Федеральный
надзор России Руководящие документы ТИПОВЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
РД-08-17-98
СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения1. Настоящий документ разработан с целью установления типовых требований к инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (далее по тексту - ядерные установки), на которых используются или хранятся ядерные материалы в «балк»-форме. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации согласно Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, приведен в приложении. 2. Требования настоящего документа не распространяются на инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках военного назначения. 3. Настоящий документ содержит необходимый минимум требований и обязателен при разработке новых и пересмотре существующих инструкций по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на следующих ядерных установках: предприятиях топливного цикла; исследовательских ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, использующих ядерные материалы в «балк»-форме; пунктах хранения ядерных материалов в «балк»-форме. 4. Настоящий документ разработан на основе законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области, в развитие положений Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов и с учетом: ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов; рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов; международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов; международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия. 5. Инструкция, разрабатываемая на основе настоящего документа, должна вводиться в действие приказом руководителя ядерной установки. II. Основные термины и определенияВ настоящем документе используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», а также в Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1205, и в руководящих документах Госатомнадзора России. Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов. «Балк»-форма - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов. Зона баланса материалов (ЗБМ) - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени. Инвентаризационная разница - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов. Контроль ядерных материалов - административный контроль за перемещением и наличием ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования. Ключевая точка измерений (КТИ) - специально установленное место в зоне баланса материалов, где производится измерение количества ядерного материала в целях его учета и контроля. Материально-балансовые учетные документы - комплект документов, отражающих количество каждого вида ядерного материала, имеющегося в наличии на ядерной установке, его распределение на ядерной установке и любые касающиеся его изменения. Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Устройство индикации вмешательства (УИВ) - устройство для использования на контейнерах и дверях, которое благодаря уникальности своей конструкции или структуры может являться физическим свидетельством вмешательства в меры сохранения и наблюдения. Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов. Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени. Физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов. Эксплуатационные учетные документы - документы, которые ведутся на ядерной установке и содержат: а) систематизированные данные о ее эксплуатации; данные, используемые для определения изменений количества и состава ядерных материалов; данные, полученные в результате калибровки емкостей, содержащих ядерные материалы в виде растворов, и контрольно-измерительных приборов, а также полученные в результате пробоотбора и анализа, проведения процедур контроля качества измерений и оценок случайных и систематических ошибок; или б) требования к: последовательности действий, предпринимаемых при подготовке и определении имеющегося в наличии количества ядерных материалов, с целью обеспечения правильности и полноты такого определения; последовательности действий, предпринимаемых для установления причины и размера любой потери в результате происшествия или любой аварии в ходе эксплуатации или неизмеренной потери, которая могла иметь место. Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии. Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю, установлен Концепцией системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. III. Требования к структуре инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме6. Инструкция по организации учета и контроля ядерных материалов должна включать в себя следующие разделы: Введение. Описание системы учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме. Обязанности работников службы учета и контроля ядерных материалов. Технологическая схема обращения с ядерным материалом и транспортная схема перемещения ядерных материалов. Структура зон баланса материалов. Учетная и отчетная документация. Система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерной установке. Идентификация ядерных материалов в «балк»-форме. Физическая инвентаризация ядерных материалов в «балк»-форме. Подведение баланса ядерных материалов в «балк»-форме. Оценка величины инвентаризационной разницы. Получение и отправка ядерных материалов в «балк»-форме. Система обеспечения качества измерений ядерных материалов в целях учета и контроля. Применение устройств индикации вмешательства. Проведение расследования потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов. IV. Требования к разделу «Введение»7. В разделе: должны быть указаны лица, на которых распространяются требования инструкции, при этом должны учитываться все подразделения ядерной установки, осуществляющие обращение с ядерными материалами в «балк»-форме; должен быть приведен перечень действующих федеральных