Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору "Об утверждении Порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики" В целях реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752) и Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 40, ст. 5698) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики (РД-12-07-2007). 2. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации.
Приложение Порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики I. Общие положения1. Порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*(1), пунктом 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"*(2), и подпунктом 5.2.15. Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"*(3). 2. Порядок определяет процедуру формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - экспертная комиссия), а также устанавливает квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий. 3. Порядок обязателен для: - организаций, осуществляющих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики; - должностных лиц и других работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на объектах промышленности и энергетики. 4. Государственная экспертиза декларации безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики проводится экспертными центрами, определяемыми Службой во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 5. Государственная экспертиза деклараций безопасности ГТС проводится за плату на основании сметы расходов и счета, направляемых экспертными центрами декларанту. 6. Государственная экспертиза декларации безопасности ГТС проводится по инициативе собственника или эксплуатирующей организации. 7. Для выполнения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС экспертные центры формируют экспертные комиссии. 8. Контроль деятельности экспертных центров осуществляет Служба. II. Процедура формирование и регламент работы экспертных комиссий9. Экспертная комиссия назначается приказом руководителя экспертного центра для рассмотрения каждой декларации безопасности ГТС, подлежащей государственной экспертизе. 10. Численность членов экспертной комиссии определяется экспертным центром в зависимости от класса сооружений, сложности и специфики рассматриваемых комиссией вопросов. Экспертная комиссия не может состоять менее чем из 5 человек. 11. Срок формирования экспертной комиссии не должен превышать 14 дней со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы. 12. Экспертная комиссия состоит из председателя комиссии, его заместителя, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии. 13. Председателем экспертной комиссии является руководитель экспертного центра, который организует заседания экспертной комиссии и работу членов комиссии по подготовке экспертного заключения. 14. Заместителем председателя экспертной комиссии и ответственным секретарем экспертной комиссии назначаются лица из числа штатных сотрудников экспертного центра, другие члены экспертной комиссии - из числа как штатных сотрудников экспертного центра, так и сотрудников и специалистов научно-исследовательских, проектных и других специализированных организаций, работающих в области проектирования, строительства или (и) безопасной эксплуатации ГТС, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций при аварии ГТС. В состав экспертной комиссии могут включаться эксперты, принимавшие участие в преддекларационном обследовании ГТС. 15. Не допускается включать в состав экспертных комиссий лиц, для которых результаты экспертизы представляют имущественный или иной личный интерес, лиц, принимавших участие в разработке представленной на экспертизу декларации безопасности ГТС, а также лиц, участвовавших в проектировании, строительстве или эксплуатации декларируемого ГТС. 16. Ответственность за полноту содержания и объективность материала, представленного в экспертизе декларации безопасности ГТС, несет руководитель экспертного центра. 17. Работа экспертной комиссии осуществляется на основании плана работы, который утверждается председателем экспертной комиссии. 18. Экспертиза декларации безопасности ГТС должна основываться на следующих принципах: - обоснованности заключений экспертизы; - независимости экспертов при подготовке ими экспертного заключения; - ответственности экспертов за качество экспертных заключений. 19. Срок проведения экспертизы декларации безопасности ГТС определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы, а также получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме, в соответствии с действующими требованиями и выполнения других условий проведения экспертизы, предусмотренных Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений. 20. Результатом экспертизы декларации безопасности ГТС является заключение экспертной комиссии. 21. Заключение экспертной комиссии должно быть конкретным и аргументированным. Формулировка выводов должна иметь однозначное толкование. Замечания, мероприятия по обеспечению безопасности и рекомендации, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, должны сопровождаться ссылками на нормативные правовые и иные акты в области безопасности ГТС, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оценка соответствия декларации безопасности фактическому состоянию ГТС должна строиться на основании акта натурного (преддекларационного) обследования, проводимого с участием членов экспертной комиссии. 