ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
стандарт организации Система стандартизации ОАО «Газпром» СТАНДАРТЫ ОАО «ГАЗПРОМ» Порядок
разработки, утверждения, учета, СТО ГАЗПРОМ 1.1-2005 Общество с ограниченной ответственностью
«Научно- Москва ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий» (ООО «ВНИИГАЗ») с участием специалистов организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром» ВНЕСЕН Управлением инновационного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром» 2 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ОАО «Газпром» от «04» апреля 2005 г. № 45 3 ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СТАНДАРТ ОАО «ГАЗПРОМ» Система стандартизации ОАО «Газпром» СТАНДАРТЫ ОАО «ГАЗПРОМ» Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены Дата введения _________________ 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов ОАО «Газпром» (далее также Общество), а также требования к их построению, изложению, оформлению и обозначению. Разработка стандартов ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» [1] для стандартов организаций. Положения настоящего стандарта обязательны для применения структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», осуществляющими разработку и применение стандартов ОАО «Газпром». 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы: ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов СТО ГАЗПРОМ 1.0-2005 Система стандартизации ОАО «Газпром». Основные положения СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001-2005 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменённым (изменённым) документом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины в соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О техническом регулировании» [1], ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.12, а также СТО ГАЗПРОМ 1.0. 4 Категории и виды стандартов Системы стандартизации ОАО «Газпром»4.1 Стандарты Системы стандартизации (далее - стандарты) подразделяются на следующие категории: - стандарт ОАО «Газпром» - СТО ГАЗПРОМ; - стандарт дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» - СТО. 4.2 В зависимости от специфики объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты следующих видов в соответствии с ГОСТ Р 1.0: - стандарты на продукцию; - стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции (в том числе нормы в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правила (своды правил) в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений); - стандарты на услуги; - стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); - стандарты на термины и определения; - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, в том числе методики выполнения измерений). 4.3 В случае необходимости решения комплексных задач стандартизации разрабатывают комплекс стандартов, т.е. совокупность взаимосвязанных стандартов, объединённых общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. 4.4 В Системе стандартизации разрабатывают стандарты, устанавливающие требования: - в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в ОАО «Газпром»; - к продукции организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром» (природный газ, газовый конденсат, другие виды углеводородного сырья, а также продукты их переработки), её производству и контролю (управление) качеством; - на материалы, изделия, технологическое оборудование, строительные конструкции, применяемые на объектах ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ; - в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ; - к качеству строительно-монтажных работ и работ по эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, в том числе ремонтно-восстановительных работ; - к информационным технологиям и защите от несанкционированного доступа к информации; - в области охраны труда, в том числе к средствам индивидуальной защиты, применяемым в ОАО «Газпром», его организациях и дочерних обществах; - в области промышленной безопасности; - в области пожарной и взрывогазовой безопасности; - в области охраны окружающей среды, экономного расходования ресурсов, в том числе нормирования запасов и ресурсов и др. 4.5 Стандарты разрабатываются, утверждаются и применяются в целях максимального упорядочения деятельности в направлениях, перечисленных в 4.4, а также для распространения и использования упорядоченных знаний, результатов научных исследований и разработок, полученных дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром». 4.6 Стандарты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вида или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, продавцами, потребителями продукции, исполнителями работ (услуг) [1]. 4.7 Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» устанавливают положения по организации и технологии производства, а также требования по обеспечению качества продукции для их применения в данном дочернем обществе (организации) ОАО «Газпром» с учётом его (ее) специфики. 4.8 Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» не разрабатываются на поставляемую (сдаваемую покупателю) продукцию. Требования к этой продукции при отсутствии национальных стандартов или стандартов ОАО «Газпром» должны устанавливаться в технических условиях. Стандарты дочернего общества (организации) ОАО «Газпром» могут устанавливать требования к сырью и полупродуктам незавершённого технологического цикла, используемым непосредственно в дочернем обществе (организации) ОАО «Газпром» для контроля технологических процессов. 4.9 Порядок разработки, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра и отмены стандартов организаций (дочерних обществ) ОАО «Газпром» устанавливается ими с учетом положений ГОСТ Р 1.4 и настоящего стандарта. 5 Построение, изложение и оформление стандартов ОАО «Газпром»5.1 Стандарты ОАО «Газпром» (далее - стандарты) должны основываться на современных достижениях науки и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран. Стандарты должны содержать в необходимом объёме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей стандартизации и обеспечивающие решение конкретных задач каждого стандарта в соответствии с областью его применения. Стандарты не должны устанавливать требований по вопросам, которые регулируются законодательством о техническом регулировании либо иными нормативными правовыми актами, а также техническими регламентами и национальными стандартами. При разработке стандартов необходимо учитывать положения действующих нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и Общества, требования которых не противоречат действующему законодательству. Стандарты могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в ОАО «Газпром», его организациях и дочерних обществах национальных стандартов Российской Федерации, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов зарубежных стран, а также стандартов сторонних организаций. 5.2 Стандарты ОАО «Газпром», утвержденные в установленном порядке, в соответствии с ГОСТ Р 1.4 являются обязательными для структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром». Кроме того, стандарты могут содержать рекомендуемые или справочные положения. Рекомендуемые положения устанавливаются на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К рекомендуемым положениям относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства. 5.3 В разделе «Область применения» стандарта, содержащего обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный/рекомендуемый характер (либо указывается, что стандарт носит обязательный/рекомендуемый характер). 5.4 В стандартах приводят с необходимой полнотой положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов (при их наличии в регулируемой стандартом области). 5.5 В стандартах могут устанавливаться организационные, социально - экономические и необходимые технические положения, которые в национальных стандартах Российской Федерации не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых. 5.6 Построение, изложение и оформление стандартов выполняют в соответствии с положениями, установленными ГОСТ Р 1.5 и настоящим стандартом. 