и отраслевых нормативных документов, с учетом требований которых разрабатывалась инструкция; должно быть определено разделение функций работников, ответственных за учет ядерных материалов, и работников, ответственных за контроль ядерных материалов; должен быть указан срок действия инструкции, который, как правило, выносится на ее титульный лист. V. Требования к разделу «Описание системы учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме»8. В разделе должны быть указаны задачи системы учета и контроля на ядерной установке, учитывающие: определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения, составление, регистрацию и ведение учетных и отчетных документов; предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов; предоставление органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органам управления использованием атомной энергии информации о наличии и перемещении ядерных материалов. 9. В разделе должно быть определены меры, принятие которых обеспечивает решение задач системы учета и контроля ядерных материалов, среди которых: установление персональной ответственности за организацию и ведение учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке; деление ядерных материалов на категории; разделение ядерной установки на зоны баланса материалов и установления ключевых точек измерений; регистрация изменений инвентарного количества ядерных материалов (как результат поступления ядерных материалов в зону баланса материалов и передачи из нее, выгорания, ядерного производства и т.д.); ведение материально-балансовых учетных и эксплуатационных учетных документов по зонам баланса материалов на основании результатов измерений в ключевых точках измерений; проведение физических инвентаризаций ядерных материалов с подведением баланса и определением инвентаризационной разницы; анализ данных об учете и контроле ядерных материалов и величины инвентаризационной разницы; предоставление отчетов уполномоченным организациям; осуществление мер по контролю доступа к ядерным материалам и наблюдению за ядерными материалами; незамедлительное расследование потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов. 10. В разделе должен быть приведен перечень ядерных материалов, используемых на данной ядерной установке, право обращения с которыми предоставлено лицензией Госатомнадзора России. VI. Требования к разделу «Обязанности работников службы учета и контроля ядерных материалов»11. В разделе должны быть указаны лица, назначаемые приказом по ядерной установке, а именно: руководитель службы учета и контроля ядерных материалов (лицо, ответственное за учет и контроль ядерных материалов на ядерной установке); лица, несущие персональную ответственность за сохранность, учет и контроль ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов на данной ядерной установке. 12. Кроме того, в разделе должно быть требование об указании в приказе, что: работы по ведению учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке выполняются работниками специальных служб учета и контроля ядерных материалов, а также других структурных подразделений, отделов и служб, выполняющих работы, необходимые для обеспечения учета и контроля ядерных материалов; функциональные обязанности и ответственность работников службы учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках отражаются в соответствующих положениях и должностных инструкциях; ответственность за сохранность и учет ядерных материалов при непосредственных работах с ними возлагается на ответственных исполнителей работ, материально ответственных лиц, а также на руководителей работ. 13. В разделе должны быть перечислены основные обязанности руководителя службы учета и контроля ядерных материалов, например: контроль за соблюдением требований инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов на ядерной установке; руководство работниками, осуществляющими учет ядерных материалов, и организация их профессиональной подготовки; организация проверки соответствия сопроводительной документации, фактическим данным (идентификационные номера, наличие ядерных материалов и т.д.) при поступлении ядерных материалов в зону баланса материалов; визирование документа «Материальное требование» на получение и выдачу ядерных материалов; обеспечение в пределах должностных обязанностей условий для проведения инспекций Госатомнадзора России системы учета и контроля ядерных материалов; планирование, организация и проведение физических инвентаризаций, подготовка отчетных документов; контроль выполнения инструкций и требований нормативной документации при использовании средств измерений. VII. Требования к разделу «Технологическая схема обращения с ядерным материалом и транспортная схема перемещения ядерных материалов»14. В разделе должны быть приведены технологическая схема обращения с ядерными материалами при производстве, использовании и хранении и транспортная схема перемещения ядерных материалов, однозначно описывающая места возможного нахождения ядерных материалов в зонах баланса материалов. VIII. Требования к разделу «Структура зон баланса материалов»15. В разделе должна быть приведена структура (схема расположения) зон баланса материалов и ключевых точек измерений с их описанием. 16. Границы зон баланса материалов и расположение ключевых точек измерений должны быть определены таким образом, чтобы были учтены особенности ядерной установки. Количество ядерных материалов, поступающих в зоны баланса материалов и отправляемых из них, должно определяться на основе измерений в ключевых точках измерений, результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц. IX. Требования к разделу «Учетная и отчетная документация»17. В разделе должна быть определена система учетной и отчетной документации на ядерной установке. 