22. При подготовке заключения экспертной комиссии по декларации безопасности ГТС делаются следующие выводы: - о полноте и достоверности данных о ГТС и его безопасности; - о всестороннем и полном выявлении степени опасности ГТС; - об обоснованности применяемых методов анализа, достаточности выполненных оценок риска и уровне безопасности ГТС с учетом его класса; - о полноте учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности; - о соответствии условий эксплуатации ГТС действующим нормативным правовым и иным актам в области безопасности ГТС, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - об эффективности и достаточности реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности ГТС, соответствии содержания декларации безопасности ГТС законодательным, другим нормативным правовым и иным актам; - о сроке действия декларации безопасности ГТС. 23. Подготовка заключения экспертной комиссии осуществляется под непосредственным руководством председателя экспертной комиссии или его заместителя, если он назначен приказом руководителя экспертного центра. 24. Подготовленное заключение экспертной комиссии рассматривается и обсуждается на заседании экспертной комиссии. 25. Решения экспертной комиссии принимаются большинством голосов (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии. Указанные решения оформляются протоколами, которые подписываются председателем экспертной комиссии или в его отсутствие заместителем председателя, проводившим заседание, и членами экспертной комиссии. В случае, если член экспертной комиссии отсутствовал на заседании экспертной комиссии, он знакомится с протоколом заседания, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. 26. Члены экспертной комиссии, несогласные с заключением, подготовленным экспертной комиссией, подписывают его, делая ссылку на свое особое мнение, содержащее обоснование причин несогласия с выводами заключения, а также могут вносить свои предложения, которые оформляются в виде отдельного документа, прилагаемого к заключению экспертной комиссии. 27. В случае принятия экспертной комиссией отрицательного заключения или возникновения разногласий между ее членами при проведении экспертизы указанная комиссия рассматривает это заключение на своем заседании и принимает решение об его утверждении путем голосования. Члены экспертной комиссии должны быть ознакомлены с проектом заключения экспертной комиссии не позднее, чем за три дня до заседания экспертной комиссии. Член экспертной комиссии, не имеющий возможности присутствовать на заседании, обязан до его начала сообщить (письменно или устно) председателю комиссии о своем согласии или несогласии с положениями экспертного заключения. В случае разногласий (наличия особых мнений) комиссия составляет протокол, в котором излагаются особые мнения и суждения членов комиссии по каждому из этих мнений. Протокол заседания экспертной комиссии по рассмотрению заключения утверждает руководитель экспертного центра. 28. Заключение экспертной комиссии составляется в трех экземплярах. Экспертный центр направляет заключение экспертной комиссии в адрес декларанта, который в установленный ему срок представляет в центральный аппарат Службы или ее территориальный орган полный комплект документов, необходимый для рассмотрения и утверждения декларации безопасности ГТС. 29. В случае отрицательного заключения экспертной комиссии и несогласия декларанта с ее выводами он имеет право потребовать проведения повторной экспертизы. Для этого он обращается в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за безопасностью декларируемого ГТС, с мотивированным заявлением, которое оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем. Рассмотрение заявления осуществляется комиссией, формируемой этим территориальным органом Службы. В случае, если при рассмотрении территориальным органом Службы заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности ГТС, территориальный орган Службы проводит инспекционную проверку ГТС и рассматривает представленное заключение экспертной комиссии с учетом результатов проверки. 30. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС после ее утверждения в установленном порядке центральным аппаратом Службы или ее территориальным органом. 31. Утвержденная декларация безопасности хранится у декларанта. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Комплект документов (декларация безопасности, заключение государственной экспертизы декларации безопасности и сопроводительные материалы) также остается в центральном аппарате Службы (территориальном органе). III. Квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий32. Специалисты, включаемые в состав экспертных комиссий, должны иметь высшее техническое образование, опыт выполнения проектных, научно-исследовательских работ в области строительства и эксплуатации ГТС, опыт проведения инженерных изысканий. Специалисты должны знать систему качества используемую в соответствующем экспертном центре, организацию и правила эксплуатации ГТС, порядок выполнения натурных наблюдений за состоянием сооружений, а также иметь практику экспертной оценки состояния ГТС и участия в обследованиях этих сооружений. 33. В состав экспертных комиссий должны входить эксперты, аттестованные в области безопасности ГТС в качестве специалиста экспертной организации с учетом отраслевой специфики в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007), утвержденным приказом Службы от 29 января 2007 года № 37, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 года, регистрационный № 9133*(4). 34. Экспертный центр обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением экспертизы декларации безопасности ГТС. 35. Специалисты экспертных комиссий должны исполнять должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами (инструкциями), утвержденными руководителем экспертного центра. ___________________________ *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752 *(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 40, ст. 5698 *(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348 *(4) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 16
|