5.7 Титульные листы и первые страницы стандартов оформляют в соответствии с приложениями А, Б и В. Последнюю страницу стандартов (элемент «Библиографические данные») оформляют в соответствии с ГОСТ Р 1.5 без указания индекса Универсальной десятичной классификации (УДК). 5.8 Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте стандарта из-за большого объёма помещают в приложениях. 5.9 В предисловии к стандартам при согласовании документа с федеральными органами исполнительной власти указывают: «Согласован с __________________________________________________________». наименование федерального/регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в соответствующей области 6 Разработка и утверждение стандартов ОАО «Газпром»6.1 Разработку стандартов осуществляют организации и дочерние общества ОАО «Газпром», обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. 6.2 Заказчиком на разработку стандартов выступает ОАО «Газпром». Функции заказчика от имени ОАО «Газпром» выполняют структурные подразделения ОАО «Газпром» по соответствующему направлению деятельности ОАО «Газпром» (далее - заказчик). 6.3 Разработку стандарта осуществляют по следующим стадиям: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка проекта стандарта в первой редакции; 3-я стадия - подготовка проекта стандарта в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику; 4-я стадия - рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта; 5-я стадия - издание стандарта. Примечания - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) стандарта, опытное проектирование и др. 6.4 Организация разработки стандарта 6.4.1 Разработка стандарта, как правило, осуществляется в соответствии с планом разработки документов по техническому регулированию в ОАО «Газпром» на год (далее - план), утверждённым в соответствии с установленным порядком. В особых случаях, определяемых заказчиком, когда разработка стандарта должна быть произведена в кратчайшие сроки, она осуществляется вне плана. Кроме того, разработка стандарта вне плана может быть осуществлена в случаях: - вступления в силу в Российской Федерации законодательных, нормативных правовых актов и документов в области стандартизации, вызывающих необходимость разработки стандарта; - принятия решения о разработке стандарта Правлением ОАО «Газпром», Председателем Правления ОАО «Газпром» или его заместителем. 6.4.2 Организация разработки стандарта включает в себя согласование объёмов работ и заключение в установленном порядке договоров на их выполнение между ОАО «Газпром», разработчиком и соисполнителями. 6.4.3 При заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку стандарта по форме приложения Г настоящего стандарта. В техническом задании должны быть указаны основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация-разработчик (далее также разработчик), организации - соисполнители (далее также соисполнители), необходимость проведения экспертизы проекта стандарта (в том числе нормоконтроль, научно-техническая, патентная экспертиза), а также структурные подразделения, организации и дочерние общества ОАО «Газпром», которым документ направляется на согласование. Обязательной метрологической экспертизе в соответствии с ГОСТ Р 1.11 подлежит проект стандарта, в котором регламентированы: - требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля; - требования к методикам выполнения измерений, средствам измерения; - методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля; - методики калибровки средств измерений. Организация работ по метрологической экспертизе проектов стандарта ОАО «Газпром» возлагается на организацию, исполняющую работы по стандартизации в области метрологического обеспечения в ОАО «Газпром». В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, стандарт подлежит согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В тех случаях, когда по соответствующему направлению стандартизации (нормирования) национальным органом Российской Федерации по стандартизации создан технический комитет по стандартизации (ТК), в техническом задании по решению заказчика может предусматриваться представление проекта стандарта в ТК на экспертизу. Примечание - По решению заказчика разработчик организует проведение экспертизы проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам. Необходимость проведения таких видов экспертизы оговаривается в техническом задании. Экспертиза проекта стандарта проводится в соответствии с ГОСТ Р 1.4. Стандарт, устанавливающий требования к продукции, изготавливаемой (выпускаемой) дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», подлежит обязательному согласованию с Управлением налоговой политики ОАО «Газпром» в части присваиваемых разработчиком кодов: по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005 (ОКП) и по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ) [2]. Примечание - Согласование технического задания на разработку стандарта с ООО «Газнадзор» (в части обязательных требований, содержащихся в нём) и соответствующим исполнителем работ по стандартизации - обязательно. 6.4.4 Техническое задание на разработку стандарта на объект стандартизации, относящийся к деятельности двух и более структурных подразделений ОАО «Газпром», должно быть согласовано с каждым из них. 6.4.5 Техническое задание перед утверждением должно быть согласовано с руководящим органом Системы стандартизации (р. 5 СТО ГАЗПРОМ 1.0). 6.4.6 Информация о начале разработки стандарта (после заключения соответствующих договоров) направляется в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», по форме, приведенной в приложении Д, для публикации на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ» (http://gost.gazauto.gazprom.ru) (далее - сайт СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»). На основе этой публикации заинтересованные дочерние общества и организации ОАО «Газпром», а также сторонние организации, которым проект стандарта не направлялся в соответствии с требованиями технического задания, представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта стандарта (первой редакции). Примечания 1 Направление проекта стандарта на отзыв соответствующему исполнителю работ по стандартизации, осуществляется в обязательном порядке без запроса. 2 Проект стандарта может направляться разработчиком на отзыв также в сторонние организации при наличии соответствующего запроса от таких организаций и с разрешения заказчика. 3 При запросе о передаче проекта стандарта в электронном виде запрашивающий должен указать приемлемый электронный формат. 6.4.7 Разработка проекта стандарта организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку стандарта в сроки, установленные договором. Подготовленный проект стандарта и пояснительную записку разработчик рассылает на отзыв в соответствии с 6.4.6, а также в соответствии с перечнем обязательной рассылки, определённым техническим заданием. 6.4.8 Замечания и предложения по проекту стандарта, оформленные в соответствии с приложением Е, направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. При отсутствии замечаний и предложений каких-либо организаций, которым проект стандарта направлялся на отзыв, его разработку продолжают в соответствии с календарным планом. 6.4.9 Подготовку проекта стандарта для представления заказчику осуществляют с учётом полученных замечаний. 6.4.10 При наличии разногласий разработчик для рассмотрения замечаний и предложений по проекту стандарта проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов. 6.4.11 Заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК в соответствии с 6.4.3, учитывается разработчиком при подготовке проекта стандарта к представлению заказчику. 