18. В разделе должны быть отражены требования к учетной и отчетной документации, включая требования к формам документов по учету и контролю ядерных материалов. 19. Эксплуатационные учетные документы, в которых регистрируются изменения количества, состава, физической и химической формы ядерных материалов, должны включать данные о: местонахождении, идентификаторах, количестве ядерных материалов; типе, классе и сроках поверки и калибровки контрольно-измерительных приборов и систем, контроле качества измерений; расчетном выгорании и накоплении ядерных материалов; наличии средств контроля доступа и устройств индикации вмешательства к учетным единицам и хранилищам; проверке состояния средств контроля доступа и устройств индикации вмешательства; порядке использования подъемно-транспортного оборудования для перемещения ядерных материалов. 20. Материально-балансовые учетные документы должны содержать данные обо всех изменениях инвентарного количества ядерных материалов с указанием даты их регистрации, в том числе: данные об имеющемся в наличии количестве ядерных материалов после проведения физической инвентаризаций, включая уточнения и исправления, которые были сделаны в отношении изменений инвентарного количества ядерных материалов; данные о результатах подведения баланса ядерных материалов. 21. В разделе должно содержаться требование о внесении исправлений в учетные документы только лицом, ответственным за ведение данных документов, (вносится новая запись, отменяющая исправляемую с указанием последней). 22. В разделе должно быть указание о передаче материально-балансовых учетных документов по истечении определенного периода времени после отправки ядерных материалов из зоны баланса материалов в архив ядерной установки на постоянное хранение. 23. Отчетные документы (отчеты) должны содержать данные: об изменении инвентарного количества ядерных материалов за установленный период времени с указанием даты регистрации изменения количества ядерных материалов в соответствующей ЗБМ на ядерной установке; о материальном балансе ядерных материалов за период между двумя физическими инвентаризациями; об имеющемся в наличии количестве ядерных материалов (в виде списка) ко времени завершения физической инвентаризации. 24. В разделе должны быть приведены перечни отчетов и сроки их подготовки, причем отчетные формы и инструкции по их заполнению должны быть приведены в приложении. 25. В разделе должно содержаться требование к внесению исправления в отчеты, например, путем предоставления нового отчета. 26. В разделе должно содержаться требование о составлении специальных отчетов при наличии сведений о том, что произошли или могли произойти, потеря, несанкционированное использование или хищение ядерных материалов. Кроме того, должно быть указано, что специальные отчеты должны: направляться в эксплуатирующую организацию и в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий надзор за данной ядерной установкой, по факсимильной связи, телеграфу или телексу с последующим письменным подтверждением в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов топливного цикла (ПНАЭ Г-14-037-96); содержать подробную информацию о происшествии. X. Требования к разделу «Система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерной установке»27. В разделе должно быть указано, что должна обеспечивать система сбора и обработки данных учета и контроля ядерных материалов, например: своевременное получение, обработку и хранение информации о количестве и местонахождении ядерного материала на ядерной установке; периодическую проверку (сверку) учетных и отчетных данных; возможность составления списка зарегистрированного количества ядерных материалов, необходимого при проведении физической инвентаризации ядерных материалов; получение необходимой информации (в том числе за прошлые годы эксплуатации ядерной установки) для расследования фактов хищения, утраты или выявления незарегистрированных ядерных материалов. 28. В разделе должны быть установлены сроки хранения инвентаризационных ведомостей, учетной и отчетной документации. XI. Требования к разделу «Идентификация ядерных материалов в «балк»-форме29. В разделе должно содержаться требование о переводе ядерных материалов в «балк»-форме в форму учетных единиц. Для этого ядерные материалы в виде газа, порошка, таблеток или металла должны содержаться в контейнерах, которые: имеют индивидуальную маркировку, позволяющую однозначно их идентифицировать; оснащены средствами контроля доступа. 30. В разделе должны содержаться требования к процедурам перевода ядерных материалов из «балк»-формы в форму учетных единиц и к измерениям, проводимым для целей идентификации ядерных материалов. Кроме того, в разделе должно быть приведено описание применения разрушающих и неразрушающих методов контроля и идентификации ядерных материалов и допущенных к использованию и сертифицированных методик проведения измерений. 31. В разделе должно быть указание о наличии соответствующей квалификации у всех работников, осуществляющих проведение измерений ядерных материалов для целей учета и контроля. XII. Требования к разделу «Физическая инвентаризация ядерных материалов в «балк»-форме»32. В разделе должно быть требование о регулярном проведении физической инвентаризации ядерных материалов для определения имеющегося в наличии количества ядерных материалов на ядерной установке по зонам баланса материалов, сопоставления этого количества с зарегистрированным и выявления возможного превышения допустимой величины инвентаризационной разницы. 33. В зависимости от категории ядерных материалов в разделе устанавливается частота проведения физической инвентаризации. 