МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ ТОИР-32 ЦВ 001-94
1994 1. ВВЕДЕНИЕ1.1. «Типовая инструкция по охране труда для механиков рефрижераторных секций» предназначена для механиков, обслуживающих рефрижераторные секции и автономные рефрижераторные вагона со служебным отделением (АРВЭ). 1.2. Инструкция определяет основные положения по обеспечению безопасных методов труда механиков, правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях, требования пожарной безопасности, правила производственной санитарии и личной гигиены. 1.3. Механики обязаны знать и выполнять требования настоящей Типовой инструкции. 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Условия допуска механиков к работе на секции2.1.1. К обслуживанию рефрижераторного подвижного состава допускаются лица, только мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр. 2.1.2. При приеме на работу механики должны пройти: вводный инструктаж на рабочем месте, обучение по охране труда, производственной санитарии и правилам пожарной безопасности, первичную проверку знаний и стажировку, после чего им выдается удостоверение установленного образца на право обслуживания рефрижераторного подвижного состава. 2.1.3. Лица, допущенные к эксплуатации рефрижераторного подвижного состава, подлежат периодическому медицинскому освидетельствованию. Не прошедшие очередное медицинское освидетельствование к поездке не допускаются. 2.1.4. Перед каждым отправлением в рейс механики проходят повторный инструктаж по охране труда и правилам пожарной безопасности с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда ф. ТНУ-19. 2.1.5. Механик, ответственный за работу на секции проводит целевой инструктаж в первый день после приемки секции, а также перед началом работ, относящихся к категории работ с повышенной опасностью. Если в состав бригады, находящейся в поездке, включен механик, у которого стаж работы по профессии не превышает одного года, то в этом случае механик, ответственный за работу на секции, обязан до истечения 45 суток провести с ним повторный инструктаж в объеме данной Инструкции. О проведенном инструктаже делается отметка в рабочем журнале рефрижераторной секции ф. ВУ-85 с росписью механика. 2.2. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка. Режим труда и отдыха2.2.1. Работа механиков по обслуживанию оборудования секции и их отдых организуются в соответствии с графиком дежурств, выдаваемым в депо приписки, и утвержденным руководством депо. Продолжительность поездки устанавливается руководством депо по согласованию с профсоюзным комитетом на основании приказа МПС № 8Ц3 от 18.09.90 г. 2.2.2. При необходимости отлучиться с секции по служебным надобностям (подача заявок, отправка телеграмм и др.), а также при отлучках по личным надобностям в свободное от дежурства время механик делает запись в журнале увольнений, а если такого нет, то в журнале ф. ВУ-85 с указанием времени ухода с секции и предполагаемого времени возвращения и обязательно ставят об этом в известность механика, остающегося на секции. При отлучке по личной надобности возможная продолжительность отлучки устанавливается руководством депо, но не более 3 часов. Механик, оставшийся на секции, закрывает окна и запирает двери и во время отсутствия второго механика никого на секцию не допускает, кроме работников станции, причастных к работе рефрижераторного подвижного состава, дороги или работников органов транспортной милиции, только после предъявления ими служебного удостоверения. Механик, оставшийся на секции, выполняет обязанности механика, ответственного за работу на секции. 2.2.3. При проследовании секции через зоны повышенной криминогенной опасности бригада должна закрыть окна, запереть двери. 2.2.4. Нахождение и проезд на секции посторонних лиц запрещается. 2.2.5. Разрешается проезд на секции представителя грузоотправителя при следующих условиях: 1) перевозка осуществляется на особых условиях, о чем делается отметка в грузовых документах; 2) наличие у представителя грузоотправителя медицинской справки и постельных принадлежностей. О нахождении на секции представителя грузоотправителя механик, ответственный за работу на секции, делает отметку в рабочем журнале ф. ВУ-85 и сообщает телеграммой в депо приписки. 2.3. Порядок действия механиков в случаях травматизма2.3.1. В случае травмирования одного из механиков, другой механик обязан после оказания первой помощи немедленно сообщить о случившемся дежурному по станции и вызвать медицинскую помощь. 2.3.2. После прибытия медицинских работников и определения тяжести травмы, полученной механиком, дать телеграмму в депо, службу вагонного хозяйства дороги приписки, указав дату, время травмирования механика, причину и тяжесть травмы, необходимость подсылки сменного механика. 2.3.3. В журнале ф. ВУ-85 делается запись с указанием даты, времени и местонахождения секции в момент получения травмы, обстоятельств, причин и тяжести полученной травмы, а также необходимости госпитализации пострадавшего. 2.4. Первая доврачебная помощь пострадавшему2.4.1. Для оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях на секции должна быть аптечка, укомплектованная медикаментами, перевязочными и другими материалами, перечень которых дан в приложении 1. Периодически содержание аптечки необходимо пополнять - медикаменты с истекшим сроком - заменять. Необходимые медикаменты выдаются в депо приписки по заявке механика, ответственного за работу на секции. 2.4.2. Механики должны знать местонахождения аптечки, уметь пользоваться медикаментами и оказывать первую помощь пострадавшему. 2.4.3. При поражении электрическим током в первую очередь необходимо быстро устранить соприкосновение пострадавшего с токоведущими частями. Для этого нужно отключить установку, которой он касается. Если невозможно быстро отключить установку, следует освободить пострадавшего от соприкосновения с токоведущими частями, используя сухую одежду, веревку, палку или другие сухие предметы, не проводящие электрический ток, можно взяться за его одежду (если она сухая и отстает от тела пострадавшего), избегая прикосновения к частям тела, не прикрытым одеждой, при этом следует действовать по возможности одной рукой. 2.4.4. После освобождения от воздействия электрического тока необходимо немедленно приступить к оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи: Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, то следует его уложить, расстегнуть одежду, пояс, обеспечить приток свежего воздуха и постараться привести в сознание: обрызгать лицо холодной водой, подносить к носу вату, смоченную нашатырным спиртом, растирать и согревать тело. Даже при отсутствии у пострадавшего признаков жизни необходимо немедленно принимать меры по оживлению: восстановить проходимость дыхательных путей (для чего открыть рот и очистить его полость от слизи, крови и инородных тел), при отсутствии дыхания - провести искусственное дыхание; при отсутствии сердцебиения и пульса - наружный массаж сердца. 2.4.5. Первая помощь при наружных кровотечениях направлена на временную остановку кровотечения до госпитализации пострадавшего. Остановку кровотечения производят несколькими способами: 1) наложением давящей повязки; 2) прижатием пальцами кровоточащего сосуда к кости; 3) прижатием кровоточащего сосуда путем фиксации конечности в определенном положении; 4) наложением жгута или закрутки. 2.4.6. При переломах и вывихах основная задача первой помощи - придать поврежденной конечности удобное неподвижное положение. Это необходимо не только для уменьшения болевых ощущений, но и для предупреждения добавочных повреждений окружающих тканей, смещения костных отломков. При открытом переломе перед наложением шин необходимо провести обработку раны спиртовым раствором йодной настойки и наложить стерильную давящую повязку или жгут, если в этом есть необходимость. 