаниями проверяют соответствие габаритных и присоединительных размеров тормозных камер, установленным в ТД. 5.2 Испытательное оборудование 5.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568. 5.2.2 Схемы испытательного оборудования приведены на рисунках А.1 - А.6 приложения А. 5.2.3 Стендовые установки, используемые для проверки функциональных свойств, должны быть оснащены динамометром, установленным на расстоянии 20 мм от конца штока камеры в расторможенном состоянии. 5.2.4 Стендовые установки для проведения проверки долговечности в условиях циклического нагружения должны: - обеспечивать циклическое изменение входного давления не менее чем от 0 до 0,8 МПа (8,0 кгс/см2), частотой не менее 20 циклов в минуту; - быть оснащены противодействующим устройством. Нагрузка на штоке противодействующего устройства должна быть не более 5 % номинальной нагрузки соответствующей части испытуемой камеры. Нагрузка на штоке противодействующего цилиндра должна быть не менее 60 % номинальной нагрузки на штоке камеры при 2/3 хода штока. При длине выхода штока камеры более 2/3 полной длины хода шток противодействующего устройства должен дойти до упора. Дальнейшее увеличение нагрузки на штоке камеры должно происходить без перемещения штока противодействующего устройства. 5.2.5 Стендовые установки для проведения проверки стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур должны быть оборудованы термической камерой с диапазоном температур от минус 60 °С до плюс 80 °С. 5.2.6 Погрешность измерения параметров должны быть не более: - нагрузки - 3 %; - давления - 3 %; - температуры - 2,5 %; - линейных размеров - 5 %; - частоты - 3 %; - времени - 5 %. 5.3 Проверка работоспособности 5.3.1 Три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,8 МПа (8,0 кгс/см2) в(из) рабочую(ей) полость(и) камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором предварительно впустить в рабочую полость воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) во вход II. Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока: шток камеры должен без заеданий быстро выдвигаться и возвращаться в исходное положение. 5.3.2 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором три раза впустить и выпустить воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) в(из) вход(а) II (пружинный энергоаккумулятор). Измерить длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения штока. 5.3.3 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором вывернуть и ввернуть винт растормаживающего устройства, при этом шток не должен переместиться. 5.3.4 В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором, оборудованных быстрорастормаживающим устройством, привести данное устройство в действие, впустив воздух под давлением 0,65 МПа (6,5 кгс/см2) во вход II. Затем снизить давление до нулевого значения и убедиться, что включилось БРУ. 5.3.5 Признаки неработоспособности камеры: - шток камеры не перемещается или медленно или с заеданием выдвигается и возвращается в исходное положение; - ход штока не соответствует указанному в 3.1; - не сравнивает или не включается БРУ. 5.4 Проверка герметичности В процессе проверки штоктормозных камер не должен быть нагружен. Воздух под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) впускают в рабочую полость камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором воздух последовательно впускают во входы I и II и определяют значения утечки воздуха из каждой части камеры. Значение утечки воздуха допускается определять по падению давления в пневмосистеме, определяемому по показаниям манометра. Утечка воздуха не должна превышать значения, указанного в 4.2. 5.5 Проверка функциональных свойств 5.5.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см2) впускают в тормозную камеру. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД. 5.5.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором 5.5.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие. 5.5.2.2 Воздух под давлением 0,60 МПа (6,0 кгс/см2) впустить во вход I тормозной камеры. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера тормозной камеры или в ТД. 5.5.2.3. Привести в действие пружинный энергоаккумулятор. Для этого в тормозных камерах, оснащенных винтовым растормаживающим устройством, ввернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, впустить сжатый воздух во вход II под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), после чего медленно его выпустить. Показание динамометра должно быть не менее значения, указанного в 3.1 для данного типоразмера камеры или в ТД. 5.5.2.4 Давление воздуха на входе II плавно повышают и определяют давление, при котором нагрузка на штоке уменьшается до нуля. Давление должно соответствовать значению, указанному в 3.3. 5.6 Проверка долговечности в условиях циклического нагружения 5.6.1 Проверка тормозных камер, не оснащенных энергоаккумулятором 5.6.1.1 Проводят 1×106 включений испытуемой камеры частотой не более 16 включений в минуту в любой последовательности следующим образом: - 6 включений при давлении 0,20 МПа (2,0 кгс/см2); - 1 включение при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2). Примечание - Допускается проводить 0,2×106 включений при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2). 5.6.1.2 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3. 5.6.2 Проверка тормозных камер, оснащенных энергоаккумулятором 5.6.2.1 Растормозить пружинный энергоаккумулятор. Для этого в камерах, оснащенных растормаживающим устройством, вывернуть винт растормаживания до упора, а в камерах, оснащенных БРУ, привести его в действие. 5.6.2.2 Проверку проводят согласно 5.6.1.1. 5.6.2.3 Проводят 0,25×106 включений путем подачи во вход II воздуха под давлением 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), с частотой не более 20 включений в минуту. 5.6.2.4 Не менее 30 раз вывинчивают винт растормаживания. При каждом вывинчивании выпускают воздух из входа II. Винт следует вывинчивать на 2/3 его полной длины после подачи воздуха во вход II. 5.6.2.5 При наличии БРУ производят не менее 30 его включений и выключений. 5.6.2.6 После испытаний тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3. 5.7 Проверка стойкости к воздействию повышенных и пониженных температур 5.7.1 Выдерживают тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от 74 °С до 80 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3. 5.7.2 Выдержать тормозную камеру в течение 2 ч при температуре от минус 40 °С до минус 46 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.2 и 5.3. 5.7.3 Выдержать тормозную камеру исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 в течение 2 ч при температуре от минус 54 °С до минус 60 °С. После испытания тормозная камера должна соответствовать требованиям 4.4 и 5.3. При этом допускается увеличение времени возвращения штока в первоначальное положение. Примечание - При проверке тормозных камер на воздействие отрицательных температур сжатый воздух должен быть таким, чтобы исключалась возможность образования и замерзания конденсата в полости камеры. 6 Оформление результатов испытаний6.1 По результатам испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят результаты испытаний, а также заключение о соответствии объекта испытаний требованиям технических и нормативных документов. 6.2 Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении Б. Приложение А
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель испытательного подразделения |
||||||||||||||||||||||||
_____________________ |
____________________ |
|||||||||||||||||||||||
(подпись) |
(Ф.И.О) |
|||||||||||||||||||||||
____________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||||||||
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № ________ 1 Идентификационные данные испытуемого изделия ___________________________ 2 Цель испытаний: определение соответствия тормозных камер требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52849-2007, ГОСТ 4364-81) 3 Метод испытаний: метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52849-2007 «Автомобильные транспортные средства. Камеры тормозные пневматических приводов. Технические требования и методы испытаний» 4 Результаты испытаний
5 Заключение: испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов |
||||||||||||||||||||||||
|
________________________ |
________________________ |
_______________________ |
|||||||||||||||||||||
|
(должность испытателя) |
(подпись) |
(Ф.И.О) |
|||||||||||||||||||||
|
______________________________ |
|||||||||||||||||||||||
|
(дата) |
|||||||||||||||||||||||
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, камеры тормозные, камеры мембранные, привод пневматический, пружинные энергоаккумуляторы, типы тормозных камер, размеры присоединительные, размеры тормозные