34. В разделе должны быть установлены процедуры проведения физической инвентаризации и подведения ее итогов или дана ссылка на документ, определяющий порядок проведения физической инвентаризации, должно быть требование о заблаговременном уведомлении эксплуатирующей организации и межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за данной ядерной установкой, о сроках проведения физической инвентаризации. 35. В разделе должны быть требования: о проведении предварительной зачистки оборудования; о переводе ядерного материала из «балк»-формы в форму учетных единиц; о переводе всех ядерных материалов в «балк»-форме, находящихся в зоне баланса материалов, в измеряемую форму; о принятии мер, обеспечивающих полное прекращение перемещений ядерного материала в зону баланса материалов, из зоны баланса материалов и внутри нее во время проведения физической инвентаризации, а также прекращение внесений каких-либо записей в учетную документацию. Никакие исключения из этого требования недопустимы; о подготовке перечня имеющегося инвентарного количества ядерных материалов для всех ключевых точек измерений с указанием количества ядерных материалов. Перечень составляется отдельно для каждой ключевой точки измерений; о государственной поверке и калибровке необходимых для проведения измерений приборов с требуемой точностью и готовностью их к работе до начала физической инвентаризации; об определении конкретных обязанностей членов инвентаризационной комиссии. XIII. Требования к разделу «Подведение баланса ядерных материалов в «балк»-форме»36. В разделе должно быть требование о подведении баланса ядерных материалов и определении инвентаризационной разницы по каждой категории ядерных материалов в результате физической инвентаризации. 37. В разделе должно быть требование об определении имеющегося в наличии количества ядерных материалов как суммы весовых количеств ядерных материалов, измеренной в ходе физической инвентаризации, и измеренных ранее достоверных весовых количеств ядерных материалов, присутствующих в зоне баланса материалов, если в период проведения физической инвентаризации доступ к ним был невозможен. Ранее измеренные количества ядерных материалов могут считаться достоверными, если измерения были проведены с соблюдением требований государственных стандартов и правил метрологии в области использования атомной энергии, а также если к ядерным материалам применялись средства контроля доступа и периодическая проверка средств контроля доступа не указывала на несанкционированный доступ к ядерным материалам. Следует ввести требование о зависимости периодичности проверок средств контроля доступа, устанавливаемой в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, от категории ядерных материалов. 38. В разделе должно быть требование о включении в балансовый отчет о проведении физической инвентаризации величины инвентаризационной разницы, полученной в результате подведения баланса ядерных материалов. XIV. Требования к разделу «Оценка величины инвентаризационной разницы»39. В разделе должно содержаться требование об оценке величины инвентаризационной разницы. Для каждой ЗБМ, согласно требованиям Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов, должна быть установлена величина допустимой инвентаризационной разницы. В случае обнаружения инвентаризационной разницы, превышающей установленные значения, служба учета и контроля ядерных материалов ядерной установки извещает Госатомнадзор России и проводит расследование для выяснения причин, составляет план мероприятий по совершенствованию учета и контроля ядерных материалов на период до начала очередной физической инвентаризации, который в качестве приложения к заключительному отчету направляется на согласование в Госатомнадзор России. 40. В разделе должно содержаться требование о необходимости проведения служебного расследования при превышении величины допустимой инвентаризационной разницы. XV. Требования к разделу «Получение и отправка ядерных материалов в «балк»-форме»41. В разделе должны быть определены требования, относящиеся к перемещению ядерных материалов между зонами баланса материалов как в пределах одной ядерной установки, так и между другими ядерными установками. С учетом категории ядерных материалов должны быть указаны: допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя при передаче ядерных материалов; должностные лица, отвечающие за прием и отправку ядерных материалов, и сроки проведения проверки данных отправителя (входной контроль); однотипные процедуры и технические средства измерений установленного класса точности для определения состава и других физико-химических свойств ядерных материалов, применяемых при проверке данных отправителя; мероприятия, которые необходимо проводить в случае обнаружения превышения расхождений данных отправителя и получателя; требования к установке и снятию УИВ; специальные требования, связанные с экспортом и импортом ядерных материалов. XVI. Требования к разделу «Система обеспечения качества измерений ядерных материалов в целях учета и контроля»42. В разделе должны быть описаны процедуры перевода ядерного материла в измеряемую форму для определения его состава и массы. 43. В разделе должно содержаться требование о том, чтобы: система измерений, применяемая для целей учета и контроля ядерных материалов, обеспечивала получение результатов измерений для каждого вида ядерных материалов с заданной точностью; все данные о количестве и составе ядерных материалов, используемые для целей учета и контроля, основывались на их измерениях, кроме случаев, когда допускается применение данных, полученных расчетными методами. 44. В разделе должен быть определен ряд требований к системе измерений ядерных материалов для целей их учета и контроля на ядерной установке. Система измерений должна представлять собой совокупность технических средств и организационных мероприятий, позволяющих получить на основе выполняемых измерений следующие данные: о количестве, элементном и изотопном составе получаемых, производимых, хранящихся на ядерной установке ядерных материалов и отправляемых с нее; о фактическом наличии ядерных материалов в ЗБМ при проведении физических инвентаризаций; о погрешностях (случайной и систематической) каждой измеряемой величины. 