2.4.7. При термических ожогах необходимо срочно прекратить воздействие высокой температуры (погасить или сорвать с пострадавшего горящую одежду). Нельзя касаться руками обожженного участка кожи или смазывать его мазями, маслами, вазелином и т.д. Обожженную поверхность обработать одеколоном, после чего наложить сухую стерильную повязку. Не следует вскрывать пузыри или отрывать от ожоговой поверхности приставшие к ней остатки одежды. Ткань обрезать по границе ожога и наложить повязку на обожженный участок. 2.4.8. При ожогах, вызванных кислотами, обожженное место немедленно промыть под проточной водой в течение 10 - 15 мин. Можно обожаемую конечность опустить в емкость с чистой водой и интенсивно двигать ею в воде. Далее обожженное место промыть 10 % раствором питьевой соды (2 чайные ложки на стакан воды) или 5 % раствором марганцовокислого калия. Затем пораженные участки покрыть марлей. 2.4.9. При попадании кислоты или ее паров в рот или глаза, надо промыть (прополоскать) глаза и рот 5 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). 2.4.10. При ожоге щелочами пораженное место промыть проточной водой, затем раствором борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) или раствором пищевого уксуса, разбавленного водой в соотношении 1:1. Обожженный участок покрыть марлей, пропитанной раствором пищевого уксуса, разбавленного 1:1. 2.4.11. При попадании едкой щелочи или ее паров в глаза или рот следует промыть их раствором борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды). 2.4.12. При отравлении хладоном пострадавшего освободить от стесняющей дыхание одежды, согреть. Рекомендуется дать крепкий сладкий чай или кофе. При потере сознания необходимо поднести к носу ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом. При раздражении слизистой оболочки рекомендуется полоскание носа и горла 2 % раствором соды (1/2 чайной ложки на стакан воды) или водой. 2.4.13. При попадании хладона в глаза необходимо произвести обильное промывание глаз струей воды. Затем до оказания врачебной помощи надеть темные защитные очки. Глаза не забинтовывать и не накладывать на них повязок. 2.4.14. При попадании жидкого хладона на кожу может произойти обморожение. В этом случае следует опустить пораженную конечность в теплую воду 35 - 40 °С на 10 - 15 мин (в случае поражения большого участка кожного покрова тела принять горячий душ). Затем кожу осушить, прикладывая хорошо поглощающее воду полотенце. После этого наложить на поврежденный участок кожи марлевую повязку. В случае появления пузырей, их не вскрывать. 2.4.15. Приемы проведения искусственного дыхания, наружного массажа сердца, способы остановки кровотечения и наложения шин даны в приложении 2. 2.5. Требования производственной санитарии и личной гигиены2.5.1. При выполнении работ по обслуживанию секции механик должен быть одет в спецодежду. 2.5.2. Перед приемом пищи спецодежду надо снять и оставить в шкафу для «рабочей одежды», а затем вымыть руки. Принимать пищу необходимо только в кухне (салоне). 2.5.3. После окончания дежурства спецодежду очистить от пыли, принять душ или вымыть руки и лицо водой с мылом. 2.5.4. Индивидуальные шкафы для одежды содержать в чистоте. Запрещается хранить в шкафах посторонние предметы. 2.5.5. Чистую посуду, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) хранить в специальном шкафу на кухне. Шкафы для хранения посуды и столовых приборов должны содержаться в чистоте, занимать их другими предметами запрещается. Использованную посуду и столовые приборы моют горячей водой с применением нетоксичных моющих средств, допускаемых для мытья посуды. 2.5.6. Чистое постельное белье должно храниться в специально отведенном бельевом шкафу. Запрещается совместное хранение чистого и использованного белья. 2.5.7. В баки питьевой воды заправлять воду, пригодную для питья. Пить разрешается только кипяченую воду. 2.5.8. Мусор, пищевые отходы собирать в мусоросборники и на стоянке выносить в специально отведенные места. Выбрасывать мусор и отходы из вагонов на пути запрещается. 2.5.9. В вагоне должен находиться комплект уборочного инвентаря: веник, ведро для мусора, совок, ведра и тряпки для уборки полов и отдельно ведро и тряпки для туалета, ерши для мытья унитаза. 2.5.10. Чистоту в служебных помещениях вагона следует поддерживать, производя влажную уборку не реже одного раза в сутки. При уборке туалета необходимо применять моющие и дезинфицирующие средства. 2.5.11. В пути следования должен соблюдаться режим пользования туалетом. На стоянках при проходе крупных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов, пользоваться туалетом запрещается. 2.5.12. Механики должны не реже одного раза в неделю принимать горячий душ и производить смену нательного и постельного белья. 2.5.13. Во избежание вредного воздействия нефтепродуктов на кожу рук, руки следует покрыть защитной пастой для рук «Лано» ТУ 6-15-02-331-93 или кремом «Красная роза» ОСТ 1821-81. В случае сильного загрязнения рук нефтепродуктами необходимо для их удаления применять смывающую жидкость «СОЖ» ТУ 6-15-842-78 или очиститель рук «ОР» ТУ 6-40-5793417-06-88, а затем вымыть руки теплой водой с мылом. 2.5.14. При заправке холодильных установок хладоном или работе с полимерными клеевыми композициями на основе эпоксидных смол необходимо пользоваться респираторами РПГ-67А ГОСТ 12.4.004-74. 2.5.15. Бытовые холодильники один раз в две - три недели размораживать и мыть. Эмалированные поверхности мыть теплой водой с содой, алюминиевые и пластмассовые поверхности - теплой водой с мылом. Вымытый холодильник досуха вытереть мягкой тканью и проветрить в течение 30 - 40 мин. Скоропортящиеся продукты питания хранить в бытовом холодильнике, нескоропортящиеся продукты - в специально отведенном шкафу. 2.5.17. Периодически, не реже одного раза за поездку, перед заполнением баков свежей водой, остаток воды из водяных баков и водоподогревателя бытовых нужд слить, баки промыть путем одноразового налива и слива воды. 2.5.18. Вышедшие из строя ионизационные сигнализаторы, установленные на секциях ЦБ-5, из-за находящихся в них источников радиоактивных излучений не вскрывать, во избежание вредного воздействия на здоровье людей, а сдавать их в депо приписки. Нахождение механиков на расстоянии до 30 см от ионизационного сигнализатора допускается не более 8 часов в сутки, на расстоянии более 30 см ионизационный сигнализатор на человека не действует. 2.6. Спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты и сигнальные средства2.6.1. Для работы на секции механики рефрижераторного подвижного состава должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными приказом Министра путей сообщения от 18.09.90 г. № 25 Ц (перечень и сроки эксплуатации которых приведены в Приложении 3). 2.6.2. Спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту механиков, которым они выдаются. Кроме того, средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током должны быть проверены. Согласно техническим требованиям на индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током установлены следующие сроки проверок: 1) перчатки диэлектрические - один раз в полгода; 2) галоши диэлектрические - один раз в год; 3) коврик диэлектрический - один раз при получении его предприятием, а также при наличии механических повреждений. 2.6.3. Секции должны быть обеспечены сигнальными флажками и сигнальными фонарями. По мере выхода их из строя депо приписки обязано доукомплектовать секции сигнальными средствами по заявке механика, ответственного за работу на секции. 