Информационно-коммуникационные
технологии ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 418-ст 4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля 2007 г.), Федерального закона Российской Федерации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание
Введение Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единого образовательного пространства на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к применению данных технологий. Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации информационно-коммуникационных технологий в образовании. ГОСТ Р 52652-2006 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2008-07-01 (Поправка) 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие положения комплекса национальных стандартов Российской Федерации на информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее - ИКТО). Положения стандартов, входящих в комплекс стандартов на ИКТО, предназначены для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами. 2 Общие положения2.1 Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании осуществляется в целях повышения безопасности, качества и конкурентоспособности национальной системы образования в соответствии с законодательной и нормативной базой Российской Федерации, нормами международного права и международными стандартами. 2.2 Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании должна способствовать решению следующих задач: - повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; - подтверждения соответствия продукции, процессов, работ, услуг или иных объектов системы образования действующим национальным стандартам и условиям договоров; - обеспечения разработки и поставки для системы образования высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов; - информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в системе образования; - разработки новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам; - развития и применения новых форм обучения и инновационных программ, основанных на управлении знаниями; - повышения качества управления и использования ресурсов в образовательных учреждениях всех уровней и системы образования в целом; - развития международного сотрудничества и интеграции образовательных учреждений в международное образовательное сообщество. 2.3 Комплекс стандартов на информационно-коммуникационные технологии в образовании разработан на системной основе и должен обеспечить приоритетное развитие национальной системы образования в данной предметной области. 2.4 Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании осуществляется по следующим направлениям: - разработка общесистемных и основополагающих нормативных документов на информационно-коммуникационные технологии в образовании, включающих в себя: стандарты, устанавливающие термины и определения, общесистемные стандарты и рекомендации по стандартизации, классификаторы продукции и услуг; - обеспечение следующей взаимосвязи открытых систем в образовании: профиль взаимосвязи открытых систем для создания образовательной информационной среды, управление и обмен данными, описание документов и электронной документооборот; - разработка и применение автоматизированных информационных систем управления образованием: управление системой образования и ее элементами, управление образовательными учреждениями различных уровней образования; - разработка и применение образовательных сред и электронных образовательных ресурсов: систем поддержки электронного обучения, электронных библиотечных систем, образовательных порталов и хранилищ электронных образовательных ресурсов, электронных изданий, мультимедийных и гипермедийных средств обучения; - обеспечение функциональной безопасности: обеспечение качества, надежности и безопасности средств и систем, применение технологий, средств и систем обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений, обеспечение информационной безопасности систем. 3 Принципы стандартизации3.1 Основополагающие принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, определены законами Российской Федерации. 3.2 При разработке национальных стандартов на информационно-коммуникационные технологии в образовании должно быть обеспечено: - соответствие принципам государственной политики в области образования и информатизации; - обеспечение выполнения требований государственных образовательных стандартов и образовательных программ; - гармонизация с основополагающими международными стандартами в области электронного обучения, телекоммуникации и информационного обмена, системной и программной инженерии, управления и обмена данными, описания документов и языков обработки, защиты информации, менеджмента качества и др. 3.3 Национальные стандарты на информационно-коммуникационные технологии в образовании применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах (контрактах), правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности. 3.4 Национальные стандарты на информационно-коммуникационные технологии должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации. 3.5 В национальных стандартах на информационно-коммуникационные технологии должны быть приведены обозначения технических регламентов, выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований настоящего стандарта. Библиография
Ключевые слова: стандартизация, цели стандартизации, принципы стандартизации, информационно-коммуникационные технологии в образовании, система образования, образовательное учреждение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
|