Постановление
Правительства РФ
от 31 марта 2003 г. № 177
«Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга)»
В целях реализации Федерального
закона «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об
организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга).
2. Признать
утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной
системы экологического мониторинга» (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, № 48, ст. 4661).
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
М.
Касьянов
|
Москва
31
марта 2003 г.
№
177
Положение об организации и осуществлении государственного
мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга)
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177)
1. Под государственным мониторингом
окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается
комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза
изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных
факторов (далее именуется - экологический мониторинг).
Экологический мониторинг включает в себя
мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного
мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа
Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны
Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской
Федерации.
2. Организацию и осуществление
экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная
служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная
служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и другие
органы исполнительной власти.
3. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при
осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
формируют государственную систему
наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой
системы;
взаимодействуют с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и
осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения
функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей
среды на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществляют с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение,
аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов
о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
4. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации:
координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического
мониторинга;
согласовывает методические и
нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по
вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;
обеспечивает с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных
о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты
государственных информационных ресурсов в этой сфере.
5. Экологический мониторинг
осуществляется в целях:
наблюдения за состоянием окружающей
среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения
источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на
окружающую среду;
оценки и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечения потребностей государства,
юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей
среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения
неблагоприятных последствий таких изменений.
6. Информация, полученная при
осуществлении экологического мониторинга, используется при:
разработке прогнозов
социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
разработке федеральных программ в
области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в
области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных
программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;
осуществлении контроля в области охраны
окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической
экспертизы;
прогнозировании чрезвычайных ситуаций и
проведении мероприятий по их предупреждению;
подготовке данных для ежегодного
государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.
7. При проведении экологического
мониторинга решаются следующие задачи:
организация и проведение наблюдения за
количественными и качественными показателями (их совокупностью),
характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием
окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и
воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды,
своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на
состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных
воздействий на нее;
информационное обеспечение органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных
информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение участия Российской Федерации
в международных системах экологического мониторинга.
8. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при
осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга
взаимодействуют:
с Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий - в рамках единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с Министерством здравоохранения
Российской Федерации - в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
с Российским авиационно-космическим
агентством - при предоставлении и использовании методов и средств дистанционного
зондирования Земли в интересах обеспечения экологического мониторинга.