2.7. Ответственность механиков за нарушение требований техники безопасности2.7.1. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции является служебной обязанностью механиков рефрижераторных секций. 2.7.2. Ответственность за обеспечение требований безопасности труда на секции возлагается на механика, ответственного за работу на секции. 2.7.3. Ответственность за соблюдение безопасных методов труда при эксплуатации секций несут исполнители работ. 2.7.4. Нарушение требований настоящей Инструкции влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами МПС РФ. 3. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ3.1. При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования личной безопасности. 3.1.1. Выходить (входить) из вагона только после полной остановки секции. Перед выходом из служебного вагона или машинного отделения грузового вагона необходимо убедиться в отсутствии движущегося состава по параллельному пути, а также в отсутствии предметов на междупутии, препятствующих выходу из вагона. После этого повернуться лицом к вагону, взяться за поручни, закрыть дверь и спуститься по ступеням. Прыгать с подножки вагона запрещается. 3.1.2. При наличии в руках груза соблюдать следующий порядок: - перед выходом из вагона закрепить открытую дверь, поставить груз, спуститься вниз, снять груз, закрыть дверь, предварительно открепив ее; - при входе в вагон с грузом открыть дверь, закрепить ее, поставить груз на пол вагона, затем подняться в вагон. 3.1.3. При переходе через пути убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а затем, не наступая на рельсы и концы железнодорожных шпал, переходить пути только под прямым углом. 3.1.4. При необходимости пройти вдоль путей на перегонах, идти только по обочине пути, а на станции - по обочине пути или посредине междупутья по специально установленному маршруту. При этом надо следить за движущимися поездами, маневровыми составами и локомотивами, а также обратить внимание, нет ли предметов выступающих за очертания габарита подвижного состава. Хождение внутри колеи и по концам шпал запрещается. Нахождение на междупутье при следовании поездов по смежным путям запрещается. 3.1.5. Обходить стоящие на путях группы вагонов или локомотивов следует на расстояние не менее 5 м от стоящего подвижного состава. Между расцепленными вагонами разрешается проходить, если расстояние между ними не менее 10 м, проходить следует посередине разрыва, при этом необходимо убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп. 3.1.6. Запрещается: - при переходе путей подлезать под вагонами или автосцепками; - переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом; - переходить пути на сортировочных горках; - становиться или садиться на рельсы; - подниматься на подножки вагонов и локомотивов и сходить с них при движении состава, а также находиться на подножках во время движения; - переходить стрелочные переводы в местах расположения остряков и скреплений стрелочных переводов; - во время движения поезда открывать наружные двери и работать на приставных лестницах и находиться в грузовых помещениях вагонов. 3.2. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог запрещается: - приближаться к неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м; - притрагиваться к оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет; - касаться посторонних предметов (отрезки проволоки, веревок, тросов и т.д.), находящихся на проводах контактной сети; - влезать на крышу вагона. 4. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ4.1. Общие требования4.1.1. Заступая на дежурство механик обязан проверить: - надежность крепления защитных ограждений на дизель-генераторе; - исправность теплоизоляционных кожухов на выхлопных коллекторах дизелей, теплообменных аппаратов и трубопроводов холодильных установок; - отсутствие посторонних предметов в дизельном, аппаратном и машинном отделениях вагонов и на оборудовании; - отсутствие масляных пятен на оборудовании и полу. При обнаружении следов масла или топлива вытереть насухо. Использованный обтирочный материал убрать в металлический ящик с крышкой; - наличие и исправность инструмента, переносных светильников, диэлектрических ковриков, диэлектрических перчаток и других приспособлений, необходимых при работе с оборудованием. 4.1.2. При техническом обслуживании и ремонте оборудования запрещается: - подходить к работающим механизмам в расстегнутой одежде, касаться и производить какие-либо работы у вращающихся частей машин, ремонт фланцевых соединений и вентилей при работающем оборудовании; - пользоваться открытым пламенем в дизельном, машинном и аккумуляторном отделениях вагонов; - приступать к ремонту какого-либо оборудования без уведомления механика, ответственного за работу на секции; - находиться под оборудованием, находящимся в приподнятом положении, применять случайные подпорки и подкладки под оборудование; - оставлять на работающем оборудовании инструмент и другие посторонние предметы; - снимать защитные ограждения во время работы оборудования и оставлять их незакрепленными после ремонта; - производить ремонтные работы на работающем оборудовании; - применять манометры и электроизмерительные приборы с отсутствующими пломбами (клеймами) и с просроченным сроком поверки, а также с разбитыми стеклами и трещинами в корпусе; - прикасаться к проводам, заземлениям, к частям оборудования во время работы электрооборудования; - эксплуатировать запорную арматуру с поврежденными сальниками. 4.1.3. При нахождении секции на пути, имеющем уклон, во избежание самопроизвольного ухода секции, обслуживающая бригада должна убедиться, что секция заторможена ручным тормозом, а под колеса уложены тормозные «башмаки». 4.2. Требования безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте дизельного оборудования4.2.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию или текущему ремонту дизель-генераторов или дизельного оборудования необходимо выполнить следующие работы: - отключить напряжение питания агрегатов (воздушный компрессор, центробежный топливный насос и др.), остановить дизель-генераторы, а также отключить стартерные аккумуляторные батареи; - проверить надежность соединения нулевой фазы генератора с заземляющим контуром; - закрыть запорный вентиль пускового трубопровода на баллоне (система пуска дизеля сжатым воздухом) и стравить остаток сжатого воздуха из пускового трубопровода; - проверить исправность электрического или слесарного инструмента, согласно требованиям, изложенным в п.п. 4.7.7. 4.2.2. При эксплуатации, техническом обслуживании, а также при текущем ремонте дизель-генераторов и дизельного оборудования запрещается: - производить ремонтные работы и устранять течь топлива, масла, воды путем подтяжки штуцеров, гаек и болтов, подтягивать гайки шпилек крепления головок цилиндров, производить регулировку клапанного механизма, соединять трубопроводы на работающем оборудовании, а также устранять утечку воздуха при наличии сжатого воздуха в пусковой магистрали дизеля; - проворачивать коленчатый вал дизеля при помощи электростартера (пневмостартера) при незажатых форсунках (свечах накаливания), а также без предупреждения окружающих людей; - производить пуск дизеля с помощью легковоспламеняющихся веществ (бензина, эфира и др.); - производить заправку расходного топливного бака при работе дизель-генератора, расположенного рядом с расходным баком. 