6.4.12 Согласование проекта стандарта со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления стандарта на утверждение. Проект стандарта направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» осуществляют рассмотрение проекта стандарта в срок не более 30 дней со дня его поступления на согласование. Согласование оформляют личной подписью руководителя структурного подразделения, дочернего общества, организации ОАО «Газпром», органа государственного контроля (надзора), сторонней организации или письмом в соответствии с ГОСТ Р 6.30. При наличии разногласий со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, которым проект стандарта рассылался на согласование, заказчик (или по его поручению - разработчик) может организовать и провести согласительное совещание с участием заинтересованных сторон. Разногласия, возникшие при согласовании проекта стандарта, оформляют протоколом согласительного совещания. 6.4.13 После согласования проекта стандарта разработчик направляет его на издательское редактирование в ООО «Информационно - рекламный центр газовой промышленности (далее - ООО «ИРЦ Газпром»). 6.4.13.1 ООО «ИРЦ Газпром» проводит издательское редактирование проекта стандарта и при наличии редакционных замечаний возвращает его разработчику. 6.4.13.2 Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется в срок не более пяти дней. 6.4.13.3 При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта разработчик стандарта вносит необходимые исправления. 6.4.14 Согласованный проект стандарта в окончательной редакции разработчик представляет заказчику в двух экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре: - пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта с обоснованиями, данными об использованных результатах научно - исследовательских работ и о результатах сопоставления стандарта с национальными, межгосударственными, международными и зарубежными стандартами; Примечание - Рекомендации по составлению пояснительной записки изложены в приложении Ж. - сводка отзывов по последней редакции проекта стандарта, направлявшейся на отзыв; - протокол согласительного совещания (если такое совещание проводилось); - заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК, а также другими организациями в соответствии с 6.4.3 и 6.4.6 (при наличии); - перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», органов государственного контроля (надзора) и сторонних организаций, которым проект стандарта направлялся на согласование; - проект организационно-распорядительного документа (приказа или распоряжения ОАО «Газпром») об утверждении и введении в действие стандарта организации, отмене, а также об изменении действующих документов Системы стандартизации, связанных с введением нового стандарта, с приложением (при необходимости) проектов изменений в них; - проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при необходимости); - проект списка рассылки стандарта. Проект стандарта в окончательной редакции представляется также на электронном носителе. 6.4.15 Организационно-распорядительный документ об утверждении стандарта организации должен устанавливать дату введения его в действие, тираж издания и дату рассылки стандарта структурным подразделениям, дочерним обществам и организациям ОАО «Газпром», а также содержать указание о признании утратившими силу заменяемых стандартом нормативных документов ОАО «Газпром» или их частей (при необходимости). Примечание - Дату введения в действие стандарта устанавливают с учётом времени, которое необходимо затратить для проведения организационно-технических мероприятий, в том числе для опубликования стандарта, обеспечения его доступности всем заинтересованным лицам, проведения мероприятий по его внедрению. Дата рассылки должна предшествовать дате введения стандарта в действие. 6.4.16 Этим же организационно-распорядительным документом ОАО «Газпром» утверждается план мероприятий по внедрению стандарта организации (при наличии). План мероприятий по внедрению стандарта организации разрабатывается в случае необходимости проведения для внедрения стандарта таких мероприятий, как: - повышение квалификации персонала - проведение семинаров, технической учебы, стажировок в испытательных лабораториях и т.п.; - внесение изменений в конструкторскую и техническую документацию; - переоснащение оборудования; - внесение изменений в технологические процессы и др. Примерное содержание плана мероприятий по внедрению стандарта организации приведено в приложении С. 6.4.17 Пример оформления организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации представлен в приложении К. 6.4.18 Основополагающие стандарты Системы стандартизации, а также стандарты, внедрение которых требует централизованного финансирования, могут утверждаться и вводиться в действие приказом ОАО «Газпром». 6.5 При рассмотрении представленного проекта стандарта заказчик проверяет комплектность и правильность оформления стандарта и проекта организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации, полноту согласования проекта стандарта, обоснованность отклонения замечаний согласующих структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», органов государственного контроля (надзора) и сторонних организаций, его соответствие техническому заданию, действующим техническим регламентам и национальным стандартам в соответствующей стандарту области, общим принципам стандартизации, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Проверка проводится силами заказчика или по его поручению - соответствующим исполнителем работы по стандартизации. По результатам рассмотрения проекта стандарта заказчиком разработчик при необходимости вносит в него уточнения. По результатам рассмотрения заказчик согласовывает: - проект стандарта; - проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта, отмене (изменении) действующих документов Системы стандартизации; - проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии). 6.6 Заказчик осуществляет процедуру согласования проекта организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации с Департаментом стратегического развития, Юридическим департаментом и Аппаратом Правления ОАО «Газпром» в указанном порядке. При этом представляются: - проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации (далее также проект документа); - согласованный проект стандарта; - проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии), а также список рассылки стандарта. Остальные документы, указанные в 6.4.14, возвращаются заказчиком разработчику. 6.7 При согласовании проекта документа в Департаменте стратегического развития проект документа с приложением проекта стандарта и списка рассылки представляется заказчиком на визирование в ООО «ИРЦ Газпром» для уточнения даты введения стандарта в действие и даты рассылки. В список рассылки стандарта в обязательном порядке должны быть включены: - структурное подразделение ОАО «Газпром» - заказчик разработки стандарта; - Управление инновационного развития в качестве представителя руководящего органа Системы стандартизации; - Управление проектирования и технического нормирования в случае разработки стандарта в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. 6.8 После выпуска организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации заказчик направляет стандарт в двух экземплярах с копией приказа (распоряжения) ОАО «Газпром» и списком рассылки стандарта в ООО «ИРЦ Газпром» на регистрацию, тиражирование и распространение. 7 Разработка и утверждение изменений к стандартам ОАО «Газпром», внесение поправок в стандарты ОАО «Газпром»7.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов. Для стандартов на продукцию изменение не должно нарушать взаимозаменяемости продукции, изготовленной по изменённому стандарту, с продукцией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения. Кроме того, изменение не должно приводить к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой она была совместима, до внесения в стандарт изменения. Изменение к стандарту на метод контроля не должно влиять на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа), получаемых при использовании данного метода. Для остальных видов стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объём не превышает 20 % текста стандарта. 