45. В разделе должно содержаться требование о разработке программы измерений для каждой ЗБМ на ядерной установке. Программа должна утверждаться руководителем ядерной установки и пересматриваться не реже одного раза в 5 лет и включать в себя, в частности, перечни КТИ, методики выполнения измерений в них, технические средства и процедуры пробоотбора, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений. 46. В разделе должно содержаться требование к методикам измерений, которые, как правило, излагаются в виде отдельных нормативно-технических документов, которые должны быть построены, изложены и оформлены в соответствии с требованиями действующих государственных и отраслевых стандартов, причем: методики измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов; показатели точности методик измерения должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям; стандартные образцы для калибровки приборов и проверки правильности результатов измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности; перечень технических средств, используемых в системе измерений ядерных материалов, должен содержать наименование, тип, марку, заводской номер прибора; технические средства должны иметь свидетельство о поверке. Поверка технических средств должна выполняться в соответствии с действующими стандартами и порядком, установленном на данной ядерной установке; технические работники, выполняющие измерения ядерных материалов, должны быть аттестованы, знать правила эксплуатации и технического обслуживания приборов и иметь соответствующее свидетельство. 47. В разделе должно содержаться требование о разработке и внедрении на ядерной установке программы контроля качества измерений в рамках системы измерений ядерных материалов. Программа контроля качества измерений должна включать: методики калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов; проверку весов всех типов с использованием соответствующих стандартов; контроль качества проведения измерений для подтверждения правильности и воспроизводимости их результатов; программу обмена и периодического измерения образцов в рамках межлабораторного и (или) между ядерными установками сравнения результатов измерений; программу статистической оценки данных измерений, в том числе количественную оценку случайной и систематической погрешностей измерения конкретной методики измерения, погрешность пробоотбора. XVII. Требования к разделу «Применение устройств индикации вмешательства»48. В разделе должно содержаться требование о применении УИВ в отношении ядерных материалов, находящихся в ЗБМ. 49. В разделе должно содержаться требование о разработке на ядерной установке специальной программы применения УИВ, предназначенной для решения, в частности, следующих задач: приобретение необходимых типов и количества УИВ; управление запасом УИВ; установка, снятие и уничтожение УИВ; учет и документальное оформление перемещения УИВ от поступления на ядерную установку до уничтожения; контроль за установленными УИВ; действия при обнаружении признаков вмешательства; подготовка работников к участию в программе применения УИВ; контроль качества применения УИВ и эффективности программы в целом. 50. В разделе должны быть определены требования к программе применения УИВ. Программа применения УИВ должна включать в себя следующие разделы: Административная подчиненность и ответственность. Функциональные обязанности и взаимодействие, порядок отчетности лиц, участвующих в программе применения УИВ. Статус УИВ и требования к УИВ, применяемым при учете и контроле ядерных материалов. Требования по применению УИВ в отношении ядерных материалов, находящихся на ядерной установке. Обеспечение необходимыми типами и количеством УИВ. Входной контроль УИВ. Выдача, учет, хранение и уничтожение УИВ. Надзор за целостностью установленных УИВ. Необходимые условия для реализации программы применения УИВ. Формы документов по учету и контролю УИВ. Методы и периодичность внутренних ревизий программы применения УИВ. XVIII. Требования к разделу «Проведение расследования потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов»51. В разделе должно содержаться требование о том, что в случае обнаружения потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов на ядерной установке необходимо проводить расследование обстоятельств указанных фактов, для чего руководство ядерной установки: издает приказы о создании специальной комиссии для проведения расследования потерь, несанкционированного использования и хищения и о проведении внеочередной физической инвентаризации в срок не позднее 30 дней с даты обнаружения ядерных материалов в зоне баланса ядерных материалов, в которой имел место данный факт; извещает в течение 2 ч с момента обнаружения указанного факта эксплуатирующую организацию и соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России; сообщает в течение 7 дней с даты обнаружения указанного факта эксплуатирующую организацию и территориальному органу Госатомнадзора России сроки проведения внеочередной физической инвентаризации; направляет в течение 45 дней с даты обнаружения указанного факта в эксплуатирующую организацию и территориальный орган Госатомнадзора России акт о расследовании обстоятельств потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов. Начальник Управления по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Ю.Г. Володин Приложениек Типовым требования к содержанию инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в «балк»-форме на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов ПЕРЕЧЕНЬ
|