4.2.3. После проведения технического обслуживания или текущего ремонта дизель-генератора или дизельного оборудования необходимо проверить надежность крепления защитных ограждений дизель-генератора и других узлов или агрегатов, которые подвергались демонтажу в процессе текущего ремонта. Затем ликвидировать следы пролитого масла или топлива в дизельном помещении и убрать использованный обтирочный материал в металлический ящик, крышка которого должна плотно закрываться. 4.2.4. Запуск дизель-генератора разрешается производить только после того, как будут прекращены все работы на дизельном, холодильном оборудовании, а также в других местах, куда подается напряжение 220 В. 4.3. Требования техники безопасности при техническом обслуживании аккумуляторных батарей4.3.1. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей следует производить в защитных очках, резиновых кислотощелочестойких перчатках и кислотостойком фартуке. 4.3.2. Перед началом технического обслуживания аккумуляторных батарей на секции постройки БМЗ необходимо убедиться в исправности вытяжной вентиляции, а на секции типа ЦБ-5 проверить чистоту вентиляционных отверстий в подвагонном ящике. 4.3.3. Отсоединять (подсоединять) аккумуляторы к зарядному устройству при их зарядке следует только после снятия напряжения с зарядного устройства. 4.3.4. При работе с нагрузочной вилкой во избежание ожога не прикасаться к резистору нагрузочной вилки. 4.3.5. В случае попадания электролита или серной кислоты на кожу, в глаза или рот действовать в соответствии с п.п. 2.5.8. - 2.5.11. настоящей инструкции. 4.3.6. При работе с аккумуляторными батареями запрещается: - прикасаться руками без диэлектрических перчаток к токоведущим частям (выводам, контактам и электропроводам с поврежденной изоляцией); - проверять наличие напряжения на выводах аккумуляторов путем короткого замыкания; - контролировать уровень электролита в банках с помощью открытого пламени для подсветки. 4.4. Требования техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании холодильных установок4.4.1. Все работы по техническому обслуживанию холодильных установок производить только во время стоянки секции. 4.4.2. Перед пуском холодильной установки механик обязан удостовериться в отсутствии утечки хладона во всех элементах холодильной установки с помощью течеискателя типа ГТИ или галоидной лампы. 4.4.3. Вскрывать хладоновые компрессоры, аппараты, трубопроводы разрешается только в защитных очках, после того, как давление хладона будет понижено до атмосферного и останется постоянным в течение не менее 20 мин. 4.4.4. Замену сальниковой набивки запорной арматуры разрешается производить только после понижения давления хладона на поврежденном участке до атмосферного и отключения этого участка от системы. 4.4.5. Перед сваркой и пайкой теплообменных аппаратов или трубопроводов следует удалить из них хладон и отсоединить от магистрали. 4.4.6. Сварка и пайка должны производиться с соблюдением противопожарных правил, при открытых жалюзях и дверях. 4.4.7. В процессе заполнения хладоагентом холодильной установки участвуют не менее двух механиков секции, одетых в защитные очки и резиновые или хлопчатобумажные перчатки. 4.4.8. Перед заполнением системы хладоном-12 необходимо удостовериться в том, что в баллоне содержится именно хладон-12 (по паспорту баллона). Запрещается добавление к хладону-12 других холодильных агентов. 4.4.9. Открывать колпачковую гайку на ниппеле вентиля баллона разрешается только в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона направлять в противоположную сторону от работающих. 4.4.10. Проверить исправность запорного вентиля баллона. Баллоны с неисправными запорными вентилями использовать запрещается. Соединение баллона с заправочным вентилем ДУ-6 холодильной установки производить посредством медной трубки или маслобензостойкого шланга, испытанного на прочность и плотность давлением 1,6 - 2,0 МПа, баллон должен иметь неистекший срок службы. При заполнении системы хладоном не допускать повышения давления на нагнетательной стороне более 1,2 МПа, а на всасывающей - более 0,6 МПа. 4.4.11. При обслуживании холодильного оборудования запрещается: - нагревать баллоны с хладоном; - оставлять баллоны с хладоном, присоединенными к системе холодильной машины дольше, чем это необходимо для заполнения или удаления хладона из системы; - производить заполнение системы хладоном при закрытом выходном вентиле на ресивере. 4.5. Требования техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования4.5.1. Техническое обслуживание и ремонт энергосилового оборудования должно производиться при неработающих дизель-генераторах, при этом вагоны секции не должны быть подключены к постороннему источнику питания. На главном щите дизельного вагона должна быть повешена табличка «Не включать. Идут работы». 4.5.2. Все электросоединения (штеккеры) силовых цепей и цепей управления должны соединяться (отсоединяться) при отсутствии на них напряжения. Проверку отсутствия напряжения производить переносным вольтметром или указателем напряжения. Отсутствие напряжения проверить между всеми фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям. 4.5.3. При сцепке секции установку межвагонных электрических соединений следует начинать от крайних вагонов. При расцепке вагонов в первую очередь съем межвагонных электросоединений производить с торцевых стен дизельного вагона. Снятые межвагонные электросоединения закрепить (по возможности) на холостые токоприемники. 4.5.4. Запрещается при зачистке или обезжиривании коллектора (контактных колец) генератора проворачивать вал якоря (ротора) путем запуска дизеля или с помощью электростартера дизеля. 4.5.5. При эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования запрещается: - пользоваться пускателями, кнопками, реле с открытыми, поврежденными крышками, разбитыми штепсельными розетками, разъемами; - заменять плавкие вставки предохранителей не типовыми, не соответствующими номинальному току потребителей; - применять временную электропроводку; - производить какие-либо работы с электросоединениями без снятия напряжения во всех магистральных цепях. 4.6. Требования техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании секции4.6.1. Двери вагонов в процессе эксплуатации, за исключением погрузки, выгрузки, должны быть закрыты. При необходимости держать двери на стоянках открытыми, их следует зафиксировать от самопроизвольного закрывания. В период выполнения грузовых операций, а также при ремонте внутреннего оборудования грузового вагона, двери грузового помещения должны быть зафиксированы в открытом положении стопорными рычагами. Периодически необходимо следить за состоянием верхнего и нижнего направляющего рельса, ролик двери (прислонного типа) не должен выходить из верхнего и нижнего направляющего рельса более чем на 50 % своей высоты. Имеющееся в салоне дизельного вагона окно для «экстренного выхода» должно использоваться обслуживающим персоналом при возникновении опасности для их жизни. 4.6.2. В аккумуляторном отделении (секции П.О.БМЗ) дефлектора и отверстия в торцевой стене должны быть всегда открыты. 4.6.3. При расцепке и сцепке межвагонных электросоединений пользоваться откидными площадками, расположенными на торцевых стенах вагонов. Вставать на автосцепку запрещается. При движении секции площадки на торцевых стенах должны быть закреплены защелками в вертикальном положении. 4.7. Требования техники безопасности при работе с инструментом4.7.1. При работе с электроинструментом применение средств индивидуальной защиты (приложение 3) является обязательным. 4.7.2. Электроинструмент, питающийся от сети, должен иметь исправный несъемный гибкий кабель (шнур) со штепсельной вилкой. Гибкий кабель электроинструмента не должен иметь истираний и перегибов. Работа с неисправным электроинструментом не допускается. 