7.2 Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с разделом 9 настоящего стандарта. Пересмотр стандарта осуществляют также, если объём вносимого изменения превышает 20 % текста стандарта, а также при необходимости значительного изменения названия или области применения стандарта. 7.3 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в соответствии с правилами, установленными в разделе 6. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту, как правило, привлекают разработчика данного стандарта. Примечания 1 При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним документам Системы стандартизации ОАО «Газпром». 2 Каждому вносимому в стандарт изменению разработчик присваивает порядковый номер. 7.4 В пояснительной записке к проекту изменения приводят характеристику вносимого изменения и обоснование целесообразности внесения данного изменения. Допускается не приводить сведения о международных, межгосударственных, национальных и других стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации с ними данного стандарта. 7.5 Изменение к стандарту оформляют в соответствии с приложениями Л и М. 7.6 Текст изменения к стандарту излагают в соответствии с правилами, установленными в разделе 5. 7.7 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать со структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», органами государственного контроля (надзора) и сторонними организациями, которые ранее согласовали проект данного стандарта, если вносимое изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции. 7.8 Дату введения в действие изменения к стандарту устанавливают с учётом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий. 7.9 Внесение поправки в стандарт. 7.9.1 При необходимости внесения исправлений в изданный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению и изданию, действует следующий порядок: а) любой пользователь стандарта направляет разработчику информацию о замеченных опечатках, ошибках, неточностях; б) разработчик направляет заказчику предложение по внесению в стандарт поправки с оформленным текстом поправки (Приложение И); в) заказчик после рассмотрения поступившего предложения по существу при положительном решении направляет служебную записку с приложением согласованного разработчиком и заказчиком текста поправки в руководящий орган Системы стандартизации; г) руководящий орган Системы стандартизации согласовывает поправку к стандарту и направляет ее в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» для опубликования в информационном указателе документов Системы стандартизации (далее - ИУС ОАО «Газпром»). 7.10 Внесение изменений (поправок) в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандарта, осуществляют в соответствии со следующим порядком. 7.10.1 Для внесения изменения (поправки) в экземпляр официально опубликованного стандарта, находящийся у пользователя, текст данного изменения (поправки), официально опубликованный в издаваемом с установленной соответствующим стандартом ОАО «Газпром» периодичностью ИУС ОАО «Газпром», тиражируют любым способом копирования и подклеивают к корешку первой страницы стандарта. 7.10.2 Экземпляр ИУС ОАО «Газпром», на основании которого были внесены изменения (поправки) в стандарт, оставляют у пользователя стандарта в качестве контрольного. На первой странице контрольного экземпляра ИУС ОАО «Газпром» ставят штамп «Контрольный экземпляр». 8 Пересмотр стандартов ОАО «Газпром»8.1 Пересмотр стандарта осуществляют по причинам, изложенным в 7.2, при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования, а также при установлении в нём более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям: - нарушению взаимозаменяемости и совместимости; - оказывает влияние на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшему ранее стандарту. 8.2 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. Разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 6 для вновь разрабатываемых стандартов. Примечание - При необходимости одновременно с пересмотром стандарта проводят работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним документам Системы стандартизации или работы по их пересмотру. 8.3 В пояснительной записке к проекту обновлённого стандарта приводят обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и краткую характеристику пересмотра. Допускается не приводить сведения о международных, межгосударственных, национальных и других стандартах, если пересмотр не обусловлен необходимостью гармонизации данного стандарта. 8.4 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте в предисловии указывают, взамен какого стандарта он разработан. 8.5 Информацию о замене действующего стандарта и об утверждении обновленного стандарта публикуют в ИУС ОАО «Газпром» и на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ». 9 Отмена стандартов ОАО «Газпром»9.1 Действующий стандарт отменяют в следующих случаях: - при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого стандарта, в том числе при включении всех положений данного стандарта в другой стандарт; - при принятии и введении в действие в Российской Федерации национального стандарта (разработчиком или соисполнителем разработки которого был ОАО «Газпром»), который распространяется на тот же объект стандартизации; - при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту; - в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в ОАО «Газпром». 9.2 В случаях, указанных в 9.1, исполнитель работ по стандартизации направляет мотивированное предложение об отмене действующего стандарта заказчику. 9.3 Заказчик проводит проверку необходимости и обоснованности отмены стандарта. 9.4 При согласии с предложением об отмене стандарта заказчик направляет в руководящий орган Системы стандартизации служебную записку с мотивированным заключением об отмене стандарта. 9.5 Руководящий орган Системы стандартизации готовит и представляет на утверждение соответствующий проект организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром». 9.6 Распоряжение об отмене стандарта подписывает заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром», в функции которого в соответствии с 6.7 отнесено его утверждение. 9.7 Информацию об отмене стандарта публикуют в ИУС ОАО «Газпром» и на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ». 9.8 Материалы об отмене стандарта заказчик направляет разработчику для включения в состав дела стандарта. 10 Регистрация, обозначение и издание стандартов ОАО «Газпром» и информация о них10.1 Регистрацию поступивших в соответствии с 6.9 стандартов ОАО «Газпром» осуществляет ООО «ИРЦ Газпром» в соответствии с СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001 и следующими правилами. 10.1.1 При регистрации стандарта ОАО «Газпром» ему присваивают обозначение, состоящее из следующих реквизитов: - индекса «СТО ГАЗПРОМ», означающего стандарт ОАО «Газпром»; - отделённого от него интервалом регистрационного номера стандарта; - отделённых от него тире четырёх цифр года утверждения стандарта. Пример СТО ГАЗПРОМ 25-2004 - обозначение стандарта ОАО «Газпром». 10.1.2 Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его регистрационный номер другому стандарту не присваивают, за исключением случая, когда отмена стандарта обусловлена его пересмотром. 10.1.3 При разработке комплекса стандартов этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный порядковый номер для каждого отдельного стандарта, причем стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер. Основополагающие стандарты Системы стандартизации обозначаются: СТО ГАЗПРОМ 1.YYY-ХХХХ, где YYY - порядковый номер стандарта в комплексе основополагающих стандартов, ХХХХ - год регистрации стандарта. Примеры 1 СТО ГАЗПРОМ 25.3-2005 - обозначение отдельного стандарта ОАО «Газпром», входящего в комплекс стандартов. 2 СТО ГАЗПРОМ 11.0-2004 - обозначение стандарта ОАО «Газпром», устанавливающего общие (основные) требования. 