4.7.3. Переносной ручной электрический светильник должен иметь стеклянный колпак, защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой. Токоведущие части патрона и лампы должны быть закрыты. 4.7.4. При пользовании светильником провод не должен касаться влажных, горячих и масляных поверхностей. 4.7.5. Периодически, не реже одного раза в десять дней, необходимо проверять отсутствие обрыва проводов у электроинструмента и у переносного электросветильника. Проверку производить ампервольтомметром, находящимся на секции. Отсутствие короткого замыкания на корпус и состояние изоляции проводов электроинструмента и переносного электрического светильника необходимо производить мегаомметром напряжением 500 В. 4.7.6. Перед началом работы с электроинструментом и переносными светильниками проверить: - комплектность и надежность крепления деталей; - исправность цепи заземления (между корпусом машины и заземляющим контактом штепсельной вилки); - исправность подводящего кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и щеткодержателей, а также наличие защитных кожухов и их исправность; - исправность выключателя при работе инструмента на холостом ходу. Касаться руками вращающихся частей инструмента запрещается. 4.7.8. Запрещается оставлять без надзора электроинструмент, включенный в сеть. 4.7.9. Регулировать электроинструмент следует после отключения его от сети и полной остановки. 4.7.10. Если во время работы обнаружится неисправность электроинструмента или работающий с ним почувствует действие тока, работа должна быть немедленно прекращена. 4.7.11. При работе с электропаяльником необходимо иметь подставку для электропаяльника. Рабочее место, где проводятся паяльные работы, должно быть хорошо освещено. Не допускается оставлять без присмотра паяльник, включенный в электросеть. 4.7.12. Ручной слесарный инструмент, приспособления необходимо содержать в чистоте, исправном состоянии и применять только по назначению. 4.7.13. Слесарные тиски должны быть прочно закреплены на верстаке; губки тисков должны иметь насечку, плотно сходиться от винта без дополнительных закладок. 4.7.14. Работа с инструментом, рукоятки которого насажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец не допускается. 4.7.15. Инструмент ударного действия (бородки, керны, крейц-мейсели и др.) должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. 4.7.16. При работах инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц. 4.7.17 Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки) зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта. 4.7.18. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. На рукоятке должен быть указан размер ключа. Наращивать гаечные ключи трубками или другими ключами запрещается. 4.8. Требования техники безопасности при экипировке4.8.1. На каждом экипировочном пункте должна быть местная инструкция по технике безопасности, которую механики обязаны выполнять. 4.8.2. При экипировке топливом один из заправочных штуцеров, расположенных на раме вагона, должен быть закрыт. При заполнении топливных баков контролировать уровень заполнения бака, для чего необходимо периодически выключать топливный насос, т.к. при быстром поступлении топлива происходит его вспенивание и перелив при не полностью заполненных баках. Не допускается попадание дизельного топлива и масла на изоляцию проводов и приборов электрооборудования. 4.8.3. При экипировке секции запрещается. - приступать к экипировке при отсутствии одного из членов бригады секции; - запускать дизель-генераторы при экипировке секции дизельным топливом; - оставлять заправочный шланг подсоединенным к секции по окончании экипировки дизельным топливом; - производить обогрев сливных труб и заправочных штуцеров открытым пламенем; - курить. 5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ1) проверка затяжки болтов автосцепок, расцепка и сцепка вагонов; 2) разъединение междувагонных электрических соединений; 3) открытие и закрытие дверей грузовых вагонов, смазка шарниров и элементов дверного запора; 4) работы, выполняемые на крыше вагона при осмотре и ремонте глушителей, дефлекторов, телевизионной антенны, чистка труб котла отопления и плиты для приготовления пищи; 5) экипировка секции топливом, хладоном, водой на экипировочных пунктах или от передвижных топливозаправщиков; 6) контроль температуры воздуха в грузовых вагонах по переносной термостанции (при нахождении секции в составе поезда); 7) техническое обслуживание и ремонт оборудования, расположенного под вагоном (подвагонный генератор, выпрямитель, сливные отверстия вагонов, подвагонные аккумуляторные батареи секции типа ЦБ-5 и т.д.); 8) техническое обслуживание холодильных установок в машинных отделениях грузовых вагонов; 9) ремонт холодильных установок с вскрытием системы циркуляции хладона; 10) техническое обслуживание электрооборудования дизельного вагона и электрощитов машинных отделений грузовых вагонов. 5.2. При выполнении работ, указанных в п. 5.1, а также при ремонте или техническом обслуживании оборудования секции, расположенного снаружи вагона, механик, ответственный за работу секции, обязан подать письменную заявку дежурному по станции (маневровому диспетчеру) на ограждение секции. Ограждение секции производят работники станции. До начала работ механик, ответственный за работу на секции, должен получить письменное разрешение на производство работ от дежурного по станции (маневрового диспетчера), а затем лично убедиться в наличии ограждения. 6. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ6.1. Механики обязаны четко знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару. 6.2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, наличие и исправность средств пожаротушения на рефрижераторной секции возлагается на механика, ответственного за работу на секции. Каждый механик обязан знать место расположения на секции средств пожаротушения. При приеме дежурства дежурный механик обязан проверить наличие и исправность (внешним осмотром) противопожарного инвентаря и средств пожаротушения. О всех замеченных недостатках дежурный механик докладывает механику, ответственному за работу на секции. 6.3. Каждая секция должна быть обеспечена исправными средствами пожаротушения в соответствии с «Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения» № ЦУО-4607. Перечень средств пожаротушения для рефрижераторных секций дан в приложении 4. 6.4. В целях повышения противопожарной безопасности ряд секций оборудованы системами пожарной сигнализации, которые должны работать в автоматическом режиме и при обнаружении датчиками дыма или огня подавать звуковой сигнал тревоги. Бригада должна ежедневно проверять по пульту управления включение системы пожарной сигнализации (отключать сигнализацию запрещено). По световым сигналам пульта управления проверять отсутствие неисправностей. О проведенных проверках сделать запись в рабочем журнале ф. ВУ-85. 6.5. При срабатывании пожарной сигнализации определить место загорания и действовать согласно требованиям, изложенным в подразделе 7.1. настоящей инструкции. 6.6. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава необходимо выполнять следующие требования пожарной безопасности - хранить баллоны с хладоагентом, в том числе и пустые, только в установленных местах; - ежедневно проверять целостность масляных и топливных трубопроводов, при обнаружении течи немедленно устранять неисправность, а разлитую жидкость собирать и удалять из вагона; - при заправке дизельным топливом и маслом секции следить за тем, чтобы не было перелива или подтекания топлива и масла; - после заправочных работ краны (вентили), заправочные горловины баков должны быть плотно закрыты; - масла и другие смазочные материалы хранить в установленных местах, в металлической таре с плотно закрывающейся крышкой; - обтирочные материалы хранить в установленных местах в металлических ящиках с крышками; - не допускать нахождения горюче-смазочных материалов, обтирочных концов (ветоши) в поддонах, установленных под дизель-генераторными установками; - в сроки, установленные для технического обслуживания электрооборудования секции, проверять исправность включения каждого аппарата, отсутствия заеданий подвижных частей, надежность крепления аппарата и присоединенных к ним проводов; - систематически контролировать состояние аппаратов защиты от коротких замыканий; - не допускать использование неисправных электроинструментов; - при разжигании горелки котла или кухонной плиты, работающей на жидком топливе, а также в период ее горения количество подачи топлива должно быть отрегулировано так, чтобы оно сгорало в горелке полностью; - при неработающей горелке кухонной плиты или котла отопления запорный и регулировочный вентили должны быть закрыты, подтекание топлива из отверстий кольца горелки не допускается. 6.7. При эксплуатации рефрижераторного подвижного состава запрещается: - пользоваться открытым огнем при осмотре аккумуляторов, при работах на энергосиловом оборудовании, при экипировке дизельным топливом, при обогреве труб отопления, масляных и топливных трубопроводов; - курить в машинном, дизельном и аккумуляторном отделениях, а также вблизи аккумуляторных батарей и в период заправочных операций топливом и хладагентом; - оставлять работающие кухонную плиту и котел водяного отопления без присмотра; - использовать для освещения свечи и керосиновые фонари или другие источники открытого огня; - загромождать проходы, выходы и подступы к аппаратам электрооборудования и средствам пожаротушения; - применять временную электропроводку, пользоваться переносными лампами напряжением более 52 В в машинном и дизельном помещениях, устанавливать в качестве защиты электроцепей нетиповые вставки (жучки); - развешивать спецодежду и другие предметы на электродвигателях, генераторах, дизелях, выхлопных трубах дизелей и на действующих электроотопительных приборах; - складывать какие-либо предметы в электрощитовой (аппаратной); - использовать средства пожаротушения не по назначению; - эксплуатировать неисправные дизель-генераторные установки, кухонную плиту и котел отопления; - при текущем ремонте производить сварочные работы на топливных баках и топливопроводах без предварительной их промывки и принятия мер пожарной безопасности. 6.8. Перед розжигом котла отопления или кухонной плиты проверить: - отсутствие топлива в поддоне; - отверстия в кольце горелки котла (при необходимости прочистить); - отсутствие топлива на боковой стенке плиты (выходном патрубке); - состояние топливопроводов, регулирующего (игольчатого) вентиля, подтекание топлива не допускается. 6.9. Периодически (не реже, чем через 20 - 30 мин) контролировать работу котла отопления: - состояние пламени горения; - цвет отходящих дымовых газов (во время стоянки); - отсутствие топлива в поддоне; - температуру воды на выходе из котла, которая не должна превышать 95 °С. 6.10. Запрещается оставлять без присмотра кухонную плиту во время ее работы. 6.11. При нахождении секции в составе сформированного поезда или в период проведения маневров на станции (особенно при толчках) контролировать состояние пламени горения. При срыве пламени немедленно закрыть регулирующий вентиль, собрать топливо, если имеется его перелив. Места попадания топлива вытереть насухо. Повторный розжиг горелки котла отопления производить после остывания, но не ранее, чем через 30 мин. 6.12. При обслуживании котла отопления и кухонной плиты запрещается: - использовать для розжига котла бензин или масла; - производить очистку котла (плиты) во время их работы; - производить розжиг котла (плиты) при наличии топлива в поддоне; - рассверливать калиброванное отверстие в дозаторе топлива, увеличивая количество подаваемого топлива; - открывать регулирующий вентиль при неработающем котле отопления, кухонной плите. 6.13. Очистку дымоходов котла отопления (кухонной плиты) производить при неработающем котле (плите). 6.14. При работе плиты и котла отопления (секции П.О.БМЗ) запрещается держать одновременно открытыми двери между дизельным и щитовым помещениями, а также между щитовым помещением и кухней (для предотвращения нарушения тяги в котле отопления и кухонной плите). 7. ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИКОВ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ7.1. Порядок действия механиков при пожаре7.1.1. При возникновении пожара дежурный механик обязан: - сообщить отдыхающему механику о пожаре; - при работающем оборудовании аварийно остановить дизель, перекрыть вентили подачи топлива; - снять напряжение с магистральных цепей аккумуляторной батареи; - на секции П.О.БМЗ выключить автоматические выключатели в аппаратной или снять предохранители, установленные в служебном помещении на перегородке аккумуляторного отделения; - на секции ЦБ-5 снять предохранители на блоке выпрямителя или в подвагонном аккумуляторном ящике; - закрыть окна и двери; - приступить к тушению пожара. Правила пользования огнетушителями даны в приложении 5. 7.1.2. При пожаре в пути следования, механик, ответственный за работу на секции, останавливает поезд стоп-краном (запрещается останавливать поезд в тоннелях, на мостах или под мостами, на путепроводе и в других местах, препятствующих организации тушения поезда и эвакуации людей). По локомотивной связи через машиниста локомотива сообщает в ближайшую пожарную команду. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении секции в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен после проследования этих мест. 7.1.3. После остановки поезда межвагонные электросоединения и тормозные рукава горящего вагона отсоединить, вынуть болты автосцепки. 7.1.4. После локализации пожара механик, ответственный за работу на секции, делает отметку в журнале ф. ВУ-87 о пожаре с указанием места нахождения секции, даты и времени обнаружения пожара, степени повреждения вагонов и оборудования, травмирования людей. 7.1.5. О пожаре на секции, повреждении и ущербе, нанесенном пожаром, механик, ответственный за работу на секции, информирует телеграммой депо и дорогу приписки секции, отдел военизированной охраны дороги местонахождения и Главное управление вагонного хозяйства МПС РФ. 7.2. Порядок действия механиков при авариях и крушении7.2.1. При аварии и крушении на железнодорожных путях механик обязан: - аварийно остановить дизель-генераторы (при работающем оборудовании); - перекрыть все вентили подачи топлива к дизелям, плите и котлу отопления; - отключить магистральные провода аккумуляторных батарей; - оказать первую медицинскую помощь пострадавшим; - вызвать медицинскую помощь. 7.2.2. Оградить место происшествия имеющимися сигнальными средствами в соответствии с «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» № ЦРБ/176. 7.3. Действия механиков при обнаружении обрыва проводов контактной сети7.3.1. При обнаружении обрыва проводов контактной сети, пересекающих железнодорожные пути, а также свисающих с проводов контактной сети посторонних предметов, механики обязаны немедленно сообщить об этом на ближайший пункт дистанции контактной сети, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру и до прибытия бригады дистанции контактной сети оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 10 м. Во избежание несчастных случаев запрещается приближаться к оголенным или оборванным проводам и тем более касаться их. 7.3.2. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при следовании поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки, согласно требованиям «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» № ЦРБ/176 как место препятствия. 7.4. Порядок остановки дизеля в случае его «разноса»7.4.1. При «разносе» дизеля необходимо немедленно выполнить операции в следующей последовательности: - выключить подачу топлива (установить рукоятку топливного насоса в положение «стоп»); - максимально нагрузить дизель и перекрыть поступление воздуха во всасывающий тракт дизеля. 7.4.2. Повторный запуск дизеля после «разноса» разрешается только после устранения причины, вызвавшей неисправность дизеля. 7.4.3. О случившемся делается запись в журнале учета неисправностей оборудования ф. ВУ-87. Инструкцию разработали: Ведущий конструктор А.Г. Шехт Инженер-конструктор I кат. Л.И. Баринова Инженер-конструктор II кат. И.А. Горохова Инженер-конструктор II кат. И.А. Бобкина ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИКАМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В
ПАМЯТКА Таблетка валидола 0,06 г. Применяют при острых болях в области сердца. Таблетку кладут под язык. Настойка валерианы. Применяют как успокаивающее средство при нервном возбуждении, бессонице, неврозах сердца по 20 - 30 капель на прием, 3 - 4 раза в день. Таблетки кислоты ацетилсалициловой 0,5 г. (таблетки аспирина 0,5 г). Противовоспалительное средство применяют при невралгиях, мигрени, лихорадочных состояниях, простуде по 1 - 2 таблетки 3 - 4 раза в день. Не применять при язвенной болезни желудка. Таблетки амидопирина и анальгина по 0,25 г. (таблетки пирамидона и анальгина по 0,25 г). Жаропонижающее, болеутоляющее и противовоспалительное средство. Применяют при болях различного происхождения (головные боли, невралгии), лихорадочных состояниях, гриппе по 1 таблетке 2 - 3 раза в день. Таблетки угля активированного 0,5 г. (карболен). Применяют при скоплении газов в кишечнике (метеоризме) по 1 - 3 таблетки 3 - 4 раза в день. Желудочные таблетки - антиоцид Б (экстракт красавки, гидрокарбонат натрия, гидрокарбонат висмуса, нитрат основной). Оказывает болеутоляющее действие при заболевании органов брюшной полости, а также некоторое обеззараживающее действие на кишечную флору. Принимают по 1 таблетке 3 раза в день. При остром заболевании органов брюшной полости необходимо обратиться к врачу, так как самостоятельный прием таблеток может смазать клиническую картину болезни. Гидрокарбонат натрия в порошке (сода двууглекислая). Применяют при изжоге на кончике ножа на прием. Калия перманганат. Применяют наружно в водных растворах для промывания ран, полосканий рта и горла (раствор розового цвета). Кислота борная. Применяют для полоскания рта, зева и промывания глаз. Одну чайную ложку кислоты растворяют в стакане теплой воды. Лейкопластырь бактерицидный. Применяют для лечения ссадин, порезов, трофических язв и небольших ран после ожогов. Способ применения: снять защитную пленку, на рану положить марлевый тампон и приклеить. Раствор йода спиртовой 5 %-ный, настойка йода 5 %-ная. Применяют наружно как антисептическое средство. Раствор аммиака 10 %-ный в ампулах (нашатырный спирт). Применяют как раздражающее кожу и отвлекающее средство для вдыхания при обмороке, угаре; внутрь при опьянении (5 - 10 капель в рюмке воды). Вазелин борный. Применяют для смягчения кожи, оказывает антисептическое действие. Ванночка глазная. Для промывания глаз при засорении. Жгут кровоостанавливающий (Эсмарха). Применяют при временной остановке кровотечения из артерий конечностей. Обычно накладывают выше места ранения, несколько раз обертывают вокруг конечности и закрепляют с помощью крючка и цепочки. Жгут должен быть наложен не более, чем на 2 часа. Шина. Наложить при переломе или вывихе. Таблетки от кашля. Применяют при кашле. Гидропирит. Применяют как антисептическое средство. Растворить одну таблетку в стакане воды. Требования, предъявляемые к упаковке аптечки первой помощи. Предназначается для оказания первой помощи на производстве, в дороге, в полевых и домашних условиях. Лекарственные средства целесообразно разделить на внутренние, наружные и перевязочный материал. В аптечке должно иметься резервное место для дополнения специфических для разных условий медицинских средств. Упаковка аптечки должна обеспечивать полную сохранность лекарств в ней. ПРИЛОЖЕНИЕ 21. ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ Прежде, чем приступить к проведению искусственного дыхания, необходимо убедиться в проходимости дыхательных путей. Для этого пострадавшего положить на спину, освободить от стесняющей одежды, голову запрокинуть назад, открыть пострадавшему рот, очистить от крови, слизи (если в этом есть необходимость) и с помощью куска бинта или ткани вытянуть язык наружу. Удерживая и оттягивая вниз язык и нижнюю челюсть, произвести искусственное дыхание способом «изо рта в рот» и «изо рта в нос» (рис. 1 и 2). Оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего через платок, охватывая своим ртом весь рот пострадавшего. Если челюсти пострадавшего сжаты и открыть рот не удается, искусственное дыхание производят «изо рта в нос». При этом одну руку положить на темень пострадавшего, голову держать запрокинутой, а другой рукой приподнимать челюсть и закрывать рот. Делается глубокий вдох и, охватив губами через платок нос пострадавшего, вдувает в него воздух. Если во время выдоха грудная клетка пострадавшего спадает мало, то рот на это время приоткрывают. В одну минуту делают 10 - 12 вдуваний. При появлении у пострадавшего первых слабых самостоятельных вдохов искусственный вдох приурочивают к самостоятельному. Искусственное дыхание прекращают когда восстанавливается собственное глубокое ритмичное дыхание пострадавшего. Искусственная вентиляция легких способом «рот в рот» Рис. 1 Искусственная вентиляция легких способом «рот в нос» Рис. 2 2. НАРУЖНЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА Наружный (непрямой) массаж сердца проводится одновременно с искусственным дыханием. Пострадавший должен лежать на спине на жесткой поверхности (можно подложить под спину доску). Грудную клетку освобождают от одежды, определяют конец грудины. Оказывающий помощь кладет нижнюю часть ладони одной руки на нижнюю часть грудины, поверх этой руки кладет под прямым углом другую руку и надавливает на грудную клетку пострадавшего. Делать это надо быстрыми толчками, чтобы сместить нижнюю часть грудины вниз на 3 - 4 см. (у полных людей на 5 - 6 см.). Надавливание на грудину не должно быть чрезмерно сильным во избежание перелома ребер и грудины. Надавливание (толчки) в грудину повторяют примерно 1 раз в секунду. Меньшее число надавливаний достаточного кровотока не создает. После каждого надавливания на грудину, быстро отнимают руки от грудной клетки пострадавшего, давая ей возможность расправиться. Если помощь пострадавшему оказывает 1 человек, то он должен чередовать массаж сердца и искусственное дыхание после двух вдуваний воздуха делать 15 надавливаний на грудную клетку (рис. 3 и 4). О восстановлении деятельности сердца у пострадавшего судят по появлению у него собственного, не поддерживаемого массажем, регулярного пульса. Для проверки пульса через каждые 2 мин. на 2 - 3 сек. прерывают массаж. Значительно легче осуществлять наружный массаж сердца и искусственное дыхание вдвоем (рис. 5), соблюдая цикл: на 60 нажатий в минуту в области сердца 12 вдохов. Положение рук и поза проводящего наружный массаж сердца Рис. 3
После появления признаков оживления наружный массаж сердца и искусственное дыхание следует продолжать еще в течение 5 - 10 мин. приурочивая вдувание к моменту собственного вдоха пострадавшего. 3. СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ 1) Наложение давящей повязки (рис. 6). Кровоточащую рану закрыть стерильным перевязочным материалом, сложенным в комочек, и придавить сверху не касаясь пальцами самой раны и держать в течение 4 - 5 мин, если кровотечение не остановится, то не снимая наложенного материала, поверх него наложить еще одну подушечку или кусок ваты и забинтовать, с некоторым нажимом. 2) Прижатие пальцами кровоточащего сосуда к кости (рис. 7). На человеческом теле есть ряд мест, где можно сдавить кровеносные сосуды. Кровотечение из сосудов нижней части лица останавливают прижатием челюстной артерии к краю нижней челюсти, а кровотечение из виска и лба - прижатием височной артерии впереди уха. Кровотечение из больших ран головы и шеи можно остановить, придавливая сонную артерию к шейным позвонкам. Кровотечение из ран подмышечной впадины и плеча останавливают прижимая подключичную артерию к кости в надключичной ямке. При кровотечении из предплечья прижимают плечевую артерию посередине плеча. При кровотечении из кисти и пальцев прижимают две артерии в нижней трети предплечья у кисти. Наложение давящей повязки на артерию Рис. 6 Место прижатия артерий Рис. 7 1 - схема расположения магистральных артерий, 2 - левой и правой сонных, 3 - подключичной, 4 - наружной челюстной, 5 - височной, 6 - 7 - плечевой, 8 - подмышечной Кровотечение из нижних конечностей останавливают придавливанием бедренной артерии к костям таза. Кровотечение из стопы можно остановить прижатием артерии, идущей по тыльной части стопы. Придавливать пальцами кровоточащий сосуд следует достаточно сильно. 3) Прижатие кровоточащего сосуда путем фиксации конечности в определенном положении (рис. 8). У пострадавшего засучить рукав или брюки, сделать комок из любой материи, вложить его в ямку, образующуюся при сгибании сустава, расположенного выше места повреждения, затем согнуть над этим комком сустав до отказа, зафиксировав его в таком положении. 4) Наложение жгута или закрутки (рис. 9). При наложении жгута или закрутки следует соблюдать следующие правила: - жгут (закрутку) надо накладывать только в тех случаях, когда это необходимо (при сильном кровотечении из артерии конечностей); - до момента наложения жгута и при его наложении конечность необходимо держать приподнятой во избежание ее отека; - при наложении жгута, для предупреждения ущемления кожи, под жгут подкладывают мягкую ткань (полотенце, одежду и др.); - жгут нельзя накладывать в местах воспалительного процесса; - жгут накладывают выше места кровотечения. Прижатие кровоточащего сосуда фиксацией конечностей в положении максимального сгибания Рис. 8 Техника наложения жгута и закрутки Рис. 9 Правильно наложенный жгут немедленно останавливает кровотечение. Ниже наложенного жгута конечность бледнеет и пульс не прощупывается. Следует помнить, что сильно затянутый жгут может оказаться причиной развития паралича или омертвения конечностей. После наложения жгута конечность должна находится в полном покое. Жгут можно не снимать в течение 1,5 - 2 часов, после чего его необходимо снять на 10 - 15 мин, затем вновь наложить выше или ниже того места, где он находился. При временном снятии жгута следует предупредить кровотечение пальцевым прижатием артерии. Для контроля длительности наложения жгута, под жгут или на одежду пострадавшего прикрепить записку с указанием числа, месяца, часов и минут наложения жгута. 4. НАЛОЖЕНИЕ ШИНЫ При наложении шины необходимо соблюдать следующие требования: - шины должны надежно фиксировать область перелома и быть закреплены; - не допускается наложение шин на обнаженную поверхность руки или ноги; - при установке шин надо фиксировать два сустава (выше и ниже перелома) в положении, не вызывающем боли и удобном для транспортировки пострадавшего. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ 1. Огнетушитель ОУ-8 (ОУ-5) - 2 шт. 2. Огнетушитель ОХП-10 (ОХВП-10) - 1 шт. 3. Огнетушитель ОП-5 (ОП-10) - 1 шт. 4. Ведро металлическое - 2 шт. 5. Топор - 1 шт. 6. Лом - 1 шт. 7. Кошма войлочная размером 2×2 м - 1 шт. Разрешается заменять огнетушители ОХП-10 и ОХВП-10 порошковыми или углекислотными соответствующей вместимости. ПРИЛОЖЕНИЕ 5ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЯМИ Содержание огнетушителей должно отвечать требованиям инструкций по эксплуатации, руководств или паспортов предприятий-изготовителей и другой действующей нормативно-технической документации. На секции должны находиться только полностью заряженные и опломбированные огнетушители, снабженные биркой с указанием даты (месяца, года зарядки, очередной перезарядки), контроля и технического освидетельствования. Контроль и техническое освидетельствование огнетушители должны проходить в сроки, установленные для данного типа огнетушителя. Укомплектование вагонов огнетушителями с истекшими сроками технического освидетельствования запрещается. Техническое освидетельствование и ремонт огнетушителей должны выполняться в специализированных мастерских, имеющих соответствующее разрешение. Огнетушители должны быть защищены от воздействия прямого попадания солнечных лучей, бензина, масла, влаги, ударов, располагаться вдали от нагревательных устройств, в вертикальном положении. Использование и периодичность проверки огнетушителей
О проверенных в пути следования проверках делается запись в журнале технического обслуживания. 1. Огнетушители ОУ-5, ОУ-8. На огнетушителях устанавливаются запорно-пусковые устройства двух типов - пистолетного и вентильного. На каждом огнетушителе нанесены основные данные и правила эксплуатации. Заряд огнетушителя - двуокись углерода. Для приведения огнетушителя в действие в запорно-пусковом устройстве пистолетного типа необходимо повернуть маховичок против часовой стрелки до отказа. Одновременно раструб огнетушителя направить на очаг пожара. Огнетушители используют при температуре окружающего воздуха от -25 °С до +50 °С. 2. Огнетушитель ОХП-10. Принцип действия огнетушителя основан на использовании огнетушащих свойств пены, получаемой при смешивании щелочной и кислотной частей заряда и образовании углекислого газа, создающего в баллоне значительное давление, под которым пена выбрасывается в виде струи. Для приведения огнетушителя в действие открывают запорное устройство с помощью рукоятки, при повороте которой вверх до отказа клапан отходит от горловины кислотного стакана. После поворота рукоятки переворачивают огнетушитель вверх дном. Пена из огнетушителя начинает выходить спустя 0,5 - 1 сек после его опрокидывания. При тушении горящих твердых материалов струю пены нужно направлять в место наибольшего горения, сбивая пламя снизу. При тушении жидкостей, разлитых на поверхности, следует покрывать пеной всю горящую поверхность. Огнетушитель рекомендуется использовать при температуре окружающего воздуха от +5 °С до +45 °С. 3. Огнетушитель ОХВП-10. Огнетушитель применяют при температуре окружающего воздуха от +5 °С до +40 °С. Принцип работы аналогичен с огнетушителем ОХП-10. 4. Огнетушитель ОП-5 и ОП-10. Пусковой механизм может быть выполнен в виде нажимного рычажка, прокалывающего мембрану иглой, которая возвращается в исходное положение пружиной. При нажатии на рукоятку ствола клапан открывается и порошковая струя выходит на очаг пожара. Конструкция ствола позволяет выпустить порошок весь сразу или по частям, для чего необходимо периодически отпускать рукоятку, при этом клапан закрывает отверстие ствола. СОДЕРЖАНИЕ
|