3 СТО ГАЗПРОМ 1.0-2005 - обозначение основополагающего стандарта ОАО «Газпром», входящего в комплекс стандартов. Примечание - в комплексе стандартов допускается применять отличное от установленного обозначение стандартов, если это специально оговорено в стандарте, регламентирующем общие (основные) требования в данном комплексе стандартов. 10.2 Форма журнала регистрации документов в области стандартизации ОАО «Газпром» приведена в приложении Р. 10.3 При пересмотре стандарта сохраняют обозначение действовавшего ранее стандарта, меняя только цифры, означающие год его утверждения. 10.4 Стандарты ОАО «Газпром», не прошедшие регистрации в соответствии с порядком, изложенным в 10.1, к применению в ОАО «Газпром» не допускаются. 10.5 Один экземпляр зарегистрированного стандарта ООО «ИРЦ Газпром» направляет разработчику для формирования дела стандарта. 10.6 Издание зарегистрированных стандартов ОАО «Газпром», их рассылку, а также ведение фонда изданных стандартов осуществляет ООО «ИРЦ Газпром» в соответствии с СТО ГАЗПРОМ 2-1.12-001. 10.7 Документы в области стандартизации ОАО «Газпром» издают типографским способом на листах формата А4 или А5. 10.8 В соответствии с СТО ГАЗПРОМ 1.0 (р. 5) организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», обеспечивает ведение информационного фонда документов Системы стандартизации и информационное обслуживание по всему массиву информационных ресурсов, в том числе представление сведений о держателях подлинников документов Системы стандартизации. 10.9 Информация об утверждённых документах Системы стандартизации, а также об изменениях к ним, пересмотре и отмене, направляется в организацию, указанную в 10.8, для ведения информационного фонда документов Системы стандартизации и информирования структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» о действующих в Обществе документах в области стандартизации, потребителей - о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. 10.10 Для учета информации в соответствии с 6.4.6 разработчики представляют в организацию, указанную в 10.8, информационные карточки по формам, представленным в приложениях Н и П (соответственно для стандарта или изменения к нему). 10.11 Информацию о регистрации стандарта ООО «ИРЦ Газпром» направляет в организацию, указанную в 10.8. 10.12 В соответствии с СТО ГАЗПРОМ 1.0 информация об относящихся к деятельности ОАО «Газпром» технических регламентах, национальных стандартах (других документах национального органа по стандартизации Российской Федерации), документах федеральных органов исполнительной власти, а также документах Системы стандартизации подготавливается организацией, указанной в 10.8, в виде ИУС ОАО «Газпром». 10.13 Текущую информацию о введении в действие, изменении, поправках и отмене документов в области стандартизации ОАО «Газпром», а также текст изменений и поправок организация, указанная в 10.8, публикует в периодически издаваемых ИУС ОАО «Газпром», а также на сайте СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ» в виде экспресс-информации с указанием о рассылке соответствующих документов или об организации (дочернем обществе) ОАО «Газпром», в адрес которой необходимо обращаться за их приобретением. 11 Формирование дела стандарта ОАО «Газпром»11.1 После утверждения стандарта заказчик передаёт разработчику документы (за исключением переданных для утверждения в руководящий орган Системы стандартизации) для формирования дела стандарта. В состав дела стандарта включаются документы согласно 6.4.14, а также: - утверждённый стандарт; - копия распоряжения (приказа) ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации; - копия плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии). Оформленное дело хранится в архиве разработчика стандарта. 11.2 Документы об изменениях стандарта, оформленные в соответствии с требованиями раздела 7, включаются в дело стандарта в порядке внесения изменений. 11.3 Материалы о пересмотре и отмене стандарта, оформленные согласно требованиям разделов 8 и 9, также включаются в дело стандарта. 12 Применение стандартов ОАО «Газпром»12.1 Стандарты ОАО «Газпром» применяют в пределах установленной каждым стандартом области применения. Международные, межгосударственные и национальные стандарты Российской Федерации, а также национальные стандарты зарубежных стран применяются в ОАО «Газпром» в порядке, установленном соответствующим стандартом ОАО «Газпром». 12.2 Разрешение на отступление от обязательных требований стандарта ОАО «Газпром» в обоснованных случаях может дать только лицо, которым этот документ утверждён, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований с органами государственного контроля (надзора) и ООО «Газнадзор» (в случае, когда отступление затрагивает требования, относящиеся к их компетенции, и стандарт с ними был согласован). Отсутствие в договоре (контракте), исполнителем которого является дочернее общество (организация) ОАО «Газпром», ссылок на стандарты ОАО «Газпром» не освобождает исполнителя от их соблюдения. В договорах (контрактах), исполнителем которых являются сторонние организации, необходимость соблюдения обязательных требований, содержащихся в стандартах ОАО «Газпром», может быть оговорена путём прямых ссылок на необходимые стандарты ОАО «Газпром» в тексте договора (контракта), либо необходимые обязательные требования соответствующих стандартов ОАО «Газпром» могут быть изложены в приложении к договору (контракту). Отсутствие в таких договорах (контрактах) ссылок на стандарты ОАО «Газпром», либо перечня необходимых требований освобождает исполнителя от обязательности их соблюдения. 12.3 Рекомендуемые положения стандартов ОАО «Газпром» применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. Применение рекомендуемых требований следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований. Рекомендуемые положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) и (или) в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти положения стандартов. При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний организации ОАО «Газпром», осуществляющие контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований стандартов ОАО «Газпром», не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в стандартах ОАО «Газпром». Дочернее общество (организация) ОАО «Газпром» может разработать и осуществить собственное или любое другое решение (в форме стандарта дочернего общества (организации)), как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчётом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. 12.4 Разъяснения по содержанию отдельных требований стандартов ОАО «Газпром» дают их заказчики или по их указанию исполнители работ по стандартизации в соответствующем направлении деятельности, и разработчики соответствующих стандартов. 12.5 На продукцию, услуги, процессы, изготовленную (оказанные, осуществлённые) в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами ОАО «Газпром» для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, вновь разрабатываемые стандарты ОАО «Газпром» не распространяются, за исключением случаев, оговоренных при утверждении вновь разработанных стандартов, выпускаемых взамен ранее действовавших. 12.6 Действующие нормативные документы ОАО «Газпром» для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром», его организаций и дочерних обществ, применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству в области технического регулирования и документам Системы стандартизации, разработанным в соответствии с настоящим стандартом. 12.7 Если договором (контрактом, соглашением) ОАО «Газпром» с другим субъектом хозяйственной деятельности (в том числе - зарубежным) установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем стандарте, то применяются правила договора (контракта, соглашения). Приложение А(обязательное) Форма титульного листа стандарта ОАО «Газпром»
Приложение Б(обязательное) Форма страницы стандарта ОАО «Газпром», на которой размещается элемент «Предисловие»
Приложение В(обязательное) Форма первой страницы стандарта ОАО «Газпром»
Приложение Г(рекомендуемое) Техническое задание на разработку стандарта ОАО «Газпром». Рекомендации по изложению и форма1 Общие положения 1.1 Техническое задание является исходным документом для разработки стандарта, устанавливающим: - основные цели и задачи разработки; - краткую характеристику объекта стандартизации; - основные разделы и перечень основных требований (показателей, критериев, норм и т.д.) стандарта; - взаимосвязь с другими документами Системы стандартизации, национальными отечественными и зарубежными стандартами (рекомендациями), стандартами ИСО и других международных организаций; - основные источники, которые должны быть использованы при разработке проекта стандарта; - основные этапы работ с указанием сроков выполнения для всех исполнителей и соисполнителей; - организации-исполнителей работы, а также руководителей и ответственных исполнителей; - организации-соисполнителей работы (при наличии); - организации, которым должен быть направлен проект стандарта на отзыв и согласование. 1.2 Техническое задание должно содержать требования, основывающиеся на современных и перспективных достижениях науки и техники и необходимости обеспечения опережающего научно-технического уровня стандартов. 1.3 Техническое задание разрабатывает разработчик стандарта в соответствии с утверждённым планом стандартизации. 1.4 При наличии соисполнителей техническое задание разрабатывает организация-разработчик. 1.5 Техническое задание в зависимости от категории и вида стандарта в общем случае согласовывают: - с заказчиком; - с руководящим органом Системы стандартизации; - с соисполнителями (при их наличии); - и, при необходимости, с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного контроля (надзора). 1.6 Техническое задание утверждает заказчик. 1.7 При необходимости изменения технического задания на последующих стадиях разработки стандарта выпускают дополнение к техническому заданию. Согласование и утверждение дополнения проводят в том же порядке, который установлен для технических заданий. 1.8 Техническое задание хранят в порядке, установленном для стандартов (в деле стандарта). 2 Построение и изложение технического задания 2.1 Построение технических заданий на разработку стандартов должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении. 2.2 В пункте «Основание для разработки» указывают план разработки документов по техническому регулированию в ОАО «Газпром» (далее - план), например: «План разработки документов по техническому регулированию в ОАО «Газпром» на 20__ г., тема __». В случае разработки проектов стандартов, не включённых в план стандартизации (внеплановые темы), указывают организационно - распорядительные документы (постановления, приказы, распоряжения), на основании которых следует разрабатывать стандарт. 2.3 В пункте «Срок выполнения» указывают начало и окончание разработки проекта стандарта согласно плану. 2.4 В пункте «Основные цели и задачи разработки стандарта» кратко излагают основные цели и задачи разработки стандарта, достижение которых обеспечивается применением разрабатываемого стандарта Пример «Целью настоящей работы является пересмотр ОСТ 51.40-93 «Газы горючие природные, поставляемые и транспортируемые по магистральным газопроводам. Технические условия» 2.5 В пункте «Характеристика объекта стандартизации» дают краткую характеристику объекта стандартизации, указывают его взаимосвязь с другими объектами стандартизации и соответствие требованиям технических регламентов, положениям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, современным и перспективным достижениям науки и техники. При разработке стандартов на продукцию указывают значения показателей продукции, установленных в действующих стандартах, а также значения показателей лучших аналогичных видов продукции зарубежных стран. 2.6 В пункте «Разделы стандарта и перечень основных требований, устанавливаемых стандартом» указывают наименования разделов стандарта и перечень основных требований, включаемых в каждый раздел разрабатываемого стандарта. При разработке стандартов на продукцию указывают основные требования, показатели, нормы и т.д., учитывающие задания, направленные на повышение показателей продукции, предусмотренные соответствующими планами, уменьшение расхода топлива и энергии в процессе их эксплуатации, а также унификацию деталей, узлов и приборов. Если техническое задание разрабатывают на комплекс стандартов, то указывают перечень основных требований, показателей, норм и т.д. для каждого стандарта, входящего в комплекс. 2.7 В пункте «Взаимосвязь с другими стандартами» указывают обозначения действующих стандартов, с которыми взаимосвязан разрабатываемый стандарт, а также требования стандартов, с которыми должны быть увязаны требования разрабатываемого стандарта (стандарты на сырьё, материалы, комплектующие изделия, стандарты ИСО и др.). 2.8 В пункте «Основные источники» перечисляют материалы, которые должны быть использованы при разработке стандарта: технические регламенты, стандарты (рекомендации) ИСО и других международных организаций, национальные отечественные и зарубежные стандарты, результаты научно-исследовательских, опытно - конструкторских и экспериментальных работ, патенты и авторские свидетельства, научно-техническую литературу, каталоги, справочники. 2.9 В пункте «Этапы работ и сроки их выполнения» должны быть указаны этапы работ для осуществления всего объёма работ, необходимого для разработки стандарта, сроки выполнения каждого этапа, организации - исполнители и соисполнители, чем заканчивается этап работы. При разработке стандарта несколькими организациями - исполнителями перечисляют работы каждой организации. Перечень работ, выполняемых организациями-соисполнителями, может быть помещён в отдельном пункте 8а (приложение 4). При этом в графах «Содержание работ» и «Сроки выполнения» указывают конкретные работы и сроки их выполнения для каждой организации - соисполнителя по выполнению этапов разработки стандарта. При одинаковом наименовании этапов работ основного исполнителя и соисполнителей в графе «Содержание работ» дают ссылку на номер этапа, указанного в такой же графе приложения 3. В графе «Содержание работ» в зависимости от вида стандарта могут быть предусмотрены: - организация разработки стандарта и составления технического задания: а) сбор, изучение и анализ материалов по теме; б) составление проекта технического задания; в) согласование и утверждение технического задания; - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка его на отзыв: а) проведение (при необходимости) научно - исследовательских, опытно - конструкторских или экспериментальных работ; б) выполнение работ по технико-экономическому обоснованию выбора отдельных параметров, конструктивных решений, марок и т.п., предусматриваемых проектом стандарта; в) разработка первой редакции проекта; г) составление пояснительной записки; д) разработка проекта плана мероприятий по внедрению стандарта; е) рассмотрение проекта стандарта на научно-техническом (учёном) совете или техническом совещании организации - разработчика проекта; ж) рассылка проекта стандарта на отзыв; - обработка отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакций проекта стандарта: а) сбор и обработка отзывов по проекту стандарта (составление сводки отзывов); б) доработка проекта стандарта и проекта плана мероприятий по его внедрению с учётом замечаний и предложений; в) подготовка и проведение согласительного совещания (заседаний научно-технического совета, секций научно-технического совета и др.) по разногласиям и замечаниям по проекту стандарта; г) составление окончательной редакции проекта стандарта; д) оформление расчёта технико-экономической эффективности внедрения стандарта (при необходимости); - подготовка, согласование и представление проекта стандарта на утверждение: а) согласование проекта стандарта согласно перечню согласования; б) согласование проекта плана мероприятий по внедрению стандарта с организациями (дочерними обществами) ОАО «Газпром», участвующими во внедрении и/или обеспечивающими внедрение стандарта; в) представление проекта стандарта с необходимой документацией на утверждение заказчику; - рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация. 2.10 В пункт «Дополнительные указания» допускается вносить дополнительные требования заказчика или разработчика, не изложенные в других разделах. 2.11 К техническому заданию на разработку стандарта прилагаются: - перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», сторонних организаций, которым рассылается проект стандарта на отзыв (приложение 6); - перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», сторонних организаций, с которыми согласовывается проект стандарта (приложение 7). 2.12 В перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», сторонних организаций, которым рассылается проект стандарта на отзыв, в зависимости от объекта стандартизации включают: - заказчика (заказчиков); - руководящий орган Системы стандартизации и исполнителей работ по стандартизации, если они не являются разработчиками проекта стандарта; - заинтересованные структурные подразделения ОАО «Газпром»; - дочерние общества и организации ОАО «Газпром», осуществляющие деятельность в регулируемой проектом стандарта сфере; - заинтересованные сторонние организации. 2.13 В перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», сторонних организаций, с которыми согласовывается проект стандарта включают: - заказчика (заказчиков); - руководящий орган Системы стандартизации и исполнителей работ по стандартизации, если они не являются разработчиками проекта стандарта; - заинтересованные структурные подразделения ОАО «Газпром»; - заинтересованные сторонние организации. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку __________________________ стандарта ________________________________________________________________________ наименование стандарта ________________________________________________________________________ по теме _________________________________________________________________ шифр темы Исполнитель ____________________________________________________________ наименование организации-разработчика Соисполнители: __________________________________________________________ наименование организации ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ8а. Работы, выполняемые организациями-соисполнителями
ПРИЛОЖЕНИЕ 5ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ9. Дополнительные указания _______________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Приложения: 1. Перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», заинтересованных сторонних организаций, которым проект стандарта рассылается на отзыв. 2. Перечень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», заинтересованных сторонних организаций, с которыми согласовывается проект стандарта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ НА РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТОВПеречень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», заинтересованных сторонних организаций, которым рассылается проект стандарта на отзыв________________________________________________________________________ обозначение и наименование проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 7ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ НА РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТОВПеречень структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», заинтересованных сторонних организаций, с которыми согласовывается проект стандарта ________________________________________________________________________ наименование проекта
Приложение Д(обязательное) Форма Уведомления о разработке проекта стандарта ОАО «Газпром»УВЕДОМЛЕНИЕ
Приложение Е(обязательное) Форма представления замечаний по проекту стандарта ОАО «Газпром»
Приложение Ж(рекомендуемое) Рекомендации по составлению Пояснительной записки к проекту стандарта ОАО «Газпром»1 Общие положения Пояснительную записку к проекту стандарта составляют к каждой редакции проекта, рассылаемой на отзыв, направляемой на согласование и представляемой на утверждение. Пояснительную записку к проекту стандарта составляет разработчик стандарта. При наличии нескольких разработчиков пояснительную записку к проекту стандарта составляет ведущая организация-разработчик. На каждый разрабатываемый стандарт составляют самостоятельную пояснительную записку. Допускается составлять одну пояснительную записку при одновременной разработке, подготовке к согласованию и утверждению взаимосвязанных стандартов одной и той же категории на однородные объекты стандартизации. 2 Требования к построению, содержанию и изложению пояснительной записки В наименовании пояснительной записки указывают категорию и полное наименование стандарта, порядковый номер редакции проекта стандарта и (или) сведения о стадии разработки стандарта. Пример: Пояснительная записка к проекту стандарта ОАО «Газпром» «Оборудование газопотребляющее. Технические условия» (первая редакция, рассылаемая на отзыв) Пояснительная записка к проекту стандарта ОАО «Газпром» «Приборы газоаналитические. Термины и определения» (окончательная редакция, представляемая на утверждение) Пояснительная записка к проекту стандарта должна состоять из разделов, имеющих порядковую нумерацию в пределах всей пояснительной записки и обозначающихся арабскими цифрами. При необходимости пояснительную записку можно разбить на подразделы, пункты и подпункты по требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.5, для стандартов. Пояснительная записка может состоять из разделов, располагаемых в следующей последовательности: - основание для разработки стандарта; - цели и задачи разработки стандарта; - данные о стандартизации объекта к началу разработки проекта стандарта; - характеристика объекта стандартизации; - научно-технический уровень объекта стандартизации; - технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта; - предполагаемый срок введения стандарта в действие и предполагаемый срок его действия; - взаимосвязь с другими стандартами; - сведения о рассылке на отзыв (ко всем редакциям проекта стандарта, кроме первой); - сведения о согласовании (только для окончательной редакции проекта стандарта, представляемой на утверждение); - источники информации; - дополнительные сведения. Допускается при составлении пояснительных записок ко второй и последующим (кроме окончательной) редакциям проекта стандарта не помещать в этих пояснительных записках разделы, содержание которых не изменилось. Пояснительную записку к каждой редакции проекта стандарта составляют исходя из показателей, норм, характеристик, требований, включённых в эту редакцию, с обоснованием их изменений. В разделе «Основание для разработки стандарта» следует указать номер темы по утверждённому плану стандартизации. В случае разработки проекта стандарта, не включенного в план стандартизации (внеплановая тема), следует указать организационно - распорядительные документы, на основании которых разрабатывается стандарт. В разделе «Цели и задачи разработки стандарта» следует указать конечные результаты, достижение которых будет обеспечено применением стандарта, и задачи, которые будут решены при разработке стандарта. В разделе «Данные о стандартизации объекта к началу разработки проекта стандарта» указывают сведения о том, что стандарт разрабатывается впервые, или сведения о действующих стандартах, других документах Системы стандартизации, действующих к началу разработки проекта стандарта по данному объекту стандартизации. В разделе «Характеристика объекта стандартизации» в зависимости от объекта стандартизации (продукция, показатели, нормы, характеристики, требования организационно-методического и общетехнического характера) и вида стандарта указывают основные показатели, нормы, характеристики, требования проекта стандарта, определяющие научно-технический уровень объекта стандартизации, и их технико-экономическое обоснование. В этом же разделе приводят сведения из отчётов о результатах проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или ссылки на отчёты с указанием местонахождения отчётов, а также сведения о результатах патентных исследований объекта стандартизации, о проверенных на практике отечественных и зарубежных открытиях и изобретениях, опубликованных за последние пять лет до разработки стандарта, и заключения по испытанию опытных образцов или опытных партий стандартизуемой продукции. В разделе «Научно-технический уровень объекта стандартизации» приводят сравнительный анализ показателей, норм, характеристик, требований, предусмотренных проектом стандарта: - с показателями, нормами, характеристиками, требованиями стандартов (рекомендаций) ИСО и других международных организаций; - с показателями, нормами, характеристиками, требованиями национальных стандартов и стандартов зарубежных стран; - с современными достижениями науки, техники, передового отечественного и зарубежного (международного) опыта в данной области. В этом разделе следует отразить соответствие показателей, норм, характеристик, требований проекта стандарта: - задачам, определённым Правлением ОАО «Газпром»; - целевым программам, утверждённым Правлением ОАО «Газпром» и включающим объект стандартизации. В этом разделе на основе вышеуказанных данных дают общий вывод о научно - техническом уровне показателей, норм, характеристик, требований объекта стандартизации. Если с окончательной редакцией проекта стандарта, представляемой на утверждение, отдельно направляют таблицы сравнения показателей, то в пояснительной записке к этой редакции указывают только результаты сравнительного анализа и дают общий вывод о научно - техническом уровне показателей, норм, характеристик, требований объекта стандартизации. В разделе «Технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта» следует указать ожидаемую экономическую эффективность, экономические преимущества объекта стандартизации и основные источники получения экономического эффекта. В случае невозможности подсчёта экономической эффективности от внедрения стандарта следует привести необходимое обоснование. В разделе «Предполагаемый срок введения стандарта в действие и предполагаемый срок его действия» следует привести: - обоснование предполагаемого срока введения стандарта в действие с учётом времени, необходимого на выполнение мероприятий по внедрению стандарта; - обоснование основных мероприятий по внедрению стандарта, в том числе обоснование необходимости их централизованного финансирования; - обоснование утверждения проекта стандарта с ограничением срока действия (в случае необходимости). В разделе «Взаимосвязь с другими стандартами» следует указать: - принадлежность проекта стандарта к комплексу стандартов (если разрабатывается комплекс стандартов); - данные о взаимосвязи проекта стандарта с другими стандартами ОАО «Газпром»; - обоснованные предложения о необходимости пересмотра, разработки изменений или отмены действующих взаимосвязанных стандартов. В случае пересмотра стандарта на продукцию приводят сведения о взаимозаменяемости продукции по разрабатываемому и действующему стандартам и мерах по обеспечению эксплуатации и ремонта изделий, выпущенных по действующему стандарту. В разделе «Сведения о рассылке на отзыв» следует указать: - количество структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром», а также сторонних организаций, которым рассылали редакцию проекта стандарта; - количество структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром», а также сторонних организаций, приславших отзывы; - краткую обобщённую характеристику отзывов; - результаты рассмотрения отзывов. В разделе «Сведения о согласовании» следует привести сведения о проведении согласования проекта стандарта с заинтересованными организациями; о проведении согласительных совещаний; дать краткую характеристику рассмотренных на них вопросов; указать разногласия, оставшиеся при разработке проекта стандарта. Если проект стандарта согласовывать не требуется, то в пояснительной записке следует указать, что стандарт согласованию не подлежит. В разделе «Источники информации» следует указать источники информации, использованные при разработке проекта стандарта, в том числе: - действующие законодательные акты; - нормативные правовые акты федеральных (региональных) органов исполнительной власти; - национальные стандарты Российской Федерации; - международные стандарты, другие документы международных организаций, национальные стандарты зарубежных стран (их обозначения и наименования); - отчёты о патентных исследованиях; - отчёты о законченных научно-исследовательских и опытно - конструкторских работах; - другие отчеты. В разделе «Дополнительные сведения», при необходимости, можно включить: - варианты решения некоторых вопросов и (или) отдельные вопросы по проекту стандарта с просьбой к организациям, которым рассылают на отзыв проект стандарта, высказать своё мнение; - другие вопросы. 3 Требования к оформлению пояснительной записки Пояснительная записка к проекту стандарта должна быть подписана руководителем (заместителем руководителя) ведущей организации - разработчика, руководителем разработки (темы) и исполнителями. Подписи располагают на последней странице пояснительной записки к проекту стандарта. Пояснительная записка к проекту стандарта должна иметь самостоятельную нумерацию страниц и не содержать обложки. Приложение И(рекомендуемое) Форма оформления поправки к стандарту ОАО «Газпром»
Приложение К(обязательное) Форма организационно-распорядительного документа ОАО «Газпром» об утверждении и введении в действие стандарта организации (на примере распоряжения ОАО «Газпром»)ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ» РАСПОРЯЖЕНИЕ От «__» _______ 20__ г. № _____ Об утверждении и введении в действие стандарта организации _______________________________ (наименование стандарта)
Приложение Л(обязательное) Форма первой страницы изменения к стандарту ОАО «Газпром»
Приложение М(обязательное) Форма второй и последующих страниц изменения к стандарту ОАО «Газпром»
Приложение Н(обязательное) Форма Информационной карточки стандарта ОАО «Газпром»ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА СТАНДАРТА ОАО «ГАЗПРОМ» * заполняется организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» Приложение П(обязательное) Форма Информационной карточки изменения к стандарту ОАО «Газпром»ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ИЗМЕНЕНИЯ К СТАНДАРТУ ОАО «ГАЗПРОМ» * заполняется организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» Приложение Р(рекомендуемое) Форма Журнала регистрации стандартов ОАО «Газпром»
Приложение С(рекомендуемое) Содержание Плана мероприятий по внедрению стандарта ОАО «Газпром»План мероприятий по внедрению СТО ГАЗПРОМ в общем случае содержит следующую информацию: - наименование и обозначение стандарта, - ответственных за выполнение плана мероприятий (наименование заказчика, исполнителя работ - разработчика стандарта), - реквизиты организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации, - срок введения в действие стандарта, - срок ограничения срока действия стандарта (при необходимости), - необходимые мероприятия и сроки их проведения, например: повышение квалификации персонала - проведение семинаров, технической учебы, стажировок в испытательных лабораториях и т.п., - внесение изменений в конструкторскую и техническую документацию, - переоснащение оборудования, - внесение изменений в технологические процессы и пр., - отметки о выполнении конкретных пунктов плана мероприятий, - выводы ответственных за выполнение плана мероприятий о полном его выполнении. План может быть выполнен в табличной форме. Библиография[1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2] Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, введена в действие с 01.04.2000 г. постановлением Правительства Российской федерации от 22 февраля 2000 г. № 148 [3] СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения
Ключевые слова: порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены, стандарты ОАО «Газпром», система стандартизации ОАО «Газпром
|